Смерть в нищете и шизофрения: судьбы актёров «большой перемены»
Содержание:
- Актеры и роли
- Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
- Слесарь стал актером
- Обаятельный лоботряс Ганжа
- Сцены, придуманные на ходу
- Главное, чтобы парик сидел!
- Сюжет
- Светлана Крючкова (Нелли Леднёва)
- «Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев
- Новое время
- Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
- Учителя
- Галина Ванюшкина
- Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери
- «Большая перемена»: актёры и роли учеников
- Опасные моменты «Большой перемены»
- Заводчане и иные персонажи
- Папа и дочка за одной партой
- Сюжет картины
Актеры и роли
- Михаил Кононов — Нестор Петрович Северов, преподаватель истории
- Евгений Леонов — Степан Семёнович Леднёв
- Ролан Быков — Александр Трофимович Петрыкин
- Александр Збруев — Григорий Ганжа
- Светлана Крючкова — Нелли Леднёва, дочь Степана Семёновича
- Юрий Кузьменков — Ваня Федоскин, староста класса
- Наталия Богунова — Светлана Афанасьевна, учительница русского языка и литературы, жена Ганжи
- Савелий Крамаров — Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин
- Наталья Гвоздикова — Полина Иванченко, аспирантка, невеста Нестора Петровича
- Виктор Проскурин — Гена Ляпишев
- Валерий Носик — Отто Фукин, вратарь
- Нина Маслова — Виктория Ивановна Коровянская
- Валерий Хлевинский — Авдотьин
- Ирина Азер — Люся, подруга Ляпишева
- Людмила Касаткина — Екатерина Ивановна, директор школы
- Анастасия Георгиевская — Серафима Павловна, учитель географии
- Валентина Талызина — Нина Петровна, учитель химии
- Инна Жилина — учительница
- Людмила Анциферова — учительница
- Валентина Кузнецова — учительница
- Михаил Яншин — Виктор Иванович Волосюк, профессор
- Валентина Сперантова — тётя Глаша, уборщица
- Лев Дуров — старший сержант милиции
- Люсьена Овчинникова — Валя, невеста, позже жена Петрыкина
- Лев Дубов — инженер
- Наталья Гурзо — жена Фукина
- Мария Коренева — Чувичкина, ученица с ребёнком
- Михаил Розанов — ученик 9-го «А»
- Тамара Логинова — эпизод
- Екатерина Мазурова — баба Маня, соседка Нестора
- Владимир Басов — фотограф на свадьбе Петрыкина
- Николай Граббе — Пётр Васильевич Тарасов, «Василич», начальник Леднёва
- Иван Рыжов — майор милиции, начальник отделения
- Готлиб Ронинсон — бригадир Федоскина, работник шинного цеха
- Илья Баскин — взъерошенный ученик
- Александр Зимин — продавец в мебельном магазине
- Зоя Исаева — учительница в очках
- Галина Комарова — контролёр
- Светлана Старикова — экскурсовод
- Лариса Барабанова — продавщица в магазине мужской одежды
- Игорь Суровцев — ученик в красной олимпийке
- Михаил Ремизов
- Валентина Ананьина
- Алексей Кутузов — молодой осводовец
- Зоя Степанова — врач, лечившая Федоскина
- Янис Якобсон — сосед Нелли по парте
- Альберт Иричев — осводовец
- Вячеслав Гарин — директор завода
- Александр Калужский — доктор
- Виктор Шульгин — гость на свадьбе
в титрах не указаны
- Пётр Щербаков — гость
- Владимир Земляникин — друг Петрыкина
- Елена Коренева — девушка с книгой в библиотеке
- Валентина Титова — гостья на свадьбе
- Юрий Киреев — друг Петрыкина
- Иван Жеваго — гость на свадьбе
- Ирина Калиновская — медсестра, делавшая перевязку Ганже
- Валентина Ушакова — женщина с гитарой на свадьбе
- Александр Вдовин — Чувичкин, молодой отец
- Любовь Мышева — работница
Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».
Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.
Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.
Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».
В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.
Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».
Слесарь стал актером
Кузьменков Юрий Александрович родился прямо перед началом Великой Отечественной войны в феврале 1941 года. Детство будущего актера сложилось довольно тяжелым, так как отца сразу же призвали на войну, а мать с недоношенным Юрием уехала с ним в эвакуацию. Глава семейства стойко прошел все тяготы военных действий и вернулся домой. Но воссоединение семьи Кузьменковых произошло только лишь спустя 2 года после окончания войны.
Он посещал театральную студию и успешно играл в школьных спектаклях. Его желание стать актером отец воспринял как крайне несерьезную деятельность. Конечно, человеку, прошедшую всю войну с первого до последнего ее дня, было сложно понять суть актерства. Под давлением папы Юрий Кузьменков отправился в ПТУ, чтобы выучиться на слесаря.
Но творческая натура не давала ему покоя, и он часто принимал участие в спектаклях, которые ставили заводчане. Многим зрителям очень понравилась игра Кузьменкова и его талант даже описали в одной статье местной газеты.
Эта вырезка из газеты стала единственным послужным списком Юрия и вместе с ней он пошел пробовать себя в качестве актера в Театр имени Моссовета. На работу его не приняли, но в учебе при театре не отказали. Будучи студентом этой школы, он встретил свою будущую супругу Галину Ванюшкину.
Дебютным выходом на экран Юрия стала роль в фильме «Именем революции». Там он сыграл второстепенную роль в 1963 году. Спустя 2 года Кузьменков получил главную роль в фильме «Дни летные». После этой игры многие режиссеры приметили статного Юрия Кузьменкова, и он стал востребованным актером. Еще одной заметной работой юного актера стала роль Вани Федоскина в «Большой перемене».
Обаятельный лоботряс Ганжа
Фото: кадр из фильма
Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».
У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».
Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.
Сцены, придуманные на ходу
Изначально «Большую перемену» задумывали двухсерийной. Но когда руководство «Мосфильма» посмотрело рабочий материал, количество серий было решено увеличить до четырех. Поэтому пришлось дописывать сценарий на ходу. Знаменитая сцена обучения во сне придумалась именно так. Как раз накануне сценарист Георгий Садовников прочитал статью про обучение во сне. «А что, если Леднев воспользуется этим способом, чтобы усвоить школьный материал?», – предложил он режиссеру. Тому идея понравилась. Так и появилась сцена, в которой Леднев спит и слушает «третью часть приключенческой радио-повести «Битая карта». Есть еще одна сцена, в которой Нестор Петрович объясняет ученикам, каким должен быть современный рабочий. Эту идеологическую часть сценарист позаимствовал целиком из доклада Брежнева.
Главное, чтобы парик сидел!
Фото: кадр из фильма
Съемки фильма проходил в Ярославле. Пляжные сцены снимались на берегу Волги. Это был разгар лета. Казалось бы, не работа, а сплошное удовольствие. Но не для артистки— Натальи Гвоздиковой. Она вспоминает: «Сказали, что у нас и так все актрисы – светловолосые. А фильм – телевизионный. Вдруг бы нас с Богуновой стали путать, потому что у нас одинаковые прически? Я тогда носила волосы на прямой пробор, так же, как и актриса Богунова». Светлые волосы Гвоздиковой решено было спрятать под черный парик. Выглядел он шикарно – почти как натуральные волосы. Но сниматься в нем под палящим солнцем для Натальи было мучением.
Гвоздиковой сшили специальную шапочку, которую надевали на волосы, и парик на нее надевали только перед самыми съемками. Когда актриса заходила в воду, гример не находила себе места: она понимала, если актриса случайно утопит свой парик, съемки просто закончатся – второго такого не найти. И умоляла режиссера не рисковать драгоценным париком. В итоге все общие планы актрисы на море снимали без Гвоздиковой. Вместо нее на водных лыжах каталась дублерша. Заметно, что он значительно полнее Гвоздиковой – ведь она была спортсменкой.
Савелий Краморов ухаживал за Гвоздиковой на съемках. Однажды он ее спросил, а как вы думаете, такая девушка, как вы, могла бы выйти за меня замуж? На что я ему ответила: «Вы знаете, а я уже замужем».
Сюжет
Нестор Петрович Северов – молодой историк. Он гордится своими знаниями, стремится самосовершенствоваться, самовыражаться. Для этого после окончания вуза он подал документы на поступление в аспирантуру. Однако достичь желаемой цели ему не удалось. Вместо него в аспирантуру взяли девушку Северова Полину.
Огорченный, рассерженный и уязвленный Нестор Петрович решается на отчаянный поступок. Он разрывает отношения с Полиной и уходит работать в вечернюю школу. Там Северова приняли хорошо, а в нагрузку к основной деятельности дают класс. Теперь Нестор Петрович не только учитель истории, но и классный руководитель девятого «А».
Нестор Петрович думал, что с легкостью справится с работой. Оказалось, что преподавать не так-то просто. Ведь в вечерней школе учатся не дети, а взрослые люди. А некоторые из них не стремятся получать новые знания, что делает их похожими на маленьких неуправляемых детей.
Своим поведением ученики Нестора Петровича доставляют ему много проблем. Кроме того, в учителя влюбляется ученица по имени Нелли, отец которой также является учеником Северова.
Потихоньку Нестор Петрович вливается в школьную жизнь и жизнь учеников. Однажды ученика Северова Григория Ганжу арестовали. Его обвинили в издевательстве над человеком и дали двенадцать суток ареста. Сам Григорий пренебрежительно относится к учебе и к школе. При каждом удобном случае высказывает свое отношение к ней. На уроках занимается посторонними делами.
В школе работает законная супруга Григория Ганжи. Однако об этом никто не знает. Семейная пара до последнего скрывала свои отношения. Светлана устала от бессовестного и безразличного поведения мужа. В конце концов она решается уйти от него.
Узнав, что жена собирается развестись с ним, Ганжа просит помощи у учителя. Нестор Петрович не хотел вмешиваться в чужую жизнь, но после разговора с Григорием согласился помочь. Северов поговорил со Светланой Афанасьевой в учительской. Выслушав молодого историка, женщина решила вернуться к мужу.
Другой ученик Нестора Петровича Геннадий Ляпишев также не желает учиться. Урокам он предпочитает танцы. Чтобы уйти на дискотеку, он обманывает учителя. Говорит, что у него неудобный график работы. Тогда Северов уговаривает напарника Ляпишева Александра Петрыкина поменяться с ним сменами.
Но старания Нестора Петровича были напрасны. Геннадий не собирался учиться. Тогда Петрыкин решил сам взяться за обучение Ляпишева. Он решил во что бы то ни стало сделать из Геннадия человека. Мужчина водит нерадивого ученика в театр, музей, планетарий.
Из-за того, что Ляпишев все свое свободное время проводит с Петрыкиным, у Геннадия случилась размолвка с его любимой девушкой Люсей. Но благодаря стараниям Петрыкина у Ляпишева появилась тяга к знаниям. На глазах он превратился в заинтересованного в науке человека.
Пока Петрыкин прививал Ляпишеву любовь к учебе, от него ушла жена. Помирить супругов взялся Нестор Петрович. Помочь учителю вызвался Степан Семенович Леднев, отец Нелли, ученицы, влюбленной в Северова.
Сам Степан Семенович Леднев одержим желанием получать новые знания. Но он сталкивается с небольшой проблемой. Его дочь Нелли влюблена в учителя. Она стесняется своего отца и просит его не посещать занятия. Однажды девушка закрыла дверь в класс, чтобы Степан Семенович не смог пойти на занятия. Тогда Леднев залезает в помещение через окно. В конце концов отец Нелли бросил учебу.
Выяснилось, что ученица Нестора Петровича Виктория Коровянская не работает. Она не хочет понять, что не может посещать занятия, пока не устроится на работу. Помочь ей найти достойное место вызывается жених Петр Тимохин.
В конце фильма выяснилось, что в классе Нестора Петровича учится Ваня Федоскин, влюбленный в бывшую девушку Северова Полину парень. Он хотел жениться на Полине, но девушка предпочла Нестора.
Нестор Петрович думает, что Полина вышла замуж за Ваню. Однако позже он узнает, что это не так. Девушка возвращается к молодому учителю.
Светлана Крючкова (Нелли Леднёва)
Фильм «Большая перемена» — Светлана Крючкова | kudago.com
В фильме «Большая перемена» Светлана Крючкова исполнила роль дочери Степана Семёновича – Нелли Леднёвой. Девушка сразу же влюбилась в своего классного руководителя, чем доставила множество проблем как объекту своих чувств, так и своему отцу. Нелли стеснялась при папе заигрывать с учителем, поэтому запрещала ему посещать занятия.
Светлана Крючкова во многом стала известной актрисой именно благодаря роли романтической Нелли. Сама актриса не раз признавалась, что опыт работы с такими звёздами советского кино дал ей очень многое. Сейчас Светлана редко появляется на публике. Последняя картина, вышедшая на экраны с её участием – сериал «Шерлок Холмс», где она исполнила роль королевы Виктории. В 2019-м Светлана Николаевна вновь появилась на экранах, сыграв гостью на свадьбе в фильме «Одесский пароход».
«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев
Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.
Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.
В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.
В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.
На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.
Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.
Новое время
В 1995 году Владимир Меньшов пригласил Юрия Кузьменкова сыграть в комедии «Ширли-Мырли».
— Я это время, девяностые ельцинские годы, не люблю, если не сказать хуже: ненавижу! А на «Ширли-Мырли» я из-за денег пошел, — вспоминал актёр в одном из последних интервью. — Спросили: сколько бы я хотел за участие. Я назвал с бухты-барахты сумасшедшую сумму — пять тысяч долларов. А мне говорят: «Дадим». Как дадим? Я такие деньги и за главные роли не получал! И я пошел и снялся.
Юрий Кузьменков в фильме «Ширли-Мырли»
В новом тысячелетии Юрий Александрович играл преимущественно в сериалах, таких как «Тайны дворцовых переворотов», «На углу у Патриарших» и «Брежнев». Он продолжал сниматься до самой смерти, которая наступила в 2011 году. Актёр скончался от сердечного приступа на даче в Подмосковье, приехавшие врачи не успели его спасти.
Сын Юрия Кузьменкова закончил юрфак МГУ и стал дипломатом, он четыре года служил в российской миссии при ООН, а в настоящее время живёт и работает в Швейцарии.
Степан Кузьменков. Фото: vk.com
Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.
Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru
В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.
А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.
Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.
Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru
Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.
Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.
Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.
Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.
Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru
Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.
Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru
Учителя
Людмила Касаткина (директор ШРМ), Анастасия Георгиевская (преподаватель географии), Валентина Талызина (учитель химии), Валентина Сперантова (вахтёр) вряд ли нуждаются в дополнительном представлении. Привлечение актёров старой школы – настоящая удача режиссёра. Например, Л. Касаткина, приглашённая без проб, настояла на них, чтобы увидеть себя со стороны. Оставшись довольной результатами работы с оператором, согласилась на роль.
Для Наталии Богуновой (учитель литературы), выпускницы ВГИКа – это была первая серьёзная работа в кино. А. Коренев предложил ей самой выбрать персонаж. И она остановилась на Светлане Афанасьевне. Интуиция подсказала, что именно эта молоденькая учительница, жена хулиганистого двоечника Ганжи, будет ассоциироваться с фильмом «Большая перемена».
Актёры настолько точно попадали в образ, что впоследствии не могли избавиться от его влияния. Н. Богунова, 17 лет проработавшая в театре, в кино так и осталась актрисой одной роли. Её судьба сложилась довольно трагично. Неудачи в личной жизни спровоцировали заболевание шизофренией. Она ушла из жизни на 66-м году жизни, оставшись в полном одиночестве.
Галина Ванюшкина
Галина Николаевна Ванюшкина. Родилась 25 мая 1940 года. Советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Жена актера Юрия Кузьменкова.
Галина Ванюшкина родилась 25 мая 1940 года в рабочей семье.
С ранних лет мечтала стать актрисой, при этом в детстве она не выговаривала буквы «Л» и «В». Как она вспоминала, даже мама плохо ее понимала. Однако желание стать актрисой было столь велико, что она отправилась в драмкружок. Руководитель потребовал избавиться от картавости. И Галине пришлось согласиться на операцию: уздечка под языком была слишком короткая. После операции занималась с педагогом по дикции. Но свей цели она добилась: ее взяли в драмкружок.
Окончила театральную студию при Театре имени Моссовета, занималась в группе Юрия Завадского. С ней в группе учились Маргарита Терехова и Наталья Богданова. Последняя позже стала ее близкой подругой.
С 1964 года играла в Театре имени Моссовета на протяжении почти 20-ти лет. Ее амплуа – характерная героиня (комедийная, драматическая). Среди ее театральных работ: «Мое сердце с тобой» – доярка Глаша (реж. П.О. Хомский); «Ванечка» – Мария (реж. Б. Щедрин); «Белая Гвардия» (реж. П.О. Хомский).
Далее стала помощником режиссёра Театра имени Моссовета, работала с Сергеем Юрским. Много и тесно общалась с Фаиной Георгиевной Раневской. Галина Ванюшкина вспоминала: “Юрский решил ставить пьесу Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». Выбрал этот спектакль специально с прицелом на Фаину Раневскую, которая была уже в возрасте и практически ничего в театре не играла. Сергей Юрьевич поручил мне шефство над старой актрисой – ее нужно было привозить из дома, опекать в театре, провожать домой. Я была наслышана о вздорном характере Раневской и сильно перепугалась. Но потом оказалось, что этот год общения с великой актрисой был одним из самых счастливых в моей жизни”.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
С 1965 года начала сниматься в кино, дебютировав в фильме «Наш дом». Однако снималась мало – в основном занималась театром.
В 2000-е сыграла небольшие роли в сериалах «Семейные тайны» и «Дежурный ангел-2».
Галина Ванюшкина в сериале “Дежурный ангел-2”
Рост Галины Ванюшкиной: 164 сантиметра.
Личная жизнь Галины Ванюшкиной:
Муж – Юрий Александрович Кузьменков (1941-2011), советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Поженились в 1963 году. Ванюшкина вспоминала: “По молодости мы оба были веселые, строптивые. В день свадьбы чуть не разошлись! Да просто дурака валяли. Свадьба у нас была театральная. Сыграли ее в помещении Театра имени Моссовета. Там мы и учились, и работали вместе, и поженились с Юрой. Гуляли весело, шумно. В какой-то момент я заметила, что Юра кокетничает с одной из актрис. Ревность во мне взыграла. Мы вылетели с Юрой, ссорясь, из театра, стали кричать, что сейчас бросим кольца и всем расскажем, что расстаемся. Потом, как это бывает у влюбленных, стали извиняться друг перед другом, обнялись, поцеловались”.
В браке родился сын Степан, он дипломат, четыре года жил в Америке – работал в ООН, позже был командирован в Женеву. У сына две дочери и сын.
Галина Ванюшкина и Юрий Кузьменков
Юрий Кузьменков и сын Степан
Фильмография Галины Ванюшкиной:
1965 – Наш дом – Новикова, диспетчер
1966 – Не самый удачный день – секретарь в суде
1992 – Одна на миллион – Евгения Демьяновна, соседка
1994-1996 – Железный занавес – эпизод
2001 – Семейные тайны – эпизод
2012 – Дежурный ангел-2 – Дуся
Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери
Актрисе досталась одна из главных ролей — учительницы Светланы Афанасьевны. Но после съёмок судьба Наталии сложилось трагично. На ней навсегда закрепилось клеймо актрисы одной роли. В кино её не приглашали из-за трудного характера.
Наталия Богунова в молодости. Фото: 24smi.org
Впоследствии выяснилось, дело вовсе не в настроении актрисы и не в её отношении к жизни. У Наталии Богуновой серьёзный недуг — шизофрения. По причине заболевания актрисе пришлось отказаться от театральной карьеры.
Ещё будучи студенткой ВГИКа Наталия Богунова закрутила роман с молодым и перспективным режиссёром Александром Стефоновичем. Впоследствии пара поженилась.В начале карьеры Богунова играла в фильмах небольшие роли, но всё изменила картина «Большая перемена». Наталия стала суперзвездой и её осаждали тысячи поклонников.
Михаил Кононов и Наталия Богунова. Фото: infox.ru
Ошеломляющая популярность стала причиной разрыва брака актрисы. Женщина пропадала на съёмках, а муж был в киноэкспедициях. Семейная жизнь не складывалась. После развода Стефанович женился на Алле Пугачёвой, а у Богуновой начался кризис. Её все меньше приглашали в кино, а в картине «Единственная» прямо на съёмочной площадке заменили на Елену Проклову. Это сильно ударило по самооценке Наталии.
В конце 70-х коллег насторожило психологическое здоровье звезды. Она была раздражительна и на всех срывалась. Впервые у Богуновой случился приступ прямо во время репетиции. Валентина Талызина вспоминала, как актрису увезли из театра в психбольницу. После этого случая Богунова стала часто попадать в клинику. В 1992 году она сыграла в фильме «Бег по солнечной стороне» и окончательно ушла из профессии, после чего стала крайне редко давать интервью и выходить в свет.
Наталия Богунова. Фото: zen.yandex.ru
Денег звезде «Большой перемены» откровенно не хватало, ведь ей ещё нужно было как-то обеспечивать престарелую мать. С ней у Наташи были напряжённые отношения. Актриса обвиняла маму в том, что она осталась одинокой женщиной: мать не препятствовала абортам дочери, сделанным по молодости. Когда в 2011 году родительница артистки скончалась при загадочных обстоятельствах, многие знакомые обвиняли в произошедшем Богунову. После смерти матери актриса совсем замкнулась.
В 2013 году Богунова улетела на остров Крит, чтобы отвлечься от трагедии. Это путешествие стало для актрисы последним. У Наталии случился инфаркт, врачам не удалось её спасти.
Несмотря на былую популярность на похороны артистки пришли 20 человек. Сейчас к могиле Наталии Богуновой заросла тропа, а память об актрисе осталась лишь на кинолентах.
Могила Наталии Богуновой. Фото: biographe.ru
«Большая перемена»: актёры и роли учеников
Около 20 выпускников и студентов театральных вузов были приглашены на роли учеников 9-А. Все они после премьеры проснулись известными. С фильма началась блистательная карьера Светланы Крючковой, студентки 4 курса училища МХАТа, попавшей на картину совершенно случайно. Её супругу Ю. Векслеру была предложена роль Ганжи. Сценарий того не вдохновил. И по его просьбе Светлана пришла вернуть текст на студию. Её тут же заметили и пригласили на пробы жены Ганжи. В итоге ей досталась роль Н. Леднёвой и самая знаменитая песня «Мы выбираем». Выход фильма на экраны совпал с окончанием обучения. Работа Крючковой так понравилась мэтрам, что её сразу пригласили в труппу театра.
Много актёров претендовало на роль Г. Ганжи, но в фильме его успешно сыграл Александр Збруев, актёр театра «Ленком». Студентом попал в картину Виктор Проскурин (Ляпишев), находившийся в училище на грани отчисления. Образ настолько полюбился зрителям, что кардинально изменил его судьбу.
Не только героев картины касался термин «большая перемена». Актёры Илья Баскин (рыжий ученик) и С. Крамаров (Тимохин) в дальнейшем эмигрировали в США, где у обоих сложилась карьера в Голливуде. Началом жизни в кино стал фильм для В. Хлевинского (Авдотьин), Нины Масловой (Коровянская), Ирен Азер (Люська). Но самым именитым учеником стал Евгений Леонов (С. Леднёв), внёсший в съёмочный процесс импровизацию. Сцены с обучением во сне и появлением в классе через окно были придуманы с его участием.
Опасные моменты «Большой перемены»
Фото: кадр из фильма
В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.
Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».
Заводчане и иные персонажи
Среди первых утверждённых актёров – Лев Дуров, сыгравший милиционера, и Ролан Быков, создавший запоминающийся образ Петрыкина. Напарник Г. Ляпишева, эгоист и жмот по натуре, Петрыкин – один из немногих персонажей, переживших настоящую трансформацию по ходу фильма. Его герою сопереживают как никому другому. И в этом заслуга выдающегося актёра, которому замечательно подыгрывает душевная и улыбчивая Л. Овчинникова (невеста).
Заводского бригадира сыграл мастер эпизода Готлиб Ронинсон — непревзойдённый комик театра на Таганке. Его лёгкое заикание и потрясающая мимика придали образу запоминающиеся черты. Телефильм «Большая перемена», актёры которого входят в когорту лучших в своей профессии, включён в ТОП самых любимых кинокартин советских времён. Даже в небольших ролях снимались легенды отечественного кино. Например, начальника райотдела милиции сыграл Иван Рыжов — один из «актёров В. Шукшина».
Папа и дочка за одной партой
Фото: кадр из фильма
В сценарии роль Нелли была маленькой, проходной, но режиссер, поддавшись обаянию Светланы Крючковой, придумывал для нее все новые и новые эпизоды. Например, сцену с шляпкой, в которой Нелли говорит, что «дамам в помещении носить шляпу разрешается».
Евгений Леонов был среди артистов «Большой перемены» самым старшим, и все относились к нему с уважением. Он и Светлана Крючкова создали на экране трогательный семейный дуэт – папы и дочки. После выхода «Большой перемены» миллионы зрителей воспринимали их исключительно как отца и дочь.
«Там была сцена с Крючковой, когда он ее по попке шлепает, – вспоминает Анатолий Мукасей. – Это была его придумка, и он так вживался в образ, что это его дочка, родная, что она ему грубит». А Светлане Крючковой в память врезалась другая сцена. «Помните кадр, где я Леонову завязываю галстук? Это он меня научил. Он мне показал несколько раз, я ему завязала в кадре, и с тех пор больше не завязывала никому галстуки, и совершенно забыла, как это делается».
Сюжет картины
Название фильма предложил оператор А
Мукасей, обратив внимание на двойной смысл. Жизненный аспект и школьный атрибут – это и есть «большая перемена»
Актёры рассказали трогательную историю о молодом историке по имени Нестор Петрович, неожиданно провалившем экзамен в аспирантуру. С ощущением обречённости тот отправляется работать в вечернюю школу, перевернувшую его представление о жизни. Разбираясь с производственными и личными проблемами своих подопечных, учащихся 9-А, он и сам взрослеет, вызывая уважение окружающих.
Личная драма – расставание с невестой, обошедшей его на вступительных экзаменах в аспирантуру, – отходит на второй план. Но судьба сталкивает героя с Федоскиным, которого считает своим удачливым соперником. Волею судьбы тот учится в непредсказуемом 9-А.