Леон
Содержание:
- Содержание фильма «Леон»:
- «У меня 6 детей, и, к счастью, никто не стал актером»
- Список фильмов Леон (Leon)
- О чем кино?
- Основы сюжета, заслуги и спорность «Леона»
- Интересные факты
- Дебютная роль
- Насколько достоверен Леон как киллер?
- Исполнитель главной роли
- Антагонист
- Гениальные детали
- Смысл концовки фильма «Леон»
- «Предпочитаю работать с женщинами — это так приятно!»
- Жан Рено – Леон (1948)
- «Часто играл плохих парней из-за внешности»
- Съемки фильма, роли и актеры
- Сказка о любви и смерти
- «Мужчинам свойственно плохо себя вести и причинять женщинам страдания»: личная жизнь Натали Портман
- Рождение трагедии из духа музыки
- Стиль персонажей фильма «Леон»
Содержание фильма «Леон»:
Фильм «Леон» (The Professional, 1994) — легендарная работа Люка Бессона, которая вошла в список кинематографической классики.
Сюжет фильма «Леон»
Леон Монтана (актёр Жан Рено) — киллер, живущий один в нью-йоркском районе Маленькая Италия. Мафиози Тони (актёр Дэнни Айелло) — его работодатель. Леон отдыхает, занимаясь художественной гимнастикой, ухаживает за комнатным растением и просматривает старое кино.
Однажды Леон знакомится с Матильдой Ландо (актриса Натали Портман), одинокой девочкой. Матильда живёт со своей неблагополучной семьёй в прихожей. Она перестала посещать занятия в школе для проблемных девочек. Отец Матильды разозлил коррумпированных агентов, которые платят ему за то, что прячут кокаин в его квартире. Он взял немного кокаина себе. Во время рейда наркоман Стэнсфилд (актёр Гари Олдмэн) убивает всю семью Матильды, она в это время отправилась за продуктами. Когда девочка возвращается, она понимает, что произошло. Она идёт к жилищу Леона, тот пускает её к себе.
Матильда понимает, что Леон — киллер. Она умоляет его позаботиться о ней и научить её навыкам убивать, так как хочет отомстить за убийство своего четырёхлетнего брата. Леон думает убить её, но в конце концов обучает Матильду использованию оружия. Она выполняет его поручения, убирает квартиру и учит читать. Матильда часто говорит Леону, что любит его, но он отказывается отвечать взаимностью.
Леон отправляется на задание, Матильда наполняет сумку оружием из коллекции и отправляется убивать Стэнсфилд. Она идёт в офис DEA, выдавая себя за курьера. Девочка попадает в засаду к Стэнсфилду в ванной. Этим утром Леон убил Малки, одного из коррумпированных агентов DEA, в китайском квартале. Леон спасает Матильду, убивая ещё двух людей Стэнсфилда. Тони жёстко допрашивают о Леоне.
Матильда и Леон приходят в себя после тяжелого испытания. Мужчина рассказывает о том, как он стал «уборщиком». Он был молод и влюблён в девушку из богатой семьи. Они планировали сбежать, но отец девочки убил её в гневе, избежав правосудия. Леон убил его и сбежал в Нью-Йорк, где встретил Тони, обучаясь у него.
Матильда возвращается домой из магазина, полиция Нью-Йорка, присланная Стэнсфилдом, захватывает её и пытается проникнуть в квартиру Леона. Тот устраивает засаду спасает девочек. Он говорит, что любит её, за несколько минут взрыва квартиры. Леон маскируется под раненого офицера. Стэнсфилд следует за ним и стреляет ему в спину. Леон умирает и передаёт Стэнсфилду предмет для Матильды. Это гранатомет.
Матильда идет к Тони, как приказал ей Леон. Тони отдает девочке завещанные деньги на основе пособия. Матильда возвращается в школу. Она высаживает в поле комнатное растение Леона.
«У меня 6 детей, и, к счастью, никто не стал актером»
— Летом вы отпразднуете 70-летие, но цифра не должна вас пугать — выглядите отлично!
— Что?! Какие 70? Кому? (Прячется за спиной режиссера.) Я люблю жизнь и людей. С 30 лет работаю в кино, и это уже и есть моя жизнь — быть в атмосфере постоянных съемок: актеры, режиссеры, техники, продюсеры, операторы. Оставаться бодрым духом помогают путешествия. Я надеюсь, у меня хорошие гены, которые помогут дожить до глубокой старости. Надеюсь, мама и папа передали хорошие гены.
