Фёдор рокотов: жизнь и творчество художника

Профессиональная деятельность

Дебютировала молодая актриса в кино в 2011 году, начав с рейтингового ситкома (молодёжной комедии) «Универ», а также сериалов «Игра» и «Пятницкий». Фильмография Екатерины на сегодня составляет более 20 кинопроектов. Интересными фильмами, в которых Екатерина особо выделилась и была замечена зрителями своей талантливой игрой, являются:

  • «Последняя статья журналиста» (Вероника Фёдорович);
  • «Высокие ставки» (Елена Самодельская);
  • «Тот, кто читает мысли» (Оксана Бутко);
  • «Шеф-2» (Милена);
  • «Любовь на прокат» (Лана);
  • «Мата Хари» (Беата Пуришкевич).

В октябре 2018 года у Екатерины состоялась премьера театральной постановки «Королева» («Уничтожь меня завтра») в столичном «Театре Луны». В спектакле актриса исполнила сразу три роли: Дама под вуалью, Бланка и Шарлотта. Игру в кино и в театре считает разными профессиями. Актриса признаётся, что в кино ей сложнее сниматься в комедийных картинах, чем в драматических фильмах.

Екатерина мечтает сняться в фантастическом фильме: от science fiction до сказки. Также девушка мечтает о научно-фантастическом проекте, так как считает его популярным сегодня жанром. Также у актрисы особая любовь к отрицательным героиням. Её вполне бы устроила роль мировой злодейки.

Сложностью актёрской профессии Екатерина называет периодические периоды ожидания. Даже между выходами на площадку часто проходит несколько часов. В ожидании сцены можно провести 3-4 часа, поэтому без книги она на съёмки не ходит. Старается всегда заполнять свободное время чем-то полезным.

В киноиндустрии и театре актрисе всё время приходится доказывать, что она лучше, что она может и что действительно достойна роли. Артистам редко даётся ещё один шанс. Всегда очень усердно  и сосредоточенно готовится к кастингам и пробам в кино.

За 2018-2019 год актрису можно было увидеть в таких проектах: криминальном детективе «Канцелярская крыса» (Кристина), психологическом триллере «Проводник» (Бэла), детективной драме «Подсудимый» (Николь), мелодраме «Родные пенаты» (Алла) и «Учителя» (Наталья). На сегодня Екатерина одна из самых красивых и талантливых актрис российского кинематографа.

Обучение искусству живописи

Талантливый юноша, выходец из крепостных, был замечен в один из приездов в Москву

И.И. Шуваловым, фаворитом императрицы Елизаветы. При её дворе он опекал Московский университет и готовил почву для открытия Академии художеств в Петербурге. В 1755 году вельможа увёз Фёдора в северную столицу.

Путь в художники лежал через учёбу в Сухопутном шляхетском корпусе. Это был способ получить дворянство. Выслужив чин ротмистра, Рокотов был причислен к дворянскому сословию, а оно открыло дверь в академию.

В 1757 году Фёдор вышел в отставку и стал посещать занятия. Они велись в доме самого Шувалова. Уроки давали иностранные мастера Луи Ле Лоррен и Пьетро Ротари. Они развивали художественный вкус, основанный на эстетике рококо.  Прекрасным учебным пособием служила коллекция живописи хозяина дома. Знаменитую Шуваловскую галерею отразил Рокотов на одном из своих полотен.

В 1760 году Фёдор был официально зачислен студентом академии, а с 1762 года уже сам учил других в роли адъюнкта. В его собственных работах этого периода отмечается знание приёмов живописи, отточенная техника, следование манерам европейских мастеров. Любимым жанром становится парадный портрет, в котором он очень преуспел.

История создания портрета

В числе работ, составивших живописное наследие Федора Степановича Рокотова (1735-1808 г.), именно портрет Екатерины II, написанный в парадном стиле в честь ее коронации на престол Российской Империи в 1763 году занимает почетнейшее место! И не только потому, что еще не Великая, но уже  Императрица России выбрала для создания своего официального изображения безродного 28-летнего портретиста.

Дело в другом — портрет Екатерины II Федора Рокотова, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, по сути, положил начало новой эпохи русской портретной живописи. Никто из русских живописцев до этого момента не был столь раскован, изображая модель в непринужденной позе, в профиль, да еще на парадном полотне!

В работе художник сумел не только изобразить очень близко к оригиналу внешность новой русской императрицы, но и передал живость и непосредственность ее натуры, придал картине динамизм, изменив устоявшиеся на тот момент принципы статичности и помпезности официального портрета.

Добился этого автор не только своими излюбленными многослойными мазками и «подсушенными красками», но и организацией самой сцены, на которой, кроме модели, нет никаких «лишних», отвлекающих взгляд от модели деталей. Даже императорские регалии, казалось бы, наиважнейшие атрибуты официального коронационного портрета, хоть и прорисованы со всем тщанием, но не выпячиваются, а находятся в тени личности самой государыни, задавая значимый, но все-таки только фон.

Последние годы

Так и не обзаведясь собственной семьёй, живописец взял на себя заботы о своих племянниках, поселив их в своём доме, дав образование и средства. Благодаря дяде они сделали военную карьеру. Жили у художника и ученики, при помощи которых Рокотову все годы удавалось довольно продуктивно работать. Сохранились свидетельства, что каждый портрет он писал с натуры не менее месяца, однако число картин с приписываемым художнику авторством исчисляется тысячами. Вероятно, значительную часть работы по многим портретам выполняли ученики.

Умер художник 24 декабря 1808 года. Сменилась эпоха, иные деятели будут влиять на историю России, писать их станут другие живописцы. Но именно Фёдор Рокотов сохранил для потомков образы тех, кто был у власти во времена Катерины II.

Живописец императорской семьи

В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).

Сын Екатерины Райкиной

Алексей Яковлев, сын Екатерины Райкиной и Юрия Яковлева, пошел по стопам своих родителей. Он учился в Высшем театральном училище им. Щукина. После окончания ВУЗа Алексей играл в Московском театре им. Ермоловой. Позже он организовал собственный театр «Чет-нечет», в котором также выходил на сцену. Помимо этого Яковлев работал ведущим на телевидении.  

Райкина с маленьким Алексеем

Со временем Алексей Яковлев резко сменил род своей деятельности. Он занялся бизнесом в сфере недвижимости.

Предпринимательство приносит мужчине хороший доход и позволяет содержать свою семью.

Периодически он выходит на сцену Центрального Дома актера им. Яблочкиной, а также участвует в драматической труппе «Блуждающие звезды». Но это уже занятие, так сказать для души, а не для денег.

Алексей Яковлев сейчас

Алексей Яковлев был дважды женат. Его первой супругой стала оперная певица Лилия Амарфий. У женщины был сын Александр от предыдущих отношений. Яковлев принял мальчика как родного, подарив ему отцовскую заботу. Этот брак закончился трагически, Лилия ушла из жизни.  

Через несколько лет Алексей женился второй раз. Приемного сына Александра мужчина не бросил и воспитывал вместе со второй супругой. А вскоре в семье родилась совместная дочь Лиза.

Внучке Екатерины Райкиной Елизавете уже 16 лет. Она не собирается идти по стопам знаменитых родственников, актерская профессия ее не интересует. Девушка учится в лицее с экономическим уклоном, также увлекается астрофизикой и экологией.

Елизавета Яковлева — внучка Екатерины Райкиной

Начало карьеры

В 1989 году фортуна повернулась к Кашину лицом, ему повезло устроится музыкантом в группу «Духи», творческим руководителем которой являлся Башаков Михаил. Спустя три года Павел уверенно начинает собственную сольную карьеру и записывает пластинку «Гномики», которая была «на ура» воспринята его поклонниками и даже некоторыми критиками. В 1993году певец представил на суд публике альбом, в который вошли целых 23 трека собственного исполнения. У Кашина быстро появились многочисленные поклонники и фанаты, ведь его сентиментальные и глубокомысленные песни мало кого могли оставить равнодушным. Девушки принимают его за милого романтика, но Павел категорически не согласен с таким образом, называя себя «призраком сцены». Он объясняет это тем, что о его творчестве много кто слышал, на почти никто не видел его самого.

В это же время на ТВ активно показывают замечательный клип на песню Кашина – «Город». Эту трансляцию приметил Антонов Павел и предложил певцу сотрудничество. После этого карьера артиста резко пошла в гору, ежегодно он стал записывать новые диски и активно концертировать. Гастроли приносят не только мощные финансовые вливания, но и невероятную славу. 1996 год отмечен для певца масштабными концертами, которые проводятся в самых больших залах Ленинграда и Москвы, а его фото украсили многочисленные афиши.

Несмотря на признание поклонников и непрекращающиеся гастроли, Кашин на 2 года уезжает в США. Но построить карьеру за границей ему не удалось, поэтому в 1999 году он возвращается и вновь собирает свою команду. Публика не забыла любимого исполнителя, и вновь год за годом Кашин радует поклонников новыми альбомами. «Утопия», «Лунатик», «Герой», «Эйфория» – это далеко не полный перечень из дискографии Павла.

В 2005 году артист принимает решение о продюсировании новых талантов и начинает отбор музыкантов и певцов. Под свое крыло он берет группу «НЛП» и совместно с ребятами накладывает музыку на стихи русских классиков. Занимаясь продюсированием, не забывает и о собственных сольных альбомах и новых клипах, и песнях. Таким образом появляются альбомы: «Ложь и поцелуи», «Солнцеклеш». Песня «Упрись сапогами в небо» попала в сериал «Солдаты» и полюбилась широкими массами. Таким образом, Павел набрал еще больший творческий рост и вес на музыкальном Олимпе.

В 2010 году артист отказывается от электронных элементов в музыке и активно экспериментирует со звуками, в результате чего выходят в свет следующие альбомы – «Ассоль немного подождет» и «Эра любви». Кстати, последний диск содержит ненормативную лексику, что совсем несвойственно Павлу. Дискография артиста содержит порядка 20 альбомов. Также, Кашин писал музыку для таких популярных фильмов, как «Артефакт», «За двумя зайцами», «Лунный след».

Происхождение

Родился Фёдор Рокотов в 1734-1736 годах (точная дата не известна). Место рождения – усадьба Воронцово, принадлежащая княжескому роду Репниных (сегодня юго-запад Москвы).

Относительно семьи версий несколько. Самая убедительная из них утверждает, что Фёдор Степанович Рокотов был внебрачным сыном хозяина, князя Петра Репнина. В пользу этого – получение вольной ещё ребёнком, тогда как его брата, Никиту Рокотова, Репнин освободил лишь через 30 лет. Родня точно была крепостной – подтверждение тому собственноручно написанное Ф. Рокотовым прошение императрице о воле племянникам художника (он намеревался взять их на воспитание). Кроме того, влиятельную руку князя можно увидеть в устройстве судьбы Фёдора, когда тот подрос и надо было учиться.

Другие версии маловероятны: художник принадлежит к известному роду Рокотовых Псковского Дворянского собрания или действительно крестьянский сын, по какой-то причине выделяемый князем.

Причастность к масонству

Кроме живописи Ф.С. Рокотов любил литературу, в 1770-е годы посещал литературные кружки. Его интересовали также философия и политика, вопросы влияния людей на ход истории. С 1772 года в Москве стал действовать Английский клуб – сообщество аристократов.

Рокотов был одним из его основателей. Его заседания посвящались политическим новостям, проблемам будущего человечества и России. Стремление проникнуть в ход истории, понять причины событий привело живописца в 1774 году в ряды тайного масонского братства. В Москве действовала его ложа «Клио». Его рекомендовал туда писатель Н. Новиков. Возможно, в масонском кругу Рокотов искал также прибежище от одиночества, вдохновение.

Учёба

В 1755 году Фёдор едет в Петербург – он попал в число способных московских юношей, которые должны стать первыми учениками в только создаваемой в столице Академии художеств. Но она начнёт работу через два года, их молодой Рокотов проведёт в Первом кадетском корпусе, который был не только военным, но и общеобразовательным учреждением с огромным числом изучаемых предметов. В этот период молодой художник рисует в основном своих товарищей кадетов.

С открытием Академии художеств переключается на уроки живописи. Первыми наставниками русского дарования становятся француз Л.-Ж. Ле-Лоррен и итальянец П. де Ротари. С иностранными мастерами Рокотов осваивал эстетику рококо, а истоки его любви к камерным образам на абстрактном фоне лежат в творчестве Пьетро де Ротари, автора серии портретов «Головки». Уже спустя два года Рокотов стал адъюнктом, помощником преподавателя-профессора, и стал обучать других студентов.

Краткая биография артистки

Екатерина Райкина родилась в апреле 1938 г. в Ленинграде. Она была желанным ребенком в семье Аркадия и Руфи Райкиных. Однако из-за большой занятости, родители не могли долго находиться с дочкой. Они надолго уезжали на гастроли, а девочка оставалась на попечении бабушки.   

Родители Екатерины Райкиной

Впервые Катя вышла на сцену в 12-летнем возрасте. Это была пьеса «Отверженные» в постановке Вахтанговского театра. С этого момента все мечты девочки были исключительно о сцене.

Семья Екатерины Райкиной поддержала рвение дочери стать актрисой.

Поэтому, окончив школу, с благословения родителей девушка отправилась в Москву. В столице она поступила в Щукинское училище. После окончания «Щуки» юную актрису приняли в состав Театра им. Вахтангова.

Екатерина Райкина в молодости

Больше 50 лет Екатерина Райкина играла на сцене этого театра. С легкостью она воплощала образы Люсиль из «Мещанина во дворянстве», Зелимы из «Принцессы Турандот», Полли из «Миллионерши».Также артистка входила в состав труппы Театра «У Никитских ворот».

Молодая Райкина на театральной сцене

Хоть Екатерина Райкина считала себя театральной актрисой, от предложений сняться в кино она не отказывалась. Она начала сниматься в небольших эпизодах, постепенно переходя на более серьезные роли. Актрису можно увидеть в фильмах «Короткие истории», «Софья Перовская», «Дамы и гусары». Позже ее творческая биография пополнилась ролями в кинолентах «Благочестивая Марта» и «Клуб женщин».

  

Екатерина Райкина в кино

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз.

В 1990-е гг. в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень, не указывающий, впрочем, на точное местонахождение могилы художника. В 1978 г. на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2010 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Рокотову.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов.

Особенности кисти Рокотова

В парадных портретах мужчин их статус и положение при дворе передавались в основном через наряд. Доспехи, ленты, знаки отличия, богатая отделка камзолов, ордена – всё это в совокупности сообщало зрителю о значительности героя картины. Лица спокойны, все персонажи изображены в хорошем расположении духа.

Женские образы, которых в творческом наследии художника большинство, выдают своеобразный рокотовский тип: дуги бровей вразлёт, глаза затуманены, края верхних век слегка опущены вниз, полуулыбка на губах. Красавицы с возвышенными чертами, на лицах которых читаются затаённые чувства, надёжно спрятанные художником под дымкой. Некоторая размытость образа достигалась живописцем техникой, похожей на сфумато Леонардо да Винчи. Скорее всего, и сам художник был человеком таинственным, молчаливым и тонко чувствующим. В собрании Третьяковской галереи есть женский портрет, на обороте которого на французском языке написано, что это работа г-на Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Редкость – самоличная подпись живописца, да ещё такая сентиментальная. Каким был этот человек-загадка, окружённый обрывочными сведениями, домыслами – даже не существует портрета, глядя на который, со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что это Фёдор Рокотов.

Позже картины Рокотова стали наряднее. Прежде, скрупулёзно занимаясь в основном лицами героев, теперь мастер больше внимания уделяет воздушности кружев, лентам, складкам на платьях, блеску драгоценностей – но не хватает выразительности лицам, которые вдруг стали надменными. Портреты строились, как выхваченные лучом света из полумрака (как правило, по пояс), и каждая модель выглядела помпезно.

Когда императрица разгромила московских масонов, в конце 1790-х, заказчиков стало меньше. Изменилась манера художника – «туманность» уступала место ясности линий, но краски стали скупы. Возможно, у художника появились возрастные проблемы со зрением.

Детство и юность

В старших классах Катя пробовала работать в качестве модели. После окончания школы девушка и не помышляла об актёрской профессии и поступила в вуз учиться на журналиста. Также работала на телевидении (канал РЕН-ТВ) корреспондентом. Кроме этого, принимала участие в рекламных роликах.

Актрисой Екатерина решила стать спонтанно. В 2007 году девушка успешно поступила в столичный театральный вуз – Институт имени Щукина, в мастерскую Маркина В.М. и Поглазова В. П. В учебном театре вуза Екатерина играла в таких спектаклях, как «Комедия человеческая» и «Анданте». Диплом профессионального актёра девушка получила в 2011 году. Кроме этого, девушка повысила свою актёрскую квалификацию в студии Иваны Чабак в Лос-Анджелесе (США).

Образование в России Екатерина называет академическим, где изучают большое количество литературы. В Америке понятия – актёрское образование, нет. Обычно актёры там оканчивают курсы и начинают сниматься.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово». Числился вольнорожденным в семье крепостных крестьян. В 1755 году вельможа И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.

Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Ранние работы Рокотова — погрудные портреты — производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.

В доме Шувалова, где с 1757 г. помещалась академия, Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо. Значительное впечатление должно было произвести на него собрание картин Шувалова. Единственная известная его работа в ином жанре, нежели портретный, — это как раз изображение Шуваловской галереи.

В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.

С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур».

В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.

После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.

Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.

«Был занят и знаменит»

Коронационный портрет Екатерины II 1763 г.

С начала 1760-х молодой Рокотов – художник нарасхват, не успевающий выполнять заказы. Григорий и Иван Орловы, Иван Шувалов, придворные дамы и господа довольны примерами его работ и спешат позировать живописцу. По воспоминаниям Якоба Штелина, сотрудника Академии художеств, знаменитость молодого мастера заставляла заказчиков выстраиваться в очередь, а его занятость не позволяла справляться с заказами в одиночку – в работе над подготовкой холстов и фоном он прибегал к помощи студентов.

Портретируемые, согласно принятым тогда правилам, принимали официальные позы и придавали своим лицам сдержанное выражение. Художник тем не менее старался сделать их более живыми, отразить настроение заказчиков и особенности характера

Лицам уделялось главное внимание, наряды были второстепенной задачей, фон художника заботил менее всего

Личная жизнь Екатерины Райкиной

Молодая актриса была невероятно хороша собой. Большие глаза, темные вьющиеся волосы, озорная улыбка сражали кавалеров на повал. Юная Райкина была весьма влюбчивой девушкой. Уже в 19 лет, обучаясь на третьем курсе «Щуки», она впервые пошла под венец. Ее избранником стал Михаил Державин. Это сейчас зрители знают Державина как именитого артиста. Тогда он был никому не известный студент театрального училища.

Молодой Михаил Державин

Молодожены поселились в небольшой квартире вместе с семьей жениха. Екатерина и Андрей были счастливы вместе, и даже задумывались о детях. Но прожив в браке пару лет, они расстались. Всему виной было новое увлечение атистки.

Екатерина Райкина безумно влюбилась в Юрия Яковлева, с которым играла на одной сцене в Театре им. Вахтангова. Влюбленных даже не смущал тот факт, что оба были несвободны. Екатерина была замужем, а Юрия дома ждала беременная жена. Артисты разорвали свои предыдущие браки и вместе создали новую семью. Вскоре у супругов родился сын. Мальчика назвали Алексей.

Юрий Яковлев с сыном Алексеем

Однако этот союз оказался недолговечным.

Когда маленькому Алеше было 3 года, его родители развелись.

Второй муж для Екатерины Райкиной остался в прошлом. После развода они особо не общались, лишь изредка пересекались на репетициях в театре.

Спустя некоторое время Райкина познакомилась с актером Владимиром Ковалем. Они стали встречаться и в итоге поженились. Но прожив несколько лет в браке, Екатерина и Владимир приняли решение разъехаться. Совместных детей они не завели.

Супруги разъехались, но оформлять развод не стали. С третьим мужем Екатерина Райкина поддерживала дружеские отношения даже после расставания.

Владимир Коваль

Они часто созванивались, предавались теплым воспоминаниям, беспокоились о здоровье друг друга. Они общались до самых последних дней Коваля. В 2013 г. мужчины не стало.

Личная жизнь

Екатерина не замужем. Не имела отношений с противоположным полом, которые длились бы годами. Главным в отношениях считает умение разговаривать и слушать друг друга и не быть эгоистом. Девушка активно увлекается конным спортом, посещает занятия по кикбоксингу, зимой катается на коньках и ходит на лыжах. Несколько раз в неделю делает уличные пробежки.

Екатерине довольно трудно усидеть на месте, поэтому набор лишнего веса ей вряд ли грозит. Когда девушка находится в Москве, она регулярно ходит в тренажёрный зал и студию бокса. Всегда старается поддерживать себя в отличной форме, при этом любит вкусно поесть. Катерина не ест за четыре часа до сна и пьёт минимум два литра воды в день. За питанием девушка также тщательно следит и ест небольшими порциями. Не один год помогает Шереметьевскому приюту собак.

В Москве

Портрет А.П. Струйской 1772 г.

Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.

Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.

Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:

  • литература – посещал кружки, близко общаясь с поэтами и писателями;
  • особый клуб аристократов – первый в России, так называемый Московский Английский клуб, организацией которого, как и разработкой его правил, в числе прочих сам художник и занимался. Члены клуба собирались для обсуждения всего нового в политике, обществе и искусстве, пировали, играли в карты;
  • масонство – вступил в ложу «Клио», организованную в Москве писателем Н.И. Новиковым и профессором Московского университета И. Шварцем. Масоны позиционировали себя как духовно близкие люди, объединённые заботой о процветании государства и просвещённости его граждан.

До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector