МОЛОДЫЕ КАЗАНСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ – НОВОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Дусларым белән уртаклашам:
Click to view image

Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. На протяжении многих лет этот вид искусства почитается.

Композитор. В основном, когда слышат это слово, возникают в голове портреты гениев музыки прошлых лет: Баха, Бетховена, Моцарта... Однако, на сегодняшний день, мир наполнен самыми разными песнями, мелодиями, имен создателей которых мы не знаем. Именно поэтому Казанская государственная консерватория в союзе с центром современной культуры «Смена» знакомит нас с творчеством молодых казанских композиторов - Ляйсан Абдуллиной, Марии Черных, Ильдара Камалова и Светланы Вещагиной. Они еще совсем молоды, их музыка только начинает приобретать свой стиль, однако она уже сейчас находит своих поклонников.
Данный проект направлен на широкую публику, в основном это молодежь и более старший возраст.

Апрель прекрасный месяц для проведения подобных музыкальных вечеров. Именно в этом месяце начинает просыпаться природа, человек наполнен лиризмом, становится мечтательным и более расположен к посещению подобного рода мероприятий.

Организаторами проекта предусмотрено проведение двух разных по тематике концертов. Первый, который состоялся 8 апреля, знакомит слушателей не только с музыкой, но и с биографией композиторов. Залы галереи заполнились звучанием множества инструментов: флейты, бас-кларнета, скрипки, фортепиано. Прекрасно исполняли свои вокальные номера Эмиль Шаймухаметов, Сюмбель Ситдикова. Так же радуют своей игрой восходящие звезды казанской сцены виолончелисты Анна Антонова и Ильяс Камалов. Все исполнители были подобраны с большой тщательностью, в основном это студенты консерватории, без пяти минут профессиональные и востребованные специалисты.

Второй концерт,22 апреля, окунет слушателей в мир народных мелодий. Здесь слушатель услышит национальные песни в обработке современных композиторов. В программе прослеживаются армянские, ирландские, русские, татарские и многие другие песни. Оба концерта сопровождаются интересным видеорядом, который еще больше создаёт музыкальную иллюзию.

Так что из себя представляют молодые казанские композиторы?

Ляйсан Абдуллина – современный композитор, сочетающий в своем творчестве традиции и новации. Не боится смешивать разные стили. Работает в разных жанрах, начиная от песни, заканчивая симфоническими произведениями. Каждое из ее произведений индивидуально, имеет свою историю. Поэтому и выбор выразительных средств всегда зависит от художественной цели. Ляйсан Абдуллина смело использует различные тембровые приемы и техники. Особенно композитор любит экспериментировать с голосом. Одним из ее ярких вокальных сочинений стал романс на стихи Анны Ахматовой. Ляйсан Абдуллина любит, а главное умеет импровизировать. Но в своих сочинениях предпочитает четко очерченную форму. В ее сочинениях нет аморфности — только динамика и жизненная энергия. Первые свои произведения Ляйсан Абдуллина создала еще в школьном возрасте и уже с малых лет знала, что будет композитором. Ляйсан прекрасно владеет фортепиано и исполняет почти все свои творения (рецензия Дины Хакимовой – муз. журналиста).

Мария Черных - создает свой удивительный мир, приглашая слушателей посетить его и проникнуться музыкой, звучащей со всех уголков ее творческой «планеты». Творческая личность, которая в ближайшем будущем вполне может занять достойное место в пантеоне современных композиторов. Под ее легкой рукой рождались такие сочинения, как цикл «Солнечные блики», японский романс «Sakuragari» и многие другие. Мария вдохновляется современными композиторскими техниками, богатым наследием прошлых эпох и, в особенности, японской музыкальной культурой, созвучной нашему времени. Мария не стремится шокировать или эпатировать слушателя, ее задача, как создателя музыки, совершенно иная. Для нее важно донести до общества идею, рожденную в музыкальных звуках произведений (рецензия рок-музыковеда, преподавателя Школы Рока Надежды Рузановой).

Ильдар Камалов - композитор – гитарист – постоянно подтверждает свой статус автора и исполнителя. Однако творческие искания Ильдара Камалова не ограничиваются лишь любимой гитарой. Полезным и удачным опытом для композитора стало написание Концертино для трубы и фортепиано, что значительно расширило арсенал молодого творца музыки. Большой интерес представляет целая группа сочинений Ильдара так называемого «фольклорного» направления. География народов, музыкальные традиции которых взяты за основу, довольно обширна и зачастую неожиданна. Сюда можно отнести «Саамский напев» для четырех виолончелей, композицию «Дутар» для гитары и виолончели. Творчество Ильдара Камалова постоянно пополняется свежими, интересными идеями, которые неизменно находят свое воплощение в музыкальных произведениях.

Светлана Вещагина - композитор, принимающая активное участие в музыкальной жизни Казани, в том числе, в качестве пианистки и виолончелистки. Ее музыка исполнялась в Швеции, Норвегии, Голландии, Германии, Италии. Будучи родом с Севера России, Светлана впитала его суровые образы, весьма далекие от радужной яркости и веселья. Отдельную страницу ее творчества заняли обработки поморских песен. По словам самого композитора, это «не очень-то жизнерадостный фольклор. Танцевальной музыки почти нет – только легендарные хороводы. Даже свадьба на Севере это всегда плач». Образец этого жанра, песню «Несозрелую калинушку нельзя нельзя заломать» Вещагина представила в обработке для голоса и фортепиано. С 2011 года Светлана состоит в рядах Молодежного отделения Союза композиторов РФ. В 2012, 2013 годах участвовала во Всероссийском семинаре молодых композиторов в Доме творчества «Руза» под руководством председателя Ассоциации Современной Музыки В. А. Екимовского. Выпускной работой Светланы Вещагиной стала Балетная сюита для симфонического оркестра «Растаявшая фея». С этим же сочинением она дебютировала на Фестивале современной музыки им. С. Губайдуллиной «Звучащий Дом Софии» (Казань, 2013). Композиторскому почерку Вещагиной свойственна некоторая доля «эмоциональной выверенности», постоянного контроля градуса кипения чувств. Она не допускает «звукового хаоса» даже в самых драматичных точках своих произведений. Фактически, ее музыка – это обнажение чувств уже после «промчавшейся бури», с известной долей отстраненности. Отсюда преобладание холодных тонов. Как признает сама композитор: «вся моя музыка овеяна холодом». С силой и упорством настоящего северного духа Светлана с каждым новым опусом утверждает свое право на самовыражение присущим ей языком, «не подгибаясь» под популярные течения ни в академической музыке, ни в эстрадной. Путь Вещагиной-композитора обозначился не как пробы себя в разных стилях, а повествование своим, уже сложившимся языком о пережитых чувствах.(рецензия музыковеда Залины Митюковой).

Все композиторы лауреаты множественных конкурсов, продвинутые исполнители и активные молодые люди. Проект, задуманный для проведения во время художественных выставок в «Смене», показывает зрителям, что есть молодежь разная, интересная и нестандартная.
Концерт, проведенный 8го апреля, собрал полный зал, что доказывает уникальность и и востребованность мероприятия.

Следующий концерт состоится 22 апреля, начало в 19.00.

Дусларым белән уртаклашам: