Пётр тодоровский

Наталья Андрейченко. «Военно-полевой роман», 1983 год

Наталья Андрейченко. Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год

В отличие от Людмилы Гурченко с Натальей Андрейченко режиссёру работалось легко. Правда, за главной героиней Тодоровскому пришлось побегать. Режиссёр только Андрейченко видел в роли Любы, но когда позвонил сделать ей предложение, трубку взял её тогдашний муж Максим Дунаевский и сказал, что ничего не получится — Наталья на девятом месяце беременности. Режиссёр перепробовал массу других актрис, но всё равно понимал, что ему нужна только Андрейченко… На этот раз трубку взяла сама Наталья. Она прочитала сценарий и согласилась сниматься, несмотря на то что сыну было всего два месяца. С ребёнком сидела её мама в Долгопрудном, и весь период съёмок актриса моталась с «Мосфильма» в Подмосковье.

Одним из её партнёров по фильму был Всеволод Шиловский, который играл дядю Гришу. Вот какой случай вспомнил актёр в одном из интервью: «Я был одет в тельняшку и пальто, сильно побывавшее в употреблении, шляпу, тяжёлые башмаки, широкие матросские брюки. Андрейченко играла торговку послевоенного времени. Смотреть на нас было страшновато… Съёмки проходили недалеко от дома, где я в то время жил. Когда объявили перерыв, я предложил Наташе пообедать у меня. Прямо в гриме и в этих убогих нарядах мы отправились ко мне домой. У подъезда, как обычно, сидели бабульки. Они посмотрели на нас с ужасом, но промолчали. Сидим обедаем, моя жена Наташа накрывает на стол. Вдруг влетает сын Пашка: «Папа! Папа! Я сейчас иду из школы, а мне бабки говорят: «До чего ж твой отец докатился! При живой маме такую оторву в дом привёл!»

Награды и премии

  • Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (1945)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
  • Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965)
  • Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (1966)
  • Народный артист РСФСР (1985)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за фильм «Анкор, еще анкор!» (1992)
  • Главный приз «Большого конкурса» на кинофестивале «Кинотавр» (1993)
  • Приз за лучшую режиссуру (фильм «Какая чудная игра») на кинофестивале «Киношок» (1995)
  • Лауреат премии «Золотой Овен» (1995)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995)
  • Лауреат Государственной премии РФ за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» (1996)
  • Лауреат Специального приза Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (2000)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой личный вклад в развитие киноискусства (2000)
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (2005)

По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, 24smi.org, ria.ru, uznayvse.ru, fb.ru, mega-stars.ru, peoples.ru, a.kras.cc, svoboda.org, nsad.ru,liveinternet.ru.

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).


Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.


Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.


Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).


Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.


Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.


Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Детство и юность

Отдыхает ли природа на детях гениев — это вопрос. А вот к сыновьям талантливых людей она, скорее всего, не так строга, потому как примеров добротной творческой преемственности не счесть. Петр Тодоровский, снявший «Любимую женщину механика Гаврилова» и «Военно-полевой роман», в лучшие советские режиссеры не метил, но и в тени не оставался. Недаром он заслужил звание народного артиста РСФСР.

К его сыну Валерию уже приглядывались настороженно: не «мажор» ли, пробившийся в кино только лишь за счет известной фамилии? Но, сняв «Страну глухих», «Стиляг» и «Оттепель», Тодоровский-второй, кажется, снял эти вопросы. Теперь же настал черед доказывать свою профпригодность его сыну Петру, который поначалу о режиссерской карьере вовсе и не задумывался.

Петр Тодоровский – младший в детстве с родителями

Петя родился в Москве 6 декабря 1986 года. Он стал первым ребенком в союзе Валерия Тодоровского и его первой жены Натальи Токаревой. Этот брак казался крепким и надежным, вслед за первенцем в нем появилась дочь Екатерина, однако после знакомства с Евгенией Брик режиссер ушел из семьи.

К моменту расставания родителей Петру уже было 20 лет. Он учился в МГУ, мечтая связать дальнейшую жизнь с журналистикой. Он не собирался работать в кино и даже в детстве не стремился попасть на съемочную площадку, хотя возможностей было предостаточно. Конечно, Тодоровский-младший любил смотреть фильмы, но они были средством для развлечения и инструментом формирования вкуса.

