Как выглядят звезды фильма «самая обаятельная и привлекательная» 36 лет спустя

Судьба по заказу

В 1980-е годы в среде интеллигентов принято было увлекаться чем-нибудь «этаким»: астрологией, НЛО, точечным массажем, психологией. Перепечатки переводных зарубежных статей передавались из рук в руки, знаниями «оттуда» делились, их спешили применить на практике.

Продвинутая Сусанна, психолог-самоучка, искренне желает помочь школьной подруге найти пару: «Не родись красивой, а родись активной», — утверждает она и советует Наде как можно чаще повторять себе: «Я самая обаятельная и привлекательная. Все мужчины оборачиваются и смотрят мне вслед безумными глазами». Сейчас такими «мантрами» никого не удивишь, но тогда самовнушение было «новым словом». Сусанна даже использует вычислительную технику для определения психологической совместимости с потенциальным женихом. Правда, красавцем Смирновым ничего не вышло — судьбой Нади оказался Гена Сысоев, чью кандидатуру они с Сусаннной даже не рассматривали.

«Мужчины для меня как класс не существуют»

Скорее всего, ей мешали внутренние установки. Она словно отрицала отношения, не обращала внимания на мужчин. Она сама говорила Сусанне в самом начале фильма: «Я к ним отношусь как к пустому месту. Они мне нужны, как собаке пятая…» И в этом отношении, как видно, и крылась проблема. Она просто не давала мужчинам проявить какую-то инициативу, на корню пресекала все ухаживания, всем своим видом показывая, что не нуждается в мужчине. Даже когда не слишком решительный Гена пытался ей показать, что она ему по душе, сказав: «Ты еще красивее стала», она не заметила, что это комплимент от мужчины. Решила, что шутка…

Развитая анально-кожно-зрительная Надежда Клюева — боевая, деятельная, ответственная, добросовестная, неравнодушная. Она без раздумий бросается задерживать преступников на дежурстве в народной дружине. Этакий образ «активистки и комсомолки», для которой главное — работа, коллектив, общественная нагрузка. А семья не складывается, потому что нет понимания самой себя, своих желаний.

Кино в условиях дефицита

Бюджет на фильм выделили всего 500 тысяч рублей. Домашние интерьеры и комнаты КБ построили в павильонах «Мосфильма», коридоры и вестибюли снимали в настоящем НИИ. Одежда на актерах своя или одолженная друг у друга. Так, светлая шубка принадлежала самой Ирине Муравьевой, шляпа с полями на голове — Татьяне Васильевой, а кепка с помпоном — Ларисе Удовиченко. Единственный костюм, сшитый в мастерских «Мосфильма», — тот, в котором персонаж Кокшенова «соблазняет» Надю. Зато Михаил великодушно предоставил для съемок свои новенькие «жигули-семерку». На этом авто муж Сусанны увозит с работы Надю под удивленными взглядами сослуживцев.

Тема дефицита отражена в сцене с фарцовщиком, к которому Сусанна привела Надю. Но одна произнесенная персонажем Игоря Ясуловича фраза: «Она что, с Урала? Ничего не понимает?» возмутила тогдашнего секретаря Свердловского обкома партии товарища Ельцина. Бежанову даже пришлось письменно извиняться перед будущим президентом за «оскорбление» его землячек, доказывать, что ничего плохого он в виду не имел: просто хотел показать, что Надя не похожа на модницу-москвичку.

Картина была уже готова, когда руководство «Мосфильма» потребовало вырезать эпизоды с использованием иностранной музыки — из-за авторских прав. Об этом никто не подумал, несмотря на то что с одним из режиссеров уже случился международный скандал. Бежанову очень не хотелось перекраивать ленту, поэтому он решил сам обратиться к правообладателям.

Через объединение «Международная книга» он вышел на Фаусто Папетти

Саксофонист был тронут вниманием к своему творчеству, прислал режиссеру пластинку и дал разрешение на использование музыки. Голландская группа Star on 45 тоже не возражала, чтобы ее песни слушали герои советского фильма

Не дождавшись ответа только от Аманды Лир (на экране телевизора в квартире фарцовщика показывался видеоклип французской певицы). Но и в этом случае нашлось остроумное решение: картинку с западной дивой сопровождает голос Ларисы Долиной. А вот будущий известный певец Владимир Маркин («Я готов целовать песок», «Сиреневый туман») в фильме не поет, а играет на саксофоне.

Комедию-мелодраму «Самая обаятельная и привлекательная» зрители восприняли на ура. В 1985 году фильм стал лидером советского кинопроката и был закуплен в 69 стран мира.

«Психология брачных союзов — это малоизученная область психологии и социологии»

Вряд ли найдется человек, который еще не смотрел картину. И все же напомним в двух словах, о чем она.

Надежда Клюева работает инженером в проектном институте. Девушка давно на выданье, однако претендентов на руку и сердце не наблюдается. Каждый день она ходит на работу, активно участвует в общественной жизни коллектива, во время обеденных перерывов играет в пинг-понг. Кажется, она и не думает о замужестве, а время идет.

Случайно встретив бывшую одноклассницу Сусанну, она узнает, что главное, что нужно женщине, — удачно выйти замуж. Психолог и социолог по профессии, Сусанна берет устройство ее личной жизни в свои руки, выбрав объектом завоевания Надиного коллегу по работе Володю. Помимо любви к подруге есть у нее и корыстный интерес — она пишет диссертацию по теме психологии брачных союзов.

Сусанна обучает Надежду женским премудростям — хорошо выглядеть, вкусно готовить, правильно общаться с мужчиной. Надя расцветает на глазах

Все коллеги-мужчины начинают обращать на нее внимание. Однако самовлюбленный Володя не спешит поддаться ее чарам, предпочитая кратковременные романы

Более того, приглашенный Надеждой на концерт, он приходит с другой девушкой.

Надя также узнает, что отношения самой Сусанны с мужем, которые та создала «по науке», далеки от идеала. Муж изменяет ей, а жена ничего не знает об этом. Разочаровавшись в действенности предложенных методов, она возвращается к прежнему образу жизни и снова начинает играть в пинг-понг с техником Геной Сысоевым.

Кажется, это именно тот человек, с которым ей хорошо и комфортно. Так стоило ли начинать все эти изменения, чтобы прийти к тому, что было рядом? «Быть может, счастье рядом — ты только оглянись» — говорят нам создатели фильма словами из песни.

Однако не все так просто. В фильме хэппи-энд остается под вопросом. Мы так и не узнали, сложились ли в итоге отношения Гены и Нади или нет. Возможно, они остались просто друзьями, продолжали играть в пинг-понг, и Надежда так и не вышла за него замуж.

Когда фильм вышел на экраны, многие женщины, стремящиеся к замужеству, взяли на вооружение показанные в нем приемы привлечения мужчин. А кое-кто продолжает это делать до сих пор, потому что не знает другого действенного способа создать отношения.

Системный психоанализ показывает, что выбор Надежды Клюевой далеко не однозначен, особенно для современных женщин. Почему? И какой метод действует сегодня? Давайте разбираться.

Без кастинга

Бежанов считает: половина успеха картины зависит от правильного подбора актеров, поэтому почти все роли он мысленно распределил еще в процессе написания сценария, и главная предназначалась Ирине Муравьевой. К 1985 году актриса была на пике популярности: она уже снялась в «Москва слезам не верит» и «Карнавале», получила звание заслуженной артистки РСФСР и успешно играла в театре. Но когда Бежанов обратился к Ирине с предложением сыграть Надю — она отказалась. Сценарий ее не вдохновил, играть очередную дурнушку в поисках счастья актриса не желала. По словам режиссера, он «… полгода ходил за ней, стоял на коленях, умолял ее мужа, «облизывал» ее следы у театра имени Моссовета». И все-таки уговорил!

Но роль главного красавца конструкторского бюро Володи Смирнова пригласили Александра Абдулова, и он принял предложение. Не было вопросов и с другими исполнителями, кроме кандидатуры на роль подруги Нади, Сусанны. Бежанову очень хотелось, чтобы её сыграла Любовь Полищук, однако актриса была занята в других картинах. Как вторую претендентку он рассматривал Инну Чурикову, но остановил свой выбор на Татьяне Васильевой. Её мужа по фильму сыграл Александр Ширвиндт.

«Нужно, чтобы был вечный бой, чтобы все горело синим пламенем!»

На тренинге «Системно-векторная психология» мы узнаем, что отношения между мужчиной и женщиной начинаются с влечения. А на базе влечения уже может быть построена эмоциональная связь, которая сохранит отношения на долгие годы. Ведь влечение, основанное на животном притяжении по запаху, по феромонам, длится в среднем до трех лет, а дальше нас удерживает вместе наша способность создавать человеческие связи — чувственные, душевные, интеллектуальные.

У Надежды Клюевой не было влечения ни к одному из мужчин. Не было той искры, из которой могло бы разгореться пламя долгой взаимной любви. Надя сама не знала, кто ей нравится. «Чисто внешне» ей нравился Володя. Но когда Клавдия Матвеевна заметила, что она «бегает за Володькой», девушка ответила: «Мне замуж пора, а он — походящая кандидатура». «Кандидатура» — странное слово для определения человека, в которого влюблен и который должен вызывать бурю эмоций. Надя, как обладатель зрительного вектора, искала сильное чувство, но не находила его в себе.

Да и выбора у нее особо не было. Володя — представитель кожного вектора, не очень развитого и не очень реализованного. Клавдия Матвеевна охарактеризовала его одним метким словом — пижон. Конечно, работа инженером предполагает хороший уровень реализации кожного вектора, но инженер инженеру рознь. Когда он работает фактически чертежником, возникает рутина и реализации активному, подвижному и стремящему к постоянным изменениям кожнику не хватает. Поэтому, как говорит Юрий Бурлан, такой кожник будет «добирать» реализацию многочисленными любовными похождениями, что Володя и делал.

Кстати, так же действует женатый, имеющий двух дочерей Миша Дятлов, решая проблему недостаточной реализации кожного вектора постоянными изменами жене. Видя изменения в Наде, он уже не прочь завести и с ней интрижку, но «на работе — ни за что!»… Обладатель анального вектора Леха Пряхин Наде не интересен — слишком прост. Интересы — поесть, футбол, баня. А зрительной девушке нужны сильные чувства.

На этом фоне Гена Сысоев начинает ей казаться самым близким человеком. Она скучает по совместной игре в пинг-понг. Действительно, хороший человек, положительный во всех отношениях. Но что их связывает, кроме пинг-понга во время перерыва на обед? Про него мы знаем только, что он — техник, а значит, можем предположить, что это востребованный профессионал с анальным вектором. То есть в потенциале он может быть достаточно развит, иметь ценность семьи, быть верным, преданным и надежным мужем. Безусловно, не самая плохая партия. Тем более что Надя ему нравится.

Вот такие браки, основанные на дружбе и уважении, довольно часто встречались в СССР. «Вы любите свою жену?» — спрашивали мужа. «Я ее очень уважаю. Она прекрасная хозяйка, мать моих детей». То же самое жена говорила про мужа: «Он очень хороший человек, заботливый муж и отец». Но только ли это надо Надежде?

Простодушный Гена так отвечает Сусанне на вопрос о том, пригласит ли он женщину на чашечку кофе со всеми вытекающими отсюда последствиями: «Не понимаю, какие последствия вытекают из чашечки кофе». А где страсть, где влечение, где любовь, в конце концов? Ведь для зрительного человека, коим является Надя, любовь — это смысл жизни. Если у них и сложится с Геной, то это будет пара, основанная на дружбе и уважении, но скучный и пресный брак.

Однако она и сама боится себе признаться, что хочет любви. «А что, любить плохо?» — робко спрашивает она. Хочет и сомневается…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector