Фильм «полосатый рейс»: актеры и судьба

Высокие отношения

В роли хулиганистой обезьяны в тельняшке, «наводившей шороху» на корабле, сняли шимпанзе с подходящей его экранному образу кличкой Пират. Шерстистого актера отыскали в зоопарке города Киева. Однако у кинематографистов возникли проблемы. Пират наотрез отказался демонстрировать собственное актерское мастерство, если рядом не было его подруги по кличке Чилита.

Так что пришлось создателям картины водить на съемочную площадку к возлюбленному и «даму сердца» новоявленного артиста, а заодно угощать ее зефирами, которые шимпанзе поглощала, спокойно наблюдая за игрой собрата-примата.

Как зарождался фильм

Можно сказать, что заказ на этот фильм сделал Никита Хрущёв. Идея эта пришла ему в голову после визита эфиопского императора в СССР. Император, по свидетельствам современников, был просто поражён выступлением известной дрессировщицы Маргариты Назаровой и её тигров в цирке на Цветном бульваре. Она даже принесла в ложу высокопоставленных лиц маленьких тигрят после представления.

И вот Никита Сергеевич, восхищенный Назаровой и её подопечными, дал задание — снять фильм с ней и тиграми в главных ролях. Среди всех вариантов сценариев самым лучшим оказался предложенный Виктором Конецким, бывшим моряком. В его опыте морехода был случай, когда их судно перевозило нескольких цирковых медведей, и один из мишек выбрался из клетки. Вероятно, именно этот эпизод и послужил причиной, что основной темой развития сюжета стало бегство животных из клеток. Так появился «Полосатый рейс». Актёры и роли, которые им нужно было исполнить, а точнее безопасность исполнения этих самых ролей стала одной из самых главных проблем.

Евгений Леонов

Надо отметить, что Леонов до смерти боялся тигров и ни в какую не хотел сниматься в этом фильме. Многие актёры после прочтения сценария «Полосатого рейса» сразу же отказывались принимать в нём участие. Леонова всё-таки смогли уговорить. Евгению Павловичу досталась роль трусоватого буфетчика Шулейкина, который под видом укротителя тигров попал на корабль, чтобы вернуться на родину.

Самая запоминающаяся сцена с участием Леонова — это, наверное, сцена с купанием в ванне вместе с тигром. Актёр очень опасался тигра Пурша и просил, чтобы во время съёмки между ними было стекло, а ответственный за технику безопасности вообще запрещал это снимать. Однако режиссёр решил всё по-своему. Ответственный был отослан с каким-то поручением на берег, а стекло, разделявшее Леонова и Пурша, медленно и незаметно убрано в процессе. Поэтому страх Шулейкина, увидевшего рядом с собой тигра, очень даже подлинный.

Владимир Белокуров (боцман)

Владимиру Белокурову за свою творческую жизнь приходилось выступать на сценах театров Казани, Ростова-на-Дону и Москвы. Последние без малого сорок лет он посвятил служению любимому МХАТу, где сыграл более двух десятков ролей.

С большим успехом Белокуров снимался в кино. Старшее поколение хорошо помнит эпохальные картины с его участием, прежде всего это «Валерий Чкалов» (Чкалов) и «Мёртвые души» (Чичиков).

Среди других работ стоит отметить «Заставу в горах» (шпион Марроу), «Хмурое утро» (Лёва Задов), «Полосатый рейс» (боцман), «Корона Российской империи» (лохматый император), и везде он неповторим. Главных ролей у него было не так много, зато артист потрясающе создавал образы второго плана.

Кроме этого, Владимир Вячеславович ещё и преподавал. У него были свои актёрские курсы, сначала в ГИТИСе, а потом во ВГИКе.

Владимир Белокуров умер 28 января 1973 года в возрасте 68 лет.

Неугомонные звезды экрана

Пока снимали эпизод, в котором «группа в полосатых купальниках» красиво плывет к берегу, операторы намучились. Да и страху натерпелись. Дело в следующем: кинематографисты отвезли клетку с тиграми в море с помощью катера, рассчитывая, что животные, стоит только дверям их «тюрьмы» открыться, сами сразу ринутся на сушу.

Однако среди мохнатых подопечных нашелся один «полосатик», который предпочел водным процедурам ненадежный, но сухой железный «островок». Зверь просто забрался на крышу клетки, где в тот момент и расположились операторы. Последние в панике сами попрыгали в воду. А в следующий раз парочка отплывших в сторону берега тигров решила вернуться обратно и залезла на катер — кинематографисты прятались кто где. Кто в каютах заперся. Кто на мачту залез…

Маргарита Назарова и Константин Константиновский

Назарова, звезда фильма, и Константиновский, дрессировщик и постановщик трюков, были мужем и женой. Накануне начала съёмок у них родился сын Алексей, которого родители взяли с собой на судно. Константиновский дублировал исполнителя роли старпома Ивана Дмитриева в сценах его схваток с хищниками. Но между собой мужчины не ладили. Дело в том, что Маргарита пользовалась невероятной популярностью у мужчин, и Дмитриев тоже не устоял, положив на неё глаз.

Константиновский страшно ревновал, признавался, что у него даже появлялись нехорошие мысли, например подстроить несчастный случай с нападением тигра на актёра. Но здравый смысл взял верх, и трагедии не произошло. После «Полосатого рейса» Назарова снялась ещё в нескольких фильмах, и на этом её карьера актрисы завершилась. Дальше она с мужем продолжала выступать в цирке, дрессируя хищников. Кстати, их сын тоже пошел по стопам родителей и стал укротителем.

Алексей Смирнов (1920 — 1979)

Фильм «Полосатый рейс»: актер Алексей Смирнов в роли Кныша — тогда и в последние годы

Советский актер Алексей Смирнов наиболее знаком зрителям по роли тунеядца Феди из фильма “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Популярность артисту принесли комедийный персонажи, но кроме этого, Смирнов был известен как драматический актер.

Фильм «Весна на Заречной улице»: актеры и судьба

В его фильмографии более 90 картин, среди которых “Полосатый рейс” (матрос Кныш), “Вечера на хуторе близ Диканьки” (атаман), “Свадьба в Малиновке” (бандит Сметана), “В бой идут одни старики” (Макарыч) и др. Примечательно, что из-за состояния здоровья Смирнов не смог сняться в картине “Аты-баты, шли солдаты”, хотя его настойчиво приглашал друг — Леонид Быков.

По некоторым данным, после смерти Быкова в 1979 году Смирнов ушел в запой, а затем попал в больницу. Во время лечения актера никто не навещал, а персонал относился хорошо, потому в день выписки Смирнов решил устроить банкет. Как позднее сообщал лечащий врач артиста, он умер 7 мая 1979 года, в день выписки. Причиной стал разрыв сердца, актера похоронили на Южном кладбище Петербурга.

В фильме “Полосатый рейс” также снимались Александр Бениаминов, Аркадий Трусов, Вячеслав Сирин, Алексей Кожевников, Василий Лановой и др.

Николай Трофимов (штурман)

До того момента, как Николай Трофимов снялся в комедии «Полосатый рейс», на экране он появлялся только в незначительных эпизодах. Роль штурмана стала для него судьбоносной в творческой карьере. Его великолепную игру заметили режиссёры и стали приглашать в свои картины.

Последовали не только эпизодические, но и главные роли. Самыми известными работами актёра стали «Трембита» (Филимон Шик), «Табачный капитан» (Аркадий Плющихин), «Лев Гурыч Синичкин» (Лев Синичкин) и др.

С 1964 года и до конца своей жизни Николай Николаевич служил в ленинградском БДТ и продолжал активно сниматься в кино. Последней оказалась эпизодическая роль в фильме «Город без солнца» (2005).

85-летний актёр ушел из жизни 7 ноября 2005 г. Сказалось последствие ранее перенесённого инсульта.

Детство и юность

Иван Петрович появился на свет в Вышнем Волочке летом 1915-го года. Тяга к искусству обнаружилась у ребёнка с малых лет. Школьником Ваня посещал драматический кружок. Самодеятельные постановки иногда показывали на сцене местного театра, начинающим артистам даже выплачивался скромный гонорар. Заработанные деньги мальчишка откладывал на будущее: его мечтой было обучение в Ленинграде, а жизнь в большом городе требовала средств.

Окончив семилетку, паренёк устроился суфлёром в Вышневолоцкой театр. За 3 года работы помимо основных обязанностей Дмитриев успел побыть артистом второго состава, бутафором и даже помощником режиссёра. В начале 1930-х юноша серьёзно увлёкся акробатикой и задумал поступать в Ленинградское цирковое училище, но по приезду в Северную столицу изменил свои планы. Иван успешно прошёл вступительные испытания в Техникум сценических искусств и в 1936-м получил диплом и профессию мечты.

Фильмы

Кинематографическая карьера артиста развивалась весьма неспешно. Дебютным фильмом стала чёрно-белая приключенческая картина 1939-го года «Четвёртый перископ». После неё Иван Петрович продолжительное время снимался крайне редко и зачастую без указания фамилии в титрах. Так к середине 1950-х в его послужном списке насчитывалось 4 фильма, и лишь в одном из них, в «Академике Иване Павлове», его герой не остался безымянным персонажем.

1955-й открыл перед актёром новую творческую страницу. Мужчину всё чаще начали приглашать на съёмки и доверять главные роли.Первый подобный опыт Дмитриев получил, снявшись в мелодраматической комедии «За витриной универмага». Он перевоплотился в заведующего секцией готового платья Михаила Крылова, на долю которого выпадают нежданная любовь и ошибочные обвинения за недостачу продукции.

Кадр из фильма «За витриной универмага»

Год спустя героем Ивана Петровича стал Тимофей Кочан из драмы «Моя дочь». Кочан – честный судья и примерный семьянин, с любовью вырастивший и воспитавший неродную по крови дочку.

Кадр из фильма «Моя дочь»

Ещё одна заглавная роль ждала артиста в ленте «Матрос сошёл на берег». Здесь драматический талант Дмитриева раскрылся в образе портового грузчика Алесея Ермоленко.

Матрос сошел на берег

В 1961-м после выхода на экраны «Полосатого рейса» актёр получил шуточное прозвище «всесоюзный старпом» и преданную армию поклонниц. Его голубоглазый немногословный помощник капитана Олег Петрович вызвал искреннее восхищение всего женского населения Советского Союза.

Из фильма «Полосатый рейс»

В драме о жизни врачей скорой помощи «Ноль три» Дмитриеву досталась роль доктора Александра Теннова, чьё высокомерие и эгоизм отпугивают влюблённую в него коллегу Ольгу.С возрастом Иван Петрович всё больше предпочитал эпизоды. В 1970-х его героями становились Евгений Мамайский из комедии Иосифа Шапиро «Последние дни Помпеи», Варенцов из детектива Герберта Раппапорта «Меня это не касается», дворянин Мокроусов из исторического сериала «Государственная граница».

Кадр из фильма «Государственная граница»

В первой половине 1980-х актёр вновь обратился к исполнению главной роли, сыграв милицейского полковника Сергея Ивановича в детективной картине «Ювелирное дело». Последней экранной работой Народного артиста стал отец Дмитрий в многосерийной мелодраме 2002-го года «Время любить».

Театр

Театральная карьера Дмитриева началась ещё в студенчестве, когда молодого человека, обладающего заметным творческим потенциалом, задействовали в паре спектаклей Государственного академического драмтеатра.

После выпуска артист получил распределение в Ленинградский театр комедии, но задержался в нём только на 2 сезона. В разное время он служил в театре Балтийского флота, в Академическом театре им. Комиссаржевской и в драматическом театре им. Пушкина.

За годы, проведённые на прославленных сценах, актёр исполнил не менее 2-х сотен ролей, среди которых Свидригайлов из «Преступления и наказания» Достоевского, Паратов из «Бесприданницы» Островского, Ноздрёв из «Мёртвых душ» Гоголя, Земнухов из «Молодой гвардии» Фадеева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector