Анатолий лядов

Путь в творчестве

  1. 1941-43 год — Мила выступает в госпиталях, на заводах, перед студентами. Она поет песни известных авторов и исполняет свои сочинения. Участвует в конкурсе на лучшую военную песню. Ее композиция «Три Тани» получает первую премию.
  2. 1943 год — поездка в столицу на смотр юных дарований, где Милу отмечают как начинающего композитора. Она встречается с Ниной Пантелеевой, и девушки решают работать вместе. Молодые певицы успешно гастролируют по стране.
  3. 1946 год — дуэт побеждает на Всесоюзном эстрадном конкурсе. Знаменитый Леонид Утесов сравнивает юных свердловчанок с соловьями. Все обработки для ансамбля Мила делает сама, проявляя талант аранжировщика. Тогда же в Москве певицы встречаются с Исааком Дунаевским, который дарит им свою композицию «Пути-дороги».
  4. 1948 год — окончание Уральской консерватории. Творческий тандем отправляется в большой гастрольный тур по стране. В Ставрополе, Омске, Харькове, Оренбурге, Ленинграде, Орске девушек тепло встречают слушатели. Дуэт становится популярным.
  5. 1948-1952 годы — работа во Всесоюзном концертном объединении. Яркая, темпераментная пианистка и вокалистка неизменно покоряет сердца зрителей. Кроме классического репертуара Лядова исполняет на концертах и свои произведения, которые с восторгом принимаются публикой.
  6. 1951 год — принимается в Союз композиторов СССР. Мила переезжает из столицы Урала в Москву. Она полна творческих идей и планов, с головой окунается в новые проекты.
  7. 1952-59 годы — успешный дуэт распадается по инициативе Лядовой. Дружеские отношения не складываются из-за творческих разногласий. Она пробует себя в эстраде. Появляются песни и романсы, которые исполняют популярные артисты. Клавдия Шульженко, с которой у молодого композитора завязывается дружба, берет ее вокальные произведения в свой репертуар. Певица из Великобритании Джерри Скотт записывает «Чудо-песенку», и она звучит в радиопередаче «С добрым утром». Лядовой приходится терпеть неприязнь коллег, и даже ненависть. Некоторые называют ее произведения пошлыми за легкость, новизну и свежую подачу. Мстислав Ростропович — однокурсник, один из тех, кто поддерживает ее в трудное время. Лядова много работает: пишет камерную и симфоническую музыку, вокальную и фортепианную, вокально-инструментальные поэмы, музыку для детей и к фильмам, оперетты и мюзиклы.
  8. 1960 год — выходит новая оперетта «Под черной маской». Завершается работа над фортепианным концертом. Людмила Алексеевна знакомится с американским пианистом Ван Клиберном, который высоко оценивает творчество советского композитора.
  9. 1980 год — вручение медали «За трудовое отличие» в связи со значительным вкладом в подготовку и проведение XXII Олимпиады в Москве.
  10. 1984 год — присвоение звания Народной артистки Российской Федерации.
  11. 1985 год — Колонный зал Дома Союзов принимает поклонников творчества Лядовой. В юбилейном вечере участвуют популярные артисты и сама юбилярша.
  12. 1986 год — постановка оперы «Два цвета времени». Продолжается активная концертная и гастрольная деятельность.
  13. 1997 год — награждается Орденом Дружбы за выдающиеся заслуги в укреплении сотрудничества между народами, плодотворную творческую деятельность в области музыкального искусства.
  14. 2000 год — выходит альбом песен для детей «Почемучка». Артистка становится кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени.
  15. 2002 год — Лядова гостит у подруги под Ростовом. Там она совершает полет на дельтаплане, чем вызывает у друзей восторг своей смелостью. Несмотря на солидный возраст, продолжает удивлять окружающих: преподает, участвует в концертных программах и пишет свою чудесную музыку.
  16. 2005 год — концерт к 80-летию автора в Московской консерватории. Вручается высокая награда — орден «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.
  17. 2007 год — выходит программа Олега Нестерова, посвященная творчеству Людмилы Алексеевны. Она продолжает вести музыкальные вечера, где рассказывает о творчестве советских композиторов-песенников, поет сама и аккомпанирует певцам. Награждается за большие заслуги Орденом Почета.
  18. 2017 год — женщина-легенда в гостях у Татьяны Устиновой на программе «Мой герой». Людмила Алексеевна, как она сама заявляет, «в строю», хотя уже появляются проблемы со здоровьем.
  19. 2020 год — народная артистка России принимает поздравления с юбилеем от премьер-министра России Михаила Мишустина.

Война в жини Лядовой.

Война заставила многих посмотреть на жизнь с другой стороны, так и юная Мила в те годы старалась помочь тем, чем могла. Она играла вальсы для уезжающих на фронт ребят, давала концерты бойцам, посещала госпитали. В ее репертуар входили старые, всем известные композиции, и уже новые, услышанные по радио. Зачастую она исполняла всеми любимые военные песни: «Давай закурим», «Темная ночь» и песни Каца, Богославского, Покрасса. В 18 лет, как одну из лучших студенток консерватории, Милу отправили в Москву на смотр юных дарований, где ее сразу отметили как начинающего композитора. К тому времени Людмила уже много писала, репертуар ее был разный: песни, миниатюры, пьесы. Затрагивалась и военная тематика.

История жизни Анатолия Константиновича Лядова

В полосу творческого становления Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры. Эта наклонность проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной мысли и формы, ювелирная отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами — жемчужинами сердца». 

Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка. Из сочинений 1890-х годов выделяются «прелюдии-размышления», глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью. 

Но не только инструментальная музыка увлекала композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные Лядовым в 1887—1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров — заклинаний, прибауток, присказок. 

В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен» легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных. «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием детской души

Композитор подает мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский юмор — ласковый и добрый

Но почти все они оставляют на душе чувство легкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и «нестроения» жизни. 

«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен» — писал известный музыкальный критик Витол. Публикация первого из четырех сборников «Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов начал еще в 1880-е годы. Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен. 

Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни. 

Более всего удавались ему сочинения, связанные с тематикой русской сказки, с фантастикой, с русским фольклором. Путь к ним пролегал через «Детские песни» и другие обработки песенных образцов.

 Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904—1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж. 

Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образам и Метерлинка. 

«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». 

Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени. 

Начало творческого пути

Но одним из самых важных событий в жизни певицы стало ее знакомство с Ниной Пантелеевой.


Людмила Лядова смогла завоевать любовь публики

На тот момент они обе только начинали свой творческий путь, поэтому девушки решили объединить силы и выступать как дуэт. Девушки очень быстро смогли завоевать любовь и признание публики.

В 1946 году они приняли участие на всесоюзном конкурсе артистов эстрады и одержали победу. После этого их ждало успешное сотрудничество и концерты, которые были наравне с другими известными исполнителями.

Кроме того, благодаря своему таланту и отменному музыкальному слуху Людмила всегда самостоятельно обрабатывала все их музыкальные композиции.

После окончания консерватории, дуэт отправился в гастрольный тур по разным городам СССР. И в каждом из них находилось огромное количество поклонников их творчества.

В 1951 году Лядова переезжает в Москву, где становится участницей союз композиторов.

Благодаря поддержке нового творческого коллектива у певицы и композитора появляется неповторимая возможность для того, чтобы воплотить все свои идеи и цели в жизнь.

В связи с этим, Людмиле пришлось покинуть совместный проект с Ниной.

О точных причинах распада группы никто не говорил, но в разговорах Лядова часто упоминала о том, что чувствовала на себе завистливые взгляды от партнерши.

Стоит отметить, что эта талантливая артистка написала большое количество музыкальных произведений, которые были спеты следующими известными исполнителями:

  • Клавдия Шульженко;
  • Иосиф Кобзон;
  • Людмила Зыкина;
  • Эдита Пьеха;
  • Леонид Утесов;
  • Эдуард Хиль;
  • Валентина Толкунова.

На счету известного композитора находится около 1000 песен. За всю свою творческую карьеру Людмила сотрудничала со многими талантливыми авторами (С. Михалков, Е. Евтушенко, Н. Доризо, Л. Зубкова, Б. Брянский, В. Петров, Т. Пономарева и т. д.), но наиболее плодотворно было сотрудничество с поэтом Г. Ходосовым.

Самыми популярными песнями стали:

  • «Так легко»;
  • «Едем с нами»;
  • «В Колонном зале»;
  • «Полковой оркестр»;
  • «Вожатый наш».

Людмила Лядова и ее браки

А что можно сказать о личной жизни, которую имеет Людмила Лядова? Биография, личная жизнь этого композитора — это потрясающий и захватывающий рассказ. Это повесть о женщине, которая долго искала свое и все-таки нашла.

В первый раз Мила вышла замуж в юном возрасте за Василия Коржова. Тогда еще влюбленная девочка, не знавшая, на что она способна, полюбила аккомпаниатора цыганского ансамбля. Позже выяснилось, что в девочке много амбиций для самореализации, но тянуть при этом кого-то ей не хотелось. Позже друзья не раз говорили, что Людмила увлеченная, тонкая творческая натура, которая так и странствует в поиске себя.

Второй брак был с Юрием Кузнецовым, танцовщиком балета. Это был долгий восьмилетний и прекрасный путь, которые влюбленные прошли вместе. За это время они оба выросли в творческом плане, было проделано много работ, прожито совместных идей. Композитор Людмила Лядова — биография, семейное положение которой интересно многим — увлеклась балетом и написала много миниатюр, музыки, пьесы. Но и этот брак дал трещину по причине двух лидеров в одной семье.

Третий брак был более расчетлив — Кирилл Головин был инженером, совсем из другого мира, но и с ним не сложилось, так как за пять лет брака все остыло и перегорело. Из письма Людмилы к матери: «Нет хуже одиночества вдвоем». И кажется этими словами все сказано. Позже был неудачный брак с Игорем Сластенко, который распался из-за ревности, непонимания и вечного желания Игоря перевоспитать жену.

Развитие собственного проекта «The Люди»

В июле 2021 Антон Лядов создал на Ютубе свой канал под названием «The Люди». Проработавший почти четыре года в новостной политической программе журналист решил попробовать свои силы в другом амплуа. Антон стал Ютуб-блогером, путешествующим по миру и снимающим сюжеты о популярных людях.

Первое его видео — интервью с любимцем школьников, блогером Ивангаем. Лядов побеседовал со знаменитостью, а еще объяснил зрителем секрет популярности этого молодого парня. За три года видео с Ивангаем набрало 2,5 миллиона просмотров.

После первого успешного ролика на собственном канале Лядов загорелся желанием взять интервью у других знаменитостей, и ему это удалось. Так, на канале «The Люди» появились видео с участием KIZARU, MORGENSHTERN, МАРЬЯНА РО. Бывший корреспондент телеканала «Россия 1» профессионально готовил каждое интервью. Его видео — это не просто беседа со знаменитостью, это анализ фактов биографии, объяснение непонятных зрителю терминов.

Начало музыкальной карьеры Милы Лядовой

Уже в 10 лет девочке пришлось показать характер, ведь она участвовала в конкурсе, где на одно место было 10 человек, но девочка Люда, увлекшееся музыкой, ничего не боялась, и с легкостью поступила на детское отделение консерватории в городе Свердловске. Через год юное дарование уже принимала участие во всевозможных конкурсах, фестивалях, нередко и у мамы на работе. В 14 лет ей даже удалось выступить совместно с симфоническим оркестром под четким управлением дирижера Марка Павермана. Складывалось впечатление, что биография Людмилы Лядовой будет радужной, никто и не знал, что совсем скоро в привычный образ жизни ворвется война.

Война в жизни Лядовой

Война заставила многих посмотреть на жизнь с другой стороны, так и юная Мила в те годы старалась помочь тем, чем могла. Она играла вальсы для уезжающих на фронт ребят, давала концерты бойцам, посещала госпитали. В ее репертуар входили старые, всем известные композиции, и уже новые, услышанные по радио. Зачастую она исполняла всеми любимые военные песни: «Давай закурим», «Темная ночь» и песни Каца, Богославского, Покрасса. В 18 лет, как одну из лучших студенток консерватории, Милу отправили в Москву на смотр юных дарований, где ее сразу отметили как начинающего композитора. К тому времени Людмила уже много писала, репертуар ее был разный: песни, миниатюры, пьесы. Затрагивалась и военная тематика.

Лядова, Людмила Алексеевна

Людмила Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске, в семье профессиональных музыкантов. Отец, Алексей Иванович Лядов, был солистом Свердловского оперного театра (тенор), затем работал скрипачом в оркестре (помимо скрипки играл на саксофоне и мандолине), в 1960—1970-е годы работал регентом церковного хора Свято-Николаевского храма в городе Макеевка (пос. Григорьевка) Донецкой области. Мать, Юлия Петровна Лядова (урождённая Самойлова; 1902—1980), по образованию хормейстер, дирижировала самодеятельными коллективами, долгое время пела в Свердловской филармонии.

Начала заниматься музыкой в раннем детстве. Родители серьёзно готовили её к карьере пианистки. Сначала пригласили домашнюю учительницу, потом определили в музыкальную школу к известному в городе педагогу Ванде Антоновне Бернгард-Тшаской (ученице и — позже — ассистентке Б. Ставенхагена). В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс, Лядова поступила на детское отделение Свердловской консерватории к профессору Б. С. Маранц.

С 11 лет девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, праздниках, в клубе, где работала мама, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стало для неё выступление с оркестром под управлением Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. По окончании училища Лядову зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б. С. Маранц. Параллельно она училась на композиторском отделении у профессора В. Н. Трамбицкого.

В 1948 году окончила Свердловскую консерваторию.

Ещё во время Великой Отечественной войны Лядова встретилась с молодой певицей Ниной Пантелеевой. С этого времени они стали успешно выступать вместе и в 1946 году получили звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Их дуэт имел большую популярность, они предприняли длительное творческое турне по стране, однако в 1951 году он распался по инициативе Лядовой. Точной причины распада никто не афишировал.

Огромную популярность приобрели «Старый марш» на стихи М. Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи И. Шаферана, «Ай-люли», написанная для Тамары Миансаровой и принёсшая ей звание лауреата и Золотую медаль на VIII Всемирном Фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки (1962), и другие. «Чудо-песенку» на стихи Людмилы Давидович и Виктора Драгунского вслед за самой Людмилой Лядовой пели Гелена Великанова, Нина Дорда, Капиталина Лазаренко, Тамара Миансарова и английская певица Джерри Скотт.

Первым исполнителем «Старого марша» стал Иосиф Кобзон, потом песня вошла в репертуар Юрия Богатикова. Песня «Барабан» звучала с большими оркестрами в исполнении Эдуарда Хиля. «Старый марш» и «Барабан» исполняли все военные ансамбли страны. Военная тематика нашла отражение и в других песнях Людмилы Лядовой.

В марте 1985 года состоялся юбилейный вечер Людмилы Лядовой в Москве в Колонном зале Дома Союзов.

Лядова продолжила творческий поиск в песенной лирике, писала и исполняла романсы, создавала произведения для духовного хора, военные-марши. Много выступала и проводила встречи с представителями общественности. Немало таланта и сил отдавала педагогической деятельности.

В 2000 году вышел сборник детских песен Людмилы Лядовой «Почемучка». Композитор постоянно обращалась к этой тематике. Её детский мир — это жизнерадостный и удивительно чистый музыкальный остров, населённый ребятами, зверями, птицами, бабочками, игрушками.

В 2005 году в Большом зале Московской консерватории состоялся юбилейный концерт Людмилы Лядовой.

В 2007 году один из выпусков авторской программы Олега Нестерова «По волне моей памяти» (Канал «Время» — Первый канал. Всемирная сеть) был посвящён Людмиле Лядовой.

21 мая 2015 года в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына состоялся юбилейный концерт артистки.

19 апреля 2021 года была гостем программы «Мой герой» с Татьяной Устиновой на телеканале ТВ Центр.

Член Союза композиторов и Фонда мира.

Болезнь и смерть

27 февраля 2021 года певицу госпитализировали в 52-ю московскую больницу, в связи с заражением COVID-19. Состояние Людмилы Алексеевны оценивалось, как тяжёлое из-за поражения 75 % лёгких, позднее артистку перевели в отделение реанимации. Скончалась 10 марта 2021 года на 96-м году жизни в Москве от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Церемония прощания прошла 13 марта в Новодевичьем монастыре. Похоронили Людмилу Лядову в тот же день на Кунцевском кладбище.

Композиторская карьера

Еще во времена ВОВ Людмила встретилась с молодой певицей Ниной Пантелеевой. Они начали выступать вместе, а уже в 1946-м стали лауреатами II Всесоюзного конкурса артистов эстрады, пишет Википедия. Дуэт имел большую популярность, однако в начале 50-х распался по инициативе Лядовой. Уже в это время Людмила сама занималась аранжировками мелодий, которые для дуэта писали различные композиторы.

Логичным развитием истории с аранжировками стало то, что Лядова сама вступила в Союз композиторов. Дело было в начале 1951 года. Однако были в жизни и минусы: из-за чрезмерной сконцентрированности на зарабатывании денег на квартиру Людмила перестала ходить на комсомольские собрания, за что ее и выгнали из ВЛКСМ.

За долгие годы творчества композитор стала автором множества работ. Среди известных песен Людмилы Лядовой – «Старый марш», который пел Иосиф Кобзон (а позже Юрий Богатиков), «Барабан» в исполнении Эдуарда Хиля, «Ай-Люли», которые исполняла Тамара Миансарова, «Парамарибо», которая прославило группа «Квартал» и др. Особенно выделялась среди работ Людмилы Лядовой «Чудо-песенка», которую пела не только Гелена Великанова, но и сама автор.

На счету Людмилы Лядовой как композитора также романсы, военные марши, детские песни, произведения для духового хора, концерт для фортепиано с оркестром, камерная музыка, оперетты и мюзиклы. Большинство своих произведений композитор написала еще в советские времена.

Было у Лядовой и несколько опер и оперетт. Среди них – «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко), «Под черной маской», «Атаманша», «У опасной черты», «Шахтерские невесты».

Создание Ютуб-канала и популярность

Созданный в 2021 году канал «The Люди» с каждым новым сюжетом набирал популярность и еще большее количество подписчиков. В 2019 Антон изменил тематику своего проекта и начал снимать видео-рассказы о жизни людей в различных странах.

Первое путешествие Лядов предпринял в самый бандитский город мира — Венесуэлу. Об особенностях жизни и проблемах людей в этой стране Антон сделал 45-минутное видео, которое всего за год набрало 16 миллионов просмотров. Потом была поездка в Колумбию и новый ролик для проекта «The Люди».

В сентябре 2021 Антон выложил в Ютуб видео о своем путешествии в Северную Корею. В эту закрытую для журналистов страну Лядов попал в качестве работника юридической компании, где перед поездкой проработал два месяца. Антону удалось снять реальную жизнь людей в Северной Корее.

В этой стране строгая партийная дисциплина, не хватает продуктов питания, большинство населения не знает, что такое компьютеры и интернет, а продукты трудящиеся получают по продуктовым карточкам. Видео о жизни в Северной Корее – «Ложь и правда Ким Чен Ына» – за 10 месяцев набрало в Ютубе 13 миллионов просмотров.

Антон Лядов побывал и в других странах, в которых снял шокирующие сюжеты для своего проекта «The Люди». На свой Ютуб-канал журналист выложил ролики о Монголии, Китае, Южной Корее, Дубае. Каждый сюжет популярного блогера набирал по нескольку миллионов просмотров.

В 2021 году Лядов снял несколько видео о проблемах лечения коронавируса в России. Журналист сделал ряд других видео о жизни в родной стране. Например, снял сюжет о том, как живут люди в тундре, и рассказал о самом жутком доме Самары. На сегодняшний момент (август 2020) у Ютуб-канала «The Люди» 2,1 миллиона подписчиков.

В 2021 Антон Лядов создал англоязычный канал «The People». Это новая площадка на Ютубе, на которую создатель видео-рассказов о жизни людей в других странах выложил несколько своих работ, переведенных на английский язык. Всего на канале «The People» четыре сюжета (о Северной Корее, Ким Чен Ыне, Китае и Венесуэле). В настоящее время (август 2020) на англоязычный блог Лядова подписалось 213 тысяч человек.

В апреле 2021 Антон создал на Ютубе канал на испанском языке под названием «La Gente con Lyadov». На новую площадку Лядов выложил два видео (о коронавирусе в Китае и о Венесуэле). Сюжеты Антона на испанском языке посмотрели несколько десятков тысяч зрителей.

Личная жизнь Людмилы Лядовой

За свою долгую жизнь Людмила Лядова пять раз была замужем. Первый муж Людмилы Лядовой Василий Коржов был аккомпаниатором цыганского ансамбля. В первый брак композитор вступила еще в возрасте 18 лет, но брак довольно быстро распался, так как, по словам Лядовой, ей не удалось подтянуть мужа до своего интеллектуального уровня.

Вторым супругом Людмилы был танцовщик балета Юрий Кузнецов. Вместе они прожили восемь лет, в этот период женщина написала множество произведений для балета. Однако их союз распался, поскольку и Юрий, и Людмила были лидерами по натуре.

