Она просто не смогла без него жить. большая любовь антонины шурановой
Содержание:
- 14 лет дружили, пока не поняли, что это… любовь
- Решение и его последствие
- Незаметный уход
- Похожие и отличающиеся
- Кинотеатр и успехи
- БИОГРАФИЯ
- Команда министра
- Фильмы
- Переломный момент
- Актёрская дружба
- Ранние годы
- Обратная сторона медали
- Срочный вопрос
- Считала себя недостойной экрана
- Личная жизнь
- Фильмография
- Начало карьеры
- Прощальный сюрприз
- Время: мое и чужое
- Кляузы
14 лет дружили, пока не поняли, что это… любовь
В театре у нее были Васса Железнова, Гертруда в «Гамлете», Царь-девица в «Коньке-Горбунке», киплинговская Дикая женщина, Филумена Мартурано… Было уважение коллег. И безграничная любовь зрителей.
Главное — именно на сцене Антонина встретила любимого человека. Александр Хочинский (звезда фильма «Бумбараш», исполнитель песни «Журавль по небу летит») стал самой большой любовью ее жизни. Правда, поняла она это не сразу. Должно было пройти 14 лет.
Антонина дважды успела выйти замуж и развестись. Две жены было до Шурановой и у Хочинского, они даже дружили семьями. И просто дружили. Пока наконец не поняли, что должны быть вместе. Всегда. Не только на сцене.
Решение и его последствие
В те времена женщина, которой доведется исполнить знаковую героиню в фильме «Опасный поворот» (1972), еще не представляла, какая судьба ее ожидает. Она долго собиралась с силами и готовилась, выбрала для себя Настасьин монолог из написанного Достоевским «Идиота» и «Молодую вдову», и с этими материалами решила попробовать пройти прослушивание в ЛТИ. Уже тогда всем друзьям и родственникам она сказала: если на обучение не возьмут, она пойдет в маленькие театры, чтобы играть пусть совсем малозначимые и крохотные, но все-таки роли. Впрочем, сама от себя не ожидая такого успеха, Тоня с первой же попытки смогла поступить в театральный институт.
Как потом будет рассказывать Антонина Шуранова, поначалу она не верила в свое счастье. Она будет вспоминать, что первое время ее часто мучили кошмарные сновидения. То казалось, что пропал слух, то снилось, что в катастрофе с участием трамвая девушка теряет ноги. Лишь к последнему году обучения она окончательно свыклась с институтом, по завершении была ленинской стипендиаткой. Еще в период студенчества было ясно, что больше всего Тоню привлекают активные и волевые персонажи, способные и готовые бороться за выбранное дело до конца.
Незаметный уход
В конце девяностых муж скончался, и Шуранова осталась совсем одна-одинешенька. Ко всем бедам добавилась онкология, с которой актриса сначала боролась, а потом махнула на все рукой.
Без непутевого любимого мужа она потеряла последний стимул к жизни. Жила, как сомнамбула. Посыпалась утром, удивляясь, что еще жива. Ложилась вечером спать, надеясь, что больше не проснется.
Единственными живыми существами, которые еще хоть как-то скрашивали ее одиночество, стали ее собаки да друзья-собутыльники умершего мужа, которые по привычке все еще сюда заходили на «огонек».
Мечта Антонины Шурановой однажды заснуть навеки исполнилась 5 февраля 2003 года. Ей было всего шестьдесят шесть, и ее смерть, как и жизнь для многих осталась незаметной. А ведь когда-то ей хотелось стать в один ряд с Валентиной Серовой и Любовью Орловой…
Похожие и отличающиеся
Многим казалось, что Антонина Шуранова и ее избранник совершенно друг другу не подходят. Она была замкнутой и строгой, он – буйным, с выраженным темпераментом. Впрочем, друзья признавали, что их любовь была столь сильна, что никакие преграды и противоречия не могли помешать. Они играли вместе в постановках и ставили новые сами, а затем вместе оставили ТЮЗ как протест против ложного обвинения директора, их учителя Карагодского.
Следующим шагом в карьере Шурановой стало «Интерателье», тогда же она отыграла сделавшую ее еще более популярной роль в «Филумене Мартурано». Критики сойдутся во мнении, что это было блистательное выступление, и сыграть еще лучше было бы просто невозможно. Наконец, Антонина перейдет в ГТС, где проработает до самой кончины. Среди самых известных ее героинь за этот период – Васса Железнова. Причиной смерти Антонины Шурановой будет рак. До последних дней своей жизни она мужественно сражалась с онкологией, выступала на сцене любимого театра, всем своим видом показывая, что даже такая страшная болезнь не в силах ее сломить.
Кинотеатр и успехи
Хотя Антонина Шуранова не признавал себя великой актрисой, хотя ей довелось исполнить относительно мало ролей в фильмах, критики считают, что она была одной из самых выдающихся женщин в кинематографе в своем времени. Отмечают то, как великолепно она отыграла свою роль в фильме «Чайковский», а ведь поначалу женщина хотела от нее отказаться, и лишь после долгих уговоров передумала. Надежда, которую нужно было сыграть, была старше актрисы, и это был первый случай, когда Антонине пришлось исполнить роль зрелой женщины. В конечном счете положительное решение было принято из-за сложности героини и противоречивого актера, присущего ей. Относительно влияния Надежды на Чайковского споры ходили давно, ведь этих людей связывали сложные отношения. Одни говорили, что баронесса была спасением музыканта, другие считали эту связь драматичной. Одни видели женщину расчетливой и умной, другие – безответно влюбленной, а иные усматривали в отношениях с Чайковским дружбу без намека на корысть. Впрочем, создатели фильма пересмотрели всю историю на свой лад.
Несмотря на достоверно известный образ Надежды, в фильме героиня выступает светской львицей, этакой женщиной-вамп, которой настоящая баронесса не была. В то же время признается, что она практична и суха, но иногда музыка преображает ее и позволяет другим увидеть восхитительный духовный мир. Практицизм остается в прошлом, баронесса с головой погружается в любовь, несмотря на очевидную тщетность любых усилий. Страсть во всем ее величии и обречении привлекли Шуранову. Потом она будет говорить, что отыграть эту роль для нее оказалось «страшно интересно», одновременно с этим крайне трудно.
БИОГРАФИЯ
Шуранова Антонина Николаевна родилась 30 апреля 1939 г. в городе Севастополь в семье военнослужащего.Отец маленькой Тони погиб в годы Великой Отечественной войны.После снятия блокады с Ленинграда Шуранова с матерью и двумя младшими сестрами переехала в Северную Столицу.В школьные годы девочка занималась водными видами спорта, живописью, хоровым пением, а также ухаживала за животными в зоопарке. Особое место в жизни юной Антонины занимало участие в спектаклях на сцене Эрмитажного театра, где начали проявляться ее актерские способности.После окончания семилетней школы Антонина Николаевна была вынуждена поступить в техникум зеленого строительства и работать садовником в скверах и парках Выборгского района. Это было обусловлено необходимостью помогать матери зарабатывать на жизнь, однако мечты об актерской карьере не покидали ее.Через три года Шуранова успешно поступает в «Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского» на курс Татьяны Григорьевны Сойниковой.Окончив в 1963 году институт, молодая актриса была принята в труппу «Ленинградского театра юного зрителя имени А.А. Брянцева», в которой играла до 1988 года под руководством главного режиссера З.Я. Карагодского. Со слов самой Шурановой, Зиновий Яковлевич «…сделал из вчерашней студентки настоящую актрису…»
Работая в ТЮЗе, Антонина Николаевна встретила своего будущего мужа А.Ю. Хочинского.В 1988-1990 годах Шуранова работала на киностудии «Ленфильм», а 1990-1993 годах в театре-студии «Интерателье».С марта 1995 г. до самой смерти Антонина Николаевна – актриса «Театра сатиры на Васильевском».5 февраля 2003 г. Шурановой Антонины Николаевны не стало. Она умерла после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 66-ти лет и похоронена в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Команда министра
Изначально мошенница позвонила Камировой на рабочий телефон, через секретаря, что, по мнению допрошенного в суде доктора психологических наук, профессора Светланы Соловьевой (она приехала из Санкт-Петербурга), сразу создало «контекст рабочих отношений», «вследствие чего у Антонины Николаевны актуализировался привычный для нее и отработанный годами стереотип общения с вышестоящими лицами, который предполагает безусловное подчинение». Мошенница, как известно, представилась заместителем министра культуры России – Аллой Маниловой.
Когда эта же «Алла Манилова» незадолго до того, как позвонить подсудимой, пыталась «развести» другого проректора консерватории, телефонный разговор она начала прямо с каких-то страшилок: закройте двери, зашторьте окна, отключите стационарный телефон… Антонина Камирова показаний еще не давала, и с каких слов началось ее общение с мошенницей, пока непонятно. Записи телефонных переговоров начинаются с того момента, когда подсудимая перезванивает ей на сотовый.
— Я лично знакома с Маниловой. Голос звонившей и манера ее разговора действительно были очень похожи, поэтому я даже не сомневалась, что разговариваю именно с заместителем министра культуры, — пояснила нам после заседания суда подсудимая.
Оговорившись, что сообщает Камировой сугубо конфиденциальную информацию, лже-Манилова поведала о том, что ректор консерватории «по представлению Генеральной прокуратуры» и «по согласованию с губернатором Худилайненом» приказом министра культуры Владимира Мединского освобожден от занимаемой должности.
— Он УЖЕ освобожден, — акцентировала внимание мошенница и категоричным тоном продолжила: – Тут же меня вызвал министр и по согласованию с губернатором Карелии дал команду. Команда звучит так: назначить проректора по социально-экономическому развитию, заведующую кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидата экономических наук, доцента Камирову Антонину Николаевну ректором Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова, без исполнения обязанностей
Если вы откажетесь, будет назначен человек из Москвы. Это какой-нибудь магистрант или магистрантка.
— Понятно, — поначалу только и смогла вымолвить Камирова.
— Что вы на это скажете? – с паузой после каждого слова поинтересовалась лже-Манилова.
— Что я могу на это сказать? Я — государственный человек, — произнесла Камирова, и звонившая, которая еще секунду назад называла ее «Антониночка», начала демонстрировать явное раздражение:
— Антонина Николаевна, вот эти слова мне не нужны. Это получается, что я вас заставляю.
Фильмы
Знаковой в творческой биографии Антонины Шурановой стала роль княжны Марьи Болконской в легендарном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Актриса тогда заканчивала институт и мечтала об академическом театре, потому от съемок решительно отказалась. Но «Мосфильм» забросал деканат требовательными телеграммами, и девушке пришлось согласиться. Когда из 17 претенденток осталось пять, появился спортивный интерес – кого же выберут, вспоминала актриса.
Антонина Шуранова в фильме «Война и мир»
Так же поначалу Тоня отвергла приглашение на участие и в биографическом фильме «Чайковский». Согласилась лишь потому, что ее героиня Надежда фон Мекк – возрастная и привлекла молодую актрису сложностью и противоречивостью. Актрисе пришлось погрузиться в аристократическую жизнь. На съемочной площадке Шуранова кормила огромных английских догов, училась ездить верхом в мужском седле, едва не лишилась зубов от удара лошади.
Наиболее сильное впечатление на Антонину произвел исполнитель главной роли великого русского композитора Иннокентий Смоктуновский. Работу с ним актриса считала подарком судьбы.
Антонина Шуранова в фильме «Чайковский»
Позднее Антонине Николаевне достались небольшие роли в детском фильме «Шаг с крыши», мелодраме «Странные взрослые» со Львом Дуровым и Александром Демьяненко. Зрителям запомнилась сдержанная и утонченная Олуэн Пиил в драме Владимира Басова «Опасный поворот».
Одну из главных ролей Шуранова сыграла в драме о жизни врачей скорой помощи «Дела сердечные». Партнерами актрисы стали Георгий Тараторкин и его супруга Екатерина Маркова, Анатолий Папанов.
Антонина Шуранова в фильме «Дела сердечные»
В совместной советско-финской постановке «Доверие» Тоня воплотила образ соратницы Владимира Ленина, пламенного теоретика марксизма Розы Люксембург. В роли вождя мирового пролетариата выступил Кирилл Лавров.
Популярнейшая «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова также не обошлась без участия Антонины Шурановой. На экране актриса предстала в роли Анны Петровны Войницевой, хозяйки усадьбы, в которой разворачивается действие фильма. Картина с восторгом принята зрителями, удостоена массы наград. Общеизвестна также история о том, как пришлось похудеть исполнителю главной роли Александру Калягину, чтобы вписаться в требования режиссера.
