Актеры фильма «гладиатор»: тогда и сейчас
Содержание:
- Награды и номинации
- История создания
- Критика, рецензии
- Ридли Скотт — гений. Особенно вживую
- Интересные факты
- Последние статьи
- Настоящие тигры и смерть Оливера Рида
- Производство
- Исполнитель главной роли
- «Возвращение блеска поблекшему жанру»
- Сюжет
- Создатели
- Сюжет[править]
- Сюжет
- Интересные факты[править]
- Актерский ансамбль
- Описание картины «Гладиатор»
- История создания фильма и съемки
Награды и номинации
- 2001 — 5 премий «Оскар»: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Скотт Миллан, Боб Бимер, Кен Уэстон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Нил Корбоулд, Тим Бёрк, Роберт Харви), а также 7 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс, Криспиан Саллис)
- 2001 — 2 премии «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), а также 3 номинации: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс)
- 2001 — 4 премии BAFTA: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), а также 10 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс и Оливер Рид), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Тим Бёрк, Роберт Харви, Нил Корбоулд), лучший грим и причёски (Пол Энгелен, Грэм Джонстон), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Кен Уэстон, Скотт Миллан, Боб Бимер, Пер Холлберг)
- 2001 — 6 премий «Выбор критиков»: лучший фильм, лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), а также номинация за лучшую режиссуру (Ридли Скотт, 2-е место)
- 2001 — 3 премии «Спутник»: лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон), а также 7 номинаций: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана — драма (Хоакин Феникс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Кит Пэйн), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс)
- 2001 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший актёрский состав
- 2001 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Ридли Скотт)
- 2001 — номинация на премию «Грэмми» за лучшую музыку к фильму (Лиза Джеррард, Ханс Циммер)
- 2001 — 6 номинаций на премию «Сатурн»: лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс),
- 2001 — премия канала MTV за лучший фильм, а также 5 номинаций: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший злодей (Хоакин Феникс), лучшая драка, лучшая экшн-сцена, лучшая реплика (Хоакин Феникс)
- 2000 — 2 премии Национального совета кинокритиков США: лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая работа художника-постановщика (Артур Макс), а также попадание в десятку лучших фильмов года
Фильм входит в список «250 лучших фильмов по версии IMDb».
История создания
Эпик «Гладиатор» актеры, привлеченные к созданию ленты, неслучайно считают значимой вехой в своей творческой карьере, ведь в режиссерское кресло компания «ДримУоркс» усадила одного из самых ярких визионеров современности – Ридли Скотта. Постановщик оправдал доверие кинокомпании, кстати, совладельцем и руководителем которой является не менее легендарная личность – Стивен Спилберг.
Ридли Скотт покорил зрителей и кинокритиков своим невероятным умением в создании мощных, запоминающихся батальных сцен и гладиаторских сражений. После откровенно провального проекта режиссер пообещал Спилбергу, заинтересовавшемуся историческими картинами, сделать все возможное и невозможное, чтобы окупились затраты на производство пеплума «Гладиатор».
Актеры 2000-х, обладающие мировой известностью, настороженно отнеслись к смелой идее, поэтому режиссеру пришлось обратить свое внимание на не менее талантливых исполнителей, не взобравшихся еще на вершину киноолимпа. Постановщику удалось уговорить сниматься засветившегося в «Секретах Лос-Анджелеса» Рассела Кроу
Актер должен был перевоплотиться в брутального генерала и гладиатора, не побоявшегося бросить вызов империи.
Скотт сдержал обещание – кассовые сборы превысили производственный бюджет в 5 раз. Постановщик был обеспечен работой в самых крупных голливудских блокбастерах, Рассел Кроу — армадой преданных поклонниц, обожающих кино «Гладиатор», актеры — значимой вехой в карьере, а человечество – одним из самых великолепных исторических эпиков за всю историю киноиндустрии.
Критика, рецензии
Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.
Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.
Ридли Скотт — гений. Особенно вживую
Даже если бы в активе Ридли Скотта не было «Чужого», то хватило бы одного «Гладиатора», чтобы оправдать все последующие издевательства режиссера над собственным наследием и кинематографом вообще. Эта весьма светлая мысли посетила автора этих строк после очередного просмотра знаменитого пеплума. Очередного, но и в определенном смысле первого. Во-первых, впервые мне довелось следить за противостоянием Максимуса Децима Меридия и Луция Элия Аврелия Коммода на большом экране. Во-вторых, и это самое главное, весь саундтрек картины исполнялся большим симфоническим оркестром в сопровождении хора.
«Гладиатор» Ридли Скотта — это как раз тот самый случай, когда совершенно не хочется раскапывать исторические неточности и технические ляпы, хотя от реальной биографии римских цезарей Марка Аврелия и Коммода в картине британского мэтра остались лишь имена. Тот случай, когда совершенно вольное обращение с фактами не только не пошло проекту во вред, но даже в известной степени украсило его.
«Гладиатор» — это история о преданности и долге, которые олицетворяет собой Максимус, о болезненной страсти и родительских просчетов, воплотившихся в Коммоде, об идеалистической мечте, которую, несомненно, лелеяли некоторые правители Рима, искренне полагавшие, что распространение его влияния — залог процветания человеческой цивилизации. Но в первую очередь, это история любви, хотя романтическая линия выполняет в фильме роль лишь призрачного фона.
Все это помноженное на, без всякого преувеличения, блестящие актерские работы Ричарда Харриса, Рассела Кроу, Хоакина Феникса и Оливера Рида и определило «Гладиатора» не пока не досягаемую для прочих пеплумов высоту и стало вершиной творчества самого Ридли Скотта. Конечно, во многом этому способствовал и по-настоящему выдающийся саундтрек, созданный Хансом Циммером и Лизой Джерард.
И «живое» его исполнение позволяет вновь пережить и, если угодно, прочувствовать «Гладиатора» с новой, неведомой ранее остротой. Уже первые аккорды, которые в случае с фильмом Ридли Скотта звучат еще во время демонстрации студийной заставки, задевают за нужные нервы и создают присущую только этому фильму атмосферу и настроение. А уж финальная «Now We Are Free» и вовсе может вызвать самую неожиданную реакцию даже у весьма черствых по своей природе зрителей.
Если у читающих эти строки возникнет желание еще раз погрузиться в интриги и страсти Римской Империи в версии Ридли Скотта, то стоит это сделать именно в такой комбинации, и тогда происходящее на экране в буквальном смысле этого слова оживет.
Просмотров: 4003
Оценка читателей: 9,1 из 10 (голосов 30)
Интересные факты
Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.
Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.
Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.
Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.
Последние статьи
-
Кто придумал McDonald’s: От небольшого ресторана для автомобилистов до империи фастфуда 11.12.2021, 22:04 -
Какой самый дорогой подарок получила дочь Филиппа Киркорова к 10-летнему юбилею 11.12.2021, 19:51 -
Чем мыли волосы советские женщины, и Какие секреты оставили нам модницы из СССР 11.12.2021, 18:24 -
Как перфекционизм погубил «величайшего кутюрье Запада»: Чарльз Джеймс 11.12.2021, 16:45 -
Как на юге Руси на ведьм: Инквизиция по-украински 11.12.2021, 14:38 -
Как складывается неэкранная жизнь актрисы, сыгравшей Катю в фильме «Бумер»: Яна Шивкова 11.12.2021, 12:54 -
Почему актриса, сыгравшая прекрасную принцессу Лею в «Звёздных войнах», не любила свою роль: Кэрри Фишер 11.12.2021, 11:45 -
О каких ошибках жалеет звезда сериалов Денис Матросов, и с кем он нашел свое счастье после двух разводов 11.12.2021, 10:29 -
Роман с Собчак, попадание в Книгу рекордов Гиннесса и другие факты о танцовщике Евгении Папунаишвили 11.12.2021, 09:05 -
Как Пикассо рисовал Дон Кихота, и Чем его герой отличался от канонического персонажа 10.12.2021, 22:21
Все статьи
Настоящие тигры и смерть Оливера Рида
Съёмки картины проходили с января по май 1999 года. Они стартовали в Германии — там были проработаны открывающие сцены. Затем группа получила разрешение на съёмки на лесном участке рядом с аэропортом около Голуэя. По словам Ридли Скотта, впоследствии там планировалась стройка и лес в любом случае должны были вырубить. Владельцам земли оказалось выгоднее отдать её для сожжения кинематографистам, чем чистить самостоятельно.
Над сценами в Древнем Риме шла работа на Мальте, в форте Рикасоли. Из гипса и фанеры была построена копия части римского Колизея высотой порядка 16 м. Возведение конструкции заняло несколько месяцев и обошлось примерно в $1 млн. С обратной стороны сооружения отстроили комнаты, установили скульптуры, колоннады, торговые площадки и разместили мебель для ряда сцен.
Съёмочная группа стремилась к максимальной натуралистичности. И это касалось всех аспектов съёмочного процесса. Одна из знаковых сцен «Гладиатора», когда во время сражения Максимуса с Тигром из Галлии на арене появляются живые тигры, была снята с участием настоящих животных. Они находились всего в 5 м от Рассела Кроу. На площадке постоянно присутствовал ветеринар с дротиками-транквилизаторами, готовый усыпить зверей, если что-то пойдёт не так.
Даже ловушки в деревянном полу, из которых выпускали тигров в этой сцене, действительно применялись для подобных целей в Колизее и были выполнены с исторической точностью.
В одной из сцен Максимус описывает свой дом. Он рассказывает, как устроена его кухня, как пахнет в доме утром и ночью. Ничего из этого не было в сценарии. Рассел Кроу сам придумал речь и описал свой настоящий дом в Австралии.
Ридли Скотт всегда позитивно относился к подобным инициативам актёра. Он отмечал, что Кроу — соавтор картин, в которых снимается.
«Когда Рассел берёт на себя роль, он привносит много полезного, действительно выкладывается, и у него много идей. Как только мы выбрали его на роль Максимуса, он начал читать сочинения Марка Аврелия и знакомиться с историей Римской империи. Он и по другим темам очень начитан», — цитирует режиссёра The Hollywood Interview.
Значительные корректировки претерпела и открывающая сцена, в которой Максимус идёт по пшеничному полю. Изначально предполагалось, что эти кадры станут последними, но уже на монтаже было принято решение перенести их в начало.
Ещё одной причиной частичной переработки сценария стала смерть актёра Оливера Рида за три недели до окончания съёмок. Его герой Проксимо очень важен для сюжета, поэтому в страховке Рида был пункт, согласно которому создатели фильма могли переснять все сцены с другим актёром. Однако Ридли Скотт принял решение сохранить кадры с участием Рида. В результате финальные сцены были переписаны, а фильм доделывали с помощью CGI и дублёра.
«Оливер был тем, кого я бы назвал «очаровательным негодяем». Он был замечательным актёром, невероятно глубоким. Я знал, что для этой роли мне нужен актёр типа Роберта Шоу, который был крепкий как кремень, но также имел чувствительную сторону. Таких актёров, как Шоу и Рид, осталось совсем немного. В их числе Ричард Харрис и Дэвид Хеммингс, но оба уже задействованы в фильме», — рассказал режиссёр.
Производство
Режиссер – Ридли Скотт (“Чужой”, “Ганнибал”, “Черный ястреб”, “Хорошая жена”, “Клондайк”).
Закадровая команда:
- Сценарий: Питер Крэйг (“Город воров”);
- Продюсеры: Дуглас Уик (“Деловая женщина”, “Волк”, “Мемуары гейши”), Люси Фишер (“Самый пьяный округ в мире”, “Питер Пэн”, “Великий Гэтсби”), Дэвид Францони (“Джек-попрыгунчик”, “Король Артур”), Лори МакДональд (“Поймай меня, если сможешь”, “Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит”, “Терминал”) и др.;
- Операторская работа: Дариуш Вольски (“Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца”, “Ворон”).
Студии
- MacDonald/Parkes Productions.
- Paramount Pictures.
- Red Wagon Films.
- Scott Free Enterprises.
