Актеры фильма «пролетая над гнездом кукушки»: тогда и сейчас
участок
В Орегоне в 1963 году Рэндл Патрик Макмерфи находится в тюрьме за предусмотренное законом изнасилование 15-летней девочки. Его переводят в психиатрическую лечебницу, чтобы избежать каторжных работ . В отделении доминирует старшая медсестра Милдред Рэтчед , холодный, пассивно-агрессивный тиран, который запугивает своих пациентов.
Среди других пациентов — тревожный, заикающийся 21-летний Билли Биббит; Чарли Чесвик, склонный к истерикам; бредовый, детский мартини; красноречивый, подавленный гомосексуалист Дейл Хардинг; воинственный и профанный Макс Табер; эпилептики Джим Сефелт и Брюс Фредриксон; тихий, но агрессивный Скэнлон; высокий, глухонемой Индеец «Главный» Bromden; и несколько других с хроническими заболеваниями.
Рэтчед рассматривает живое и бунтарское присутствие Макмерфи как угрозу ее авторитету, на что она отвечает конфискованием и нормированием сигарет пациентов и лишением их привилегий играть в карты. Макмерфи оказывается в битве воли против Рэтчеда. Он угоняет школьный автобус, сбегает с несколькими пациентами, чтобы порыбачить на побережье Тихого океана, и побуждает их раскрыть свои собственные способности и обрести уверенность в себе.
После того, как санитар говорит ему, что приговор судьи не распространяется на людей, которые считаются безумными в уголовном порядке, Макмерфи строит планы побега, поощряя шефа Бромдена бросить консоль гидротерапии в окно. Также выясняется, что Макмерфи, Шеф и Табер — единственные пациенты, не страдающие хроническими заболеваниями, которых принудительно направляют в учреждение; остальные привержены своим обязательствам и могут уйти в любой момент, но слишком боятся сделать это. После того, как Чесвик впадает в припадок и требует свои сигареты, которые были нормированы Рэтчедом в результате того, что пациенты потеряли все свои деньги из-за Макмерфи, Макмерфи борется с санитарами, и вмешивается Шеф.
Рэтчед отправляет Шефа, Чесвика и Макмерфи в «шоковую лавку» в результате этого неподчинения. В ожидании наказания Макмерфи предлагает Шефу жевательную резинку и обнаруживает, что он может говорить и слышать, притворившись глухонемой, чтобы ни с кем не вступать. После проведения электросудорожной терапии Макмерфи возвращается в палату, притворяясь поврежденным мозгом, но затем обнаруживает, что лечение сделало его еще более решительным, чтобы победить Рэтчеда. Макмерфи и Шеф планируют сбежать, но решают устроить секретную рождественскую вечеринку для своих друзей после того, как Рэтчед и санитары уйдут на ночь.
Макмерфи проникает в палату двумя женщинами, Кенди и Роуз, и бутылками спиртного; он подкупает охранника Тюркла, чтобы он позволил это сделать. После вечеринки Макмерфи и Шеф готовятся к побегу, приглашая Билли пойти с ними. Билли отказывается, но просит о «свидании» с Кенди; Макмерфи устраивает ему секс с ней. Макмерфи и другие напиваются, и Макмерфи засыпает вместо того, чтобы сбежать с Шефом.
Рэтчед приезжает утром и обнаруживает, что палата находится в беспорядке, и большинство пациентов потеряли сознание. Она обнаруживает, что Билли и Кенди вместе, и стремится поставить Билли в неловкое положение на глазах у всех. Билли удается преодолеть заикание и противостоять Рэтчеду. Когда она угрожает рассказать его матери, Билли ломается от давления и снова начинает заикаться. Рэтчед помещает его в кабинет врача. Спустя несколько мгновений Макмерфи бьет санитара при попытке сбежать из окна вместе с Шефом, в результате чего вмешиваются другие санитары. Тем временем Билли кончает жизнь самоубийством, перерезав себе горло битым стеклом. Рэтчед пытается облегчить ситуацию, призывая к тому, чтобы распорядок дня продолжался как обычно, и разгневанный Макмерфи душит Рэтчеда. Санитары подчиняют Макмерфи, спасая жизнь Рэтчеда.
Некоторое время спустя Рэтчед носит шейный бандаж и говорит слабым голосом, и теперь Хардинг возглавляет теперь уже не приостановленную игру в карты. Макмерфи нигде не найти, что приводит к слухам, что он сбежал. Позже той же ночью Шеф видит, как Макмерфи возвращают в кровать. Он приветствует его, в восторге от того, что Макмерфи сдержал свое обещание не сбежать без него, но замечает, что Макмерфи не отвечает и физически хромает, и обнаруживает шрамы от лоботомии на лбу. Шеф со слезами на глазах обнимает Макмерфи и говорит: «Ты пойдешь со мной», прежде чем задушить его до смерти подушкой. Затем он поднимает фонтан для гидротерапии с пола, разбивает его через оконные ворота и убегает в одиночестве, в то время как оставшиеся заключенные, разбуженные шумом разбития стекла, наблюдают и подбадривают его.
Интересные факты:
- Среди соискателей роли Рэндл Патрика МакМерфи числились такие знаменитые актеры как Джеймс Каан, Марлон Брандо, Джин Хэкмен и Берт Рейнольдс. В конечном итоге роль предложили Джеку Николсону.
- Кроме Луизы Флетчер на роль сиделки Милдред Ретчед претендовали Энн Бэнкрофт и Эллен Бёрстин.
- Форман не хотел снимать сцену рыбалки вообще, поскольку полагал, что она разрушит ощущение замкнутости пациентов в пространстве лечебницы.
- Существует поверье, что во время сцены, в ходе которой герой Джека Николсона проходит испытание электрошоком, Джеку действительно пришлось познать силу данного рода терапии ввиду ошибки обслуживающего персонала.
- За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно. Сцену рыбалки снимали в самой маленькой гавани в мире, располагающейся в Орегоне.
- Уилл Сэмпсон спорил с Форманом по поводу концепции роли Вождя Бромдена и сыграл-таки её по-своему.
- Фильм Милоша Формана стал вторым в истории, отхватившем все самые значимые награды на церемонии Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».
- В данном фильме на большом экране дебютировали Брэд Дуриф (известный прежде всего голосом куклы-убийцы Чаки в фильме 1988 года «Детские игры») и Кристофер Ллойд (доктор Браун из фильма 1985 года «Назад в будущее»).
- Александр Морфов поставил спектакль «Затмение» по роману «Над кукушкиным гнездом» в театре «Ленком».
- Самым сложным моментом создания фильма явилось то, что ни одна серьезная киностудия не хотела браться за столь сомнительный проект. Кирк Дуглас встретил Милоша Формана в Праге, где рассказал ему о своих планах и сразу же предложил ему стать режиссером.
- Кен Кизи, автор одноименной книги, написал сценарий к фильму, однако тот пришелся не по вкусу Форману, так как повествование велось от имени Бромдена. После этого обиженный Кен заявил, что никогда не станет смотреть экранизацию собственной новеллы «в столь извращенном виде». Более того, он даже подавал в суд на продюсеров картины, однако его иск был отклонен.
- Правами на экранизацию долгое время владел Кирк Дуглас, но в итоге запуском проекта занялся его сын, не менее знаменитый Майкл Дуглас. Тем не менее, Кирк сохранил за собой право на получение процента от прибыли.
- Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. Каждому члену съемочной команды выделили по 2-3 пациента для того, чтобы они успели найти с больными людьми что-то похожее на взаимопонимание.
- Перед тем как начать съемочный процесс Милош Форман собрал всю съемочную команду и продемонстрировал им фильм «Безумцы Титиката» (1967).
- Много лет спустя Кен Кизи лежал в собственной кровати, переключая ТВ-каналы в поисках интересного зрелища. Неожиданно он натолкнулся на довольно любопытный фильм. Лишь по прошествии нескольких минут он понял, что же это за картина, и тут же переключил на другой канал.
- Луиза Флетчер получила роль лишь за неделю до начала съемок. Этому событию предшествовало около шести месяцев непрерывных кинопроб. Милош Форман никак не мог решиться взять в проект эту актрису, однако после просмотра других кандидаток снова и снова приглашал Луизу на пробы, пока наконец не принял окончательное решение.
- Кен Кизи написал свою книгу под впечатлением от работы в Калифорнийском госпитале для ветеранов.
- На протяжении всего процесса съемок актер Уильям Редфилд был тяжело болен. Спустя несколько месяцев после завершения работы над проектом Уильям скончался.
- Кирк Дуглас хотел получить одну из ролей, однако к тому моменту, когда был запущен проект, он слишком сильно постарел.
- В английском языке существует устойчивое выражение «гнездо кукушки», переводящиеся как больница для психически больных.
- Фильм снят по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo`s Nest, 1962).
Бросать
- Джек Николсон в роли Рэндла Патрика Макмерфи
- Луиза Флетчер в роли медсестры Милдред Рэтчед
- Уилл Сэмпсон в роли «Шефа» Бромдена
- Уильям Редфилд, как Дейл Хардинг
- Брэд Дуриф, как Билли Биббит
- Сидни Лассик в роли Чарли Чесвика
- Кристофер Ллойд, как Макс Табер
- Дэнни ДеВито в роли Мартини
- Дин Брукс в роли доктора Джона Спайви
- Уильям Дуэлл, как Джим Сефельт
- Винсент Скьявелли, как Брюс Фредериксон
- Майкл Берриман в роли Эллиса
- Алонзо Браун — помощник Миллера
- Мвако Кумбака — помощник Уоррена
- Натан Джордж — помощник Вашингтон
- Марья Смолл в роли Кэнди
- Скэтман Кротерс в роли ночного стража Теркла
- Фил Рот, как Вулси
- Луиза Мориц в роли Роуз
- Питер Брокко — полковник Маттерсон
- Делос В. Смит младший в роли заключенного Скэнлона
- Йосип Элич — заключенный Банчини
- Мими Саркисян в роли медсестры Пилбоу
- Тед Маркленд в роли Хэпа Арлиха
участок
Рассказывает книгу «Шеф» Бромден, гигантский, но послушный пациент психиатрической больницы, наполовину коренной американец , который представляет себя глухим и немым. Рассказ Бромдена сосредоточен в основном на выходках мятежного Рэндла Патрика Макмерфи , который симулировал безумие, чтобы отбыть наказание за побои и азартные игры в больнице, а не на тюремной ферме. Старшая медсестра, медсестра Рэтчед , управляет отделением с абсолютной властью и небольшим медицинским надзором. Ей помогают три санитара дневной смены, а также ее помощники доктора и медсестры.
Макмерфи постоянно противодействует медсестре Рэтчед и нарушает распорядок отделения, что приводит к бесконечной борьбе за власть между заключенным и медсестрой. Он управляет карточным столом, возглавляет баскетбольную команду отделения, комментирует фигуру медсестры Рэтчед, подстрекает других пациентов к голосованию за просмотр Мирового сериала по телевидению и организует поход на глубоководную рыбалку, в котором должны были быть пациенты » под присмотром «проституток». После утверждения, что он может, а впоследствии и неудачи, поднять тяжелую панель управления в несуществующей комнате гидротерапии (называемой «ванной»), его ответ — «Но, по крайней мере, я попытался» — дает мужчинам стимул попытаться это сделать. постоять за себя, вместо того, чтобы позволить медсестре Рэтчед взять под контроль каждый аспект их жизни. Шеф открывается Макмерфи, однажды поздно ночью обнаружив, что он может говорить и слышать. Сильный беспорядок после рыбалки приводит к тому, что Макмерфи и вождь отправляют на сеансы электрошоковой терапии , но такое наказание не делает ничего, чтобы обуздать буйное поведение Макмерфи.
Однажды ночью, подкупив ночного дежурного, Макмерфи тайно вывозит двух подружек-проституток с ликером в палату и врывается в аптеку за кодеиновым сиропом от кашля и неназванными психиатрическими препаратами. Макмерфи, заметив во время рыбалки, что Билли Биббит — робкий, мальчишеский пациент с заиканием и небольшим опытом общения с женщинами — влюбился в проститутку по имени Кенди, в первую очередь устроил этот взлом, чтобы Билли мог потерять девственность и, в несколько меньшей степени, чтобы Макмерфи и другие пациенты могли устроить несанкционированную вечеринку. Хотя Макмерфи до конца ночи соглашается с планом побега до начала утренней смены, он и другие пациенты вместо этого засыпают, не убирая беспорядок от выходок группы, и утренний персонал обнаруживает в палате полный беспорядок. Медсестра Рэтчед находит частично одетого Билли и проститутку в объятиях друг друга и предостерегает его. Билли впервые заявляет о себе, отвечая медсестре Рэтчед без заикания. Рэтчед спокойно угрожает рассказать матери Билли о том, что она видела. У Билли эмоциональный срыв , он немедленно возвращается к мальчишескому состоянию, и, оставшись одного в кабинете врача, лишает себя жизни, перерезав себе горло. Медсестра Рэтчед винит Макмерфи в гибели Билли. Разъяренный тем, что она сделала с Билли, Макмерфи нападает на Рэтчеда, изнасилуя ее, разрывая ее рубашку и пытаясь задушить до смерти. Макмерфи подвергают физическим ограничениям и переводят в палату Disturbed.
Медсестра Рэтчед пропускает неделю работы из-за травм, в течение которых многие пациенты либо переводятся в другие палаты, либо выписываются из больницы навсегда. Когда она возвращается, она не может говорить и, таким образом, лишается своего самого мощного инструмента, чтобы держать мужчин в узде. Бромден, Мартини и Скэнлон — единственные пациенты, которые посетили прогулку на лодке, остались в палате, и Макмерфи вернулся. Ему сделали лоботомию , и теперь он находится в вегетативном состоянии , что делает его безмолвным и неподвижным. Шеф душит Макмерфи подушкой ночью в акте милосердия, прежде чем поднять панель управления ванной, которую Макмерфи не мог поднять раньше, выбросил ее в окно и сбежал из больницы.
Адаптации
Роман был адаптирован в пьесу 1963 года , в которой Кирк Дуглас (который купил права на постановку пьесы для сцены и кино) в главной роли в роли Макмерфи и Джин Уайлдер в роли Билли Биббита. В 1975 году была выпущена экранизация с Джеком Николсоном в главной роли , сопродюсером которой стал Майкл Дуглас . Фильм получил пять премий Оскар . Персонажи медсестры Рэтчед и шефа Бромдена появляются как повторяющиеся персонажи в « Однажды в сказке» ABC , где их изображают Ингрид Торранс и Питер Марчин. Netflix и Райан Мерфи создали серию приквелов под названием Ratched, в которой Сара Полсон следует за младшей версией медсестры Ratched . Первый из двух сезонов был выпущен 18 сентября 2020 года.
Фон
«Пролетая над гнездом кукушки» был написан в 1959 году и опубликован в 1962 году в разгар Движения за гражданские права и глубоких изменений в подходе к психологии и психиатрии в Америке. В 1960-е годы началось неоднозначное движение к деинституционализации , действие, которое повлияло на персонажей романа Кизи. Роман является прямым продуктом времени Кизи, работавшего в кладбищенскую смену санитаром в психиатрической больнице в Менло-Парке, Калифорния . Он не только разговаривал с пациентами и наблюдал за работой учреждения; он также добровольно принимал психоактивные препараты , включая мескалин и ЛСД , в рамках проекта MKUltra .
В дополнение к работе с Project MKUltra , Кизи принимал ЛСД в развлекательных целях. Он выступал за употребление наркотиков как путь к личной свободе, и это отношение нашло отражение во взглядах психологов того времени. В 1960-х годах считалось, что ЛСД предлагает лучший доступ к человеческому разуму. Говорят, что переживания каждого человека различаются; эмоции и переживания варьировались от превращений в другие формы жизни, религиозных переживаний и крайнего сочувствия. Именно опыт Кизи с ЛСД и другими психоделиками заставил его сочувствовать пациентам.
В романе постоянно говорится о различных авторитетах, которые контролируют людей с помощью изощренных и принудительных методов. Рассказчик романа, Вождь, объединяет эти авторитеты в своем сознании, называя их «Объединением» в связи с механистическим способом, которым они манипулируют и обрабатывают людей. Авторитет Альянса чаще всего олицетворяется в образе медсестры Рэтчед, которая управляет обитателями психиатрической больницы романа посредством сочетания наград и тонкого стыда. Хотя она обычно не прибегает к традиционно суровой дисциплине, ее действия изображаются более коварными, чем действия обычного тюремного администратора. Это потому, что тонкость ее действий не позволяет заключенным понять, что они вообще находятся под контролем. Вождь также видит комбинат в плотине дикой реки Колумбия у водопада Селило , где охотились его предки-индейцы, и в более широком конформном обществе послевоенного американского общества потребления . Критика в романе психиатрической палаты как инструмента угнетения, сравнимого с тюрьмой, отражает многие утверждения, которые в то же время делал французский интеллектуал Мишель Фуко . Точно так же Фуко утверждал, что невидимые формы дисциплины угнетают людей в широком социальном масштабе, побуждая их подвергать цензуре аспекты себя и своих действий. Роман также критикует выхолащивание мужчин в обществе, особенно в персонаже Билли Биббита, заикающегося пациента с острой болезнью, которым доминируют медсестра Рэтчед и его мать.
Центральные элементы « Пролетавшего над гнездом кукушки» воплощают социологический анализ институтов в целом, в частности аналитического подмножества психиатрических больниц, проведенного Эрвингом Гоффманом. Описание Гоффманом процедур приема во все учреждения, например, отражает понятие «объединения», поддерживаемое персонажем шефа Бромдена: «Процедуры приема можно назвать« урезанием »или« программированием », потому что, таким образом, возведенные в квадрат, новоприбывшие позволяет формировать и закодировать себя в объект, который может быть введен в административный аппарат, чтобы над ним можно было плавно работать с помощью рутинных операций »(стр. 16). Кроме того, поведение пациентов в « Полете над гнездом кукушки» представляет собой диапазон адаптаций ко всем институтам, описанный в разделе VI «Мира заключенных» эссе «Характеристики институтов в целом».