После двух браков с людьми искусства Людмила решила найти женское счастье с инженером Кириллом Головиным, но и этот брак просуществовал недолго. От идеи строить семейную жизнь с людьми не своего круга Лядова отказалась, и ее четвертым избранником стал еще один деятель искусства – певец Игорь Сластенко. Их отношения закончились в тот момент, когда супруг начал пытаться перевоспитать жену.

Последним, пятым супругом Лядовой был саксофонист Александр Кудряшов. Разница в возрасте у них составляла 17 лет. Кудряшов очень сильно любил супругу и даже взял себе ее фамилию.

Поженились они еще в 1971 году, и этот был самый длительный брак Людмилы. Однако в 2010-х отношения между супругами испортились. Виной, по словам Лядовой, стал алкоголизм, лечиться от которого она направила мужа в реабилитационную клинику.

Последние годы о Лядовой, которая в 2021 году перенесла инсульт, заботился адвокат и ее друг Виктор Дворовенко. Пожилая артистка заключила с ним договор купли-продажи на столичную квартиру стоимостью около 70 млн рублей. На российском телевидении этим событиям посвятили выпуски передачи «Пусть говорят» и «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым. Они представили мужчину втершимся в доверие аферистом.

Сама Лядова была довольна жизнью под присмотром Дворовенко, поэтому Лядова подала в суд на оба телеканала («Первый» и «Россия-1»). В иске было требование опровергнуть сведения, не соответствующие действительности, и выплатить компенсацию в 100 млн рублей, но суд в удовлетворении иска отказал.

До конца жизни Лядова сохраняла бодрость духа. Ее коллеги отмечали, что еще в молодости ей была свойственна эмоциональность и зажигательность, артистку даже звали «Мадам 1000 вольт» и «Мадам оптимизм». Сама Лядова, комментируя свои браки, отмечала, что частой проблемой было то, что ее мужчины зарабатывали куда меньше, чем она сама.

Несмотря на большое количество браков детей у Людмилы Лядовой не было.

Музыка

С 1945-го по 1952 годы Лядова выступала в вокальном дуэте с певицей Ниной Пантелеевой. Исполнительницы завоевали всенародную популярность. Хотя песни дуэту писали различные композиторы, аранжировки Людмила создавала сама. Дуэт прекратил существование, когда Лядова посчитала, что партнер начала зазнаваться.

В феврале 1951 года Лядова вступила в Союз советских композиторов и сконцентрировалась на работе над авторскими произведениями. Правда, уже в момент подъема творческой популярности композитора выгнали из комсомола: Людмила была слишком занята зарабатыванием на первую квартиру и не посещала собрания.

За годы творчества Людмила Алексеевна стала автором сотен работ, самыми популярными из них стали песни «Старый марш» в исполнении Иосифа Кобзона и Юрия Богатикова; «Чудо-песенка», которую пела сама Лядова, а также Гелена Великанова; «Барабан» Эдуарда Хиля; «Ай-Люли» Тамары Миансаровой; «Паутиночка» Людмилы Зыкиной; «Парамарибо» группы «Квартал»; «Я актриса», написанная для Людмилы Касаткиной. Помимо того, на счету композитора романсы, военные марши, детские песни, произведения для духового хора, концерт для фортепиано с оркестром, камерная музыка, опера, оперетты, мюзиклы.

В 1958 году Людмила Лядова сыграла главную роль Мальчика в записи детской оперы Юрия Левитина на стихи Корнея Чуковского «Мойдодыр». Музыку к ней записал Государственный симфонический оркестр СССР, дирижер Альгис Жюрайтис.

Людмила Лядова и Виктор Дворовенко (кадр из программы «Пусть говорят»)

Общим ключом произведений Лядовой является отсутствие в них грусти, печали, тем безысходности. По признанию автора, у нее даже минор звучал мажорно и оптимистично. За свои достижения Людмила Лядова была награждена различными почетными званиями, включая народную артистку РСФСР, ее творческой биографии посвящены книги Татьяны Кузнецовой и Гуны Голуб, включившие в себя редкие фото из коллекции артистки. В 2000 году был издан сборник детских песен композитора «Почемучка».

По сообщениям СМИ, зимой 2017 года композитор перенесла инсульт. Имя Лядовой попало в СМИ из-за того, что пожилая артистка заключила договор купли-продажи на московскую квартиру стоимостью около 70 млн руб. с другом семьи, адвокатом Виктором Дворовенко, взявшим на себя всю заботу о женщине. Это вызвало недовольство других потенциальных наследников Людмилы Алексеевны, несмотря на то, что детей и внуков у Лядовой нет. О ситуации рассказали программы «Пусть говорят» и «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым, представившие Дворовенко втершимся в доверие аферистом.

При этом жизнью на пенсии под присмотром Дворовенко композитор была совершенно довольна — занималась на велотренажере, три раза в неделю проходила сеансы массажа, питалась любимыми блюдами. Потому Лядова подала в суд на «Россию-1» и Первый канал с требованием опровергнуть не соответствующие действительности сведения и выплатить компенсацию морального вреда в размере 100 млн руб. Решением московского суда в удовлетворении иска было отказано.

В октябре 2020 года Людмила Лядова стала гостьей программы «Привет, Андрей!», посвященной фестивалю «Песня года».

Биография

Людмила Алексеевна Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске, в семье профессиональных музыкантов. Ее отец Алексей Лядов был солистом Свердловского оперного театра, а впоследствии работал скрипачом в оркестре (помимо скрипки он играл также на саксофоне и мандолине). Мать Юлия Лядова имела образование хормейстера, дирижировала самодеятельными коллективами, пела в Свердловской филармонии.

Родители хотели, чтобы Людмила пошла по их стопам, и с раннего детства готовили ее к карьере пианистки. Девочка сначала занималась на дому, а потом ее отдали в музыкальную школу к известному педагогу и ученице немецкого пианиста и дирижера Бернхарда Ставенхагена Ванде Бернгард-Тшаской. В 10 лет, пройдя большой конкурс, Лядова поступила на детское отделение Свердловской консерватории к советской и российской пианистке, профессору Берте Маранц.

Уже в 11 лет Людмила играла сложнейшие произведения классического репертуара. Она выступала на школьных вечерах, праздниках, участвовала в различных фестивалях и конкурсах. Во время учебы Лядова несколько раз выступала на сцене Свердловской филармонии: играла концерт Мендельсона, первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. После окончания училища ее зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Берте Маранц. Параллельно девушка училась на композиторском отделении у заслуженного деятеля искусств РСФСР Виктора Трамбицкого. В 1948 году Лядова окончила Свердловскую консерваторию.

Людмила Лядова. 1957 г. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

Во время Великой Отечественной войны Людмила Лядова в госпитале встретилась с молодой певицей Ниной Пантелеевой, и они стали выступать вместе. Дуэт приобрел большую популярность после окончания войны. В 1946 году Лядова и Пантелеева получили звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, активно гастролировали по стране. Но в 1951 году дуэт распался. Нина Пантелеева сначала стала выступать на эстраде самостоятельно, а затем — с пианистом Вилли Берзиным, за которого впоследствии вышла замуж.

Елена Лядова продолжила карьеру пианистки и композитора. В феврале 1951 года ее приняли в Союз композиторов СССР. Наибольшую популярности приобрели такие ее композиции, как «Старый марш» на стихи Михаила Владимова, «Чудо-песенка», «Барабан» на стихи Игоря Шаферана, «Ай-люли», написанная для певицы Тамары Миансаровой, и др.

Первым исполнителем «Старого марша» стал Иосиф Кобзон, а затем композиция вошла в репертуар Юрия Богатикова. Песня «Барабан» звучала с большими оркестрами в исполнении Эдуарда Хиля. Песни на музыку Лядовой также исполняли Гелена Великанова, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова.

Всего Лядова написала более 800 песен. Она является автором оперы «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко, 1986); оперетт «Под черной маской» (либретто Я. Лельганта, 1960), «Атаманша» (либретто Г. Павлова, 1972), «У опасной черты» (либретто И. Петровой, 1976), «Кто твоя невеста?» (либретто И. Петровой, 1978), «Шахтерские невесты» (либретто И. Петровой, 1983); мюзикла «Душа солдата» (либретто Е. Шатуновского, 1962) и других произведений.

Среди сочинений Людмилы Лядовой — произведения для фортепиано, для оркестра русских народных инструментов и эстрадно-симфонического оркестра, камерно-инструментальные произведения для скрипки, аккордеона и др. На музыку Лядовой были поставлены балетные номера «Испанский танец», «Негритянские куклы» и «Слепая девушка».

В 2000 году вышел сборник детских песен Людмилы Лядовой «Почемучка». В 2005 году в Большом зале Московской консерватории состоялся юбилейный концерт артистки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector