Сериал «клан сопрано»: актеры и роли

Тони Сопрано мертв?

К сожалению, наиболее вероятный ответ — да.

Окончательного ответа нет, потому что на самом деле сцены с убийством Тони не было показано, последний кадр финальной сцены стал чёрным, заставляя включить воображение. Но есть много причин полагать, что Тони убит, и есть много людей, которые хотели бы его смерти. Обсуждение последней сцены по поводу конечной судьбы Тони Сопрано продолжаются до сих пор, и вряд ли прекратятся в ближайшее время.

Камера во время ужина Тони с семьёй в кафе показывает несколько подозрительных людей в этой сцене. Все подозреваемые. Ну, Медоу, Кармела и Эй Джей Сопрано, вероятно, могут быть исключены из числа подозреваемых. На этой ноте, так как Медоу — единственный член семьи, которого не видели в закусочной, возможно, она единственная, кто выжил? Кроме создания напряженности, необходимой для того, чтобы показать как Медоу видела смерть отца. Ведь зачем ещё ей нужно было так долго парковаться и не сидеть вместе со своей семьёй?

Хоть это и странно, но подобный конец может означать всё, что зритель хотят, то, что Тони остался живым, или же, что его убили до того, как доиграла песня, звучащая из радио.

Если Тони Сопрано мертв, кто его убил? Если он не мертв, попадёт ли он в тюрьму?

Если Тони Сопрано мертв, кто его убил? А если он не умер, то попадёт ли он в тюрьму в результате показаний Карло Джерваси? Независимо от того, что говорят весь каст сериала после шоу, мы никогда не узнаем наверняка, если только не выйдет какое-либо продолжение.

В 2012 году Чейз, автор сериала, сказал USA Today: «Если он не умер той ночью, то умрет очень скоро«. И проблема та же: есть количество минут в жизни, и они идут вот так». Затем Чейз издал тикающий звук. «Они ушли. И ты не знаешь, когда это случится. Это всё, что я хотел сказать.»

Кто его убил? Он вообще был убит? Что случится с его семьёй? Эти вопросы остаются без ответа, и именно так это нравится Чейзу.

Зрители «Клана Сопрано» действительно провели семь лет вместе с героями

Одна из особенностей телесериалов в том, что они часто делают зрителей членами той компании, о которой рассказывают. Зритель всегда жил в Твин Пиксе, был седьмым из «Друзей» и, конечно, был одним из семьи Сопрано. Поэтому в «Клане Сопрано» много внимания уделялось быту: семейные ужины и воскресные обеды, появляющиеся из ниоткуда родственники. И особенно болезни — по количеству сцен в больнице «Сопрано» может конкурировать с иными сериалами про врачей, и довольно небольшое количество этих сцен было связано с мафиозной стороной сериала, куда больше — просто с жизнью героев.

Многие последователи «Сопрано» такой тест на попадание в семью провалили. В «Безумцах» и «Подпольной империи» (тот и другой — проекты сценаристов «Клана Сопрано») жизнь персонажей хоть и воссоздана с ревностной детализацией, но все равно сильно гламуризирована — зритель больше наблюдает за этой красотой со стороны, чем непосредственно участвует.

«Клан Сопрано» в своем погружении зрителя в семью наследует классическим ситкомам, но с одной поправкой — во главе семьи самый настоящий убийца и тиран, и это совсем не смешно. Если ситкомы держат зрителя в своей компании потому, что ему там хорошо, то из семьи Сопрано зритель не убегает по той же причине, по которой сестры и братья не оставляют друг друга с жестокими родителями.

Еще один безусловный плюс такого подхода в том, что в «Сопрано» изначально хорошо понимали, что делать с персонажами-детьми. Пока в «Очень странных делах» панически пытаются спрятать признаки пубертата своих актеров, в «Клане Сопрано» взросление маленьких героев было заложено изначально, а также и та роль, которую повзрослевшие дети потом сыграют. Эти простые правила о том, что дети взрослеют и это нужно учитывать при планировании сюжетов, почему-то оказались недоступны для большинства последователей. Но 20 лет работы на телевидении все-таки помогли заранее спланировать подобные вещи.

Теперь, когда Фил Леотардо мертв, кто будет боссом семьей Лупертацци в Нью-Йорке?

Смерть нью-йоркского босса Фила Леотардо была жестокой: его сначала застрелили, а затем его переехал собственный внедорожник. И этому трудно не порадоваться, так как это означает, что Тони в безопасности… на некоторое время, так точно. Смерть Леотардо также оставляет огромную дыру: кто станет следующим боссом семьи Лупертацци?

Кармайн Лупертацци-младший (также известен как Маленький Кармайн) уже ушел в отставку, несмотря на то, что он был сыном бывшего босса и имел наивысшие шансы на становление боссом. Предположительно, он остаётся живым в конце сериала. Но, тем не менее, он не хочет эту работу, которая, затем отходит к Бутчи Декончини вероятного приемника должности, так как он будет ближе всех по иерархической вершине, когда Фил умрёт. Не говоря уже о том, что он даёт Тони разрешение на уничтожение Фила. Чтобы сохранить тайну и интригу, Маленький Кармайн сидит во главе стола на последнем сходке. Но это скорее всего, просто из уважения…

Премия Гильдии режиссеров Америки

Клан Сопрано получил 16 номинаций на премию Гильдии режиссеров Америки , две из которых выиграли. Дэвид Чейз и Джон Паттерсон — единственные режиссеры, удостоенные награды за свою работу в шоу. Четыре номинации сериала в 2000 году установили рекорд по количеству номинаций сериала в одной категории за год.

Стив Бушеми , который работал в сериале как актер и режиссер, был номинирован на премию Гильдии режиссеров Америки за постановку эпизода третьего сезона « Сосновые степи ».

Год Категория Номинант Результат Ref.
2000 г. Выдающиеся режиссерские достижения в фильме «Ночь драматических сериалов» Даниэль Аттиас (для » 46 длинных «) Назначен
Генри Дж. Бронхтейн (за « Никто ничего не знает ») Назначен
Аллен Коултер (для « Колледжа ») Назначен
Дэвид Чейз (для » Клан Сопрано «) Победил
2001 г. Выдающиеся режиссерские достижения в фильме «Ночь драматических сериалов» Генри Дж. Бронхтейн (» Откуда в вечность «) Назначен
Аллен Коултер (за « Рыцарь в белых атласных доспехах ») Назначен
Джон Паттерсон (для » Funhouse «) Назначен
2002 г. Выдающиеся режиссерские достижения в фильме «Ночь драматических сериалов» Стив Бушеми (для » Сосновых степей «) Назначен
2003 г. Выдающиеся режиссерские достижения в фильме «Ночь драматических сериалов» Джон Паттерсон (для » Уайткэпс «) Победил
Тим Ван Паттен (для « Кто это сделал ») Назначен
2005 г. Выдающиеся режиссерские достижения в фильме «Ночь драматических сериалов» Джон Паттерсон (за « Всем должное уважение ») Назначен
Тим Ван Паттен (» Долгосрочная парковка «) Назначен
2007 г. Выдающиеся режиссерские достижения в фильме «Ночь драматических сериалов» Дэвид Наттер (для « Вступи в клуб ») Назначен
Тим Ван Паттен (» Только для участников «)
Назначен
2008 г. Выдающиеся режиссерские достижения в фильме «Ночь драматических сериалов» Дэвид Чейз (за « Сделано в Америке ») Назначен
Тим Ван Паттен (для » Домашних фильмов о сопрано «) Назначен

Пибоди Награды

«Сопрано» были удостоены двух премий Пибоди : одну в 2000 году за свой первый сезон и одну в 2001 году за второй сезон. После получения награды в 2000 году было отмечено, что «Сочетая драму с комической иронией, « Клан Сопрано » поднимает историю мафии из заезженного кинематографического жанра в непревзойденную демонстрацию моральной сложности современной американской жизни. « Сопрано » оригинальны, забавны , умный и живой, с твердыми персонажами, настолько многослойными, узнаваемыми и загадочно человечными, что зрители сплетничают о них, как о общих друзьях ».

В связи с победой 2001 года было заявлено, что «эта мрачно-комическая драма о конфликтующем боссе мафии с аутентичностью, описываемой как« грубая »,« жестокая »и« привлекательная », завораживает телевидение. Таким образом, программа стала самый популярный сериал на кабельном телевидении и дает его создателю и со-исполнительному продюсеру Дэвиду Чейзу беспрецедентное отличие Пибоди в двух развлекательных программах: «Клан Сопрано в этом году и прошлый» и « Северная экспозиция» в начале 1990-х годов ».

Год Номинант Результат Ref.
Клан Сопрано Победил
Клан Сопрано Победил

Первый успех

Клан Сопрано был необычным с самого начала. Когда 60-минутный пилот начали предлагать компаниям, согласились только HBO. Они заказали первый сезон в 1997 году, так что выхода сериала пришлось ждать два года. Однако это стоило того. Вводная часть получилась как мощная отдельная драма, что несколько удивительно с современной точки зрения. Обычно даже известные пилотные выпуски уступают последующим эпизодам.

Все начинается словно шутка: Тони Сопрано, босс мафии из Нью-Джерси, посещает кабинет психотерапевта

О чем думает мафиози? Как он ведет переговоры с преступниками и домашними? И, что более важно для Чейза, на что это похоже, когда он просыпается по утрам, ходит по дому в халате, лениво читает газету с чашкой кофе в руке, как его жена готовит завтрак и ссорится с детьми, готовя их к школе?

Эти вопросы изучаются в разговорах между Тони и его доктором Дженнифер Мелфи, а затем более косвенно в сценах, которые изображают мафиози, занимающегося своими делами, общающегося со своими «коллегами». The Sopranos – история о том, что думает и чувствует жестокий на первый взгляд преступник. Такого еще не было на телевидении

Шоу сразу же привлекло внимание критиков и журналистов за его зрелое и художественное содержание, технические достоинства, музыкальные подборки, кинематографию и готовность решать сложные и противоречивые темы. Среди них преступления, семья, психические заболевания, а также американская и итало-американская культура

OST The Sopranos

Выбор музыки сыграл не самую последнюю роль в успехе «Клана Сопрано». Чейз лично выбрал ее вместе с продюсером Мартином Бруэслом и музыкальным редактором Кэтрин Дэйак, также консультируясь со Стивеном Ван Зандтом. Музыка обычно подбиралась на стадии редактирования серии, но иногда они снимались для соответствия заранее выбранным произведениям.

Заглавная тема «Woke Up This Morning» была записана группой Alabama 3. За редким исключением она играет в титрах. Помимо нее часто слышны треки «Living on a Thin Line» группы The Kinks и «Con te partirò», исполненный итальянским певцом Андреа Бочелли.

Позже были выпущены два альбома с саундтреками: «The Sopranos: Music from HBO Original Series» 1999 года с песнями из первых двух сезонов и «The Sopranos – Peppers and Eggs: Music From The HBO Series» 2001 года. Он содержит песни и избранные диалоги из первых трех сезонов шоу.

Создатели «Сопрано» хорошо понимали, что сериалы — это не кино

До «Сопрано» Дэвид Чейз (сценарист сериала. — Esquire) проработал на телевидении 20 лет, тем не менее конкретно эту идею он хотел сначала воплотить в виде фильма. Коллега в 1995 году переубедил автора — и это было правильное решение. Когда спустя три с половиной года сериал вышел на кабельном канале HBO, многие зрители отметили, что выглядит он «совсем как кино», что подразумевалось как комплимент, но стало бичом текущей золотой эры.

Под «как кино» имеется в виду качество съемки, игра актеров, сложность драматического развития и вообще наличие развития персонажей — и действительно, на момент выхода «Клана Сопрано» все это для телепродукции было скорее редкостью. Но «Сопрано» — это все-таки сериал. По структуре, по работе с персонажами. В конце концов, по опыту авторов: вся изначальная команда Чейза много лет работала на телевидении и про сериалы знала куда больше, чем про кино. И именно поэтому «Сопрано» сработал. Не потому, что HBO решили показать зрителям очень длинный фильм, а потому что максимально использовали потенциал сериалов как отдельного вида драматического искусства.

Capital Pictures / Legion-Media

В частности, в «Сопрано» впервые раскрыли весь потенциал сериализации для глубокого изучения сложных характеров. То, что в классической трехактной структуре кинофильмов никак не сработало бы; тут нет на самом деле единой истории, тут есть один персонаж, который в разных историях ведет себя немного по‑разному и участвует в них на разных ролях, не всегда первостепенных. Именно поэтому сериалы в итоге стали идеальным медиумом для историй про антигероев.

Тем временем ярлык «как кино» оказался довольно вредным как для зрителей, так и для индустрии. В начале новой золотой эры многие зрители так и продолжили делить сериалы на те, которые как кино — то есть заслуживающие похвалы, и которые просто сериалы — то есть что-то проходное. Такой элитизм и снобизм незаслуженно принижал значение сериалов как отдельного жанра и оставлял за скобками золотой эры многие работы, которые заслуживали куда большей похвалы, чем получали (например, ситкомы «Студия 30» или «Сообщество»). С другой стороны, производители контента скоро поняли, что сериалы продавать проще, и сериализации стали подвергать многие проекты фильмов. Это случилось, например, с вестерном «Забытые Богом», который буквально был переписан из фильма в мини-сериал для Netflix. Критики отмечали неплохую основную линию шоу, но слабые второстепенные — то есть как раз те, которые были дописаны в попытке сериализации. И, вероятно, как фильм проект сработал бы намного лучше, но его погубила идея о том, что «престижное» ТВ — это как кино, только длинное.

Сам «Клан Сопрано», конечно, не виноват в том, что так все сложилось. Но когда смотришь его сегодня, то куда очевидней, что от кино там практически ничего нет и что работает он именно как сериал. И в этом же кроется причина следующего пункта.

Интересные факты про «Клан Сопрано»

Джеймс Гандольфини (Тони Сопрано) говорил, что с ним в реальной жизни часто связывались «умники», которые хвалили его за подлинность сериала и пытались дать ему советы. Например, один «умник» после пилотной серии посоветовал ему больше никогда не надевать шорты!

Джеймс Гандольфини умер в 2013-ом в возрасте 51 год от инфаркта миокарда.

Чтобы разозлить самого себя, Джеймс Гандольфини подкладывал себе в ботинок небольшой камешек. Так он играл злого Тони более натурально. Также он специально не спал всю ночь перед некоторыми сценами с завтраком, чтобы на камеру выглядеть по-настоящему усталым.

В 1999-ом году ФБР тайно сняли четырёх членов реальной мафиозной семьи северного Нью-Джерси, ДеКавальканти. На плёнке они обсуждали сериал «Клан Сопрано».

У создателя сериала Дэвида Чейза существовало единственное правило для сцен в офисе доктора Мелфи: никаких движений камеры!

Джеймс Гандольфини и Дэвид Чейз. Изначально Чейз сделал героя Томми Сопрано, но потом переделал на Тони. Фото: Sara Krulwich/The New York Times/Redux

Создатель сериала Дэвид Чейз был режиссёром только двух эпизодов: первого и последнего.

На съёмочной площадке импровизация не поощрялась — актёры должны были следовать сценарию дословно. Любое изменение должно было обсуждаться с Дэвидом Чейзом. Когда актёры подходили к Чейзу, чтобы сказать «Мой персонаж никогда не сделал бы так», то Чейз отвечал: «Кто сказал, что это ваш персонаж?»

Лоррейн Бракко изначально должна была сыграть роль Кармелы Сопрано (жены Тони Сопрано), но она решила, что эта роль очень похожа на роль в фильме «Славные парни» (1990). Поэтому она играет доктора Дженнифер Мелфи.

Актёр Тони Сирико (Поли Галтиери) согласился на роль, только когда ему пообещали, что он по сценарию не будет информатором. Дело в том, что у него богатое криминальное прошлое — до середины 70-х его 28 арестовывали и 1 раз он отсидел за ограбление. Но потом одумался и стал актёром. С тех пор у него нет проблем с законом.

Руководство HBO опасалось, что зрители подумают будто бы это сериал о музыке (английское название сериала — The Sopranos). Может быть, по этой же причине в русском переводе появилось слово «Клан». Именно поэтому в заставку добавили пистолет.

HBO рассматривало другие название для шоу. Например, «Сделано в Нью-Джерси».

Актер Майкл Рисполи изначально пробовался на роль Тони Сопрано, но не подошёл. Однако он очень понравился режиссёру и тот дал ему роль Джеки Априла-старшего, для чего даже подкорректировал возраст героя в сценарии.

Кадр из сериала «Клан Сопрано»

Дреа де Маттео тратила 4 часа на макияж и прическу для своей героини перед съёмкой. На причёску уходило минимум 2 часа. Если части тела были открыты, то 1.5 часа уходило на то, чтобы скрыть татуировки.

Дреа де Маттео в «Клан Сопрано»

Кто-то посчитал, что во втором сезоне слово «фак» (на английском языке это самое популярное матерное выражение) произносится 750 раз. Лидер, естественно, Тони Сопрано, который говорит это слово 264 раза. Можете проверить…

Из почти 50 более-менее значимых героев с репликами только 5 актёров не имеют итальянского происхождения.

Много локаций в сериале — это реальные места в Нью-Джерси. С одним из таких мест произошёл курьёз — в сериале магазин спортивных товаров закрывался, хотя в реальности — НЕТ! В итоге владельцы вынуждены были объяснять постоянным покупателям, что магазин будет работать и дальше.

Кадр из заставки первых трёх сезонов «Клана Сопрано». На нём видны башни-близнецы, которые по понятным причинам были удалены из заставки после событий 11 сентября 2001-го года.

Задумка The Sopranos

Дэвид Чейз работал телевизионным продюсером и сценаристом около 20 лет, прежде чем приступил к созданию сериала. За его плечами работы в таких телешоу, как «Колчак: Ночной охотник», «Ведьмы четырех стихий», «Досье детектива Рокфорда», за которое Дэвид получил Эмми и «Северная сторона». Он дебютировал в качестве режиссера в 1986 году, работая над эпизодом «Enough Rope for Two» сериала «Альфред Хичкок представляет». К середине 1990-х Чейз уже имел достаточно опыта, чтобы заняться созданием полнометражного фильма.

Это он и собирался сделать, рассказав «историю о реальности бытия бандита или о том, что я считаю реальной жизнью в организованной преступной группировке – мафии. Они не стреляют друг в друга каждый день. Они сидят, едят, делают ставки и выясняют, кто кому должен деньги. Иногда бывают вспышки насилия, чаще, чем в банковском мире, возможно», – говорил Дэвид. Суть также заключалась в том, чтобы показать главу семьи, который ходит к психотерапевту из-за проблем с матерью.

Все шло к тому, чтобы начать работу над фильмом, но менеджер Ллойд Браун предложил сделать сериал. Чейз согласился и в 1995 году заключил соглашение с компанией Brillstein-Grey. Тогда же он написал сценарий пилотной серии. Продюсер опирался на свою личную жизнь и опыт. Он вырос в Нью-Джерси, сам имел проблемы с матерью и ходил к психотерапевту. Дэвид был очарован организованной преступностью и мафией с ранних лет, наблюдая, как такие люди растут. Вместе с этим он воспитывался на классических гангстерских фильмах, таких как «Враг общества» и криминальный сериал «Неприкасаемые». Среди вдохновителей также были драматурги Артур Миллер и Теннесси Уильямс. Итальянский режиссер Федерико Феллини оказал влияние на кинематографический стиль шоу. Прототипом семьи Сопрано послужили семья Боярдо и преступный клан Де Кавальканти.

Дэвид Чейз

Светлана и Дженис: Почему Тони не мстит?

Ещё одна, кажется, недосказанная ситуация, которая завершилась не совсем, многие зрители ожидали. Один из самых интригующих конфликтов — разногласия между Светланой Кириленко, женщиной без одной ноги, ухаживающей за матерью Тони Сопрано, и Дженис Сопрано, сестрой Тони. Короче говоря, Ливия Сопрано, мать Тони и Дженис, дарит Светлане свои ценные пластинки. Дженис считает, что эти реликвии принадлежат ей. Но Светлана отказывается их возвращать, так как они были переданы именно ей. И за это, Дженис мстит ей, украв протез ноги Светланы. Светлана, имеющая связи с русской мафией, натравливает на Дженис  двух головорезов, из-за которых она попадает в больницу. Тони навещает её и гневно рассказывает сестре, что теперь он вынужден отомстить и рискуя развязать войну с русскими, или потерять уважение и показаться слабым.

С точки зрения зрителей, Тони ничего не сделал. Хотя события сериала подразумевают, что развитие этого конфликта происходит вне экрана. А ведь кажется, что это ситуация, за которую создатели могли бы действительно вцепиться зубами: битва между русской мафией и немногочисленной криминальной семьей Нью-Джерси была бы ожесточённой. Но этого никогда так и не случается.

Влияние сериала «Клан Сопрано»

Создатель Дэвид Чейз показал, что аудитория способна оценить сериал не меньше, чем полнометражный фильм. После него сценаристы перестали рассматривать телевидение как трамплин для кинематографа. В течение шести сезонов, выходивших до 2007 года, сериал оставался самым захватывающим. Это культурный феномен, сцены которого копировались в журналах, в том числе на обложках Vanity Fair, Rolling Stone, TV Guide и даже The New Yorker. Образ семьи Сопрано показан в Симпсонах, а британский бренд Weekend Offender сделал футболку в честь шоу. Оно стало вдохновением для пинбольного автомата и видеоигры «The Sopranos: Road to Respect».

Сериалу приписывают создание новой эры в жанре криминального фильма, отклоняющегося от традиционного образа гангстера в пользу более простого отражения его повседневной жизни. Впереди поклонников ждет фильм-приквел “Ньюарк” (старое название – «Множественные святые Ньюарка»), который прольет свет на детство Тони. Роль молодого бандита исполнит Майкл Гандольфини. Сценарий написан при участии Дэвида Чейза.

Футболка Weekend Offender

Что случилось с русским мафиози, которого пытались убить Кристофер и Поли?

Ранее мы уже публиковали статью с детальным разбором, что случилось с русским мафиози. Когда любимцы фанатов Кристофер Молтисанти и Поли Галтиери направляются к русскому мафиози Валерию, чтобы забрать у него деньги. Это должно было быть простое поручение, но при этом всё превращается в типичного «мертвеца в квартире, завернутого в ковер», и это несмотря на то, что Валерий является близким человеком Славы Малевского, партнёром Тони и боссом русской мафии.

Крис и Поли везут Валерия в сосновый лес. По приезду обнаруживается, что Валерий живой, и его принуждают копать собственную могилу. Ему удается сбежать, когда они потеряли бдительность, но во время погони он якобы получает пулю в голову. Они начинают идти по следам русского, но, в конце концов, останавливаются, не видя никаких следов Валерия. Мы больше никогда о нём не слышим. Предполагается, что Валерий взял машину Поли и сбежал. А по поводу дальнейшего развития существует несколько версий. Но, кроме пропавшей машины, никаких последствий не произошло.

Музыка

  • Песня, которую играют в Bada Bing, когда Кристофер и Сильвио обсуждают депрессию Тони, — это «Уродливый стадион» Типси.
  • Песня, которая проигрывается дважды во время этого эпизода (когда Тони находится в своей спальне, и снова во время «угона автомобиля») — это «Tiny Tears» от Tindersticks .
  • Песня, которую играют потенциальные убийцы, преследующие Тони в газетном киоске, — это «Cry» Торнетты Дэвис.
  • Песня, которая ненадолго исполняется после встречи Тони с доктором Мелфи, когда он сталкивается с Изабеллой, — это «Баллада о Tindersticks (инструментальная)», также написанная Tindersticks.
  • Когда Тони и Изабелла обедают, звучит песня «Milonga del Angel» Эла Ди Меолы .
  • Пока Майки убивает Донни Падуана, играет песня « Temptation Waits » от Garbage .
  • В конце титров звучит песня « I Feel Free » группы Cream .

Сумасшествие соседки по комнате Медоу, и история про лампу с жучком

В колледже тяжело, о чём свидетельствует соседка Медоу Сопрано, Кейтлин. Кейтлин, мягко говоря, тикающая бомба замедленного действия. Она весело проводит время, принимает наркотики, борется с ментальными расстройствами, а затем, кажется, в конечном итоге оказывается на верном пути, идёт на поправку, получает соответствующую помощь. Мы предполагаем, что, в итоге, с ней всё в порядке, но шоу показывает её портящийся характер — что, по общему признанию, похоже на то, как работает колледж.

Но, тем не менее, эти вопросы остаются без ответа. Например, что случится с прослушкой лампы в подвале Сопрано, которую забирает Медоу? ФБР так старалось поместить прослушку в подвал Тони. Можно предположить, что они могли бы узнать какую-то важную информацию о Тони через Медоу. Но, может, и нет. Может быть, они оставили эту затею, потому что у ФБР не было ни полномочий, ни причин шпионить за девушкой из колледжа.

Как и многие сюжеты в Клане Сопрано, создатели оставили эти две сюжетные нити висящими. Ведь так часто бывает в жизни, это не лишено смысла: дружба заканчивается, люди расходятся, а лампы теряются.

«Клан Сопрано» начал разговор о многих социальных проблемах, которые до сих пор остаются в центре внимания на ТВ

В одном из первых эпизодов коллеги Тони Сопрано выясняют, что он начал ходить к психотерапевту, а сам Тони узнает про своего дядю (и босса их ячейки мафии) Джуниора, что тот любит делать куннилингус своей подруге. И поход к терапевту, и куннилингус — это, конечно, «не мужские» поступки, просочившаяся правда подрывает авторитет обоих мафиози и во многом становится причиной длинной цепочки печальных событий. «Клан Сопрано» поразительным образом выдерживает проверку на соответствие современным, резко за последние десять лет поменявшимся, нормам морали. Задолго до того, как «токсичная маскулинность» стала термином из новостного цикла и основной темой десятков современных сериалов, «Клан Сопрано» уже начал исследование на эту тему

И про подавленную сексуальность тоже, и про ксенофобию (особое внимание уделяется расизму Тони, поразительному на фоне того, что сами итало-американцы за белых в американской культуре стали считаться только в середине XX века), и про культуру насилия и, конечно, феминизм — в этом плане очень важен (и трагичен) персонаж Кармелы, жены Тони

Как и, например, в «Безумцах», в совсем недавнем «Хорасе и Пите» или даже в «Рассказе служанки», «Клан Сопрано» особое внимание уделяет нормам в том обществе, о котором он рассказывает. Нормам, согласно которым бить жен и любовниц — это нормально

Согласно которым у мужчины в принципе обязана быть любовница, а если ее нет — то он одновременно и уникальный человек, но и немного подкаблучник. Да, Тони при этом, конечно же, абсолютно испорчен своей мамой, и она во многом ответственна за то, что он таким получился. Но в то же время старшие друзья Тони, знавшие его отца, со смехом вспоминают, как Сопрано-старший прострелил жене дырку в прическе — будто это совсем безобидный анекдот.

При этом у «Сопрано» почему-то получается подходить к этим темам тоньше и аккуратнее, чем многим современникам. Здесь нет ситуаций, будто специально созданных для высказывания аргументов в споре, потому что и спора тоже, в общем-то, нет. Сериалу на момент выхода удалось избежать дискуссий о том, насколько он соответствует тем или иным моральным нормам. Никакого #MeToo еще не было и в помине, но представления о морали у авторов при этом вполне современные — и они все сделали по совести.

«Клан Сопрано» — единственный сериал, который смог справиться со своим антигероем

И, кстати, о жестокости родителей. Да, Тони Сопрано был первым большим телевизионным антигероем, но удивительный факт — кажется, он остался единственным настоящим злодеем (за исключением разве что коня БоДжека). «Во все тяжкие», «Американцы», «Сыны анархии», «Блудливая Калифорния», «Рэй Донован», «Барри» — многие последователи пытались создать целостные образы антигероев, которые разрушают все вокруг себя, но практически все в итоге сдавались и в какой-то момент давали повод посочувствовать персонажам, если не обеляли их. Тони же реально оставался злодеем до самого конца и на каждый повод ему сопереживать отвечал каким-нибудь новым, еще более жутким злодейством. «Клан Сопрано» никогда не занимался моральным релятивизмом, не пытался оправдать действия Тони и только зарывался в причины того, почему он таким получился.

https://youtube.com/watch?v=5yAnxYtT5kk

При этом для многих зрителей образ Тони казался куда более спорным, а некоторым кажется таким до сих пор. Совсем недавно, например, в русской версии Harvard Business Review «Клан Сопрано» как «хороший пример правильно организованного бизнеса». Неудивительно, что и многие последователи воспринимали шоу как оду сложным личностям и создавали уже собственных антигероев без той установки в уме, которая была у Чейза, — что они безусловное и абсолютное зло. Но это говорит не столько о том, что шоу «неправильно поняли», а скорее о том, почему оно актуально до сих пор и как оно задало тон другим «престижным» сериалам золотой эры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector