Иван бортник: биография, личная жизнь, семья, фото

Творчество

Его выдающийся талант педагоги заметили уже на первом курсе. В дипломном спектакле Бортников с блеском воплотил образ Тузенбаха из чеховских «Трех сестер». В училище он познакомился с известным режиссером Юрием Завадским. После окончания учебы Геннадия приглашают в «Современник», но он делает выбор в пользу театра имени Моссовета. Там молодой актер работал на одной сцене со звездами советского театра: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Серафимой Бирман. В труппе новичка приняли тепло и охотно во всем помогали.

Геннадий Бортников и Фаина Раневская

Первые в творческой биографии роли в спектаклях «В дороге» и «Затейник» удостоились похвалы самых строгих критиков. Знаковым для актера стала постановка «Глазами клоуна». Бортников, прочитав одноименный роман Генриха Белля в «Иностранной литературе», лично выпросил у власти разрешение на постановку. Ему пришлось разыскать самого автора, который тогда жил в ФРГ, и отправленное почти наугад письмо с просьбой передать авторские права все же дошло до адресата. В итоге спектакль оказался настолько удачным, что оставался в репертуаре театра 20 лет.

Ирина Анисимова-Вульф доверяла Бортникову главные роли в своих постановках. Самая громкая его работа – Раскольников в «Петербургских сновидениях». На взлете карьеры Геннадий Леонидович был замечен французским режиссером и вместе с труппой уехал на первые зарубежные гастроли.

Борис Иванов и Геннадий Бортников в спектакле «Петербургские сновидения»

В парижских театрах оценили талант Бортникова и предложили остаться, суля немыслимые гонорары и создание собственной труппы, но он отшутился, сказав, что ему не на кого оставить кошек. Некоторые коллеги посчитали отказ признаком «звездной болезни», но на самом деле он просто любил родной театр и боялся потом оказаться на чужбине невостребованным, без друзей и средств, да и по-французски совсем не понимал.

В Париже Бортников подружился с Сержем Лифарем, хотя Завадский предостерегал его от сомнительного знакомства: нетрадиционная сексуальная ориентация знаменитого балетмейстера бросала тень на репутацию молодого актера.

Геннадий Бортников и Серж Лифарь

Геннадий Леонидович не только играл в спектаклях, но и появлялся на телевидении и радио, снимался в фильмах («Взорванный ад», «Взрослые дети»). Всего фильмография Бортникова насчитывает 25 картин, и он очень переживал, что не сделал больше.

Любимое с детства увлечение – рисование – актер тоже не забросил, лично участвуя в оформлении спектаклей. Сегодня выставку его работ можно увидеть в Доме актера на Арбате.

Юрий Завадский

В 1997 году не стало главного наставника – Юрия Завадского.

С этого момента карьера Геннадия Леонидовича начала идти на спад. Главных ролей уже не давали, а второстепенные не могли поддержать угасающую популярность. Бортникову всегда особенно удавались роли молодых отчаянных парней, но с возрастом его, естественно, перестали на них приглашать. Нового амплуа он найти не смог и постепенно сам стал отказываться от «возрастных» персонажей.

Кончина барда

Когда в 80-м скончался Владимир Высоцкий, Бортник готовился к очередному спектаклю. Тогда ему и сообщили, что одного из его лучших друзей не стало. Он был потрясен и, по его воспоминаниям, не помнил, как он доиграл вообще спектакль.

После похорон на протяжении длительного времени он не мог общаться ни с кем. Также он отказывал журналистам в интервью. Тема Высоцкого была для него чересчур болезненной. Лишь относительно недавно Бортник решился на публикацию писем Высоцкого, которые были адресованы ему.

Кончина друга совпала с утверждением Ивана на роль в михалковской картине «Родня». Он тогда отказался, так как был полностью раздавлен горем. Он даже написал соответствующее письмо Никите Михалкову. Однако супруга настояла, чтобы Иван начал сниматься. В результате роль Бортника стала одной из самых лучших.

История с «Гамлетом»

В эти времена Бортник был задействован и в легендарной постановке «Гамлет» Ю. Любимова. Сначала ему доверили роль могильщика, потом – Лаэрта, а впоследствии — самого сына датского короля. Правда, от роли Гамлета он был вынужден отказаться.

Дело в том, что однажды режиссер предложил ему играть главную роль. Любимов был крайне недоволен Владимиром Высоцким. Он признавался, что не может рассчитывать на него и не верит ему. Он сказал, что актер может уехать куда угодно. Поэтому режиссер попросил, чтобы Бортник начал учить текст, добавив, что темперамент Ивана аналогичен Высоцкому. А поэтому ему, как режиссеру, не придется перестраивать весь спектакль.

После этого Бортник сразу же приехал к своему другу. Тот дал добро на то, чтобы он начал играть вместо него.

Тем не менее после раздумий Иван Бортник отказался от роли. Одной из причин отказа был тот факт, что в постановке Гамлет играет на гитаре, а Иван не был обучен игре на этом инструменте.

Юность «милого Вани»

16 апреля 1939 года в одной из московских семей случилось радостное событие. Родился сын «милый Ваня», он же будущий актёр Иван Сергеевич Бортник. Глава семьи занимал руководящую должность в книжном издательстве. Мать была филологом. Неудивительно, что при таких родителях в школьные годы юный Иван отличался успехами по русскому и литературе. С ранних лет мальчик также посещал музыкальную школу и учился играть на виолончели.

При этом много времени в детстве Иван проводил вне дома, гулял во дворе, водился с хулиганами, и именно двор закалил характер будущего актёра и стал его главным воспитателем. Однажды дворовые друзья-бедокуры позвали Ивана на очередное «дельце». Пока они грабили ларёк, мальчик стоял на карауле. К счастью, все обошлось, и подобный факт в биографии актёра стал единственным.

Дворовая жизнь со своими законами не мешала Ивану увлекаться творчеством, сочинять стихи, посещать театральные кружки и самодельные киностудии. В 1957 году увлеченный режиссурой Иван Бортник поступает в ГИТИС, но имея тягу к актёрскому мастерству, переводится в Щукинское училище, где становится учеником легендарного Владимира Этуша.

Смоктуновский считал его гением

По оценкам коллег, Бортник всегда выделялся своей честностью, открытостью и порядочностью, которая некоторых откровенно выводила из себя. И всех, конечно же, восхищала его невероятная игра.

Вспомним роли Бортника в кино. Забулдыга Вовчик из «Родни», Гитлер из «Мама, не горюй», Клоп в фильме Кончаловского. Сам Никита Михалков, увидев Бортника на премьере фильма «Антикиллер», встал и заявил, обращаясь к зрителям в зале:

Иннокентий Смоктуновский и вовсе считал Бортника гениальным. Когда в начале 80-х на Таганке появился новый руководитель Анатолий Эфрос, то Смоктуновский сказал ему, что в их труппе есть единственный гений и это Иван Бортник.

Иван Бортник. Кадр из фильма

Личная жизнь

У Ивана Сергеевича был роман с актрисой Инной Гулая. Это была не просто любовь, а практически зависимость друг от друга. Ужиться вместе темпераментные молодые люди не могли, но и порознь им было тяжело.

После расставания Инна начала спиваться с новым супругом Геннадием Шпаликовым. В конце концов она решила уйти из жизни. Бортник, который до последнего приезжал по каждому звонку актрисы, очень сожалел о ее гибели и говорил, что всему виной творческая невостребованность.

Но истинная любовь и единственный брак актера случились с художницей Татьяной. Именно с ней Иван Сергеевич прожил всю жизнь. В этой семье появился сын Фёдор.

Дружба с Высоцким

Когда актер начал работать в Театре на Таганке, а это было в 1967-м, сразу познакомился и с Владимиром Высоцким. Тот в свое время признавался, что у него есть только пять ближайших друзей, среди которых был и Бортник. В своих стихах Высоцкий назвал его Тихой сапой.

Актер вспоминал, что до Таганки он совершенно не знал, кто он такой, и что из себя представляет. Тем более его песен он никогда не слушал по причине отсутствия собственного магнитофона. Бортник Иван Сергеевич о Высоцком сказал, что, скорее всего, они сошлись на любви к поэзии и рассказах о послевоенном детстве. Ну и, конечно же, и у Бортника, и Высоцкого были схожие характеры, о чем говорилось чуть раньше.

БОРТНИКИванСергеевич

Иван Сергеевич Бортник – советский и российский актёр театра и кино, ведущий артист Театра на Таганке. Известность пришла к нему после съемок в фильме “Место встречи изменить нельзя” режиссера Станислава Говорухина.


Иван Сергеевич Бортник

Родился Иван 16 апреля 1939 года в Москве. Его отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства, а мать – работала в институте мировой литературы, доктор филологических наук. Родители Бортникова славились своей интеллигентностью, и всячески поддерживали идеи сына, потому вскоре он стал ходить в музыкальную школу, где занимался по классу виолончели.

Будучи дворовым мальчишкой, Иван всё же интересовался литературой, порой даже писал собственные стихи, а также увлекался театром еще с детства. Он любил посещать городской дом пионеров на Кировской, а позже и киностудию при Парке Горького.

Изначально Бортников вступил в театральный институт, но позже передумал и стал обучаться в театральном училище. Окончил обучения в 1961 году.

Иван вскоре был принят в московский драматический театр имени Гоголя, но из-за разногласий с художественным руководителем ушел в труппу к приятелю, с которым познакомился во время учёбы в училище — Юрию Любимову. Он стал работать в Театре на Таганке, где подружился с Владимиром Высоцким. Тот, однажды, очень хотел, чтобы Бортников играл в фильме “Место встречи изменить нельзя” именно Шарапова, но в то время это было невозможно совершить, потому на роль поставили другого актера. Также Высоцкий посвятил песню Ивану “Письмо к другу».

Первая роль была в фильме Всеволода Воронина “Исповедь”, которая ему не понравилась, ибо на экране сам Бортник выглядел, по его словам, как страдалец. После этого Иван взял перерыв на 8 лет в кинокарьере и уже появился в фильме “Впереди день” 1970-го года. После роли в “Иван да Марья” Бортникова стали приглашать на съемки в кино, конечно, по большей мере предлагая роли второго плана. Сыграл Шуру Бегункова в фильме «Чужие письма», кладовщика ресторана в киноромане «Сентиментальный роман», Бориса Крохина в драме «Вторая попытка Виктора Крохина», рядового Кройкова в мелодраме «Объяснение в любви». Партнерами актера становились Елена Проклова, Елена Коренева, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Юрий Богатырев.


Иван Бортник

Свою первую главную роль Бортник получил в фильме под названием “ Я — вожатый форпоста” в 1986 году, снятый по произведениям Н. Огнёва “Дневник Кости Рябцева» и “Исход Никпетожа”. Год спустя он также снялся в значимой картине “Зеркало для героя” режиссера Владимира Хотиненко, где сыграл горного инженера Андрея. Затем последовали съемки в главной роли в детективе «Убийство на Ждановской», где Иван Бортник примерил образ следователя. Во второй половине 90-х годов на экране Бортник появлялся редко, но работы актера, зачастую эпизодические, не остались незамеченными. Это роль крестного в драме «Мусульманин», роль Гитлера в комедии «Мама, не горюй!», образ доктора Кожина в драме «Затворник».

В 2000-м году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России. Среди работ начала 2000-х годов сам артист выделяет съемки в “Антикиллере” и “По ту сторону волков”. Свою лепту актер внес и в сериал “Демон полдня”, посвященный теме роковой любви. Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том числе и в сериале “Сонька Золотая Ручка”, Иван Бортник завершил список фильмографии работами в исторических фильмах “Око за око” и “Жила-была одна баба”.

Последний фильм в котором он снялся — “Глубина” 2015 года, где исполнил роль бармена.

Его первой любовью была актриса Инна Гулая. После разрыва отношений у Инны случались срывы – актриса могла позвонить под утро и попросить Бортника приехать. Девушке казалось, что близкие хотят ее отравить или зарезать. Актер считает, что не востребованность в профессии сломала Инну. В итоге артистка покончила жизнь самоубийством.

Вторая большая любовь актера – выпускница театрально-художественного училища Татьяна. К актерской профессии, супруга Бортника отношения не имеет – преподает в родном училище. Татьяна стала единственной женой актера, терпела взрывной характер и капризы Ивана, прощала обиды и конфликты, запои мужа.

В 1969 году у них родился сын Федор. По отцовским стопам он не пошёл — выучился на инженера, а сейчас работает художником по свету.

Последние дни и смерть

К сожалению, великий актер скончался 4 января 2021 года, причиной смерти стал тромб. Об этом сообщил его друг — Владислав Маленко на своей странице в Facebook. Прощание состоялось 8 января в московском Театре на Таганке. Иван Бортник похоронен на Котляровском кладбище.

Таганка

Спустя некоторое время актер Бортник Иван Сергеевич в очередной раз пришел к Юрию Любимову. Он уже видел ряд постановок «Таганки». Так, актеру очень не понравился спектакль «Антимир», а вот от «Десяти дней, которые потрясли мир» он пришел в неописуемый восторг. Одним словом, он был зачислен в любимовскую труппу и начал работать.

Коллеги, конечно, приняли Бортника в свой дружный коллектив. Тем более сам актер, трудоустраиваясь, шел к «своим». Дело в том, что очень многие из его однокурсников уже работали там.

На Таганке Бортник начал с главной роли Паши Власова. Речь идет о нашумевшем в то время спектакле «Мать». В «Пугачеве» он получил сразу две роли сподвижников мятежного атамана. Также он принял участие в таких постановках, как «Деревянные кони», «Что делать?», «Павшие и живые», «Живой», «Борис Годунов», «Ревизская сказка» и многие другие.

А однажды в «Пире во время чумы» актер блистательно исполнил роль Вольфганга Амадея Моцарта. Причем сцену он делил с Леонидом Филатовым. Их дуэт стал просто уникальным, а игру Бортника отмечали все московские газеты.

В 1977-м труппа отправилась на гастроли во Францию. Там театр дал 65 спектаклей за 45 дней. В Париже на открытии гастролей публика аплодировала стоя, и овация длилась почти тридцать минут.

Несмотря на это Любимов признавался, что работать с актером было ему очень тяжело. Причиной стал взрывной характер Бортника. Мастистый режиссер называл его «злым мальчиком», повторяя, что «он – этой мой крест»…

Собственно, такими тяжелыми характерами обладали многие актеры Таганки. И одним из них являлся Владимир Высоцкий.

Интеллигент из подворотни

Бортник — представитель интеллигентной московской семьи. Его отец Сергей Васильевич Бортник был главным редактором Гослитиздата (ныне – издательство «Художественная литература»), мама Мария Сергеевна Горячкина — доктором филологических наук, старшим научным сотрудником Института мировой литературы имени М. Горького. Сам Ваня не отставал от родителей, он с детства очень много читал и занимался музыкой — играл на виолончели.

Родители, тем не менее, много работали, мальчик часто был предоставлен самому себе и воспитывала его, как практически всех советских детей, улица. Он вырос в Красносельском районе столицы, между Сокольниками и тремя вокзалами, где водилось немало шпаны. Вместе с приятелями Иван хулиганил, а однажды ему даже пришлось стоять «на шухере», пока те грабили ларёк. Это был единственный криминальный эпизод в его жизни, но опыт, полученный за годы дружбы с дворовыми ребятами, после окончания Щукинского училища пригодился ему в актёрской работе.

Гоша Куценко и Иван Бортник в фильме «Антикиллер»

«Место встречи изменить нельзя»: актеры, история создания

За основу сценария взята только что вышедшая и успевшая понравиться многим книга «Эра милосердия».

Когда Высоцкому попал в руки один из первых экземпляров книги, он пошел к Аркадию Вайнеру и сразу заявил – должен сниматься фильм. И в роли Жеглова должен быть только он. Сам писатель удивился, сказав, что есть и много других хороших актеров: «Например, Николай Губенко или Сергей Шакуров, оба хорошие, талантливые актеры».

Высоцкий согласился, что актеры они хорошие, но образ Жеглова, капитана милиции, который работает не просто в милиции, а в МУРе, да еще в Отделе по борьбе с бандитизмом, хорошо удастся только ему.

Фильмы

В кино Иван дебютировал в 1962 году, это была роль художника Василия в драме «Исповедь». Герой Бортника – студент духовной семинарии, разочаровавшийся в религии и оставивший церковь. Актер не понравился себе в этой роли, потому что на экране он выглядел страдальцем. После этого в кинокарьере случился 8-летний перерыв. Следующей работой Ивана Бортника стали съемки в драме «Впереди день».


Иван Бортник в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Затем артист появился на экране в сказке «Иван да Марья», снятой в 1974 году. Актер сыграл солдата Ивана. После этой роли режиссеры чаще начали приглашать Бортника в кино, предлагали преимущественно роли второго плана. Иван Бортник сыграл Шуру Бегункова в фильме «Чужие письма», кладовщика ресторана в киноромане «Сентиментальный роман», Бориса Крохина в драме «Вторая попытка Виктора Крохина», рядового Кройкова в мелодраме «Объяснение в любви». Партнерами актера становились Елена Проклова, Елена Коренева, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Юрий Богатырев.

Всенародная известность пришла после выхода многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором артист блистательно сыграл бандита по кличке Промокашка. Владимир Высоцкий, с которым дружил Бортник, хотел, чтобы тот сыграл Шарапова, но режиссер Станислав Говорухин предложил актеру Промокашку. В сценарии это была небольшая роль без слов – Иван Бортник придумал текст самостоятельно. Его еще долго называли «Промокашкой». Иван Бортник признается, что уже давно не смотрит этот фильм – устал от сравнений с телевизионным героем.


Иван Бортник в фильме «Поживем – увидим»

Далее последовал ряд запоминающихся ролей – инвалида войны Ивана Никанорыча в военной драме «Старшина», Вовчика — бывшего мужа Марии (Нонна Мордюкова) — в трагикомедии «Родня», пациента госпиталя в военной драме «Привет с фронта», бригадира Ивана Кузьмича в комедии «Поживем – увидим».

Свою первую главную роль актер получил только в 1986 году в экранизации «Я – вожатый форпоста». Сюжет картины был построен на основе воспоминаний о юности вышедшего на пенсию педагога Николая Гудкова. Роль учителя в молодости исполнил Василий Мищенко, а во взрослом возрасте – Павел Кадочников. Ивану Бортнику досталась роль принципиального партийного работника.


Иван Бортник в фильме «Затворник»

Через год последовала следующая значимая работа. Борник сыграл горного инженера Андрея в картине «Зеркало для героя» режиссера Владимира Хотиненко. В 1990 году с участием актера вышли социальная драма «Мир в другом измерении» о детях, живущих в интернатах, и детектив «Смерть в кино». В обоих фильмах артист предстал в главных ролях.

Затем последовали съемки в главной роли в детективе «Убийство на Ждановской», где Иван Бортник примерил образ следователя. Во второй половине 90-х годов на экране Бортник появлялся редко, но работы актера, зачастую эпизодические, не остались незамеченными. Это роль крестного в драме «Мусульманин», роль Гитлера в комедии «Мама, не горюй!», образ доктора Кожина в драме «Затворник».


Иван Бортник в сериале «Сонька Золотая Ручка»

В 2000 году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России.

Среди работ начала 2000-х годов сам артист выделяет съемки в «Антикиллере» и «По ту сторону волков». Свою лепту актер внес и в сериал «Демон полдня», посвященный теме роковой любви. В фильме, помимо Ивана Бортника, сыграли Лариса Малеванная, Елизавета Боярская, Сергей Чонишвили. Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том числе и в сериале «Сонька Золотая Ручка», Иван Борник завершил список фильмографии работами в исторических фильмах «Око за око» и «Жила-была одна баба».

Детство и юность

Геннадий Леонидович Бортников, по национальности русский, родился 1 апреля 1939 года в Москве в семье военного. Его отец служил летчиком и слыл строгим и авторитарным человеком. Мать умерла, когда Гене было всего 7 лет.

Актер Геннадий Бортников

В детстве будущий актер очень любил рисовать и во время уроков делал шаржи на учителей, развлекая одноклассников и раздражая педагогов. Он также серьезно интересовался театром и охотно брался за роли в школьных спектаклях.

Гена собирался посвятить жизнь искусству, но такого выбора категорически не одобрил отец, мечтавший видеть сына военным или инженером. После окончания семилетки Геннадий по его настоянию поступил в машиностроительный техникум, но бросил, проучившись всего год, и подал документы в художественное училище.

Геннадий Бортников в молодости

В семье разразился скандал, и юноша сбежал из дома, причем не к друзьям, а в монастырь, точнее, в Троице-Сергиеву лавру. Там Бортников успел изучить религиозные традиции и попробовать себя в иконописи (позже он даже зарабатывал этим ремеслом). Вернувшись домой, Геннадий отстоял себе право выбора жизненного пути и поступил в Школу-студию МХАТ.

Биография артиста

Иван Сергеевич родился в замечательной московской семье интеллигентов – его мама была филологом, доктором наук, сотрудником Института мировой литературы, а Сергей Бортник, отец будущего актера – замглавредом в Гослитиздате.

Начало творческой биографии Ивана Бортника пришлось на школьные годы — свои актерские способности он реализовывал в доме пионеров, а потом записался в самодеятельную киностудию, существовавшую при парке им. Горького.

На фото: Иван Бортник в молодости

Увлечение театром, возможно, спасло его от дурного влияния улицы – среди друзей Ивана в детстве было немало хулиганов, и один раз он даже поучаствовал в ограблении ларька. Многие из той компании отсидели в тюрьме, к счастью, Бортнику удалось избежать той же участи.

Впервые перед публикой Иван Бортник выступил в шестилетнем возрасте, прочитав стихи на работе у Бортника-старшего во время новогоднего утренника. Иван и сам рано начал писать стихи – родители привили ему любовь к чтению и литературе.

После окончания школы вопрос с выбором профессии перед Иваном не стоял – он пошел поступать в ГИТИС и успешно сдал все вступительные экзамены. Позже Бортник перешел в Театральное училище им. Щукина после окончания которого получил приглашения от шести театров, но стал актером театра им. Гоголя.

На фото: в фильме «Исповедь»

Свою судьбу с кино Иван Бортник связал, став уже дипломированным актером, а его первой кинематографической работой стала роль в картине «Исповедь». Шесть лет Иван Сергеевич выходил на сцену театра им. Гоголя, в котором сыграл немало главных ролей, а потом перешел в Театр на Таганке, с которым биография Ивана Бортника была связана до последних дней жизни.

Бортник Иван Сергеевич: личная жизнь

Первой любовью Бортника была Инна Гулая, которая также служила Мельпомене. Возлюбленная не стала его супругой. Это был безумный юношеский роман.

В результате Гулая вышла замуж за гениального литератора Геннадия Шпаликова.

После его гибели она так же покончила жизнь самоубийством, как и супруг.

А в конце 60-х он встретил новую любовь. Супруга актера окончила одно из театральных училищ, и в этих стенах заведует кафедрой, преподавая звукорежиссуру. Она стала тем человеком, который смог терпеть несносный характер мужа. Она умела прощать его запои и обиды.

Еще давно Владимир Высоцкий говорил ему, что жене Бортника давно пора поставить памятник за то, что она с ним живет. Они и сегодня вместе.

В 1969-м у семейства Бортников родился сын Федор. Он стал инженером и трудился в должности «художник по свету».

Биография

Иван Бортник – советский и российский актер театра и кино, ведущий артист Театра на Таганке, получивший всероссийское признание после появления в эпизодической роли в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина.

16 апреля 1939 года в интеллигентной московской семье родился сын Иван, будущий актер. Мать работала в Институте мировой литературы, защитила докторскую диссертацию по филологии. Отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства. Ничего удивительного в том, что сыну Ивану точные науки в школе давались тяжело, зато по русскому языку и литературе всегда были пятерки. К тому же родители в первых классах определили сына в музыкальную школу, где Иван занимался по классу виолончели.


Актер Иван Бортник

Театром мальчик увлекся еще в детстве, поэтому выбор профессии не был неожиданностью для родителей. Так как детские годы Ивана прошли во дворе, дворовые законы и были его главным воспитателем. Многие дворовые обитатели успели пройти через «зону», а один раз взяли «на дело» и будущего актера. Ваня стоял «на шухере», пока парни грабили ларек: это было в первый и последний раз в биографии Ивана Бортника.

Удивительно, но дворовая жизнь не мешала парню читать и писать стихи, ходить в городской дом пионеров, а после в самодеятельную киностудию. В 1957 году юноша поступил в ГИТИС, однако передумал и решил учиться в Щукинском театральном училище. Иван Бортник поступил на курс Владимира Этуша и успешно окончил вуз в 1961 году.


Владимир Высоцкий и Иван Бортник

Театральная карьера артиста связана с Театром на Таганке, хотя туда Иван Бортник попал не сразу. Сначала актер служил в театре им. Н. Гоголя, но из-за разногласий с художественным руководителем ушел к Юрию Любимову, с которым был знаком со времени студенчества.

На Таганке Иван Бортник стала ведущим артистом, хотя часто проявлял свой непокорный нрав. Но коллегам и друзьям по театру артист никогда не переходил дорогу. Случилось это с ролью Гамлета, с которой Юрий Любимов решил снять Владимира Высоцкого и отдать другому актеру. Иван Бортник отказался от предложения. Когда в начале 80-х годов в театре появился новый руководитель Анатолий Эфрос, то Иннокентий Смоктуновский представил Ивана Бортника режиссеру как единственного гениального актера труппы.

Театр и кино

Бортник с лёгкостью поступил в Щукинское училище, где его наставником был прославленный Владимир Этуш.

Не сразу, но всё же Иван Сергеевич попал в театр, которому посвятил в последствии всю жизнь. Знаменитая Таганка режиссера Юрия Любимова выпустила не одно поколение талантливых артистов.

Здесь произошла легендарная дружба с Владимиром Высоцким, которой Иван Сергеевич оставался верен до самой смерти.

В кино Иван Бортник дебютировал в роли художника в фильме «Исповедь». Картина получилась очень драматичной, и актер усомнился в своем таланте.

Позже был очень долгий перерыв в съемках и только через восемь лет Иван Сергеевич снова был приглашен на роли. В основном это были работы второго плана, военные драмы или деревенские зарисовки. Солдат из «Ивана да Марьи» и «Объяснения в любви». Кладовщик ресторана из «Сентиментального романа».

Последние годы и уход актёра

Ближе к преклонному возрасту Иван Сергеевич отошел от работы в театре и кино. Он мог иногда дать интервью или принять участие в записи памятной передачи.

Артист был склон к алкоголизму, часто уходил в запои. Из-за этого обострялись хронические болезни.

В январе прошлого года Иван Бортник ушел из жизни, оторвался тромб.

Последние годы Бортник прожил в нищете и забвении. Были проблемы со зрением, да и тяжелые удары судьбы, в виде смерти любимой и лучшего друга Высоцкого, наложили тяжелый отпечаток на всю дальнейшую судьбу Ивана Сергеевича.

Скромный и гордый от природы актер не хотел ни у кого просить помощи и жил тихо, незаметно, заливая горе спиртным. Ему было очень горько от того, что совсем немногие зрители оценили по достоинству его работы в кино. Большинство связывало артиста лишь с ролью бандитской «шестёрки».

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

«Место встречи изменить нельзя»

Роль члена банды «Чёрная кошка» Промокашки в легендарном советском сериале не изобиловала словами. Можно сказать, что их там не было совсем. Все реплики, которые произносит с экрана Иван Бортник, он придумал сам. Как говорил позже Станислав Говорухин, Иван по сути сам создал эту яркую роль, превращая сцены со своим участием в бенефис, и главное было — не мешать ему.

Бортник импровизировал, сверкал и искрился. Он настолько вошел в роль, что его Промокашка даже плюнул в лицо Глебу Жеглову, немало удивив этим всю съемочную группу. Актёр с помощью жаргона, жестов и мимики так хорошо изобразил блатного, что консультант фильма, замминистра МВД СССР Константин Никитин настоял на том, чтобы самые яркие реплики при монтаже вырезали, иначе такие Промокашки появились бы в каждом советском дворе.

Но некоторые важные сцены, такие как арест героя, в фильме остались, правда, бортниковского бандита в ней постарались «приглушить». Многие слова звучат как бы на заднем плане, а если хорошенько вслушаться, то можно расслышать, например, фразу «Володя, открой, открой же, волк позорный! Я тебе кадык выгрызу».

Роли в кино

В кино дебютировал в 1962 году — в фильме Всеволода Воронина «Исповедь», в котором исполнил роль художника Василия.

Первую главную роль — Ивана-солдата — сыграл в музыкальном фильме-сказке «Иван да Марья».

Широкую известность и любовь зрителей получил после роли бандита «Промокашки» в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Известно, что Высоцкий очень хотел, чтобы в этом фильме Иван Бортник сыграл Шарапова. Однако Станислава Говорухина киношное начальство по сути заставило взять на эту роль Владимира Конкина (перед тем сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола).

Но даже и небольшая роль сделала Ивана Бортника звездой отечественного экрана. При этом текст своего героя он придумывал сам: «Говорухин мне сказал: «Ну придумай что-нибудь». Вот я и стал придумывать. Да и то много чего вырезали. Жаргон весь убрали… Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин. Подходит ко мне: «Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: «Руки вверх!» — пистолет в снег, «Руки вверх!» — пистолет в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь». На всю придумку было — пока я надевал брюки, пиджак, пальто, сапоги, шарф, кепку — минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню «А на черной скамье…», думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез — засмеялся».

Запомнился по роли однорукого инвалида войны Ивана Никанорыча, торгующего папиросами, в фильме 1978 года «Старшина».

Еще одна второплановая, но весьма яркая роль актера — Вовчик (Владимир Иванович Коновалов), бывший муж главной героини в фильме Никиты Михалкова «Родня».

В 1987 году снялся в главной роли в картине режиссера Владимира Хотиненко в фильме «Зеркало для героя» (фантастическая притча по мотивам одноимённой повести Святослава Рыбаса). Его герой Андрей Немчинов попадает в прошлое — в 1949-й год, где встречает своих молодых родителей.

Стоит отметить и его работу 1990 года в детективном триллере «Смерть в кино», где он сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной площадке. Затем сыграл главную роль в политическом детективе «Убийство на «Ждановской»».

Снялся в нескольких фильмах в 2000-е. В частности, сыграл главную роль (Коля-инвалид) в детективном триллере «По ту сторону волков».

Среди других заметных работ — участие в проектах «Шукшинские рассказы» (Худяков), «Антикиллер-2» (Петр Колеров — «Клоп»), «Барин» (Аристарх), «Око за око» (председатель трибунала Бадунов).

«Моя главная актерская задача — рассказать историю души русского человека», — так определял свое творческое кредо Иван Бортник.

Последние дни Ивана Бортника

Последние дни жизни известный актёр провел в кругу своих близких. Солидный возраст давал о себе знать, актёр жаловался на плохое самочувствие и редко выходил из дома. Проблемы со здоровьем появились ещё задолго до смерти. В 2018 году у актёра начались проблемы с сердцем, были подозрения на инфаркт, но диагноз не подтвердили. В августе добавились проблемы с желудочно-кишечным трактом, но от госпитализации Иван Бортник отказался. Плюсом ко всему добавился перелом шейки бедра, который потребовал оперативного вмешательства. После операции актёр пытался освоить ходунки, но давалось это ему с трудом.

Значительно осложняла жизнь Ивана Бортника слепота. Проблемы со зрением начались за несколько лет до смерти актёра. Сначала он стал плохо видеть, потом мог только различать цвета, а впоследствии полностью ослеп. Причиной проблемы стало отслоение сетчатки. Проведя три операции по восстановлению зрения, врачи так и не смогли помочь актёру. По мнению жены Ивана Бортника Татьяны Борзых, проблемы со зрением у актёра появились из-за яркого света на съёмочных площадках. Так или иначе, но болезнь Ивана Бортника – слепота стала настоящим ударом для творческого человека. Он перестал общаться с друзьями, стал замкнутым, проводил время в четырех стенах.

При наличии целого букета болезней возникает вопрос – из-за чего умер Иван Бортник? По словам медиков, основная причина смерти Ивана Бортника – закупорка сосуда в результате оторвавшегося тромба. Он умер 4 января 2019 года ровно в 23:00 в одной из столичный больниц на руках у жены. Смерть Ивана Бортника наступила мгновенно. В 2019 году известному актёру должно было исполниться 80 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector