"Кара Пулат" - Так значит, сгорела?

Дусларым белән уртаклашам:
Click to view image

Твердо помню: шёл, но относительно прохожих - нёсся во весь опор - вниз по Горького и эпично, если не фатально поскользнулся аккурат под афишами Тинчуринского театра. Пальто за эти доли секунды, пока я приходил в себя, вымаралось достаточно для того, чтобы больше никуда не торопиться. Действительно фатально. Поднимаюсь обескураженный, стряхаю с себя не то соль, не то все еще снег - краем глаза замечаю перемену цветов - вместо моей любимой черной афиши с рыжим "Гамлетом" висит другая - цветов не помню - "Кара Пулат".
Снизу подпись, читаю и сразу торкает : композитор Эльмир Низамов. Заговорщицки улыбаюсь - так всегда бывает, когда радуешься творческой удаче близкого человека - на автомате просчитываю дни до премьеры и где-то в голове уже набираю 8962... Эльмира, чтобы поздравить и попросить отложить два билета.

На, наверное, самый ожидаемый вредный вопрос от журналистов - почему не в оперном, а в тинчуринском - режиссёр из Москвы шутливо мечет: "Композитор молодой, оперный пока не доверяют".
И этому веришь - да, для меня от всех оперных театров мира пахнет снобизмом(читай: высокомерием)
Ренат Харис, мастер по части словоотвода - все же поэт - попытался ответить тактичнее: "Оперный - театр классического типа и ориентирован под такового рода постановки, а наша не совсем такового..."
Тогда во мне еще сильно было то чувство подлога, несоответствия мер - театр с репутацией более "доступного", по-обывательски - "деревенского", и вдруг - опера.
Конечно, после "Гамлета" снисходительное отношение к театру заменилось постоянным сравнением с Камаловским, виртуальными боями за мой карман... Но суть не в этом.

Посмотрев оперу, теперь я считаю, что идея с Тинчуринским - не следствие отказа Оперного, а весьма оправданное и исторически, и архитектурно, и по части целевой аудитории, решение.
В Тинчуринском, собственно, и начался Сайдашев - "Восточный клуб" опустим - началась история татарской национальной музыки. И то, что удалось 100 лет назад Сайдашеву - сбить элитарность, жесткую классовость хорошей музыки, сделать что-то воистину народное и красивое - это и удалось Эльмиру Низамову. Тогда 100 лет назад именно Сайдашев подсадил наш народ на оперную иглу.
Я не хочу, хотя могу, по-своему субъективно оценить работу и режиссера, и либреттиста, и хореографа. Хочется оценивать главного творца - композитора.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
У Эльмира получилось удачное, с точки зрения поражения зрителя, произведение. Рядом сидели не искушенные большой оперой люди. И они искренне взметали руки к губам, вышептывая "Ужас" или "Боже мой", когда на сцене распинали вниз головой - как апостола Петра - Воина-Жениха (вернее: Жениха-Воина).

Черные тягучие виолончели, желтая медь куполов, прорисованная духовыми, и змеи, вьющиеся меж ног - флейта и гобой...

Эльмир Низамов эксцентричный художник. Ребенок с кистью в руках!

Но иногда краски и манера письма кажутся странно знакомыми. Да, точно, где-то я это слышал. Наверное, самый обидный отзыв для композитора. Но когда делаешь что-то красивое - стандартно красивое - так обычно и выходит.
Отдельные номера казались дивертисментами, которые были вставлены по наущению заказчика – мол, покажи, что у нас бани были, девушки танцевать умели… Опять же, все очень талантливо и технично выполнено, но оставляет чувство искусственности. По каким законам будет идти развитие сюжета – полуэпической сказки или реальности?

Разрядка вышла слишком уж прямолинейная, но в этом нужно упрекать не композитора. Конечно, чуда нет и дочь хана не асбестовая. Конечно, она сгорает. Сказочный мотив внезапно оборачивается шелухой, оборачивается пеплом и трухой реальности.

Да, дочери ханов тоже горят.

Не знаю, хорошо ли это, плохо ли, но я не выхожу из зала с мыслью о судьбе погибшей дочери хана. Не выхожу с мыслью о Родине и о том, как бы поступил я.

Я выхожу, очарованный красотой декораций и некоторых мелодий. Я выхожу, пораженный воинственным вступлением, схожим по настроению со "Станом Тамерлана" Чайковского.

Я выхожу удивленный тем, что в кои-то веки тенор не раздражал, а как раз-таки наоборот, услаждал, наущал.
И мне хочется глубины. Все эти мысли о красоте, как и сама красота, эфемерны. Я хочу думать, мыслить, философствовать. Но мне не на чем взрастить мысли...

"Кара Пулат" красив, но я знаю, почему и как он красив. Это смазывает эффект. Примерно так же, когда ты знаешь, что женщина красива потому, что здесь подкрасила губы, здесь подкачала грудь, здесь подрисовала ресницы...
Для меня это музыкальное произведение останется чем-то вроде Дворца Земледелия или театра кукол "Әкият" - Красиво, но не глубоко.

Однако,стоит признать - несмотря на привидевшуюся мне неглубокость, хочется сходить еще раз. И рассказать об этом друзьям,посоветовать сходить с детьми... Нашим театрам не хватало именно такого произведения - чего-то связывающего народ и, ставшее запредельно от него далеким за последний век, элитарное искусство.
Поэтому браво,композитор. Спасибо за красоту.

Дусларым белән уртаклашам: