Анатолий равикович — биография, новости, личная жизнь

Биография

Театральное творчество

  • В 1958-1961 годы выпускник театрального вуза работал по направлению в театрах Комсомольска-на-Амуре и Сталинграда.
  • В 1962 году начинающий артист возвратился в родной город и был принят в труппу театра имени Ленсовета, где начинал работать главным режиссёром Игорь Владимиров, который был молод и собирал вокруг себя новые силы. На сцене этого театра Равикович играл более 25 лет и называл это время самым счастливым в жизни.
  • О востребованности в театре можно судить по 40 постановкам, в которых был занят актёр. Рядом с ним играли известные артисты: Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Елена Соловей. Самые яркие образы были созданы в спектаклях:
    • «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля — Пичем, 1966 г.
    • «Человек и джентльмен» — Дженнароде Сиа, 1968 г.
    • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А. Линдгрен – Карлсон, 1969 г.
    • «Укрощение строптивой» Шекспира — Грумио, 1970 г.
    • «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Мармеладов, 1973 г.
    • «Ковалёва из провинции» — Скорняк, 1973 г.
    • «Люди и страсти» – Аздак , 1974 г.
    • «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика — Клоун Бом, 1976 г.
    • «Вишнёвый сад» А. Чехова – Фирс, 1978 г.
  • В 1973 году Анатолий Юрьевич Равикович получил звание Заслуженного артиста РСФСР, чему был обязан своими театральными работами.
  • В 80-ые годы он выступил как режиссёр и поставил спектакли: «Суббота. Воскресенье. Понедельник» – автор Эдуардо Де Филиппо; «Маленькая Баба-Яга» – по произведению Отфрида Пройслера; «Наедине со всеми» – сценарий А. Гельмана; «Победительница» – пьеса А. Арбузова.
  • С 1988 года по причине творческого кризиса, который переживал театр Ленсовета и его главный режиссёр, некоторые члены труппы ушли в другие театры. Анатолий Равикович оказался в Санкт-Петербургском театре Комедии им. Акимова, руководимом Петром Фоменко, где получил тёплый приём и главные роли. Здесь он работал до конца жизни – до 2012 года, без малого 25 лет. Актёр играл в лучших спектаклях: «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Биография» М. Фриша, «Тартарен из Тараскона» А. Доде, «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта, «Средство Макропулоса» К. Чапека, «Свидания в предместье» по пьесе А. Вампилова «Старший сын».
  • Анатолий Юрьевич не отказывался от возможности поработать как приглашённый артист в проектах других театров. Такой опыт он приобрёл в Москве: в театре Антона Чехова (спектакли «Поза эмигранта», «Ужин с дураком», «Цены») и в Театре эстрады («Ночь в Венеции»). Московскую публику он называл более демократичной и щедрой на аплодисменты, чем питерскую.

Работа в кино

  • Фактурная внешность, «киногеничность» и своеобразное амплуа маленького нелепого человека, который отваживается постоять за себя, открывали А. Равиковичу путь в комедийное кино. Но к своей звёздной роли этого плана он шёл через десяток персонажей эпизода и второго плана. Наиболее интересные работы – в фильмах «Агония», 1975 г. (проситель); «Капитан Соври-голова», 1979 г. (дед); «Мой папа – идеалист», 1980 г. (зубной врач).
  • В 1982 году артист, как говорится, проснулся знаменитым. За роль неприспособленного к жизни интеллигента Льва Хоботова в фильме М. Казакова «Покровские ворота» его полюбили зрители всех возрастов и профессий необъятного СССР. Эта любовь не иссякла и поныне.
  • В 80-ые годы результатом этого успеха стало множество предложений от кинорежиссёров. Артист снялся в 20-и фильмах, в 6-и из них в главной роли. Наиболее значимыми в его фильмографии стали: «Приморский бульвар», 1988 г. (роль отца двух сестёр); «Тайна золотого брегета», 1988 г. (доктор Прозоров); «Загадка Эндхауза», 1989 г. (Эркюль Пуаро).
  • В 1988 году Анатолию Юрьевичу Равиковичу было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
  • В 90-ые годы из 25-и киноработ актёра интересными и запоминающимися можно назвать роли в фильмах: «Мушкетёры двадцать лет спустя», 1992 г. (кардинал Мазарини); «Поезд до Бруклина», 1995 г. (Алик – главная роль); в сериале «Улицы разбитых фонарей-1», 1998 г. (директор ликёро-водочного завода – главный персонаж).
  • 2000-ые принесли в копилку ролей более 20 образов. Они были большей частью второстепенными и эпизодическими. Главных героев удалось сыграть в 3-ёх фильмах: «Тартарен из Тараскона», 2003 г. (Тартарен); «Две судьбы-3. Золотая клетка», 2005 г. (Лев Ефимович Яневич); в сериале «Братья-детективы», 2008 г. (Ройтман).
  • В последние годы А. Равикович работал всё меньше. Его здоровье было подорвано несколькими инфарктами. Анатолий Юрьевич трудился над написанием мемуаров. Его книга «Негероический герой: Воспоминания» вышла из печати в 2008 году.
  • Артиста не стало 8 апреля 2012 года. Он умер в больнице из-за сердечной недостаточности. Могила А.Ю. Равиковича находится на петербургском Волковом кладбище, на «Литераторских мостках».

Частная жизнь

Анатолий Юрьевич Равикович был дважды женат. Первый раз – на своей однокурснице Елене Доброседовой, с которой вместе поехал по распределению вуза в Комсомольск-на-Амуре. У них родилась дочь Маша. После возвращения с Дальнего Востока жена стала театральным критиком.

Первая жена — Елена Доброседова

Когда артисту было 45 лет, с ним приключилась история, словно взятая из сюжета «Покровских ворот». Он влюбился в актрису своего театра имени Ленсовета, которая была моложе на 20 лет. Вместе с Ириной Мазуркевич в 1988 году он ушёл в театр Петра Фоменко. Пара представляла гармоничный союз творческих любящих людей. Хотя артисту трудно дался развод с первой женой, но в конце концов он обрёл настоящее семейное счастье. В этом браке у него родилась дочь Елизавета.

С женой Ириной и дочерью Елизаветой

Детские воспоминания

В непростые времена родился Анатолий Равикович. Биография этого актера охватывает трудные этапы в советской истории, что не могло не отразиться и на его судьбе. Родился Равикович в Ленинграде в 1936 году. Родители актера пережили Гражданскую войну, нестабильность нэповского периода, голод и нужду. Силы у них хватало лишь на то, чтобы прокормить, обуть детей. В юности актер стеснялся их необразованности и еврейского акцента. Но позже, вспоминая это, Анатолий Равикович испытывал острую вину перед родителями. К сожалению, время повернуть вспять невозможно.

Жили Равиковичи в одном из непримечательных районов Ленинграда, где некогда находились ремесленники и бедные чиновники. Но и во времена детства актера на его родной Прядильной улице обитал лишь небогатый люд. Ютилась семья в одной из четырех комнат коммунальной квартиры. Обстановка в этом жилище, разумеется, была плохой. Каждую неделю приходилось посещать баню, поскольку ванна в квартире если и была, то, видимо, еще до революции. Когда много лет спустя Анатолий Равикович отвечал на вопрос журналистов о том, посещает ли его тоска по жизни в коммунальной квартире, где, согласно фильму «Покровские ворота», всегда весело и атмосфера царит весьма задушевная, тот сказал: «Не скучаю! Пропади она пропадом!»

Институт

В выпускном классе перед Анатолием Равиковичем стоял острый вопрос: что делать дальше? В престижные вузы ему попасть было нереально. Во-первых, он был далеко не отличником. Во-вторых, пятый пункт в анкете закрывал перед ним все двери в храм науки. Оставались педагогические вузы, которые не пользовались особенным спросом. Но не об этом мечтал Анатолий Равикович. Вернуться снова в нелюбимую школу, но в другой роли, не входило в его планы.

Следует сказать, что, несмотря на свои регулярные посещения драматического кружка, актером он стать не мечтал. И когда руководитель предложил попробовать поступить в театральное училище, это стало для Анатолия неожиданностью.

Скрывая от родителей свои намерения, он подал документы в Ленинградский театральный институт. И, надо сказать, провалил бы их с треском, потому как еще до начала вступительных экзаменов стал жертвой злых розыгрышей студентов этого вуза. Однажды в храме искусства Анатолию повстречались два молодых человека, которые представились преподавателями. Мало того, что они принудили будущего абитуриента к чтению чеховского рассказа прямо в вестибюле, где сновали туда-сюда студенты и настоящие педагоги. Но они также смогли его убедить в том, что более всего ему подходит героический мужественный образ.

В результате перед приемной комиссией был прочитан монолог Тараса Бульбы. Экзаменаторы не в восторге были от молодого человека, который всеми силами пытается изобразить грозного жесткого отца. Но когда абитуриент вдобавок спел весьма патриотическую песню, не попадая в тональность и взвывая все громче и громче, его фамилию внесли в счастливый список. Но лишь с условием, что он в дальнейшем будет развивать задатки актера-комика.

Телеспектакли

Помимо кинофильмов, Анатолий Равикович, фото которого вы видите в статье, снимался для телеспектаклей. И это чудесно, так как несколько спектаклей сохранены для будущих поколений. Взрослые и дети будущего смогут увидеть то волшебство, которое было сотворено в театре этим легендарным артистом. Спектаклей не так много, но среди них можно выделить несколько. Самый первый телеспектакль с участием Равиковича в роли Карлсона был снят в 1975 году «Необыкновенное воскресенье». Спустя пять лет в 1980 году снялся телеспектакль «Когда умер святой Патрик?». В нем Анатолий Юрьевич играл бармена.

В 1983 году в свет вышло сразу два телеспектакля: «Оловянные кольца», где Равикович играл Флюгерио, и «Кошкин дом». Во втором спектакле Анатолий Юрьевич играл целых две роли: кота Василия и папы девочки. Через два года – в 1987 году – артист снялся в роли Торина Дубощита в телеспектакле «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита». Спектакль был создан по произведению Джона Рональда Руэла Толкина. Последний телеспектакль, в котором снялся Равикович, был выпущен в 1987 году под названием «Привидение из города Ойленберга». Здесь актеру досталась главная роль Ойленбергского Привидения.

«Звездная» роль русского слуги

В процессе подготовки этой статьи я с большим удивлением обнаружил, что до появления «Покровских ворот» Анатолия Равиковича практически не снимали (а ему на тот момент исполнилось 46 лет) и фактически роль Льва Евгеньевича Хоботова стала своеобразным пропуском на большой экран. Неужели кинорежиссеры не стремились снимать этого яркого актера?

В одной из телепередач Анатолий Юрьевич очень красочно рассказал об одной неудавшейся киноэпопее, связанной со съемками знаменитого фильма «Земля Санникова». К артисту обратился ассистент режиссера и стал слезно умолять сняться в роли русского слуги (!). «Это — «звездная роль, ты с ней объедешь весь Советский Союз!», — подзадоривал он Равиковича. Честно говоря, я не знаю, каким богатым воображением и буйной фантазией нужно обладать, чтобы представить Равиковича в подобном амплуа, но, в конце концов, молодой человек согласился, хотя для кинопроб ему пришлось полностью сменить имидж, перекрасив волосы. Для кино подобные «экзекуции» не являются редкостью.

Так, например, брюнет Александр Демьяненко по воле режиссера Леонида Гайдая превратился в блондина, и таких примеров немало.

«Отягчающим» обстоятельством в случае с Равиковичем послужили его брови, которые сводили всю идею «покраски» на нет. Тогда ассистент режиссера приказал выкрасить и их. «Мы пожжем актеру брови!», — взмолился несчастный гример, но экзекуция свершилась, и Равикович превратился в блондина. На киноплощадке царила привычная суета, и ему даже не дали возможности настроиться на роль. Он что-то робко пролепетал режиссеру, но тот с кавказским темпераментом воскликнул: «Между прочим, это — производство!» и тут же обратился к оператору: «А ну подыми камеру вниз!».

Кинопробы прошли неудачно, в результате чего роль русского слуги досталась другому актеру, но на этом приключения Анатолия не закончились. «Смотрины» проходили в Москве, а на следующий день актер должен был играть в родном Ленинграде, причем героя с черным цветом волос. Перед отъездом Равикович зашел в магазин и робко попросил черную краску для волос, и уже на выходе из отдела услышал, как одна продавщица жаловалась подруге: «Ты знаешь, от этих „голубых“ совсем нет житья!». В туалете поезда актер начал перекрашивать волосы, при этом полностью перепачкал костюм и рубашку, однако в Питер приехал в образе жгучего брюнета.

Биография

Анатолий Юрьевич Равикович появился на свет в конце 1936 года в северной столице РСФСР. Его родители пережили тяжелые годы строительства советского государства, много работали, чтобы помочь своим детям встать на ноги. К сожалению, оба рано ушли из жизни, так и не порадовавшись успехам сына. Сам Анатолий Юрьевич пережил в детские годы блокаду.В 1954 году Равикович поступает в театральный ВУЗ Ленинграда на курс к профессору Хохлову. Приемную комиссию сразило наповал актерское исполнение Равиковичем песни «По долинам и по взгорьям». Юношу взяли в институт сразу же за его комедийную органичность и талант к пародированию. В 1958 году по распределению молодой артист направляется в театр города Комсомольск-на-Амуре, где он провёл 2 года, а затем ещё один год он отдал театру драмы Сталинграда. По счастливому случаю в начале 60-х годов, отдыхая в ялтинском санатории, Равикович познакомился с молодым постановщиком Ленинградского театра Ленсовета Игорем Петровичем Владимировым, который в это время искал молодых перспективных актёров в свой творческий коллектив. Так молодой актер вернулся в родной город и уже не покидал его до последних дней.

Обновленный Яндекс.БраузерЗагрузите последнюю версию Браузера, чтобы открывать любимые сервисыЗагрузите последнюю версию Браузера, чтобы открывать любимые сервисыgetyabrowser.comДоступ к ОдноклассникамДоступ к ВконтактеБыстрый браузерПерейтиЯндекс.Директ0+

Театральные работы

Ленинградский театр имени Ленсовета

  • 1962 — «У стен Ленинграда» Вc. Вишневского — Первый матрос
  • 1962 — «Пигмалион» Б. Шоу — Фредди (ввод) (премьера — 30 декабря 1961)
  • 1963 — «Хочу верить» И. Голосовского — Шофёр
  • 1963 — «Первый встречный» Ю. Принцева — Морской старшина
  • 1963 — «Женский монастырь» В. Дыховичного, М. Слободского — Мужской хор, Наташин
  • 1963 — «Левониха на орбите» А. Макаёнка — Тесаков
  • 1963 — «Таня» А. Арбузова — Михей, «Партизан» (премьера — 3 декабря 1963)
  • 1963 — «Хрустальный башмачок» Т. Габбе — Король
  • 1964 — «Совесть» Д. Павловой — Сотрудник института
  • 1964 — «Жили-были старик со старухой» Ю. Дунского, В. Фрида — Студент
  • 1964 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Бенволио (премьера — 8 июля 1964)
  • 1964 — «Чертова мельница» Я. Дрды, И. Штока — Люциус
  • 1964 — «История одной любви» К. Симонова — Корреспондент
  • 1965 — «Сплошные неприятности» («Трудно быть сержантом») А. Левина, М. Химена — Бен Уитледж
  • 1965 — «День как день» С.Лунгина, И.Нусинова — Вахтёр
  • 1966 — «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля — Роберт-Пила (премьера — 28 июня 1966)
  • 1967 — «Чрезвычайный посол» А. и П. Тур — Корреспондент, Солдат, Король
  • 1967 — «Женский монастырь» — Новичок (ввод)
  • 1968 — «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо — Дженнаро Сиа (записан для телевидения)
  • 1968 — «Женский монастырь» — Ладыгин (ввод)
  • 1968 — «Жестокость» П. Нилина — Сумский
  • 1969 — «Лодка в лесу» (пьеса «Тропинки») Н. Хайтова — Влашо
  • 1969 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен — Карлсон — (премьера — 6 декабря 1969)
  • 1970 — «Хождение по мукам» А. Н. Толстого — Чёрный
  • 1970 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Грумио (премьера — 29 декабря 1970), (записан для телевидения)
  • 1971 — «Человек со стороны» И.Дворецкого — Пухов
  • 1971 — «Жестокость» — Узелков (ввод)
  • 1971 — «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — Замётов (премьера — 15 декабря 1971)
  • 1972 — «Двери хлопают» М. Фермо — Старичок
  • 1973 — «Двери хлопают» М. Фермо — Отец (ввод)
  • 1973 — «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — Мармеладов Семен Иванович (ввод)
  • 1973 — «Дульсинея Тобосская» А. Володина — Санчо Панса (премьера — 24 сентября 1973)
  • 1973 — «Ковалёва из провинции» И. Дворецкого — Скорняк (премьера — 21 декабря 1973), (записан для телевидения)
  • 1974 — «Трубадур и его друзья» В.Ливанова, Ю.Энтина — Король (премьера — 24 марта 1974)
  • 1974 — «Миссис Пайпер ведёт следствие» Дж. Поплуэлла — Миссис Пайпер
  • 1974 — «Люди и страсти» (Пролог из «Фауста» — Комический актёр ), («Кавказский меловой круг» Б. Брехта —Аздак, деревенский писарь (записан для телевидения) (премьера — 2 декабря 1974)
  • 1975 — «Нашестиве» Л. Леонова — Таланов
  • 1976 — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика — Клоун Бом (премьера — 25 июня 1976)
  • 1977 — «Именем земли и солнца» И. Друцэ — Харет Васильевич
  • 1978 — «Человек, животное и добродетель» Л. Пиранделло — Паолино
  • 1978 — «Вишнёвый сад» А.П. Чехова — Фирс, лакей, старик (премьера — 18 декабря 1978)
  • 1980 — «Станция» Н. Хикмета — Трофим Игнатьевич
  • 1982 — «Рояль в открытом море» Л. Соболева — Нетопорчук
  • 1984 — «Трехгрошовая опера» Б. Брехта — Джонатан Джеремия Пичем (ввод)
  • 1984 — «Вы чьё, старичьё?» Б. Васильева — Глушков
  • 1985 — «Песнь о городе» И. Владимирова, Ю. Волкова (по «Блокадной книге» А.Адамовича, Д.Гранина) — Врач
  • 1986 — «Зинуля» А. Гельмана — Фёдор Иванович
  • «Тим Талер, или Проданный смех» (записан для телевидения)

Театр Комедии им. Акимова

  • «Зойкина квартира» М. Булгакова — Аметистов
  • «Биография» М. Фриша — Кюрма
  • «Тартарен из Тараскона» А. Доде — Тартарен
  • «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта — Ромул Августул
  • 2000 — «Хочу сниматься в кино» Н. Саймона — Дерри Таккер
  • 2004 — «Средство Макропулоса» К. Чапека — Гаук
  • 2007 — «Свидания в предместье» А. Вампилова — Сарафанов

Театр Антона Чехова

  • «Поза эмигранта»
  • «Ужин с дураком»
  • «Цена»

Театр Хазанова

«Ночь в Венеции»

Режиссёр

  • «Суббота. Воскресенье. Понедельник» Эдуардо Де Филиппо.
  • «Маленькая Баба-Яга», по произведению Отфрида Пройслера, 1986 г.

Дочь легендарного актера

Елизавета Анатольевна Мазуркевич родилась в Ленинграде. Сегодня дочери великого актера 38 лет. Кстати, мама Елизаветы — тоже знаменитая личность. Речь идет об актрисе театра и кино Ирине Степановне Мазуркевич (снималась в таких кинокартинах, как «Коллекционер», «Три сестры», «Встретимся в метро», «Подлинная история поручика Ржевского», «О бедном гусаре замолвите слово» и др.).

Родители Елизаветы познакомились, когда ее отцу был 41 год, а матери – 19 лет. На момент их встречи Анатолий Юрьевич уже был связан узами брака с другой женщиной и имел дочь Машеньку. Когда Ирина Степановна забеременела, Равикович решил, что уйдет из семьи ради новой возлюбленной. Так Мазуркевич и Анатолий Юрьевич стали жить вместе.

Коммунальное детство

Детские годы Анатолия Равиковича прошли в коммунальной квартире в одном из некогда ремесленных кварталов Ленинграда — на Прядильной улице. Времена были тяжелые: война, голод, эвакуация, родители едва могли прокормить троих детей.

Воспоминания военных лет пятилетнего тогда мальчика — нескончаемый поток беженцев, эвакуация на подводе, которая по малолетству напоминала турпоход. Эпизод, когда его, едва не утонувшего в ледяной воде, заставили глотнуть самогона. Весна 44-го, когда семья вернулась в родной Ленинград. И наконец, величайшая находка — довоенный самокат, обнаруженный в кладовке городской квартиры.

Война

На лето семья Равиковичей отправлялась к родственникам в Глухово. Так было и в сорок первом году. В Ленинграде остался только отец. Из увиденного в то лето Анатолий Равикович вспоминал огромные потоки людей, которые направлялись из Западной Украины в восточном направлении. После недолгих обсуждений мать и родственники приняли решение уходить, спасать себя и детей.

Равиковичу было тогда всего четыре года, но он навсегда запомнил странный самолет в небе, и то, как взрослые обсуждают, чей он – наш или немецкий. Он также отчетливо помнил, что после пулеметной очереди стало все-таки ясно, что самолет этот «не наш». После долгих скитаний и злоключений, среди которых была потеря единственного багажа, огромная еврейская семья все-таки достигла Саратова.

Во время своих воспоминаний о годах войны Анатолий Равикович говорил не раз, что за все это время он не видел ни одного человека, который бы в первую очередь не думал о себе и о своих родных. Каждый пытался выжить. Сентиментальные патриотические мысли не возникали у тех, кто окружал будущего актера. В Саратове Анатолий с матерью, сестрами и братьями прожил до сорок четвертого года.

Примечания[ | ]

  1. Культура: Умер актер Анатолий Равикович — Lenta.ru.
  2. В Санкт-Петербурге скончался народный артист России Анатолий Равикович (неопр.) . ИТАР-ТАСС. Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
  3. Народный артист России Анатолий Равикович (неопр.) . Театр Комедии им. Н. П. Акимова. Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
  4. Весь Ленинград (1935)
  5. Анатолий Равикович «Мои родители»
  6. Умер А. Ю. Равикович (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 апреля 2012. Архивировано 24 июня 2020 года.
  7. Братская могила на Преображенском еврейском кладбище
  8. Анатолий Равикович: «Буду ограничивать своё общение с внуками. Не хочу, чтобы они страдали, когда меня не станет…»
  9. Lenta.ru: Кино: Анатолия Равиковича похоронили на Волковском кладбище
  10. 12 Анатолий Равикович каждый день признавался Ирине Мазуркевич в любви (рус.),Собеседник.ру . Дата обращения 4 марта 2020.
  11. Ирина Мазуркевич: Толя ухаживал за мной, как Хоботов в «Покровских воротах» (неопр.) . www.aif.ru. Дата обращения 17 апреля 2020.
  12. Указ Президента РФ от 29 октября 2004 г. N 1375 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры „Академический театр Комедии имени Н. П. Акимова“» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 14 июля 2014 года.
  13. Указ Президента РФ от 25 октября 2009 г. N 1183 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры „Академический театр Комедии имени Н. П. Акимова“» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 18 мая 2020 года.

Владивосток взят!

В детстве об актерской карьере Толик даже не мечтал, хотя и посещал школьный драмкружок, но больше из-за наличия хорошей компании и присутствия слабого пола, ведь в то время обучение было раздельным. Когда пришла пора для выбора профессии, то стало ясно: плохая успеваемость не дает ни малейшего шанса поступить в престижный вуз. На горизонте засветил театральный институт, но отец будущего актера был категорически против такой легкомысленности сына, так как считал артистов, мягко говоря, «нечистыми на руку». Сошлись на компромиссе: в выбранный отцом киноинженерный институт подается подлинный аттестат, а в театральный — копия.

Анатолий решил на вступительные экзамены в «отцовский» вуз вообще не ходить, а полностью сосредоточиться на подготовке репертуара для поступления в театральный институт. Вот как актер сегодня, спустя много лет, с юмором вспоминает этот важный момент жизни: «Я деревянным голосом читал Маяковского, в басне «Волк на псарне» изображал Кутузова, для наглядности закрывая один глаз рукой. Из прозы выбрал отрывок, в котором Тарас Бульба убивал сына. Представляю, как это выглядело со стороны, когда худенький еврейский мальчик сурово вопрошал: «Ну что, сынок, помогли тебе твои ляхи?» Ну, а для пения выбрал «По долинам и по взгорьям» — тоже героическую, но нудную песню с бесконечным числом куплетов, в которых описывается взятие всех городов на пути Красной армии до Владивостока. С первого же куплета влез не в ту тональность.

Пианистка подстроилась, а я опять ровно настолько же стал петь выше. В районе взятия Николаевска-на-Амуре забрался уже на такие высоты, что от напряжения закатил глаза к потолку. Наконец, когда пал Владивосток, опустил глаза, но комиссии не увидел — она каталась под столом от смеха. Оказывается, там давно кричали: «Пусть он замолчит! Уведите его!», но я не слышал. В институт меня приняли. Когда наш мастер собрал поступивших и каждого охарактеризовал, обо мне высказался, что, мол, взял только потому, что давно не видел такого идиота. Я показался забавным, и он предположил, может, действительно, из меня что-то получится?»

Фильмы

Впервые на экране актер появился в 1974 году. Тогда в исторической киноленте сыграл незначительную роль Анатолий Равикович. Фильмография его и в последующие годы представляла собой весьма скупой список ролей. Но, к счастью, в 1982 году режиссер М. Козаков пригласил его принять участие в съемках фильма «Покровские ворота». Кинолента не сразу была оценена критиками и зрителями. По какому-то недоразумению на нее не обратили внимания. И только спустя годы этот фильм стал культовым, а высказывания героев превратились в крылатые фразы.

Образ недотепы на долгое время закрепился за Равиковичем благодаря роли Хоботова. Однако в жизни актер был иным – более жестким, решительным и практичным. Единственное, что роднило Анатолия Юрьевича с его популярным киноперсонажем, это любовь к молодой женщине. Ради нее он в свое время, подобно герою, пошел, казалось бы, на безрассудные поступки. После успеха «Покровских ворот» еще немало ролей сыграл в кино Равикович Анатолий Юрьевич.

Биография Анатолия Равиковича

Анатолий Юрьевич родился 25 декабря 1936 года в городе на реке Неве — Ленинграде. В детстве будущий артист перенес тяжелые годы блокады. Его родители много работали, чтобы поставить на ноги своих троих детей. К сожалению, они не стали свидетелями его театральных успехов: тяжелый и непрекращающийся труд сказался на продолжительности их жизни.

В 18-летнем возрасте в 1954 году юный Анатолий поступил в институт им. А. Н. Островского в Ленинграде на театральное отделение. Обучение закончилось в 1958 году. В одном из своих интервью Анатолий Юрьевич рассказывал, что экзаменационная комиссия приняла его на обучение после юмористического исполнения песни «По долинам и по взгорьям». Годы обучения пролетели быстро, и по распределению Равикович попал в драматический театр в Комсомольске-на-Амуре. По его же словам, играть приходилось много, работать было тяжело. После трех лет практики в Комсомольске-на-Амуре Анатолий Юрьевич отправился играть в драматический театр в Сталинграде, где отдавал свое творчество зрителям в течение двух лет.

Возможно, что Равикович так и продолжал бы работать в Сталинграде на протяжении всей своей жизни, если бы не счастливая случайность. Отдыхая от театральных будней в 1962 году в Ялте, актер Анатолий Равикович встретился с режиссером Игорем Владимировым. Тот, в свою очередь, искал для своей труппы молодых артистов для своего театра имени Ленсовета. Как итог, Анатолий Юрьевич вернулся в город на Неве.

Фильмы

Одной из первых работ актёра в кинематографе стал эпизод в исторической драме «На диком бреге». Но настоящей творческой победой артиста стала роль Льва Хоботова из киноленты «Покровские ворота», снятой Михаилом Козаковым в начале 80-х. Образ ранимого непрактичного интеллигента, стойко выдерживающего гнет бывшей властной супруги, принесла Равиковичу всесоюзную славу. Это первая большая работа артиста на экране, которой он дорожил всю жизнь.


Анатолий Равикович в фильме «Покровские ворота» | Коммерсантъ

После этого последовали предложения от режиссеров для съёмок детектива «Загадка Эндхауза», где Равикович сыграл Эркюля Пуаро, а также фильмов «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Мушкетеры 30 лет спустя», где актеру была предложена роль кардинала Мазарини. С помощью этих работ актеру удалось преодолеть инертность образа Хоботова и раскрыть свой талант с других стор он. Снимался актёр и в многосерийных телефильмах, самым знаменитым из которых стал «Улицы разбитых фонарей-1».

Личная жизнь

Первой женой актёра стала его сокурсница Елена Доброседова, с которой он вместе побывал на Дальнем Востоке. Некоторое время актриса служила вместе с мужем в труппе театра, а потом стала театральным критиком. В брак у них родилась дочь Мария. Но Анатолий Юрьевич, накануне своего сорокалетия вновь испытал высокое чувство. На этот раз его избранницей стала молодая актриса Ирина Мазуркевич, с которой он вместе играл в спектаклях театра.


Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич | Комсомольская правда

В личной жизни Равиковича произошёл именно такой случай влюбленности, как у его героя Хоботова. Это был тот вид любви, когда дружба переростает в нечто большее. Влюбленные много времени проводили за беседами, за обсуждением литературы и поэзии. Развод Анатолий Юрьевич переживал тяжело, но его порядочность обязывала поступить честно. Свадьбу молодые сыграли скромно, и сразу же Равикович переехал к жене в её небольшую комнату в коммуналке.


Анатолий Равикович с женой и дочерью | Собеседник

В браке с Ириной Анатолий Юрьевич был абсолютно счастлив. Это был тот случай, когда крепкий творческий тандем перерос в глубокое личное чувство. В семье повелось все рабочие проблемы оставлять за дверью дома, что благотворно сказалось на их союзе. На общих фото Анатолий и Ирина всегда выглядели счастливыми. У молодоженов в скором времени появилась дочка Елизавета.

«Хоботов» как зеркало мягкотелой интеллигенции

Я уже отмечал, что для многих зрителей Равикович — прежде всего Лев Евгеньевич Хоботов из «Покровских ворот», но если бы звезды распорядились по-другому, то мы никогда не увидели бы его в этой роли. Дело в том, что существовало два состава исполнителей — звездный и обычный. Первым претендентом на роль Хоботова стал Андрей Миронов, однако Михаил Козаков решил рискнуть и выбрал второй состав, где не было звучных имен. Таким образом, роль Хоботова сыграл Анатолий Равикович.

Почему же зрителям так полюбился образ мягкотелого очкарика-«ботаника», абсолютно не приспособленного к бытовым проблемам жизни? Его герой, несмотря на всю эксцентричность и несуразность, по-своему лиричен и нежен, является антиподом практичного и работящего Саввы Игнатьича, с которым главной героине картины Маргарите Павловне элементарно скучно, так как он годится лишь в качестве крепкого тыла для обеспечения быта, но отнюдь не подходит для души. Этим и объясняется тот парадоксальный факт, что бывшая супруга просто не хочет отпускать Хоботова: он ей нужен, пусть даже в ином качестве.

Анатолий Равикович очень ярко и выпукло показывает нам, как нелегко жить на свете человеку «не от мира сего», для которого существует иная шкала ценностей. Когда Хоботов по-настоящему влюбляется в Людочку (в блистательном исполнении Елены Кореневой), то у него открывается «второе дыхание» и жизнь снова обретает смысл. Однако коварная Маргарита Павловна не хочет терять экс-супруга и делает все возможное, чтобы разрушить этот союз.

Финал фильма фантастично-оптимистичен: Хоботову удается сбежать с любимой, пусть в будущее, но это уже и не так важно. Главное — навсегда ускользнуть от ока бдительной «опекунши», почему-то возомнившей себя «истиной в последней инстанции»

Роль Хоботова стала «визитной карточкой» актера, а фильм «Покровские ворота», собравший целое созвездие замечательных артистов, по-прежнему остается одной из любимых телелент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector