Сериал екатерина. самозванцы (2019) актеры и роли
Содержание:
- Содержание серий
- Михаил Горевой (Степан Шешковский)
- Наследие
- О чем сериал «Екатерина. Самозванцы»
- Какая-то элита у нас трусливая получается…
- Блеск золота и трёхдневная щетина
- Портреты княжны Таракановой
- Что она себе позволяет?
- Драма на пустом месте
- Глупый наследник и его любвеобильная жена
- Дело княжны Таракановой
- И это только начало
Содержание серий
1 серия
1774 год. Российская Империя. На юге шестой год продолжается русско-турецкая война. Казна пуста. В это время во Франции объявляется самозванка — княжна Тараканова, которая выдаёт себя за внучку Петра Великого и претендует на российский престол. А на востоке Империи вспыхивает мужицкий бунт под предводительством Емельяна Пугачёва.
2 серия
Екатерина решает не уводить войска с турецкого театра военных действий для подавления восстания. В Париже Тараканова и её покровители князья Огинские получают поддержку французской короны. Пугачёв тем временем рассылает указ, в котором обещает крестьянам земли, а главное — свободу.
3 серия
Французы предлагают Пугачёву содействие в свержении Екатерины с престола. Екатерина пытается выяснить, был ли ребёнок у её предшественницы императрицы Елизаветы Петровны. А Наталья Алексеевна, жена наследника престола Павла Петровича, плетёт интриги с целью совершить переворот.
4 серия
Никита Панин просит Екатерину вернуть её внебрачного сына Алёшу в столицу и обещает позаботиться о нём. Наталья Алексеевна устраивает тайную встречу Софьи Разумовской с её ребёнком от царевича Павла Петровича.
5 серия
Павел Петрович вместе с Фон-Визиным разрабатывают проект Конституции. Никита Панин предлагает им свою помощь. Екатерина планирует отправиться в действующую армию вместе с Потёмкиным. Соратники сообщают Пугачёву, что генерал-аншеф Бибиков, командовавший войсками, мёртв.
6 серия
Лефевр заказывает портрет Таракановой для отправки европейским монархам. Опальный граф Шувалов, бывший фаворит Елизаветы Петровны, предлагает Таракановой содействие. Во время отсутствия Екатерины в столице, Никита Панин приглашает Павла Петровича на тайную встречу.
7 серия
После дуэли Андрею Разумовскому грозит каторга. Екатерина вместе с Никитой Паниным отправляется в Гатчину — в имение братьев Орловых. Никита Панин просит императрицу вернуть Алексея Орлова на службу.
8 серия
Никита Панин приносит Екатерине письмо, которое неизвестные подбросили ему в окно. Переодевшись в простых крестьян, Павел вместе с Андреем Разумовским отправляются в народ, чтобы отыскать портрет самозванца. У Екатерины и Алексея Орлова зарождается взаимный интерес.
9 серия
Екатерина влюблена в Алексея Орлова. Она решает отправить Орлова командовать русской эскадрой в Неаполе. В это время, втайне от Екатерины, обер-секретарь Степан Шешковский отправляет своих агентов для нападения на Тараканову и её покровителей князей Огинских.
10 серия
Наследник престола Павел Петрович передаёт Екатерине проект Конституции, над которым он работал вместе с Фон-Визиным. Армия под руководством Суворова одерживает одну победу за другой на юге Османской Империи. Андрей Разумовский оказывается в казематах Петропавловской крепости.
11 серия
Пугачёв захватывает пригороды Казани и освобождает свою жену и детей. Он пополняет свои ряды сторонниками и берёт новых пленников: Гавриила Державина и его верного друга Блудова. Среди сторонников Пугачёва оказывается Влас – сбежавший кучер Никиты Панина.
12 серия
Панину удаётся уговорить Екатерину назначить его брата Петра главой корпуса по подавлению пугачёвского бунта. Андрей Разумовский прибывает в Неаполь с секретной миссией. Турки, ожидая поддержки Запада, пытаются оттянуть заключение мирного договора.
13 серия
В стане Пугачёва зреет заговор. Его соратники недовольны близкими отношениями предводителя с дворянкой Харловой. В Неаполе разлетаются слухи о любовных похождениях Разумовского. Им заинтересовалась сама супруга короля Фердинанда Мария Каролина. Фердинанд лично приглашает Тараканову на королевский приём.
