101 способ сымитировать обморок: как жили и чему учили в российских институтах благородных девиц

Программа обучения

В данном привилегированном институте барышень обучали большому количеству научных дисциплин: арифметике, грамоте, истории, географии, кулинарии, рисованию, вокальному пению и прочим предметам. Однако знания по определенным дисциплинам институтки получали довольно поверхностные. Например, на занятиях по кулинарии барышни жарили котлеты из зараннее приготовленного фарша.

Основной уклон в программе обучения благородных девиц делался на правила этикета и религиоведение. Бытовало мнение, что барышни непременно должны грамотно поддерживать беседу на религиозную тему и сдержанно и изысканно вести себя в обществе.

Питание в институте

Кормили институток не калорийно, меню не отличалось разнообразием. На завтрак им давали кашу или макароны, бутерброд с маслом и сыром и чай. Обед включал первое блюдо, мясо из него и пирожок, ужин состоял из чая с булочкой. В среду и пятницу в институте соблюдался пост и рацион воспитанниц был совсем скудным. В утренние часы им давали несколько картофелин, приправленных постным маслом, и жидкую кашу, на обед — маленький кусочек отварной рыбы и постный пирог. С течением времени институткам стала предоставляться возможность за отдельную плату завтракать более калорийной пищей в комнатах классных дам, отдельно от других девушек.

Замысел создания

Инициатором основания первого института для женщин в Российской империи был личный секретарь императрицы Иван Бецкий. Имея европейское образование, этот общественный деятель всячески поддерживал желание Екатерины II прививать русскому народу устои западной жизни. Он считал, что представители мужского и женского пола должны воспитываться в одинаковых условиях.

Институт благородных девиц, размещавшийся в Смольном монастыре, являлся учебным заведением закрытого типа для барышень, принадлежавших к дворянскому сословию. Закрытость института являлась основной идеей, на которую опирался Бецкий, и должна была способствовать воспитанию «новой породы» представительниц прекрасного пола.

Просветитель, трудясь над проектом института, рисовал в своем воображении радужные картины. Юные прелестницы воспитываются в изолированной среде, за долгие годы обучения в Смольном институте (как воспитывали благородных девиц в его стенах, будет рассказано далее). Они превращаются во взрослых благонравных дам. Далее, воспитывая своих детей, они передают им весь свой опыт и знания. Таким образом, через некоторое время все общество становится добропорядочным и высокообразованным. Екатерина II полностью поддерживала замыслы И. Бецкого.

Будущие жены

Групповой портрет учащихся одного из женских институтов: выпускницы с преподавателями

Карл Булла/ МАММ / МДФ/ russfoto.ru

После смерти Екатерины управление Смольным перешло жене Павла I Марии Федоровне. Она многое изменила в жизни студенток: теперь поступали с 8 лет,учились на два года меньше,дважды в год сдавали экзамены.

Со сменой управительницы цели обучения воспитанниц тоже изменились. Теперь из них стремились сделать не фрейлин,а примерных и покладистых жен. Смольный просуществовал до 1917 года и стал отправной точкой для создания новых учебных заведений для женщин. Из стен института вышли 85 выпусков.

Многие из воспитанниц стали известными на всю страну. Например,Нина Хабиас,ставшая поэтессой и Мария Будберг,возлюбленная Горького. В 1900 году оттуда выпустилась сестра поэта Александра Добролюбова Мария,ставшая поэтессой и революционеркой.

Условия жизни в Смольном

Нельзя сказать,что девушек хорошо кормили: рацион был скуден,а продукты некачественные. В своих мемуарах и дневниках выходцы из Смольного писали,что еда была худшим воспоминанием об университете. Спали на жестких кроватях в холоде — температура в комнатах не поднималась выше 16 градусов. Умывались ледяной водой из Невы. Одежда и прически студенток были одинаковы: форменные платья разных цветов(в зависимости от класса), гладко зачесанные косы.

Из приятного — девушек вывозили на театральные представления,художественные выставки,праздники при дворе.

Телесные наказания студенток были строго запрещены,но учительницы не скупились на крики. Выделяться в университете,как в плохую,так и в хорошую сторону считалось дурным тоном. Непослушных девочек дразнили «мовешками»(«mauvaise» — дурная).А слишком прилежных и покладистых называли «парфетками»(искаженное французское «parfaite» — совершенная).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector