Драйв, неон и демоны: за что мы любим датского режиссера николаса виндинга рефна
Содержание:
Дислексия и дальтонизм
В основе уникального авторского стиля Николаса Виндинга Рефна лежит сугубо прагматическая причина – у режиссера дальтонизм, он не способен различать оттенки и полутона. Однако постановщик умел превратить недостаток в преимущество. Одно дело – использовать выкрученную контрастность, как это было в первых работах, или насаждать неон, как в последних, и совсем другое – изобретать собственный язык повествования со множеством нюансов и подтекстов.
Утонченность вкуса и умение совмещать несовместимое привели к тому, что китчевые элементы в фильмах Рефна перешли в разряд стильных и статусных атрибутов и стали его визитной карточкой. Режиссер с таким мастерством видоизменяет их, что это не может не восхищать. При этом упрекнуть Рефна в воинствующем эстетизме сложно.
Хотя критики периодически припоминают ему отсутствие академического образования, понимание, какие приемы используются в кино и как индустрия вообще функционирует, у Рефна, несомненно, есть. Он щепетилен в своем выборе, и это заметно невооруженным глазом. Например, помимо использования авторской цветовой палитры, одним из излюбленных приемов у него является симметрия. Не такая очевидная, как у Кубрика, конечно, но не менее выигрышная. Наполнение кадра у Рефна максимально емкое и лишено ненужного воздуха, несмотря на обманчивый минимализм. Разумеется, не всегда и не везде – в невоздержанности постановщика тоже упрекают, но это – продуманные излишества.
Творческой разнузданности и желания нарушать правила, если они не вписываются в личный концепт, у Николаса Рефна тоже хоть отбавляй. Речь, конечно, об ультранасилии: режиссер снимает картины о маргиналах и отбросах общества, изгоях, обитателях тюрем, притонов, борделей, и не стоит удивляться тому, что в историях об антигероях хлещет кровь.
Шокирующий натурализм при этом отталкивает одних и привлекает других, однако к реакции публики Николас не слишком внимателен, и это тоже цепляет. Один из самых низко оцененных своих фильмов «Только бог простит» режиссер поставил в один ряд с «Гражданином Кейном» – признанной классикой кинематографа. И в этом заявлении считывается не самоуверенность и бахвальство, а скорее безапелляционная верность себе и собственным решениям.
Визионер, фетишист и бунтарь
29 сентября Николасу Виндингу Рефну исполнилось 50. Датчанин сделал многое, чтобы его имя оказалось на кино-Олимпе, – стал сенсацией на родине, штурмом взял Голливуд, завоевал уважение среди коллег и любовь публики. Хотя абсолютное признание получил лишь «Драйв», самый известный из его проектов. Другие фильмы получали противоречивые отзывы. И это неудивительно: Рефн на своем примере не устает доказывать, что от любви до ненависти один шаг.
Николас Виндинг Рефн парадоксален по своей натуре – стерильность и отстраненность удивительным образом соединяются в его работах с реками крови и старым добрым ультранасилием, а холодность и цинизм – с глубоко личными переживаниями. Чего только стоит история, когда режиссер разрыдался в машине, услышав Can’t Fight This Feeling – считается, что именно тогда пазл «Драйва» окончательно сложился.
Противоречия легко отыщутся при одном взгляде на фильмографию режиссера. Эволюция его стиля – от документальной манеры съемки до глянцевого эстетизма – слишком заметна, чтобы просто так от нее отмахиваться. Рефн за четверть века прошел все – и огонь, и воду, и медные трубы (за несколько лет его ждали успех и провал в Каннах), однако остался самобытным режиссером, умеющим твердо стоять на своем. Это одна из его несомненных авторских фишек, но легко отыщется еще несколько вещей, выделяющих Николаса Виндинга среди остальных кинематографистов.
Сага о пикте
Главного персонажа, пикта по национальности, сыграл потрясающий и при этом малоизвестный актер Мадс Миккельсен. В рейтинге самых брутальных персонажей среди всех мировых кинокартин образ беспощадного и бескомпромиссного война по имени Одноглазый с лихвой переплюнул самого Бронсона из предыдущего фильма, снятого Николасом Виндингом Рефном. Такой хладнокровности, ярости и ненависти в своим врагам трудно встретить среди персонажей и героев других кинолент. Его удел — убивать. Его цель — дорога домой и обретение покоя. Его дом — ад для остальных. Средства для достижения цели — любые.
Сюжетную линию фильма часто сравнивают с историей языческого божества по имени Один, который мог умирать и воскресать снова. В скандинавских мифах Один упоминается, как одноглазый бог, что делает сравнение героя фильма с языческим божеством еще более реалистичным, тем более что Один — покровитель войны и воинов, его вотчина — Вальхалла. Но все-таки чтобы не навязывать свою точку зрению на сюжетную линию фильма, не буду продолжать сравнение Одноглазого с Одином. Интересующиеся могут сами посмотреть необходимые источники информации и увидеть еще больше сходств
Это важно, потому что оригинальное название картины отображает суть повествования
Эта история начинается с того, что главный герой освобождается от плена одного незадачливого конунга и в обществе христианских крестоносцев движется в Иерусалим, чтобы спасти землю обетованную от нашествия арабов. Заблудившись в море, путники доплыли до Нового света, до берегов Северной Америки. Описанные времена — эра упадка язычества и становления новой для Европы религии — христианства. Постоянный спутник Одноглазого — маленький мальчик, ставший его голосом, так как сам воин в течение фильма не произнес ни звука. Роль мальчика в картине нельзя переоценить. При всей своей свирепости и кровожадности Одноглазый стал настоящим защитником ребенка от посягательств новоявленных христиан, которые ничем не отличались от дикарей и варваров, с которыми боролись во имя священных целей. В итоге мальчик — ключевая фигура. Он не христианин, он в течение всего сюжета следовал за воином, который умерщвлял всех неугодных, но пальцем не тронул мальчугана. Мальчик — символ возрождения язычества, символ сохранения традиций и устоев предков. Охранять его было необходимо ценой своей жизни.
Концовку посмотрите сами, потому что после нее и после окончания фильма вам захочется какое-то время побыть наедине с самим собой, стараясь обдумать, что же все-таки произошло.
Фильмы
В 1996-м появился «Дилер» — криминальная драма о торговцах наркотиками Копенгагена, снятая при помощи ручной камеры. Отец Николаса считал безумием выпускать ленту, не имея должного образования, поэтому режиссер пришел в дикий восторг, когда все удалось. У актера Славко Лабовича случился дебют, Мадс Миккельсен, Златко Бурич, Ким Бодниа и Лаура Драсбек впервые получили опыт работы в большом кино. В эпизодах и массовке участвовали настоящие нарушители закона. Кинокартину с восторгом приняли в Европе и окрестили чуть ли не первым датским гангстерским фильмом.
Через 3 года настал черед «Истекающего кровью», который хоть и вызывал смешанную реакцию критиков, но получил приз Международной федерации кинопрессы на фестивале в Сараево. «Страх Икс» сыграл злую шутку с его создателем: провал проекта привел к банкротству и финансовым долгам. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло — чтобы расплатиться по счетам, Рефн взялся за продолжение «Дилера».
Николас Виндинг Рефн и Эль Фэннинг
В 2009-м в творческой биографии талантливого датчанина обосновался «Бронсон», повествующий о жизни самого жестокого заключенного Великобритании Чарльза Бронсона. Главную роль в нем сыграл Том Харди, лично встречавшийся с преступником. Тот настолько впечатлился подготовкой артиста к перевоплощению, что сбрил фирменные усы и отдал ему в использование.
После «Валгаллы: сага о викинге» появился «Драйв», собравший внушительную коллекцию наград. Неонуарный триллер 2011 года стал триумфатором Канн в номинации «Лучшая режиссура», оказался лучшим боевиком по версии «Выбора критиков», боролся за «Оскар» и «Золотой глобус» в единственной категории, а за BAFTA — в четырех. Завязавшееся сотрудничество с Райаном Гослингом вылилось в «Только Бог простит», тоже не оставшийся без премий престижных кинофестивалей.
«Неоновый демон» с Эль Фэннинг, попавший в основную конкурсную программу Festival international du film de Cannes ‒ 2016, отчасти вдохновлен историей Елизаветы Батори. Венгерская графиня не чуралась принимать ванну из крови девственниц, чтобы сохранить молодость и красоту.
Аллегоричность
Рефн не обращает никакого внимания и на жанровые рамки. «Неонового демона», например, режиссер охарактеризовал так:
Сочетание несочетаемого, но замысел в итоге удалось осуществить. Не менее интересна и история с «Драйвом» – это кино постановщик одновременно описывал и как нуар, и как супергеройский фильм, и как сказку для взрослых.
Аллегорию и мифологию можно найти в каждом проекте Рефна. Из-за сюжетной канвы у датчанина постоянно выглядывает античная трагедия, а в самой истории непременно находится микс архетипов, которые он раскладывает и интерпретирует на свой лад. На эту тему не высказался только ленивый: миф об Эдипе легко считывается в «Только бог простит», как и легенда о Нарциссе – в «Неоновом демоне».
Сюрреалистические элементы выбивают почву из-под ног не только у зрителей, но и у героев, и ведут тех к завершению необходимой трансформации – мучительному перерождению, принятию собственной природы и последствий, заложенных мирозданием. Рефн, который не раз говорил о личных экзистенциальных кризисах и о том, что в персонажей часто вкладывает частицу себя, любит наблюдать за тем, как герои оказываются погребенными под проблемами, количество которых растет как снежный ком. Это одновременно и придает повествованию необходимой динамики и напряжения, и ведет к точке невозврата, без которой не обходится ни один проект режиссера. В его кинематографической вселенной обстоятельства подгоняются под героев – и персонажи, в конце концов сбросив все маски и избавившись от всего лишнего, становятся теми, кем и должны быть.
биография
Молодежь и откровение в Дании
Рефн вместе с Томом Харди , главным актером фильма о Бронсоне .
Николас Виндинг Рефн — датский кинорежиссер, живущий в Копенгагене . Он сын редактора Андерса Рефна и фотографа Вибеке Виндинг.
В 1978 году он вместе с матерью и отчимом переехал в США , в Нью-Йорк . Они оставались там до 1987 года, а затем вернулись в Данию . Николас проходил курсы в Нью-Йорке в Американской академии драматических искусств .
Он известен реализацией трилогии « Толкатель » , фильмов, выпущенных между 1996 и 2005 годами .
В 2008 году он был членом жюри пятнадцатого фестиваля Fantastic’Arts .
Режиссер с ведущим актером « Тихий воин» Мэдсом Миккельсеном на кинофестивале в Торонто в году .
Голливудский прорыв (2010-е)
Режиссер Каннского кинофестиваля 2014 года , где входит в жюри.
В март 2010, он признал, что больше не привязан к голливудской адаптации «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» , предпочитая сосредоточиться на новом фильме, который вскоре будет сниматься в Азии. Он получил награду за лучшую режиссуру за свой фильм « Драйв» на Каннском кинофестивале 2011 года .
В Май 2013, Николас вернулся в Канны во второй раз, чтобы представить Only God Forgives на официальном конкурсе. Это его второе сотрудничество с Райаном Гослингом после Drive . По окончании официального показа в Каннах фильм засвистел. Когда Николасу Виндингу Рефну сказали, что пленку присвистнули, он не удивился и ответил, что «Искусство создано для разделения, потому что, если искусство не разделяет, оно не проникает, а если оно не проникает, вы просто потребляете». Это «. В отличие от Каннского кинофестиваля 2011 года , Николас Виндинг Рефн не получил приз в 2013 году на набережной Круазетт.
В Июнь 2012 г., мы узнаем, что Николас Виндинг Рефн отвечает за адаптацию фильма « Барбарелла» 1968 года в телесериале. Он будет режиссером и исполнительным продюсером в этом сериале, хотя нет уверенности, что он будет снимать другие эпизоды после пилота. ВМай 2013, серия все еще находится в стадии написания. ВЯнварь 2014, мы узнаем, что Николас Виндинг Рефн остается исполнительным продюсером сериала, но не будет снимать эпизоды.
Склонность режиссера к зрелищному насилию и тьме, без умеренности, обнаруживает желание исследовать все грани человеческого существа и исследовать темные уголки личности. Тема насилия также позволяет ему развивать своеобразное повествование и пластические исследования (расширенная темпоральность, гипнотическая атмосфера, призрачные персонажи и кошмарная вселенная, запутывающая стилизованный свет и отсылки к классике кино). Когда вышел Бронсон , Николас Виндинг Рефн сказал: «Искусство — это акт насилия. Мне интересны крайности, смесь поэзии и насилия » [ исх. желаемый] . Он также придает большое значение визуальному аспекту, в частности цвету: «Я работаю по контрасту. Я использую много красного, чтобы передать эмоции. Кино — это прежде всего визуальная среда: слова не имеют значения » . Он особенно известен использованием насыщенных цветов.
В мае 2014 года он входит в жюри художественных фильмов 67- го Каннского кинофестиваля под председательством Джейн Кэмпион .
В феврале 2015 года Рефн записал интервью с Уильямом Фридкиным о Конвое страха .
Его вдохновляют некоторые звезды эстрады. В октябре 2015 года Николас Виндинг Рефн заявил, что его чувствительность очень близка к девчачьей поп-музыке и что он хотел бы снимать музыкальные клипы для Кейт Буш или Goldfrapp . Во время фестиваля Lumière 2015 Николя Виндинг Рефн демонстрирует часть своей коллекции постеров для кино и публикует «Художественное искусство», «Маленькая история эксплуатации кино 60-х и 70-х годов» на 316 постерах ( ISBN 978-2955287309 ) .
В мае 2016 года он снова участвует в конкурсе на 69- м Каннском кинофестивале со своим новым фильмом «Неоновый демон» , хоррор-эротическим триллером с Эль Фаннинг , Кристиной Хендрикс и Киану Ривзом в главных ролях .
В мае 2019 года он вернулся в Канны, но вне конкурса, чтобы представить два эпизода своего нового сериала « Слишком стар, чтобы умереть молодым» с Майлзом Теллером в главной роли. Он также проводит там мастер-класс, чтобы оглянуться на свою карьеру. Режиссер впервые в истории снимается на обложке французского журнала.март 2019.
Режиссерский стиль [ править ]
Рефн говорил о характеристиках в своих фильмах:
Рефн предпочитает снимать свои фильмы в хронологическом порядке: «Я читал, что делал это в некоторых своих фильмах, поэтому я подумал:« Это довольно крутой подход ». И после того, как я сделал это в моем первом фильме, я подумал: «Как вы можете сделать фильм по-другому?» Это похоже на картину: вы пишете фильм по ходу дела, и мне нравится неуверенность в том, что я не знаю точно, чем все закончится ». Рефн подробно рассказал о стрельбе в хронологическом порядке в сентябре 2011 года, ссылаясь на Drive :
О своем подходе к работе с актерами Рефн сказал:
Дальтонизм Рефна повлиял на его стиль: «Я не могу видеть средние цвета. Вот почему все мои фильмы очень контрастные, если бы это было что-то еще, я не мог этого видеть».
Влияния править
Рефн процитировал просмотр Техасской резни бензопилой (1974) как источник вдохновения для своей кинематографической карьеры:
Рефн много раз говорил, что его наибольшее влияние в кинематографе оказал режиссер Алехандро Ходоровски (которому Рефн посвятил «Только Бог прощает») , о котором он сказал:
Он заявил, что для своего первого фильма « Толкатель» он украл все из номинированного на Оскар» Джилло Понтекорво в 1965 году «Битва за Алжир» и итальянского фильма ужасов 1980 года « Каннибал Холокост» . Кроме того, влиятельная в его просмотра фильма опыта были Кассаветис 1976 фильм Убийство китайского букмекера и Кевина Смита «с 1994 года инди классических Клерки .
Жажда творческого контроля
В словосочетании «творческий контроль» в случае с Рефном одинаково важны обе части. Датчанин добровольно отказался от съемок новой части бондианы, заявив, что возможность делать то, что он захочет, он ценит выше любых денег. Заявление смелое, но для тех, кто уже сотрудничал с постановщиком, оно не стало сюрпризом. О том, что у Николаса давно выработана своя собственная схема работы на площадке, известно давно. Режиссер предпочитает хронологический порядок съемки, сравнивая создание фильма с рисованием, – добавление мазков и штрихов постепенно раскрывает идею автора. Кроме того, такой подход позволяет актерам глубже погрузиться в роль. Другой аспект работы с Рефном – практически полное отсутствие репетиций. Такая тактика поначалу повергает некоторых актеров в шок, о чем они потом рассказывают в многочисленных интервью.
При всем своем нежелании влезать на поле крупнобюджетных франшиз пару лет назад Николас Рефн попробовал себя в телевизионном формате, сняв неоново-нуарный «Слишком стар, чтобы умереть молодым». Нельзя сказать, что он полностью освоился на новом поприще, но публика получила несколько часов его фирменного контента.
Николас Виндинг Рефн крайне скрупулезно подходит к своей работе. Он собирает свои истории как пазлы, а потом берет зрителя за руку и заводит в это беспокойное море тьмы, то и дело вспыхивающее обманчивыми огнями. При всем этом Николас, хоть и ищет одобрения публики, не одержим идеей быть понятым. А потому в роли проводника он все же больше сам наслаждается видом.