Транс-серебряков, интим под ельцина и русский тинто брасс
«Проси прощения!»
События картины разворачиваются в Москве в конце 80-х годов. Таксист Иван всю ночь возит по городу пьяную компанию молодых людей во главе с джазовым саксофонистом Алексеем Селиверстовым. Но в конце вечера пассажир сбегает, не заплатив водителю аж 70 рублей.
Сам Иван Шлыков – обладатель анального вектора, человек от природы честный и не принимающий подлости и вранья. «Фамилия надежная, как кирпич. С тобой, наверное, на лесоповале хорошо. Когда минус 40 и спички кончились», – очень точно характеризует таксиста Алексей.
Для Шлыкова правда и справедливость – основные ценности в жизни, а пассажир-саксофонист – обманщик и подлец, потому что не заплатил по счету. Обладая от природы отличной памятью, Иван Шлыков не забывает обидчика и на следующий день находит его, чтобы забрать долг. В туалете, используя подходящую к случаю лексику, он «по-анальному» учит Леху жизни. Требуя свои честно заработанные деньги, которых нет у ветреного Лехи, Иван забирает в залог его саксофон. Позднее, узнав реальную стоимость инструмента, он вдруг осознает, что лишил Селиверстова его основного заработка. Под гнетом чувства вины, которое также характеризует носителей анального вектора, он разыскивает Леху, возвращает ему саксофон и поселяет его у себя, пока тот не отработает долг. Такое бывает только в нашем русском уретрально-мышечном менталитете, в котором заложена простая истина о том, что выжить можно только сообща и поэтому нужно помогать друг другу.
После очередного опохмеления соседским одеколоном, погрузившись в музыку и не замечая ничего вокруг, звуковой Селиверстов успевает затопить чужую коммунальную квартиру и теперь должен еще отдать деньги и за нанесенный ущерб в 475 рублей. Иван возмущен поведением Лехи
Для него не так важно было вернуть долг, как ему хотелось услышать слова раскаяния от Лехи, чтобы тот просил прощения. Он не понимает, что Леха по-звуковому витает в облаках, в своих мыслях, он не замечает и не придает значения таким «мелким» земным вещам, как необходимость закрыть кран в ванной
В фильме есть еще один показательный момент, когда Иван жаждет услышать слова извинения в свой адрес. После очередной выходки Лехи разъяренный Шлыков едет по Москве и его останавливает группа молодых ребят навеселе. Он берет дубинку, выходит из машины и начинает гоняться за ними, безжалостно избивая того, кто попадется под руку.
Он ловит одного из парней, ставит его на колени и требует от него слов прощения за то, что тот обозвал его фашистом. «Ты молотка в руках не держал. На корню продались, твари», – пытается застыдить Иван своего обидчика. Он обобщает всю молодежь, у которой уже другие ценности, навеянные западом, и ощущая неприязнь, дает выход своему психическому напряжению, побив ребят. Успокоившись таким образом, он теперь уже с чувством вины возвращается в милицию и разрывает свое заявление, которое он сгоряча час назад написал на Селиверстова.
Каждая сказанная фраза говорит о нехватках человека. Благодаря знаниям Системно-векторной психологии удается глубоко понять истинные мотивы людей, просто наблюдая за ними, слушая их речь. Так, Шлыкова глубоко задели слова про фашиста, поскольку анальные люди очень патриотичны. Он постоянно повторяет, что «вся Россия вкалывает» и что «мы, русские люди, мы должны быть вместе. Как один кулак». «Погорбаться, как русский мужик каждый день горбатится», – заявляет он Селиверстову, заставляя его мыть свой автомобиль в счет долга.
«Он разговаривает с Богом»
Случайные обстоятельства столкнули Шлыкова и Селиверстова. И Шлыков по-простому учит жизни и делает настоящего мужика из Селиверстова, не осознавая, что они слеплены из разного теста. Одинокий таксист и бывший тяжелоатлет Иван Шлыков берется за «перевоспитание» музыканта Лехи, вытаскивает из вытрезвителя и учит его, как гнать из головы «чернуху», просто отжавшись от пола несколько раз, следит за тем, чтобы он не пил, работал физически, кормит его «витаминами по семь рублей кило».
Но Леха – звуковик. Селиверстов как будто живет в другом мире. Чернуха для него – это не просто плохое настроение, это внутреннее тяжелое состояние души, из которого тот не видит выхода. «У меня все рушится, нет ничего! В дурдом меня отдай!» – в минуту отчаянья кричит Леха.
«То он в завязке, то он в развязке. То у него депрессия, то вдохновение», – негодует бывший Лехин антрепренер.
Леха нашел свою реализацию и стал виртуозом-саксофонистом. Однако современные звуковики рождаются с огромным объемом желания, которое одна только музыка уже не может наполнить. Каждое следующее поколение рождается с большим объемом желания. У звуковика это все возрастающее бессознательное желание к поиску смысла жизни. Музыка, философия, изучение иностранных языков, наука являются лишь сублиматами этого желания. За всеми этими занятиями звуковик в той или иной степени ощущает пустоту и бессмысленность своей жизни. Именно поэтому Лехе все время плохо, именно поэтому он проваливается в депрессию, пытается заглушить ее алкоголем, когда становится совсем тошно, или глотает таблетки, по-звуковому желая расширить сознание, выйти за пределы своей головы, своего тела.
«Я – гений, я – святой», – кричит Леха, пытаясь вылезти из милицейского мотоцикла. Природный эгоцентризм звуковика заставляет Селиверстова ощущать собственную гениальность. «Ваш потолок два двадцать. Квартиры такие построили и людишек таких вывели», – свысока заявляет Шлыкову Леха.
Ему кажется, что он не такой как все, что он избранный. «Я с Богом разговариваю», – заявляет он. Для него вечный внутренний диалог с самим собой – это разговор с Высшей Силой, а со стороны Леху принимают за сумасшедшего.
Пребывая в постоянном полупьяном состоянии, Алексей был бы рад просто отключить свое вечно ноющее и страдающее сознание. Его возвращает к действительности музыка. Как только он берет в руки саксофон, он начинает талантливо импровизировать разные джазовые композиции.
«Я могу сыграть что угодно. Вот эту трубу, эту авоську, эту лампочку, этот шкафчик».
Однажды свидетелем его великолепной игры становится американский музыкант Хол Сингер. Звуковик звуковика узнает издалека. Конечно, по чистоте извлекаемого на инструменте звука, по глубине и яркости импровизации. Известный джазмен приезжает на Московскую студию звукозаписи и, услышав игру Лехи, тут же приглашает его с собой на гастроли в Америку.
Обладая еще и кожным вектором, Селиверстов прекрасно оценивает пользу-выгоду от данного предложения и, сухо прощаясь со своим товарищем-таксистом, улетает за границу. Талант Алексея хорошо оплачивается в США, и на Родину он возвращается уже богатым и узнаваемым музыкантом. В аэропорту он в компании шумных друзей проносится мимо машины Шлыкова, который как верный друг приехал встречать своего старого товарища. А Ивану становится обидно, и столь знакомое для него чувство несправедливости вновь охватывает его.
Не имея по-настоящему близких друзей, Иван чувствует себя одиноко. На период общения с Лехой он обретает товарища, которого хотел сделать человеком. Понятие дружбы – святое для человека с анальным вектором. В поисках встречи Иван идет на концерт Селиверстова и трогательно проникается чувственной игрой Лехи. Не сумев сквозь толпу фанатов пробраться к артисту после концерта, Шлыков окрикивает Леху и приглашает его зайти.
Иван с нетерпением ждет в гости товарища, заранее подготовив красивый стол с выпивкой и закуской. Но, не дождавшись никого, полной досады Шлыков в одиночестве усаживается перед телевизором. Только тогда и появляется на пороге запоздавшая компания Селиверстова со своими друзьями. Вместо задушевных разговоров, Иван получает от Лехи в подарок пару заграничных шмоток и резиновую женщину. Униженный и оскорбленный Шлыков выбегает из дома, отбирает машину у первого попавшегося таксиста и едет вдогонку за Лехой в поисках справедливости. Но по ошибке принимает за машину Селиверстова другую иномарку. В итоге бессмысленная погоня заканчивается аварией. Иван выбирается из машины и достает незнакомца из соседней иномарки, успевая оттащить его до взрыва автомобилей.