Окончив вуз, Петр пошел на телевидение. Тогда он был вдохновлен старым НТВ, где любовался работой Леонида Парфенова и его коллег и мечтал, что будет делать что-то похожее. Но романтика относительно профессии быстро остыла. Журналистика оказалась тяжелым трудом и школой жизни для Тодоровского, а вот призванием не стала.

Он успел поработать на MTV и СТС, а на телеканале «Россия» дорос до шеф-редактора программы «Вести». Однако профессия, приносящая деньги, не дарила удовлетворения, в то время как Петр мечтал о деле, которое бы поглощало его без остатка. Он решил переключиться на кино, но знаний не хватало. Тогда на помощь пришли Высшие режиссерские курсы, где Тодоровский отучился год.

Он уверен: чтобы работать в кино, не так важно профессиональное образование, сколько знание жизни, внутреннее наполнение, а еще кругозор, вкус и индивидуальный почерк. Создавая фильмы, Петр прислушивается к советам, но старается сохранять собственное видение

Личная жизнь

1-й супругой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Они расписались в ЗАГСе через месяц после знакомства, но вскоре кинооператор с 20-рублевой зарплатой стал сильно комплексовать из-за известности супруги. Ее узнавали на улице, она жила в престижной квартире на Котельнической набережной, владела машиной и дачей в Сухуми. Зная об идеальном музыкальном слухе мужа, Надежда настаивала на том, чтобы тот стал композитором. Но он хотел самореализоваться в кинематографе, что через 1,5 года (в 1956 году) и привело к расставанию супругов.

Первая жена — Надежда Чередниченко

Через 5 лет Петр побывал на репетиции ансамбля студентов института морского флота. Там он познакомился с Мирой Григорьевной, танцевавшей под его музыку. Обаятельный и умный красавец с кудрявыми темными волосами был виртуозным гитаристом и сразу очаровал Миру. Он сделал ей предложение вскоре после знакомства, и они гармонично прожили до самой смерти режиссера. В 1962 году родился сын Валерий, который стал кинорежиссером.

С женой Мирой и сыном Валерием

У Валерия 3 детей: Петр, Екатерина и Зоя.

С сыном и внуком

Петр, как многие творческие люди, оказался человеком непрактичным, и супруге пришлось брать деловую сторону их союза на себя. Со временем она распрощалась с проектированием причалов и доков, став первым советским кинопродюсером, когда в СССР еще не существовало такой профессии. Именно она нашла сценарий, режиссера и средства для фильма «Интердевочка» со шведской стороны, и «Мосфильм» охотно забрал ее проект. А в 1992 году основала кинокомпанию «Мирабель» и потом продюсировала фильмы мужа и других режиссеров.

Личная жизнь

Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.


Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко

На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.


Петр Тодоровский с женой Мирой

Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.


Петр Тодоровский с женой и сыном

Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.

Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.


Петр Тодоровский с семьей

Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.

Биография[ | ]

Пётр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР в еврейской семье. Родители — Ефим Гильевич Тодоровский и Розалия Цалевна Островская. Окончил 9 классов средней школы в Бобринце.

В начале Великой Отечественной войны с родителями эвакуировался в Сталинград, работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре 1941 года, из-за наступления немцев, семье вновь пришлось бежать. Почти два года работал в колхозе «Песчаный Мар» (в простонародье — «Шишка») Новоузенского района Саратовской области.

В Красной армии с апреля 1943 года, с лета — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года — командир миномётного взвода во 2-м батальоне 93-го стрелкового полка 76 сд, входившей в состав 125 ск 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Лейтенант Тодоровский на фронте вступил в компартию. Принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну лейтенантом у Шёнхаузена на Эльбе. Был ранен, контужен. Награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степеней, медалями. Его брат Илья Тодоровский (1924—1942) погиб 21 января 1942 года в боях под Ленинградом.

После войны до 1949 года служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары и одновременно получил аттестат зрелости.

В 1949 году поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека), дебютировал в качестве кинооператора в фильме «Молдавские напевы» (1955) на Кишинёвской киностудии хроникальных и документальных фильмов, где также работал оператором хроники для киножурнала «Советская Молдавия» (1954—1955). С 1955 года около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии.

В качестве актёра снялся в фильмах «Был месяц май» (1970), «Трясина» (1977).

В 1983 году поставил прославленную картину «Военно-полевой роман», выдвинутую на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В 2002—2004 годах и в 2004—2007 годах совместно с Н. Б. Рязанцевой вел режиссёрские мастерские на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

В 2004 году по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай. (Лучшие годы нашей жизни)» был снят телевизионный сериал «Курсанты» (режиссёр А. Кавун), впервые в истории российского телевидения номинированный на премию «Emmy International».

Могила П. Е. Тодоровского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Композитор и автор песен к ряду фильмов. Импровизатор и аккомпаниатор игры на русской семиструнной гитаре. Аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен.

В 2010 году, незадолго до своего юбилея, режиссёр дал интервью для Радио «Свобода». Четырёхминутный фрагмент этого видео выложен в интернете.

29 апреля 2013 года Пётр Тодоровский перенёс сердечный приступ, после которого не смог ося.

Скончался 24 мая 2013 года в Москве на 88-м году жизни. Прощание с режиссёром прошло 28 мая в Большом зале Дома кино, после чего он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Детство и юность

Валерий Тодоровский – коренной одессит. Он родился в этом южном городе 8 мая 1962 года в семье уже тогда знаменитого кинорежиссера, а в будущем классика советской и российской киноиндустрии Петра Ефимовича Тодоровского и продюсера Миры Григорьевны.

Валерий Тодоровский с родителями в детстве

Отец с ранних лет брал сына на съемочную площадку. В павильонах Одесской киностудии Валере нравилось все: как надежно крепить декорации, где правильно устанавливать камеры, куда подвешивать софиты.

А еще ему нравилось, что его папа такой уважаемый и влиятельный: в павильоне артисты беспрекословно слушают только его. Неудивительно, что в итоге Тодоровский-младший решил стать «таким же, как папа». Но когда отец узнал об этом, то предупредил, что сыну на его помощь рассчитывать не надо, придется всего добиваться самостоятельно.

Валерий Тодоровский с отцом в молодости

Так оно и получилось. Валерий уверенно, хотя и небыстро, шел к намеченной цели. Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Но молодой человек не расстроился и пошел учиться на сценарное отделение театрального вуза, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».


Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.


Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Верность»

Режиссер продолжительное время бился над тем, чтобы советская цензура пропустила фильм «Верность» — сценарий трижды возвращали на доработку. Правки, внесенные в текст, все не могли никак удовлетворить руководство. И вот, когда автор уже был готов отказаться от замысла, сценарий внезапно утвердили. Однако потребовали добавить в картину «идеологически верную» сцену воинской присяги. Тодоровский дал согласие.

Картина «Верность» в 1965 году получила на Венецианском кинофестивале приз «За лучший дебют». И что занимательно — высокопарных прелестей присяги итальянцы не увидели, поскольку прямо перед показом Тодоровский навестил местных киномехаников на пару с бутылкой водки и лично вырезал лишнюю, по его мнению, сцену.

Петр Тодоровский – младший сейчас

25 января 2021 года на ТНТ состоялась премьера 8-серийного проекта «Полет», режиссером которого стал Петр Тодоровский – младший. Это первый сериал в фильмографии постановщика. Ему посчастливилось работать с продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым, которые не стесняли Петра в средствах, при этом предоставляли место для творческой свободы и авторского высказывания.

Сценарий для «Полета» Тодоровский написал самостоятельно. Он создал драму о представителях современного поколения, которые стараются примириться с самими собой и понять свое место в жизни. Груз пережитых травм и собственных несовершенств мешают им жить красиво и правильно, но, оказавшись на волоске от смерти, герои решаются начать биографию с чистого листа.

Трейлер сериала Петра Тодоровского – младшего «Полет»

В интервью режиссер признался, что действие вымышлено, а вот персонажей он писал со своих знакомых, каждый из которых в какой-то мере переживает внутренний кризис. По его мнению, люди сейчас научились анализировать себя и свое прошлое, но вот как обращаться с полученным знанием, пока не разобрались.

«Полет» показали на фестивале в Брно, где он удостоился главного приза, а компания Beta Film приобрела права на сериал для мировой дистрибуции. Российский зритель также с интересом встретил проект, где откровенно говорится о знакомых проблемах и пороках. К тому же каст, в который вошли Михаил и Никита Ефремовы, Оксана Акиньшина, Павел Табаков и Евгения Добровольская, безусловно заслуживает внимания.

Тем временем Тодоровский-младший готовился к съемкам следующего фильма, который получил рабочее название «Здоровый человек». Это тоже драма о внутреннем неустройстве личности, которая осознает необходимость внутренней работы и пытается выбраться из замкнутого круга собственных проблем.

Валерий Тодоровский сейчас

В 2018 году Валерий Петрович начал работу над проектом «Одесса». Помимо Москвы, съемки проходили в южном регионе России – городах Таганрог, Ростов-на-Дону и Сочи. Жанр картины определяется как трагикомедия. Фильм повествует о введенном в городе карантине из-за распространения холеры.

Валерий Тодоровский на съемках фильма «Одесса» в 2018 году

В центре сюжета – история еврейской семьи Давыдовых. Для работы Тодоровский использовал 35-миллиметровую пленку, что придаст картине большую достоверность, так как события происходят в начале 70-х годов. В главных ролях предстанут Ирина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт и Евгения Брик. Сейчас все основные работы по созданию фильма завершены. Премьера запланирована на 2019 год.

Помимо режиссерской работы, в 2018 году Валерий выступил продюсером двух картин. Прежде всего, это психологическая драма «Частица вселенной», в которой сыграли Виктория Исакова, Алексей Макаров и Сергей Пускепалис. Второй картиной стал детективный сериал «Садовое кольцо» с участием Марии Мироновой и Анатолия Белого.

Валерий Тодоровский — продюсер картины «Частица вселенной»

Осенью Тодоровский вошел в число организаторов конкурса короткометражек «А4» с призовым фондом в 1 млн руб. По условиям состязания всем участникам предлагалось написать краткую яркую историю в жанре драмы, комедии, фантастики или спортивного кино и заснять ее на смартфон или камеру. Жюри оценивало прежде всего оригинальность идеи, а не технические возможности постановщика.

Фильмография[ | ]

Актёр

  • 1970 — «Был месяц май» — старший лейтенант Владимир Яковенко
  • 1977 — «Трясина» — эпизод
  • 2004 — «Курсанты»
  • 2007 — «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» — гость на новогоднем вечере

Режиссёр

  • 1962 — «Никогда»
  • 1965 — «Верность»
  • 1967 — «Фокусник»
  • 1970 — «Городской романс»
  • 1973 — «Своя земля»
  • 1976 — «Последняя жертва»
  • 1978 — «В день праздника»
  • 1981 — «Любимая женщина механика Гаврилова»
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром»
  • 1989 — «Интердевочка»
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2003 — «В созвездии Быка»
  • 2008 — «Риорита»

Сценарист

  • 1965 — «Верность» (совместно с Булатом Окуджавой)
  • 1970 — «Городской романс» (совместно с Феликсом Миронером)
  • 1976 — «Последняя жертва» (совместно с Владимиром Зуевым)
  • 1978 — «В день праздника» (совместно с Валентином Коноваловым)
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром» (совместно с Александром Буравским)
  • 1989 — «Интердевочка» (совместно с Владимиром Куниным)
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2003 — «В созвездии Быка» (совместно с Александром Буравским)
  • 2003 — «Личная жизнь официальных людей»
  • 2008 — «Риорита»
  • 2015 — «Встреча на Эльбе»

Оператор

  • 1955 — «Молдавские напевы»
  • 1956 — «Весна на Заречной улице»
  • 1956 — «Моя дочь»
  • 1958 — «Два Фёдора»
  • 1959 — «Жажда»
  • 1962 — «Никогда»

Кинохроника

  • 1954 — спецвыпуск киножурнала «Советская Молдавия» № 31, посвящённый 37-й годовщине Великого Октября
  • 1955 — киножурнал «Советская Молдавия», № 1 (сюжеты «Новогодний бал в университете», «Труженики новогодней ночи», «Дурлештская машинно-тракторная станция», «Женская тракторная бригада Кишкаренского района», «25 лет педагогическому институту Кишинёва»)
  • 1955 — спецвыпуск киножурнала «Советская Молдавия», посвящённый выходу футбольной команды «Буревестник» в класс «А» чемпионата СССР

Композитор

  • 1960 — «Сильнее урагана»
  • 1965 — «Над нами Южный крест»
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1984 — «Мои современники»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром»
  • 1989 — «Интердевочка»
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2001 — «Праздник»
  • 2003 — «В созвездии Быка»
  • 2003 — «Личная жизнь официальных людей»
  • 2008 — «Риорита»

1974 — «Есть у меня друг»

События биографии

  1. 1948-1949 – Работал на заводе стеклотары. Одновременно заканчивал 10-й класс и брал у художника уроки рисования.
  2. 1949 – Поступил во ВГИК, на операторский факультет. После 1-го курса его собирались исключать как «бездарного», но он осенью сумел пересдать экзамен по мастерству.
  3. 1954 – Окончив с красным дипломом институт, снимал сюжеты для киножурнала «Советская Молдавия». Был оператором 1-го молдавского художественного фильма – «Молдавские напевы» А. Золотницкого
  4. 1955-1964 – Был оператором на Одесской киностудии. Снял картины: «Моя дочь», «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Жажда», «Никогда». В последней был сорежиссером В. Дьяченко.
  5. 1960-2009 – Написал музыку для кинолент «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Пришельцам новым» и нескольких своих фильмов.
  6. 1965 – Самостоятельный режиссерский дебют – военная мелодрама «Верность», в котором Тодоровский выступил и сценаристом вместе с Б. Окуджавой. Сюжетом послужили воспоминания Петра Ефимовича об учебе в военном училище, пути на фронт и первом бое. В этом же году перешел работать на «Мосфильм».
  7. 1965-2001 – Исполнял песни в фильмах «Рабочий поселок», «Вылет задерживается», «Маленький человек в большой войне», «Жизнь забавами полна». В этот же период аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен.
  8. 1967-1981 – Был режиссером картин «Фокусник», «Своя земля», «Любимая женщина механика Гаврилова».
  9. 1970 – Был режиссером мелодрамы «Городской романс», сценарий к которой написал совместно с Ф. Миронером. Снялся в роли старшего лейтенанта Яковенко в фильме М. Хуциева «Был месяц май».
  10. 1975 – Поставил драму «Последняя жертва» по одноименной пьесе А. Островского и своему сценарию, написанному совместно с В. Зуевым.
  11. 1977 – Снялся в эпизоде картины «Трясина».
  12. 1978 – Был режиссером и сценаристом (совместно с В. Коноваловым) фильма «В день праздника».
  13. 1983 – Стал сценаристом и режиссером драмы «Военно-полевой роман». Толчком к написанию сценария послужила встреча автора с продавщицей пирожков Любой, у которой был фронтовой роман с комбатом, погибшим в наступлении под Вислой. Эту картину и ныне считают одной из лучших лент о любви.
  14. 1986 – Написал с А. Буравским и поставил трагикомедию «По главной улице с оркестром».
  15. 1989 – По роману В. Кунина снял нашумевшую советскую драму «Интердевочка» на скандальную для СССР тему о валютных проститутках.
  16. 1992 – Снял комедийную драму «Анкор, еще анкор!» – о гарнизоне, в котором жили семьи военных, победивших в войну. С этого момента стал писать музыку для своих фильмов.
  17. 1995 – Выпустил в кинопрокат социальную драму «Какая чудная игра».
  18. 1998 – Снял лирическую драму «Ретро втроем».
  19. 2001 – Выпустил мелодраму «Жизнь забавами полна». В этом же году написал музыку для фильма Г. Сукачева «Праздник», после чего подружился с этим режиссером и дал вместе с ним ряд концертов.
  20. 2003 – Снял лирическую военную драму «В созвездии быка», основанную на автобиографическом периоде жизни в эвакуации. Написал сценарий и музыку для детектива В. Новака «Личная жизнь официальных людей», рассказывавшего о совместном милицейском расследовании супругов Пантелеевых. В ходе работы Вера увидела новые стороны характера супруга Анатолия и поняла, что все еще любит его. Это помогло работникам правоохранительных органов сохранить чуть было не распавшуюся семью.
  21. 2004 – Сыграл местного жителя в ленте «Курсанты», снятой А. Кавуном по автобиографической книге П. Тодоровского «Вспоминай – не вспоминай».
  22. 1975 – Снялся в эпизоде комедии «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».
  23. 2008 – Снял военную драму «Риорита» о провокаторе, из личной корысти обрекшем ушедшего воевать жителя и трех его сыновей на смерть.
  24. 2002-2007 – Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров вместе с Н. Рязанцевой.
  25. 2009 – Снялся в документальном биографическом фильме «Монолог в четырех частях. Петр Тодоровский», к которому также написал музыку.
  26. 24 мая 2013 – Умер после сердечного приступа. Могила находится на Новодевичьем кладбище.
  27. 2015 – Вышла на экраны военная драма «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе» по сценарию Тодоровского, снять который он не успел.

Семейное сотворчество

Пётр и Мира Тодоровские. / Фото: www.kommersant.ru[

Петр все время находился в творческом поиске, а Мира была озабочена не только бытом, но и финансовыми вопросами. Его гонорары за известные во всем мире картины расходились мгновенно, супруга снова и снова добывала деньги для семьи. Она писала сценарии к документальным фильмам, позже покупала кинофильмы за границей, занималась их озвучиванием и продавала телекомпаниям. Чуть позже она стала личным продюсером Тодоровского, теперь она искала деньги для того, чтобы он мог снимать кино.

Пётр и Мира Тодоровские с сыном. / Фото: www.tele.ru[

Его фильмы были наполнены очень личными переживаниями и, наверное, потому так нравились зрителям. Когда Мира прочла повесть Владимира Кунина «Интердевочка», то сразу поняла: из этого получится фильм. Тодоровский сопротивлялся, как мог. Сюжет никак не отзывался в нем чувствами, да и не был он в теме, как говорить о проституции в СССР. Но Мира смогла его убедить, нашла шведского спонсора, и фильм был запущен в производство. Правда, имя Миры Тодоровской в связи с картиной не упоминается: все лавры ушли руководству Мосфильма.

Пётр и Мира Тодоровские. / Фото:www.pomnipro.ru[/

А она вела этот проект от начала до конца. Когда у мужа возникли проблемы с подбором актрис, она собственноручно отвела его к гостинице «Националь»

Ей важно было показать супругу, что валютные проститутки красивые, стройные, очень стильные. Мира Григорьевна лишь после этого смогла убедить мужа, что лучшая кандидатура на главную роль – Елена Яковлева

Ирина Розанова. «Анкор, ещё анкор!», 1992 год

Ирина Розанова и Петр Тодоровский на съёмках фильма «Анкор, ещё анкор!», 1992 год.

«Работу с Тодоровским я считаю подарком судьбы, — призналась Ирина Розанова в программе Первого канала „Пока ещё не поздно“. — Молодые режиссёры обычно сидят где-то вдалеке на стульчике, а Пётр Ефимович всегда находился рядом с актёрами, прямо перед нашими глазами, потому что он понимал: съёмка — это живой процесс». Розанова сыграла главную роль в фильме «Анкор, ещё анкор!» — любимом фильме самого Тодоровского.

Елену Яковлеву режиссёр тоже позвал в картину. Но она скрыла от него, что была беременна. «Снимали, как герой Никоненко в кальсонах и с офицерским ремнём гоняет раздетую жену зимой по военному посёлку, — вспоминает актриса в фильме „ИнтерЛеночка“. — А сугробы по-крылись корочкой. Когда надо было рухнуть в сугроб, я рухнула, но чувствую, что я, как рыба, об лёд бьюсь.

Потом оказалось, что мы с Никоненко были оба в крови…» Только после окончания съёмок Яковлева призналась Тодоровскому, что, раздетая и окровавленная, она бегала, будучи на третьем месяце беременности.

Вывод

Народный артист РСФСР Петр Тодоровский был советским и российским оператором, режиссером, сценаристом и кинокомпозитором. Он оставил зрителям 17 правдивых и мудрых картин о дружбе, взаимоотношениях мужчины с женщиной и о войне, пробороздившей не заросшую полосу в его судьбе.

Награжден:

  • 8 орденами.
  • 2 медалями.
  • Почетным призом фестиваля «Московская премьера»
  • Государственной премией.
  • Премией «Опера-прима» Венецианского кинофестиваля.
  • Премией 2-го Всесоюзного кинофестиваля.
  • 2 премиями «Ника»
  • Премией «Золотой Овен»
  • Главным призом фестиваля «Кинотавр»
  • Призом фестиваля «Киношок»
  • специальным призом и Благодарностью Президента РФ;
  • премией и призом «Человек года».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector