Эраст гарин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание:
- Смерть
- Личная жизнь
- Театр
- биография
- Кино и театр
- «Возвращение»
- Неполная фильмография
- Примечания и ссылки
- Фильмы
- Личная жизнь
- Король из «Золушки» и король из «Обыкновенного чуда»
- Дьячок Савелий из «Ведьмы». Признание в Каннах
- Биография
- Достойные внимания факты
- История создания
- Всесоюзная слава и невостребованность
- Творчество
- Кинематограф
- Гулячкин из пьесы «Мандат». Первый успех и новая интонация
- Начало пути в искусство и театр
Смерть
За несколько месяцев до смерти Эраст Павлович потерял интерес к жизни, ни с кем не разговаривал, не принимал гостей, постоянно находился дома. Через несколько лет после смерти артиста его жена дала интервью, в котором рассказала о том, как уходил кумир, любимый двумя поколениями.
Актёр скончался в начале осени 1980 года, 4 сентября, в своей рязанской квартире от поглотившей его тоски. По сообщениям советских СМИ причиной смерти артиста стала затяжная депрессия.
Эраст Гарин | Fotohood
Могила Эраста Павловича Гарина находится на семнадцатом участке Ваганьковского кладбища Москвы.
В 2004 году российский телевизионный канал «Культура» выпустил в эфир цикл документальных фильмов «Легенды мирового кино». Один из выпусков посвящен Эрасту Гарину. В 2005 году телекомпания «ДТВ» представила документальную передачу «Как уходили кумиры», посвящённую выдающемуся артисту.
Личная жизнь
Эраст Павлович слыл стеснительным человеком, но, когда увидел миловидную Хесе Локшину, преодолел этот комплекс, и через несколько дней знакомства предложил выйти за него замуж. К его удивлению и восторгу она согласилась.
Супругов считали замечательной парой, а их творческий союз – идеальным. И все же, счастливый брак дал трещину, и виной была увлеченность Гариным молоденькой писательницей Любовью Фейгельман. В 1938-м году она рожает от актера дочь Ольгу, и становится его официальной женой.
Хесе Александровна невероятно страдала из-за этого: быстро осунулась и перестала вести активный образ жизни. Узнав об этом, Гарина начала мучить совесть. В 1941-м году он развелся с Любовью Саввишной. Бывшая супруга его приняла, никогда не упрекала за измену и не препятствовала общению с дочерью.
Эраст Гарин
В последние годы супруги жили в Рязани. Из-за невостребованности Эраст Павлович быстро сдал, у него была жесточайшая депрессия. Обида настолько поселилась в его душе, что актер перестал говорить, жестами показывая, что ему нужно на данный момент.
Сердце Народного артиста СССР перестало биться 4 сентября (есть предположение, что это случилось 28 августа) 1980 года. Ему было 77 лет. Хеся Александровна без любимого мужа прожила пару лет. Похоронена на Ваганьковском кладбище, возле могила Эраста Гарина.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Театр
В 1922 году Эраст Гарин стал действующим членом труппы государственного академического театра имени своего покровителя. Всеволод Эмильевич высоко ценил талант Гарина, отмечал и поощрял актёра, обсуждал с ним предстоящие театральные постановки.
Эраст Гарин в детстве | Кино-Театр
Спустя годы в своей книге об искусстве кинематографии Мейерхольд написал, что Эраст Гарин был его любимым учеником и самым уважаемым актёром театра. Также выдающийся российский драматург и режиссёр-постановщик сказал, что подавляющее большинство поставленных им спектаклей обязано своим успехом именно Гарину. Слава всенародного театрального актёра пришла к артисту после пьесы «Мандат», во время просмотра которого зрители падали со смеху.
Эраст Гарин и Всеволод Мейерхольд | Репортаж
В возрасте 25 лет Эраст Гарин заработал статус всенародного любимца. Его сравнивали с западными артистами. Самый частый гость театра Мейерхольда, уважаемый драматург той эпохи Константин Сергеевич Станиславский отмечал игру и мизансцены талантливого артиста высокой оценкой.
В своем произведении «Работа актёра над собой» Станиславский ставит актёра в пример читателям, отмечая его чувственную, профессиональную работу в различных спектаклях. Сотрудничество с Мейерхольдом стало судьбоносным в карьере Эраста.
Эраст Гарин в молодости | Кино-Театр
Гарин – единственный член труппы государственного театра, которому Всеволод Мейерхольд позволял вступать с ним в бурные обсуждения мизансцен и сценарных планов. Всеволод Эмильевич видел в молодом человеке не просто артиста, но и друга, мнение которого всегда разделял.
Истории театра хранят случай, когда Эраст Павлович допустил резкое высказывание в адрес законной супруги своего творческого руководителя, посчитав её посредственной актрисой. Всеволод Эмильевич простил ему это.
биография
Сын лесничего Павла Эрастовича Герасимова и его жены Марии Михайловны, будущий художник, родился в Рязани. Получив образование в городской гимназии , он поступил в Красную Армию в 1919 году. Он дебютировал на сцене любительского театра гарнизонной части, дислоцированной в Рязани, и взял по этому поводу сценический псевдоним Гарин. Проезжая по Москве со своим театром, в 1921 году он был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который пригласил его брать уроки в своих драматических мастерских, которые после многократной смены названия стали Театром Мейерхольда. Опыт, который Гарин приобретает в этой труппе, повлияет на его манеру игры, его пристрастие к сатирической и эксцентричной стороне, близкой к шутовству.
Среди ролей этого периода, принесших ему известность и признание, — Гулячкин в Le Mandat (ru) (1925) Николая Эрдмана , Хлестаков в Le Revizor (1926) Николая Гоголя и Чацкий в Le Malheur d ‘trop d spirit (1928). по Грибоедову . В целом Эраст Гарин не имел себе равных в гротескных комедийных ролях, играя отрицательных персонажей.
В 1934 году Гарин стал актером театра Пролеткульта под руководством Сергея Эйзенштейна . В том же году Александр Файнциммер предложил ему свою первую роль в кино — адъютанта Каблукова в « Лейтенанте Кидже» . Затем он появляется в собственном фильме — экранизации романа Николая Гоголя « Женитьба», который он обязуется показать на экране при содействии своей жены Хессии Локчиной в 1937 году. После первых показов будут показаны фильмы фильма, признанные образцом формализма уничтожен властями, и последующее исследование, проведенное Гариным с целью найти копию, выпущенную за пределами Советского Союза, никогда не будет успешным.
В 1936–1950 гг. Выступал в Ленинградском театре комедии (ru), где с 1938 года также стал режиссером. Остальная часть своей театральной карьеры прошла в Национальном театре в качестве киноактера .
Гарин подписывает контракт на создание восьми фильмов в качестве режиссера. Во время съемок последнего из них «Радостные дни Расплюева» (1966, после «Смерти Тарелкина » Александра Сухово-Кобылина ) в результате несчастного случая он потерял один глаз и заметно ухудшилось зрение. С этого момента его карьера в театре и кино пошла на спад, но он по-прежнему работал на киностудии « Союзмультфильм » для озвучивания мультфильмов.
Смерть в Москве на 4 сентября 1980 г., художник похоронен на Ваганьковском кладбище . Его творческое наследие включает сорок фильмов, семь радиошоу, несколько сценариев и озвучку в трех десятках анимационных фильмов.
Кино и театр
Успешными оказались образы Хлестакова в «Ревизоре» 1925, Чацкого в грибоедовской комедии 1928. Актерская трактовка заметно отличалась от привычных неожиданностью. Гарин был не просто комедийным исполнителем и эксцентриком. Он поражал лиричностью.
Вся буффонада и эксцентичность появились в игре артиста во время работы в театре Мейерхольда. В начале тридцатых Эраст Павлович прославился как замечательный радиоартист. Выразительный голос сделал исполнителя любимцем всех слушателей.
В 1936 артист оставил любимый коллектив, решив начать карьеру режиссера. В Ленинградском театре комедии он ставил пьесы и играл в них вплоть до 1950. Тягу любимца к творчеству Всеволод Эмильевич поддержал. Гарин сохранил верность учителю и после начавшихся гонений на Мейерхольда.
Первой киноработой Эраста Павловича стала роль в исторической картине «Поручик Киже» в 1934. Ему достался герой адъютанта Каблукова. Киноопыт актеру понравился. Он решился на собственный проект. Выбрал начинающий кинопостановщик гоголевскую «Женитьбу». Фильм снимался в авангардном стиле Мейерхольда по стандартам кинематографа.
Критика премьеру без внимания не оставила. Отзывы варьировались от восторженных до возмущенных. Итогом стало изымание в 1937-1938 всех копий картины с уничтожением негативов. С 1938 артист снова вернулся в театр. Он поставил пьесу «Сын народа». В ней артист блистательно перевоплотился в доктора Калюжного. Критика отнеслась к работе одобрительно.
Успешную постановку решили экранизировать. Однако на главную роль постановщика не одобрил худсовет «Ленфильма». В результате Борис Толмазов копировал Гарина на экране. Вместе с супругой артист переехал в столицу. Он приступил к съемкам на «Союздетфильме» и «Мосфильме». Поначалу его героев зрители не замечали.
Все изменила «Золушка» в 1947. Эрасту Павловичу досталась его самая звездная роль, эксцентричный и очень добрый Король. Картина своей популярностью обязана двум гениальным артистам, Фаине Раневской и Эрасту Гарину.
«Возвращение»
В 2002 году режиссёр Андрей Звягинцев предложил Гарину сыграть одну из главных ролей в драме «Возвращение», рассказывающей о двух мальчиках, в жизни которых неожиданно появляется отец, которого они никогда не знали. Володя воплотил на экранах образ старшего брата по имени Андрей. Звягинцев и сам вырос без отца, так что в свою дебютную картину он вложил много личного. В свою очередь, Гарин, родители которого развелись вскоре после его рождения, хорошо смог прочувствовать характер своего героя.
В открывающей сцене «Возвращения» персонаж Гарина должен был прыгнуть в бассейн с вышки. Володя с детства побаивался воды, так что режиссёр предложил заменить его дублёром, но юный актёр решил сделать всё сам. После этого Владимир перестал бояться воды, и напрасно. 25 июня 2003 года, ровно через год после начала съёмок «Возвращения», Володя с другом Мишей отправился купаться на Осиновецкое озеро, расположенное возле посёлка Сосново в Ленинградской области.
Владимир Гарин и Иван Добронравов в фильме «Возвращение». Кадр из фильма
— Где-то взяли резиновую лодку, взрослых не было рядом… Какие-то девчонки подвыпившие попытались взять Вовку «на слабо» — мол, сможет ли посреди озера прыгнуть из лодки? — рассказывала мать актёра «Комсомольской правде». — Вовке было «не слабо», он прилично плавал… Но там оказались холодные ключи. Он даже успел вынырнуть, схватился за край лодки, но потом, наверное, произошел спазм. Лодка перевернулась.
Миша бросился в воду и попытался спасти своего друга, но до лодки было порядка 150 метров. Молодой человек несколько раз нырял, но смог найти только футболку Гарина. Тело юного актёра водолазы достали со дна лишь спустя несколько дней.
Владимир Гарин, Константин Лавроненко и Иван Добронравов в фильме «Возвращение». Кадр из фильма
Режиссёр Андрей Звягинцев принял решение не оглашать информацию о смерти Владимира до премьеры «Возвращения» на Венецианском кинофестивале. С одной стороны, он не хотел, чтобы фильм получил награду «из жалости», с другой — намеревался отдать дань уважения талантливому молодому актёру, объявив о его безвременном уходе так, чтобы об этом услышал весь мир. На 60-м Венецианском фестивале публика 15 минут рукоплескала «Возвращению». Картина получила несколько наград, включая «Золотого льва» за лучший фильм.
Неполная фильмография
Как актер
- : Лейтенант Кидже ( Поручик Киже ) Александра Фейнциммера : Каблуков
- : Котовский ( Котовский ) Александра Файнциммера: певец в ресторане
- : La Noce ( Свадб, Svadba ) от Исидора Анненского : жених
- : Золушка ( Золушка ) Надежды Кочеверовой и Михаила Чапиро (ru) : король
- : Безадресная девушка ( Девушка без адреса ) Эльдара Рязанова : дедушка
- 1 963 : Оптимистическая трагедия ( Оптимистическая трагедия ) по Самсон Самсонов : Vozhatchok
- : The Lucky Джентльмены ( Джентльмены удачи ) от Александра Сери : профессор Мальцев
- : Много шума из ничего ( Много шума из ничего ) Самсона Самсонова : Грани
Как директор
- : Доктор Калюжный (ru) ( Доктор Калюжный )
- : Принц и нищий (ru) ( Принц и нищий )
- : Обыкновенное чудо ( Обыкновенное чудо )
- : The Happy Дни Raspliouiev (рус) ( Весёлые расплюевские дни )
Примечания и ссылки
- ↑ и (ru) Андрей Хржановский , , на izvestia.ru , 2002 г.(по состоянию на 22 февраля 2017 г. )
- (in) Элисон Ходж, « Обучение актеров двадцатого века» , Psychology Press,2000 г. , стр. 38
- (в) на russia-ic.com (по состоянию на 19 сентября 2016 г. )
- ↑ и (ru) Питер Роллберг, Исторический словарь русского и советского кино , Rowman & Littlefield,2016 г. , стр. 263–264
- Николай Робертович Эрдман, Беатрис Пикон-Валлен, Le Mandat: пьеса в трех действиях , L’Age d’Homme,1998 г., 207 с. , стр. 11
- (in) Мартин Банхэм, Кембриджский путеводитель по театру , издательство Кембриджского университета,1995 г. , стр. 410
- (ru) , на ria.ru , 2012 г.(по состоянию на 25 февраля 2017 г. )
Фильмы
Самой запоминающейся советскому зрителю работой Эраста Павловича в кино стала роль археолога в нелирической комедийной картине «Джентльмены удачи» Александра Серого, по сценарию выдающегося драматурга и сценариста Георгия Данелия.
Фильм года, где Гарин согласился сняться после долгих уговоров его режиссёром, стал лидером советского кинопроката 1972 года, собрав у экранов телевизоров шестьдесят миллионов зрителей, что даже по сегодняшним меркам является абсолютным рекордом.
Эраст Гарин в фильме “Джентльмены удачи” | Кино-Театр
Кроме фильма «Джентльмены удачи», разошедшегося на цитаты, Эраст Гарин запомнился зрителю ролью царя в сатирической постановке «Золушка» Михаила Шапиро и Надежды Кошеверовой – режиссёров киностудии «Ленфильм» по сценарию Евгения Шварца.
В 1950-е годы, после ошеломительного успеха сказочного фильма о Золушке Эраст Павлович Гарин активно сотрудничал с писателем, прозаиком и драматургом Евгением Львовичем Шварцем. Триумф их совместной деятельности – кинолента «Обыкновенное чудо» 1964 года в постановке Эраста Гарина.
Эраст Гарин в фильме “Золушка” | Кино-Театр
Напомним, что в 1978 году, советский кинорежиссёр Марк Захаров повторно экранизировал пьесу Шварца, представив на суд российского зрителя двухсерийную кинокомедию с Александром Абдуловым и тогда ещё начинающей Евгенией Симоновой.
Кроме кинематографии Гарин занимался радиопостановками и режиссёрской деятельностью. Наиболее перспективной его постановкой стала чёрно-белая кинокартина «Доктор Калюжный» – экранизация повести «Сын народа» писателя и драматурга Юрия Германа, автора знаменитой повести о молодости Петра Первого «Россия Молодая».
Личная жизнь
В одном из интервью советскому журналу «Огонёк» Эраст Гарин рассказал о своей непростой жизни и о том, как ему везло с жёнами. Первой супругой стала Любовь Руднева, сценарист, автор детских книг и рассказов. Отношения Гарина и Рудневой были столь искренними и высокими, что даже развод не помешал их дальнейшему общению.
Эраст Гарин с женой Хесей | Набираем
Второй женой стала Хеся Локшина, с которой Гарин познакомился на экспериментальном курсе. Скромная свадьба навек связала молодых людей. Вскоре у пары родилась дочь Ольга. Других детей у Гарина нет. Кроме супружеских обязательств они постоянно поддерживали друг друга, снимались в одних картинах, играли на одной сцене, жили на скромную заработную плату.
В 1966 году с Гариным случилось несчастье. Эраст Павлович попал в автомобильную катастрофу, из-за которой лишился глаза. Его практически перестали приглашать в фильмы. Режиссёры просто не хотели работать со старым инвалидом, что больно ранило артиста, который на тот момент сыграл десятки ролей в кино и театре.
Эраст Гарин | Открытки
Последней большой работой в сфере кинематографии стала озвучка ослика «ИА» в советском короткометражном мультфильме о приключениях Винни Пуха. Авторов мультфильма привлёк депрессивный, пессимистичный голос постаревшего киноактёра, заставивший детей и юношей советского союза грустить вместе с экранным героем.
Король из «Золушки» и король из «Обыкновенного чуда»
https://youtube.com/watch?v=FMim4AW9ENQ
В кино Гарин исполнил около 40 ролей, но многие современники и коллеги признаются, что запомнили его, прежде всего, как доброго, слегка сумасбродного короля из «Золушки» (1947 год) и похожего, но более мягкого короля из «Обыкновенного чуда» (1964 год). «Ну, все, ухожу в монастырь!», — угрожал король из «Золушки», а в финале говорил: «И никакие связи не помогут сделать ножку — маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым…». Близкие отмечали некоторое сходство самого Гарина с этим комично-лиричным образом, который, несмотря на кажущуюся простоту, нельзя назвать примитивным: переходы от пафоса к комедии и драме, по мнению критиков, были сыграны Гариным блестяще.
Дьячок Савелий из «Ведьмы». Признание в Каннах
В 1961 году за роль дьячка Савелия в фильме «Ведьма» (1958 год) по одноименному рассказу Чехова Эраст Гарин получил специальный приз и «особое упоминание» Международного каннского кинофестиваля. Фильм имел триумфальный успех на Западе: кроме награды Гарина, лента получила премию за лучший короткометражный фильм МКФ в Сан-Франциско и специальный приз МТФ в Монте-Карло—61.
Полубезумный, грязный, мучимый ревностью Савелий так поразил жюри, что фильм буквально не оставил шансов другим короткометражкам, вышедшим в это же время. В 30 минутах Гарин смог донести до публики и зрителя весь драматизм ситуации, в которую попадают герои, бредового состояния, в котором живет Савелий, его муки, любви и ненависти.
Биография
Эраст Павлович Гарин появился на свет 10 ноября 1902 года в родильном отделении городской больницы Рязани. С отличием окончив рязанский лицей в 1919 году, Эраст записался добровольцем в ряды региональной Красной Армии.
Талант актёра начал проявляться у Эраста в раннем возрасте. Он выступал на подмостках рязанского гарнизонного театра, играл в комедийном спектакле «Сбитенщик» в постановке Княжнина.
Эраст Гарин | Ностальгия по советскому
Позже в составе труппы начинающий театральный актёр прибыл в Москву, где его талант быстро и по достоинству оценил драматург Всеволод Мейерхольд, взяв парня в свою режиссёрскую мастерскую.
Достойные внимания факты
- Эраст Гарин был единственным из актёров Мейерхольда, позволявшим для себя спорить с Мастером. Последний прощал ему даже негативное отношение к собственной супруге Зинаиде Райх, которую Эраст Павлович считал очень средней актрисой. Из-за чего жена нередко устраивала Мейерхольду разнос. Во время одной из таких сцен с Зинаидой Николаевной случилась истерика. «Ты строишь театр для Гарина!» — орала она супругу. Успокоилась актриса только после того, как Хеся Локшина вылила ей на голову полный кувшин воды. Все же, невзирая на все протесты супруги, отношение Мейерхольда к собственному возлюбленному ученику не поменялось. «Я спешу на репетицию окрылённый, так как ожидаю встречи с Гариным», — гласил Всеволод Эмильевич.
- Работая над образом Павла Гулячкина, Эраст Гарин никак не мог отыскать подходящую интонацию. В конце концов, его озарило. Он решил говорить на сцене таким же голосом, каким обладал создатель пьесы Николай Эрдман. Задумка так приглянулась Гарину, что с этим известным и неподражаемым, уже не «эрдманским», а «гаринским» голоском он так и говорил до конца жизни — в театре, в синематографе, дома.
Мемуары современников о Гарине
Валентин Гафт говорил:
Во время еще одного съёмочного денька в картине «Русский сувенир», где я играл французского певца, Эраст Павлович Гарин произнес мне: «Молодой человек, не сыграете ли вы у меня роль Учёного в пьесе „Тень“, у меня артист запил». Пьесу эту я не читал, но сходу ответил: «Конечно, сыграю». Он гласит: «Давайте встретимся с вами, побеседуем. Приходите ко мне завтра домой». Сам Гарин приглашал меня домой, я, естественно, явился к нему. Помню, что мы шли к нему в кабинет через какие-то комнатки, комнатки, комнатки… И вот, проходя одну из их, я увидел слева какую-то полудетскую кровать, чуть не с сетью, и там, о Боже, под простынкой, мне показалось, лежит мёртвый человек. Простынка накрывала такое худющее-худющее тело, и мертвенная головка усопшей повисла с кровати. Абсолютный морг. Я прошёл в кабинет, не понимая, как Эраст Павлович не направил на это внимания. Это была его супруга Хеся, именитая его ассистентка, мастер дубляжа. Мы сели, он стал говорить о Мейерхольде, о «Тени», о роли, но мне всё время хотелось сказать: «Знаете, Эраст Павлович, по-моему, у вас там в примыкающей комнате случилось несчастье». Он мне демонстрировал какие-то скульптурки и спрашивал меня: «Знаете ли вы, кто это?» Я гласил: «Это вы». — «Нет, это Мейерхольд». Так, показав штук 6 слепков, он сообразил, что я ни черта про Мейерхольда не знаю. Короче говоря, были назначены 1-ые репетиции, и я ушёл. Потом выяснилось, что Хеся всегда так смотрелась и всё было нормально, она просто прочно спала. Она, кстати, пережила Эраста Павловича на много лет. Естественно, Гарин не явился ни на одну репетицию, а репетировала со мной Хеся, которой я очень не приглянулся..
История создания
Алексей Толстой
Алексей Толстой закончил работу над фантастической книгой «Гиперболоид инженера Гарина» в 1927 году. Идея романа пришла Толстому в голову после беседы со знакомым по фамилии Оленин. Тот рассказал писателю о разработках некоего инженера, погибшего в 1918 году. Этот инженер якобы построил агрегат, подобный описанному Толстым гиперболоиду.
Работая над романом, писатель привлекал экспертов, например, академика Петра Лазарева, знаменитого в то время физика. Толстой также ознакомился с передовыми на тот период теориями молекулярной физики. Заметки, сделанные во время подготовки к работе над романом, находят в записных книжках писателя еще за начало 20-ых годов ХХ века. Автор собирался написать роман из трех частей, первая должна была стать авантюрной, вторая — героической, а третья — утопической.
Книги Алексея Толстого
Первую часть романа опубликовали еще до того, как весь текст был закончен — в 1925 году в трех номерах журнала «Красная новь». Через год в этом же журнале вышла в печать и вторая часть романа. В феврале 1927 года Толстой опубликовал в «Красной нови» новый вариант концовки романа, которую озаглавил «Гарин-диктатор».
Толстой собирался опубликовать в журнале и третью часть романа о Гарине, но так и не написал. Писатель набросал план третьей части еще летом 1924 года. Предполагалось, что временем действия романа станет ближайшее будущее — 1930 год, фоном — начинающаяся Вторая мировая война, а закончиться все должно было европейской революцией.
Иллюстрация к книге Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»
Однако эта задумка так и не оказалась реализована. Сюжет романа, в итоге написанного Толстым, сильно отличается от первоначального плана. После завершения работы над текстом автор еще некоторое время продолжал редактировать роман. В 1934 году Толстой внес изменения в стилистику и выбросил из текста часть глав, а часть — сократил.
Еще через два года роман пришлось переработать под детскую аудиторию и выкинуть «взрослые» сцены. В 1937 году писатель опять переделывает текст и включает в роман новые главы, добавляет новый финал, «вычищает» из текста научные термины. Последние стилистические правки сделаны в 1939 году, и тогда же были восстановлены некоторые пропущенные места.
Всесоюзная слава и невостребованность
Всесоюзную же славу Гарину принесла роль короля в замечательной экранизации Н. Кошеверовой и М. Шапиро – «Золушка». Всего же в творческой биографии Эраста Павловича около 40 разножанровых картин. Больше всего полюбились зрителям: военная лента «Встреча на Эльбе», комедии «Девушка без адреса» и «Джентльмены удачи», приключения «Каин XVIII», исторический фильм «Оптимистическая трагедия», трагикомедия «Обыкновенное чудо», экранизация «12 стульев».
Эраст Гарин и Зоя Федорова в кадре из х/ф «Свадьба», 1944 год
В 1966-м году Гарин с супругой приступили к съемкам комедии «Веселые расплюевские дни». Через некоторое время актер попал в аварию и повредил глаз. Врачам пришлось сделать операцию, но сохранить сенсорный орган им не удалось. Ко всему прочему зрение у актера стремительно падало, и он не смог заниматься любимым делом – читать.
Режиссеры тоже перестали приглашать на съемки, да и в театре для него не оказалось ролей. Единственное, что спасало, озвучивание мультфильмов. Самой известной работой стал Ослик Иа («Винни Пух и день забот»). Режиссер Ф. Хитрук как-то сказал, что Гарин был очень похож на своего грустного персонажа, такой же ранимый и беззащитный.
Творчество
1925 — «Мандат» Николая Эрдмана — Гулячкин
1925 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
1928 — «Горе уму» («Горе от разума») А. С. Грибоедова — Чацкий
1931 — «Последний решительный» Вс. Вишневского — Жан Вальжан
1938 — «Сын народа» Ю. Германа — Калюжный
1934 — Поручик Киже — Каблуков
1936 — Свадьба — Подвохёсин
1938 — На границе — диверсант Волков
1940 — Музыкальная история — Тараканов
1941 — Боевой киносборник № 7 (снимался, но роль не указана)
1942 — Швейк готовится к бою — Франсуа
1942 — Котовский — певец в ресторане
1944 — Иван Никулин — российский матрос — Тихон Спиридонович
1944 — Свадьба — Жених
1947 — Золушка — Повелитель
1949 — Встреча на Эльбе — капитан Томми
1952 — Ревизор — Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
1952 — Джамбул
1955 — Неоконченная повесть — Колосков, пациент, дамский мастер-парикмахер
1955 — Фонтан
1957 — Женщина без адреса — дедушка
1958 — Колдунья — дьячок Савелий
1958 — Шли бойцы… — Якоб Гофман
1960 — Российский сувенир — государь Джонс Пидапс, магистр философии, убеждённый ненавистник дам и принципный холостяк
1961 — Алёнка — Витаминыч
1961 — Водяной — Прохор Лыков
1962 — Монета — старый безработный
1963 — Каин XVIII — Каин XVIII
1963 — Жизнеутверждающая катастрофа — Вожачок
1964 — Обычное волшебство — Повелитель
1966 — Весёлые расплюевские деньки — Тарелкин
1968 — Полчаса на чудеса — Его Величество
1970 — Два денька чудес — профессор-экзаменатор института маленьких пакостей
1971 — Джентльмены фортуны — доктор Мальцев
1971 — 12 стульев (режиссёр Леонид Гайдай) — критик в театре
1971 — Если ты мужик…
1973 — Много шума из ничего — Кисель
1973 — Нейлон 100 % — укротитель
1975 — Меняю собаку на паровоз — дирижёр
1975 — Пошехонская старина (снимался, но роль не указана)
1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
1947 — Квартет (1947)
1948 — Федя Зайцев — учитель
1950 — Магический клад — арбитр
1953 — Лесной концерт — кот Мурлыка
1955 — Заколдованный мальчишка — гусь Мартин
1956 — Палка-выручалка — Волшебник
1956 — Двенадцать месяцев — Доктор
1957 — Верлиока — Верлиока
1957 — Выполнение желаний — повелитель
1958 — Красота ненаглядная — Правитель
1958 — Спортландия — Матрас-председатель
1958 — Потаенна отдалёкого острова — доктор Бобров
1959 — Легенда о завещании мавра — арбитр
1960 — Человечка нарисовал я — учитель
1961 — Дорогая копейка — Пенс
1961 — Дракон — дедушка мальчугана
1961 — Домашняя хроника
1962 — Одичавшие лебеди — епископ
1963 — Дочь Солнца
1963 — Свинья-копилка — Слон
1964 — Дюймовочка — Рак
1964 — Кот-рыболов — Волк
1964 — Лягушонок отыскивает папу — Рак-отшельник
1964 — Почта — Борис Житков
1964 — Храбрый портняжка — повелитель
1965 — Наргис — Хоруд, властелин вьюг
1965 — Лягушка-путешественница — селезень-вожак
1967 — Слонёнок — Питон
1969 — Возвращение с Олимпа — орёл
1972 — Винни-Пух и денек хлопот — ослик Иа-Иа
1973 — В мире басен — читает текст
1936 — Свадьба
1939 — Доктор Калюжный
1942 — Царевич и нищий
1946 — Синегория
1955 — Фонтан
1964 — Обычное волшебство
1966 — Весёлые расплюевские деньки
1936 — Свадьба
1964 — Обычное волшебство
1966 — Весёлые расплюевские деньки
Кинематограф
В 32 года Эраст Павлович дебютировал в сатирической экранизации А. Файнциммера «Поручик Киже». Сыграл главного героя адъютанта, а его партнерами стали Леонид Кмит (переписчик) и Михаил Яншин (Павел I).
Эраст Гарин и Янина Жеймо в кадре из х/ф «Золушка», 1947 год
Спустя три года Гарин вместе с женой Хесей Локшиной написали сценарий по пьесе Н. Гоголя «Женитьба» и сняли картину. Одну из ведущих ролей (Подколесина) актер оставил за собой, Агафью Тихоновну сыграла Нина Латонина. К сожалению, комедия не сохранилась: оригинал и копии чиновники уничтожили, и все из-за дружбы Гарина с Мейерхольдом. Наставника обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. В начале февраля 1940 года приговор привели в исполнение…
Первый успех к Эрасту Павловичу пришел после премьеры киноленты «Музыкальная история» (1940). Его утвердили на роль таксиста-мещанина, влюбленного в симпатичную диспетчершу Клаву, которую сыграла Зоя Федорова. В картине также можно увидеть молодого Сергея Лемешева и услышать его великолепный лирический тенор.
Гулячкин из пьесы «Мандат». Первый успех и новая интонация
Роль Павла Гулячкина в пьесе «Мандат» Николая Эрдмана (1925 год) – не просто одна из первых серьезных ролей Гарина, это его «исходный код», настоящая отправная точка его большой карьеры. Именно Гулячкин, молодой человек из мещанской семьи, ждущей, «когда же настанет это старое время», который смотрит на жизнь через дырку, чтобы вовремя в случае чего подстроиться под ситуацию, принес первый громкий успех рязанскому парню.
В образе Гулячкина впервые проявляется то, что Мейерхольд позже назовет «хамелеонством Гарина». Театральные критики с восторгом отмечали, что при всей «мелкотравности» героя образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина.
Кроме того, именно образу Гулячкина Гарин обязан своим узнаваемым голосом. Дело в том, что на репетициях как раз с ней и возникли у актера проблемы: он не мог подобрать нужную интонацию, и решил спародировать режиссера Эрдмана. Эксперимент оказался столь удачным, что особая манера говорить осталась с Эрастом Павловичем на всю жизнь, делая узнаваемыми его персонажей и его самого в жизни.
Начало пути в искусство и театр
Родные места Эраста Павловича – Рязанская губерния. Именно там, 28 октября 1902 года, он появился на свет в семье работника лесного хозяйства Павла Герасимова. Родители души не чаяли в сыне, наверное, поэтому назвали таким редким именем, что с перевода древнегреческого языка означает «любящий». У Эраста была сестра Татьяна.
Как проходили детские годы актера, неизвестно. С отличием окончив гимназию, записался добровольцем в Красную армию. Юного патриота определили в агитбригаду, а позже предложили служить в только что созданном Рязанском гарнизонном театре.
Эраст Гарин в молодости.
Через несколько лет решил стать профессиональным актером и поступил в студию В. Э. Мейерхольда. Позже продолжил обучение в Государственной высшей режиссерской мастерской, параллельно выступая на сцене Московского театра им. В.Э. Мейерхольда. Также повышал свой профессиональный уровень в ГЭКТЕМАСе, а с 1934 года влился в коллектив Рабочего театра Пролеткульта. На тот момент им руководил С.М. Эйзенштейн.
Ближе к 40-м годам переехал в Ленинград. Был актером и режиссером Театра комедии. После войны жил в столице, выступал на сцене Театра-студии киноактера. Кроме этого, самостоятельно поставил несколько спектаклей («Обыкновенное чудо», «Мандат», «Флаг адмирала» и др.).