Не лечи меня (2021)
Содержание:
Сюжет
События картины крутятся вокруг молодого и талантливого хирурга Ильи, который борется с типичной чиновничьей бюрократией в стенах родной больницы силами честности, искренности и неподкупности. Спасать людей у него получается не благодаря, а вопреки стараниям главного врача, заведующего отделением и чиновника из министерства здравоохранения.
Молодой Эскулап строго верит в свое предназначение, хоть и получает сущие копейки за работу. Ему даже приходится снимать жилье на двоих со своим лучшим другом Сергеем, по совместительству коллегой, анестезиологом.
Монотонность больничных будней прерывает поступившая в критическом состоянии пациентка Вера. Идя наперекор начальству, Илья, в целях получения разрешения на срочную операцию, оперативно женится на Вере. Девушка – сирота, а приехавший с ней мужчина экстренно жениться на Вере не может и не хочет, так как состоит в “счастливом” браке. Вера – его любовница. Пришлось Илье подключать свои связи в ЗАГСе и срочно избавляться от своей холостой жизни, пока невеста в коме.
Операция проходит удачно, но очнувшаяся в статусе замужней женщины Вера явно не рада такому положению дел. А в довесок поступок Ильи еще сильнее настраивает против него любящего брать на лапу заведующего отделением.
Но это лишь часть бед Ильи:
- спасенный им от сердечного приступа пациент подает в суд за сломанные молодым врачом во время откачивания ребра;
- в больницу поступает ребенок высокопоставленного чиновника, который просит укрыть его от отца;
- в итоге главного героя вообще увольняют.
Единственное спасение Илья находит в неожиданно нахлынувшей любви. Во всех этих невзгодах крайне символичным выглядит имя его избранницы, так как в отчаянном положении спасает только вера или Вера (как кому угодно).
Контекст
Если бы фильм появился на экранах в 2019 году, как и планировалось, вряд ли бы удалось оценить его актуальность. На первый план вышла бы забавная история, запомнилась бы игра актеров и некоторые особо удачные сцены (к примеру, с участием участкового Родного). Про бардак в больнице никто бы не обратил внимания, это уже данность и все к этому привыкли.
В наши же дни показанные корумпированные чиновники – это сверхудачный ход. Тема оптимизации, сокращения коек, отсутствия оборудования, мизерных зарплат медицинского персонала – как бельмо на глазу у власти, которая в наши дни отчаянно борется с коронавирусом. Описанные реалии в больницах – это не фантазия режиссера и сценариста, это горькая правда. После естественного смеха от удачных шуток приходит холодящую душу понимание, что существующая обстановка в наших лечебных учреждениях – причина произошедшей катастрофы в реальной жизни.
Наше здравоохранение находится в руинах, сливки собирают только нечистые на совесть чиновники. Фигурирующие огромные суммы в бюджетах других государственных ведомств, в зарплатах топ-менеджеров госкомпаний, в резервных фондах, которые, оказывается, нельзя ни на что тратить, нужно отправить на спасение нашей медицины. А заодно чтобы сюжет фильма “Не лечи меня” стал выдумкой авторов, а не описанием трагичной действительности.
Стилистика
Говоря про современный стиль русского кино, стоит отметить две его разновидности, которые в свое время удавалось сочетать в разных своих работах Балабанову: психологическая сложная драма часто с очень жестоким и неоднозначным концом или же, казалось бы, будничное описание жизни простого человека, в котором по старой доброй русской традиции высмеиваются даже самые сложные проблемы. Из нынешних режиссеров первый формат успешно подхватили Быков и Звягинцев. А вот по поводу второго формата на ум сразу приходят Каримов и Сегал.
Будучи немного насыщенным быково-звягинским стилем, крайне радостно было встретить в это непростое и даже депрессивное коронавирусное время каримово-сегаловский формат, в который удалось влиться молодому режиссеру Мише Маралесу.
Предыдущие его работы “Ребра” и “Годар и куртизанка” он выпускал, будучи упомянутым в титрах и на афишах как Михаил Малинин. После личного ребрендинга публике явился Миша Маралес, который сходу взялся за работу над большим для себя проектом.
Дело в том, что работать пришлось не только с молодыми талантами вроде Ивана Янковского, Даниилы Вахрушева и Лукерьи Ильяшенко (наша версия Дженнифер Лоуренс), но и с маститыми киномастерами: Дмитрием Нагиевым, Александром Демидовым и Петром Федоровым. И судя по качеству конечного продукта, Миша не стушевался и вполне справился со своей работой.