«Раскрой свое сердце…»

Дусларым белән уртаклашам:
Click to view image

автор: Милеуша Хабутдинова, к.филол.н.

«Чиксезлеккә!» («К бескрайности!») -- так обозначил Татарский ТЮЗ им. Г. Кариева свой вектор развития в новом сезоне. Автором перформанса со столь символическим названием, в котором приняли участие студенты театрального училища, является Н. Батулла. «Раскрой свое сердце…» – этот призыв американской писательницы Кейт ДиКамилло воистину можно считать лейтмотивом праздника-подарка, подготовленного коллективом Татарского ТЮЗа в честь открытия нового сезона.  

От площадного театра Востока к современному театру – так обозначил Н. Батулла свое видение развития татарского театра в собственном перформансе. Очевидно, что зрители на театральной площади стали свидетелями зрелища, уходящего корнями в традиции уличного площадного театра, одного из древних видов театрального искусства, сохраняющего в себе архаические черты обрядово-ритуальных действий, связанных с явлениями календарного цикла (циклическая тема умирания и обновления природы). 

В экспозиции обрядового действа Н. Батулла сделал акцент на музыкальном материале, отсылающем нас к древним домусульманским шаманским действиям. Фигура артиста с огромным барабаном притягивала к себе внимание зрителей. Магические звуки погружали нас в глубокую историю. Очевидно, что Н. Батулла предстал на площади в роли шамана, который нанося удары по священному барабану, стремится достичь состояния духовной экзальтации. Цель этого эпизода – сформировать у юных зрителей представление о самой древней форме театрального действа. Древние верили, что божество, откликнувшееся на мольбу шамана, вводит его в созерцательный экстаз. Шаман, впадая в состояние транса, движется, направляемый сверхъестественной силой, или что-то невнятно бормочет, чтобы, очнувшись, разразиться пророчеством, благодаря открывшемуся дару ясновидения.      

На звук магического барабана на театральную площадь ТЮЗа из разных углов стали медленно стекаться артисты в национальных костюмах. В этом эпизоде мы, с одной стороны, почувствовали отсылку к особому жанру театра одного актера – кукольному театру килим арасы (в центре ковра). Участники этого театрального действа  вели себя как марионетки, порой застывая невпопад. В то же время композиция из живых скульптур заставила нас вспомнить о праздничных шествиях эпохи СССР, которые пропагандировали главное достижение страны – дружбу между народами. Действия шамана в этом эпизоде лишились своей сакральной составляющей, он стал похож более на уличного музыканта, зазывающего зрителей на представление. Барабанщик, заигрывая со зрителями, с помощью барабанной дроби стимулировал эмоциональное состояние участников праздничного мероприятия. Н. Батулла, импровизируя, здесь сократил дистанцию со зрителем, вовлекая его хеппенинг.   

Финальный эпизод, когда артисты стали бережно складывать свои национальные одежды в бабушкин сундук, вызвал споры среди зрителей. Очевидно, что таким образом создатели перформанса хотели обозначить смену эпох в истории театра, разнообразие в формах его существования.

 Одних зрителей этот эпизод привел в состояние тревоги за будущее театра, который таким образом продемонстрировал  отказ от замыкания искусства в национальные рамки. Так реагирует современное искусство на вызовы эпохи глобализации. Другие, напротив, за этим эпизодом «прочитали» устремленность современного театра к безграничности. Ведь именно такая табличка висела на бабушкином сундуке. По сигналу бывшего шамана / уличного музыканта артисты, лишенные своей «личины», стремительно понеслись по лестнице в театр, чтобы в будущем на сцене обрести ту или иную ипостась в спектакле, который заявлен в афише. Так образно Татарский ТЮЗ заявил о своей готовности к диалогу с пространством мировой культуры с помощью разных форм театрального действия. 

Уличный театр сегодня вбирает в себя такие явления, как перформанс, флешмоб, хеппенинг. Перформанс на театральной площади плавно перетек в поэтический флешмоб, участниками которого стали начинающие поэты из творческого объединения «Калеб». Так, была обозначена роль литературы в жизни театра. 

В театральном фойе зрителей приветствовал молодежный оркестр. Все пространство вокруг захватили актеры в театральных костюмах, отсылающих к той или иной постановке. Все это даровало зрителям ощущение праздничного театрального калейдоскопа. Все в нетерпении устремились в зал, чтобы «раскрыть свое сердце» для спектакля, который учит любви и беззащитности… Татарский ТЮЗ открыл новый сезон спектаклем «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (реж. Р. Аюпов). 

Позади трудный путь Бездомья, а впереди –новые вершины, новые творческие обретения, новые встречи с добрым зрителем. Всех поздравляем с открытием нового театрального сезона! Пусть у каждого вида театрального действия будет свой благодарный зритель! Пусть восхождение Театра в Бесконечность будет поступательным! Меняя маски, желаем Вам не забывать о главной своей миссии – быть проводниками, послами татарской культуры!!!

 

Other article