Дмитрий брусникин: биография и личная жизнь актера

Театр

В 1985-м, через 3 года после окончания вуза, Брусникина поступила на службу в Московский Художественный театр. В 1987-м, когда произошло его разделение, осталась в МХТ имени Чехова. В труппе актриса состояла до 2003 года.

Марина Брусникина в театре

Ранние театральные работы Марины Станиславовны – Маша в чеховской «Чайке», Ксения в «Борисе Годунове». Брусникина сыграла Наталью Дмитриевну в «Горе от ума», Варвару в «Грозе», Пшеницыну в «Обломове», Преполоневскую в «Учителе словесности». Также на ее счету роли в спектаклях «Московский хор», «Платонов», «Татуированная роза», «Новый американец», «Вечность и еще один день» и др.

Параллельно с работой в театре в 1988 году Марина Станиславовна начала преподавательскую деятельность в родной школе-студии. Со временем стала заведующей кафедрой сценической речи и профессором. Брусникина вспоминала, как ей, еще второкурснице, именно преподаватель сценической речи А. Н. Петрова предрекла педагогическую карьеру. Сама Марина Станиславовна никогда не стремилась связать биографию с этим ремеслом, но рада, что нашла свое призвание в помощи молодым талантам.

Театральный режиссер Марина Брусникина

Режиссером-педагогом МХТ им. Чехова Марина Станиславовна стала в 2002-м. Тогда же начала преподавать мастерство актера. Через год, в 2003-м, получила звание Заслуженной артистки РФ. История ее постановок гораздо богаче, чем актерский послужной список. Спектакль «Пролетный гусь» (2002) по Виктору Астафьеву стал первым в карьере Брусникиной-режиссера. Отмеченный Государственной премией в 2004 году, он регулярно проходит на Новой сцене МХТ.

В родном театре Марина Станиславовна поставила более десятка спектаклей. В их числе «Дворянское гнездо», получивший премию Союза театральных деятелей, «Река с быстрым течением» и «Тутиш», отмеченные «Золотой лирой». На сцене Московского драматического театра им. Пушкина режиссером, кроме прочего, поставлены «Цыганы» и пелевинский «Бубен верхнего мира».

Марина Брусникина и Николай Коляда

Марина Станиславовна востребована. В разное время сотрудничала с «Сатириконом», московской «Сферой», новосибирским «Глобусом», театром имени Моссовета и другими. Часто берет в работу произведения учеников екатеринбургского драматурга Николая Коляды. Так, в московском театре «Практика» можно увидеть спектакль «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович.

В 2009-м Брусникина стала помощником худрука в родном театре имени Чехова. В 2010 году удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Спектакль «Лада, или Радость», поставленный на сцене Российского академического Молодежного театра, в 2015-м принес режиссеру премию Правительства Российской Федерации.

Брусникина-режиссер

Мучения Брусникиной заметил Олег Табаков, именно он подтолкнул ее к режиссуре. Благодаря его совету, она начала заниматься постановками. Сначала это были «МХАТовские вечера. Круг чтения», которые Марина начала ставить в 2000 году. Она до сих пор остается неизменным постановщиком этих мероприятий, в рамках которых молодые актеры театра читают различные произведения. А с 2002 года Брусникина пришла в полноценную режиссуру. На ее счету уже почти 30 спектаклей. Первый ее опыт был в родном театре, это была пьеса В. Астафьева «Пролетный гусь». Этот спектакль сразу показал, насколько Марина особенный режиссер. Она тщательно отбирает литературную основу для постановки и очень бережно к ней относится. Про нее говорят, что она – мастер литературного театра, она часто берет прозу, но не переводит ее в драматургическое произведение, а стремится передать авторский текст.

После первого спектакля ее начинают приглашать в другие театры. Она ставит в театре им. Пушкина, в «Сатириконе», в новосибирском «Глобусе», в Российском молодежном театре, в театре им. Моссовета, в театре «Сфера» и даже в Испании. Марина находит необычный материал, который превращает в живое действо, так она ставит Платонова, Кибирова, Пелевина, Думбадзе, Попова. Хотя есть в ее багаже и классический репертуар – Островский, Пушкин, Гольдони. Сегодня Марина Брусникина — режиссер более чем востребованный. Она работает в «Табакерке», во МХАТе, делает вечера поэзии, уже несколько лет она является помощником художественного руководителя во МХАТе. В 2020 она сделала в родном театре юбилейный вечер, который показал, насколько богат ее потенциал.

В 2006-2010 годах Марина попробовала себя в кинорежиссуре. Вместе с мужем она снимала сериал «Закон и порядок». Оба там также выступали в роли актеров. Этот опыт Брусникину не впечатлил, так как она любит живые переживания и хорошую литературную основу, что в кино найти трудно.

Начало пути

Родился будущий режиссер в маленьком городишке Германии Потсдам 17 ноября 1957 года. Его отец служил в Советской армии, поэтому Диме пришлось много путешествовать и сменить несколько школ, однако, это не отразилось на успеваемости. Затем парень решил продолжить обучение в электронном институте.

Знакомство Дмитрия с ребятами, посвятившими свою жизнь театру, изменило его судьбу, юноша всерьез заинтересовался профессией артиста. И вскоре будущий режиссер забирает документы, чтобы стать простым рабочим.

Артистическая жизнь настолько увлекла молодого человека, что он решил всерьез ей заняться и стал заниматься в мастерской великого Олега Ефремова. Без отрыва от учебы Брусникин начинает актерскую игру. Его дебютной ролью стал Саша Ульянов в спектакле «Путь».

Театральные работы артиста включают в себя:

  • «Бал при свечах» (1983);
  • «Друзья» (1984);
  • «Дядя Ваня» (1991);
  • «Новый американец» (1994);
  • «Три сестры» (1997);
  • «Река с быстрым течением» (2006).

А также стал постановщиком трех спектаклей, это «Платонов», «Плач в пригоршню» и «Гроза».

Фильмы и сериалы

Первую заметную роль в кино Брусникин получил в 1994 году. Он стал одним из актеров сериала «Петербургские тайны». 49-серийный телевизионный проект прошел с оглушительным успехом, а последовавшее продолжение закрепило восторг публики. Брусникин исполнил в историческом сериале одну из ведущих ролей. Образ князя Дмитрия Платоновича Шадурского сделал актера известным на всю Россию.


Дмитрий Брусникин (слева) в роли князя Шадурского

Период с 2000 по 2003 годы стал для Брусникина очень плодотворным по части ролей в кино. За три года актер представил более десяти образов на телеэкране, в том числе постаревшего Шадурского в «Развязке Петербургских тайн».

Роль князя стала отправной точкой в кинематографической карьере Брусникина, хотя в самом начале съемок Дмитрий не был в восторге от своего персонажа. На сцене МХАТа актеру доставались герои классических произведений, привыкнуть к другому качеству материала было ему нелегко. Ситуацию спасла талантливая режиссура и великолепный актерский состав проекта.


Дмитрий Брусникин на съемках

В 2002 году Брусникин в качестве режиссера снял сериал «Сыщики — 2», на этом проекте сложился основной состав команды, которая сопровождала многие последующие проекты Дмитрия Владимировича. Через два года режиссер занялся съемками сериала «Мур есть Мур», в третьей части данного проекта состоялся актерский дебют Филиппа Брусникина.

Также в 2004 году Дмитрий Владимирович снялся в комедийном многосерийном фильме «Джек-пот для Золушки». В 2005 году Брусникин в качестве режиссера снял мини-сериал «Самая красивая». Главные роли в этом фильме исполнили Алена Хмельницкая и Алексей Макаров. В 2008 году в продолжении этого сериала Брусникин снимался уже в качестве актера, режиссером картины «Самая красивая- 2» стала Елена Николаева.


Дмитрий Брусникин и Евгения Добровольская

В 2006 году Дмитрий Брусникин и Евгения Добровольская вместе сыграли в фильме «Счастье по рецепту». Актерский тандем был настолько органичным, что зрители решили, будто герои фильма и в реальной жизни состоят в отношениях. В этом проекте Дмитрий выступил и в качестве режиссера.

Сериал имел высокие рейтинги, выходил в эфире разных телеканалов. Брусникин очень достоверно сыграл романтического героя, несмотря на возраст, из-за чего зрители решили, что между Евгенией и Дмитрием и в жизни существует любовная связь. Актеру на момент съемок в сериале было 49 лет.


Дмитрий Брусникин

В том же году вышел многосерийный фильм «Сумасбродка» с Жанной Эппле в главной роли. Главный мужской образ в детективе снова примерил на себя Брусникин. На площадке вместе с актером работали Галина Польских, Игорь Дмитриев и Владимир Еремин.

В 2010 году Брусникин снялся в сериале «Застывшие депеши» вместе с Дмитрием Нагиевым и Еленой Ксенофонтовой. Этот год подарил зрителям еще один отечественный сериал с участием Дмитрия, который назывался «Русский шоколад».


Дмитрий Брусникин в фильме » Закон и порядок»

В 2012 году на Первом канале состоялась премьера сериала «Неравный брак». Дмитрий Владимирович исполнил в этом проекте главную мужскую роль. Сериал принес актеру большую популярность и всенародную любовь. Партнершей Брусникина в этом проекте стала Анна Антонелли, уже известная зрителям по роли Михелины в исторической мелодраме «Сонька. Продолжение легенды».

В период с 2013 по 2020 годы Дмитрий Владимирович был занят своими режиссерскими проектами и постановками в театре, ему также удалось сняться в нескольких фильмах.

В 2020 году на главном телеканале России с успехом прошел показ сериала «Ищейка», режиссером которого был Брусникин. Главную роль в детективной мелодраме исполнила актриса Анна Банщикова. Проект стал адаптацией известного американского сериала с идентичным названием. Зрители отнеслись к русской «Ищейке» благосклонно, и кино занялась производством второго сезона.

Последние годы жизни и смерть

В начале лета 2021 г. Дмитрий Владимирович почувствовал недомогание и лег в Боткинскую больницу. Врачи диагностировали сердечную недостаточность. Лучшие кардиологи Москвы взялись за лечение и отмечали улучшение состояния пациента. Брусникин выписался из больницы и продолжил работу над «Ищейками 3».

8 августа ему внезапно стало плохо. Артист скончался на следующий день, на 61 году жизни. Жена Марина Брусникина тяжело пережила утрату. Справиться с горем женщине помогла семья сына и работа.


Могила известного и талантливого актера

Марина, как режиссер, продолжает ставить спектакли в театре «Практика», где покойный супруг был художественным руководителем, принимает участие в ежегодных «Мхатовских вечерах».

Личная жизнь

Первая и единственная любовь Дмитрия – актриса Марина Станиславовна Брусникина. С «милой девочкой Маринкой Сычёвой» герой нашего рассказа познакомился на первом курсе Школы-студии МХАТ. Девушка поступила туда сразу же после школы, всего в 17 лет. Дмитрию, который уже успел отучиться в институте электроники и год проработать работником сцены, стукнуло 20.

Цитата: «Мы репетировали сцену из «Сорок первого». И так зарепетировались, что вскоре поженились. Отпросились у педагогов от занятий, сбегали в загс и расписались».

Свадьбу студенты сыграли 25 мая 1979 г. Летом 1983 года у супругов родился единственный сын. Мальчика назвали Филиппом – в честь друга Дмитрия, с которым он поспорил, что обязательно поступит в театральный вуз.

Филипп Брусникин пошел по стопам родителей и тоже стал актером. Мужчина женат, супругу зовут Валерией, у них двое детей – Артем (2011) и Дмитрий, родившийся в год смерти дедушки и названный его именем.

Несмотря на то что актер играл романтических героев, сам он оказался однолюбом. Мужчина прожил с Мариной Брусникиной в счастливом браке 39 лет и никогда даже не зародил слухов о супружеской неверности. Друзья вспоминают, что пара нежно любила друг друга, а в доме всегда царило взаимопонимание.

Биография Дмитрия Брусникина

Дмитрий Брусникин родился 17 ноября 1957 года в Потсдаме (ГДР), в семье военнослужащего Владимира Михайловича Брусникина и его жены Александры Дмитриевны. В школьном возрасте Дмитрию пришлось поменять более десяти средних общеобразовательных школ из-за переездов семьи в связи с частой сменой мест службы отца.

В 1974 году поступил в Московский институт электронной техники (МИЭТ) в Зеленограде. В 1975 году сделал свои первые шаги на театральной сцене в народном театре под руководством режиссёра Л. А. Колчановой в Зеленограде.

В 1976 году с двумя молодыми актёрами, окончившими студию при народном театре, отправился в Москву показываться актёру и педагогу Виктору Ивановичу Коршунову. Точнее, целью поездки Дмитрия Брусникина было простое сопровождение двух более молодых людей, но Виктор Коршунов попросил прочесть что-либо и Дмитрия. Брусникин прочёл Чехова, после чего Виктор Иванович посоветовал ему поступать в театральный вуз.

В 1977 году Дмитрий взял в институте академический отпуск и устроился работать машинистом сцены в Театре-студии киноактёра. Наблюдая за работой на театральной сцене знаменитых киноактёров, Брусникин принял окончательное решение. В 1978 году он подал документы сразу в три театральных вуза Москвы: Щепкинское и Щукинское училища и Школу-студию МХАТ — прошёл конкурс везде, но остановил свой выбор на школе-студии, где курс набирал Олег Ефремов.

Уже начиная со второго курса, Дмитрий был занят в спектаклях МХАТа, идущих на Малой сцене театра, первой его ролью стал Александр Ильич Ульянов в спектакле «Путь»] (режиссёры В. Саркисов и А. Васильев).

В 1982 году окончил актёрский факультет Школы-студии (института) имени Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (руководитель курса — Олег Николаевич Ефремов) и был принят в труппу Московского Художественного театра имени А. П. Чехова.

Преподавательскую деятельность начал в качестве ассистента в Школе-студии МХАТ сразу после её окончания. С 1993 года является преподавателем дисциплины «Актёрское мастерство». В 1999, 2003 и 2007 годах набирал курсы в качестве их руководителя вместе со своим однокурсником Романом Козаком. Выпускниками их первого совместно набранного курса стали: Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Екатерина Соломатина, Дарья Калмыкова, Софья Ануфриева.

С 1991 года — член Союза театральных деятелей. С 1999 по 2003 годы — член Учёного совета Школы-студии МХАТ. В 2006 году Дмитрий Брусникин стал профессором. 8 сентября 2009 года Дмитрию Брусникину присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

В 2015 году выпускной курс Школы-студии МХАТ, ещё во время учёбы получивший известность как «Мастерская Дмитрия Брусникина», в полном составе был принят в Московский драматический театр «Человек», а сам Дмитрий Брусникин был назначен на должность заместителя художественного руководителя этого театра. В 2017 году «Мастерская Дмитрия Брусникина» в полном составе вошла в труппу московского экспериментального театра «Практика».

3 мая 2018 года Департаментом культуры города Москвы Дмитрий Брусникин назначен художественным руководителем Экспериментального театрального центра новой драмы «Практика» в Москве.

Карьера актрисы

После окончания школы-студии МХАТ Марина Брусникина была зачислена в труппу МХАТа. Главный режиссер Олег Ефремов сразу предложил ей серьезную роль – Машу в «Чайке». Она успешно справилась с этой работой и стала полноправным членом звездной труппы. За годы работы в театре она сыграла более 20 ролей, среди них: Люба в пьесе «Старый Новый год», Ксения в «Борисе Годунове», Софья Егоровна в «Платонове», Варвара в «Грозе», Флора в «Татуированной розе», Преполовенская в «Учителе словесности». Сегодня Марина мало играет, но ее можно увидеть на сцене родного МХТ в спектакле «Новый американец», где она играет Тасю.

Смогла Брусникина проявить себя и в кино. На ее счету 8 ролей, среди которых несколько телевизионных фильмов и сериалов, в том числе «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад», «Загадка. Разгадка», «Сыщики», «Супруги», «Перлимплин». Но в профессии актрисы Брусникиной было тесно, она говорит, что очень страдала в драматическом театре.

О работе в сериалах

Что касается сериалов, почему я занимался сериалами и иногда занимаюсь ими сейчас. Я вам скажу, что это жизнь.

Я был актером и режиссером Московского Художественного театра и учеником Олега Николаевича Ефремова. Потом возникла моя первая сериальная работа «Петербургские тайны». Над этим фильмом работали Леонид Аристархович Пчёлкин и Вадим Николаевич Зобин, они позвали меня сниматься, а рекомендовал меня им Иннокентий Михайлович Смоктуновский…

Почему-то он решил, что мне необходимо поработать с этими режиссерами; он активно настаивал на том, чтобы я там снимался, и их очень убеждал. На что я говорил: «Иннокентий Михайлович, это же сериал, это вторичная, бульварная литература».

Я никак не мог понять, зачем я этим занимаюсь. Я помню, что меня из дома вытолкали, сказали, чтобы обязательно шел на пробы и не возвращался, если я туда не приду.

Я пришел, но мне казалось, что это не достойно моего внимания. Помню, когда я входил на какие-то очередные пробы, навстречу мне шла Ира Розанова, а мы тогда, как раз с ней сотрудничали в студии «Человек». И она мне сказала: «Ты читал? Ты прочел это все?» Я говорю: «Я прочёл. Слушай, Ира…», – я хотел ей сказать, как это ужасно. Она говорит: «Это грандиозно, правда?» Я никак не мог понять, почему я там.

В общем, как-то меня уговорили. Я с таким нежеланием стал там участвовать. Этот сериал показывают довольно часто, и когда в некоторых эпизодах я вижу выражение своего лица, по-моему, оно недовольное. Потом меня покрасили в такой цвет, я долго ходил с этим. Все мне не нравилось, я был страшно недоволен.

Но у меня сложились замечательные отношения с Леонидом Аристарховичем и с Вадимом Николаевичем Зобиным. Тогда все снималось подолгу, и у нас сложились прекрасные взаимоотношения и с авторами – с Леной Греминой и с Мишей Угаровым, это ведь тоже мое поколение.

Возникла такая доверительная атмосфера, что Пчелкин мне разрешал, например, импровизации, а иногда даже позволял какие-то куски режиссировать. Постепенно он включил меня в работу, и в какой-то момент мне стало невероятно интересен этот процесс. Вплоть до того, что после этой работы он предложил мне совместную работу в качестве режиссера-постановщика. В общем, он и Вадим Николаевич, они стали моими в какой-то степени учителями.

Потом была еще такая работа «Чехов и Ко», моя самостоятельная работа по рассказам Чехова, где нам удалось снять почти всех актеров Художественного театра того периода. И как-то эта телевизионная деятельность меня увлекла.

Потом, когда не стало Олега Николаевича, был очень тяжелый период в моих взаимоотношениях с театром. Потому что он был для меня не просто учителем, а еще таким театральным отцом. Когда не стало отца, оказалось, что я совершенно не прикрыт.

Я оказался один, несмотря на то, что были друзья, был Роман, который потом даже стал руководить театром. Я какое-то время работал, что-то играл у него, но мне было невероятно одиноко. Я не находил места, поэтому ушел совсем в сериалы. И снимал. И учился, на самом деле учился этой профессии. Поэтому не жалею этого времени.

Я понимаю, что это производство, что это все невероятно компромиссно. Но я пытаюсь эту работу делать честно. И совершенно точно знаю, что актеры, с которыми я сотрудничаю в этих сериалах в качестве режиссера, любят у меня сниматься. Иногда этим пользуются продюсеры, они знают, что актеры любят у меня сниматься, поэтому это дешевле. Когда у Брусникина, они не выставляют те ставки, которые выставляют обычно.

Я люблю с ними общаться, делать с ними роль, я люблю в этом копаться, разбираться, я их люблю. Да, в таком жанре, в сериале, но это интересно. Я – актерский режиссер. Я люблю актеров, люблю живых людей и на сцене, и на экране. Если мне это удается, то я этому чрезвычайно рад и счастлив.

Дмитрий Брусникин

Фото: Анна Гальперина

Видео: Виктор Аромштам

Театр

В молодости Брусникин много играл в театре. Школа-студия стала местом, где Дмитрий Владимирович встретил свою будущую супругу и исполнил множество интересных ролей. После того, как актер окончил обучение, он был принят в труппу МХАТа.

В 1982 году Брусникин занялся преподавательской деятельностью в учебном заведении, которое окончил. Вначале он был ассистентом по актерскому мастерству, а в 1993 году смог набрать свой первый курс в качестве преподавателя.

В период с 1986 по 1988 год Дмитрий Владимирович показал серьезный творческий рост. Он работал в Театре-студии «Человек», на сцене которого в качестве режиссера поставил свой первый спектакль «В ожидании Годо».

Дмитрий Брусникин в молодости После разделения родной школы-студии Брусникин стал актером труппы МХАТ имени Антона Чехова под руководством Олега Ефремова. В 1991 году артист проявил себя и как режиссер и на малой сцене МХАТа поставил спектакль «Платонов» – он же сыграл в постановке главную роль.

В 2006 году Дмитрий Владимирович получил ученое звание профессора. Вместе с Романом Козаком выпустил несколько курсов актеров, многие из которых уже имеют громкие имена. Среди учеников Брусникина Сергей Лазарев, Алексей Черных, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Паулина Андреева.

Годы преподавания и усердной работы привели к тому, что в 2015-м выпускной курс Школы-студии МХАТ стал основой независимого театра «Мастерская Дмитрия Брусникина». Дмитрий Владимирович стал режиссером 6 спектаклей для этого коллектива: «Бесы», «Нация», «Транссиб» и пр. Также педагог стоял у истоков ежегодного проекта «Кульминация», который объединяет все действующие российские конкурсы драматургии и представляет все хиты в одном спектакле.

Дмитрий Брусникин на съемках сериала «Ищейка»

В 2015 году началось сотрудничество артиста с театром «Практика», результатом которого стала постановка Black & Simpson, основанная на 15-летней переписке двух американце – пожизненно осужденного и отца убитой. Брусникин играл одну из главных ролей с премьеры и до последних дней на сцене. Даже после смерти актера постановка осталась в репертуаре, а Дмитрия Владимировича заменил на сцене его друг и однокурсник Александр Феклистов.

В мае 2021 года Брусникин стал руководителем «Практики», а за 2 дня до смерти его назначили художественным руководителем театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector