Миронов спалил волосы и стал «блатным», а фоменко набрал вес и влюбился: как снимали сериал «апостол»?
Содержание:
- Не только двенадцать
- Факт 6. Дворик из прошлого и борьба с домофонами
- Другие апостолы
- Факт 5. Снимали по всему миру
- Факт 5. Любовные тайны капитана Хромова
- Факт 1. Споры режиссеров и «мистер Икс» в титрах
- Популярное за 7 дней
- Факт 7. Взрыв у монастыря потряс всю округу
- Факт 2. Жить по понятиям учили уголовники
- Факт 4. «Обкуренный» чекист Фоменко
- Ученики и ближайшие спутники Христа
- Факт 3. Злополучная граната и облысевший Миронов
Не только двенадцать
Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.
Факт 6. Дворик из прошлого и борьба с домофонами
В сериале есть эпизод, где Хромов гонится за убегающим Петром Истоминым, который впоследствии погибает от пули другого чекиста. Создатели фильма долго не могли найти место для съемки этой сцены. Проблема в том, что в большинстве московских домов (даже самых старых) слишком много современных деталей: пластиковые окна, домофоны, припаркованные рядом машины – все это тут же бросилось бы в глаза.
Нужную локацию искали чуть ли не по всей России – киношники побывали и в Туле, и в Серпухове… Но в итоге подходящий вариант все-таки нашелся в Москве, неподалеку от станции метро Новослободская. Правда, операторам все же пришлось проявить все свое умение, чтобы во время динамичной погони в кадр не попали никакие приметы современности.
Другие апостолы
Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.
Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:
- Деяния святых апостолов;
- Соборное послание апостола Иакова;
- 2 соборных послания апостола Петра;
- 3 соборных послания апостола Иоанна;
- Соборное послание апостола Иуды.
-
14 посланий апостола Павла:
- к Римлянам;
- 2 к Коринфянам;
- к Галатам;
- к Ефесянам;
- к Филлипийцам;
- к Колоссянам;
- 2 к Фессалоникийцам;
- 2 к Тимофею;
- к Титу;
- к Филимону;
- к Евреям.
Факт 5. Снимали по всему миру
Действие сериала разворачивается в трех странах – России, Германии и Иране. Но съемки велись буквально по всему миру – в России, Беларуси, Франции, Чехии и даже Африке. Так, военный Берлин снимали в Праге. Причем работать приходилось ночью, чтобы в кадр не попадали современные автомобили и прохожие. В «роли» Лубянки выступил госпиталь имени Бурденко, а школу диверсантов снимали под Вологдой, в музейной части Кирилло-Белозерского монастыря: декораторы построили там два концлагеря и речную переправу. Поскольку в здании школы происходит большая часть событий фильма, жители Кириллова долгое время могли наблюдать за съемочным процессом и даже сами принимали в нем участие, снимаясь в массовке. А вот Москву 1940-х, как ни странно, снимали в Минске. Дело в том, что на улицах города практически нет рекламных баннеров, которые могли бы случайно попасть в кадр. Также съемки велись в Серпухове, Череповце, Пскове и в павильонах Мосфильма, а сцены, которые по сюжету происходят в Иране, снимали в Тунисе.
Факт 5. Любовные тайны капитана Хромова
Впрочем, стоит сказать, что, помимо тренировок, избиений в камере и травмирования легких, у Николая Фоменко на съемках «Апостола» было немало приятных моментов. Журналисты, которых допустили на площадку, как-то заметили, что актер в перерывах все время бегает в коридор и кому-то звонит. Подслушав разговор, репортеры поняли, что Николай разговаривает с любимой женщиной: он то и дело называл ее ласковыми словами и, казалось, буквально сиял от счастья. Между тем как раз в то время, как известно, Фоменко находился на стадии развода со своей третьей женой Марией Голубкиной, поэтому на другом конце провода явно была не она.
Факт 1. Споры режиссеров и «мистер Икс» в титрах
Жаркие интриги на съемочной площадке начали закручиваться еще на ранних этапах производства сериала. В качестве режиссеров в титрах значатся два человека – известный читателю Юрий Мороз и некий Иван Иванов. На самом деле всего в проекте принимали участие три режиссера, и Юрий Мороз подключился к работе последним. Первые девять серий из 12 снял Геннадий Сидоров. По его замыслу, «Апостол» должен был стать историей «о человеке, чью жизнь бессмысленно давят и калечат бесчувственные жернова тупой власти». Однако, когда около 60% материала уже было отснято, Сидоров рассорился с продюсерами и был отстранен от работы. В январе 2007 года ему на смену пришел режиссер Николай Лебедев, ранее работавший с Евгением Мироновым на съемках триллера «Змеиный источник». Но Лебедев попросил не указывать свое имя в титрах, так как не считал «Апостола» своей работой. Наконец в апреле 2007 года к съемочной бригаде присоединился режиссер Юрий Мороз, чья дочь, актриса Дарья Мороз, исполнила в сериале главную женскую роль – жены Павла Истомина Лиды.
«Мне стыдно ставить под этим свою фамилию! Хорошими получились только те сцены, которые монтировал я. Все остальное – детский лепет на лужайке. Я очень хохотал. Юрий Мороз имеет великий талант испортить классный материал. Мне, естественно, обидно: это ведь моя деточка, только получилась она какая-то обрезанная, без ручек и ножек», – сокрушался Сидоров. Впрочем, реакция зрителей показала обратное: в первые же дни показа рейтинги «Апостола» превзошли все возможные ожидания. Кстати, в список режиссеров вполне можно включить и самого Евгения Миронова. Едва ознакомившись со сценарием, актер по-настоящему загорелся идеей экранизировать непростую историю двух братьев-близнецов. Он сам искал подходящие локации для съемок, участвовал в подборе актеров и решал многие организационные вопросы. А в заключительной серии Миронов даже сам выступил в качестве помощника режиссера.
Популярное за 7 дней
Могут ли сглазить и что с этим делать?
12.12.21 15:57
Какие головные уборы в Церкви допустимы для женщин помимо платка?
06.12.21 10:09
6 декабря — день памяти благоверного великого князя Александра Невского
06.12.21 08:45
Святогорская Лавра зимой
09.12.21 13:48
Нужно ли снова исповедоваться, если непосредственно перед Причастием вспомнил забытый грех?
08.12.21 14:20
Зима в работах Шишкина
07.12.21 12:07
Митр. Антоний (Паканич): Давайте вспомним о посте
06.12.21 14:57
Материнский крест
08.12.21 16:49
Митрополит Антоний (Паканич) о самом заветном желании христианина
08.12.21 11:51
7 декабря — день памяти великомученицы Екатерины
07.12.21 09:17
Факт 7. Взрыв у монастыря потряс всю округу
Выше мы упоминали о том, что часть съемок велась на территории Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области. Там тоже произошло немало любопытных моментов. Так, по сюжету, в одной из сцен должен был произойти взрыв. Но о том, чтобы взрывать что-то на территории древнего монастыря, конечно, не могло идти и речи.
А за монастырским забором помощники режиссера тем временем потрошили подушки и разбрасывали по ветру пух и перья, изображая деревенских кур, которых разметало взрывной волной. Отдельно сняли актеров, забросанных землей, а уже потом соединили все кадры воедино, получив эффектную сцену. Не волнуйтесь: ни одна курочка во время съемок не пострадала!
Факт 2. Жить по понятиям учили уголовники
С актерской точки зрения, Евгению Миронову в «Апостоле» тоже выпала непростая задача. Ему пришлось играть сразу двух персонажей, которые, даром что близнецы, совсем не похожи друг на друга. Петр – закоренелый преступник, самый настоящий урка, да к тому же предатель родины, сотрудничающий с немцами. Павел – его полная противоположность: тихий, скромный учитель математики, примерный семьянин, который и мухи не обидит, да к тому же близорук. Но, поскольку по роли герой Миронова должен был перевоплотиться в своего брата и втереться в доверие к немцам, в реальности ему тоже пришлось серьезно потрудиться.
По сути, Евгений играл не две, а целых три роли: учителя, уголовника и учителя, который притворяется уголовником. Чтобы как можно точнее попасть в образ, Миронов днями и ночами штудировал словари воровской лексики. В итоге к концу съемок известный своей интеллигентностью актер в совершенстве овладел блатной феней.
Факт 4. «Обкуренный» чекист Фоменко
Еще одним важным персонажем в «Апостоле» является капитан НКВД Алексей Хромов, который помогал главному герою перевоплощаться в бандита-диверсанта. В роли Хромова сценарист Олег Антонов с самого начала видел лишь одного человека – Николая Фоменко. Они с актером были давними друзьями, и Антонов сразу же предложил Фоменко прийти на пробы. Тот сперва отказался: у него в тот период было слишком много работы помимо кино. Но вскоре в его графике произошли изменения, и Фоменко вспомнил о приглашении на съемки. Роль оказалась еще свободна. Самому Фоменко было интересно попробовать себя в образе сурового вояки-чекиста. Однако многих такой выбор удивил – все-таки комедийное амплуа крепко пристало к нему. Чтобы выглядеть в кадре более внушительно, Фоменко отправился в спортзал и набрал несколько килограммов мышечной массы.
Ученики и ближайшие спутники Христа
Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.
Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали
На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться
Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:
- Симон, названный Петром;
- Андрей, брат Симона;
- Иоанн, написавший впоследствии Евангелие, Откровение и три послания;
- Иаков Зеведеев, брат Иоанна;
- Фома, прозванный Близнец;
- Матфей, бывший мытарь, впоследствии, также, ставший евангелистом;
- Филипп из Вифсаиды Галилейской;
- Нафанаил, он же Варфоломей (буквально «сын Толомея»);
- Симон Зилот;
- Иуда Иаковлев, он же Фаддей;
- Иаков Алфеев, брат Иуды;
- Иуда Искариотский, в итоге оказавшийся предателем;
- Матфий, избранный на место Иуды уже после Вознесения Христа и Пятидесятницы.
Факт 3. Злополучная граната и облысевший Миронов
Вообще, на съемках «Апостола» Евгений Миронов был одним из самых профессиональных и дисциплинированных актеров, что неоднократно подтверждал и Юрий Мороз, и другие члены съемочной группы. Артист не только изучил воровской жаргон, но и большую часть трюков выполнял сам, не прибегая к помощи каскадеров.
За время съемок Миронов освоил бокс, самбо и научился отлично стрелять. А в эпизоде с захватом поезда актер и вовсе бежал по крышам вагонов, перепрыгивая через них, как герой компьютерной экшен-игры. Впрочем, одна из сцен едва не закончилась трагедией. Миронову нужно было бросить гранату в вагон и быстро отпрыгнуть за стенку. На репетициях все прошло идеально, но на съемках случился казус: пиротехники не рассчитали силу ветра, и бедному артисту пламенем опалило все волосы на голове. Но сам Миронов был так увлечен процессом, что даже не заметил этого. До конца съемок гримерам приходилось тщательно гримировать актеру голову, а сцена со взрывом действительно получилась очень зрелищной.