По словам Дуглас Уика, на момент лета 2020 года готового сценария у создателей пока нет. Авторы озабочены тем, что могут испортить оригинальный фильм сиквелом, поэтому так долго работают над новой историей.
Исполнитель главной роли
Роль Максимуса писалась создателями специально под Мэла Гибсона, однако, в силу неизвестных причин актер отказался от участия в съемках. Тогда Ридли самолично пригласил Кроу. Главный герой Максимус в отменном исполнении Рассела Кроу восхищает зрителя силой духа и неумолимым стремлением к победе.
Актер известен широкой зрительской аудитории по кинокартинам «Игры разума», «Нокдаун», «Гангстер», «Секреты Лос-Анджелеса» и, конечно, «Гладиатор». Актеры — коллеги Кроу по съемочной площадке — отмечали профессионализм исполнителя.
Например, специально для воплощения на экране Максимуса Расселу пришлось в кратчайшие сроки сбросить 40 фунтов веса, которые были им набраны для участия в фильме «Свой человек» (1999). При этом исполнитель уверял, что не прибегал к помощи специалистов, а просто усердно работал на собственной австралийской ферме.
Также во время съемки первой баталии конь исполнителя испугался и понесся через кустарники, в результате одной из веток была проткнута щека исполнителя. Поэтому рана у героя Кроу была абсолютно настоящей, кровоточащей.
«Возвращение блеска поблекшему жанру»
Звёздная премьера «Гладиатора» состоялась 1 мая 2000 года в Беверли-Хиллз, а в прокат лента вышла на несколько дней позже. В России и ряде других европейских стран показ «Гладиатора» стартовал 18 мая.
За первый уикенд в США картина собрала почти $35 млн (и две недели продержалась на первом месте), а всего в домашнем прокате заработала более $187 млн. Прибыль от зарубежных показов составила около $273 млн, а общие сборы преодолели отметку $460 млн. По результатам года фильм стал вторым по сборам в международном прокате (больше заработал только приключенческий боевик «Миссия: невыполнима 2»).
Кроме того, «Гладиатору» присудили «Золотой глобус» в главной номинации (также награду получили композиторы фильма), пять премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий, и многие другие награды. На данный момент у фильма 76% «свежести» по версии Rotten Tomatoes. Зрительский рейтинг картины — 87%.
Критики уделяли особое внимание трём аспектам ленты. Прежде всего, многие хвалили игру Рассела Кроу — журналист The Guardian Питер Брэдшоу даже называл его Максимуса суперменом из Колизея. В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ
В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ.
«Мощные и кровавые боевые сцены, захватывающая история мести и настоящее путешествие примерно на 2000 лет в прошлое — эпическая картина Ридли Скотта об интригах и героизме в Римской империи возвращает блеск и увлекательность поблекшему жанру, который часто становится предметом насмешек и всё же подарил как минимум одному поколению кинозрителей некоторые из самых дорогих воспоминаний юности», — отзывался о фильме критик Тодд Маккарти в статье для Variety.
После успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом и Орландо Блумом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты. Однако «Гладиатор» был первым подобным проектом после многолетнего затишья.
Интересно, что фильм Скотта оказал влияние не только на кино, но и на издательское дело. Резкий подъём интереса к античности даже окрестили «эффектом «Гладиатора». Возрос спрос на художественную литературу о римской империи — в частности, на роман Говарда Фаста «Спартак», на основе которого снят известный фильм 1960 года. Также увеличились продажи биографии Цицерона и сочинений императора-философа Марка Аврелия — одного из героев фильма.
Список источников
Сюжет
Центральный персонаж у Ридли Скотта сначала никакой не гладиатор, а непобедимый генерал, разбивший во славу Рима войско германцев, Максимус (Рассел Кроу). Сам Марк Аврелий в исполнении Ричарда Харриса пророчит героя себе в преемники. Но у него уже есть прямой наследник, отъявленный негодяй Коммод (Хоакин Феникс), который идет на убийство отца, прежде чем император успевает объявить официально своего преемника. В результате Коммод восходит на трон, а Максимус оказывается в жесточайшей опале. Его родных убивают, бывший генерал чудом успевает спастись, но становится гладиатором-рабом. На арене Колизея ему нет равных, вскоре он становится любимцем Рима и близлежащих окрестностей. В результате ему приходится сразиться на арене не только с животными-хищниками, но и с окончательно свихнувшимся Коммодом. Такой сюжет имеет кинофильм «Гладиатор». Актеры расценивали свое участие в постановке Скотта как удачную ступень в карьере
Актерский кастинг киноленты стоит отметить особым вниманием
Создатели
Одним из руководителей кинокомпании «ДримУоркс» является Стивен Спилберг, скорее всего, этим и объясняется ее интерес к истории наравне с фантастикой. Режиссер–постановщик Ридли Скотт, которому доверили съемку картины «Гладиатор» (актеры были чрезвычайно рады сотрудничать с именитым маэстро), сделал для современной публики захватывающим и увлекательным зрелищем старомодную стилистику исторических картин, главенствующую несколько десятков лет назад. Ридли Скотт покорил зрителя, привыкшего к новомодным спецэффектам, врезающимися в память батальными сценами и неповторимыми эпизодами гладиаторских боев. Первая часть фильма страдает отдельными недостатками в повествовании, которые наверстываются ближе к финалу остротой духовного противостояния двух центральных персонажей киноленты «Гладиатор». Актеры и роли подбирались друг к другу, в этом режиссеру помогали сценаристы – Дэвид Францони, Уильям Николсон, Джон Логан.
Сюжет[править]
Внимание! Ниже упоминаются сюжетные повороты или даже раскрывается концовка.
1-й вариант описанияправить
В великой Римской империи не было военачальника, равного генералу Максимусу. Непобедимые легионы, которыми командовал этот благородный воин, боготворили его и могли последовать за ним даже в ад.
Но случилось так, что отважный Максимус, готовый сразиться с любым противником в честном бою, оказался бессилен против вероломных придворных интриг. Генерала предали и приговорили к смерти. Чудом избежав гибели, Максимус становится гладиатором.
Быстро снискав себе славу в кровавых поединках, он оказывается в знаменитом римском Колизее, на арене которого он встретится в смертельной схватке со своим заклятым врагом…
2-й вариант описанияправить
В последние дни своего правления Марк Аврелий, стареющий император, поверг своего сына Коммодуса в ярость, объявив своим наследником Максимуса. Рвущийся к власти Коммодус убивает своего отца и приказывает убить Максимуса. Последний, узнав об этом, прячется и скрываясь, становится рабом-гладиатором. В конце концов, Максимус возвращается в Рим, чтобы противостоять своему главному сопернику…
3-й вариант описанияправить
Римская империя, II век нашей эры. Престарелый император Марк Аврелий решает сделать военачальника Максимуса своим преемником, дабы тот, как честный человек, вернул государственную власть в руки народа и Сената. Конечно, это приводит в ярость Коммода, сына императора. Юноша убивает отца, расправляется с семьей Максимуса и пытается уничтожить самого полководца. Однако великого воина не так легко убить. Максимус возвращается в Рим — теперь уже не предводителем легионов, а рабом-гладиатором…
4-й вариант описанияправить
Максимус — влиятельный римский полководец, которого любит и уважает народ, а также престарелый император Марк Аврелий. Перед своей смертью император назначает Максимуса своим наследником и следующим повелителем Рима в обход своего родного сына Коммода. Но после его кончины борьба за власть только начинается. В итоге Максимуса, отказавшегося присягнуть Коммоду, приговаривают к смерти. Но полководцу удаётся бежать и возвратиться домой. Но там Максимус обнаруживает всю свою семью убитой. Могущественный некогда полководец после смерти родных смиряется не только с поражением на военном олимпе, но и со своей участью изгоя. Максимуса заставляют принимать участие в гладиаторских боях до тех пор, пока однажды его кто-нибудь не убьёт. Но Максимус не хочет цепляться за свою пропащую жизнь всеми возможными способами, выигрывая поединки. Он одержим мыслью когда-либо добраться до самого верха трибун, где сидит его палач, и взглянуть Коммоду в глаза. И вот однажды труппа гладиаторов Максимуса приезжает на выступления в Рим…
Сюжет
После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину. По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.
Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.
За короткое время ему удается добиться славы и расположения жестокой римской публики, ему дают прозвище «Милосердный». Но слава имеет и обратную – Коммод узнает, что Максимум жив. Вместе со своей сестрой Луциллой они плетут интриги, цель Коммода – оставаться римским императором, цель Луциллы – сделать императором своего сына.
Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает. Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.
Интересные факты[править]
- Мелу Гибсону предлагали главную роль. Он отказался. Ему было 43 года, и он решил, что слишком стар, чтобы играть Максимуса. Кроме того, он и так известен по роли «Безумного Макса», мстящего за убитых жену и сына.
- Рассел Кроу подружился с сэром Ричардом Харрисом во время съёмок. Оливер Рид же сразу отнёсся к Кроу с неприязнью.
- Распространённым заблуждением является то, что римский император поднимал большой палец вверх, чтобы показать, что гладиатора следует пощадить, тогда как большой палец, направленный вниз, означал, что для поверженного гладиатора не будет никакой пощады. На самом деле всё было наоборот: большой палец вверх символизировал действие меча (и, следовательно, смерть), а большой палец вниз — меч в ножнах (милость). Съёмочная группа знала об этом во время съёмок фильма, но решила не запутывать зрителей.
- Ридли Скотт всегда хотел видеть в роли Коммода именно Хоакина Феникса.
- Реальный Коммод был единственным римским императором в истории, который сражался как гладиатор на арене. Однако он делал это несколько раз, а не один раз. Кроме того, он не был убит на арене, а был задушен в своих покоях атлетом по имени Нарцисс.
- Битву с германцами пришлось снимать 20 дней.
- Джаннина Фасио, сыгравшая жену Максимуса, в 2015 году вышла замуж за Ридли Скотта.
- Фильм не понравился известному критику Роджеру Эберту.
- Хоакин Феникс настолько увлёкся сценой, когда Коммод в его исполнении убивает своего отца, что впоследствии потерял сознание.
- Конни Нильсен и Томми Флэнаган родились в один и тот же день одного и того же года.
Актерский ансамбль
В «Гладиатор» (фильм 2000) актеры проходили строгий кастинг, за которым пристально следил сам Скотт. Единственной кандидатурой, утвержденной с первой пробы, был Ричард Харрис, сыгравший мудрого, но старого императора Марка Аврелия. Кстати, актер в свое время должен был исполнить роль Коммода в кино «Падение Римской империи», но не сошелся в творческом видении данного персонажа с режиссером Энтони Манном, поэтому был заменен на Кристофера Пламмера. Ричард Харрис прославился после участия в следующих кинопроектах: «Гладиатор», «Гарри Поттер и философский камень», «Красная пустыня», «Непрощенный».
Один из ярчайших образов в картине Скотта представил на суд зрителя Хоакин Феникс, раскрывший персонаж Коммода. Исполнитель получил всемирную популярность после выхода в прокат картин «Знаки», «Таинственный лес», «Отель «Руанда», «Она», «Переступить черту».
Описание картины «Гладиатор»
180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема. Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…
История создания фильма и съемки
Нужно было быть достаточно решительным человеком, чтобы в начале 2000-х взяться за работу над картиной в забытом и непопулярном жанре «пеплум».
Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.
Сценарист фильма, Дэвид Францони, взялся за написание сценария еще в 70-х годах, когда пеплум был довольно популярен. На написание сценария его вдохновила научно-популярная книга «Идущие на смерть» Д. Мэнникса. Вдохновение Францони искал, путешествуя по Европе и Азии. Быстро нашли и режиссера, способного снимать масштабное кино – Ридли Скотта.
А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу, хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).
Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.
Статистов набирали, в основном, из опытных британских реконструкторов, многие из которых снимались в не менее эпичном «Храбром сердце». Около съемочной площадки стоял целый палаточный городок, в котором жили статисты и многочисленные костюмеры и гримеры.
Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину. Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.