14 серия
Турки предлагают свою помощь Таракановой для достижения её целей. Неизвестные нападают на получившего командование эскадрой Алексея Орлова – он ранен. Суворов прибывает на Урал. Недовольство среди пугачёвцев растёт с каждым днем.
15 серия
Тараканова и Алексей Орлов проникаются симпатией друг к другу. Пугачёв схвачен и посажен в клетку. Его допрашивает сам Суворов. Уже в Москве Екатерина и Павел приходят в темницу, чтобы лично поговорить с бунтовщиком.
16 серия
Тараканову арестовывают и привозят в Петропавловскую крепость. Она понимает, что Алексей Орлов её предал. Екатерина видит чувства Орлова к Таракановой и не может его простить, однако, обещает пощадить Тараканову, если та подпишет отречение от престола…
Читайте на SoapTV.ru
- СеняФедя (3 сезон) — содержание серий
- Канцелярская крыса-2 (Россия, 2019) — содержание серий
- Братаны-3 (Россия, 2012) — содержание серий
- Хэппи (США, 2017-2019) — содержание серий
- Братаны-4 (Россия, 2014) — содержание серий
Михаил Горевой (Степан Шешковский)
Сериал «Екатерина. Самозванцы»: актер Михаил Горевой в роли Степана Шешковского, etvnet.com
Сериал «Годунов»: актеры и роли
Степан Шешковский состоял при «особых поручениях» императрицы и руководил Тайной экспедицией ею учрежденной. Обладая талантом к сыску, граф оказал неоценимые услуги Екатерине II, особенно в начале ее правления.
Советский и российский актер Михаил Горевой, принявший участие в создании картины «Екатерина. Самозванцы», снялся в проектах 2019 года «Русалки» и «Путь на остров каторжных». Артист преподавал сценическое мастерство в США и нередко снимается в международных картинах («Хантер Киллер», «Телохранитель киллера», «Отпетые напарники»). Среди знаменитых ролей Михаила Горевого — изобретатель Попов в боевике о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас».
В сериале также снимались актеры Игорь Балалаев, Александр Ткачев, Артур Иванов, Ола Кейру, Ангелина Стречина и др.
Наследие
Россия продолжает восхищаться Екатериной, рассматривая ее как источник национальной гордости. Нерусское мнение о Екатерине менее благоприятно. Поскольку Россия под ее правлением стала достаточно сильной, чтобы угрожать другим великим державам, и потому что она на самом деле была жестким и недобросовестным правителем, она представлялась в западном воображении воплощением огромной, отсталой, но запретной страны, которой она управляла. Одна из главных слав Екатерины — быть женщиной, которая, подобно тому, как Елизавета I из Англии и королева Виктория дали свои имена историческим периодам, стала синонимом решающей эпохи в развитии ее страны.
В конце царствования Екатерины Россия расширилась на запад и юг на площади более 200 000 квадратных миль, и древняя мечта русских правителей о доступе к проливу Босфор (соединяющему Черное море с Эгейским морем) стала достижимой целью. В конце своего правления Екатерина заявила, что реорганизовала 29 провинций в соответствии со своим планом административной реформы. Она вкладывала средства во многие проекты. Было построено более ста новых городов; старые были расширены и отремонтированы. По мере того как товаров было много, торговля расширялась, а связь развивалась. Эти достижения вместе со славой военных побед и славой блестящего двора, к которому были привлечены величайшие умы Европы.
Критики Екатерины признают ее энергетические и административные способности, но указывают на то, что достижения ее правления были в равной степени обусловлены ее единомышленниками и историческим развитием русского общества без посторонней помощи, а также заслугами императрицы.
Ее личная жизнь, по общему признанию, не была образцовой. У нее были молодые любовники вплоть до ее неожиданной смерти от инсульта в возрасте 67 лет. Она бесконечно мечтала о радостях общей любви, но ее положение изолировало ее. Она не любила своего сына Павла, законного наследник, чей трон она заняла. С другой стороны, она обожала своих внуков, особенно самого старшего, Александра. Она хотела, чтобы он ее сменил на троне. В дружбе она была лояльной и щедрой и обычно проявляла милосердие к своим врагам.
Тем не менее, нельзя отрицать, что она была эгоистичной, претенциозной и чрезвычайно властной, прежде всего женщиной действия, способной быть безжалостной, когда на карту были поставлены ее собственные интересы или интересы государства. Когда она повзрослела, она также стала чрезвычайно тщеславной: имелось какое-то оправдание, поскольку самые выдающиеся умы Европы наваливали на нее лесть, которую даже она в конечном итоге нашла преувеличенной.
О чем сериал «Екатерина. Самозванцы»
Весна 1774 года. Правление Екатерины оказалось под угрозой сразу с четырех сторон. Идет война с Турцией, которая может обернуться для России либо удачным миром, либо сокрушительным поражением. В Париже в руках беглых поляков и французских авантюристов оказывается важный козырь против Екатерины – Елизавета Тараканова, самозваная дочь Елизаветы Петровны.
В самой России разгорается крестьянское восстание Емельяна Пугачева – еще одного самозванца, объявившего себя Петром III. В Санкт-Петербурге опасность зреет прямо во дворце. В заговоре участвуют самые близкие – врагом Екатерины в битве за трон может стать ее собственный сын, невестка, бывший фаворит. Корона Российской империи в опасности…
Екатерина мечтает о семейном счастье, но даже власть самой могущественной женщины не вернет ушедшую любовь. Сумеет ли императрица понять и простить своего возлюбленного – или ее сердце ожесточилось, и она будет мстить? Там, где погасло одно чувство, очень скоро может вспыхнуть другое…
События, эхо которых доносится до наших дней, тайны престолов и тайны женского сердца – в новом сезоне киносаги о судьбе Империи и ее императрицы.
Одна-единственная женщина смогла соединить в своей судьбе власть над великой империей, авантюры, войны, заговоры, интриги – и любовь, которая заставляет историю изменить свой путь…
Съемки сериала «Екатерина. Самозванцы» проходили в исторических интерьерах: в самых красивых дворцах и усадьбах России. На экране можно будет увидеть красоты Кускова, Крутицкого подворья, Гатчины и Царского Села, а также суровость Петропавловской крепости.
Какая-то элита у нас трусливая получается…
В-первых, война с османами уже была выиграна, и это считалось фактом ещё год назад. Мир не был заключён лишь из-за воинственной позиции султана и интриг венского двора — ещё одной стороны, заинтересованной в разделетурецкого пирога». Однако в самом начале 1774 года султан сменился, а положение турок стало столь безнадёжным, что вся кампания 1774 года уложилась в два месяца боевых действий, после которых османы приняли русские условия и начали переговоры о мире.
Что же мы видим в сериале? Все русские сановники страшно боятся продолжения боевых действий, считая, что империя не вынесет военного напряжения. От Григория Потёмкина до генерала Суворова — все уговаривают Екатерину II немедленно остановить войну.
История Пугачёва подана крайне необычно. В реальности в начале 1774 года восставшие терпели поражение за поражением и правительство отлично понимало, что мятеж будет подавлен в самое ближайшее время. Пугачёв вместе с остатками своих войск бежал от преследовавшей его русской армии, сжигая уральские заводы, а затем прорвался к Волге, где запылали города и помещичьи усадьбы.
К этому времени бо́льшую часть восставших составляли уже не профессиональные воины-казаки, а едва умевшие держать оружие крепостные крестьяне. Так что, несмотря на спешную переброску войск, после завершения войны с турками для усмирения мятежников хватило тех регулярных частей, что были отданы под командование подполковника Ивана Михельсона ещё весной.
Блеск золота и трёхдневная щетина
Но отвлечёмся от истории и обратимся к ничуть не менее важным вещам: актёрской игре, костюмам и декорациям. С последним дела обстоят лучше всего — фильм снимался в подлинных интерьерах русских императорских резиденций, отчего испортить эту часть сериала не удалось. С костюмами и прочим антуражем всё гораздо сложнее. Несмотря на желание блеснуть роскошью — обилие мехов, бархата и золотого галуна, — художники по костюмам создали скорее некий обобщённый облик XVIII столетия, каким оно представляется дилетанту, не обращая ни малейшего внимания на достоверность.
Получилось красиво, но, когда все актёры-мужчины принципиально не носят парики, а некоторые ещё и щеголяют добротной такой небритостью, становится немного не по себе. Женщины, кстати, тоже обходятся без париков, используя причёски, которые будут уместны в XXI, а не XVIII веке. Костюмное историческое кино на то и называется костюмным, что одно из важнейших впечатлений зритель получает от красивых, необычных нарядов прошлого. Желание осовременить героев в данном случае абсолютно неуместно.
Портреты княжны Таракановой
«Княжна Тараканова»худ. Павел Сведомский
Не сохранилось ни одного портрета загадочной самозванки. Остались лишь словесные описания, которые, впрочем, очень субъективны. Граф Алексей Орлов описал девушку так:
Портрет графа А. Г. ОрловаВ. Эриксен. 1770-1783
По словам графа Валишевского:
Александр Михайлович Голицын
Князь Голицын, проводивший расследование и допросы самозванки описал её так:
Судить однозначно о внешности девушки затруднительно, а достоверных источников в виде картин или барельефов не сохранилось. Иногда встречаются упоминания о небольшом косоглазии «княжны», которое её совсем «не портило». Учитывая популярность этой молодой женщины, можно сделать вывод о её миловидности и хорошем образовании.
Картина «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого
К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864
При упоминании «княжны» многие вспоминают картину Константина Флавицкого. Яркий и драматический сюжет производит впечатление и надолго запоминается: красивая девушка в нарядном богатом платье гибнет во время потопа в Петропавловской крепости. На самом деле картина написана «по мотивам» событий, а сюжет полностью вымышлен. «Принцесса Владимирская» умерла от туберкулёза 4 декабря 1775 года. Причина смерти не вызывала сомнений, учитывая, что девушка задолго до заключения прибегала к помощи врачей. Потоп в Петропавловской крепости, из-за наводнения в Петербурге, действительно был, но спустя полтора года после смерти самозванки. Картина же написана в 1864 году и никак не может изображать «ту самую княжну». После смерти художника Павел Третьяков приобрёл полотно для своей коллекции.
Настоящая княжна Тараканова
Примечательно, что сама «принцесса Азовская» себя именовала как угодно, но не «княжной Таракановой» – это имя впервые появилось в книге «Жизнь Екатерины II, императрицы российской» французского дипломата Жана Анри Кастера, вышедшей в Париже на французском языке в 1797 году, то есть почти на 20 лет позже смерти самозванки. Позже Гельбиг и другие писатели «подхватили» имя таинственной двушки, под ним она и фигурирует в литературе и кинематографе до сих пор.
Следует отметить, что настоящая княжна Тараканова существовала и Екатерина II располагала всеми необходимыми сведениями о её жизни и местонахождении. Дочь Елизаветы Петровны и гетмана Разумовского – Августа Матвеевна Тараканова в возрасте сорока лет постриглась в монахини, получив духовное имя Досифея. Решение было принято ею добровольно (или почти) после встречи с Екатериной II в 1785 году. Досифея проживала при монастыре в одноэтажной каменной келье, на её содержание выделялись деньги из казны. При жизни императрицы Екатерины монахиня вела затворнический образ жизни, общалась с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым.
После смерти Екатерины II Досифею по праздникам навещали знатные и известные люди. Женщина хранила портрет матери и некоторые документы, которые о неизвестной причине однажды сожгла. По воспоминаниям современников, монахиня очень походила на мать внешне, имела отличное образование и хорошо знала несколько иностранных языков.
Умерла настоящая княжна Тараканова в 1810 году в возрасте 64 лет. Похороны прошли с большими почестями и необходимыми церемониями. Захоронена в в Новоспасском монастыре в усыпальнице рода бояр Романовых.
Что она себе позволяет?
Дальше — больше. Екатерина II, недовольная тем, что Наталья Алексеевна никак не может родить наследника престола, заключает с ней пари: кто родит первой. Понимаете, как это выглядит? Незамужняя императрица в беседе с женой наследника заявляет, я, мол, тут рожать собираюсь, так что ты поспеши, а то я выиграла. Для XVIII века это — настоящий скандал. А учитывая, что положение Екатерины II, занимавшей трон при живом законном наследнике Павле, и так было не слишком прочным, говорить такие вещи — это всё равно что совершить политическое самоубийство.
Русская императрица сообщает своему фавориту Григорию Потёмкину: мол, вот рожу я от тебя детей, и будут они править нашей империей. Ой, забыли создатели кино знаменитые слова графа Панина, сказанные ещё за десять лет до изображённых событий, когда очарованная Григорием Орловым ещё молодая и неискушённая в политических играх Екатерина была готова выйти за него замуж:Императрица может поступать, как ей угодно, но госпожа Орлова никогда не будет императрицей Российской». Самодержица всероссийская проглотила эти обидные слова и никогда более не позволяла своим чувствам взять верх над разумом.
Драма на пустом месте
И, наконец, княжна Тараканова, она же принцесса Владимирская. Ей создатели сериала придумали совершенно фантастическую историю. Всё начинается с драматической сцены, как в парижскую тюрьму Коньсержери приходят поляки и француз — особый представитель короля Людовика XV, — чтобы освободить самозванку из заключения и использовать её против России.
Прежде всего, Тараканова никогда не была узницей Коньсержери. И версальский двор не имел никакого отношения к авантюре принцессы Владимирской. Более того, к 1774 году недавно очень напряжённые русско-французские отношения начали постепенно меняться. Ещё четыре года назад был отправлен в отставку старый недруг России герцог Шуазёль. Трещал по швам Северный аккорд — союз России, Пруссии и Великобритании против Франции и Австрии. Вскоре случитсяпереформатирование» системы альянсов, а Франция, в противовес англичанам, будет играть на русской стороне.
Создатели сериала стремительно нагнетают напряжённость. Всё плохо, великая Российская империя рушится под ударами врагов. Их желание подать сюжет как можно более яркими красками можно понять, но зачем заниматься откровенным враньём? История России красива и драматична и без того, чтобы рисовать апокалиптическую картину, где турки, Пугачёв и авантюристы сплетаются в зловещий клубок инспирированного из-за рубежа всемирного антирусского заговора.
Глупый наследник и его любвеобильная жена
Ну а теперь об исторических ляпах, куда же без них. Денис Фонвизин почему-то становится учителем наследника Павла Петровича, хотя в действительности он был секретарём дипломата графа Никиты Панина. Павел прямо обвиняет свою мать в государственном перевороте и убийстве императора Петра III. В реальной истории скандал такого уровня был просто невозможен. Малый двор наследника в те годы ещё не превратился в центр притяжения всех недовольных екатерининской политикой, а сам Павел полностью зависел от могущественной матери, которой не смел возражать.
Сам наследник показан каким-то мечтательным идиотом, увлечённым литературой и способным на изображение военного парада в лицах прямо в супружеской кровати. Разумеется, это приводит к тому, что он совсем безразличен к молодой жене Наталье Алексеевне, находящей утешение в объятьях молодого графа Андрея Разумовского. На самом деле Павел был восхищён красотой супруги, а связь немецкой принцессы с Разумовским, скорее всего, не перешла границы куртуазного поклонения Прекрасной Даме.
Ещё один ляп: Наталья просит у императрицы, а затем у мужа офицерский чин. Сценаристы, видимо, не понимают, что, хотя женщина могла стать шефом полка, она никогда не получала военные чины, выполняя лишь церемониальные функции да изредка надевая эффектно выглядящее мундирное платье. Известный своим педантизмом в военных вопросах Павел тут же соглашается с супругой и немедленно жалует ей чин подпоручика. Цирк да и только!
Дело княжны Таракановой
По распоряжению Екатерины II самозванка была передана петербургскому генерал-губернатору фельдмаршалу князю Голицыну для проведения следствия. Пленница с пятью слугами и горничной была доставлена в Петропавловскую крепость.
На допросе пленница рассказала, насколько могла подробно, о своём детстве. По сведениям «княжны», до 9 лет она жила в Киле с госпожой Перон или Пере, затем вместе с нянечкой Катериной переехала в Петербург, ожидала поездки в Москву к родителям, но этого не случилось. Вместо Москвы отправили на границу с Персией, где её чуть не отравил Пётр III, после чего с помощью некоего «татарина» вместе с няней перебралась в Багдад к богатому персу Гамету, год спустя уехала к персидскому князю Гали в Исфахан. Князь оплатил её образование под руководством французского учителя Жака Фурнье. Сам опекун часто называл девочку дочерью императрицы Елизаветы. В 1769 году Гали под именем Крымова привёз в Россию «принцессу», выдав за свою дочь; проехав через Германию и Францию, прибыли в Лондон, далее девушка продолжила путешествие в одиночестве, взяв себе имя «принцесса Али» т.е. «дочь Гали».
Далее пленница поведала о своих планах развивать торговые связи между Россией и Персией, а заодно навести справки о своих родителях и восстановить титул. В соответствии с показаниями «княжны»,Радзивилл с большим трудом убедил её ехать с ним в Стамбул, сама же она искренне отговаривала его от политических интриг, отрицая своё родство с Елизаветой, ведь не имела вовсе никаких тому доказательств. Себя дочерью императрицы не называла, притязаний на престол не имела – об этом говорили только в её окружении, хотя сама она придерживалась иного мнения. Все документы, изъятые в Пизе, по заверению пленницы, были доставлены 8 июля 1774 года в Рагузе анонимной посылкой.
Екатерина осталась не довольна результатом допроса:
Повторный допрос не принёс желанных результатов – самозванка своих показаний не меняла, настаивая на своём благородном происхождении, просила встречи с императрицей, упорно отрицала приписываемые ей притязания на престол, писала письма «влиятельным друзьям» с просьбами о помощи. Князь Голицын описал «Елизавету» так:
Тем временем состояние здоровья заключённой ухудшалось и по мнению врача самозванка вот-вот умрёт.
После долгих и бессмысленных допросов и очных ставок, Екатерина предложила заключённой освобождение в обмен на признание: девушке предлагалось рассказать правду о своём происхождении, раскаяться в обмане и признать своё простое происхождение; после чего она получила бы свободу и разрешение на брак с Филиппом Лимбургом, если того пожелает. Заключённая отказалась. Причиной тому, скорее всего, стала привычная для «княжны» атмосфера тайны – она просто не смогла бы жить «обычной женщиной», потому предпочла остаться благородных кровей, пусть и бездоказательно. 4 декабря 1775 года заключённая умерла в Петропавловской крепости, не открыв тайну своего происхождения даже на исповеди. Похоронена во дворе крепости без обрядов и церемоний. Официальная причина смерти – туберкулёз.
Свита «княжны» была освобождена, каждый получил по 100 рублей, после подписки о неразглашении подробностей дела. Слуги получили по 50 рублей и некоторые вещи хозяйки. Все были вывезены из России.
И это только начало
На ту же тему Тест: каким было бы ваше будущее в эпоху Екатерины II?
Создатели сериала пытаются уверить зрителя, что знакомство Павла с его будущей фавориткой Екатериной Нелидовой состоялось в 1774 году
Это не так — она появилась в окружении наследника лишь через два года, а обратила на себя внимание Павла и того позже
Генерал-аншеф граф Пётр Панин, известный полководец и победитель турок, ославлен в кино как жестокий самодур, не жалеющий солдат, хотя на самом деле ни один из современников не упрекал Панина в этом. Кстати, Панин, которому в 1774 году было 53 года, показан в кино дряхлым стариком.
Впрочем, непопадание в возраст исторических героев для сериала обычное дело — Екатерину II изображает актриса на восемь лет младше, да ещё и загримированная так, что похожа не на мать наследника Павла, а на его старшую сестру. Я всё понимаю, актрисе хочется выглядеть молодой и красивой, но не слишком ли резок диссонанс? Особенно на фоне того, что реальная Екатерина II в эти годы отличалась скорее величественностью, нежели свежестью юных лет.
Всё это — только в одной серии! Не сомневаюсь, дальше нас ждёт множество самых восхитительных исторических открытий, которыми создатели кино поделятся с доверчивым зрителем.
Наконец, вердикт:Екатерина. Самозванцы» — один из худших исторических сериалов, когда-либо виденных мною. В нём плохо буквально всё, от сценария до соответствия подлинным событиям и игры актёров. Потрясающий, феерический провал, организованный при огромном бюджете, выделенном на съёмки одного из самых дорогих отечественных телевизионных проектов.