Фильм «баллада о солдате»: актеры и судьба

Владимир Ивашов (1939 — 1995)

Фильм «Баллада о солдате»: актер Владимир Ивашов в роли Алеши Скворцова — тогда и сейчас

Главную роль в фильме “Баллада о солдате” Владимир Ивашов сыграл, еще будучи студентом ВГИКа, да так сыграл, что его навыкам восхитились даже зарубежом. Американские кинокритики писали в журналах, что таланту этого 19-летнего юнца могли бы позавидовать даже голливудские преподаватели. Актер был номинирован на премию BAFTA за роль Леши Скворцова.

После проекта ему досталось еще немало заметных ролей, в том числе в картинах “Железный поток”, “Семнадцать мгновений весны”, “Бриллианты для диктатуры пролетариата” и других. На протяжении всей жизни Владимир был женат на Светлане Светличной. У них родились двое детей: Алексей и Олег. Последний скончался в молодом возрасте. Сам Ивашов умер в 1995-м от язвы желудка.

Травма и озарение

Съемки сразу же застопорились, и работа приостановилась на 4 месяца, что также можно отнести к интересным фактам о фильме «Баллада о солдате». Во время создания эпизода, где Алеша едет с фронта, постановщик падает с капота автомобиля, на котором руководил игрой актеров, и оказывается в больнице с переломанными ребрами и костями ног.

За время лечения к Чухраю пришло озарение, что актеров стоит поменять, поскольку выглядят они не по возрасту. Восстановившись после травмы, режиссер отправляется с просьбой заменить исполнителей, что вызывает скандал. Договорились на том, что если утвержденные артисты откажутся от ролей, то возможна замена.

Олег Стриженов, утвержденный на роль Алеши, быстро согласился с доводами постановщика о том, что он выглядит года на 23, а по сюжету герою 17 лет. Чухрай верно подобрал слова и аргументировал свою позицию тем, что в 17 лет проситься к маме починять крышу – выглядит убедительно, а из уст мужчины аналогичная формулировка в 23 года звучит уже иначе.

Поиск дебютанта на главную роль затянулся. Чухрай в отчаянии хочет оставить затею с фильмом, поскольку кандидаты оказались далеки от идеала, нарисованного в планах. Коллеги по цеху стали возмущаться поведением Чухрая и отсутствием динамики в съемках. В результате выбор пал на студента 2-го курса Владимира Ивашова.

Оставалось выбрать актрису на роль Шурки. Лилия Алешина, утвержденная ранее, изначально оценила выбор нового партнера. Но затем Чухрай отметил, что в вагоне Ивашов и Алешина будут выглядеть как мать с сыном. Это убедило исполнительницу также отказаться от роли.

Первокурсницу Жанну Прохоренко постановщик разглядел в пробах на массовку. Ему требовалось «лицо из народа», а у студентки Школы-студии МХАТ как раз оказалась такая внешность. Чтобы подчеркнуть индивидуальность, героине даже оставили длинные волосы, сплетенные в косу, хотя изначально планировалось сделать актрисе стрижку в духе 40-х годов.

Однако после начала съемок «детский сад» Чухрая не вписывался в ведомственную эстетику советского кинематографа. И во время съемочного процесса оператор картины Эра Савельева инициировала собрание и поставила вопрос о том, что концепция фильма непонятна: Шурка не совершает героический поступок, а любовь между молодыми людьми вспыхивает просто так.

Чухраю пришлось отстаивать эпизоды, еще раз аргументировать позицию и в результате проститься с Савельевой. Вторую часть проекта снимал уже кинооператор Владимир Николаев, а Григорий Наумович продолжал делать то, что считал нужным.

Прием

«Баллада о солдате» вышла 1 декабря 1959 года в Советском Союзе, и на ее показах было продано 30,1 миллиона билетов.

Фильм был выпущен в США в 1960 году в рамках советско-американского обмена фильмами во время « холодной войны» . Другие фильмы, показанные в США в рамках этого культурного обмена, включали «Летят журавли» (1957) и « Судьба человека» (1959).

Фильм получил высокую оценку как за техническое мастерство, так и за сильный, но тонкий сюжет. С точки зрения серьезности и беззастенчивой юности главного героя, фильм был признан классикой советских и американских критиков. Рецензент New York Times Босли Кроутер приветствовал способность Чукрая заставить фильм «течь так стремительно, поэтично, что трагедия этого фильма скрывается за нежной лирикой». Он также отметил «два великолепных выступления» Ивашова и Прохоренко.

В 1961 году фильм получил Ленинскую премию , как и его режиссер и продюсер.

Первенец Ивашова

Фильм «Баллада о солдате» сказался на судьбах актеров, исполнивших главные роли. Прохоренко отчислили из учебного заведения. Перевестись во ВГИК и договориться о досрочных экзаменах помог исполнительнице Григорий Чухрай, который похлопотал за девушку. Однако роль Шурки оказалась единственной запоминающейся работой в творческой биографии актрисы. Повторить успех ей не удалось.

Кадры из фильма

А Владимир Ивашов, во многом похожий в те годы на своего героя простодушием и непосредственностью, вернулся в учебное заведение на курс ниже, где встретил будущую жену Светлану Светличную.

В интересных фактах о фильме «Баллада о солдате» стоит отметить, что супруги решили назвать первенца Алешей в честь героя киноленты. Сегодня сын исполнителя работает стоматологом, а наследника Алексей Ивашов назвал в честь деда Владимиром.

Зарубежные фанаты

В списке поклонников кинокартины оказались зарубежные знаменитости и начинающие звезды. В интервью друг Лайзы Миннелли рассказал, что подростком легендарная актриса посмотрела кинокартину за один день пять раз.

А Марлен Дитрих призналась, что ее кино трогает редко, но постановку Чухрая она посмотрела восемь раз и оказалась под сильным впечатлением от игры Антонины Максимовой, исполнившей мать Алеши.

Эпизод фильма

Разглядел достоинства фильма и Чарли Чаплин, которого тронул эпизод с испуганным парнишкой, убегающим от танка. В интересные факты о фильме «Баллада о солдате» стоит добавить, что актер увидел в этой сцене противостояние маленького человека и бездушной силы, которая часто прослеживалась в короткометражках Чаплина. В список поклонников военной драмы попал и Пьер Паоло Пазолини, увидевший в кинокартине Чухрая уникальные мотивы.

Антонина Максимова в роли Катерины (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Роль матери Алексея Кольцова – Катерины – досталась заслуженной артистке РСФСР Антонине Максимовой. Катерина, несмотря на то что её сыну дали недельный отпуск, смогла встретиться с ним всего на несколько минут, и он тут же ушёл на фронт. Впоследствии женщина ждала, когда Лёша вернется наконец домой, но он так и не пришёл обратно с войны.

Антонина Максимова начала сниматься в кино ещё в 1934 году. Это был фильм «Петербургская ночь», в котором молодая артистка получила эпизодическую роль студентки. Через два года Максимова получила свою первую главную роль: Григорий Рошаль доверил ей образ парижской революционерки Катрины Миляр в фильме «Зори Парижа». Затем была роль командира звена гидросамолётов в приключенческом фильме «Моряки». В 41-м началась Великая Отечественная война, и Антонина Максимова отправилась на фронт в качестве радистки. Последние военные годы она служила в военном театре при вооруженных силах Советского Союза. А после окончания военных действий Максимова вернулась на экраны нескоро, и уже больше не получала главных ролей в фильмах.

Бросать

  • Владимир Ивашов в роли рядового Алеши Скворцова
  • Жанна Прохоренко в роли Шуры
  • Антонина Максимова — мама
  • Николай Крючков в роли генерала
  • Евгений Урбанский в роли Васи
  • Эльза Леждей — жена Васи
  • Александр Кузнецов в роли Гаврилкина
  • Евгений Тетерин в роли лейтенанта
  • Валентина Маркова — Лиза (жена Павлова)
  • Марина Кремнева — Зоя (соседка)
  • Владимир Покровский в роли отца-инвалида Павлова
  • Георгий Юматов в роли сержанта раздает куски мыла
  • Геннадий Юхтин в роли рядового Сережи Павлова
  • Валентина Телегина в роли старухи-дальнобойщицы
  • Лев Борисов в роли Шутящего солдата в поезде
  • Евгений Евстигнеев — дальнобойщик

Двум ведущим актерам, Ивашову и Прохоренко, было всего девятнадцать лет, и у них не было большого актерского опыта. Григорий Чухрай так прокомментировал свой кастинговый выбор:

Оба сделали долгую карьеру в кино.

Исторические неточности

Когда фильм был подготовлен к показу, то на студии к проекту возникли вопросы, касающиеся отдельных эпизодов. Кадры о советской жене, не дождавшейся солдата с фронта, посчитали неправильными и требовали вырезать. Возмутила и сцена, где в подарок отдается мыло. Руководство увидело в этом намек на нечистоплотность бойцов.

Возмутила чиновников и историческая недостоверность, которую Чухрай допустил умышленно. Сюжет переносит зрителя в 1942-й, а у героя на плечах погоны, появившиеся вместо петлиц позже. По замыслу постановщика, неточность была рассчитана на зарубежный прокат, чтобы зрители узнали солдата-освободителя по форме, которую видно в кадре.

Еще одной неточностью оказался отпуск Алеши, который в 42-м не давали. Между тем без этой детали не состоялся бы фильм. В результате картину выпускают с ограничениями к просмотру в больших городах и столицах, а режиссер попадает в опалу.

В ситуацию вмешался зять Хрущева Алексей Аджубей, который заинтересовался проектом, получившим хорошие отзывы в глубинке. Он смотрит кинокартину сам и показывает тестю, и фильм отправляют в Канны.

За рубежом проект приняли благосклонно, признав за ним лидерство по итогам 1960–1961 годов, фильм заслужил более 100 кинонаград и попал в номинацию на премию «Оскар».

участок

Фермерская женщина средних лет идет по своей деревне и смотрит на проселочную дорогу. Голос за кадром показывает, что ее сын был убит на войне и похоронен в чужой стране.

На Восточном фронте девятнадцатилетний рядовой Алеша Скворцов (Владимир Ивашов) в одиночку уничтожает два атакующих немецких танка, скорее из самосохранения, чем из храбрости. Его командующий хочет вручить ему награду, но вместо этого Алеша просит разрешения повидаться с матерью и починить протекающую крышу их дома. Ему дается шесть дней.

Во время своего путешествия он видит опустошение, которое война нанесла стране, и встречается с разными людьми. Когда джип, на котором едет Алеша, застревает в грязи, рядовой Павлов помогает его вытолкнуть. Пока Алеша будет проезжать по родному городу, Павлов уговаривает его сделать подарок жене Павлова. Сержант Павлова неохотно разделяет с двумя кусками мыла весь запас для своего взвода.

На вокзале Алеша услужливо несет чемодан Васи, уволенного солдата из-за потери ноги. Вася не хочет идти домой, так как будет обузой для жены, а их отношения уже были испорчены. Однако он передумал, и любящая женщина приветствует его с распростертыми объятиями.

Когда Алеша пытается сесть в товарный вагон армейского поезда снабжения, его останавливает часовой Гаврилкин. Однако взятка в виде банки с говядиной ослабляет страх Гаврилкина перед своим лейтенантом, «зверем». Шура ( Жанна Прохоренко ) позже тоже пробирается на борт, но, увидев его, пугается и пытается спрыгнуть с мчащегося поезда. Алеша не дает ей рисковать жизнью. Она говорит ему, что собирается навестить своего жениха, пилота, который лечится в больнице. С течением времени она перестает бояться его и перестает доверять ему. Гаврилкин замечает гражданского безбилетника, заставляя Алешу подкупить его заново. Когда лейтенант обнаруживает посторонних пассажиров, он позволяет им остаться на борту и даже заставляет Гаврилкина вернуть взятку.

На одной остановке Алеша выходит за водой, но поезд уходит без него. В отчаянии его подвозит к следующей станции старуха-водитель грузовика. Он опоздал; поезд уже отправился. Однако Шура слез и ждет его. Затем пара идет к жене Павлова. Они обнаруживают, что она живет с другим мужчиной, и уходят. Алеша возвращается, забирает подаренное ей мыло и отдает его отцу-инвалиду Павлова.

Когда они наконец расстаются, Шура признается, что солгала; жениха не было, только тётя. Алеша слишком поздно понимает, после того, как его поезд уходит, что, когда Шура сказал, что у нее никого нет, она говорила ему, что любит его. Его поезд останавливают взорванный мост и поджигают немецкие бомбардировщики. Когда время истекает, Алеша переправляется через реку и уговаривает другого водителя грузовика отвезти его в его сельское село Сосновка. Он может увидеть свою мать всего на несколько минут, прежде чем вернуться в свою часть. Его мать клянется дождаться его. Закадровый голос говорит нам, что, хотя он мог бы далеко уйти в жизни, если бы он был жив, его всегда будут помнить просто как русского солдата.

Краткий сюжет

В фильме «Баллада о солдате» актёры переносят нас в 1942 г., в самый разгар Великой Отечественной войны. Совсем ещё молодой Алексей Скворцов храбро ведёт себя на поле боя: лично уничтожает два танка неприятеля, за что командование планирует наградить его орденом. Однако в ответ Лёша делает совсем другое предложение: повременить пока с наградой, но дать ему отпуск на неделю.

Командование разрешило Скворцову отлучиться всего на шесть дней. Он поспешил к матери, но по дороге Алексею приходилось часто задерживаться: то передаст родным весточку от одного солдата, то от другого, то занесёт передачу, то просто поможет кому-нибудь.

В одном из селений Скворцов встречает девушку Шуру и влюбляется в неё так, как не влюблялся ещё никогда в жизни. В конечном итоге на встречу с матерью у молодого солдата остаётся от силы несколько минут. После он уходит обратно на фронт. Но сколько бы Катерина (так звали маму главного героя) не смотрела вдаль, её сын так и не вернулся домой.

Это невероятно, но после премьеры картина Григория Чухрая получила 101 зарубежную премию: приз жюри в Каннах, престижную премию BAFTA, итальянскую награду «Давид ди Донателло» и многие другие, включая номинацию на «Оскар».

Фильм «Баллада о солдате»: актёры и роли. Владимир Ивашов в роли рядового Скворцова (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Владимир Ивашов, исполнитель главной роли, родился в 1939 г., так что он не попал на фронт по возрасту. Однако будущий актёр был уже достаточно взрослым, чтобы понимать, что происходит вокруг. Видимо, впечатления военных лет были ещё довольно свежи у всех участников съёмочной группы, раз они добились признания во всём мире.

Главную роль в «Балладе о солдате» Ивашов получил, когда ему было всего девятнадцать лет. В то время он учился во ВГИКе. За роль рядового Скворцова Владимир номинировался на персональную премию BAFTA.

В фильме «Баллада о солдате» актёры были столь убедительны, что у многих из них карьера пошла в гору после премьеры. То же самое касалось Ивашова – он был невероятно популярен. Именно этот артист воссоздал сложный образ Печорина в экранизации лермонтовского романа «Герой нашего времени», образ разведчика Исаева в картине «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Артист ушёл из жизни в 1995 г., оставив после себя около 50 удачно сыгранных ролей в различных фильмах.

«Баллада о солдате»: актёры и роли. Жанна Прохоренко в роли Шуры

Жанна Прохоренко – выпускница ВГИКа – родилась в 1940 г. в Полтаве. Во Всесоюзном государственном институте кинематографии Жанна училась на одном курсе вместе с такими знаменитостями, как Галина Польских, Лариса Лужина и Лидия Федосеева-Шукшина.

В драме «Баллада о солдате» актёры Ивашов и Прохоренко оба были дебютантами, на съёмочную площадку они попали впервые. После премьеры картины Жанну Прохоренко, как и Ивашова, стали приглашать в различные проекты с завидной регулярностью. Только за 64-й год молодая актриса снялась в шести фильмах: в экранизации пьес Островского под названием «Женитьба Бальзаминова», в драме «Непридуманная история» Владимира Герасимова и многих других лентах, которые ныне считаются классикой советского кино.

Помимо всего прочего, артистка сыграла главную роль в мелодраме «Мы жили по соседству» Николая Лырчикова, в фильме «Близкая даль» Виталия Кольцова, в мелодраме «Приезжая» Валерия Лонского и семейной ленте «Дверь без замка» Адольфа Бергункера.

Сценарий

Сопротивление чиновников Чухрай и сценарист Валентин Ежов встретили еще на этапе подготовки. Фронтовики приступили к работе с желанием передать историю сверстника, не вернувшегося домой, «без громких фраз, просто, грустно и честно».

Ежов и Чухрай, знавшие о тяготах войны, быстро оказались на одной волне. Над сюжетной линией работали сообща, разделив кинокартину на эпизоды, а затем описывая понравившийся отрывок. Готовые тексты отдавали друг другу на правку.

Изначально сюжет оказался посвящен работникам тыла, женщинам и детям. По сюжету Шура должна была погибнуть в бомбежке, но в Главке идея не понравилась.

Тогда Ежов оставил героиню в живых и убрал кадры нелегкого труда в тылу. Сценарий вновь вернули на доработку и потребовали согласование с режиссером. Не одобрил идею и Михаил Ромм, однако Чухрай убедил наставника, что еще поработает и все получится.

Кадры из фильма

К слову, и постановщику казалось, что не хватает начального эпизода. Идея пришла ночью, когда в памяти всплыл факт, как один солдат подбил два танка, а затем признался, что совершил подвиг от испуга.

Однако и в дополненном виде сценарий в Главке не понравился. Чухрая стали отговаривать, называя фильм «мелкотемьем», но постановщик стал настаивать на своем, и картину взяли в производство.

Позже Чухрай признается, что ему оказалось важно показать обычных людей, таких как Алеша Скворцов. «Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял постановщик

«Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял постановщик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector