Нити разной длины. константин райкин и «степень заразительности»
Содержание:
Юмор
В конце 40-х годов Райкин совместно с сатириком Владимиром Поляковым создает театральные программы: «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря».
Выступления парня быстро приобрели всесоюзную популярность, по причине чего их стали показывать по телевидению и крутить по радио.
Особенно зрителям нравились те номера, в которых мужчина моментально видоизменял свой облик. Как следствие, ему удалось создать большое количество различных персонажей и показать себя в качестве мастера сценического перевоплощения.
В скором времени Аркадий Райкин отправляется с гастролями по зарубежным странам, включая Венгрию, ГДР, Румынию и Великобританию.
Везде куда бы ни приезжал русский сатирик, его ждал успех. После каждого выступления публика провожала его громкими овациями.
Однажды, во время гастролей в Одессе, Аркадий Исаакович познакомился с местными молодыми артистами. После этого он предложил сотрудничество тогда еще мало кому известному Михаилу Жванецкому, а также Роману Карцеву и Виктору Ильченко.
С данной командой Райкин создал множество ярких миниатюр, которые были прекрасно приняты советской публикой. Одной из наиболее известных сценок стала «Светофор».
Стоит заметить, что Аркадий Райкин был едва не единственным артистом, кто в то непростое время осмеливался говорить о политике и положении дел в стране
В своих монологах он неоднократно акцентировал внимание на том, как власть способна испортить человека
Выступления сатирика отличались остротой и сарказмом, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны. Смотря его номера, зритель мог прочитать между строк то, что хотел сказать в них автор.
Руководство Ленинграда, с осторожностью относилось к юмористу, вследствие чего между местными чиновниками и Райкиным были весьма натянутые отношения. Это привело к тому, что Аркадий Исаакович обратился с личной просьбой к самому Леониду Брежневу, попросив того обосноваться в Москве
Это привело к тому, что Аркадий Исаакович обратился с личной просьбой к самому Леониду Брежневу, попросив того обосноваться в Москве.
После этого юморист со своей труппой переехал в столицу, где продолжил творить в Государственном театре миниатюр.
Райкин давал концерты и представлял новые программы. Через несколько лет Государственный театр миниатюр был переименован в «Сатирикон».
Интересен факт, что сегодня руководителем «Сатирикона» является сын великого артиста – Константин Райкин.
Как фамилия мешала Константину Райкину и кто она – любовь всей жизни актера
Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в семье актеров Аркадия Райкина и Руфи Иоффе, так что в определенной степени был приговорен к работе на сцене.
Он собирался поступить на биофак ЛГУ, но вдруг дернулся в Щуку — на курс Юрия Катина-Ярцева (Джузеппе Сизый Нос из «Буратино»), там и остался.
Фамилия только мешала: вызывала неуместную реакцию. Константину приходилось бороться с ней, нежели гордиться. Он уверяет, что сделал выбор профессии сам, но не без участия невидимой руки и желаний бесконечно любящего отца.
«Родители привозили мне из-за границы одежду на вырост, — вспоминает Райкин. — Как мне было стыдно! Мы ведь все были одинаково плохо одеты. Одежда цвета какашек. Это было нормально, советские тона. Мы отличались друг от друга внутренне, но не одеждой.
И вот родители дают мне какое-то пальто с пуговицами-косточками, брючки сантиметров на сорок длиннее, чем мои несчастные ножки. Брючки складочками лежали на моих ступнях. Родители-то мечтали, что я вырасту гигантом. Бедняги, не дождались».
С папой. Примерно 1957 год. Фото: Личный архив
За более чем 30-летнюю кинокарьеру он сыграл всего два десятка ролей, хотя мог бы запросто добрать до сотни. Во-первых, не расплескивался. Во-вторых, посвятил себя театру. Отработав 10 лет в «Современнике», ушел в «Сатирикон», руководит которым с 1988 года.
За это время как актер и худрук получил кучу премий и наград, сыграв Гамлета, Отелло, короля Лира, Ричарда III, Сирано и других определяющих театральное пространство героев.
А еще отчислил и уволил многих артистов за несерьезное отношение и увлечение сериальной халтурой, среди них — Кристина Асмус («Интерны»), Павел Прилучный («Мажор») и Максим Аверин («Глухарь»).
«Маленькие трагедии» (2011).С женой и дочерью. Фото: globallookpress
Роль татарина Каюма в вестерне Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) стала одной из визитных карточек актера. Беззубый, громкий, дерганый, взрывной, доверчивый и слегка первобытный Каюм более чем наглядно показал контраст корневого, хтонического, восточного уклада жизни и философии по отношению к городской и конкистадорской цивилизации.
Не обошлось и без темы классового неравенства: «Каюм жениться хотел! Деньга не был — калым платить! Папка старый у мине. Мамка старый. Юрт совсем худая стал… дождик мимо крыша капает. Халат не был у мене, халат не был, честное слово, у мене халат не был… каждый шакал халат носит. Я целый год без халат ходил!»
Фото: кадр из фильма
Жене Константин Аркадьевич верен также истово, как и театру. С актрисой Еленой Бутенко они не расстаются с 1985 года — почти как с «Сатириконом»! Девушка пришла в театр, где уже работал Райкин, и около года отбивалась от ухаживаний коллеги, но потом сдалась.
В 1988 году Елена родила мужу дочь Полину, в тот же год Райкин стал худруком «Сатирикона», в котором сейчас играет и его дочь.
С женой и дочерью. Фото: Личный архив
Гиперактивного сына папа сразу же отдал в секцию гимнастики — и Константин сделал спортивный опыт одним из профессиональных козырей. Любой может оценить невероятную пластичность актера Райкина: ужимки, прыжки и акробатические этюды на фоне невероятной энергии — его фирменный стиль.
Искрометная главная роль наглого и обаятельного пройдохи в мюзикле «Труффальдино из Бергамо» (1976) была десятой для Райкина и стала блестящим бенефисом. 26-летний актер на пробах подвинул самого Олега Даля и не случайно — в тандеме с однокурсницей Натальей Гундаревой он пел, плясал, прыгал и создал один из самых ярких персонажей итальянской комедии дель арте на территории СССР.
Фото: кадр из фильма
Юбилеи Райкин не признает. Считает, что возраст — это особая, высшая математика, а не цифры в паспорте. Заглядывать в будущее он не любит. Предпочитает жить на земле. «Я не мечтатель, а делатель, — подчеркивает Константин Аркадьевич. — И если я что-то хочу и люблю, то делаю это.
Надо хотеть делать что-то реальное. Везет тому, кто этого заслуживает. Бог замечает того, кто выпрыгивает ему навстречу. Надо рыпаться, рыть землю. Самое большое опасение моей жизни — быть ненужным».
Фото: globallookpress
Биография
Константин Райкин родился в самой что ни на есть творческой семье. Его отец – Аркадий Исаакович Райкин – знаменитый советский актер, широко известный не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Мама Константина – Руфь Марковна – также была актрисой.
К моменту рождения Кости в семье Райкиных уже подрастала дочь Екатерина, на тот момент ей было 12 лет. У Райкиных была счастливая, дружная и веселая семья. Родители часто бывали на гастролях, в частности в столице. В местной гостинице «Москва» для них выделялся отдельный номер, там Костю, как правило, забирала бабушка. В остальное время воспитанием мальчика занималась безграмотная татарка.
«Я очень переживал, – вспоминает Константин Аркадьевич, – когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Мне казалось, что я обкакаюсь от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной этой мысли».
Костя Райкин учился в физико-математической школе при Ленинградском государственном университете, которую закончил в 1967 году. Он часто пропускал уроки из-за постоянных гастролей родителей, но на успеваемости это никак не сказывалось, учился он отлично. Много времени будущий актер уделял спорту – серьезно занимался спортивной гимнастикой.
Из школьных предметов Райкин особенно увлекался биологией и зоологией. В свободное время подрабатывал в зоопарке, ухаживая за его питомцами. Он даже думал о поступлении на биофак Ленинградского университета, но в большей степени для того, чтобы доказать, что он самостоятельная личность, а не просто сын Райкина.
И все же театр взял свое. Во время одной из вступительных кампаний Костя решил испытать судьбу и отправился в столицу в знаменитую «Щуку». Перед приемной комиссией он читал стихи, отплясывал и даже пародировал разных животных. Преподаватели были в шоке от такого натиска, и фамилия Райкина появилась в списках для третьего тура собеседования. С общеобразовательными предметами Костя справился легко и прошел в мастерскую Катина-Ярцева.
Обо всем происходящем родители не знали, они в то время гастролировали с театром в Чехословакии. Вернувшись домой, были немало удивлены. Аркадий Райкин потом признавался, что всегда знал, что Костя выберет для себя именно эту дорогу.
Театр
Константин выпустился из Щукинского училища в 1971 году, и сразу же перестал быть безработным артистов. Галина Волчек руководитель театра «Современник» пригласила его стать одним из актеров ее труппы. Константину было тяжело, ведь его отец был настоящей знаменитостью. Разумеется, все сравнивали их.
Новая страница творческой биографии Константина Райкина связана с работой в «Современнике», что помогло начинающему артисту выйти из тени отца и показать свой талант во всей красе. Особенной популярностью пользовались спектакли с его участием:
- «Балалайкин и Ко»,
- «Валентин и Валентина»,
- «Двенадцатая ночь».
Десятилетний стаж работы в этом театре принес Константину признание. Здесь он смог сформировать свою индивидуальность и показать актерское амплуа, отличное от Аркадия Райкина. Вскоре Константин получил известность как актер с самобытным и узнаваемым стилем.
«Сатирикон»
В 1981 году, несмотря на свою благодарность Галине Волчек, молодому актеру захотелось развития, и он решился на переход в театр эстрадных миниатюр г. Ленинграда. Так он стал работать под руководством Аркадия Райкина. Через год театр покинул Ленинград, предпочитая Москву, и стал называться Государственным театром миниатюр.
Спустя некоторое время, в 1987 году, он изменит название на более запоминающееся, и станет Московским театром «Сатирикон». Данный этап творчества Константина проходит в сотрудничестве с отцом. Они были задействованы в нескольких постановках: «Его Величество Театр» (1981) и «Мир дому твоему» (1984).
Параллельно Константин работал над собственным спектаклем и в 1985 году презентовал ее под названием «Давай, артист!». После выхода постановки Райкин становится заслуженным артистом РСФСР.
После смерти отца Константин официально становится руководителем театра «Сатирикон»
Сын и отец работали достаточно долго вместе и уже выработали курс дальнейшего развития театра. Константин прекрасно потрудился над обновлением программы, поиском интересных и выразительных постановок. Эти труды принесли свои плоды, и совсем скоро «Сатирикон» приобрел новый имидж.
В 1988 году на сцене появляется спектакль «Служанки» Ж. Жане. Режиссером-постановщиком стал Роман Виктюк. Спектакль принес небывалый успех и разрушил имидж театра, как сцены для одного потрясающего артиста.
Руководство «Сатириконом»
Райкин младший режиссировал некоторые спектакли, в других выступал в роли актера. В 1995 году он получил национальную театральную премию «Золотая Маска» за исполнение роли Грегора Замзы в спектакле «Превращение» по книге Ф.Кафки.
Участие в моноспектакле «Контрабас» по произведению П. Зюскинда принес актеру еще одну «Золотую маску». Она не стала последней. В 2008 году Райкин стал обладателем третьей маски за роль в драме «Король Лир». Несмотря на актерскую карьеру, Константин также прекрасно демонстрирует свои режиссерские способности.
Любовь зрителей быстро завоевывают его работы:
- «Маугли» (1990),
- «Такие свободные бабочки» (1993),
- «Ромео и Джульетта» (1995),
- «Квартет» (1999).
Они впечатляют глубиной проработки образов, оригинальной сценической подачей, зрелищностью.
Юмор
После войны Райкин создает театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Регулярные выступления артиста на радио и телевидении, аудиозаписи монологов и миниатюр пользуются популярностью у публики. Особенный успех вызывают те театральные номера актёра, где Райкин быстро меняет облик и создает серию разноплановых образов.
Монологи, написанные Аркадием Исааковичем, и образы, созданные им для выступления, становятся амплуа, покоряют сердца и завоевывают любовь зрителей. Все больше телезрителей и зрителей в залах запоминают и при новой встрече встречают молодого артиста овациями. Не задерживаясь в ранге начинающего юмориста, Аркадий Исаакович обретает славу маэстро жанра сценического перевоплощения. Одной из самых известных миниатюр становится номер «В греческом зале».
Талант артиста оценили как соотечественники, так и зарубежные зрители. В 1965 году вместе с труппой созданного им театра Аркадий Исаакович отправляется гастролировать по Англии, где концерты труппы также получают теплые отзывы.
Артист много сотрудничал с другими коллегами. Например, находясь на гастролях в Одессе, Аркадий Райкин встретил молодых комиков Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе артисты создают ряд запоминающихся эстрадных сценок, из которых наиболее знаменитой стала программа «Светофор».
Как неоднократно вспоминали современники Аркадия Райкина, юморист был чуть ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто показывать на сцене, как портят человека власть и вседозволенность.
Миниатюры юмориста отличались от текстов коллег особенной тонкой сатирой и остротой, но при этом юморист всегда аккуратно подбирал слова монологов и, по сравнению с коллегами по жанру, показывал по-настоящему интеллигентный и корректный юмор.
https://youtube.com/watch?v=GafQMCaquSY
Но, несмотря на исключительную аккуратность сатиры Райкина, партийная верхушка города на Неве не оценила старания и творчество коллектива. Город, где творил Театр эстрады и миниатюр, не принимал в лице своего руководства творчество юмориста, и без того натянутые отношения неудержимо портились. Артист попросил у самого Леонида Ильича Брежнева разрешения перебраться в Москву. Разрешение артист получил и перевез собственную труппу в Москву, где преемником Ленинградского театра эстрады и миниатюр вскоре стал Государственный театр миниатюр.
Ряд источников указывает, что Аркадий Исаакович «перевез» в Москву собственный театр и переименовал сам театр в Государственный театр миниатюр. Но, стоит отметить, что после того, как руководитель ленинградского театра с собственной труппой переехал в столицу, Ленинградский театр эстрады и миниатюр не перестал функционировать, тем более, театр продолжает работать и сегодня.
https://youtube.com/watch?v=kWQPfxOAuug
В Москве артисты театра Аркадия Райкина, а также и сам юморист продолжили выступления, а через пять лет Государственный театр миниатюр получил звучное имя «Сатирикон», которое театр носит и по сей день. Сегодня художественным руководителем этого театра работает сын Аркадия Райкина – Константин Райкин.
Нынешнее время
Отец Екатерины Аркадий Райкин никогда не прилагал никаких усилий для того, чтобы помочь своей дочери с карьерой. Знаменитый актер и юморист считал такое поведение недостойным. Екатерина даже немного обижена на отца. Не столько за отсутствие помощи ей самой, сколько за равнодушное отношение к карьере матери. Актриса Руфь Йоффе посвятила себя служению мужу, поэтому не добилась успеха в своей профессии. Аркадий Райкин никогда не предпринимал попыток помочь жене в этом.
Екатерина не нуждалась в отцовской протекции. Ее карьера в Театре имени Е. Вахтангова складывалась замечательно. Однако настало время, когда актрисе перестали предлагать интересные роли. Райкина не стала бороться, покинула подмостки. В кино Екатерина особого успеха не добилась, в новом веке практически не снималась.
Уже в преклонном возрасте дочь Аркадия Райкина вновь получила возможность ощутить вкус славы. Женщине предложили роль в постановке «Бабье лето» в Монреальском русском театре. Райкина вынуждена была на какое-то время переселиться в Канаду. Сначала она репетировала вместе с труппой, затем принимала участие в гастрольной программе.
Сейчас Екатерина наслаждается заслуженным отдыхом. В этом году дочь Аркадия Райкина отметила свой 80-летний юбилей. К работе она возвращаться уже не планирует, хоть и чувствует себя прекрасно
Внимание актрисы сосредоточено на любимой семье. Она с удовольствием проводит время с сыном Алексеем, внучкой Лизой, братом Константином и другими своими родственниками
Также у нее наконец-то появилась возможность уделять внимание своим разнообразным хобби.
«Лестница славы»
Жизнь Райкина представляется гармоничной, чуть ли не идиллией. Карьера — стремительной, с весомыми заслугами: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда. Семья — обожаемая жена, дочь. А ещё он «родил» талантливого сына и «построил» дом — театр «Сатирикон», носящий сегодня его имя. Мужскую программу, таким образом, выполнил.
Детство своё он вспоминал с удовольствием — Рига, Рыбинск, наконец Петроград. Дружная еврейская семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама — домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде — у родных, в коммуналке с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное — с 6 лет в его жизни появился театр. Правда, сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей — клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики — это ж, как говорится, две большие разницы. А он позже говорил: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, — тоже в известной степени врачевание».
Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной — убитого купчика. А уже в школе, в драмкружке (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), его больше потянуло к эстраде «с сатирическим уклоном». С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: снимался в кино (в его фильмографии всего 17 фильмов — понял, что это не его), стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.
Аркадий Райкин, 1980 год. Фото: www.russianlook.com
Названия его миниатюр — поразительно! — могут стать сюжетами его жизни: по «лестнице славы» он взбирался стремительно и легко. Так, как всю жизнь не выходил, а выбегал на сцену.
В 1939-м Райкин даже познакомился со Сталиным… Режиссёр Николай Акимов, известный остряк, сказал как-то Райкину в те страшные 30-е: «Неужели мы с тобой такое дерьмо, что нас даже не посадили?» А дело было так. Сталину исполнялось 60 лет. Устраивался, понятно, банкет. И на него пригласили молодого и талантливого 28-летнего Райкина! Потом ночной кремлёвский банкет вроде бы отменили, и артист у себя в номере безмятежно уснул. А в пять утра, как говорится, за ним пришли. И доставили к вождю, причём выступать пришлось не в зале, не на сцене — прямо пред светлыми очами, в паре метров. Вождь поднял бокал «за талантливых артистов, таких вот, как вы!».
Он в 26 лет, после рецидива давней, с 13 лет, болезни сердца, стал абсолютно седым. Тогда волосы ему приходилось «чернить», а позже эта белоснежная шевелюра стала ещё одним фирменным знаком его стиля. Срывая с лица очередную «маску», он легко и как-то победоносно отбрасывал разлетавшиеся волосы. «Жизнь человека» — была у него и такая миниатюра. За блестящим фасадом, за этой его, по словам Жванецкого, «абсолютной гениальностью, ошеломляющей, головокружительной, феерической славой» текла обычная жизнь человека — с горестями, утратами и болезнями.В 13 лет он оказался при смерти, о чём врачи и сообщили родителям: безнадёжен! Катался на коньках, простыл, ангина — и тяжелейшее осложнение на сердце. Он выжил. Но сердце болело уже всю жизнь, с валидолом не расставался… И в 1972-м — инфаркт. Райкин отработал тогда предновогодний концерт, хотя сердце болело невыносимо. Но, как ни странно, он говорил: «Если бы я больше щадил себя, точно не выдержал бы напряжения жизни». Ещё в 1956-м друзья говорили его жене, что у него «глаза загнанной лошади», ему тяжело дышать, говорили, что этот его ежедневный огромный труд артиста и худрука — «медленное самоубийство». Но, как рассказывал мне Армен Борисович Джигарханян, однажды он зашёл к Аркадию Исааковичу за кулисы перед спектаклем. Тот лежал бледный, слабый. Джигарханян всерьёз испугался за его жизнь. А через 10 минут Райкин взлетел на сцену — и это был абсолютно другой человек!
Смерть
Аркадий Райкин почти всю жизнь был болезненным человеком. Еще в 13 лет будущий артист сильно простыл на катке, заработав такую страшную ангину, что врачи были уверены – мальчик не выживет. Через 10 лет болезнь вернулась, и снова доктора опускали руки. В тот момент повезло, что тесть настоял на непопулярной операции – удалении гланд. Райкин выжил, но навсегда заработал ревмокардит.
Последние три года актер страдал болезнью Паркинсона, от которой у него сковывались движения, мимика и даже речь. Тем не менее, артист при первой же возможности посещал родной театр и передавал дела сыну, которого очень любил.
Скончался Аркадий Исаакович Райкин 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. 20 декабря актера похоронили на Новодевичьем кладбище, на десятом участке.
В 2002 году Ленинградскому театру эстрады и миниатюр, художественным руководителем которого 40 лет проработал Аркадий Райкин, присвоили имя артиста. С 2008 года художественным руководителем Театра эстрады имени Аркадия Райкина стал популярный артист эстрады и клоунады Юрий Гальцев. На официальном сайте театра, наряду с афишей и описанием театра, размещена и биография Аркадия Райкина. Артист назван эпохой в истории театра.
Могила Аркадия Райкина
Удивительно, но легендарному артисту до сих пор не установили памятника ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, если не считать монумента с масками на Новодевичьем кладбище. Хотя столичные власти обещали исправить эту оплошность еще в 2020 году.
Театральная жизнь
Десять лет отдал Райкин театру, который основал Олег Табаков вместе с другими молодыми актерами. За эти годы его стиль стал узнаваем, Константин полюбился зрителю. Сбылась его мечта – своими собственными усилиями он нашел дорогу к славе, обрел независимость и призвание.
В «Современнике» артист сыграл немалое количество ролей. Его видели в спектаклях «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину, «И пойду! И пойду!» по Достоевскому, «Двенадцатая ночь» Шекспира. Он сыграл Гамлета в «Этюды по Гамлету», Бутона в «Кабала Святош», Гнома в «Белоснежка и семь гномов».
В 1981 году он стал играть в театре миниатюр, где руководителем был его отец. Тогда театр находился в Ленинграде, но уже в следующем году переехал в Москву, а в 1987 году получил название «Сатирикон». В это же время умер отец Константина.
Главной целью Райкина-младшего стало воздвижение семейного театра, создание репертуара. В 1995 году он сыграл Грегора Замза в картине «Превращение». За эту роль Союз деятелей театра вручил ему премию «Золотая маска». Следующие премии он получил за роли в спектаклях «Контрабас» и «Король Лир».
Константин Райкин выступает в театре
Райкин сам играл на сцене, а также был режиссером и художественным руководителем. Он поставил такие спектакли как «Маугли», «Квартет», «Ромео и Джульетта». Эти постановки произвели на зрителей огромное впечатление, поразили своей оригинальностью.
Учеба
Сдавая вступительные экзамены в Ленинградский госуниверситет, Константин неожиданно для самого себя задумал «испытать судьбу». Примчавшись в Москву, он буквально взял приемную комиссию Щукинского театрального училища измором. Будущий актер с бешеной скоростью то читал стихи, то танцевал, то представлял животных. Ошеломленные преподаватели перевели его сразу на третий тур творческого собеседования. Легко сдав общеобразовательные предметы, Райкин был принят на курс прекрасного актера и талантливого наставника Юрия Катина-Ярцева. Все это произошло без ведома родителей, пока те были на гастролях в Чехословакии. Узнав по приезду от сына о поступлении в «Щуку», отец признался, что всегда был уверен в подобном выборе Константина.
Константин Райкин в молодости
В училище Константину приходилось трудно – все его считали «сыном Райкина», воспринимая его успехи только через призму великого отца. Однако Райкину-младшему быстро удалось опровергнуть это мнение. Преподаватели высоко ценили его талант и дисциплину – опоздать на репетицию для Константина совершенно немыслимо
Работоспособность студента также поражала педагогов – казалось, что на курсе учится несколько Райкиных – он успевал повсюду: сам делал костюмы, гримировал, помогал в создании декораций и, конечно же, особое внимание уделял работам с ролями. Уже тогда он проявил себя не только как актер, но и как отменный руководитель и организатор
С детства зная театр изнутри, Райкин умел все и буквально жил театром круглосуточно.
Фильмы
Кинематографическая биография актера началась еще во время учебы в училище. Дебютировал Райкин в кино в 19 лет. Молодой актер сыграл озорного старшеклассника в комедии «Завтра, третьего апреля…». Далее появлялся в детских фильмах «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», а также в военной драме о моряках-подводниках «Командир счастливой “Щуки”».
Большая популярность пришла к Райкину после съемок в экранизации шекспировской комедии «Много шума из ничего», за которой последовала еще одна значительная роль — татарина Каюна в истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих». Нужно отдельно отметить, что Константин, одна из немногих звезд фильма, выполнял все трюки самостоятельно, без помощи каскадеров и дублеров. Кроме того, по просьбе режиссера он полностью обрил голову, а в театре в это время играл в парике.
Но самый оглушительный успех ожидал Райкина в 1976 году, когда вышла двухсерийная комедия «Труффальдино из Бергамо». На эту роль артист был утвержден не сразу: на нее претендовал Борис Смолкин, да и Наталья Гундарева, его партнерша, была поначалу против кандидатуры Константина. Позднее она изменила свое мнение об актере. Интересно, что пел исполнитель там не сам — ему помогал Михаил Боярский. Зато невероятные танцевальные па актер исполнял самостоятельно.
Наталья Гундарева и Константин Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо»
Доказав всем, что его комедийный талант неоспорим, Райкин неожиданно переключился на драматические роли. В экранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или Может быть, все обойдется» актер исполнил сразу двоих персонажей — Ученого и его тень, а в драме «Русский регтайм» сыграл бандита Махмуда.
В 2002 году Константин Райкин решился на главную роль, перевоплотившись в знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в мини-сериале «Неудача Пуаро» по романам Агаты Кристи. Артист воссоздал образ детектива с подвижной психикой, эмоционального и горячего, тогда как знаменитый исполнитель этой роли, Дэвид Суше, предстал на экране спокойным и педантичным сыщиком.
На этом детективном сериале фильмография художественных работ артиста прервалась. С 2006 года начал снимать документальное кино об известных личностях: Корнее Чуковском, Олеге Табакове, Василии Чапаеве и о себе самом.
Интересные факты об артисте
В детстве Райкин-старший никогда не повышал голос на сына.
— Папа умел тихо сказать так, что становилось страшно. Иногда мне казалось: лучше бы ударил! Эти его тихие замечания из-под полуприкрытых век — самые страшные моменты моего детства. И все-таки мы с ним были очень близки — в смысле взглядов на жизнь и на искусство, — рассказал К. Райкин в интервью «АиФ».
Изначально Константин мог стать биологом. Во время отъезда родителей на гастроли он много времени в компании няни проводил в Ленинградском зоопарке, где чистил клетки и выполнял другую тяжелую работу.
— У меня с обитателями зоопарка возник глубокий контакт — мы прекрасно понимали друг друга. Наверное, потому, что я здорово научился подражать их мимике, — рассказал артист.
По словам актера, большинство людей воспринимали его как сына великого Аркадия Райкина только потому, что не видели его работу в театре.
— А ведь театр — место чистое. Здесь никакой папа не поможет. Ты ничего не можешь понять всерьез про артиста, пока не увидел его в сценическом пространстве. Голенького, — объяснял К. Райкин в интервью «АиФ».
Райкину нравилось играть негодяев. В 2008 году артист играл купца Ахова в спектакле «Сатирикона» «Не все коту масленица».
— Я не выбираю роли по степени положительности моральных качеств персонажа. Мне интересно играть хорошую роль. А большинство ролей связано как раз с отрицательными героями. Это же так интересно — играть мерзость, негодяя! Поймите, профессия — это твой путь к самосовершенствованию. Я же никогда не стану так совершенен, как Иисус. Я буду бесконечно идти по этой дороге, — говорил артист. — Более того, скажу: актеру отрицательные роли играть полезно. Чем больше ты внедряешься в роль, тем больше уходишь от опасности стать таким в жизни. Ты эту скверну из себя исторгаешь.
Фото ТАСС
События биографии
- 1967 – Решив испытать себя, после окончания школы поступил в «Щуку». Поразив преподавателей бешеными харизмой и напором, он не только прекрасно декларировал, но и лихо отплясывал, и интересно изображал животных.
- 1969 – Дебютировал в небольшой роли старшеклассника-лоботряса в семейной комедии «Завтра, 3-го апреля».
- 1971 – Поскольку его сравнивали со знаменитым отцом, то после окончания училища решил не идти к нему работать. Устроился в театр «Современник», куда пригласила Галина Волчек. За 10 лет сыграл 38 ролей. При этом 15 были главными, например, в спектаклях «Монумент», «12-я ночь», «Фантазии Фарятьева», «Валентин и Валентина», «Этюды по Гамлету», «Балалайкин и К».
- В этом же году сыграл артиста цирка и Пелле в телеспектаклях «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
- Вступил в российский Союз театральных деятелей.
- 1972 – Сыграл кока Булкина в ленте «Командир счастливой «Щуки».
- 1972-2017 – Озвучил 8 проектов, среди которых «Олимпийский характер», «Чуча», «Гадкий утенок».
- 1973 – Дебютировал в главной кинороли Бенедикта в комедии «Много шума из ничего».
- 1974-1989 – Снялся в «Своем среди чужих, чужом среди своих», «Ольге Сергеевне», «Острове погибших кораблей», «Руанской деве по прозвищу Пышка», «Комедии о Лисистрате». Участвовал в телеспектаклях, в которых сыграл Уолтера Гея в «Домби и сыне», Тони Лумкинса в «Ночи ошибок», Гурского в «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой», сэра Эндрю в «12-й ночи», главного героя в «Действующих лицах и…».
- Снялся в главной роли слуги 2-х господ в «Труффальдино из Бергамо».
- 1981 – Добившись своим трудом известности, устроился в Театр миниатюр Аркадия Райкина.
- 1982 – Устав от частых «терок» с руководством города, Райкин-старший добился разрешения переехать в Москву, где его детище переименовали в Государственный театр миниатюр. Вместе с труппой переехал и Константин. Был занят в спектаклях «Лица», «Что наша жизнь?».
- Презентовал авторскую сольную программу «Давай, артист!», в которой сам предстал во многих ипостасях: певца, актера, чтеца, танцора и собеседника.
- Гастролируя с этой программой по сотням площадок страны в годы перестройки, получил всесоюзную популярность. 1-м в СССР дерзнул исполнять в доцензурной (авторской) редакции стихи еврейского поэта Осипа Мандельштама.
- 1986 – Был режиссером театральных работ, среди которых «Что наша жизнь», «Шантеклер», «Королева красоты», «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Страна любви», «Смешные деньги», «Тополя и ветер», «Доходное место», «Квартет», «Кьоджинские перепалки», «Сиротливый Запад», «Синее чудовище», «Лондон Шоу», «Деньги», «Лекарь поневоле», «Кухня».
- 1987 – Отцовское детище переименовали в «Сатирикон». Сыграл с папой спектакли «Мир дому твоему» и «Его Величество Театр». В 1-м также был режиссером (совместно с отцом) и хореографом.
- 1988-2011 – После смерти отца стал худруком «Сатирикона». Играл Соланжа в «Служанках», Брюно в «Великолепном рогоносце», Мэкки-Ножа в «3-грошовой опере», Сирано в «Сирано де Бержерак» (совместно с Театром А. Чехова), Жака в «Жаке и его господине», Тодеро в «Синьоре Тодеро хозяине», Гамлета, Короля Лира, Ричарда III в одноименных постановках и другие роли.
- 1989-2010 – Был режиссером телеспектаклей «Прищучил» по Б. Каффи, «Такие свободные бабочки» по Л. Геригу, «Доходное место» по А. Островскому.
- 1990 – Играл Джорджа в постановке «Там же, тогда же…» Театра А. Чехова. Инициировал переход «Сатирикона» от миниатюры к драматургическому репертуару.
- 1991-2012 – Снялся 11 в кинокартинах и телеспектаклях, самым значительным было участие в «Тени, или Может быть, все обойдется», «Неудаче Пуаро», «Косметике врага», «Синьоре Тодеро хозяине», «Не все коту масленица».
- 1992 – Получил звание Народного артиста РФ.
- 2001 – Стал преподавать во МХАТе.
- 2012 – После 3-х выпусков студентов в Школе-студии МХАТа, создал свою Театральную школу.
- 2013 – Осуществил 1-й набор на актерский факультет своей школы.
- 2014 – 1-й набор на факультет менеджмента.
- 2016 – В Театральной школе К. Райкина состоялся выпуск слушателей интенсивного курса актерского мастерства, приехавших из США. На съезде «Союза театральных деятелей» инициировал бурное обсуждение темы цензуры творчества.
- 2019 – На 15-м фестивале студенческих спектаклей Гран-при вручили Театральной школе К. Райкина.
- 2020 – Поставил спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру. В интервал 1-й волны пандемии онлайн-спектакль «Сатирикона» «Дорогая Елена Сергеевна» собрал 12 000 зрителей.