Актеры фильма «особенности национальной охоты»: тогда и сейчас
Содержание:
Национальные особенности
А потом «Охота» Рогожкина случилась…
Виктор Бычков: Мы сразу стали знаменитыми. Тосты из фильма тут же пошли в народ. Лучший фильм года. На «Кинотавре» в Сочи Гран-при, на других фестивалях, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру. Но это был 1995 год, кино тогда никому не нужно было. Кассеты не продавались. Я попал в больницу с язвой, умирал. А в Финляндии егеря Кузьмича назвали национальным героем.
Рогожкин писал эту роль на вас?
Виктор Бычков: Да. Но Андрюша Краско считал, что я перебежал ему дорогу — он хотел сыграть Кузьмича. Но он был в армии. Правда, позже Андрей сыграл в «Операции «С Новым годом» санитара Эпштейна Андрея Ивановича, это Кузьмич, в принципе.
«Братство кольца» сложилось? В Питере ваши партнеры — актеры Сергей Русскин, Семен Стругачев. В жизни, как в фильмах — встречаетесь, выпиваете?
Виктор Бычков: Нет, жизнь нас развела. Мы все очень разные. Одно время мы с Булдаковым и Стругачевым ездили с концертами «Ну мы, блин, даем!» по стране. А на похороны Леши Булдакова приехал я один.
Многие режиссеры и продюсеры записали вас в актеры одной роли, а вот Игорь Масленников разглядел…
Виктор Бычков: Пять лет после Кузьмича и год после «Кукушки» никаких предложений не было. С Масленниковым мы часто пересекались — и на телевидении, и сколько раз проходил я мимо его студии «Троицкий мост», которая находилась на «Ленфильме». Я был не интересен ему, у каждого художника свои герои. И вдруг Игорь Федорович пригласил меня на роль стряпчего Рисположенского в свой фильм «Банкрот» по мотивам пьесы Островского «Свои люди — сочтемся!» И удивился, что Бычков, оказывается, хороший актер.
Александр Рогожкин
На счету Рогожкина – около тридцати полнометражных фильмов и телесериалов, среди которых “Кукушка”, “Блокпост” и другие нашумевшие ленты.
В 2012 году на телеэкраны вышел фильм “Оружие”, который на данный момент является последней работой режиссера. Завершение творческой деятельности Рогожкина во многом связано с трагической гибелью его жены в 2011 году – она покончила жизнь самоубийством, выбросившись с 14-го этажа многоэтажки. Вероятными мотивами такого поступка называют творческую нереализованность либо наличие у нее тяжелой болезни. Кроме того, на решение женщины свести счеты с жизнью мог оказать влияние тяжелый недуг ее матери.
Реальные персонажи
Кроме Михалыча, были в «Охоте» и реальные персонажи, имеющие прототип. Например, вечно попадающий в нелепые ситуации Сергей Олегович Савенко. Когда Савенко впервые появляется в фильме, он жует лимон – намек на еще одну популярную фигуру 90-х – писателя Эдуарда Лимонова. Настоящая фамилия, которого как раз Савенко. Правда, артист Сергей Русскин долго не мог допытаться у режиссера, кого он играет.
В роли Левы Соловейчика – сотрудника уголовного розыска – Рогожкин хотел снимать Александра Лыкова. Лыков был занят и роль досталась Семену Стругачеву из-за внушительного носа. А что касается характера, Стругачев уверяет, что играл своего брата.
«Мой брат тоже был полковник в отставке, начальник уголовного розыска. Когда я сыграл в этой картине, и брат узнал, что я его играл, он обиделся», – говорит Семен Стругачев.
Стругачева Рогожкин взял без всяких проб, но в первый день съемок именно из-за Семена остановил работу.
Почему же на съемках Рогожкин не уставал повторять, что снимает серьезное кино? Потому что, если на площадке смеются, то комедия вряд ли получится. Это как с выпивкой – нетрезвый артист никогда не сможет сыграть убедительно пьяного человека.
«Если ты выпил, тебе кажется, что ты играешь хорошо. На самом деле это кажется только одному тебе. Оператору и камере это не кажется. Камера глубоко трезвое существо. Она не любит пьяных«, – говорит Русскин.
Вечерних посиделок после съемочных смен артистам никто не запрещал. Кстати, на одном из таких застолий выяснилось, что Вилли Хаапасало хорошо поет. Булдаков с Бычковым тут же придумали эпизод с финской народной песней. Режиссер затею одобрил.
Экстрим в кино
И все-таки в фильме об охоте должен был появиться какой-нибудь зверь. Изначально планировалось, что это будет дикий кабан. Режиссеру объяснили, что дрессировке кабаны не поддаются. Тогда Рогожкин заменил его на медведя. Хотели снимать взрослого двухлетнего мишку и опять знающие люди отговорили. Зверь в таком возрасте – опасный, поэтому взяли маленького.
«Хоть и маленький, но одному из наших ребят отгрыз фалангу пальца и даже не заметил», – рассказывает народный артист России Семен Стругачев.
В эпизоде, где все охотничьи братья фотографируются с спящим медведем, Семен Стругачев тоже пострадал. Медвежонок цапнул актера прямо в кадре. Кстати, мишка в это эпизоде был не сонным, а пьяным. Вместо укола снотворного перед съемкой дали медведю хорошо выпить.
До кондиции медведя доводили дорогим коньяком, который нашелся в багажнике у директора картины. А что делать? Вокруг не было ни одного магазина.
В сцене, когда артисты бежали от медведя через высокую траву, Алексей Булдаков сломал ребро. В зарослях оказался огромный валун, который никто не заметил.
«И он со всего маху ударился об этот камень, но текст договорил, а потом с ним стало плохо», – вспоминает Рогожкин.
На лице Булдакова тогда не дрогнул ни один мускул и это не единственный пример его героической невозмутимости. Актер прыгал в ледяное озеро, погреться в бане было нельзя. Если затопить печку у камеры запотеет объектив. Так что распаренные тела и лица в кадре – это всего лишь иллюзия.
Все сидели в тулупах, а мы сидели голыми. Там тазиками прикрывали свои места, но в какой-то момент один из ребят сказал, что среди нас одна женщина. И вдруг ассистент режиссера говорит: «Между прочим, это моя работа», – дополняет Сергей Русскин.
К женщинам охотники тоже поедут. Ну, а как же при полном параде и с мигалкой. В фильме это единственный эпизод, в котором артисты были подшофе. Съемка была не запланированной. К актерам пришли поздним вечером, когда они уже с чистой совестью отдыхали.
«Сняли стресс и в это время к нам прибегают и говорят, что нам дали милицейскую машину, но на один день, и мы вот сейчас должны снять проезды», – рассказывает Бычков.
Две девушки доярки, к которым так спешили охотники – весь женский состав фильма. Одну русскую красавицу сыграла актриса Зоя Буряк, а другую финская актриса Сара Хаапасало – жена Вилли.
Задачу Рогожкин актрисам подробно не стал разъяснять. Разрешил девушкам импровизировать. Все, что хотелось режиссеру, чтобы в русских доярках чувствовалась страсть.
«Он показал нам что-то типа Фламенко, но понятно, что мы не те персонажи, которые будут его танцевать. Станцевали то, что могли, то, что пришло в голову прямо на площадке», – рассказывает Буряк.
Обычно Александр Рогожкин не поощряет импровизацию. Он из тех режиссеров, которые придерживаются сценария и текста. Что бы с тобой ни происходило в кадре, будь добр произнеси все, что написано в сценарии.
Тонули в этом фильме чуть ли не все актеры. Сергей Русскин побывал в такой же ситуации, как и Семен Стругачев, который перевернулся на моторной лодке. Его об воду ударило с такой силой, что у актера слетел сапог.
«И что думает актер, когда тонет. Он думает, что будет играть весь фильм в одном сапоге, потому что запасных у нас точно нет, и он (Стругачев) нырнул за ним и достал его», – рассказывает Хаапасало.
Но проблемы съемочной группы ни идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить бедной корове, которую затащили в бомбардировщик. Художники-постановщики от всей этой затеи пришли в ужас.
«Все снято, остался один кадр. Корова стоит раскорячившись. ТУ-114 – стратегический бомбардировщик. Вот туда ее нужно было поднять на тросах. Художники расплакались», – вспоминает второй режиссер картины.
За новоявленным фильмом Александра Рогожкина тоже охотились. После фестивального показа на «Кинотавре» картину украли пираты, но не зря в народе говорят: нет худа без добра. Видеокассеты с копиями разошлись по стране за считанные дни. В то время, когда в России закрывались одни за другими кинотеатры, зажглись новые звезды кино.
«Тогда это попало в сердце русского человека, потому что это кино про него. Конечно, это культовая кинокартина, а мы культовые артисты, культовые персонажи», – говорит Бычков.
Эти культовые персонажи из комедии «Особенности национальной охоты» встретились еще в четырех картинах и нисколько не надоели зрителям. Им всегда рады, как хорошему знакомому.
Вилле Хаапасало
Эта работа принесла до того момента молодому неизвестному финскому актеру широкую известность в России. После этого он появлялся в таких фильмах как “Операция „С новым годом“”, “Убойная сила” и др. В основном это были комедийные образы, но 2002 году тот же Рогожкин подарил возможность Хаапасало продемонстрировать свое драматическое дарование в фильме “Кукушка”. Здесь он исполнил роль финского снайпера, которому пришлось какое-то время пребывать под одной крышей с противником. Картина получила множество наград и положительных отзывов критиков, а Хаапасало был награжден Государственной премией.
В двухтысячных Вилле нередко снимался телесериалах и рекламе. В начале 2010 года он создал телепроект, посвященный путешествиям по России, рассчитанный на финскую аудиторию.
Семен Стругачев
Эта роль досталась артисту почти сразу, ведь по сценарию у его героя должен был быть длинный нос. Интересно, что этот персонаж мог воплотить Александр Лыков, известный по работе в сериале “Улицы разбитых фонарей”, но он в период съемок снимался в другом проекте.
Образ Левы Соловейчика стал очень узнаваем именно благодаря виртуозной игре Стругачева, который снялся во всех частях этой популярной комедии. Критики и зрители считают его ярким комедийный актёром, одаренным невероятными музыкальными способностями (владение музыкальными инструментами, вокал и др.).
Также известен зрителям по работе в телесериале “Убойная сила”. Там он мастерски исполнил роль харизматичного криминалиста Семена.