Алексей гмырев
Содержание:
Фильмы
Карьера киноактера начиналась с маленьких ролей в картинах «Минин и Пожарский» и «Девушка с характером», которые вышли на экран в 1939 году. В следующем году были еще две небольшие роли, благодаря которым Михаила Глузского приняли в штат «Мосфильма».
Михаил Глузский в фильме «Тихий Дон»
В 50-е режиссеры предлагали ему в основном отрицательных героев. В приключенческой ленте «Тайна двух океанов» Глузский был убедителен в роли шпиона Ивашева, а в «Тихом Доне» он блистательно сыграл есаула Калмыкова. Как позднее рассказывал актер в одном интервью, Калмыкова он воспринимал как цельную личность, верную своим идеалам.
После «Тихого Дона» Глузский не сидел без работы. «Монолог», «Последняя жертва», «Миссия в Кабуле» и еще десятки разноплановых ролей – в каждой артист был убедителен. В общей сложности Михаил Глузский сыграл больше 150 ролей. Широко известны работы Михаила Андреевича в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он сыграл администратора гостиницы, в приключенческой ленте «Последний дюйм», в котором рассказывалось о случае в североафриканской Акульей бухте. Убежденного большевика Фокича актер сыграл в драме Глеба Панфилова «В огне брода нет».
Михаил Глузский в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Среди фильмов, снискавших популярность, в репертуаре Глузского числятся «Живые и мертвые», «Пламя», «Десять негритят», «Тасс уполномочен заявить». Партнерами артиста становились Кирилл Лавров, Марина Неелова, Маргарита Терехова, Ольга Машная и другие.
В фильме Николая Губенко «Пришел солдат с фронта» актер воплотил на экране героя с сильным характером. Потеряв в боях руку, солдат возвращается домой, где его ждет более ужасная весть – супруга умерла, оставив дочь сиротой. Герой Глузского находит силы не только воспитать девочку, но и помочь родному селу восстановиться. К военной тематике относятся также фильмы с участием Михаила Глузского «На войне как на войне», «Освобождение». В военной драме «Украденный поезд» артист воплотил на экране образ офицера немецкой армии.
Михаил Глузский в фильме «Тасс уполномочен заявить»
В биографии Михаила Глузского было много наград, призов и премий. Он являлся кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством». В 1997 году удостоился премии «Ника» за работу в фильме «Мужчина для молодой женщины», а через два года стал лауреатом премии в категории «Честь и достоинство». В новом веке актер появился в проектах «Бременские музыканты и Со», «Дальнобойщики», «На полпути в Париж». Последней работой в фильмографии актера стала его роль в юмористическом киножурнале «Ералаш».
Личная жизнь Михаила Глузского
В молодости Глузский имел репутацию трудоголика и холостяка со стажем – все свое время он посвящал работе, в громких любовных историях замечен не был. Однажды на одном из студенческих вечеров в ГИТИСе 32-летний Михаил увидел молодую студентку Катю Перегудову, которая произвела на него сильное впечатление. Он стал искать с ней встречи и при первом же удобном случае напросился в гости к общим друзьям, узнав, что девушка там тоже будет.
Михаил Глузский – выдающийся советский актер
Катя пришла не одна, а с мужем, но это не остановило влюбленного Глузского. Он предложил Перегудовой сходить в магазин, и они несколько часов гуляли по вечерней Москве, забыв обо всем на свете. Буквально на следующий день Михаил должен был уезжать в Германию, где его ждала работа в театре Группы советских войск.
Михаил Глузский и его жена Екатерина Перегудова
Долгожданная командировка стала для артиста настоящей пыткой – он забрасывал любимую письмами с признаниями в любви и в итоге уговорил ее уйти от мужа. Через год, прервав контракт, Глузский вернулся в Москву и сделал Кате предложение. Перегудова ушла от мужа, но тот еще долго не соглашался на развод, и только рождение сына Андрея (1951) поставило окончательную точку в отношениях с бывшим супругом.
Спустя несколько лет у супругов родилась дочь Маша. В ту пору у Михаила Андреевича не было хороших ролей, и иногда, по его словам, он приносил с работы домой только «моральное удовлетворение». Со временем финансовая ситуация выправилась, актер выхлопотал кооперативную квартиру и смог обеспечить семье достойный уровень жизни.
Михаил Глузский с дочерью Марией (слева) и женой Екатериной (справа)
Супруги прожили душа в душу почти пятьдесят лет, воспитали четверых внуков. На похоронах Глузского Екатерина Павлова пообещала детям, что побудет с ними еще два года и уйдет вслед за своим любимым Мишей. Так и случилось – в 2003 году Перегудова скончалась, а в 2011 не стало старшего сына Андрея.
Детство и юношеские годы
Михаил родился в Киеве на Шулявке, по тем временам самом бедном и неблагополучном районе украинской столицы. До этого его семья проживала в Санкт-Петербурге, но после революции вынуждена была сменить место жительства из-за политических взглядов отца: Андрей Михайлович Гмырев, поэт и журналист, был убежденным эсером и не принял ни Февральскую революцию, ни последовавшую за ней Октябрьскую.
Михаил Глузский родился в Киеве на Шулявке
В Питере оставаться было опасно, поэтому он с женой Ефросиньей Кондратьевной Глузской и старшей дочерью Людмилой перебрался в Киев, куда в то время съехалось множество его соратников. В районе Караваевых дач он приобрел небольшой домик, разбил вокруг него фруктовый сад, а осенью 1918 года на свет появился маленький Миша.
В 1922 году глава семьи умер от тифа, и Ефросинья Кондратьевна с двумя детьми на руках переехала в Москву. Там она устроилась на работу, получила комнату в коммуналке и снова вышла замуж. «Тянуть» двоих детей было сложно, к тому же Миша часто болел, поэтому мать отправила его к родственникам второго мужа в Баку. Но им не удалось найти с парнишкой общий язык, он не слушался, озорничал, поэтому был определен в интернат, расположенный в двадцати километрах от столицы Азербайджана. Десятилетний Миша оттуда благополучно сбежал и самостоятельно добрался на товарном поезде обратно в Баку. Родственникам ничего не оставалось, как отправить его обратно в Москву.
Михаил Глузский
Михаил Глузский еще при жизни удостоился титула «Легенда российского кино»: приз с такой формулировкой актер получил на фестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге в 1999 году. И в этом звании не было никакого преувеличения: Глузского к тому времени уже вполне можно было назвать легендой. Более ста ролей в кино — да не просто ролей, а мощных, интересных. Работа с самими значительными российскими режиссерами. Кроме того, актер много работал и на дубляже иностранных картин, а также озвучивал мультфильмы. Недаром за год до питерского приза Михаил Глузский на фестивале актеров кино «Созвездие» в Твери получил награду «За выдающийся вклад в профессию»
Как хорошо, что все эти награды, включая кинопремию «Ника» «Честь и достоинство», Михаил Андреевич успел получить еще при жизни, ведь это так важно для актера, да и вообще для любого творческого человека
Михаил Глузский родился в Киеве в 1918 году. В 1940 году окончил Школу киноактеров при киностудии «Мосфильм». Во время Великой Отечественной войны проходил службу в Центральном театре Советской армии, выступал на военных фронтах перед солдатами в составе концертных бригад. После войны служил в Театре киноактера, а с 1994 года выходил на сцену театра «Школа современной пьесы».
Он был очень хорош на театральной сцене, но все же главным его призванием было кино. В кинематограф Глузский пришел в 1939 году, первая роль — в картине «Девушка с характером». В его фильмографии — и экранизации классических произведений, и картины на современную тематику. Среди классики можно отметить такие работы, как, например, «Последняя жертва» по А.Н. Островскому, где он сыграл Флора Федулыча Прибыткова, фильмы по произведениям А.П. Чехова «Попрыгунья» (Буркин) и «Степь» (купец Варламов).
Снимался он у Михаила Калика («Цена»), Александра Митты («Сказ про то, как царь Петр арапа женил»), Евгения Татарского («Золотая мина»), Глеба Панфилова («В огне брода нет»), Динары Асановой («Никудышная»), Вадима Абдрашитова («Остановился поезд»).
Вообще, вспоминая роли Михаила Глузского, даже сложно выделить какую-то одну, самую важную и значимую. Хорош и его Фокич в «В огне брода нет», и дед Мельников в «Никудышной», и генерал Макартур в фильме «Десять негритят», и Яков Самгин в «Жизни Клима Самгина». И конечно, нельзя не упомянуть его грандиозную работу — профессора Сретенского в картине «Монолог». Как писала киновед Наталия Басина: «В «Монологе» актером были явлены такая степень внутренней концентрации, такая профессиональная изысканность и одновременно такая мощь, что следующей его ролью после Сретенского мог бы стать король Лир».
Но не только в драмах снимался этот уникальный актер. Появлялся он и в комедиях — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Ехали в трамвае Ильф и Петров», несколько раз снимался в детском юмористическом журнале «Ералаш», дублировал для российского проката французского комика Луи де Фюнеса в забавных киноисториях про жандарма.
Есть среди работ Михаила Глузского и мелодрамы. Например, чудесный, трогательный фильм «Почти смешная история», картина о зарождении любви у двух немолодых людей, где Глузский в дуэте с актрисой Ольгой Антоновой виртуозно разыгрывает этот вечный и в то же время всегда новый сюжет.
Занимался Михаил Глузский и общественной деятельностью — руководил Комиссией ветеранов кино в Союзе кинематографистов, одно время был секретарем правления Союза.
Повезло некоторым студентам ВГИКа: Михаил Андреевич, будучи профессором прославленного киноинститута, выпустил два актерских курса.
Любимой профессии Михаил Глузский остался верен до конца. Его последний фильм («На полпути в Париж») датирован 2001 годом. В этом же году 13 мая актер последний раз вышел на сцену. В спектакле «Школы современной пьесы» он сыграл Сорина в чеховской «Чайке», сидя в инвалидной коляске. Сразу после спектакля его увезли в больницу и ампутировали ногу. Через месяц Михаила Глузского не стало…
В 2008 году в документальном цикле «Острова» вышел фильм, посвященный Михаилу Глузскому. Много теплых, хороших слов о замечательном актере и человеке сказали режиссеры Петр Тодоровский, Сергей Никоненко, Иосиф Райхельгауз, его ученики и коллеги по ВГИКу, а также дети и внуки.
Михаил Глузский: биография личной жизни
Все силы Глузский отдавал любимой работе. Казалось, женщины его совершенно не интересуют: он имел репутацию холостяка со стажем. Актеру исполнилось уже 32, когда он в зале Всероссийского театрального общества увидел симпатичную девушку Екатерину, почти на 10 лет младше его. Она училась в ГИТИСе на театроведа и была замужем, о чем актеру тут же сообщил приятель. Но этот факт не остановил бойкого Михаила, заявившего другу: «Она будет моей женой!»
В тот вечер он возвращался домой в приподнятом настроении, подбирал слова, как расскажет матери о том, что встретил наконец-то свою половинку. Однако его ждала печальная новость: мать с перитонитом увезли на скорой. Ранним утром Михаил бросился в больницу, но опоздал — ночью Ефросинья Кондратьевна скончалась. Глузский воспринял это как знак: «Мама передала меня из своих рук в руки Кати…»
Он изо всех сил искал повода для встречи с Екатериной — и нашел: через общих знакомых напросился к ней на модную в те времена студенческую вечеринку. Вина не хватило, и Михаил вместе с Екатериной отправились за «добавкой». По дороге разговорились и уже не могли расстаться: забыв про застолье, всю ночь гуляли по Москве. Утром Катю встретил разъяренный муж, а Михаила — приглашение в драмтеатр Дрездена.
Они обменивались частыми и нежными письмами, Глузский придумывал Екатерине ласковые прозвища, почти в каждом послании признавался в любви: «Моя бритая головушка целиком принадлежит тебе, дорогая. Захочешь ты сделать ее счастливой или нет? Все в твоих лапках!» Вдалеке от любимой он выдержал всего год, разорвав в итоге престижный контракт.
Екатерина оставила супруга, а тот из мести долго не соглашался на развод, даже когда она уже была беременна от Михаила. Родившийся сын Андрей по документам несколько месяцев носил чужую фамилию.
Позже на свет появилась и дочь Мария. В тот период у Глузского как раз не было хороших ролей, он брался за любую работу, но, как много лет спустя говорила в интервью его дочь, «приносил домой только моральное удовлетворение». Жили в коммуналке, донашивали чужие вещи, питались скромно, но при этом были счастливы.
Глузский оказался очень нежным и заботливым отцом. Он катался с детьми на лыжах, читал им стихи и вел задушевные беседы, не гнушался стиркой. Со временем все наладилось: Глузские купили кооперативную квартиру, автомобиль, стали ездить в заграничные путешествия и устраивать застолья с фирменным блюдом Михаила -салатом из рябчиков.
Михаил Андреевич был очень надежным, заботливым человеком — причем не только по отношению к близким. Однажды он приехал в санаторий отдохнуть, а у одной отдыхающей в городе заболел сын. Дело происходило ночью, стали срочно искать, кто подбросит ее до электрички. Все отказывались. Один только Глузский, несмотря на усталость после дороги, без долгих уговоров завел свои «жигули» и довез даму до самого дома.
Карьера в кино, просветительская деятельность
Так сложилось, что в начале кинокарьеры за Глузским закрепилось амплуа актера, исполняющего роли отрицательных персонажей – шпионов, белогвардейцев и жуликов. Это случилось благодаря выходу на экраны приключенческой картины «Тайна двух океанов» (1956), в которой Михаил Андреевич мастерски перевоплотился в хитрого и коварного вражеского шпиона, скрывающегося под маской рядового музыканта.
Следующей яркой работой стала роль есаула Калмыкова в трехсерийной экранизации шолоховского «Тихого Дона», которая принесла актеру всесоюзную известность. Актеру мастерски удалось передать зрителям всю трагедию судьбы своего персонажа, который сумел до конца сохранить верность воинской присяге и не посрамил честь русского офицера.
Глузский до конца своих дней был благодарен Герасимову за эту роль и всегда с удовольствием снимался в его фильмах, пусть даже в совсем небольших эпизодах. Чего только стоит второстепенная, но такая мощная роль аббата Пирара в исторической драме «Красное и черное» (1976), где актерский талант Михаила Андреевича заиграл совершенно новыми гранями.
Заслуживает внимания и комедийный дар актера – ярким примером может служить харизматичный администратор гостиницы из культовой комедии «Кавказская пленница» (1966), который учит Шурика произносить местные традиционные тосты.
Ну а лучшей киноработой Глузского по праву считается роль пожилого академика Сретенского в трогательной психологической драме Ильи Авербаха «Монолог» (1972). Эту картина – глубокое философское размышление о смысле жизни, исповедь пожилого человека, оказавшегося на старости лет совершенно чужим и ненужным родной дочери (Маргарита Терехова) и внучке (Марина Неелова).
Выдающиеся роли Михаила Андреевича можно перечислять еще долго – он никогда не отказывался от работы, даже в тяжелые для всей страны 90-е, когда отечественная киноиндустрия находилась в полном упадке. Мало кто знает, что Глузский – мастер художественного слова, великолепный чтец и декламатор. Он много лет работал на радио и телевидении, дублировал иностранные фильмы, озвучивал мультфильмыи даже снимался в «Ералаше».
Творческую деятельность Глузский успешно совмещал с общественной и преподавательской – выпустил два курса ВГИКа, руководил Комиссией ветеранов кино, в 1986-91 годах был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
За неоценимый вклад в отечественную культуру Михаил Андреевич был удостоен звания Народного артиста СССР и награжден высокими правительственными наградами.
Михаил Глузский: биография
Во взгляде Михаила Глузского читается многое: серьезность, ум, надежность, великодушие. Такой точно не подведет. И даже если актер играл отрицательных персонажей, они получались у него многогранными, каждый со своей правдой.
Михаил родился в Киеве на следующий год после революции — в ноябре 1918-го. Сюда из кровавого пекла Петрограда бежал его отец, поэт и журналист Андрей Михайлович Гмырев. На припрятанные деньги удалось купить под Киевом кусок земли, на котором родитель посадил прекрасные плодовые деревья, построил дом, а тут и сын родился. Но насладиться размеренным укладом провинциальной жизни семья Глузских не успела.
Мальчику было четыре, когда отец ушел в мир иной. Мать Ефросинья Кондратьевна Глузская поднять сына в одиночку не могла и приняла решение переехать к родственникам в Москву.
В крохотной комнате столичной коммуналки ютились Михаил, его старшая сестра и мать. Став подростком, Глузский устроился учеником слесаря, затем электромонтера, а по вечерам посещал школу рабочей молодежи. Воспитанием будущего артиста заниматься было некому, и он связался с дворовой шпаной. Несмотря на юный возраст, Михаилу довелось пережить и увидеть многое: зверства большевиков, петлюровцев, поляков. Он и сам наверняка пошел бы по скользкой дорожке, если бы не один случай.
Мать устроила Михаила электромонтером в Центральный универмаг Мосторга, где работала продавцом
При магазине были клуб и драмкружок, в который юноша начал ходить сначала с осторожностью, затем с большой охотой. Педагоги были уверены: у невысокого шустрого паренька есть актерское дарование
Поверив им, Михаил Глузский два года подряд пытался поступить в театральные вузы, однако везде терпел неудачу. Наконец Глузского взяли в новую Школу киноактера при «Мосфильме».
Позже Михаил Андреевич рассказывал: «Я слыл страшным пижоном: брюки носил широченные — это было модно задолго до стиляжных дудочек, полы штанинами подметал. Вообще я был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни членом партии так и не стал и даже пионерство проскочил». Скорее от комплексов, чем от завышенной самооценки, Глузский вел себя дерзко, хамил старшим, опаздывал на лекции и срывал занятия, за что несколько раз оказывался на грани отчисления.
Авторы Гайдпарка
-
Офшор Михалыч
Что сделают с Сокуровым?
Читать полностью
-
Prokasniza nl
А вы кого поддерживаете — Сокурова или Кадырова?
Читать полностью
-
Игорь Забродин
А нужны ли нам импортные вакцины?
Читать полностью
-
Бедный Виктор
Больничная жуть
Читать полностью
-
валерий рыженко
Человек, который пришёл убивать
Читать полностью
-
Александр Попов
Зачем русские танцуют индийскую девушку?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Преждевременные зачатки бизнес-отношений в еще советском «ВНИИЭСО» Свидетельствую.
Читать полностью
-
Петр Новыш
Теплые воспоминания и свидетельства командированного в советскую Армению
Читать полностью
-
дядя Ваня Ваня
Красная лента — Лента Свободы!
Читать полностью
-
Voxpop
За что боролись …
Читать полностью
-
Петр Новыш
Так в СССР дерзко разрабатывались уникальные плазменные технологии Свидетельствую
Читать полностью
-
Михайло Антонишин
Эпоха величия
Читать полностью
Детство и юношеские годы
Михаил родился в Киеве на Шулявке, по тем временам самом бедном и неблагополучном районе украинской столицы. До этого его семья проживала в Санкт-Петербурге, но после революции вынуждена была сменить место жительства из-за политических взглядов отца: Андрей Михайлович Гмырев, поэт и журналист, был убежденным эсером и не принял ни Февральскую революцию, ни последовавшую за ней Октябрьскую.
В Питере оставаться было опасно, поэтому он с женой Ефросиньей Кондратьевной Глузской и старшей дочерью Людмилой перебрался в Киев, куда в то время съехалось множество его соратников. В районе Караваевых дач он приобрел небольшой домик, разбил вокруг него фруктовый сад, а осенью 1918 года на свет появился маленький Миша.
В 1922 году глава семьи умер от тифа, и Ефросинья Кондратьевна с двумя детьми на руках переехала в Москву. Там она устроилась на работу, получила комнату в коммуналке и снова вышла замуж. «Тянуть» двоих детей было сложно, к тому же Миша часто болел, поэтому мать отправила его к родственникам второго мужа в Баку. Но им не удалось найти с парнишкой общий язык, он не слушался, озорничал, поэтому был определен в интернат, расположенный в двадцати километрах от столицы Азербайджана. Десятилетний Миша оттуда благополучно сбежал и самостоятельно добрался на товарном поезде обратно в Баку. Родственникам ничего не оставалось, как отправить его обратно в Москву.
Мать в то время уже развелась со вторым мужем и работала продавцом в детском отделе ЦУМа. Мишу оставлять одного дома было рискованно, поэтому после школы он приходил к ней на работу и до вечера сидел под прилавком. Затем у мальчика появились дворовые друзья-приятели, с которыми он слонялся по улицам, бил фонари и задирался к прохожим. Окончательно не скатиться по наклонной дорожке парню помог драмкружок при Мосторге, в который он записался из простого любопытства.
После седьмого класса Михаил ушел из школы и пошел в ученики к слесарю в мастерские НАТИ. Затем устроился электромонтером в ЦУМ, а по вечерам посещал занятия в школе рабочей молодежи
Театр по-прежнему занимал важное место в его жизни, к тому же в молодости Глузский был пижоном, ярко одевался и любил привлекать к себе внимание неординарным поведением
В 1927 году в Москве открылся первый театр рабочей молодежи (ТРАМ), который стал настоящей кузницей актерских кадров. В нем ставили спектакли выдающиеся мхатовцы И. Судаков, В. Станицын, Н. Баталов, Н. Хмелев; в 1931 году коллектив получил статус профессионального театра, а в 1938 году ему было присвоено имя Ленинского комсомола.
ТРАМ стал для Михаила первой профессиональной ступенькой в его творческой карьере – поднабравшись сценического опыта, паренек решился поступать в театральное училище. Но все его попытки оказались безрезультатными, и только счастливый случай помог Глузскому реализовать свою мечту.
В 1936 году при «Мосфильме» открылась актерская школа, прием уже был окончен, но неожиданно освободились два места, одно из которых и досталось нашему герою. Школа была организована на базе ВГИКа, преподавали в ней такие выдающиеся деятели советского киноискусства как Н.С. Плотников, В.П. Баталов, Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, Б.В. Барнет и многие другие.
Уже на втором курсе Глузского стали приглашать на съемки в массовке и зачислили в штат «Мосфильма», а в 1938 году он сыграл свою первую небольшую роль в исторической драме Григория Рошаля «Семья Оппенгейм». За ней последовал эпизод в комедийной ленте «Девушка с характером» (1939) и небольшая роль в исторической ленте «Минин и Пожарский» (1939).
В 1940 году Михаил окончил Школу киноактера и был призван в ряды Вооруженных Сил. Службу проходил при Центральном театре Советской Армии, во время войны выступал на передовой в составе фронтовых творческих бригад. В боевых действиях ему участвовать не довелось, но под обстрелы и бомбежки актер попадал неоднократно и на собственном опыте прочувствовал все тяготы и лишения военного лихолетья.