Биография владимира ивашова
Содержание:
Дознание пилота Пиркса (1978) (Test pilota Pirxa)
Драма, Советский фильм, Фантастика
tagSci-Fi (Научная фантастика), tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Станислав Лем
Режиссер: Марек Пестрак
В ролях: Владимир Ивашов, Сергей Десницкий, Александр Белявский
Фильм снят по рассказу Станислава Лема «Дознание».Опытному космическому пилоту Пирксу поручено необычное задание. Он должен привести к Сатурну космический корабль с экипажем из человекообразных роботов нового поколения, а после представить отчет об их поведении. Эти роботы принадлежат крупной промышленной корпорации, и от оценки Пиркса во многом зависит, будет ли продолжен выпуск андроидов, поскольку многие авторитетные люди и организации выступают против этого.Сначала полет проходит в штатном режиме, однако спустя какое-то время некоторые из «членов экипажа» начинают вести себя непредсказуемо…
Последний год жизни
В 1995 году об Ивашове вспомнили его более благополучные коллеги и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника». Надев на себя казенный смокинг, он отправился в Дом Кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку – грузить шифер и шлакоблоки.
В марте 1995 года Владимиру Ивашову пришлось работать особенно много. Ему хотелось заработать денег на достойный подарок жене. Светлана Светличная рассказывает, что в последний год своей жизни он особенно много нервничал, срывался по всякому пустяку. Его убивала мысль, что он уже не актер. В отличие от прежних лет, она не обижалась в ответ, а, наоборот, старалась его поддержать. Когда он усталый и раздраженный возвращался со стройки, Светлана встречала его улыбкой и обедом.
В ту весну Владимир особенно плохо себя чувствовал. На стройке его щадили, но с его язвой такая работа была недопустима. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову внезапно стало плохо. Срочно вызвали врачей.
Рассказывает Евгений Жариков: «Он надорвался, и у него открылось желудочно-кишечное кровотечение. Первая бригада врачей, которая делала ему операцию, оказалась элементарно нетрезвой, через несколько часов – повторная операция, а сердце не выдержало…». Он скончался в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни.
В горе и радости
Они поклялись быть вместе в горе и радости, но время радостей стремительно уходило. В 90-е начались тяжелые времена. Ни Светличную, ни Ивашова не снимали в кино, у них не было возможности играть в театре. Чтобы прокормить семью, Владимир пошел работать на стройку. Работяги дали ему прозвище Артист. Светлане тоже пришлось несладко: тогда она еще не получала пенсию, поэтому пошла за деньги убирать чужую квартиру. Выживали, как могли — им надо было кормить детей:
У Ивашова была язва желудка, а работа на стройке усугубила ситуацию. Врачи сделали операцию, но источника кровотечения не нашли. Вторую операцию он уже не перенес, и в марте 1995 года его не стало.
70-е годы. Личная жизнь
В 70-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. Как вспоминает сама Светличная: «Первые десять лет – потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом – сложная середина».
Был момент, когда их брак висел на волоске. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Светлана капризничала, устраивала сцены, обвиняла мужа в том, что он не стал режиссером, и она не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших Владимира, она открыто флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла, но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и муж прощал.
Светлана Светличная вспоминает: «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я – человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать… Я была противной. Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого, наверное бы, у меня был не один муж. Выдержать мои закидоны трудно».
Самой громкой стала ее связь с Андреем Мироновым на съемках «Бриллиантовой руки». В перерывах контрабандист Козодоев не давал прохода сексапильной блондинке. Она ответила взаимностью. «Доброжелатели» оперативно проинформировали Владимира о проделках дражайшей половины, и он решил презентовать супруге ответные «рога». Вернувшись в Москву, Светлана традиционно покаялась в грехах, муж простил и с легкой душой отправился на свидание с любовницей. Соперница Светличной оказалась такой красавицей, что ветреная актриса задумалась о сохранении семьи, отбросив мысли о романах на стороне. Для верности она даже родила второго сына Олега.
Владимир оказался замечательным отцом. Светлана Светличная вспоминает: «По-настоящему детей воспитывал Володя. Дети верили чуть ли не до семи лет, что Дед Мороз приносит подарки. Володя проводил проволочки, вешал под елку подарок. В полночь он обрезал эту нитку – и с боем курантов подарок падал вниз. У меня бы в жизни на подготовку терпения не хватило. Он всю квартиру украшал…». Владимир часто сглаживал взрывной характер жены, воспитывая детей, он их никогда не бил, умел находить к ним подход, действовал личным примером.
И все же супруги продолжали ссориться чуть ли не каждый вечер, выясняя, кто достиг в кино большего. Разборки заканчивались объятиями, поцелуями и праздничными столами после возвращения Светланы со съемок. Сумасшедшая юношеская любовь оказалась неубиенной, как герои современных блокбастеров. Помогло сохранить брак и то, что Ивашов никогда не ревновал жену к славе.
70-е годы. Кино
В 70-е годы Владимир Ивашов продолжал много сниматься в кино. Случались и главные роли. Так всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом Тихоновым, на «Таллинфильме» был снят фильм — «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева – будущего Штирлица. В том же году он сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь».
Среди других работ актера: продолжение «Неуловимых» — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», где Ивашов вновь сыграл адъютанта Кудасова, военная драма «А зори здесь тихие» (эпизодическая роль — гость Бричкиных) и другие фильмы.
Тем не менее, роли, сравнимой по масштабам с Алешой Скворцовым, у Ивашова не было. Режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, не предлагая ничего серьезного. Даже в Театре-студии киноактера, где Ивашов проработал 30 лет, у него случились лишь две стоящие роли: Ставрогин в «Бесах» Ф. Достоевского и Автор в пьесе А. Блока «Здесь на синей земле».
В 1978 году впервые серьезно дала о себе знать язва желудка у Ивашова. Он должен был лечь в одну из столичных клиник, однако жена узнала, что в Кургане есть хирург, который лечит эту болезнь по оригинальной методике. Ивашов отправился к нему. Операция прошла успешно, после чего боль в течение полутора десятков лет не давала о себе знать.
Алексей Ивашов сейчас
В 2021 году люди, пристально следящие за жизнью звезд, услышали об исчезновении Светличной. Сын, не знавший, что и думать, поднял на ноги компетентных людей. Паника улеглась, когда актриса появилась на передаче Андрея Малахова «Прямой эфир», транслирующейся на канале «Россия», и рассказала о нежелании общаться с семьей единственного из детей.
Услышав откровения матери, Ивашов с трудом справился с эмоциями и дал интервью ряду изданий. Оскорбленный сын рассказал, что Светлана Афанасьевна в старости стала страдать болезнью, именуемой деменцией, но не сочла нужным принимать ослабляющие симптомы препараты. Сейчас актрисе требуется квалифицированная помощь врачей, однако без личного согласия родственники не имеют шансов определить ее в специализированную клинику.
Мировая известность
После окончания школы в 1956 году, Владимир поступил во ВГИК на курс Григория Козинцева. Учился он легко, хотя нельзя сказать, что очень уж выделялся среди своих однокурсников. И, тем более, никто не предполагал, что вскоре он станет всемирной знаменитостью.
В 1958 году режиссер Григорий Чухрай приступил к съемкам фильма «Баллада о солдате». На главную роль — молодого солдата Алеши Скворцова – режиссер пригласил популярного актера Олега Стриженова.
В ходе съемок Григорий Чухрай понял, что допустил ошибку. Стриженов явно не подходил на главную роль ни по возрасту, ни по внешним данным. Он мог быть аристократом, героем-любовником, но никак не желторотым солдатом. Нужен был 17-летний герой, наивный и пылкий, с юношеским максимализмом в глазах, который еще не успел повзрослеть и для которого слово «мама» значит очень много.
Начались срочные поиски кандидатуры, которые привели к 19-летнему студенту второго курса ВГИКа Владимира Ивашова. Его партнершей стала студентка первого курса Школы-студии МХАТ Жанна Прохоренко. Георгий Чухрай вспоминал: «Мы шли на риск во многом. Даже в том, что поручили главные роли совсем еще неопытным актерам. Мало кто в то время пошел бы на такой шаг, но мы отважились и не пожалели. Володя с Жанной внесли в фильм самую ценную для него краску – непосредственность и обаяние молодости».
По сути, от Ивашова требовалось только естественность, искренность при создании незамысловатого образа рядового Алеши Скворцова, но для начинающего актера это и было нелегким. И все же Владимир блестяще справился с поставленной задачей. Он был необычайно органичен и естественен в этой роли.
В ходе съемок Григорию Чухраю пришлось преодолеть многочисленные попытки «сверху» внести изменения в сценарий. Ему предлагали сделать главного героя полковником или генералом, убрать из картины сцену с женой-изменщицей, изменить финал фильма… И все же режиссер отстоял свой взгляд на картину.
В фильме имелись некоторые неточности, на которые Чухрай пошел сознательно. Так, например, в начале войны отпуска солдатам практически никогда не давали, но это требовалось по сюжету. Погоны в начале войны солдаты также не носили, но режиссеру необходим был обобщенный образ солдата-освободителя, известный всему миру. Григорий Чухрай рассказывал: «Снимая картину для советского зрителя, я втайне надеялся, что ее увидят и за рубежом, в странах, через которые наша армия гнала фашистскую нечисть. А вдруг люди, видевшие советских бойцов уже в новой форме, заметив на форме героя петлицы, не смогут совместить эти два образа? Нет, скажут, нас освобождали не эти… Вот почему мы одели Алешу в форму конца войны».
Комиссия, принимавшая фильм, осталась недовольной. Слишком уж он не вписывался в стандартные рамки фильмов о войне. Однако и положить его на полку они не решились. И тогда фильм был пущен ограниченным прокатом по провинциям. Это не помешало необычайному успеху картины, на которую народ буквально ломился. На этот факт закрывать глаза уже было нельзя. В результате в 1960 году, на самом верху, было принято решение отправить фильм на международный кинофестиваль в Канны.
Григорий Чухрай был здесь уже не новичком. Три года назад он уже покорил весь мир своей картиной «Сорок первый». И все же режиссер волновался: «Респектабельная, разодетая публика чинно занимает в зале места. Мне становится страшно: они не поймут фильм, не примут. Ну что этим господам и дамам до страданий русской матери, потерявшей сына?».
Опасения оказались напрасными. Зал не остался равнодушным. Реакция зрителей в Каннах нисколько не отличалась от реакции где-нибудь в Рязани. Они в тех же местах смеялись, там же затихали, там же плакали…
Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества». А на исполнителя главной роли Владимира Ивашова свалилась неслыханная популярность, как три года назад на Изольду Извицкую, сыгравшую в картине Григория Чухрая «Сорок первый».
Один из американских журналов писал: «Голливудским звездам, готовившим юных актеров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолет в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актеров из девятнадцатилетних юнцов».
Учеба во ВГИКе. Женитьба
В Москву Владимир Ивашов вернулся в ореоле всемирной славы, которая, кстати, совершенно его не испортила. Правда, из-за пропусков в занятиях ему пришлось опуститься на курс ниже. Он попал к выдающемуся режиссеру и педагогу Михаилу Ромму. Здесь он и повстречал свою любовь.
Когда Ивашова перевели на курс Михаила Рома, девушка конечно обрадовалась, но в то, что у них что-то может быть, она не верила. Светлана тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из турне по США после заокеанской презентации «Баллады о солдате». «Да у такого парня, наверное, целый гарем!», — думала она, проливая слезы в подушку.
Удивительно, но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной. Развязка наступила на генеральной репетиции «Казаков» по повести Толстого, где по сценарию парочка должна целоваться. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнершу, чуть не упавшую в обморок от счастья. Как только опустился занавес, он сказал: «Светка, мне кажется, что я тебя люблю!».
Через полгода они играли свадьбу. Но прежде чем дать свое согласие, Светличная позвонила маме в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против.
Через год у пары родился сын Алеша, названный в честь главного героя «Баллады о солдате». Первое время молодожены жили у родителей Ивашова. В одной комнатушке коммуналки ютились семь человек, что, конечно, не способствовало установлению хорошего климата в семье. С самого начала у невестки не сложились отношения со свекровью.
В отличие от семейной жизни, творческая жизнь актерской пары складывалась успешно. Все еще, будучи студентом ВГИКа, Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек» (1962) и других. Светлана Светличная сыграла главную роль в картине «Им покоряется небо». А в новелле «Тетка с фиалками» (1963) супруги снялись вместе.
«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»
Первая слава пришла к Светличной после комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха». Однако всесоюзную славу актриса обрела, когда на экраны страны вышла комедия Гайдая «Бриллиантовая рука».
Светличная и Никулин
Фото: Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
Артистка очень удачно «примерила» на себя образ роковой женщины. Она вошла в историю как первая актриса, показавшая в Советском Союзе стриптиз. Несколько поколений зрителей знают этот фильм буквально наизусть благодаря и Светлане Светличной. Смелая роль превратила ее в настоящую звезду, она заставила советских женщин ревновать мужей к экранной красавице.
Отношения с собственным супругом у актрисы периодически портились. Она устраивала Владимиру истерики из-за его поклонниц и упрекала в том, что тот не стал режиссером, и не подарил ей долгожданные роли. Артистка мечтала сыграть Анну Каренину, Наташу Ростову, чеховских героинь, но ей их не предлагали.
Светличная и Высоцкий
Фото: Кадр из фильма «Стряпуха»
Конфликты выливались в то, что Светлана позволяла себе флирт с актерами и режиссерами. Рассказывали, что с Андреем Мироновым на съемках «Бриллиантовой руки» у них начался роман.
Светличная называла себя влюбчивым человеком, она не видела в этом ничего предосудительного.
Светличная и Тихонов Фото: Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
К числу поклонников актрисы причисляли сценариста Геннадия Шпаликова и даже космонавта Юрия Гагарина. Однажды она полюбила женатого мужчину, Ивашов в то время увлекся молодой актрисой. Пара оформила развод. Любовник оставил Светличную и она умоляла Владимира простить её. Воссоединение состоялось, а после они даже обвенчались.
Бард
Отечественная артистка также первый раз откровенно поведала, как влюбилась в обычного барда Сергея Смирнова-Сокольского. Актриса одевала и кормила мужчину, а также сама настояла на оформлении брака. Бард был младше Светланы Светличной на двадцать лет, но очень напоминал ей умершего мужа. Знаменитая актриса очень пожалела о том, что оформила с ним официально отношения. Это был весьма короткий брак.
По словам Светланы, она прекрасно знала, что одна, а этот человек — бард, который замечательно исполняет песни под гитару. Этот брак продлился двадцать семь дней. По признанию артистки, она содержала его, и в дальнейшем у нее уже какая-то жадность взыграла, и они развелись. Несколько лет назад (в 2021 году) Сергей Смирнов-Сокольский умер. Светличную приглашали на похороны, но она не пришла — решила, что не имеет к Сергею никакого отношения.
Личная жизнь
Владимир женился еще в студенческие годы. Его избранницей стала Светлана Светличная. Они учились в одном вузе, но Ивашов на курс старше. Все девушки во ВГИКе были влюблены в актера, сыгравшего в военном фильме «Баллада о солдате».
Осознание, что они любят друг друга, пришло на репетиции постановки «Казаки» по повести Льва Толстого, когда Владимиру и Светлане пришлось целоваться. Через несколько дней Ивашов, провожая Светличную до общежития, признался ей в любви.
Счастье в личной жизни Владимир Ивашов нашел в браке с актрисой Светланой Светличной
Свадьбу влюбленные сыграли в январе 1961 г. Вместе супруги прожили более 30 лет. У них родилось двое сыновей. Старшего Владимир решил назвать в честь героя, прославившего Ивашова на родине и за ее пределами, Алексеем. Он стал стоматологом, его дочь Мария родила сына, который носит имя и фамилию знаменитого деда.
Младший сын артиста пережил его на 10 лет. Олег Ивашов скончался от токсикоза печени в 33 года. Мужчина зарабатывал на жизнь, торгуя на рынке джинсами. Все остальное время проводил в компании друзей, злоупотребляя алкогольными напитками.
Фильмы
Во время учебы во ВГИКе Владимир Ивашов снялся еще в нескольких картинах. Популярной стала комедия 1962 года «Семь нянек» режиссера Ролана Быкова, в которой артист сыграл Виктора.
Интересно, что в одном из эпизодов герой Семена Морозова, имея в виду Виктора, говорит: «Да он все ждет эту Жанну – артистку Жанну Прохоренко». Фраза была отсылкой к персонажу Ивашова из «Баллады о солдате».
Окончив ВГИК, Владимир Сергеевич поступил на службу в Московский государственный театр киноактера, в котором проработал до 1991 года.
Владимир Ивашов в роли Печорина в фильме «Герой нашего времени»
В 1965 году режиссер Станислав Ростоцкий пригласил Ивашова на роль Григория Печорина в картину «Герой нашего времени». Артист сыграл вместе с Алексеем Черновым, Николаем Бурляевым, Софьей Пилявской и другими актерами. Печорин в исполнении Владимира Сергеевича – яркая, надломленная жизнью личность. Сыгранный десятками артистов герой Михаила Лермонтова ассоциировался у советского зрителя именно с образом, созданным Ивашовым.
В 1968 году на экраны вышел фильм «Приключения неуловимых» с участием артиста. Ивашов сыграл поручика Перова и исполнил вокальные партии. Приключенческая киноповесть Эдмонда Кеосаяна имела оглушительный успех у советских зрителей. Фильм посмотрели 66 миллионов человек. В 1970 году исполнитель снялся в продолжении картины – ленте «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
Владимир Ивашов — «Русское поле»
В 1972 году вышла экранизация военной драмы Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Режиссер картины с одноименным названием – Станислав Ростоцкий. История девушек, погибших при попытке задержать отряд немецких разведчиков, не оставила равнодушными зрителей. Владимир Ивашов сыграл в фильме «А зори здесь тихие…» ученого, остановившегося на далекой таежной заимке в гостях у семьи героини фильма, Лизы Бричкиной.
В большинстве картин, в которых сыграл Владимир Сергеевич, режиссеры эксплуатировали яркую внешность и популярность актера. Несмотря на большое количество ролей, Ивашов не реализовал полностью свой талант характерного артиста.
Не реализовался он полностью и в театре – за долгие годы работы актер сыграл всего несколько серьезных ролей.
Владимир Ивашов в последние годы
В 1974 году Владимир Ивашов сыграл главную роль партизана Александра Короля в военном фильме режиссера Виталия Четверикова «Пламя». Картина снята по мотивам реальных событий, происходивших на территории оккупированной Беларуси в 1944 году.
В том же году артист сыграл еще в одной военной ленте – пронзительной драме советских и польских авторов «Помни имя свое». В основу фильма легла реальная история семьи Муравьевых – матери и сына, которые были разлучены, став узниками Освенцима.
Последняя роль в фильмографии Владимира Ивашова пришлась на 1993 год. Это была картина Владимира Лаптева «Сыскное бюро «Феликс»». На съемочной площадке вместе с артистом работали Евгений Леонов, Наталья Крачковская, Игорь Дмитриев, Александра Захарова. В жизни Евгения Леонова лента тоже стала последней. Для артистов пришло тяжелое время 90-х. Владимир Ивашов так сказал о своем нежелании сниматься в фильмах: «Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все, что осталось в человеке доброго, радостного, святого».
Развод
Конечно, их жизнь не была безоблачной. Светлана, эмоциональная, горячая часто начинала ссоры на пустом месте. Ей не нравилось, что муж увлекался охотой, не нравилась его верность актерской профессии: лучше бы он был стал режиссером и, как многие режиссеры, снимает жену в главных ролях!
Светлана сыграла не так много ролей, но из-за европейской внешности и стильности ее всегда брали в зарубежные поездки. Она ездила с фильмами, в которых не снималась, и, с одной стороны, это было унизительно, а с другой, этому завидовали. Актриса часто нервничала из-за всего этого. Ивашову не очень нравилось, что ее часто не бывает дома. И еще один момент: впечатлительная Светлана могла увлечься партнером по фильму… В общем, как говорила она сама, иногда этот брак держался благодаря терпению с сдержанности Владимира, его незлопамятности и умению прощать.
Но и самое ангельское терпение не безгранично.
Она как будто внезапно отрезвела, вся дурь выветрилась из головы за одну минуту. Нет человека лучше ее мужа, нет мужчины лучше… что же она наделала!
Раньше Светлана никогда не просила прощения. В этот раз она впервые вызвала мужа на серьезный разговор и умоляла простить. А чтобы муж поверил, что никаких интрижек больше никогда не будет, предложила обвенчаться. Она относилась к религии очень серьезно, Ивашов об этом знал.
Детские годы
Ивашов коренной москвич. Он появился на свет 28 августа 1939 г. Мама трудилась на одной из столичных фабрик швеей, отец работал на авиазаводе рабочим. Родители с детства приучали его к самостоятельности. Владимир умел выполнять любую работу по дому.
На вид артист не выглядел силачом, но старшие ребята не трогали его, знали, что парень умеет за себя постоять
Стать артистом Ивашов мечтал с детства. Володя не пропускал ни одного представления в театре Образцова. Дома актер самостоятельно изготавливал кукол и играл спектакли для своей младшей сестренки. Ему нравилось все, что было связано со сценой.
Вова любил ходить в цирк, даже принимал участие в представлениях, играя в массовке. После окончания школы отец актера настаивал, чтобы тот шел устраиваться на работу на завод. Владимир ослушался родителя, решил поступить во ВГИК.
Ивашову удалось покорить экзаменационную комиссию с первой попытки. Во время обучения в вузе артист ничем не отличался от своих одногруппников. Ни он, ни преподаватели на тот момент не догадывались, что через несколько лет Ивашов станет известен далеко за пределами Советского Союза.
Песни
Песня «Русское поле», спетая Ивашовым под гитару в продолжении «Неуловимых мстителей», стала украшением картины и подарила зрителям возможность познакомиться с еще одним талантом разностороннего артиста.
Владимир Ивашов — «Над окошком месяц»
Душевное исполнение героем Владимира Сергеевича – белогвардейцем – патриотической песни получило высокую оценку, и в последней части трилогии артист снова продемонстрировал блестящее исполнение романса на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц».
В дальнейшем Ивашов еще не раз пел для кинолент. В фильме «Когда наступает сентябрь» прозвучала исполненная им «Для тебя!», в драме «Дамское танго» – «Журавли», в ленте «Путина» – «Пусть будут над нами созвездья сиять».