Самые интересные события биографии георгия буркова

Биография Георгия Буркова

Георгий Бурков – это актер с большой буквы. За свою яркую карьеру в кино он исполнил огромное множество самых разнообразных ролей, снискав любовь и признание миллионов зрителей. Его называли «Чудаком из Перми» и «Ироничным Дон Кихотом советского кинематографа». И эти прозвища подходили ему как нельзя лучше. В 2013-м году Георгию Буркову могло исполниться уже восемьдесят лет, однако из-за стремительной тромбоэмболии эта дата в его жизни уже никогда не наступит. Несмотря на это, сегодня мы решили почтить память великого советского актера, представив вашему вниманию небольшой рассказ о его жизни и судьбе.


Георгий Бурков играл свои первые роли в Перми

Профессиональный непрофессиональный актер

О своем детстве Бурков пишет не так много. Родился он в Перми в 1933 году. В возрасте шести лет заболел брюшным тифом, что привело к заражению крови. Шесть операций не помогли, и доктора махнули на него рукой. Тогда мать забрала его домой и выходила, как писал Бурков, травами и любовью.

Образование Бурков получил там же, в Перми. Мечтая о фундаментальных знаниях, он поступил на юридический факультет. Одновременно занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре. Через пару лет он бросил институт и с головой ушел в театр. Несколько лет он играл на провинциальных сценах — в Березниках, в Перми, в Кемерове. О том, что не получил театрального образования, Бурков не жалел. Как он позднее писал: «Поймал себя на неприятной мысли о моем постепенном превращении в профессионального актера. Для других это привычная и нестрашная фраза — «профессиональный актер». Для меня эта фраза — приближение смерти, трупный запах. <…> Главным в его творчестве должна быть его жизнь, его творческое поведение, а не мастерство (понимаю этот термин как ловкость, умение пользоваться приемами театра, слова и пр.). Вот поэтому непрофессиональность — это главное в искусстве. Вот поэтому Габен и Смоктуновский, Щукин и Моисси и другие актеры гениальны и неповторимы».</…>

Фильмы

После успеха в роли Рябого на Буркова обратили внимание киношники. Он снялся в паре фильмов, но на улице его стали узнавать лишь в 1969 году, после рязановского фильма «Зигзаг удачи», где Бурков сыграл заметную роль выпивохи-ретушера

А сам стал чем-то вроде фирменной приправы к последующим фильмам режиссера. Помню, на одном из творческих вечеров Георгия Буркова, который вел Рязанов, режиссер признался: «Георгий — мой талисман. Когда есть возможность, я всегда стараюсь его пригласить в фильм. Он способен сыграть заведомую чушь, а зритель ему поверит…»


Бурков играл легко. Было такое впечатление, что его герои шагнули на экран прямо с улицы-простые, понятные, свойские. Эту легкость, ненатужность зритель воспринимал с благодарностью. Незатейливые выражения его героев — забулдыг, недотеп, но людей не унывающих- прикипали к зрителям, становились оборотами народной речи. «Я никогда не пьянею», «Ерунда! — бандитская пуля», «Ради машины я Родину продал»…


Актерство был убежден Бурков — это временно. Впереди если не литература, то хотя бы режиссура. Тем более что и в «Современнике», куда он ушел после Театра имени Станиславского, достойных ролей для него не находилось. «Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность и я стану рядовым комиком». Выручало кино.


С начала семидесятых Георгий Бурков снимался много в нескольких фильмах в год. И фильмы были заметные — «Старики-разбойники», и «Егор Булычев и другие», и «Печки -лавочки» Шукшина, и роли, хотя почти эпизодические, запоминающиеся. «Жить стали лучше, — вспоминала Татьяна Ухарова, — предложений на съемки было много. У Жоры появилась эйфория. А потом наступил самый страшный в нашей жизни период. Он не выдерживал обрушившихся на него признания и популярности. Сейчас я думаю, как я могла все это вынести».


Выручала, видимо, «материнская» жалость Татьяны к мужу, маленькая дочурка Маша, в которой оба души не чаяли, ну и не последнюю роль — добродушие Георгия. «Как-то я его ждала со съемки фильма Сергея Соловьева Семейное счастье», где он работал, с замечательными актерами Анатолием Папановым и Катей Васильевой. Был первый день съемки, он должен был прийти днем, а появился после 12 часов ночи. Я была уже раскаленная душили монологи. Но когда открыла дверь, застыла. Стоял Бурков в белом костюме, с тростью и в канотье. Облокотившись на дверь и запрокинув голову, он произнес: «Ну что я говорил, я весь в белом, а вы в г..!» Как на него было сердиться! О его запоях ходили легенды. Бурков об этих вымыслах записал в дневнике: «Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма…»

— Никогда он не лечился, рассказывала Татьяна Сергеевна. — Да, выпивал. Но не до запоев, этого никогда не было. Да и человеком он был очень домашним. Если нет спектакля или съемок — дома за столом: пишет, читает. Ведь все эти книги Георгий перечитал, Татьяна провела широким жестом по комнате, заполненной полками с книгами. — Он прочитал множество книг о театре. Еще тогда, в Перми, когда «тунеядствовал». Он был очень образованным человеком, может, самым начитанным из театра…»

«У Георгия Буркова идеальное лицо для роли спившегося интеллигента», — говорил Эльдар Рязанов В 1977 году в Театр им. Станиславского при шел художественным руководителем Андрей Алексеевич Попов, один из лучших режиссеров своего времени, известный к тому же внимательным и чутким отношением к актерам. С собой он привел талантливую режиссерскую молодежь-Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. И Георгий Бурков вернулся в театр, который считал своим домом. Васильев поставил «Первый вариант Вассы Железновой», в которой роль Прохора поручил Буркову. Ретрограды приняли постановку в штыки, остальная публика — с восторгом. В 1980 году Бурков перешел во МХАТ к Ефремову. но вскрре безо всяких видимых причин ушел оттуда. «Ефремов видел в нем хорошего артиста с необыкновенной органикой, но не видел личности глубокой и незаурядной». — так объясняет этот шаг Татьяна Ухарова. Дальше -два года в Театре имени Пушкина. И там, и там у Буркова были значительные работы — генерал Панфилов в «Волоколамском шоссе» А. Бека во МХАТе и прекрасная работа в спектакле «Иван и Мадонна в Театре Пушкина.

Но эти успехи его не радовали. Хотя Буркову едва перевалило за пятьдесят, он вдруг решил: «Это старость. Так я устроен, что весь негатив переживаю сам с собой в лучшем случае, а в худшем, когда со мной близкие, родные…» Впрочем, у него действительно все чаще болело сердце. И несколько инфарктов уже сделали на нем отметины.

Болезнь и смерть

В первый раз Георгий Буркοв попал в бοльницу в 1988 году с ишемической болезнью сердца. Позже случилось несколько микрοинфарктов. Один из них актер получил, играя в спектакле «Так победим!». Тогда в ложе сидел Леонид Брежнев.

В последний раз актер попал в больницу с переломом бедра. После смерти вдова Буркова дала согласие на публикацию дневника, который он вел на протяжении тридцати лет. В конце восьмидесятых он написал: «Аннушка уже пролила масло». Бурков чувствовал, что смерть уже близка.

Распространено мнение, что его погубило пристрастие к спиртному. Да, актёр, действительно, как и многие его коллеги, нередко выпивал. Но погубила его любовь к книгам. Травму, которая стала причиной смерти, он получил совершенно нелепо. Он упал в собственной квартире, потянувшись за книгой, которая стояла на верхней полке. В результате перелома оторвался тромб. Актеру сделали операцию. Через несколько дней тромб попал в легочную артерию.

Актер должен был играть президента в комедии Рязанова «Небеса обетованные». Но он не успел даже прочитать сценарий. Георгий Буркοв умер в 1990 году. Похоронен на Ваганькοвском кладбище. Памятник сделан из того же куска гранита, что и плита на могиле Шукшина.

Тяжёлая болезнь и чудесное спасение

Родина Георгия Ивановича — город Пермь. День рождения — 31 мая 1933 года.

Мальчик рос в семье заводского рабочего и домохозяйки. Родители Жоры были мягкими и добрыми, и казались парнишке скорее лучшими друзьями, чем старшими наставниками. Мама уделяла сыну все свободное время. Вместе они играли, мечтали, работали по хозяйству.

Возможно Мария Сергеевна была неотлучно с сыном после того как они его чуть не потеряли в шестилетнем возрасте. После плавания по Волге на корабле, Жора подхватил брюшной тиф. Пареньку провели срочную операцию, но она прошла неудачно. За ней последовали ещё шесть, но Буркову не становилось лучше. Тогда его выписали домой умирать.

Но мама отказывалась верить, что все потеряно. Она сама выходила ребенка, используя особые травяные сборы.

Жора рос очень любознательным, ему нравилось читать книги и ходить на театральные постановки.

Детство и юность актёра

Детство и юность актёра прошли как у самого обычного человека. Бурков был простым дворовым мальчуганом: играл с друзьями во дворе в футбол, бегал в догонялки и очень любил читать. В 6 лет маленького Жору положили в больницу, врачи подозревали, что у парнишки брюшной тиф. Специалисты сильно настаивали на проведении операции, и родители актёра ответили положительно. Однако что-то пошло не по сценарию и операция не принесла положительных результатов.

Мальчик стал переносить операции всё чаще. Он был под наблюдением лучших врачей города Пермь. Однако всё было нерезультативным. Ребёнка поместили в палату, которую за глаза прозвали «для смертников». Медики уже не давали родителям Буркова ни малейшей надежды на выздоровление Жоры. Родители решили забрать мальчика из больницы домой. Мать приглашала для терапии Жоры знахарок. Целительные травки и любовь родителей эффективно подействовали на мальчишку, и он быстро пошёл на поправку.

Бурков отлично учился в школе, много читал. Нравился Буркову и театр, куда они частенько заглядывали с матерью. Школьные годы закончились, а юноша никак не мог определиться, с чем он хочет связать своё будущее – пойти учиться на серьёзную профессию либо отдать свою жизнь искусству.

В 1952 году Георгий Бурков поступил на юрфак госуниверситета Перми. Но и увлечение театром не давало ему покоя. Юноша стал ходить в вечернюю студию при местном драмтеатре.

Через пару лет Бурков окончательно решил, что свяжет жизнь только с театром, поэтому он бросил юрфак и начал активно искать работу актёра. Практически сразу его взяли в театр в Березниках. С этой небольшой сцены началась карьера Георгия Буркова. Чуть позже артист перешёл в Кемеровский областной театр, дальше был Пермский.

«Я встретил Человека»

В Буркова поверил Василий Шукшин, его единственный настоящий друг. Бурков снялся в шукшинских «Печках-лавочках» и «Калине красной», они вместе играли в картине «Они сражались за Родину» Бондарчука. Как вспоминает жена: «Трудно описать, что их связывало. Это как любовь, как выстрел. Однажды он пришел и сказал: «Я встретил Человека». Знакомых было много, но соратников по духу не было. Они могли молчать вдвоем, один начинал фразу, а другой уже заканчивал. Шукшин удивительно чутко воспринимал Жору. Он его понял — первый и единственный. Они вместе вынашивали идеи создания нового театра». Этот замысел Бурков воплотил уже самостоятельно, после смерти друга, основав Центр культуры имени Шукшина.


Кадр из к/ф «Печки-лавочки»


Кадр из к/ф «Они сражались за Родину»

Тогда же Бурков попробовал себя и в режиссуре — поставил в Московском областном театре спектакль «В стране лилипутов» по Джонатану Свифту, снял фильм «Байка», где сам сыграл главную роль. Фильм получился очень добрый, как его и задумывали, но в кинотеатрах он прошел незаметно.

В конце жизни главную роль ему предложил и Рязанов. Сценарий он прочел, когда уже лежал в больнице. Но эту роль он так и не сыграл — потом ее исполнил Валентин Гафт: предводителя нищих бомжей в «Небесах обетованных».

«Я артист. Я сжег себя. Почему об этом никто не должен знать? Я сжег себя — по призванию — ради людей. Болит сердце. И ничего-то поделать с собой не могу…»

Личная жизнь

Личная жизнь Буркова оказалась тесно связанной с творческой. Георгий Иванович познакомился с будущей супругой Татьяной Ухаровой в Театре имени Станиславского. Между артистами не возникло любви с первого взгляда. В молодости Георгий, сутулый, худой мужчина среднего роста (178 см), походил на библиотекаря и у Татьяны вызывал чувство жалости и материнской нежности.

В июне того же года Ухарова и Бурков поженились. Родители девушки не одобряли их брак. Георгию было 32 года, Татьяне всего 19, к тому же актер был из провинции и без денег. Поначалу супругам приходилось трудно. За спектакли артисты получали мало, но это не мешало семейному счастью. В 1966 году у пары родилась дочь Мария, еще двух детей Ухарова не смогла выносить.

Георгий Бурков и его жена Татьяна Ухарова

Георгий Иванович был образцовым семьянином и верным мужем, ни разу не позволил жене усомниться в чувствах. Кроме Татьяны и Марии, Буркову никого не было нужно. Через 10 лет после его смерти Ухарова вышла замуж за бывшего одноклассника Евгения.

Последние статьи

  •   Русский долгожитель Василий Кочетков — уникальный солдат, прошедший все войны XIX века, или символ государственной пропаганды сегодня, 10:43
  •   Как сложились судьбы 10 детей, которых называли самыми красивыми в мире сегодня, 09:43
  •   Тайна 9-ой планеты: что знали наши предки о Нибуру, и несет ли она серьезную угрозу для Земли 9.12.2021, 22:57
  •   Как советскому шпиону удалось стать послом трех иностранных государств 9.12.2021, 21:43
  • +1   Кто из приближенных Гитлера дерзнул обматерить его, и Почему товарищ Геринга решил работать на советскую разведку 9.12.2021, 19:52
  •   Как жилось русской великанше Лиза, которая путешествовала со своей кроватью,и За что она получала бриллианты от баронессы 9.12.2021, 17:23
  •   Звездные Лолиты: Как сложились судьбы 9 знаменитостей, которые вышли замуж почти детьми 9.12.2021, 15:09
  •   Как верблюды помогали Красной армии в годы Великой Отечественной войны: Победа на горбах 9.12.2021, 13:14
  •   50 лет непростой любви вопреки обстоятельствам: Софи Лорен и Карло Понти 9.12.2021, 11:56
  • +1   Как молодой российский актёр Илья Артамонов помог задержать преступника-стрелка из МФЦ: Настоящий герой боевика 9.12.2021, 10:37

Все статьи

Фильмы

Первая эпизодическая роль досталась Георгию Буркову в фильме «Зося». А следующая была уже главной — в ленте друга В. Шукшина «Хмырь».

После этого Бурков вполне стал считаться актером Э. Рязанова, так как кочевал у того из картины в картину («Зигзаг удачи», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ирония судьбы…» и другие).

Георгий Бурков в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год

Была припасена у Эльдара Александровича для любимого артиста и главная роль в «Стариках-разбойниках».

Помимо комедийных персонажей, у Георгия Ивановича блестяще удавались драматические роли (в фильмах Шукшина «Беда», «Печки-лавочки) или образы отрицательных персонажей (жестокий Губошлеп в «Калине красной»), исторические образы («Хождение по мукам», «Так начиналась легенда»), военные герои («Они сражались за Родину», «Освобождение»).

Георгий Бурков в фильме «Они сражались за Родину», 1975 год

Блестяще воплотил Георгий Иванович образ советского следователя в картине «Сумка инкассатора».

Работа в театре

До 1965 года Бурков трудился в местных театрах, пока однажды к ним на спектакль не заехал известный театральный критик из Москвы. Он был восхищен игрой Георгия. По приезде в столицу критик посоветовал Борису Львову-Анохину обратить внимания на провинциального талантливого артиста. Знаменитый театральный режиссёр пригласил Буркова в столицу на просмотр. Георгий поразил руководство своим талантом и буквально сразу был включён в труппу.

У Буркова с детства были нарушения в речи. Он разговаривал невнятно и очень своеобразно. Не все понимали, что хотел сказать артист. Этот дефект всегда мучал актёра и он постоянно трудился над коррекцией своего говора.

После переезда в столицу в разное время актёр успел поработать в таких театрах, как «Современник», «МХАТ им. Горького», «Театр им. Пушкина». С 1988 года Георгий Иванович стал руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Самая яркая роль Буркова на театральных подмостках была в спектакле «Анна» в 1966 году.

Георгий Бурков — биография

В молодости цыганка нагадала Георгию Буркову, сто жизнь у него будет короткой. Говорят, даже дату ухода назвала. Может, поэтому последние годы Георгий Иванович жил с ощущением, что смерть скоро постучится к нему в двери. Георгий Бурков был одним из тех, кого его друг Василий Шукшин называл «чудиками». Он не собирался становиться актером, да и став им, был уверен, что надолго не задержится в этой профессии. И по этой причине даже не предполагал, что в 1980 году актеру присвоят звание Заслуженного артиста РФ.

Всенародную настоящую славу и популярность Георгию Буркову принесли картины: «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Они сражались за Родину», «Старики-разбойники», «Жестокий романс» и многие другие.

Вокруг Георгия Буркова и при жизни, а уж после ухода тем более, витали какие-то нелепые слухи, истории, странная биография. Возможно, и сам Бурков бесконечными своими байками, в которых он «юморно» трансформировал происходящее с ним, подогревал эти слухи.

На самом деле Бурков всегда искал свое место в жизни и этими поисками буквально изводил себя еще с детства, о чем свидетельствует его биография и его личный дневник Свой юношеский дневник он например, назвал «Повесть о том, как я родился, жил и умер, так и не догадавшись, ради чего». Больше всего боялся прожить жизнь бессмысленно. «Смысл жизни» с годами, разумеется, менялся, но в одной плоскости — творческой.

До того как решить стать актером, Георгий Бурков готовил себя в писатели. С детским упорством Жора копил впечатления, записывал их в дневник, не подозревая, что они ему пригодятся на сцене. «Все накопления, весь опыт закладываются еще в детстве, — писал он позже. — потому что ты живешь продолжительное время с одними и теми же людьми в одном городе. И люди изменяются на протяжении этого периода.

Фильмы

За свою яркую творческую жизнь Георгий Бурков снялся более чем в 60 фильмах. Он играл в самых различных жанрах — в комедиях, психологических драмах, детективах, лентах социальной направленности. Впервые на экране актер появился в 1966 году в фильме «Зося», сыграв эпизодическую роль. Во второй кинокартине «Хмырь», созданной по одноименному произведению Василия Шукшина, Георгию удалось воплотить образ главного героя.


Георгий Бурков в роли Федяева (кадр из фильма «Старики-разбойники»)

Первую значимую роль артист получил в 1967 году — это была комедия «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова. В ней актер исполнил роль алкоголика Пети. После этой роли Бурков сыграл и в других фильмах Рязанова. В комедии «Ирония судьбы, или С легким паром» Георгий предстал в образе компанейского парня, в киноленте «Гараж» — «предателя Родины» Фетисова, еще актер появился в кинолентах «Одинокая мелодия для флейты» и «О бедном гусаре замолвите слово».

В 1971 году на экраны вышла драма Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие», снятая по одноименной пьесе Максима Горького о становлении советской власти в древнерусских городах. Георгий Бурков преобразился в персонажа Алешу. В это же время Эльдар Рязанов создавал очередную комедию «Старики-разбойники», в которой актеру досталась роль милиционера Федяева. Фраза «Ерунда, бандитская пуля», произнесенная героем Георгия Ивановича, стала крылатой.

Театр

Там, в Кемерово, Георгия и увидела известная московская театральная журналистка, а вернувшись в Москву, рассказала о самобытном актере своему знакомому — главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот проявил интерес и предложил Буркову приехать на прослушивание в Минск, где в то время гастролировал московский театр. Бурков приехал. В дневнике запись: «Я, как всегда, начинаю сдаваться. С Москвой ничего не вышло. Львов-Анохин молчит…» Но худрук Театра имени Станиславского не забыл о самобытном актере. Пригласил в Москву на худсовет театра. После того как Бурков сыграл Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», его спросили:

— А какое у вас образование?

— Никакого. А разве по игре этого не видно?


Восприняли как юмор. Тоже оценили. И 32-летнего артиста приняли в столичный театр, поселили в общежитии, дали роль в готовящейся постановке. И наступил день премьеры. После того как худсовет театра одобрил Жору, встал вопрос: а на какую ставку? Места все заняты, а на договор театр не мог принимать никого. И тогда Львов-Анохин сказал: «Ладно, пока я сам буду тебе платить, из своих…»

И платил из своего кармана, пока Георгий не был принят в штат.

Путь в искусство

Парню удалось после школы поступить на юридический факультет Пермского государственного университета. Параллельно Георгий решил записаться в театральную студию при местном драмтеатре.

Жора верил, что сумеет покорить театральный вуз, но плохое произношение мешало ему впечатлить приемную комиссию.

Георгий Бурков в молодости

Он поступал четыре раза, но все безуспешно. Однако Георгий Иванович не опускал руки, продолжая работать и учиться в театральной студии. И удача улыбнулась ему: Буркова пригласили в драмтеатр в Березниках. Через время он перебрался в областной храм культуры. Далее переехал в Кемерово.

Здесь юношу заметил один из театральных критиков. Он был так впечатлен игрой непрофессионального актера-самородка, что порекомендовал присмотреться к нему руководителя театра им. Станиславского в Москве Бориса Львова-Анохина. Тот к рекомендациям прислушался, и вскоре Бурков уже работал в столице.

Мэтр поверил в юное дарование, и пока не нашлось свободного места в своем театре, платил Буркову зарплату из своего кармана. А ещё простил загул артиста перед премьерой и не выход на сцену. Георгий Иванович все осознал и больше своего наставника не подводил.

Олег Ефремов тоже заметил талантливого самоучку и на целый сезон пригласил в «Современник». Но после кадровых перестановок и ухода Ефремова с должности, Бурков вернулся в родной театр.

Смерть и память об актёре

В 1990-м году легендарный режиссёр Эльдар Рязанов приступил к съёмкам киноленты «Небеса обетованные». Актёр получил роль в фильме. Он много репетировал, повторял свои реплики и никак не подозревал, что эту роль ему уже не суждено сыграть. Случайная травма оказалась роковой, отчего умер актёр. Георгий Иванович хотел достать книгу с верхней полки, потянулся за ней и резко упал. У Буркова повредился бедренный сустав и оторвался тромб. Актёра срочно госпитализировали, провели операцию, однако его состояние продолжало быстро ухудшаться. Медики не смогли спасти актёра и он умер. Причина смерти – тромбоэмболия.

По рассказам Рязанова, после того как Бурков сломал ногу, кто-то из актёров пошутил, что Георгий Иванович сможет сыграть роль и на костылях. Однако такого, к сожалению, не случилось.

Дата смерти актёра – 19 июля 1990 года. Похороны состоялись через несколько дней. На прощании с Бурковым были только близкие и друзья артиста. Могила актёра расположена на Ваганьковском кладбище. Чуть позже на месте, где похоронен актёр был установлен памятник.

После кончины Буркова жена Татьяна Ухарова разрешила опубликовать записи дневника артиста, который он вёл с 1953 года. В 1998 году вышла книга «Хроники сердца», содержащая все очерки Георгия Ивановича.

Годы жизни актёра были насыщены творческими работами. Возможно, зритель бы не раз ещё лицезрел Георгия Ивановича на экране. Коллеги были шокированы, когда умер актёр, которому было всего 57 лет.

«Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным»

В Москву Буркова пригласил главный режиссер Театра имени Станиславского Борис Львов-Анохин. Ему рекомендовали актера знакомые критики, и он решил познакомиться с ним. Для показа столичному режиссеру Бурков выбрал роль Поприщина из «Записок сумасшедшего» Гоголя. После просмотра Львов-Анохин поинтересовался театральным образованием актера. Бурков запросто ответил: «Никакого. А разве по игре этого не видно?» Бурков был принят в труппу, получил роль в новой постановке. Накануне своей премьеры Бурков загулял со старым кемеровским приятелем, из-за чего спектакль отменили. Только личное заступничество режиссера позволило Буркову остаться в театре.


Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или C легким паром!»


Кадр из к/ф «Гараж»

«В работе актера значительно труднее добиваться утверждения своей творческой темы. Ведь не всегда играешь те роли, на материале которых можно изложить свои мысли и идеи. Но и в искусстве актера возможно создавать на любом материале свою тему. Для этого нужно остроумие». Буркову действительно давали не те роли, о которых он мечтал. Позже, работая в «Современнике», он сетовал: «Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным. Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность, и я стану рядовым комиком. Если «Вишневый сад», то я обязательно Яша, если «Мольер» — то Бутон и т. д.».

В кино ситуация была не лучше. Больших ролей Буркову не предлагали, хотя диапазон его актерских работ был довольно широк — от комедийных и характерных персонажей в картинах Рязанова («Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Гараж») до драматических ролей в фильмах «Они сражались за Родину» и «Подранки». Но для Буркова все это было не то: «В театре пора играть Дон Кихота, Гамлета, Федю Протасова, Галли, Тимона, Левшу, Ван Гога. В кино давно пора писать на меня сценарии. Пришла зрелость, и молодость не ушла еще. Могу всё! Хочу писать, ставить спектакли, играть роли. Всё! Но в театре всё рушится. В кино не находится режиссер, который бы поверил в меня и увидел бы меня».

Личная жизнь

Личная жизнь Буркова оказалась тесно связанной с творческой. Георгий Иванович познакомился с будущей супругой Татьяной Ухаровой в Театре имени Станиславского. Между артистами не возникло любви с первого взгляда. В молодости Георгий, сутулый, худой мужчина среднего роста (178 см), походил на библиотекаря и у Татьяны вызывал чувство жалости и материнской нежности.

В июне того же года Ухарова и Бурков поженились. Родители девушки не одобряли их брак. Георгию было 32 года, Татьяне всего 19, к тому же актер был из провинции и без денег. Поначалу супругам приходилось трудно. За спектакли артисты получали мало, но это не мешало семейному счастью. В 1966 году у пары родилась дочь Мария, еще двух детей Ухарова не смогла выносить.

Георгий Бурков и его жена Татьяна Ухарова

Георгий Иванович был образцовым семьянином и верным мужем, ни разу не позволил жене усомниться в чувствах. Кроме Татьяны и Марии, Буркову никого не было нужно. Через 10 лет после его смерти Ухарова вышла замуж за бывшего одноклассника Евгения.

Работа в театре

До 1965 года Бурков трудился в местных театрах, пока однажды к ним на спектакль не заехал известный театральный критик из Москвы. Он был восхищен игрой Георгия. По приезде в столицу критик посоветовал Борису Львову-Анохину обратить внимания на провинциального талантливого артиста. Знаменитый театральный режиссёр пригласил Буркова в столицу на просмотр. Георгий поразил руководство своим талантом и буквально сразу был включён в труппу.

У Буркова с детства были нарушения в речи. Он разговаривал невнятно и очень своеобразно. Не все понимали, что хотел сказать артист. Этот дефект всегда мучал актёра и он постоянно трудился над коррекцией своего говора.

После переезда в столицу в разное время актёр успел поработать в таких театрах, как «Современник», «МХАТ им. Горького», «Театр им. Пушкина». С 1988 года Георгий Иванович стал руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Самая яркая роль Буркова на театральных подмостках была в спектакле «Анна» в 1966 году.

Звезда на рясе

– Это не моя «Звезда Героя» – я только ношу, а заслужили её все наши ребята, – говорит Герой Советского Союза Валерий Анатольевич Бурков, два года как принявший монашеский постриг с именем Киприан.

Шла встреча с ветеранами Афганистана. Присутствующие горячо обсуждали с героями свои актуальные проблемы, ругали или поддерживали власть, критиковали нынешнее поколение школьников за то, что те непатриотичны, а монах Киприан отрешённо сидел в рясе, со «Звездой Героя» на груди, и почти не поддерживал разговора.

Так вышло, первые вопросы, которые я ему задал после этого массового мероприятия, были навеяны как раз только что состоявшимися дискуссиями и были связаны с политикой СССР. «Хватит, никаких вопросов о политике!» – строго сказал мне монах. В ходе беседы я понял, что в своё время он активно занимался этой самой политикой, но разочаровался в своей деятельности. «Я не то что был при власти, я сам был власть. И что это дало? Ничего», – сказал отец Киприан.

А медаль «Звезда Героя» на рясе – не выхваление подвигом. Отец Киприан рассказывает такую историю:

– На второй день моего монашества иеромонах Макарий, который постригал меня, сказал: «Надевай Звезду». Я подумал, что надо тогда со Звездой и костюм надеть. А он говорит: «Прямо на подрясник». Для меня был шок – зачем Звезду на монашескую одежду? Ответил: «Это проповедь». Но я не понимал, что буду проповедовать – и при чём здесь «Звезда Героя»? На юбилее своего училища в Челябинске, спустя три месяца после пострига, я понял, что значит проповедь. Так же, как и у меня, у людей не укладывалось это в голове – Звезда и ряса. И они задавали вопрос: «Как это вы до монашества докатились?» Так для меня это стало возможностью объяснить, что, будучи обеспеченным и успешным человеком, можно и не быть счастливым, что счастье в другом – в состоянии души.

Полковник Валерий Бурков принял монашеский постриг с именем Киприан в 2021 году в возрасте 60 лет. Как же проходила его жизнь и что его привело в монашество?

Как сказал мой собеседник, он из семьи военного и с юности посвятил себя военному делу. Закончив Челябинское военное училище, служил в авиационных частях штурманом. Летал на ракетоносцах, участвовал в сопровождении американских авианосцев в Тихом океане и ждал отправки в Афганистан, где уже служил его отец, Анатолий Иванович Бурков. В 1982 году полковник Бурков погиб во время обстрела, но желание сына не только не пропало, наоборот.

– Сначала у меня было желание, – рассказывает он, – «помочь простому афганскому народу». Потом, когда я выгружал из самолёта гроб с отцом, захотел ответить на вопросы, которые у меня возникли: стоит ли гибель того? ради чего, собственно, ехать, если не свою Родину защищаем? И конечно, хотелось понять – за что погиб мой отец. И я получил ответ и дал его в своей песне:

Что же я сумел понять?

Как ответить, что сказать?

Да, за счастье ребятишек,

Пусть чужой страны детишек,

Стоит жить и умирать.

Биография

Валерий Бурков родился 26 апреля 1957 года в городе Шадринске Курганской области в семье военнослужащего. Русский.

В 1974 году окончил 10 классов. В Советской Армии с 1974 года. После окончания в 1978 году Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов стал штурманом-оператором дальней авиации. Затем служил штурманом-оператором в авиационных частях, в том числе на Дальнем Востоке, летал на ракетоносцах Ту-16. Выполнял рейсы над Тихим океаном, участвовал в сопровождении американских авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз».

В 1981 году готовился к переводу в Афганистан, но во время прохождения медкомиссии был списан с лётной работы по состоянию здоровья (туберкулёз лёгких). После лечения капитан Бурков стремился восстановиться на лётной должности и попасть в действующую часть 40-й армии (ограниченный контингент советских войск в Афганистане), где нёс службу его отец — полковник Анатолий Иванович Бурков (31.3.1934 — 12.10.1982). Полковник Бурков находился на борту вертолёта Ми-8, попавшего под обстрел крупнокалиберного пулемёта. После падения вертолёта взорвались бочки с авиационным керосином, находившиеся в десантном отсеке, в результате чего полковник Бурков погиб.

С января 1984 года Валерий Бурков участвовал в боевых действиях в Афганистане в качестве передового авианаводчика, неоднократно принимал участие в операциях подразделений 70-й отдельной мотострелковой бригады на территории провинции Кандагар, находясь среди боевых порядков мотострелков, оказывая им огневую поддержку путём корректировки ударов советской авиации по позициям противника.

В апреле 1984 года в ходе боевой операции Бурков был тяжело ранен (подорвался на мине-растяжке), потерял обе ноги. В медсанбате под Кабулом раненый попал к полевому хирургу-ортопеду В. К. Николаенко, который спас ему раздробленную правую руку. В филиале клиники Илизарова Бурков заказал протезы, учился ходить без посторонней помощи, даже без трости. Несмотря на ранение, вернулся в строй.

В 1988 году Бурков окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, продолжил службу в Главном штабе ВВС, впоследствии получил звание полковника.

5 августа 1991 года был назначен советником президента РСФСР по делам инвалидов и председателем Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте РСФСР.

Во время августовских событий 1991 года находился в Белом доме.

Указом президента СССР Михаила Горбачёва № VII-2719 от 17 октября 1991 года подполковнику Буркову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 460764) и медали «Золотая Звезда» (№ 11663).

Указом президента Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 1006 Бурков был назначен советником президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья. Буркову принадлежит идея о провозглашении Международного дня инвалидов, который отмечается ежегодно 3 декабря с 1992 года.

17 декабря 1993 года освобождён от должности советника президента Российской Федерации.

В 1994—1998 годах — слушатель Военной академии Генерального штаба.

В 2003 году возглавлял избирательный список партии «Русь», членом президиума политсовета которой он являлся, на выборах депутатов Государственной думы IV созыва.

В 2004 году Бурков победил на выборах в Курганскую областную думу IV созыва по Железнодорожному избирательному округу № 4. Работал в составе комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике и комитета по экономической политике.

На выборах Государственной думы V созыва в 2007 году входил в избирательный список, выдвинутый политической партией «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» (Региональная группа № 49 (Курганская область)), однако был исключён из него на основании решения президиума центрального совета партии. Членом партии не являлся.

Затем — президент фонда «Герои Отечества», жил в Москве.

Валерий Бурков известен как автор-исполнитель песен, посвящённых событиям афганской войны и воинам-интернационалистам.

В 2016 году Валерий Бурков принял монашество с именем Киприан. Монашескую службу несёт в православном мужском монастыре города Кара-Балта Жайылского района Чуйской области Киргизии.

Уход из жизни

КАКОЕ СОВПАДЕНИЕ!

В те самые минуты, когда коварный тромб закупорил артерию актера, неожиданно рухнула стена загородного дома Георгия Ивановича. Этот дом он возводил с любовью, мечтал перебраться в него на постоянное жительство. Кирпичи разлетелись на несколько метров, будто в них попал снаряд. 19 июля 1990 года Георгия Буркова не стало. Похоронили его на на Ваганьковском кладбище в Москве.


После похорон в дневниках нашли запись: программа действий на будущее, до 2001 года. Там было много планов, в том числе и сделать, наконец, книгу, материалы для которой он собирал в дневнике всю жизнь. Последними строками, которые Бурков записал в свой дневник уже в больнице, были: «Жизнь у нас вовсе не та, для которой мы рождены. И иногда лишь, когда мы волею случая собираемся вместе в большом количестве и начинаем петь, в наших душах зарождается радость от предчувствия великой цели жизни Человеческой…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector