"Женский вопрос"

Дусларым белән уртаклашам:
Click to view image

Одной из самых волнующих проблем татарского общества конца XIX – начала XX веков был «женский вопрос». Когда на Западе женщины требовали равных избирательных прав, мусульманки избавлялись от чапанов, открывали женские медресе и мечтали о моногамных семейных отношениях. Но многие моменты в женском движении были схожи. В европейских странах долгое время сохранялось снисходительное отношение к женскому полу как к существам с ограниченными интеллектуальными возможностями. Мусульмане не учили женщин письму, считая, что образованные девушки начнут писать любовные записки. 

Пробуждение женского самосознания было результатом буржуазных преобразований на общероссийском уровне, модернизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе религиозно-моральных норм. Так, в пореформенное время женщины из бедных слоев общества стали пополнять мужские рабочие ряды на фабриках и заводах. Их дети не всегда отправлялись в традиционные мектебы и медресе, а уже в фабрично-заводские и городские училища. 

Дочери дворян и чиновников с конца XIX века обучались в русских женских гимназиях, проявляли себя в благотворительной деятельности. Представительницы духовенства и купечества, получившие преимущественно домашнее образование, в этот период открывали собственные женские школы и различные курсы. В Казани работали школы Магруй Барудии, Магруй Музаффарии, Лябиби Хусаинии, Фатихи Аитовой. Последняя школа в 1916 году была преобразована в женскую гимназию. Эта была первая татарская гимназия во всей России. 

В пропаганде идей феминизма значительную роль сыграли мужчины, особенно представители интеллигенции. На рубеже XIX-XX веков «женский вопрос» прочно занял место как в татарской публицистике, так и в литературе. Много внимания уделяли этому вопросу Исмаил Гаспринский, Ризаэтдин Фахреддин, Гаяз Исхаки, Фатих Амирхан. 

Более того, мужчины-писатели подписывались женскими псевдонимами, чтобы привлечь еще больше внимания к этой проблеме. Например, прозаик Г. Гафуров (Чыгтай) свой рассказ «Тутам» в 1905 году опубликовал под авторством некой «Галимы». 

Постепенно появилась литература, на самом деле созданная женщинами. В газетах и журналах имелись специальные женские странички. Иногда эти приложения редактировали дамы. Как, например, Фатима Наурузова в уфимской газете «Тормыш». В октябре 1913 года в Казани начал выходить женский журнал «Сююмбике». Таким образом, скучающие богатые городские домохозяйки, целыми днями попивающие чай и поправляющие затем макияж, описанные в этнографическом труде К. Фукса, в начале XX века встречались все реже и реже. 

Что касается сельской местности, то до 1914 года в татарских семьях наблюдалось строгое разграничение женских и мужских обязанностей. Мир женщины ограничивался, как правило, домом, все полевые и иные работы оставались прерогативой супруга. 

Но несколько отличались татарки, проживавшие в центральных губерниях России. Мужчины этих уездов занимались в основном отхожими промыслами, уезжали на заработки в столичные и другие города. Поэтому женщины вполне сносно справлялись с оставленным на их попечение хозяйством, отличались более раскрепощенным поведением. Да и проживание в смешанной этнической среде способствовало этому. Неслучайно и первая женщина-врач (Разия Кутлуярова), и первая известная певица (Марьям Искандерова), и первая женщина-математик (Сара Шакулова) были родом из Касимовского уезда Рязанской губернии. 

Эмансипация изменила традиционные женские роли. «Узкая домашняя жизнь с заботами о хозяйстве, о воспитании детей, посвященная исключительно интересам замкнутой семьи — меня не удовлетворяла», — писала о себе супруга казанского купца Фатиха Аитова. Ей повезло, свою общественную работу она осуществляла «благодаря моральной и материальной поддержке мужа» − Сулеймана Аитова. Однако в целом это нетипичный пример гармоничного сочетания семейной жизни и активной общественной деятельности мусульманской женщины. 

Если обратиться к судьбам татарских феминисток, то у некоторых из них не сложилась личная жизнь. Как правило, они были либо разведены, либо не выходили замуж. Была разведенной дамой Мухлиса Буби, первая и единственная женщина-казый (судья) в Оренбургском магометанском духовном собрании. Наряду с расторжениями браков имели место конфликты с родителями: не все девушки готовы были подчиняться их воле. В годы Первой мировой войны, не поладив с родителями, сбежали из дома поэтесса Захида Бурнашева (Гиффэт туташ), будущая актриса Ашраф Синяева. Каждая из них устроила свою профессиональную судьбу по собственному усмотрению. 

В дискуссиях о «женском вопросе» светская интеллигенция выступала за полную эмансипацию татарок, реформаторы и кадимисты, не отрицая значения женского образования, подчеркивали, что женщины должны быть под опекой мужчин. 

Богослов Муса Бигиев не одобрял «слишком частое фигурирование женщин в собраниях, балах, балетах, фарсах, спектаклях, маскарадах, на танцевальных вечерах», но приветствовал «как явление в высшей степени полезное присутствие женщин с открытым лицом в школах, университетах, храмах науки, в общественных собраниях». 

С одной стороны, как джадиды, так и кадимисты вроде бы принижали роль женщин в обществе, с другой, они лишь указывали на их особое положение, необходимость защиты. 

Первая мировая война стала рубежом между домашней жизнью татарки и ее деятельностью вне дома (поле, завод, фабрика, торговля и другие сферы). Война значительно ускорила запущенные еще в конце XIX века процессы по раскрепощению татарских женщин. 

Если представительницы состоятельных семей в этот период завоевывали себе пространство в политической и культурной жизни и тем самым по-своему разрешали свой «женский вопрос», то женщины, материально нуждавшиеся, шли работать наравне с мужчинами и уже на этом поприще видоизменяли свои гендерные роли. Война заставила женщин осваивать не известные ранее виды работ, например, в сельском хозяйстве, торговле. Появились женщины-продавцы (приказчицы). Значительную социально-профессиональную группу составляли татарские учительницы. Помимо мужской работы в тылу, некоторые девушки в качестве сестер милосердия отправлялись на фронт. Так, на Кавказском фронте пропала без вести художница Хадича Акчурина. 

К 1917 году работающая женщина, будь она врач или учительница, уже не воспринималась как предательница религиозных устоев. С 24 по 27 апреля 1917 года в Казани прошел Всероссийский съезд мусульманок. Делегатки представляли самые разные регионы, кроме них в зале присутствовали более 300 женщин-гостей. Поднимались вопросы равноправия мужчин и женщин, отмена многоженства и калыма, право женщин на развод и другие социальные проблемы. Татарки не только участвовали в специальных женских съездах, но и стали принимать участие в других общественных собраниях. В этот период гласной Уфимской городской думы была избрана певица Абруй Сайфи. Она же стала единственной женщиной, которую включили в состав национального законодательного собрания – Миллэт Меджлисе. В том же 1917 году во Всероссийском мусульманском съезде в Москве первой в истории ислама женщиной-казыем была избрана Мухлиса Буби. 

В начале XX века татарки были, пожалуй, наиболее эмансипированными среди всех мусульманок России. Именно они работали врачами, учителями, артистками на Кавказе и в Средней Азии, стали вдохновляющим примером для мусульманок этих регионов. И даже в начале 1930-х годов для работы врачом во дворце короля Саудовской Аравии по предложению Наркомата здравоохранения СССР направили гинеколога Амину Алимбекову. Все это было плодом той большой работы по разрешению «женского вопроса», проведенной в татарском обществе задолго до революционного 1917 года. 

Во многом феминизм татарок был обусловлен желанием самих мужчин видеть рядом с собой образованных и самостоятельных женщин, достойных представительниц татарской нации. 

"Женский вопрос" в татарском обществе
Из книги Л.Габдрафиковой «Татарское Буржуазное общество» 

На фото:
1. Всероссийский съезд мусульманок в Казани, 1917 год 
2.Поэтесса Захида Бурнашева (Гиффэт туташ) 
3.Женский журнал «Сююмбике» 
4.Мухлиса Буби, первая и единственная женщина-казый (судья) в Оренбургском магометанском духовном собрании 
_____________________________________________________________________ 
12 май 17.00 
Камал театры Кече сәхнә 
Илгиз Зәйниев "Җәүдәт берлән Зөбәрҗәт" 
#калеб_JZ #илгиззәйниев #җәүдәтберләнзөбәрҗәт #камалтеатры

Дусларым белән уртаклашам:

Other article