— У вас шестеро детей. Кто-то унаследовал страсть к кино?
— К моему счастью, никто не стал актером (смеется).
Один из сыновей — певец. У него фантастический голос. Мой дядя был оперным певцом, кстати.
И у сестры хороший голос. Дочь работает в киносфере, но в техническом отделе.
Я счастливый отец. Никогда не толкал детей в кинобизнес – он очень тяжелый. Сделать хорошую карьеру в кино – большая удача и адский труд. Многие смотрят на производство кино сквозь розовые очки, но это не так «вау и круто», как многие считают. Хотя нет. Беру слова обратно. Кино – это нереально круто!
Список фильмов Леон (Leon)
2013
- Someone to LoveАктер (Joshua Gilbert)
- Свадебные материалы ДжеКариоуса Джонсона / Je’Caryous Johnson’s Marriage MaterialАктер (Michael)
2003
- Голливуд поздравляет Дензела Вашингтона: Трибьют американской синематике / Hollywood Celebrates Denzel Washington: An American Cinematheque Tr… (Леон)
2001
- Расследование Джордан / Crossing JordanАктер (Detective Vicellous Owens)
- Солдаты Буффало / Buffalo SoldiersАктер (Stoney (в титрах: Leon Robinson))
- Али / AliАктер: Хроника, В титрах не указан (Brother ‘Joe’, в титрах не указан)
1999
- Мистер Рок-н-Ролл: История Алана Фрида / Mr. Rock ‘n’ Roll: The Alan Freed StoryАктер (Jackie Wilson)
- Летучие мыши / BatsАктер (Jimmy Sands)
- Зловещая наклонность / Mean StreakАктер (Altman Rogers)
- Друзья и любовники / Friends & LoversАктер (Manny)
1997
- Цена невинности / The Price of KissingАктер (Larry), Продюсер
- C-16: ФБР / C-16: FBIАктер (Robert Robinson)
- Тюрьма «ОZ» / OzАктер (Jefferson Keane)
- Темнокожие американские принцессы / B*A*P*SАктер (Leon)
- Потеря духа / Spirit LostАктер (John)
1996
- Стойкие сердца / Bullet HeartsАктер
- Автомобиль-беглец / Runaway CarАктер (Officer Isaiah ‘Beau’ Beaufort)
- Смертельная опасность / Pure DangerАктер (Felix)
1995
- В ожидании выдоха / Waiting to ExhaleАктер (Russell)
- Once Upon a Time… When We Were ColoredАктер (Uncle Melvin)
- Нью-Йорк, Центральный парк / Central Park WestАктер (Gabe Sands)
- Лорен Хаттон и… / Lauren Hutton and… (Леон)
1993
- Крутой характер / Bad AttitudeАктер (Eddie Johnson), Продюсер (ассоциированный продюсер)
- Крутые виражи / Cool RunningsАктер (Derice Bannock)
- Скалолаз / CliffhangerАктер (Kynette)
1990
- Мадонна: Безупречная коллекция / Madonna: The Immaculate CollectionАктер (Innocent Man / Saint (segment ‘Like a Prayer’))
- Flying BlindАктер (Larry Brown)
1989
- Материнская отвага: История Мэри Томас / A Mother’s Courage: The Mary Thomas StoryАктер (Michael Thomas)
- Женщины поместья Брюстер / The Women of Brewster PlaceАктер (Abshu)
- Madonna: Like a PrayerАктер: Хроника, В титрах не указан (Innocent Man / Saint, в титрах не указан;)
1988
- Земля беззакония / The Lawless LandАктер (Road Kill)
- Звонящий в полночь / Midnight CallerАктер (Nathan ‘Skate’ Fillmore)
- Цвета / ColorsАктер (Killer-Bee (в титрах: Leon Robinson))
1986
- Закон Лос-Анджелеса / L.A. LawАктер (Ronald ‘Pinto’ Sewell)
- Сплоченные / Band of the HandАктер (Moss (в титрах: Leon Robinson))
1984
- Парень из «Фламинго» / The Flamingo KidАктер (Fortune Smith (в титрах: Leon Robinson))
- Охотник / HunterАктер (Earl Taylor)
О чем кино?
«Последний шаг» — психологический триллер французского режиссера Фредерика Петижана. Матерый и один из наиболее разыскиваемых киллеров по имени Генри решает пожить какое-то время отшельником на берегу живописного озера в Канаде (на самом деле это украинское озеро Синевир. — Авт.). Однажды он находит неподалеку от своего жилища красивую девушку, чудом выжившую после аварии на мотосанях. Персонаж Жана Рено спасает раненую и выхаживает ее. Но не все так просто: оказывается, героиня актрисы Сары Линд – дочь его последней жертвы… Случайно ли она оказалась здесь?
На большом экране зрители увидят фильм в 2019 году.
Основы сюжета, заслуги и спорность «Леона»
Жан Рено играет персонажа по имени Леон, который научился подавлять свои эмоции, чтобы они не мешали его работе киллера. В его уединенный мир, который он делит лишь со своим цветком, врывается девочка Матильда. Обратившись к нему за помощью, она тем самым дарит жизнь человеку, который привык их отбирать. Вместе с ней Леон учится нормально жить, даже несмотря на то, что объединяющие их обстоятельства далеки от нормальных. Их отношения выражаются одновременно в образах отца и дочери, наставника и ученицы и двух изгоев. Между ними возникает дружба — настолько близкая, что при просмотре вы можете поймать себя на опасении о том, что она пересечет границу уместности (и даже если вы уже видели его с десяток раз, вы с облегчением вздохнете, когда поймете, что этого не произойдет). Не менее яркую игру демонстрирует Гари Олдман в роли нетривиального антагониста, запомнившегося поклонникам фильма своей необъяснимой злобой и безумием.
В свое время «Леон» получил «Чешского льва» за лучший иностранный фильм в Чехии, а также номинировался в семи категориях премии «Сезар». Его художником по костюмам была Магали Гвидаси, также известная по своим работам в фильмах «Армагеддон», «Тревожный вызов» и сериалу «Волшебники».
«Как только я прочла сценарий, я поняла, что это будет сложно», — говорит Гвидаси в недавнем интервью для Highsnobiety. Однако живое наследие и высокие оценки критиков и зрителей (в IMDb «Леон» получил рейтинг в 8.50 баллов) говорят о том, что оно того стоило.
Своим статусом культовой классики картина о хрупкости подросткового возраста, желании любить и силе отцовского инстинкта обязана многогранности своих персонажей: 45-летнего Леона и 12-летней Матильды
Уже в 1993 году Гвидаси понимала, что работа над проектом требует осторожного подхода: «Мы вводили в сюжет очень юного персонажа, который должен был пройти через столь серьезное развитие, и внезапно на мои плечи легла ответственность сделать это правильно»
Увидев запись с прослушивания Натали Портман, и Гвидаси, и Бессон поняли, что «Леону» нужна именно она — несмотря на то, что ранее ее кандидатуру отклонили из-за слишком юного возраста. Перед Гвидаси встала задача воплотить в жизнь образ, соответствующий проникновенной игре актрисы.
Впервые мы видим Матильду в чокере, белом кардигане и детских леггинсах
Важную роль в формировании персонажа Матильды сыграли родители Портман. По требованию ее матери героиня бросила курить, а также из сценария убрали часть, в которой Леон натыкается на обнаженную Матильду в душе. Несмотря на то, что фильм хорошо приняли в Европе, он определенно вызывал спорные впечатления. Из-за определенных совпадений с личной жизнью режиссера (Бессон познакомился со своей будущей женой, Майвенн Ле Беско, когда ей было 11, а ему 32), просмотр некоторых сцен может вызывать беспокойство. В США часть сценария и вовсе посчитали слишком провокационной и неуместной и удалили из фильма полностью
Однако при работе над проектом вся команда старалась действовать осторожно
Интересные факты
- Леон – последняя роль в тандеме Бессон — Рено. До этого союз режиссера и актера продолжался 15 лет: очаровательный француз участвовал во всех без исключения работах постановщика.
- На роль Матильды метила юная Лив Тайлер. Но если Натали Портман браковали за малолетство, то Тайлер посчитали чересчур взрослой, хотя девушка как раз подходила на этот образ по возрасту – ей исполнилось 15 лет.
- Фильм «Леон» увидел свет в двух вариантах – показанный в Америке и в Европе. Второй длиннее на 25 минут и содержит ряд «непристойных» сцен: герои, лежа на кровати, разговаривают о сексе, Матильда напивается в ресторане и пристает к Леону и другие.
- Родители Натали Портман настояли на изменении первоначального сценария. Дело в том, что Матильда постоянно курила, однако мать и отец молодой актрисы пожелали, чтобы сцены курения сократились до пяти, а дочь в это время не затягивалась дымом. Бессон честно выполнил требование.
- В копилке курьезных случаев фильма «Леон» значится эпизод с грабителем, который орудовал в близлежащем от места съемок магазине. Произошло это именно тогда, когда по сценарию «вся полиция города» штурмовала дом Леона. Наткнувшись на хранителей правопорядка (переодетых статистов) вор предпочел сдаться.
Дебютная роль
Редкий кинокритик не анализировал все составляющие фильма «Леон»: актеры и роли, сюжетные перипетии, визуальное воплощение. Но среди перечисленного лидером по обсуждениям и отзывам стала исполнительница главной женской роли – Натали Портман, которая убедительно и крайне эмоционально раскрыла характеристики своей героини – Матильды. Для актрисы данный проект стал дебютным. На кастинг картины пришло более чем 2000 претенденток. Среди кандидатур, рассматриваемых создателями, были Лив Тайлер и Кристина Риччи, которые показались режиссеру слишком великовозрастными, хотя их рекомендовали известные актеры. Леон, согласно задумке автора, должен был смотреться более угрюмо рядом с совсем юной девушкой.
Когда пришла очередь Портман, то первые пробы она не прошла, в большей степени из-за своего слишком юного возраста. Девочке было всего 11 лет. Однако, добившись второго шанса, юное дарование устроило такой потрясающий перфоманс, что убедило в своем даре не только всех кастинг-менеджеров, но и самого Бессона. Сейчас американская актриса израильского происхождения является обладательницей высших наград в области кинематографа, она настоящая звезда первой величины. Зрителю известна по работам в следующих проектах: приквелу к «Звёздным войнам», «Чёрный лебедь», «V — значит вендетта», «Призраки Гойи», «Холодная гора». О выдающемся таланте исполнительницы положительно отзывались многие актеры. «Леон», по признанию актрисы, до сих пор является особым проектом в ее творчестве.
Насколько достоверен Леон как киллер?
Зрители, плохо разбирающиеся в психологии, иногда называют Леона аутистом, но это неверно: у него нет никаких психических отклонений. И в то же время он сильно отличается от других людей: живет одинокой, уединенной жизнью, пьет лишь молоко, не умеет читать и писать, не тратит заработанное; его главное развлечение — дневные сеансы в кинотеатрах, показывающих старые фильмы. Может ли такой человек быть суперпрофессиональным киллером?
Ответ положительный. Такой киллер возможен, и не только в мире Бессона: примеров людей, являющихся ведущими специалистами в одной области и полными профанами в остальных, более чем достаточно. Вот если бы Леон не тренировался, не поддерживал себя в идеальной форме, а, скажем, непрерывно пил — вот тогда можно было бы говорить о житейской недостоверности.
Куда удивительнее то, что Леон сумел сохранить в себе человека. В чем-то он так и не повзрослел, оставшись ребенком. Его «детскость» подчеркивается не только пристрастием к молоку и неумением читать и писать, но и способностью играть. Именно потому он так быстро находит общий язык с Матильдой.
Исполнитель главной роли
Во время просмотра, безусловно, чувствуется гармоничное взаимопонимание, а как следствие, и взаимодействие режиссера и актера. Это неспроста, ведь лента стала шестым совместным проектом этих двух мастеров со времен «Подземки». Французский актер испанского происхождения Жан Рено после картин Бессона «Никита», «Голубая бездна» и «Леон» стал востребован и в Голливуде. В его фильмографии присутствуют известные блокбастеры, выпущенные Фабрикой грез: «Годзилла», «Код да Винчи», «Ронин». Создатели «Матрицы» даже предлагали Рено сыграть роль агента Смита, но исполнитель отказался из-за занятости в других проектах.
Антагонист
Кроме блестящего экранного дуэта главных героев, которых сыграли замечательные актеры, «Леон» может похвастаться ярким образом антагониста – высокопоставленного работника полиции, промышляющего наркобизнесом. Стэнсфилд безжалостен, крайне жесток, необычайно пунктуален и предпочитает классическую музыку. В превосходном исполнении Гэри Олдмена персонаж получился ярким и интересным, поражающим смотрящего ледяным спокойствием, чередующимся с неконтролируемыми вспышками гнева. Все перечисленное, без сомнения, является заслугой актера, создавшего благодаря неповторимой жестикуляции и мимике абсолютно самобытный персонаж.
Олдмен получил широкую известность после выхода в прокат картин «Сид и Нэнси» и «Навострите ваши уши», где актер исполнил главные роли. Гэри очень востребован и активно снимается, в основном постановщики видят его исполнителем ролей нравственно неоднозначных, мрачных персонажей. Во всей творческой карьере актера выделяются следующие кинопроекты: «Дракула», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Тёмный рыцарь», «Пятый элемент», «Книга Илая», «Шпион, выйди вон!» и другие.
Гениальные детали
Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что не только дьявол, но и гениальность режиссера прячется в деталях, и таких деталей в фильме предостаточно. Например, вещи на Матильде больше то на размер, как зеленая курточка, а то и на два — как серый верх от пижамы, в котором мы видим ее в начале фильма. Таким образом подчеркивается ее положение Золушки: она или донашивает за кем-то одежду (скорее всего, за старшей сестрой), или ее покупают «навырост» раз в несколько лет.
А бархатная обивка коробочки, в которой Стэн держит свои наркотики, изрядно потерта: режиссер дает понять зрителю, что глава следственной группы из Управления по борьбе с наркотиками употребляет их не первый год. Однако самая известная и не требующая расшифровки деталь — это знаменитый цветок Леона. Поклонники фильма даже выяснили, что это за растение: «друг» Леона — аглаонема из семейства Ароидные.
Смысл концовки фильма «Леон»
Когда Леон и Матильда бегут, спасаясь от Стэнсфилда и его людей, Леон не забывает прихватить свой любимый цветок в горшке. И потом, оставляя Матильду в безопасности, уходя сражаться с копами, он просит ее беречь себя и этот цветок, потому что ему нужны корни.
Когда Леон погибает, Матильда, оставшись одна, приходит к его прежнему заказчику Тони, как и завещал Леон. Там лежат деньги, которые причитаются ей. Но Тони не отдает деньги – пока Матильда не станет совершеннолетней. Пока пусть возвращается в школу и живет жизнью обычного ребенка, без лишних приключений.
Матильда так и поступает. Но в самой финальной сцене она высаживает любимый цветок Леона в городскую землю. Потому что помнит о том, что Леон мечтал пустить корни в этой жизни. И если сам он уже погиб, то корни может пустить дерево – то, что он любил еще до нее.
«Предпочитаю работать с женщинами — это так приятно!»
— СМИ пишут, что «Последний шаг» — ваша последняя роль в кино…
— Серьезно? (Улыбается.) Расскажу вам тогда: уже в понедельник я поеду сниматься в американском фильме «В ожидании Ани». Съемки будут в Пиренеях между Францией и Испанией. Я играю дедушку-пастуха, который пасет овец в маленькой деревушке Лескан, оккупированной немцами во время Второй мировой войны. Он находит еврейских детей, которые спрятались на ферме, чтобы выждать удачный момент для побега в Испанию. Мой герой решает им помочь.
У меня есть роли в фильмах. Но, кроме этого, еще я пишу пьесы для театра. И еще у меня бизнес по производству оливкового масла.
— А что общего у Жана Рено и Украины?
— Гостеприимство и тепло отношений между людьми. Мне нравится думать, что я никому не враг. Когда я приехал сюда, я понял, что все вокруг — мои друзья. Теплая атмосфера располагает к расслабленности. Французы, как и украинцы, любят развлекаться вечером, потанцевать, распить водочку и вино после напряженного рабочего дня.
— В фильме «Последний шаг» ваш герой спасает жизнь девушке. А какие храбрые поступки вы делали во имя женщин?
— У меня есть жена, и все, что я делаю хорошего и храброго сейчас, – только для нее. Признаюсь, я обожаю красивых женщин. Женщина никогда вас не обидит, как это может сделать мужчина. Ведь мужчины могут быть злые, жестокие, грубые. А женщина – нет. По крайней мере из тех, которые мне встречались. А еще я предпочитаю работать с женщинами – это так приятно!
Жан Рено – Леон (1948)
Фильм «Леон»: актер Жан Рено в роли Леона | ikinohd.club
Нелюдимый и черствый киллер в исполнении Жана Рено обладает неповторимым обаянием и харизмой. Несмотря на отрицательную характеристику персонажа, он вызывает исключительно положительные эмоции и симпатию. Пройдя серьезный жизненный путь, испытывая муки одиночества, Леон замыкается в себе. Встреча с Матильдой придает ему второе дыхание, заставляя вновь заботиться о ком-то, кроме комнатного растения, и испытывать настоящие чувства. Музыка, написанная Стингом, и cаундтрек «The Shape of my heart» как нельзя лучше характеризуют героя.
Роль была создана Бессоном специально для Рено, хотя съемочная группа рассказывала о проведении проб с участием Киану Ривза и Мела Гибсона. Персонаж, реализованный в «Леоне» Жаном Рено, стал последним в череде героев, созданных совместными усилиями вместе с Люком Бессоном, который благоволил к артисту. После этой картины их дороги разошлись.
Оценить талант Жана Рено можно в следующих фильмах: «Багровые реки» (Пьер Ниманс), «Невезучие» (Руби), «Код да Винчи» (Безу Фаш), «Розовая пантера» (Жильбер Понтон), «Алекс Кросс» (Леон Мерсье).
«Часто играл плохих парней из-за внешности»
— Вы уже не единожды упомянули своего персонажа из фильма «Леон»…
— Знаете, этот фильм снимался 30 лет назад. Я вам так скажу: этот парень уже мертв для меня! Повторюсь — одинаковых ролей у актера не бывает.
— Киллера вам играть не впервой. Сравните типажи Леона и серийного убийцы Генри, которого вы играете в «Последнем шаге».
— Хм-м, хотите узнать разницу? Ну, в силу возраста мой нынешний герой не может быть удалым героем-любовником (задорно хмыкает). Но у любви у вас есть много других путей. Вот и мой нынешний киллер Генри выбирает иной путь для проявления своей любви. Какой – увидите в кино в следующем году.
Знаете… Я часто играл очень плохих парней – моя внешность к этому располагает. И вот что я понял: люди, которые убивают, совсем не тянутся к другим. Они черствые одиночки. Я каждый раз учился этому и задавался вопросом: смогу ли и в этот раз показать своего злодея максимально правдоподобным на экране? Стыд и позор мне, если я что-то делаю на площадке и подозреваю внутри души, что выгляжу не на все сто убедительным. Выглядеть неубедительно – вот чего я больше всего боюсь как актер.
Съемки фильма, роли и актеры
Культовый фильм Люка Бессона появился на экранах кинотеатров в 1994 году и произвел фурор в кругах ценителей кино. Впрочем, режиссер знал, что картина обречена на успех. Да и как иначе? Неоднозначная история любви несчастной девочки, снедаемой жаждой мести, и киллера, чья душа давно опустела, – беспроигрышный вариант.
Жан Рено в роли Леона
Хотя на роль Леона безоговорочно утвердили Жана Рено, воплотить этот любопытный образ желали актеры Киану Ривз и Мел Гибсон. А вот на поиск исполнительницы главной роли создателям ленты пришлось потратить немало времени. Натали Портман пробовалась в первом потоке претендентов, но получила отказ.
Во время второй волны кастингов начинающая актриса, за плечами которой были только роли в школьных спектаклях, все-таки покорила режиссера. Девочке предложили представить смерть младшего брата. Несмотря на то, что Натали – единственный ребенок в семье, она горько расплакалась, оставив позади 200 конкуренток на роль Матильды. Авторы картины закрыли глаза даже на возраст актрисы, которой исполнилось 11 лет (по сценарию героиня была несколько старше).
Натали Портман в роли Матильды
Сыграть Стэнсфилда сразу предложили Гари Олдману. Он дал согласие, не раздумывая, даже не заглянув в сценарий, потому что сниматься у Люка Бессона – большая честь. Актерский состав дополнили Дэнни Айелло в образе мафиози Тони и Эллен Грин, которая представила мать Матильды.
Неповторимый стиль Люка Бессона угадывается в фильме по ряду моментов. Режиссер – приверженец позиции, которая диктует говорить о серьезных вещах с долей юмора, а излишний пафос смягчать гротеском.
Гари Олдман в роли Стэнсфилда
Вот почему, к примеру, в постановке вдруг появляется древняя бабушка, выходящая из квартиры, чтобы успокоить разбушевавшихся преступников. Этот персонаж врезается в память зрителей так же, как и главные герои.
Площадками для съемок послужили итальянские кварталы и испанский Гарлем в Нью-Йорке, где по сценарию и происходит эта невероятная история. И лишь часть интерьерных сцен перенесли в парижскую киностудию.
Сказка о любви и смерти
Как было замечено уже первыми критиками фильма, по своей сути «Леон», сочетающий разные жанры от боевика до драмы, очень близок к сказке, а его реализм можно по праву назвать магическим. Точнее, это своеобразная контаминация двух сказок: про Золушку и про Красавицу и Чудовище. В результате получилась история о том, как нью-йоркская Золушка, росшая с мачехой и нелюбимой сводной сестрой, терпевшая побои и считавшая себя мертвой, встретила бедное, одинокое Чудовище и расколдовала его. Чудовище полюбило, научилось радоваться жизни — и погибло, спасая Золушку.
Опираясь на сказочный фундамент, Бессон раскрывает тему любви как чувства, которое сильнее смерти, и которое, подобно духу, веет, где хочет. Надо отдать должное режиссеру: щекотливый сюжет о романе 12-летней девочки и сорокалетнего мужчины он показал без тени пошлости. Даже самый циничный зритель не сомневается: отношения между Матильдой и Леоном были сугубо платоническими
Любовь — это когда ты готов отдать жизнь за другого, и неважно, доводилось ли тебе целоваться с этим человеком, не говоря о большем. Часто ли встречается такое чувство? В сказках — да
И в то же время эта сказка о любви и смерти — с ощутимым социальным подтекстом. В отличие от Золушки и Чудовища, Матильда и Леон живут в реальном мире, и мир этот весьма мрачен. В нем те, кто должен бороться с наркоторговлей, на самом деле ее «крышуют»; под вывесками безобидных забегаловок прячутся притоны мафии — если не итальянской, то китайской; жизнь человека ничего не стоит, а единственный, кому есть дело до ближнего своего — полуглухая любопытная старушка-соседка. И единственный хеппи-энд, который возможен в этом мире — это умереть, забрав с собой на тот свет главного врага.
«Мужчинам свойственно плохо себя вести и причинять женщинам страдания»: личная жизнь Натали Портман
Впервые об отношениях Натали Портман с противоположным полом стало известно в 2000 году. Избранником стал молодой актер Гаэль Гарсиа Берналь, но пара рассталась спустя год из-за несовпадающих графиков работы. В СМИ также ходило множество слухов о романах Портман. Так, ей приписывали отношения с Джейком Джилленхолом, солистом группы Maroon 5 Адамом Левином, членом семьи мультимиллиардеров Нэтом Ротшильдом и венесуэльским фолк-певцом Девендрой Банхартом.
Несмотря на то, что после роли Матильды актриса стала сексуальным объектом, а один из продюсеров намекал на близость, на отношения с мужчинами это не повлияло, и Натали Портман уже девять лет находится в счастливом браке.
С супругом Портман познакомилась на съемках «Черного лебедя». Еврей французского происхождения, Бенжамин Мильпье, был танцором Нью-Йоркского театра балета и хореографом «Черного лебедя». В декабре 2010 года Натали и Бенжамен официально объявили о том, что помолвлены и ожидают ребенка, а в 2012 году пара поженилась. На данный момент супруги воспитывают двоих детей – 10-летнего сына и 4-летнюю дочь. Натали Портман – убежденный защитник животных и веган. Актриса перестала есть мясо в девять лет, после того, как «насмотрелась мультиков, где животные общаются друг с другом, живут и чувствуют как люди». На строгое веганство артистка перешла в 2009 году, на это ее подтолкнула книга Джонатана Сафрана Фоера «Мясо. Eating Animals». Портман также сняла документальный фильм, в котором рассказала о работе животноводческих ферм в США и запустила в производство собственную линию обуви, изготавливаемую без применения животных материалов.
На данный момент Натали Портман продолжает сниматься в фильмах, но, как сама признается актриса, для нее нет ничего важнее семейного счастья и благополучия.
Рождение трагедии из духа музыки
Название работы Ницще применительно к «Леону» более чем уместно, но речь идет не о прекрасном саундтреке, а об особых отношениях с музыкой, свойственных не только Стэну, но и Леону с Матильдой. Леон прячет в футляре от контрабаса снайперскую винтовку, из-за чего портье в отеле принимает его за музыканта, и любит старые музыкальные фильмы. Матильда в том же отеле уверяет портье, что на самом деле исполнительница — она, вдохновенно врет про конкурс и репетиции с тканью, подложенной под струны, и грустно замечает в итоге: «Никто не любит музыку». Можно вспомнить и пластинки в квартире отца Матильды, в которых рылся член группы Стэна — любитель рэгги.
Откуда взялась эта музыкальная тема и что она означает? Для героев фильма музыка — воплощение иррационального, дионисийского начала, подсознательных порывов. Она открывает доступ к самому заветному: у кого-то к любви (и не случайно Матильда сразу после разговора о музыке с портье делает абсурдное признание, что Леон — ее любовник), у кого-то — к убийству.
Стиль персонажей фильма «Леон»
«Она ведь была маленькой девочкой», — отмечает Гвидаси, вспоминая Натали Портман. — «Я очень бережно к этому относилась. Мне пришлось вспомнить себя в 12 лет, живущей на юге Франции: Что я носила? Какое у меня было ко всему отношение?»
Говоря о создании стиля Матильды, художник по костюмам объясняет, что часто начинает с ног. Взяв за основу образа пару потертых кожаных ботинок, Гвидаси добавила к ним несколько определяющих вещей, которые помогли спрятать уязвимого, бездомного ребенка, коим Матильда на самом деле является, за оболочкой стильной и уверенной в себе девушки. Так она обзавелась носками с напуском, короткими мини-шортами и юбкой на завышенной талии.
Прямое каре было позаимствовано из стиля танцовщицы и актрисы немого кино Луизы Брукс. А дерзкие чокеры помогли наглядно усилить эффект от желания Матильды стать «чистильщиком» — как Леон. Чокер вообще имеет большое значение во внешнем виде героини: вместе с ним любой образ (даже детские леггинсы с мультяшным рисунком) наполняется атмосферой дерзости и опасности. Без него, показывая Леону пародии на знаменитостей, она выглядит наивно и невинно. Но отправляясь на встречу с мафиозо Тони или стреляя с крыши дома, она никогда не показывается без своего смелого талисмана.
В более душевные моменты Матильда сменяет свои смелые кроп-топы на простую белую жилетку, клетчатую рубашку или майку и хлопковые шорты, напоминающие о том, что она всего лишь ребенок, нуждающийся в помощи и опеке. Еще один важный элемент стиля — это белый кардиган, чье появление в кадре пунктиром проходит по всей истории до самого конца. Вероятнее всего, он символизирует детство героини, уходящее вместе с исчезновением надежды и потерей Леона — ближе к концу мы видим, что от него остались одни лохмотья.
Дома Матильда одевается просто — белая майка и шорты
Гвидаси отмечает, что, работая в коротком промежутке до того, как девочка начинает восприниматься как девушка, хотела защитить красоту этого времени, не впадая в вульгарность. Определенную сложность также накладывало отсутствие похожих кинематографических примеров. Возможно, снимайся «Леон» сейчас, его можно было бы сравнить с «Тебя никогда здесь не было» или «Логаном» — но в те времена подборка референсов выглядела довольно скудно: «Была “Лолита” — в чью сторону мы явно не направлялись — и “Таксист”. И на этом всё. Нужно было найти способ поддержать историю Люка, не переходя черту», — вспоминает Гвидаси.
Другие члены команды тоже понимали деликатность ситуации и делали всё возможное, чтобы избавить повествование от «хищного» подтекста. Например, Жан Рено решил сделать из Леона эмоционально подавленного и немного медленно соображающего человека, чтобы зрители понимали, что у него нет корыстных целей и сексуального влечения к Матильде.
«Униформа» Леона состоит из длинного пальто, круглых очков и шапочки
В картине Леон решает показать свою привязанность к девочке, купив ей кружевное платье, дополненное бутоном на груди. Пудрово-розовый наряд с овальным вырезом и длинными рукавами становится самым женственным предметом в гардеробе Матильды. Неудивительно, что она надевает его лишь на короткий (но важный) промежуток времени.
Сам Леон на протяжении всего фильма не вылезает из минималистичного костюма: длинное черное пальто поверх белой майки и прямых брюк. Каждый день он одевается в одно и то же, превратив одежду в свою рабочую униформу
Выделяющимися деталями его стиля становятся лишь круглые солнечные очки и вязаная шапочка — и именно на них обращает внимание Матильда, по мере развития отношений с наставником вводя аксессуары в свой стиль. Леона это удивляет — когда девочка впервые достает красную шапку, он спрашивает: «Это зачем?» На что Матильда невозмутимо отвечает: «Нельзя позволять себе простудиться»
Матильда повторяет за стилем Леона
Несмотря на то, что фильм снимался в 90-х, Гвидаси удалось зацепиться за тренды, которые вернутся в моду в последующие десятилетия: за это время мы уже успели стать свидетелями воскрешения леггинсов, тяжелых ботинок, бомберов, круглых очков и кроп-топов.
Влияние «Леона» чувствуется во многих боевиках, вышедших после него, но никому из них еще не удавалось столь же мастерски воспроизвести взаимодополняющую атмосферу ужаса и азарта, драмы и обыденности. Этот фильм является отличным воспоминанием о стиле 90-х, в последние десятилетия столь часто появляющемся в моде — вот только здесь он воплощен в образе юной, но необычайно смышленой Портман.
Если «Леон» позволяет нам вспомнить моду 90-х, то особенности стиля современной молодежи раскрывает сериал «Эйфория»