Антонина Шуранова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Революционерка, писательница, дипломат, возлюбленная Николая Гумилева — таким стал персонаж Ларисы Рейснер, воплощенный Шурановой в фильме-монографии о жизни и творчестве поэта «И вечный бой… Из жизни Александра Блока».
В новом российском кинематографе талант Антонины Николаевны оказался не очень востребован. У Бориса Галкина актриса, наряду с Ириной Розановой, Владиславом Галкиным, Сергеем Арцибашевым, появилась в касте военной драмы «22 июня, ровно в 4 часа».
Антонина Шуранова в сериале «Улицы разбитых фонарей»
Экранную мать Елены Сафоновой Шуранова исполнила в третьей части нашумевшей мелодрамы «Зимняя вишня». В не менее известном сериале «Улицы разбитых фонарей» сыграла эпизодическую роль, в «Бандитском Петербурге» — искусствоведа, жену главного героя – вора в законе в исполнении Кирилла Лаврова.
Переломный момент
В личной жизни Антонины Шурановой такой наступил, когда она вместе с Хочинским стала работать над постановкой произведения Киплинга. Ей досталась Дикая Женщина, Александр исполнил Дикого Мужчину. Оба потом признавали, что работа сблизила их, позволила понять друг друга, и закончилось все тем, что из дома и от семьи Тоня, взяв с собой лишь немного самых необходимых вещей, переехала жить к новому избраннику – тому, кто станет ее настоящей любовью на всю жизнь.
Потом она будет не раз вспоминать, как сложно жить с человеком, для которого театр непонятен и далек. Прежний ее муж, врач по специальности, не мог осознать, что театральная работа не терпит расписания, был недоволен поздними возвращениями жены, противился способу существования, к которому женщина привыкла и стремилась. В бытие женой медика Тоня постепенно тонула в бытовом и повседневности, в том, чему она совершенно не подходила. Отказавшись от стабильного дома, перебравшись жить в коммунальную квартиру, женщина внезапно осознала, что такое счастье. К этому моменту пара была знакома вот уже 14 лет, из которых большую часть были близкими друзьями. Она была старше мужа на семь лет. Потом Антонина будет вспоминать: соседи были для них как члены семьи. Прежде чем они начали жить вместе, соседка помогала Хочинскому с бытовыми вопросами, да и потом, когда актриса поселилась в коммунальной квартире, временами справлялась с мелочами и за свою семью, и за соседскую. При этом жили они как друзья, как любовники, но без официальной регистрации. Лишь спустя семь лет совместной жизни было решено расписаться, и то лишь потому, что в период гастролей пару отказались поселить в номере вместе. Говорят, на церемонию заключения брака, длившуюся буквально пять минут, собрался посмотреть весь коллектив загса.
Актёрская дружба
Антонина Шуранова пришла работать в Ленинградский ТЮЗ по необходимости: молодую актрису утвердили на роль княжны Марьи Болконской в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, и она была вынуждена расстаться с желанием служить в Североморском театре. Она мечтала о романтике и видела себя исключительно театральной актрисой. Но на четвёртом курсе Ленинградского театрального института её буквально уговорила ассистент режиссёра принять участие в пробах «Войны и мира».К моменту окончания института уже начинались съемки, куда из Североморска ездить было бы проблематично. Антонина согласилась на предложение Зиновия Корогодского и пришла в ТЮЗ, студию которого заканчивал в то время Александр Хочинский.
Во время репетиций они подружились семьями. Актриса успела в студенческие годы выйти замуж за своего однокурсника Николая, актёр же был женат на Ирине Асмус, знаменитой клоунессе Ириске из популярной детской передачи «АБВГДейка».Они часто собирались все вместе, ездили за грибами, после собирались дома у Антонины, собранный урожай жарили, пели песни под гитару. После Александр ушёл в армию, служил в Выборге, где заведовал художественной самодеятельностью.
Ранние годы
Будущая героиня фильма «Доверие» (1975 год) появилась на свет в Севастополе. Так сложилось, что тяжелое военное время пришлось на период детства, и тяготы, связанные с тем временем, легли на ее плечи сполна. Будучи ребенком, она не только переживет войну, но и запомнит ее на всю жизнь. Когда прорвали блокаду Ленинграда, мать Тони взяла девочку и двух ее сестер и переехала в этот большой город. Здесь будущая актриса поступила в школу и отучилась семь лет, затем перешла в техникум. Ее задачей было получить как можно скорее специальность, чтобы можно было найти работу и наконец начать помогать матери. Закончив техникум, юная Тоня устроилась садовником. Так сложилось, что работать ей довелось в Выборгском районе культурной столицы.
Будущая звезда фильма «Опасный поворот» (1972 год) отличалась разнообразием и многочисленностью увлечений, но все они были связаны с театральной жизнью. У юной Тони была заветная мечта – выступать на театральной сцене. Она посещала занятия по искусствоведению, организованные в тот период в Эрмитаже, пела и принимала участие в постановках на эрмитажной сцене. В те времена актерам приходилось откровенно непросто: чтобы было, в чем выступать, они собственноручно шили костюмы, используя старинные шали и скатерти, сохранившиеся в закромах шляпы и веера.
Обратная сторона медали
Многих интересует причина смерти Антонины Шурановой. Женщина скончалась от рака, на пять лет пережив своего мужа, с которым прожила счастливую жизнь. Известно, что в повседневности она вела жизнь ленинградского интеллигента, не прибеднялась, но и не изображала из себя слишком богатую. Она была востребована, никогда не жаловалась и в любых обстоятельствах умела найти применение своим талантам и знаниям. Антонина была скромной женщиной, вела себя достойно и с честью. Многие называют ее эталоном актерского мастерства. Ее круг друзей был довольно небольшим, в отличие от мужа; она избегала театральных сообществ. Эта женщина не относилась к категории общедоступных, хотя легко шла на контакт и в целом была довольно общительной. Отмечают, что Тоня великолепно рассказывала истории про все на свете. Ее любимыми книгами были фантастические, и друзья, близкие вспоминают, что читала она взахлеб.
Могила Антонины Шурановой находится на Серафимовском кладбище. Она похоронена рядом со столь горячо любимым ею мужем. Александр умер у жены буквально на руках в 1998-м. Впервые в 1996-м он оказался в клинике с желудочными язвами и сердечной гипертрофией. Она и сама признавала, что муж ее был легкомысленным и не понимал, что своим поведением и небрежным отношением к здоровью убивает себя. Он прекратил курить, но не смог отказаться от алкоголя. 11 апреля он вышел из дома, собирался на репетицию, но вдруг вернулся, почувствовав себя нехорошо. Лицо мужчины побледнело, Тоня запаниковала и вызвала скорую. 2,5 часа медицинской помощи не помогли – сердце так и не начало снова перекачивать кровь. Женщина не плакала, сохраняла спокойствие, такой же она предстала перед людьми и на похоронах. Уже после смерти мужа она не могла находиться долго вне дома, ей все казалось, что он рядом. В тот момент помогли те люди, которых раньше муж приводил домой.
Антонина Шуранова скончалась в возрасте 66 лет. Перед этим она долго болела раком. Панихиду организовали на ее последнем рабочем месте, в ГТС. Как говорили знакомые, Тоня была готова к тому, чтобы покинуть этот мир. Поле смерти мужа ее не радовала работа, хотя она старалась изо всех и, принимала предложения на участие в кинофильмах и спектаклях, но видно было – женщина угасает быстро, вместе с уходом мужа завершилась пора ее счастья.
Срочный вопрос
Женщина, которая звонила Камировой от имени Маниловой, прекрасно вжилась в роль. Она очень категорично, приказным тоном диктовала проректору каждый последующий шаг, не давая отвлечься или опомниться. Даже в банк идти Антонина Камирова должна была, «не выпуская телефон из рук». Кроме того, мошенница очень торопила, порой переходя на откровенное хамство:
— Антонина Николаевна, у вас со слухом все нормально? Я должна этот вопрос решить срочно. Потому что завтра праздник, и мне нужно сегодня все распределить. Не сегодня, а вот срочно.
— Ну, я сделаю, сделаю, — пыталась успокоить «начальницу» Камирова.
— На ваших золотых картах какая сейчас сумма? Мы должны сделать первый транш… У вас карты с собой? – тяжело вздыхая и явно раздраженно интересовалась собеседница, и все больше и больше повышая голос, продолжала: — Вот на них сейчас какая сумма лежит? Чтобы мы сразу пошли в Сбербанк к банкомату и перевели.
На картах оказалось немного (Камировой пришлось обращаться к друзьям и коллегам по работе, чтобы за считанные минуты найти нужную сумму).
— Давайте будем пока переводить то, что есть, — требовала от Камировой лже-Манилова.
— Сколько вам сейчас минут идти до банка? Прямо при мне. Со мной. Не отключайтесь. Мне нужно с вами поговорить по поводу кадров… Вы прямо сейчас должны направляться в Сбербанк. Чтобы вам прямо туда муж привез деньги и карту Сбербанка. Прямо при мне сейчас выходите, чтобы я убедилась, что вы вышли, сели в машину и поехали в Сбербанк… Чтобы перевести 500 тысяч в Москву, у вас на руках должны быть или три золотые карты Сбербанка, потому что можно с них 200 тысяч переводить, или пять простых. Потому что силовые структуры нам дали номера только карт Сбербанка.
Считала себя недостойной экрана
Шуранова играла Розу Люксембург, Розалию Землячку, Ларису Рейснер. Но могла быть и барыней, врачом, воспитательницей детдома, искусствоведом, медсестрой… При этом ясно как белый день, что в кинематографе она не сделала и десятой доли того, что могла бы. Режиссеры оказались слепыми и глухими. Тогда как Антонина была обаятельна и красива странной, не всем понятной красотой, а ее маняще-бархатный альт мог заворожить любого.
Она не рвалась на экран, считая себя недостойной. Говорила: «Я нефотогенична. Убеждена, что кино не моя стихия». И добавляла, как бы объясняя, что не лукавит: «Я вообще раньше была нетерпимой. Себя жрала, до идеала докапывалась. И сейчас считаю, что к нему стремиться надо. Но не стоит при этом „кушать“ себя и других».
Еще в институте (и даже до поступления) Антонина мечтала о сцене и только о ней. При этом Шурановой не нужна была громкая слава. Ее не манили лавры кинозвезды. А вот званием звезды ленинградского ТЮЗа, где прослужила четверть века, она могла бы гордиться. Но тоже не гордилась: «Я человек будней, репетиций. Работа для меня — праздник. Существование на сцене — поиск истины».
Скромная, интеллигентная, не любящая суеты… Казалось, она и актрисой-то стала вопреки желанию.
— Только бы в толпе меня не было видно. Когда меня стали узнавать на улице, я терялась и все время держала лицо. Обычно на нем отражается все то, что думаю. Тут же под взглядами каменела. Хотелось отдохнуть от чужого внимания.
«Опасный поворот», 1972 год. Фото: Кадр из фильма
Личная жизнь
В студенческие годы Тоне понравился
однокурсник Николай, за которого она вскоре вышла замуж. Оба были молоды,
неопытны, эмоциональны. Наверное, это и послужило разрыву отношений.
Антонина Шуранова в молодости. Фото: pinterest.com
Со вторым мужем, который был медицинским
работником, сразу жили хорошо. В ТЮЗе Антонина играла во многих спектаклях,
часто задерживалась после репетиций, что и привело к ссорам и размолвкам.
Супруги не выдержали столь напряженной обстановки в семье и подали на развод.
С Александром Хочинским Антонина была знакома
больше десяти лет. Артист ей нравился, особенно когда брал гитару и пел задушевные
романсы. Он тоже побывал два раза в браке, которые оказались не очень
счастливыми.
На одном из спектаклей Александр и Тоня
почувствовали взаимную симпатию, начали общаться, а позже решили жить вместе.
Супруги положительно влияли друг на друга и понимали всё с полу слова. Семь лет
прожили в гражданском браке, и только когда на гастролях их отказались селить в
один номер, решили пожениться.
Антонина Шуранова в молодости. Фото: kino-teatr.ru
В девяностые годы предложений сниматься почти
не поступало, Александр участвовал в творческих вечерах и концертах.
Одиннадцатого апреля 1998 года Хочинский почувствовал недомогание. Врачи
«скорой помощи» делали все возможное, чтобы сердце артиста забилось, но этого
не произошло.
Антонина Шуранова. Фото: kino-teatr.ru
После смерти супруга Антонина Николаевна
перестала общаться с коллегами, замкнулась, похудела. После обследования в
больнице врачи сообщили об онкологическом заболевании. Шуранова до последних
дней участвовала в спектаклях, старалась не поддаваться болезни, выполняла все
предписания медиков.
К сожалению, Народная артистка РСФСР ушла из жизни
пятого мая 2003 года, и была похоронена возле любимого мужа на Серафимовском
кладбище в Санкт-Петербурге.
Фильмография
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
ф | Балтийское небо | блокадница (нет в титрах) | |
тф | Кюхля | Дуня | |
ф | Война и мир | княжна Марья Болконская | |
тф | Последние дни | Александра Гончарова | |
ф | На пути в Берлин | Татьяна Михайловна, врач | |
ф | Чайковский | Надежда фон Мекк | |
ф | Шаг с крыши | хозяйка усадьбы | |
ф | Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина | Тамара | |
ф | Опасный поворот | Олуэн Пиил | |
ф | Дела сердечные | Лида | |
ф | Ваши права? | Валерия Голубцова | |
ф | Странные взрослые | Нина Ивановна | |
ф | Доверие | Роза Люксембург | |
ф | Звезда пленительного счастья | эпизод (нет в титрах) | |
ф | Неоконченная пьеса для механического пианино | Анна Петровна Войницева | |
ф | Строгая мужская жизнь | Тамара Степановна Клёнова | |
ф | Пуск | Анна Фокина | |
тф | Бал | Полина | |
ф | Инженер Графтио | Антонина Адамовна Графтио | |
ф | И вечный бой… Из жизни Александра Блока | Лариса Рейснер | |
ф | Крепыш | Елена Павловна | |
ф | Товарищ Иннокентий | Розалия Землячка | |
ф | С тех пор, как мы вместе | Антонина Чистякова | |
ф | По коням | Кира Сергеевна Горцева | |
ф | Клуб женщин | Майя Саблина | |
ф | Все кого-то любят… | Клавдия Ивановна | |
ф | Физики | Марта Болль | |
ф | История болезни | мать | |
ф | 22 июня, ровно в 4 часа… | Нина Константиновна | |
ф | Помнишь запах сирени… | Вера Львовна | |
ф | Рин. Легенда об иконе | мать Феофания, начальница иконописной мастерской | |
ф | Зимняя вишня 3 | мать Ольги | |
тф | Ананасы в шампанском | Августа Баранова | |
с | Улицы разбитых фонарей («Лекарство от скуки») | Мария Павловна Леонидова | |
с | Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон | Ирина Васильевна Гордеева |
Озвучивание
- — Звезда пленительного счастья — закадровый текст (перевод французских реплик)
- — Крамер против Крамера — Маргарет Фелпс
- — Поездка в Индию — миссис Мур (роль Пегги Эшкрофт)
- — Дикие лебеди — роль Инес Ару
- — Маски — Колетт, секретарь
Начало карьеры
Одним из первых фильмов Антонины Шурановой стала картина «Война и мир», и именно на ней обычно заостряют внимание все составители ее биографий. Качества, присущие ее удивительному актерскому таланту, в полной мере раскрылись, когда она исполняла в этой киноленте княжну Марью
Известно, что когда шла подготовка к работе над фильмом, в Ленинград съемочная команда приехала, чтобы среди местных актеров найти кого-то, кто подошел бы на роль Болконского. Это произошло в 1963-м. Сложилось так, что заехали в кинематографический институт и пригласили желающих на пробы, в том числе озвучив возможность принять участие в съемках в роли княжны Марьи. Тоня не упустила момента. В этот момент девушка училась на четвертом курсе.
Как потом будет рассказывать журналистам и составителям ее биографий Антонина Шуранова, ей очень тяжело дается плакать в реальной жизни. На пробах перед потенциальной исполнительницей роли поставили задачу отыграть сцену, в которой умирает старый Болконский. Она сразу убедила себя – успеха здесь не добиться. Задачей актрисы было ворваться в княжескую комнату, узнав последние новости, расплакаться в изголовье кровати. Сдержанная было дело княжна словно взрывается чувствами, предельно открывается зрителю. Тона, перепуганная самой возможностью принять участие в пробах, должна была на них заплакать.
Прощальный сюрприз
Парадоксально, но Антонина Николаевна чувствовала себя рядом с мужем очень защищённой. Она, безусловно, имела на него определённое влияние, но каким-то немыслимым образом всё всегда получалось так, как хотел Хочинский. При этом Александр Юрьевич был человеком верным и никогда не опускался до мимолётных интрижек и коротких связей на стороне.Единственное, что омрачало жизнь Антонины Шурановой – это нежелание мужа расстаться со своей пагубной тягой к спиртному. В 1996 году он впервые попал в больницу, где у него были обнаружены многочисленные язвы желудка и проблемы с сердцем. После этого актёр бросил курить, но вот без спиртного обходиться так и не научился.
Александр Юрьевич очень любил готовить сюрпризы для жены. Он постоянно привозил ей с гастролей и из командировок потрясающие украшения, а последний его сюрприз был доставлен Антонине Николаевне уже после смерти мужа. 10 апреля 1998 года актёр заказал в подарок жене аэрогриль, а привезли его 15 апреля, в тот день, когда хоронили Александра Хочинского.
Он ушёл из жизни 11 апреля 1998 года. Актёр собирался ехать на репетицию, когда ему стало плохо. Антонина Николаевна вызвала «скорую», однако вернуть к жизни изношенное сердце Александра Хочинского врачи уже не смогли. Антонина Шуранова пережила супруга на пять лет и была похоронена рядом с ним на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
«Песня о дураках», написанная Булатом Окуджавой на стихи Хочинского , должна была прозвучать в годы расцвета СССР в одном из выпусков «Кинопанорамы». Однако бдительные цензоры её вырезали, поскольку она показалась им сомнительной и антисоветской.
Время: мое и чужое
Так сложилось, что Тоня ни разу не играла в кинотеатре женщин своего времени, по крайне мере на видной роли. Ей довелось исполнить несколько персонажей, не слишком выделяющихся в общей картине – например, в фильме «На пути в Берлин». Образы, созданные ею, были скромными, практически не влияли на сюжет, но актриса ответственно прорабатывала их, проникалась своими героинями и показывала зрителю их внутренний мир. Она интересовалась драматургическими материалами, для нее было интересной задачей создание максимально сложного характера персонажа. Она смогла воплотить все это в реальность, когда была приглашена исполнить роль в киноленте «Опасный поворот».
Кляузы
Из показаний Светланы Соловьевой:
«Камирова не воспринимала перечисление денег как дачу взятки. Она просто выполняла распоряжение мнимого начальника. Не очень понимая, за что переводит деньги».
Кстати, допрос Светланы Соловьевой в качестве специалиста — инициатива исключительно стороны защиты. Следователь Александр Брюханов на стадии следствия отказал Антонине Камировой в проведение судебно-психологической экспертизы.
По словам специалиста (по запросу адвоката, Соловьева ознакомилась с аудиозаписями разговоров и провела обследование подсудимой), в той ситуации Камирова не могла поступить иначе, профессионализм мошенницы лег на «благодатную» почву: когда все это происходило, подсудимая находилась в стрессовом состоянии из-за ряда семейных обстоятельств и в «крайней степени утомления» (за небольшой промежуток времени проректор опубликовала 18 научных статей).
Мошенница делала все для того, чтобы Камировала не отвлеклась и не смогла объективно оценить происходящее. Пока Антонина Николаевна ждала в банке друга семьи (согласившегося срочно привезти ей деньги), лжеминистр заставляла ее думать о кадрах: перечисляла фамилии и вынуждала давать оценки работе перечисляемых лиц.
В какой-то момент звонившая рассказала Камировой, что одна из проректоров консерватории, метящая на место руководителя, написала на нее и почти на весь руководящий состав кляузу, которую отправила в Министерство культуры России. После чего лжечиновница захотела проверить данные из этой кляузы. Требуя полной откровенности, мошенница дошла до таких сугубо личных вопросов, что загадка, как Камирова их вообще пережила.
Слушать все это было мерзко. И не потому, что Камирова шла на поводу у преступницы, и даже не потому, что наглость мошенницы переходила все разумные пределы. Над проректором откровенно издевались, вынуждая совершить преступление, а правоохранительные органы все слушали и выжидали. Реально тошно от осознания того, что люди, в чьих руках находится наша безопасность, ради сомнительного уголовного дела готовы позволить матерым (а то, что это так, нет никаких сомнений) преступникам совершить очередное преступление. С таким успехом подобных «Маниловых» можно в штат брать. С ними потом полгорода можно «разоблачить».