Елизавета никищихина

Виновато яблоко

Разведясь с третьим супругом, Никищихина осталась одна. Дочь какое-то время жила у отца в Америке, а потом теплых отношений уже не получилось. Работы у актрисы становилось все меньше. Да и большого желания сниматься в фильмах 1990-х Елизавета Сергеевна не испытывала.

Главное — здоровье оставляло желать лучшего. Много лет актриса выпивала. И помочь ей справиться с этой бедой не могли ни мужья, ни коллеги, ни дочь. Одинокая, малообщительная, в конце жизни заслуженная артистка РСФСР переселилась в коммуналку. И, казалось, уже просто тянула лямку. По инерции…

Закончить земной путь добровольно, помимо воли Господа, Елизавета Сергеевна не могла. Но судьба и тут ей «пособила», отправив к актрисе грабителей. Тогда она выжила. Однако после попытки удушения стала задыхаться. Теперь ее мучила астма, и по рекомендации врачей она ела в основном мягкую и жидкую пищу.

Почему в тот день Никищихина взяла в руки яблоко, теперь уже не скажет никто. Только кусок попал в дыхательные пути и наступила асфиксия.

Первая любовь и брак

Первая любовь актрисы — музыкант Алексей Познанский. Они познакомились, когда творческая карьера актрисы в театре только начинала складываться. Молодой человек имел проблемы со здоровьем после службы в армии. Он очень хотел семью и мечтал, чтобы Елизавета родила ему ребенка.

Елизавета Никищихина в фильме «Совершенно серьезно», 1961 год

И именно в этот момент Никищихиной предлагают роль в «Антигоне». Артистка не могла отказаться от долгожданной работы и избавилась от беременности. Возлюбленный не простил Елизавете этого поступка. Говорили, что актриса настолько погружалась в свой образ, что с трудом потом возвращалась к действительности. Этот факт, плюс личные переживания, помогли Никищихиной стать театральной звездой.

Впервые в официальный брак актриса вступила с музыкальным критиком Анатолием Агамировым. Этот союз просуществовал семь лет. По словам супруга уже тогда у Никищихиной начались проблемы с алкоголем. Таким образом, артистка снимала стресс после тяжёлых спектаклей. В конце концов, Агамиров устал терпеть запои актрисы и ушел.

Фильмы

В кино Елизавета попала после знаменитого спектакля «Антигона», где она сыграла вместе с Евгением Леоновым. В дни выхода постановки на улицах Москвы дежурила милиция, так зрители стремились увидеть эту работу. Но первые кинороли оказались проходными. И только в 1966 году Никищихина повстречала на своем пути творческий тандем Александра Алова и Владимира Наумова, снялась в экранизации сатирического рассказа Федора Достоевского «Скверный анекдот».

Евгений Леонов и Елизавета Никищихина в спектакле «Антигона»

До широкой публики фильм дошел только в 1987-м, и не случись так, возможно, судьба актрисы сложилась бы по-другому. Да и амплуа Никищихиной оказалось несколько однобоким. И молодой девушке, и женщине средних лет доставались героини по большей части нестандартные, отличающиеся чрезмерной простоватостью, даже экзотичностью.

Особым удовольствием Елизавета называла детский репертуар. Ее игра в «Пеппи Длинныйчулок» и «Расмус-бродяге» отличается обдуманной, тонкой передачей характера. Кикимора из сказки «Там, на неведомых дорожках» в исполнении актрисы вовсе не выглядела страшным персонажем. Еще одним заметным проектом Никищихиной стала многосерийная картина «Приключения Электроника», где она воплотила образ наивной, но такой заботливой помощницы профессора Громова — Марии.

Елизавета Никищихина в фильме «Приключения Электроника»

В промежутке между этими лентами в фильмографии артистки появились эпизоды в драме «И это все о нем» с Игорем Костолевским и Ларисой Удовиченко, в комедии «Вчера, сегодня и всегда» с участием Аркадия Райкина, Алисы Фрейндлих и Георгия Вицина. В картине «Все дело в брате» Никищихиной поручили главную роль учительницы. Партнерами актрисы по съемочной площадке выступили юные Роман Мадянов и Наталия Сеземан.

В 1963 году в комедии Владимира Грамматикова по сценарию Виктории Токаревой «Шла собака по роялю» Елизавета сыграла экранную мать Елены Кищик. В драме «Торпедоносцы» дочерью героини Никищихиной стала Вера Глаголева.

Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота»

В «Покровских воротах», снятых Михаилом Козаковым, Никищихина превратилась в жительницу коммуналки времен 50-х годов. В лирической комедии ее персонаж достойно выглядел на фоне игры Олега Меньшикова и Анатолия Равиковича, Инны Ульяновой и Елены Кореневой.

В знаменитой киносказке «Чародеи» вместе с Евгением Весником и Павлом Винником артистка перевоплотилась в члена комиссии, которой предстоит проверить действие волшебной палочки. Кинематографической удачей в карьере Никищихиной считается роль жены Собакевича в картине Михаила Швейцера «Мертвые души».

Елизавета Никищихина в фильме «Мёртвые души»

Героинь, которых предлагал кинематограф 90-х, Елизавета отвергала. Говорила, что, даже если нечего будет есть, не согласится воплощать уродство и деградацию. Последняя работа Елизаветы Никищихиной на экране – сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Премьера фильма состоялась через 3 года после смерти исполнительницы роли камер-фрау Крамер.

Как психиатр Эрнест Лейбов полюбил вместо Елизаветы Никищихиной сыгранную ею Антигону

Итак, Елизавета получила свою роль, после которой, наконец, пришло признание. Для неё началась веселая пора беззаботной богемной жизни. Говорят, тогда она все-таки вышла впервые замуж за музыкального критика Анатолия Агамирова. Этот брак, если и существовал, то был коротким.

Серьезные отношения случились у нее позже. Врач-психиатр Эрнест Лейбов увидел её на сцене в роли Антигоны и влюбился. Он очень красиво ухаживал и, когда сделал предложение, то Елизавета ответила согласием. Это была хорошая партия для актрисы. И тут случилось чудо — беременность вопреки прогнозам врачей. И снова выбор — ребенок или новая роль Катерины в «Грозе». Никищихина на этот раз выбрала семью и назвала дочь в честь своей так и не сыгранной на сцене героини.

Елизавета Никищихина с Евгением Леоновым в спектакле «Антигона» / Эрнест Лейбов

Несмотря на то, что в декрете Елизавета практически не сидела и с коляской приходила в театр на репетиции, восстановить прежние позиции там ей не удалось. Тогда спектакли её учителя Львова-Анохина начали повсеместно закрывать, ей предложили остаться в «Антигоне», но она из преданности ему отказалась.

От тоски по сцене у Никищихиной началась депрессия, которую она заливала алкоголем. Снова был запущен механизм саморазрушения. Лейбов, будучи психиатром, не мог ей помочь. Или не хотел… Той Антигоны, которую он полюбил, больше не было ни на сцене, ни в жизни. Он решил эмигрировать из страны и, как ни странно, позвал Елизавету с собой. Но та отказалась, снова оставшись ни с чем.

Брак с Лейбовым научил её скрывать свое пристрастие к спиртному из-за сцен, которые он ей устраивал. Конечно, это лишь усугубило проблему.

Три мужа

В 1970 году на съёмках фильма «Расскажи мне о себе» Никищихина познакомилась с музыкальным критиком Анатолием Агамировым, который стал её первым мужем. Увы, этот брак быстро исчерпал себя, и вскоре актриса увлеклась ленинградским психиатром Эрнестом Лейбовым, за которого вышла замуж. Когда Елизавета забеременела от Эрнеста, перед ней снова встал выбор: главная роль в спектакле «Гроза» или ребёнок. На этот раз актриса выбрала ребёнка и родила дочь Катю. В 1975 году, после трёх лет брака, Лейбов эмигрировал в США, но Елизавета не захотела покидать свой театр.

Третьим и последним мужем Никищихиной стал писатель, журналист и режиссёр Евгений Козловский. Евгений и Елизавета искренне любили друг друга, но Козловский был диссидентом, из-за чего в их дом не раз наведывались с обыском сотрудники КГБ, которые переворачивали всё с ног на голову и вывозили вещи. Некоторые источники утверждают, что из-за неблагонадёжного мужа Елизавете не предлагали ролей. В 1982 году Евгений был арестован и получил тюремный срок. Его жену после этого неоднократно вызывали на допрос на Лубянку.

Кино

В кинематографе путь Елизаветы Сергеевны оказался гораздо менее ярким, но куда более изматывающим. В начале 1960-х она снялась в эпизодах нескольких фильмов, таких как «Совершенно серьёзно» и «Чудак-человек». В титрах начинающую артистку указывать не спешили.

Кадр из фильма «Чудак-человек»

В 1966-м Александр Алов и Владимир Наумов экранизировали сатирический рассказ Достоевского «Скверный анекдот». Никищихину утвердили на развёрнутую роль невесты мелкого чиновника Порфирия Пселдонимова. Если бы комедийная картина вышла в срок, то Елизавета стала узнаваемой гораздо раньше. Однако лента 2 десятилетия пролежала на «полке» и была показана только в 1987-м.

Кадр из фильма «Скверный анекдот»

Так получилось, что режиссёры видели актрису преимущественно в одном амплуа. Ей предлагали второстепенные гротескные роли добрых и немного нелепых женщин. Но даже к этим однотипным предложениям Елизавета Сергеевна относилась бережно. Она стремилась придать каждому образу узнаваемость и индивидуальность. Это ей превосходно удавалось, например, такой яркой и запоминающейся получилась её Нина в мелодраме Сергея Микаэляна «Расскажи мне о себе».

Кадр из фильма «Расмус-бродяга»

С большой теплотой и самоотдачей Никищихина снова и снова возвращалась к детским кинокартинам. В 1976-м в ленте Валентина Горлова «Всё дело в брате» она сыграла учительницу Елизавету Михайловну. Чуть позже были управляющая детского приюта Фрекен Хёк в «Расмусе-бродяге» и мама Вовика во «Фраке для шалопая».

Кадр из фильма «Покровские ворота»

В 1980-м артистка появилась в небольшой роли безымянной пассажирки в комедии Виктора Крючкова «Гражданин Лёшка». А спустя 2 года состоялось едва ли ни самое известное её появление в эпизоде блистательной кинокомедии Михаила Козакова «Покровские ворота». Устами Никищихиной литератор Нина Орлович произнесла восторженную фразу о высоких отношениях. Народной цитатой стали не только слова, но и неподражаемая интонация актрисы.

Среди проектов 1980-х годов, где Елизавета Сергеевна принимала участие, были драмы, музыкальные комедии, фильмы для юношества и экранизации русской классики. Она мелькала в «Чародеях» Константина Бромберга, в «Мёртвых душах» Михаила Швейцера. Зрители наблюдали её игру в драматических картинах «Виктория» и «Во бору брусника».

Кадр из фильма «Раскол»

К постперестроечному кино Никищихина относилась скептически, поэтому в 90-е снималась крайне мало. Она старалась тщательно выбирать материал, чтобы после не испытывать творческого стыда. Одной из наиболее заметных работ этого периода стала её террористка-народница Вера Засулич в историческом сериале Сергея Колосова «Раскол».

Кадр из фильма «Тайны дворцовых переворотов»

Последнее появление актрисы на экране состоялось уже посмертно. В 2000-м году в прокат вышла многосерийная приключенческая киноповесть Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов». В ней Елизавете Сергеевне досталась небольшая роль придворной дамы по фамилии Крамер.

Первая любовь и «Антигона»

Получив шанс проявить себя во всей красе, молодая актриса поначалу со всем усердием взялась работать над ролью, ведь, кроме всего прочего, ее партнером был сам Евгений Леонов. Однако вскоре все стали замечать, что она изменилась: стала рассеянной и халатной.

Ответ на такое поведение был очень простым – Никищихина Елизавета влюбилась. Ее возлюбленным был талантливый молодой виолончелист Алексей Познанский. Несмотря на то что актриса обладала весьма скромными внешними данными, а ее избранник был писаным красавцем, Алексей ответил на чувства Никищихиной, и дело шло к свадьбе.

Но молодым людям нужно было дождаться возвращения жениха из армии. Вот только во время несения службы в танковых войсках Познанский из-за несчастного случая сломал позвоночник и вернулся домой калекой.

Вопреки этому влюбленная невеста не отказалась от него. Она старалась совмещать работу и уход за больным женихом, но после того как актриса получила главную роль в новой постановке, это стало невозможным. Последней решающей каплей стала беременность Елизаветы Никищихиной. Теперь перед ней стал непростой выбор: выйти замуж за любимого и родить ему ребенка или сыграть Антигону. Скрепя сердце актриса выбрала театр и, расставшись с Познанским, сделала аборт.

Премьера «Антигоны» стала настоящим событием в театральном мире Москвы. В одну ночь никому не известная Никищихина Елизавета превратилась в звезду. Смотреть спектакль приходила вся столица, а билеты на него можно было достать с большим трудом. Молодою артистку засыпали цветами, караулили у выхода из театра и просили автографы. Это был настоящий успех.

Елизавета Никищихина и Евгений Козловский

Елизавета Никищихина с дочерью Катей

Тем не менее, Никищихина была хорошей матерью. Её дочь впоследствии вспоминала о многих трогательных моментах рядом с ней. Елизавета была достаточно мудрым человеком и никогда не кричала и не наказывала ребенка.

Востребованность в кино не дала Елизавете окончательно погибнуть, она всегда ответственно подходила к работе, бывало, что снималась в 2-3 картинах одновременно. Но главных ролей не было, это её угнетало. Она ждала и надеялась, что какой-то режиссер сможет разглядеть её талант. Но Никищихина лишь получила звание «самой обаятельной Кикиморы советского кино».

Елизавета Никищихина в фильме «Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Постепенно жизнь начала налаживаться, ей неожиданно предложили роль Вассы Железновой в театре, которая снова вывела её в примы. Елизавете было уже под сорок, когда появился главный человек в её жизни — писатель Евгений Козловский. Он был на семь лет моложе, но эта любовь оказалась настоящей с обеих сторон.

Со слов дочери Катерины, жизнь с отчимом была самым счастливым периодом. Мать взяла себя в руки, даже закодировалась, и они все трое были настоящей семьей. Компанию им составляла любимая всеми собака — дог Арман.

Евгений Козловский с Елизаветой Никищихиной и её дочерью Катей

Елизавета Никищихина: причина смерти и место захоронения

Однако новое жилище не спасло актрису. Одним ноябрьским днем 1997 г. обеспокоенные ее отсутствием соседи вызвали милицию. Стражи порядка, приехав, обнаружили в комнате тело Никищихиной. Вскрытие показало, что умерла она, подавившись куском яблока, которые ей нельзя было есть в целом виде. Была ли эта трагическая случайность, или Елизавета Сергеевна решила покончить с собой – никому уже не дано узнать.

Для ее друзей-актеров стало ударом известие о ее кончине. Многие из них пришли на похороны, чтобы отдать последнюю дань уважения своей талантливой коллеге, коей, без сомнения, всегда была Елизавета Никищихина.

Могила актрисы, стараниями близких и друзей, была размещена на Востряковском кладбище в г. Москве (17 участок).

Первые роли в театре

Став артисткой столь уважаемого заведения, девушка начала добиваться крупных ролей. И довольно скоро заполучила их. Она дебютировала в пьесе «Машенька» в главной роли, дальше была Герда из «Снежной королевы» и девушка-гид из «Энциклопедистов».

С появлением в театре нового режиссера — Бориса Львова-Анохина — над карьерой молодой актриса нависла серьезная угроза. После просмотра работы молодой артистки он остался недоволен ей и вообще назвал бездарной. Режиссер предложил ей добровольно уволиться из его театра. Однако Никищихина Елизавета убедила Львова-Антохина оставить ее на испытательный срок, на протяжении которого смогла доказать, что способна на многое.

Впечатленный ее профессиональным ростом и каторжной работой над собою, в скором времени режиссер доверил ей роль в «Журавлиных перьях», а после нее предложил сыграть главную героиню в «Антигоне».

Третий муж, спад карьеры и прогрессирующий алкоголизм

Брак с Эрнестом Лейбовым продлился всего 3 года, после чего супруг решил эмигрировать в США. Он хотел взять с собою и жену с дочерью, но Никищихина Елизавета отказалась переезжать в другую страну и вместе с Катей осталась в СССР.

Вскоре ей снова посчастливилось встретить хорошего мужчину, за которого она вышла замуж. Ее новым избранником был писатель-диссидент Евгений Козловский. Он стал любящим супругом для актрисы и заботливым отцом для ее Катеньки. Казалось бы, чего еще надо для счастья, но новые проблемы на работе разрушили эту идиллию.

Дело в том, что режиссер Анатолий Васильев, давший Никищихиной главную роль в пьесе «Первый вариант Вассы Железновой», был уволен из театра и перешел в другой. А человек, занявший его кресло, относился к актрисе не так хорошо. И если и давал Елизавете Сергеевне играть в спектаклях, то лишь крохотные роли.

Ходили слухи, что причиной этой дискриминации был ее новый супруг, находившийся из-за своих произведений в опале у власти. Так, из-за этого за все годы их совместной жизни квартиру пары трижды обыскивали, а саму Никищихину не раз приглашали на допросы.

Несмотря на это, в кино продолжала быть невероятно востребованной Елизавета Никищихина. Фильмы с ее участием заставляли смеяться до слез миллионы зрителей по всей стране. Однако главных ролей в кинокартинах так и не доставалось актрисе, и это очень печалило ее. Но она продолжала надеяться, что, может быть, вскоре ей предложат большую роль, которая вновь сделает ее известной, как раньше. Но ее мечтам не суждено было сбыться.

Нереализованность творческих амбиций сильно отражалась на Елизавете Сергеевне, и чтобы справиться с наступающей депрессией, она вновь начала пить. И много.

Дочь и супруг пытались помочь женщине избавиться от пагубной привычки и даже уговорили ее лечиться, но это не помогло. Вскоре за Никищихиной закрепилась репутация пьяницы, способной в любой момент сорваться. Из-за этого режиссеры стали бояться давать ей важные роли, а это только усугубляло состояние артистки.

Через некоторое время они с мужем развелись. Настоящей причины этого никто точно не знает. Одни утверждают, что это произошло из-за желания Козловского обезопасить жену от проблем из-за его скандальной славы. Другие же называют в качестве причины алкоголизм актрисы, с которым она уже не могла справиться.

Последние годы жизни Елизаветы Никищихиной

Дочь не пошла по стопам Елизаветы, поступила на театроведческий факультет. Тогда она по молодости старалась дистанцироваться от пьющей матери и как можно реже бывать дома. На третьем курсе забеременела и вышла замуж, тогда и переехала к мужу Алексею.

Жизнь с ним не сложилась и пришлось разменять их с матерью квартиру, потому как вместе жить они категорически не могли. Катерина мать, конечно, не бросила — навещала, привозила внука, возила по больницам. Но все это было не то. Елизавета из тех людей, которые нуждаются в заботе постоянно.

Елизавета Никищихина с внуком Ваней / Екатерина Лейбова с сыном. Фото: 7 дней

В один из вечеров, видимо, собутыльники, с которыми Никищихина где-то познакомилась, решили её ограбить. Дочь нашла её на полу в квартире, ей сильно сдавили горло, из-за этого она стала впоследствии задыхаться и не могла есть твердую пищу. Какое-то время Елизавета еще жила с этим недугом и даже снималась в кино, но именно он и стал причиной её ухода из жизни.

В конце октября 1997 года Кате позвонили и сообщили, что мамы больше нет. Она подавилась яблоком. Как знать, может быть, и не случайно…

У Елизаветы Никищихиной было всё — слава, поклонники, настоящая любовь и семья. В финале практически все было разрушено. Кажется, она уже перестала улавливать разницу между сценой и реальной жизнью и не выходила из образа даже дома, наедине с собой. Тогда она говорила своей дочери:

Болезнь и последние годы

Оставшись вдвоем с дочерью, продолжала много пить Елизавета Никищихина. Фильмы с ней продолжали регулярно выходить, и это давало возможность семье хоть как-то держаться на плаву. Однако с началом девяностых ситуация изменилась. Нет, ее не перестали приглашать сниматься. Наоборот, Никищихина стала одной из немногих актрис, которые были фантастически востребованными и после распада СССР. Вот только роли, которые ей предлагали, противоречили ее убеждениям, и она отказывалась от них, часто рискуя остаться без гроша.

Все эти проблемы не могли не сказаться на взаимоотношениях с дочкой, которая, стараясь вырваться из этого всего, рано вышла замуж. А когда у нее родился сын, чтобы оградить его от зрелища часто выпивающей бабушки, Катя переехала с мужем в другую квартиру.

Оставшись одна, актриса очень горестно переживала разрыв с дочкой. По свидетельствам ее коллег, она часто была на грани самоубийства, и лишь их поддержка останавливала ее от этого ужасного шага.

Из-за немногочисленных крохотных ролей в театре и кино она жила очень бедно и невероятно отощала. Однажды по пути домой на нее напал неизвестный грабитель и травмировал горло. Этот случай стал фатальным в ее судьбе. Болезнь горла, которая развилась вследствие травмы, не поддавалась лечению, и теперь актрисе приходилось есть только пищу, разделенную на маленькие кусочки, так как любая твердая еда могла застрять в горле и стать для нее гибельной. Кроме того, после нападения у Никищихиной развился страх оставаться одной. Поэтому она обменяла свою однокомнатную квартиру на комнату к коммуналке, чтобы всегда быть среди людей.

Работа в кино

После триумфальной «Антигоны» новоявленную звезду стал приглашать играть в кино. До этого она снималась в эпизодических ролях кинофильмов «Совершенно серьезно», «Крыса на подносе», «Чудак-человек», «Похождения зубного врача» и прочих. Однако по-настоящему разглядеть ее потенциал режиссеры смогли лишь после роли греческой девушки в прославленном спектакле. Благодаря ей Елизавета Сергеевна получила большую роль в ленте «Скверный анекдот». Но из-за негативной реакции критиков картина 20 лет пылилась на полке.

Параллельно начались проблемы и в театре. Борис Львов-Анохин был отстранен от руководства, а новый режиссер отменил все пьесы, в которых играла Никищихина. Для актрисы, любящей всем сердцем театр и пожертвовавшей ради него своим счастьем, это стало настоящим ударом.

К счастью, в кино ее не забывали. И хотя предлагали играть совсем небольшие однотипные роли, она была очень востребованной и подчас работала одновременно над 2-3 проектами.

В тот же период она познакомилась с критиком Анатолием Агамировым, между ними завязался роман. Об этой странице в судьбе актрисы известно мало. По одним сведениям, Елизавета и Анатолий поженились, но их скороспелый брак так же быстро распался. По другим – их отношения довольно скоро исчерпали себя, и влюбленные мирно расстались.

Но вскоре судьба предоставила ей новый шанс.

Счастье Елизаветы Никищихиной, которое она разрушила сама

Хватило Елизаветы не надолго, опять что-то произошло в театре и она взялась за бутылку. Евгений стойко выдерживал её запои, водил по врачам, создавал уют в доме и видимость семьи. Но позже его арестовали и он провел за решеткой несколько месяцев из-за его изданной в Америке книги «Красная площадь». Он был диссидентом, печатался в самиздате, а в их квартире часто собирались его единомышленники.

После возвращения Козловского из заключения их отношения с Никищихиной разладились и он ушел. Елизавета пыталась его вернуть, но не получилось. В один из дней дочь Катя приехала из пионерского лагеря и не обнаружила в квартире ни отчима, ни любимой собаки Армана.

Мать отдала её «в добрые руки». Понимала, что с уходом Евгения семья разрушилась и собаку она банально не прокормит. По сути она поступила также, как и её родители когда-то с ней — отдали в добрые руки бабушки.

Елизавета Никищихина с дочерью Катей, собакой Арманом и соседской таксой. Фото: 7 дней

И точно также Катя не простила ей этого поступка. Позже выяснилось, что через месяц собаки не стало — от тоски Арман просто перестал есть. Отношения матери и дочери стали другими. Катя росла, начала пропадать где-то с компаниями, а Елизавета… пила и пыталась получить себе хоть крохотные роли в театре и кино.

Решение отправить дочь к отцу, который уже обосновался к тому времени в США, выглядело в такой ситуации вполне логичным. Никищихина понимала, что Кате нужна семья и хорошее образование, иначе она рискует повторить её судьбу. За те несколько лет, что дочь провела в Америке, они окончательно друг от друга отдалились. С отцом же у Кати отношения не сложились и она ждала совершеннолетия, чтобы вернуться в Москву.

Когда переезд случился, мать она уже не узнала. Елизавета стала замкнутым человеком, подолгу сидела в своих мыслях, уставившись в одну точку. Тем не менее, продолжала работать.

Последняя роль Елизаветы Никищихиной в фильме «Принцесса на бобах» (1997)

Смерть

Пресса много писала о том, что причина смерти Елизаветы Никищихиной крылась в алкоголизме. Дочь Екатерина считает, что все гораздо глубже. Пить актриса начала после того, как перестала играть в театре, который она ставила выше кинематографа. А ходить и выпрашивать роли – не в ее характере. Отправной точкой стал приход в труппу нового режиссера Александра Товстоногова, сына легендарного педагога и постановщика Георгия Товстоногова.

Мужчина почему-то игнорировал Елизавету, не давал работу, а та не собиралась выяснять отношения. Не выдержав очередного срыва жены, Козловский ушел из семьи. После конфликта с дочерью актриса отправила Катю в Америку к отцу. Когда Екатерина вернулась, то не узнала обстановку в доме – «запах валидола и уныния».

Могила Елизаветы Никищихиной и ее мамы

Позднее, когда дочь обзавелась семьей, Елизавета разменяла квартиру и поселилась в коммуналке, поближе к театру. Потом на Никищихину напали в собственном доме, пытались ограбить и задушить, из-за чего у артистки развилась астма. В ноябре 1997 года близкие обнаружили актрису мертвой – женщина подавилась яблоком. Предположения о том, что мать свела счеты с жизнью, Екатерина отвергает. Елизавета была верующим человеком, крестила дочь и никогда не пошла бы на такой шаг.

Вопросы с похоронами решил театр. Последним пристанищем Елизаветы Никищихиной стало Востряковское кладбище. В той же могиле в 2005 году похоронили мать актрисы, Надежду Павловну.

Елизавета Никищихина: биография студенческих лет

Уйдя на вольные хлеба, девушка начала жить самостоятельно, однако это давалось ей нелегко. Стипендии едва хватало на одежду и пропитание. Часто Лизе приходилось жить впроголодь. Из-за московской прописки у нее были проблемы с получением общежития, иногда девушке приходилось ночевать прямо в гримерке или в костюмерной. Однако она не сдавалась, веря, что однажды станет великой актрисой.

К счастью для нее, через несколько месяцев отец оттаял и уговорил дочь вернуться жить домой. А после получения диплома Никищихина Елизавета получила приглашение работать в Театре им. Станиславского, который стал ее домом на долгие 34 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector