Иннокентий смоктуновский — биография, новости, личная жизнь

Детство и юность

Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас — Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.

Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.


Иннокентий Смоктуновский (слева) с братом и тетей

В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.

Смоктуновский учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, Иннокентий, уже тогда влюблённый в театр, записался в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения подросток расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.


Иннокентий Смоктуновский в юности

Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.

Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.


Иннокентий Смоктуновский в молодости

О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.

Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.

Личная жизнь легенды советского кинематографа

Первой супругой Иннокентия стала коллега по театральной сцене Римма Быкова. Пара прожила под одной крышей два года. Причиной расставания послужила измена жены, у которой охладели чувства. После развода Смоктуновский переехал в Москву, где познакомился со Суламифь Кушнир.

Во втором браке появились на свет трое детей. Старшая девочка Надежда умерла в шестимесячном возрасте. В 1957 году на свет появился наследник актера Филипп, а в 1965 году родилась дочь Мария. Иннокентий мечтал, чтобы дети пошли по его стопам, но у них были на этот счет другие планы.

Филипп стал переводчиком, а Мария заведовала музеем МХАТа. Сын Иннокентия женился на балерине Ольге Буцкевич, которая родила ему дочь Анастасию. Девушка пошла по стопам именитого деда.

Сейчас играет в театре Армена Джигарханяна. В 1994 году Смоктуновский перенес инфаркт, ставший причиной скоропостижной смерти. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Олега Борисова и Ивана Козловского.

Уход из БДТ

Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра; так, из-за съёмок он на три недели опоздал к началу репетиций «Горя от ума», где должен был играть Чацкого. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ.

Впоследствии его попытки вернуться в театр, — а он очень хотел сыграть Чацкого, — не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен. Евгений Лебедев, на протяжении десятилетий связанный с Товстоноговым и дружбой, и родством, свидетельствовал: «Георгий Александрович очень переживал уход Смоктуновского, но у нас был принцип — кто уходил из театра, тот уже не возвращался». Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ — как гастролёр. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, — хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог, — и вплоть до 1973 года на сцену не выходил.

В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом; в их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Г. Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», Чайковский в фильме И. Таланкина (сценарий был написан специально для Смоктуновского); роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР; Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.

Как отмечала Е. Горфункель, список ролей, не сыгранных из-за занятости в других фильмах или из-за болезни глаз, заставившей Смоктуновского на два года покинуть кинематограф (после съёмок у Рязанова), не менее впечатляющ: кроме Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в «Беге» А. Алова и В. Наумова, и Борис Годунов, и Гойя у К. Вольфа, и Сирано де Бержерак… А для каких-то ролей уже было безнадёжно упущено время: Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича. Поскольку Свидригайлов мог стать повторением пройденного, актёр предпочёл неясного для него самого Порфирия и вскоре пожалел об этом: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог». Играть человека, чья самобытность в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и Смоктуновский в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова — там бы я знал, что делать».

Фильмы Смоктуновского

Год Название Роль
1956 Убийство на улице Данте молодой нацист
1956 Как он лгал её мужу Генри
1956 Солдаты Фарбер
1957 Рядом с нами

Андрей Королёв

1957 Шторм Муромцев
1958 День первый

В. А. Антонов-Овсеенко

1958 Ночной гость Пал Палыч
1959 Неотправленное письмо Сабинин
1960 До будущей весны Алексей Ручьёв
1961 Високосный год

Геннадий Куприянов

1961 Девять дней одного года Илья Куликов
1962 Моцарт и Сальери Моцарт
1963 Если позовёт товарищ Шаталов
1964 Гамлет Гамлет
1965 На одной планете В. И. Ленин
1966 Берегись автомобиля Юрий Деточкин
1966 Первый посетитель В. И. Ленин
1968 Первая любовь

Пётр Васильевич

1968 Степень риска

Александр Кириллов

1968 Живой труп

Иван Петрович «Гений»

1969 Преступление и наказание

Порфирий Петрович

1969 Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

1970 Дядя Ваня

Иван Петрович Войницкий

1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров пассажир
1972 Ночь на размышление

главная роль (две роли двойников — Интеллигент и Антипод

1972 Укрощение огня

К. Э. Циолковский

1973 Москва — Кассиопея

И. О. О. (исполняющий особые обязанности)

1973 Исполнение желаний Дмитрий Бауэр
1974 Дочки-матери

Вадим Антонович

1974 Романс о влюблённых трубач
1974 Отроки во Вселенной

И. О. О. (исполняющий особые обязанности)

1974 Анна и Командор

Вадим Петрович, драматург

1974 Выбор цели

Франклин Делано Рузвельт

1975 В горах моё сердце мистер Козак
1975 Звезда пленительного счастья

Иван Богданович Цейдлер

1975 Они сражались за Родину хирург
1975 Доверие

губернатор Финляндии Бобриков

1976 Фантазия Дмитрий Санин
1976 Дни хирурга Мишкина

Пахом Григорьевич

1977 Легенда о Тиле Карл V
1977 Принцесса на горошине Король-отец
1977 Степь

Моисей Моисеевич

1977 В четверг и больше никогда

Иван Модестович, отчим Сергея

1977 Враги Захар Бардин
1978 Бархатный сезон комиссар
1979 Барьер Антоний Манев
1979 Москва слезам не верит

Смоктуновский (камео)

1979 Маленькие трагедии

Сальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь»)

1981 Рождённые бурей старый граф
1981 Шутка? Гросс
1982 Вновь я посетил…

читает стихи А. С. Пушкина

1982 Кража Энтони
1982 Пиковая дама Чекалинский
1983 Двое под одним зонтом Тиль
1983 Поздняя любовь

Герасим Порфирьевич Маргаритов

1983 Пробуждение

генерал Гиппиус

1983 Уникум Сан Саныч
1984 Мёртвые души Плюшкин
1985 Дети солнца Протасов
1985 Странная история доктора Джекила и мистера Хайда доктор Джекил
1985 Русь изначальная

император Юстиниан

1986 Последняя дорога барон Геккерн
1986 Шерлок Холмс в XX веке

лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии

1986 Очи чёрные

Модест Петрович, городской голова

1987 Без солнца барон
1987 Гардемарины, вперёд!

кардинал Флёри

1987 Загадочный наследник

Василий Григорьевич Ерихонов

1987 На исходе ночи Зайферт
1987 Первая встреча, последняя встреча

полковник контрразведки

1988 Запретная зона

Артём Григорьевич Каланчёв

1988 Чёрный коридор

Николай Иванович Ечевин, учитель истории

1989 Сердце не камень

Потап Потапыч Каркунов

1989 Мать губернатор
1990 Ловушка для одинокого мужчины

папаша Мерлуш

1990 Дамский портной

Исаак, дамский портной

1991 Дина Бардов
1991 Гений

криминальный авторитет «Принц»

1991 Дело Муромцев
1991 Дело Сухово-Кобылина

Пётр Константинович Муромский

1991 Линия смерти Луковецкий
1991 Осада Венеции инквизитор
1991 Иван Фёдоров, или Откровение Иоанна Первопечатника

царь Иван Грозный

1992 Золото дон Диего
1993 Убийца следователь
1993 Хочу в Америку писатель
1994 Белый праздник профессор Грэг
1994 Заколдованные дегустатор
1994 Поездка на восток Миколай
1995 Вино из одуванчиков

полковник Фрилей (роль озвучил С. Безруков)

2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе

премьер-министр лорд Томас Бэллинджер

2001 Часы без стрелок Валентин

Детские годы

Биография Иннокентия Смоктуновского началась в небольшой деревушке, где он жил с родителями и еще пятью детьми. Мальчик, рожденный вторым по счету в семье, получил фамилию Смоктунович.

Интересно: По национальности Иннокентий Михайлович являлся белорусом.

Семейство Смоктуновичей было сослано в Сибирь в 1891 году. Прадед актера работал егерем и во время прогулки по лесу застрелил зубра, за что был отправлен в ссылку. Переехала семья в Томск только в 1929 году. Причиной переезда послужило отсутствие работы на предыдущем месте.

Смоктуновичи жили бедно, поэтому были вынуждены несколько раз переезжать, чтобы искать новую вакансию и место работы. Через пару лет новым пристанищем большой семьи стал Красноярск. Михаил стал работать грузчиком, а мать Анна стала трудиться на заводе по производству консервированных продуктов.

Небольшие зарплаты сказывались на состоянии семьи. Родителям было сложно прокормить большое семейство, поэтому они должны были идти на хитрость. Мать каждый день уносила с работы несколько костей, на которых оставалось мясо, чтобы сварить из них бульон на суп. Отец старался больше времени проводить на работе, чтобы получать дополнительный заработок за переработку.

До 1932 года семейство жило относительно неплохо, однако позднее мать уволили с работы. Для того чтобы помочь Смоктуновичам, тетя взяла старших сыновей к себе, среди которых и был Иннокентий. Мальчики очень привязались к родной тете и ее супругу. Они и отправили детей в местную школу.

Кеша учился в школе плохо. Ему не нравился ни один предмет, поэтому он часто прогуливал уроки и не делал домашнее задание. Единственным увлечением Смоктуновича был театр. В средней школе он записался в драматический кружок, но из-за вспыльчивого и непредсказуемого характера мальчик вскоре был выгнан оттуда.

Во время одного из выступлений он настолько не справился с эмоциями, что засмеялся прямо на сцене и долго не мог успокоиться. К тому же он часто вступал в конфликты со сверстниками, так как не хотел признавать установленные правила и авторитеты.

После своего провала на сцене Кеша стал больше времени уделять театру. Он старался не пропускать постановок местной труппы, но из-за отсутствия денег был вынужден подделывать проходной билет и иметь проблемы с законом.

В какой-то момент парень понял, что проще будет получить работу в театре, чем каждый раз идти на хитрость с целью посмотреть новую постановку. Парень стал трудиться в местном театре на должности статиста. После нескольких лет работы он поступил в школу киномехаников, но дорогу к мечте оборвала война.

За все годы войны Смоктуновский ни разу не был ранен

Иннокентий Смоктуновский: личная жизнь

Первый брак актера не был удачным. В 1950 году он женился на коллеге по сцене Дагестанского русского театра (Махачкала) Римме Быковой. Но прошло два года и красавица-актриса (1926-2008) увлеклась другим.

Смоктуновский не мог простить измены. К тому же Римму Быкову пригласили в штат Сталинградского драмтеатра. Супруги перебрались в этот город, но у Смоктуновского не сложились отношения с руководителем Ф. Шишигиным.

Актер развелся с женой и уехал в Москву. Там, как мы помним, он долгое время нигде не мог устроиться. Наконец, его взяли в штат Театра имени Ленинского комсомола. В пошивочном цехе этого храма культуры работала художницей по костюмам Шламита Хаймовна Кушнир, урожденная Хацкелевич.

Она родилась в Иерусалиме в 1925 году и была дочерью известной писательницы Ширы Горшман, издававшей свои книги на идише. Отчимом Шламиты был художник Мендл Горшман. Художница по костюмам также поменяла имя в период борьбы с «безродным космополитизмом» и стала Суламифью Михайловной.

Пара поженилась в 1955 году. Жена Иннокентия Смоктуновского поддерживала супруга во всех горестях и радостях до самой его смерти в 1994 году. Суламифь Михайловна умерла в Москве в 2016 году.

Смерть

Причиной смерти Смоктуновского в августе 1994 года стал инфаркт. Предыдущий, по рассказам близких, актер перенес еще в марте. Не долечился, продолжил съемки в картинах «Белый праздник» и «Притяжение солнца». Причем в обеих Иннокентий Михайлович играл стариков, чья жизнь близится к концу. По завершении работы уехал в санаторий, а через пару дней захотел вернуться домой. Родственники приехали забирать уже усопшего артиста – четвертый инфаркт он не пережил.


Могила Иннокентия Смоктуновского

Прощание со знаменитым актером прошло в МХАТе имени Чехова. Присутствовавшие потом вспоминали фото, выставленное на сцене: «Проницательный взгляд князя Мышкина». Могила Иннокентия Смоктуновского находится на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Олегом Борисовым и Иваном Козловским.

Отомстил за измену, порвав платье на кусочки

Первой женой Иннокентия стала коллега по сцене Норильского театра Римма Быкова. Отношения с ней продлились два года, пока Смоктуновский не уличил жену в измене и в приступе ярости изрезал ее платье на мелкие кусочки.

Второй супругой актера стала известный художник-гример Суламифь Кушнир. Именно она стала его спутницей на всю жизнь.

У пары родилось трое детей. К сожалению, первая дочь Надя умерла спустя шесть месяцев после рождения. Вторым ребенком стал сын Филипп, а дочь Мария появилась на свет спустя восемь лет.

Несмотря на то, что Иннокентий Михайлович хотел, чтобы его дети продолжали его дело, никто из них не смог так сильно полюбить театр, как отец. Мария танцевала в Большом театре, а потом стала заведовать музеем МХАТа, а Филипп выбрал карьеру переводчика.

Фото: Мастюков Валентин/ТАСС

Личная жизнь

Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.


Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью

Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.

В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.


Иннокентий Смоктуновский с семьей

Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.


Иннокентий Смоктуновский с дочерью Машей

По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.

Театр

По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.


Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета

Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.

В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.


Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене

В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.

Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз — в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.


Иннокентий Смоктуновский на сцене

Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.

Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.


Актер Иннокентий Смоктуновский

Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.

В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.


Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.

В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.


Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов

До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.

Внучка гения

Дети великого Смоктуновского, Филипп и Мария, попробовали пойти по его стопам, но не смогли пробиться в профессии, снявшись лишь в не слишком заметных ролях в нескольких фильмах. От брака Филиппа с костюмершей Ольгой Буцкевич появилась на свет Анастасия, единственная внучка Иннокентия Михайловича, которая также решила стать актрисой.

Мария Смоктуновская в фильме «Гений». Кадр из фильма

В конце девяностых Анастасия поступила в Школу-студию МХАТ. Тогда девушка носила фамилию матери, поскольку не хотела козырять родством с великим актёром. Она рассчитывала после окончания учёбы попасть в труппу МХАТ, но прославленный театр не принял внучку Смоктуновского.

— Табаков отказался взять её на работу во МХАТ. Не любит её, — рассказывал «Экспресс-газете» Филипп Иннокентьевич. — Он и моего папу очень не любил. В 80-е годы даже доносы на него писал в разные инстанции, дескать, артист не «нашего» плана, не советский. Мол, играет не так.

Филипп Смоктуновский в фильме «Маленькие трагедии». Кадр из фильма

Получив диплом, Анастасия всё же взяла фамилию деда — в надежде, что это поможет ей построить карьеру.

— По-моему, мне это только помешало. Я только потом поняла, что со мной произошло. Были случаи, когда меня не пускали в театр или не давали роль явно из желания поставить на место. Мол, хоть ты и внучка Иннокентия Смоктуновского, всё равно вставай в очередь! — сокрушалась девушка в интервью порталу «Собеседник». — Ведь сам Иннокентий Михайлович был настолько успешен и снимался так много, что в мире кино у него друзей почти не было. Актёры ему страшно завидовали! А многие из них до сих пор живы и теперь руководят театрами, имеют высокие чины. Зачем им внучка Иннокентия Смоктуновского? Они не только не помогут ей, но и сделают так, чтобы у неё ничего не получилось.

Анастасия Смоктуновская в юности. Кадр из телепередачи «Прямой эфир»

В Москве

Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых, отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал. «Он был не нужен, — писал А. Смелянский, — и по справедливости: „ментальность“ артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть

Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар»

В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра. Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу»; наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом». Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссёра В. Я. Ланге для постановки «Идиота» в Большом драматическом театре; на роль князя Мышкина был назначен Пантелеймон Крымов, актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный; не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен; другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм»; увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля.

Неудавшаяся карьера

В течение десяти лет после окончания Школы-студии МХАТ Анастасия Смоктуновская не могла устроиться на работу по специальности, кочевала по театрам, снималась в эпизодических ролях в таких сериалах, как «Сыщики», «Сделка», «Кулагин и партнёры».

Анастасия Смоктуновская в сериале «Сыщики». Кадр из сериала

— Сейчас я вообще играю в крошечных эпизодах. И за те приходится бороться! Ведь сегодня много желающих играть в кино бесплатно, ради интереса. А я, как профессиональная актриса, прошу денег. Правда, платят совсем копейки. А мне ведь нужно как-то существовать. С деньгами, честно говоря, сейчас совсем плохо, — жаловалась Анастасия в начале текущего десятилетия. — Я уже дошла до того, что играю Буратино в школьных спектаклях. Наверное, скоро стану Снегурочкой на уличных представлениях, чувствую, до этого скоро дойдёт. Понимаю, что это халтура. Но будет ещё ужаснее, если я уйду из профессии и пойду, допустим, таскать подносы в «Макдоналдс».

Анастасия Смоктуновская в сериале «Погоня за тенью». Кадр из сериала

С начала текущего десятилетия Анастасия не поддерживала отношения с родственниками со стороны отца. Девушка утверждала, что не понимает, почему семья от неё отвернулась, однако в передаче «Прямой эфир» представительница «Экспресс-газеты» обвинила внучку Смоктуновского в том, что та продавала журналистам информацию о своих родственниках. Сама Анастасия назвала это заявление клеветой.

Анастасия Смоктуновская на передаче «Прямой эфир». Кадр из телепередачи

Жизнь актрисы начала налаживаться к лучшему в 2015 году, когда её приняли в Театр под руководством Армена Джигарханяна. На сцене этого театра она играет в спектаклях «Пигмалион» и «Трамвай «Желание», а вот пробиться на экраны у Анастасии так и не вышло: ей по-прежнему достаются лишь эпизодические роли.

Анастасия Смоктуновская в фильме «Кино про Алексеева». Кадр из фильма

В 2019 году 37-летнюю Смоктуновскую можно было увидеть в сериале «Шифр».

В кино и на телевидении

Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Он дублировал Чаплина в фильмах «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке»; много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец; его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии». В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях; но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».

Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка. Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений», «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра. Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», роль, которую он не успел озвучить.

Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех: «В этот последний день, — написала Н. Барабаш, — у Иннокентия Михайловича всё было как всегда». После отпевания в церкви на улице Неждановой актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Ворованные кости и поддельные билеты: детство Кеши Смоктуновича

Маленький Кеша Смоктунович, а именно это его настоящая фамилия, родился 28 марта 1925 года в Томской губернии. Дед по матери, купец Аким Махнев, был раскулачен, арестован и расстрелян. Отец актера был мельником, его также раскулачили, он получил год лишения свободы и три года высылки за «эксплуатацию рабочей силы» и продажу хлеба по завышенной цене.

Когда мальчику исполнилось четыре года, семья бежала от голода в Томск, а позже – в Красноярск, где жила родная тетя отца, Надежда Петровна. Жить приходилось тяжело – матери Кеши, Анне Акимовне, приходилось воровать с работы кости, чтобы использовать их для приготовления супа. У мальчика было еще пятеро братьев и сестер, прокормить шестерых детей было сложно, и родители Кеши решили отдать двух старших сыновей бездетной тете.

По воспоминаниям, Смоктуновский учился плохо и совсем не интересовался школьными предметами. Он частенько ввязывался в драки, был вспыльчивым. В шестом классе Кеша стал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актер Синицын, но после первого выступления был выгнан из кружка.

Однако театр все равно привлекал будущего актера, в 14 лет он впервые попал в Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина. Спустя много лет он рассказывал, что постановка хоть и была «дурна по вкусу», но произвела на мальчика неизгладимое впечатление. Однако отсутствие денег не позволяло постоянно посещать спектакли, и Смоктуновичу приходилось нарушать закон, а именно – подделывать театральные билеты.

С приходом войны отец Кеши был призван на фронт, но в августе 1942 года пропал без вести, как позже выяснилось – погиб. В это непростое время мальчику пришлось самому тянуть семью. Он устроился на подработку в театр статистом и поступил в школу киномехаников. Но в январе 1943 пришлось уйти на войну и Иннокентию.

Фото: Кассин Евгений, Мастюков Валентин/ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector