Царёв, михаил иванович
Содержание:
Биография
Михаил Царёв родился 1 декабря 1903 года (по новому стилю) в Твери в семье железнодорожного фельдшера Ивана Изотовича Царёва.
Михаил Царёв был младшим ребёнком с семье, где кроме него было ещё два брата и сестра. Мать Михаила — Мария Петровна всё своё время уделяла заботам о семье. Когда Мише ещё не исполнилось пяти лет семья переехала из Твери в Ревель, это было связано с новым назначением отца.
Читать Михаил научился ещё до гимназии, учила его старшая сестра, к тому времени уже работавшая учительницей. Когда Михаил Царёв немного подрос, он стал летом работать в вагонных ремонтных мастерских. По воспоминаниям Царёва, вопреки тому что он вырос посреди железной дороги никогда не тянуло к технике. Обучаясь в Ревельской Николаевской гимназии Царёв любил уроки иностранного языка, истории, географии, русского языка.
В первом классе гимназии русский язык Михаилу Царёву преподавал нелюдимый преподаватель по фамилии Тюленев. Уроки он вёл отстранённо, словно его это не касается. Как-то Тюленев задал выучить наизусть отрывок из поэмы Н. А. Некрасова. Когда очередь рассказать отрывок наизусть дошла до Михаила обычно молчавший учитель нарушил молчание и произнёс:
В тот день за рассказанный отрывок Михаил получил «пять с плюсом», и запомнил совет учителя. Позже Михаил Иванович осознал что это был его первый урок по системе Станиславского.
Учился в 1919—1921 гг. в Школе русской драмы в Петрограде у Ю. М. Юрьева. Будучи студентом в 1920 году вступил в труппу Большого Драматического театра. В 1924—1926 работал в Москве, где играл в бывшем театре Корша. В 1926- гг. работал в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя. В 1931- гг. был актёром Ленинградского академического театра драмы.
В 1934— гг. Царёв работал у Мейерхольда, запомнился ролями Армана Дюваля в «Даме с камелиями» и Чацкого в «Горе от ума». По словам самого актёра, с тех пор он «всю жизнь играл Чацкого». После закрытия театра Мейерхольда вместе с ключевыми актёрами его труппы перешёл в Малый театр.
В 1937—1950 гг. — актёр Малого театра. С 1950 года по 1963 год — директор Малого театра.
В 1949 году Михаил Царёв вступил в КПСС.
В своём творчестве Михаил Чехов следовал традициям героико-романтического направления в русском театре. Воплощал на сцене мужество, силу, искренность, красоту и простоту своих героев.
Михаил Иванович Царёв преподавал в Театральном училище им. М. С. Щепкина, среди его учеников: В. Г. Богин, О. Г. Царёв, С. И. Жолобов, А. О. Малов, И. А. Марычев, Л. С. Селютина, Е. К. Глушенко.
Умер Михаил Иванович Царёв 10 ноября 1987 года.
Признание и награды
- народный артист СССР (1949).
- Герой Социалистического Труда (1973)
- три ордена Ленина (1964, 1973, ?)
- два ордена Трудового Красного Знамени (1949, 1953))
- орден Октябрьской Революции (1983)
- медали
- Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли капитан-лейтенанта Боровского в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
- Государственная премия СССР (1969) — за исполнеие роли Вожака в спектакле «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского и главной роли в спектакле «Старик» М. Горького
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за исполнение роли Павла Афанасьевича Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Детство и юность
В декабре 1903 года до провинциальной и спокойной Твери доносились раскаты революционных бурь, сотрясавших Москву и Петербург. Со старой и новой столицами город соединяла Николаевская железная дорога и станция. Рядом с ней, в казенном двухэтажном доме, появился на свет будущий актер. Глава семейства — станционный фельдшер Иван Царев — круглосуточно пропадал на службе, оставив на попечение супруги четверых отпрысков: девочку и троих мальчиков.
Актер Михаил Царев (кадр из фильма-спектакля «Пигмалион»)
Царевы-старшие, страстные театралы, пользовались правом на бесплатный проезд по ЖД, и когда выпадало свободное время, садились на поезд и ехали в Москву, в знаменитый МХТ. Восторженных впечатлений хватало надолго. Возможно, они и возбудили интерес к театральным подмосткам у маленького Миши.
В 1908 году глава семьи получил назначение в Таллин (тогда Ревель). Михаилу на тот момент не было и 5 лет. В новом городе мальчик отправился в гимназию. Старшая сестра, работавшая учительницей, научила его читать. Царев-младший проявил склонность к гуманитарным наукам, любил уроки истории, русского и английского языков, географии.
Михаил Царев в молодости (кадр из фильма «Первый взвод»)
Позже артист признался, что первый урок по системе Станиславского получил в начальных классах от учителя русского языка Тюленева. Тот посоветовал мальчику, декламируя известный стих Н. Некрасова, после слова «гляжу» бросать взгляд в окно, а затем продолжать читать о поднимающейся в гору лошадке.
В 10 лет на вопрос о будущей профессии Михаил Царев уверенно отвечал: «Хочу стать актером». Он блестяще декламировал Пушкина и Лермонтова. Александр Сергеевич вызывал в юном артисте священный трепет. Вскоре 14-летний подросток получил возможность прикоснуться к наследию великого поэта: в 1917-м семья перебралась в Царское Село. Каждый день по дороге в Царскосельскую гимназию Миша проходил мимо мест, неразрывно связанных с Пушкиным.
Факты из биографии Михаила Ивановича Царёва
Будущий актер и режиссер появился на свет в Твери 18 ноября (по новому стилю – 1 декабря) 1903 года. Отец Михаила был железнодорожным фельдшером. Мальчик на всю жизнь запомнил гудки, ночной шум поездов, яркие снопы искр, вылетавшие из труб паровозов.
В 1917 году, когда германские войска приближались к Ревелю, семью эвакуировали в Царское Село. Той осенью Михаил отправился в седьмой класс Царскосельской гимназии. Каждый день он проходил мимо мест, которые были связаны с Пушкиным. Этот период в жизни будущего актера был очень непродолжительным. Однако именно в гимназии, во время школьных спектаклей, Царёв получил первые навыки режиссуры и актерского мастерства.
В годы Гражданской войны Михаил учился в Петроградской школе русской драмы у педагога Ю.М. Юрьева. На вступительном экзамене в школу Михаил решил прочесть монолог Городничего из бессмертной пьесы Грибоедова «Ревизор». И угодил в самую точку – его трактовка экзаменаторам пришлась по душе.
В труппу Большого театра Царёв вошел в 1920 году – еще будучи студентом. Несколько лет работал в Василеостровском театре.
Кино
Михаил Царев в фильме Остров СокровищВ кино Михаил Царев снимался мало. В 30-е годы им был сыгран ряд ролей, одной из самых удачных стал доктор Ливси в фильме Владимира Вайнштока «Остров сокровищ» (по одноименному роману Стивенсона).
В дальнейшем кинематограф являлся неким отражением театральной деятельности актера. На экране Михаил Царев воплотил немало образов, сыгранных им на сцене Малого театра. В 1952 году он снялся в экранизациях пьес Островского «Горе от ума» (безусловно, в роли Чацкого) и «На всякого мудреца довольно простоты» (в роли Егора Дмитриевича Глумова).
В 70-е – 80-е годы Михаилом Царевым был поставлен ряд фильмов-спектаклей, где он сам же исполнил главные роли: «Горе от ума» (Павел Афанасьевич Фамусов), «Доходное место», «Старик», «Дети Ванюшина». Кроме того, актер сыграл роли в фильмах спектаклях Леонида Хейфеца «Король Лир» (король Лир) и «Заговор Фиеско в Генуе» (Верина), в фильме-спектакле Леонида Варпаховского «Оптимистическая трагедия» (Вож
ак) и других.
Творчество
Роли в театре
- 1926 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алёша
- 1932 — «Пожарский» М. В. Крюковского — Фердинанд, князь Пожарский
- 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына — Арман Дюваль
- 1938 — «Горе от разума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: Пров Садовский — Александр Андреевич Чацкий
- 1938 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Смит
- 1938 — «Рюи Блаз» В. Гюго — дон Сезар де Базан
- 1939 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
- 1939 — «Дети Ванюшина» С. А Найдёнова — Алексей
- 1939 — «Евгения Гранде» О. Бальзака — Шарль Гранде
- 1940 — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова — Уриэль Акоста
- 1940 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
- 1941 — «Отечественная война» И. Я Судакова по роману Л. И. Толстого «Война и мир» — Андрей Волконский
- 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — командарм Огнев
- 1942 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука — Сергей Павлович Батура
- 1945 — «Пигмалион» Б. Шоу — доктор Хиггинс
- 1946 — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва — Боровский
- 1946 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смит
- 1947 — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина — Черемисов
- 1947 — «Доходное место» А. Н. Островского — Жадов
- 1948 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Дон Цезарь де Базан
- 1948 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Макс Вента
- 1949 — «Наш современник» («А. С. Пушкин») К Г. Паустовского — А. С. Пушкин
- 1949 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука — Батура
- 1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Фёдорвей Васильевич Протасов
- 1953 — «Шакалы» А. М. Якобсона — О` Коннел
- 1953 — «Эмилия Галотти» Г. Лессинга — Гонзага
- 1954 — «Крылья» А. Е. Корнейчука — Пётр Александрович Ромодан
- 1955 — «Макбет» Шекспира — Макбет
- 1957 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому — Егор Ильич Ростанёв
- 1960 — «Иванов» А. П. Чехова
- 1962 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Евгений Александрович Арбенин
- 1963 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Павел Афанасьевич Фамусов
- 1963 — «Луна зашла» Дж. Стейнбека — Мэр Оурден
- 1963 — «Нас кое-где ждут» А. Н. Арбузова — Юлий Константинович
- 1966 — «Жизнеутверждающая катастрофа» Вс. В. Вишневского — Вожак
- 1967 — «Старик» М. Горьковатого — Мастаков
- 1968 — «Старик» М. Горьковатого — Старик
- 1969 — «Признание» С. А. Дангулова — Илья Репин
- 1972 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Маттиас Клаузен
- 1975 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов
- 1977 — «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера — Веррина
- 1979 — «Повелитель Лир» Шекспира. Режиссёр: Леонид Хейфец — Лир
- 1983 — «Дети Ванюшина» С. Найдёнова — Ванюшин
- 1986 — «Человек, который смеётся» по В. Гюго — Урсус
Постановки в театре
- 1942 — «Осада мельницы» по Э. Золя (вместе с Е. П. Велиховым)
- 1964 — «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва
Фильмография
- 1932 — Фавориты ночи
- 1934 — Гроза — Борис Григорьевич, племянник Одичавшего
- 1936 — Гобсек — старенькый шарманщик
- 1937 — Полуостров сокровищ — доктор Ливси
- 1942 — Концерт фронту
- 1952 — Горе от мозга — Александр Андреевич Чацкий
- 1952 — На всякого мудреца достаточно простоты
- 1956 — Крылья
- 1957 — Пигмалион — Хиггинс
- 1958 — Поэма о море — Аристархов
- 1974 — Перед заходом солнца — Маттиас Клаузен
- 1977 — Горе от мозга — Павел Афанасьевич Фамусов
- 1981 — Доходное место
- 1982 — Малыши Ванюшина — Александр Егорович Ванюшин
- 1988 — Продление рода
Биография
Михаил Царёв родился 18 ноября (1 декабря) 1903 года в Твери в семье железнодорожного фельдшера Ивана Изотовича Царёва.
Михаил Царёв был младшим ребёнком с семье, где кроме него было ещё два брата и сестра. Мать Михаила — Мария Петровна всё своё время уделяла заботам о семье. Когда Мише ещё не исполнилось пяти лет, семья переехала из Твери в Ревель, это было связано с новым назначением отца.
Читать Михаил научился ещё до гимназии, учила его старшая сестра, к тому времени уже работавшая учительницей. Когда Михаил Царёв немного подрос, он стал летом работать в вагонных ремонтных мастерских. По воспоминаниям Царёва, вопреки тому, что он вырос посреди железной дороги, его никогда не тянуло к технике. Обучаясь в Ревельской Николаевской гимназии, Царёв любил уроки иностранного языка, истории, географии, русского языка.
В первом классе гимназии русский язык Михаилу Царёву преподавал нелюдимый преподаватель по фамилии Тюленев. Уроки он вёл отстранённо, словно его это не касается. Как-то Тюленев задал выучить наизусть отрывок из поэмы Н. А. Некрасова. Когда очередь рассказать отрывок наизусть дошла до Михаила, обычно молчавший учитель нарушил молчание и произнёс:
В тот день за рассказанный отрывок Михаил получил «пять с плюсом» и запомнил совет учителя. Позже Михаил Иванович осознал, что это был его первый урок по системе Станиславского. Продолжил учебу в престижной Царскосельской гимназии.
Учился в 1919—1921 годах в Школе русской драмы в Петрограде у Ю. М. Юрьева. Будучи студентом, в 1920 год вступил в труппу ЛАБДТ. В 1924—1926 годах работал в Москве, где играл в бывшем театре Корша. В 1926—1931 годах работал в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя. В 1931-1933 годах был актёром ЛАТД имени А. С. Пушкина.
В 1934—1937 годах Царёв работал у Мейерхольда, запомнился ролями Армана Дюваля в «Даме с камелиями» А. Дюма-сына и Чацкого в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. По словам самого актёра, с тех пор он «всю жизнь играл Чацкого». После закрытия театра Мейерхольда вместе с ключевыми актёрами его труппы перешёл в Малый театр.
В 1937—1950 годах — актёр Малого театра. С 1950 года по 1963 год — директор Малого театра.
В своём творчестве следовал традициям героико-романтического направления в русском театре. Воплощал на сцене мужество, силу, искренность, красоту и простоту своих героев.
Михаил Иванович Царёв преподавал в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина, среди его учеников: В. Г. Богин, О. Г. Царёв, С. И. Жолобов, А. О. Малов, И. А. Марычев, Л. С. Селютина, Е. К. Глушенко.
Умер Михаил Иванович Царёв 10 ноября 1987 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Рожденный в Советском Союзе
Биография Олега Царева могла сложиться по стандартам, которые действовали в советской державе. Будущий политический деятель появился на свет 2 июня 1970 года в интеллигентной семье. Родители на тот момент проживали в Днепропетровске. Отец занимал ответственные должности в конструкторском бюро, где занимались созданием ракетных двигателей для космических аппаратов. Мать, кандидат химических наук, преподавала в местном политехническом институте. Ребенок с младых ногтей рос в благоприятной обстановке.
В школе Олег учился хорошо. Активно занимался спортом и общественной работой. Серьезно занимался греко-римской борьбой. С одноклассниками всегда находил общий язык. На улице себя в обиду не давал. При этом соседи и друзья к числу хулиганов Царева не относили. Подросток внимательно наблюдал, как живут его сверстники, какие цели ставят перед собой по жизни. Олега как уверенного в своих знаниях ученика регулярно отправляли представлять школу на олимпиадах по точным наукам.
Успехи в учебе принесли существенную пользу. Завоевав призовое место на одной из олимпиад по физике, Царев получил приглашение поступить в Московский инженерно-физический институт. Получив аттестат зрелости, выпускник средней школы воспользовался предоставленной льготой. В 1992 году Олег с дипломом о высшем образовании вернулся в родной город. К этому времени промышленный комплекс Днепропетровска уже находился в стадии деградации. Несколько месяцев молодой специалист пытался применить свои знания в производстве, но без малейшего эффекта.
Личная жизнь
О личной жизни артиста известно немного. Жена Царева в юности была актрисой, но после замужества посвятила себя семье, родив мужу в 1936 году дочь Екатерину. Фото, где бы супруги были запечатлены вместе, в Сети не отыскать.
Михаил Царев (кадр из фильма «Поэма о море»)
Дочь, как и родители, выбрала искусство, но не театр и кино, а музыку. Екатерина Царева окончила музыкальное училище при столичной консерватории и стала преподавательницей. На этой почве достигла многого: Царева — доктор искусствоведения и заслуженный деятель искусств, профессор.
После себя Михаил Царев оставил мемуары о театре, наиболее известная из книг — «Неповторимые мгновенья». В ней автор в непринужденной форме рассказывает читателю о сценическом искусстве, развитии театра, о шедеврах драматургии и постановках последних лет.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЦАРЕВ
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЦАРЕВ
На этой страничке собраны статьи, посвященные легендарному актеру, народному артисту СССР Михаилу Ивановичу Цареву. Своими воспоминаниями о нем делятся актеры Малого театра. Публикуются также его собственные статьи о корифеях русского театра Щепкине и Мочалове.ФОТОГАЛЕРЕЯ
ЗАПИСИ:М.И.Царев читает стихотворения А.С.Пушкина
Михаил ЦАРЕВ читает поэму А.С.Пушкина «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» М.И.Царев читает «Сказку о царе Салтане» А.С.ПушкинаМихаил ЦАРЕВ читает поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» М.И.Царев читает стихи Бориса ПастернакаМ.И.ЦАРЕВ читает стихи Ф.И.ТютчеваМ.И.Царев читает монолог Бориса Годунова из одноименной трагедии А.С.ПушкинаМ.И.Царев – Макбет в одноименной трагедии У.Шекспира. Сцена из 4 действияМихаил Царев в роли Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (2 Мб) М.И.Царев исполняет финал комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»М.И.Царев – Генри Хиггинс в комедии Б.Шоу «Пигмалион»М.И.Царев читает монолог Иванова из одноименной пьесы А.П.Чехова
М.И.Царев – Арбенин в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (фрагмент) М.Царев – царь Берендей в весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка» М.И.Царев – Фамусов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Полная запись спектакля М.И.Царев – Фердинанд в драме Ф.Шиллера «Коварство и любовь». Полная запись спектакля (1955 год) М.И.Царев – Арбенин в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Полная запись спектакля М.И.Царев – Ванюшин в драме С.А.Найденова «Дети Ванюшина». Полная запись спектакля М.И.Царев – король Лир в одноименной трагедии У.Шекспира. Полная запись спектакля (1981 г.) ЦАРЕВ Михаил Иванович (18.11 (1.12).1903, Тверь — 1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 — 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924—26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950—67 и 1970—85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы — А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935—37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 — в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964—86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Сочинения:
Неповторимые мгновенья, М., 1975;
Малый театр, М., 1976.
Литература:
Зубков Ю., Михаил Царев в Малом театре, М., 1978.
Коржевич Л., Путь актера, М., 1981;
Царев. Сборник, М., 1983. РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
ПУБЛИКАЦИИ:
МИХАИЛ ЦАРЕВ. Из сборника Малый театр 1917-1974 года. В Максимова Виктор Коршунов о Михаиле Царёве: «Истина художника берет верх»Юрий Соломин о Михаиле Царёве: «Актер, дипломат, нестяжатель»Евгения Глушенко о Михаиле Царёве: «Человек девятнадцатого века»Ирина Ликсо о Михаиле Царёве: «Благодарность длиною в жизнь»Татьяна Панкова: «Он погасил все сплетни»Виталий Коняев: «Его величество актёр»Светлана Аманова: «Играть с ним было легко»Владимир Богин: «Царёв – это моя молодость»Александр Клюквин: «Он открыл для меня красоту слова»Виталий Иванов: «Царев» — это целое понятие»«Сам у себя на страже». Виталий Коняев о Михаиле Цареве. ГАЗЕТА, 1 декабря 2003 г.«Царь или не царь?». К 100-летию со дня рождения Михаила Царева«Актер великого таланта и труда». М.И. Царев о Щепкине«Для гения Мочалова нет границ». М.И. Царев о МочаловеЕ.Н. Гоголева «На сцене и в жизни». Михаил Царев
С ЖАЖДОЙ И НАДЕЖДОЙ Михаил ЦАРЕВ «Театральная жизнь» 1986
Творчество
Роли в театре
- «Дама с камелиями» А. Дюма-сына — Арман Дюваль
- «Горе уму» по А. С. Грибоедову — Чацкий
- «Русский вопрос» К. Симонова — Смит
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
- «Фронт» А. Е. Корнейчука — Огнев
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Протасов
- «Шакалы» А. М. Якобсона — О` Коннел
- «Крылья» А. Е. Корнейчука — Ромодан
- «Макбет» Шекспира — Макбет
- «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому — Ростанев
- «Иванов» А. П. Чехова
- «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Арбенин
- «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского — Вожак
- «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Маттиас Клаузен
- «Король Лир» Шекспира — король Лир
Роли в кино
Михаил Иванович Царёв много снимался в кино. Среди его ролей:
- Победители ночи
- Гроза — Борис Григорьевич, племянник Дикого
- Гобсек
- Остров сокровищ — доктор Ливси
- Концерт фронту
- Горе от ума — Чацкий
- На всякого мудреца довольно простоты
- Крылья
- Пигмалион — Хиггинс
- Поэма о море — Аристархов
- Перед заходом солнца — Маттиас Клаузен
- Дети Ванюшина — Александр Егорович Ванюшин
- Продление рода
За пределами экрана
Последней киноработой стал музыкальный новогодний фильм 1969 «В тринадцатом часу ночи». Анчутка Беспятый, сыгранный Царевым, встречал заграничного гостя гнома Урю в компании Бабы-Яги и прочих обитателей сказочного леса, а затем переместился на киностудию, где нечисть навела свой порядок, основательно переделав подготовленные артистами выступления.
Выпускник не задумывался о профессиональной артистической карьере. Он не пришел учиться во ВГИК, несмотря на приглашения, а три года отслужил на флоте.
Вернувшегося домой Царева в кино не приглашали. Он работал и дворником, и сторожем, и продавцом мороженого.
Театр
В Царском Селе юношеское увлечение окрепло: в гимназии Михаил стал артистом самодеятельного театра. В 1919-м, после окончания гимназии, талантливого юношу приняли в Школу русской драмы, образованную при Александринском театре Петрограда. Спустя год наставник и знаменитый актер Юрий Юрьев дал ученику рекомендацию, благодаря которой того приняли в труппу Большого драмтеатра.
Михаил Царев в роли племянника Дикого (кадр из фильма-спектакля «Гроза»)
Но в длинной творческой биографии артиста это лишь первая страница: Михаил Царев долго искал свою сцену. Он выходил на подмостки театров Москвы и Махачкалы, Казани и Симферополя. В 1931-м актер вернулся в Ленинград, откуда начиналась его карьера, и поступил на службу в Академический театр драмы.
А через 3 года перешел под крыло знаменитого режиссера-новатора Мейерхольда, ставившего «Горе от ума» и доверившего Цареву роль Чацкого. Актер запомнился тонким ценителям театрального мастерства и работой в «Даме с камелиями», где Михаила узнали в образе Дюваля.
Михаил Царев в роли Чацкого (кадр из фильма-спектакля «Горе от ума»)
После ареста Мейерхольда и расформирования труппы в 1937-м артист вместе с коллегами влился в московский Малый театр, найдя свою сцену на 4 десятилетия. Царев сыграл десятки главных ролей в спектаклях, в основу которых легли пьесы российских и мировых классиков. В его репертуаре появились образы Дона Сезара де Базана, Андрея Болконского, доктора Хиггинса, Макбета и Арбенина.
Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1942 годы, труппу Малого театра эвакуировали в Челябинск. Артисты давали спектакли и концерты на фабриках и заводах, в воинских частях и даже в колхозах. В сентябре 1942-го МТ возвратился в столицу, а в ноябре состоялась премьера спектакля.
Михаил Царев в роли король Лира (кадр из фильма-спектакля «Король Лир»)
В 1950 году Михаила Царева назначили директором Малого театра. 13 лет он руководил труппой, удерживая традиции и уровень мастерства на высочайшем уровне. В середине 1980-х Царев становится художественным руководителем. Среди актеров, работавших под началом мэтра, была Ирина Печерникова.
Сменивший Михаила Ивановича Юрий Соломин восхищался талантом предшественника и бескорыстием. После кончины Царев не оставил семье ни роскошного дома, ни дачи под Москвой, ни сберкнижек. Он жил искусством, остальное считал суетой.
Не нашёл себя
Молодого человека с запоминающейся внешностью и опытом съёмок в кино был готов принять ВГИК, но Царёв решил пойти в армию и три года прослужил на флоте. Царёв перепробовал множество профессий: работал грузчиком в винном магазине и уборщиком в психиатрической лечебнице, дворником и сторожем, продавцом мороженного. Вскоре после возвращения в Москву он женился на девушке, которая работала метрдотелем в одном из столичных ресторанов и родила от бывшего актёра сына. Через пять лет этот брак распался, зато со своей второй женой, Людой, Вячеслав Валентинович прожил до конца своих дней.
На заре нового тысячелетия журналисты смогли отыскать Царёва, который жил в крохотной квартире в подмосковном Бутово, где не было даже телефона.
— Живу я просто. Убого. Кушать нечего. Выпить — много, — без прикрас рассказал о своей жизни Вячеслав корреспонденту «Комсомольской правды».
Вячеслав Царёв. Скриншот с YouTube-канала «Жизнь замечательных людей»
В те годы бывший актёр трудился на заводе и утверждал, что такая работа нравится ему больше, чем съёмки в кино, ведь она «давит на руки, а не на мозги». В конечном итоге пристрастие к алкоголю сгубило Вячеслава Валентиновича. 28 июня 2006 года после второго инсульта он скончался на больничной койке. Шесть лет спустя на средства Общества некрополистов на его могиле на Перепечинском кладбище было установлено надгробие с кадром из прославившего Царёва фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и словами «А чой-то вы тут делаете, а?».
Подведение итогов
Новый интерес к творчеству Вячеслава Валентиновича возник в девяностых. Журналисты отыскали его на заводе, где «мальчик с сачком» трудился рабочим. О том, как сложилась судьба юного актера, была написана большая статья.
Непросто складывалась и личная жизнь знаменитости. Сразу после армии Царев женился. Его избранницей стала метрдотель одного из ресторанов столицы. Распался союз спустя пять лет, не способствовало сохранению отношений даже появление ребенка. Вторая жена, Людмила, диспетчер по профессии, оставалась рядом до последних дней жизни Вячеслава Валентиновича.
Последние годы жизни артист жил в Бутово. Он помогал бездомным животным, заботился о попавших в беду людях. В памяти многих он остался человеком с бесконечно доброй душой. Из жизни артист ушел в 2006 году, 28 июня.