Светлана письмиченко

Новый век. Новые роли

В новом веке Светлана Письмиченко стала чаще появляться на экране. Она неоднократно снималась в различных ролях в так называемых «ментовских» сериалах («Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила»), сыграла главную роль в фильме Рамиля Салахутдинова «Кружение в пределах кольцевой».

Неожиданный образ был создан актрисой в картине Марины Разбежкиной «Яр» (по одноименной повести Сергея Есенина). Ее героиней стала убийца, задушившая пожилую женщину

Светлана Письмиченко признается, что согласилась сыграть эту роль только, получив благословение: «…иначе в нашей профессии невозможно существовать, мы занимаемся очень тонкими и серьезными вещами на энергетическом уровне, и очень важно, чтобы артист не носил в себе того, что не нужно. Иначе это как вирус перейдет к зрителю и будет распространяться дальше и дальше

Мне кажется, что неверующий артист может чего-то недопонимать в жизни и в своей профессии. Если в тебе нет смирения, к

акой-то человеческой мудрости, очень легко скатиться на дно или даже погибнуть. Артист должен стремиться к тому, чтобы его душа была чиста, только тогда он имеет право что-то говорить зрителю».

В 2008 году судьба в очередной раз свела Светлану с Алексеем Балабановым. На этот раз она сыграла Пелагею Ивановну в фильме «Морфий».

Кэт — Мария Жукова (Милютина)

Мария Жукова впервые появилась на экранах в ужастике «Пьющие кровь», о котором журнал «Я люблю кино» рассказывал ранее,

но подлинную известность она получила, сыграв тусовщицу Кэт в фильме «Брат».

В качестве реквизита для своей роли Мария получила только куртку-косуху. Вся остальная одежда героини принадлежала самой актрисе. Кроме того, Жукова сама наносила себе макияж, укладывала причёску — можно смело сказать, что она целиком создала образ своей героини.

Немногие знают, что Мария снималась в «Брате», находясь на ранних сроках беременности. Это было не очень осмотрительно с её стороны, ведь, по словам актрисы, режиссёр Алексей Балабанов не приглашал каких-либо статистов для съёмок сцены с дискотекой — они просто приехали на настоящую тусовку.

Вскоре после выхода «Брата» на экраны Мария родила сына и взяла фамилию мужа, став Милютиной. После этого талантливая актриса редко появлялась на экранах, но это отнюдь не значит, что она сидела без дела. Мария выступала на театральной сцене, в том числе вместе с знаменитым хореографом Егором Дружининым, сама занималась постановкой выступлений артистов цирка на Цветном бульваре и принимала участие в создании журнала «DE I», повествующего о событиях в мире искусства.

Но и о мире кино Милютина не забыла окончательно: в 2009 она стала режиссёром авангардного фильма My Tube!, получившего приз на кинофестивале «Киношок». Одну из ролей в этом в высшей степени странном фильме сыграл Константин Хабенский, с которым Мария вместе училась.

В 2017 году Милютину можно было видеть в сериале «Троцкий», где она сыграла секретаршу Льва Давидовича. Сама актриса рассказывала, что попала в этот проект едва ли не случайно, вовремя оказавшись в Питере.

Недавно Мария выступала в качестве куратора выставки «Алиса в Стране Чудес», а сейчас трудится продюсером арт-проекта «Шекспир-Тайна-400».

Фильмы Алексея Балабанова

Как киноактрису открыл Светлану Письмиченко для широкого зрителя режиссер Алексей Балабанов. В 1993 году он пригласил ее на главную роль Фриды в свою картину «Замок» (по произведению Франца Кафки). Актриса вспоминает: «У меня тогда как раз родился Данька, я пришла на пробы такая измотанная, похудевшая, а Леше Балабанову, надо сказать, нравятся такие не очень цветущие женщины. Снимали очень интересно: как всегда, не хватало денег, пленки, поэтому много съемок проходило в павильоне. На этой картине я познакомилась с Витей Сухоруковым, Анваром Либабовым. Потом мы все поехали на «Кинотавр», и я чувствовала себя настоящей звездой: все подходили и говорили, как им понравились фильм и моя работа».

Спустя несколько лет Светлана Письмиченко вновь появилась на съемочной площадке Алексея Балабанова. Режиссер доверил ей роль водителя трамвая Светы. Главные роли в картине исполнили давний знакомый Светланы Виктор Сухоруков и Сергей Бодров, о котором актриса впоследствии с большой теплотой отзывалась как об очень интеллигентном, умном и тонком человеке.

«Брат» Алексея Балабанова стал культовой картиной, принеся исполнителям всенародную славу и любовь. С тех пор, говоря о Светлане Письмиченко, в первую очередь неизменно вспоминают ее героиню из этого фильма. Кстати, на съемках Светлана действительно научилась водить трамвай, и теперь она полушутя говорит, что если когда-нибудь придется уйти из театра, то без работы она не останется.

Личная жизнь

Личная жизнь артистки сложилась счастливо и гармонично. Со своим мужем Александром, первой и единственной любовью, Светлана Викторовна познакомилась в 14 лет, еще живя в Кустанайской области. Он играл на гитаре в местном клубе и, по словам актрисы, был одновременно похож на Джорджа Харрисона и Пола Маккартни. Позже супруги переехали в Санкт-Петербург.

В начале 90-х у пары родился сын Даниил. С рождением ребенка Светлана не оставила актерскую карьеру. Муж поддерживал избранницу всегда и во всем, поэтому ему частенько приходилось оставаться с сыном одному. Через 6 лет появился второй сын – Тимофей.

По стопам матери дети не пошли. Несмотря на то, что все детство провели в театре и сыграли не одну роль, ни Тимофей, ни Даниил не захотели стать актерами. Первый поступил в Академию при Президенте на таможенное дело, а второй занялся анимацией. Артистка предпочитает не раскрывать детали семейной жизни журналистам, не ведет соцсетей. Но в «Инстаграме» появляются фото и видео, связанные с творчеством Светланы Викторовны.

Театр

Актерское образование Светлана Письмиченко получила в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, на курсе народного артиста СССР и России, профессора И.П.Владимирова. В 1986 году, окончив институт, она по приглашению Владимирова пришла в Театр имени Ленсовета.

В Театре им. Ленсовета Светлане достались амплуа травести и инженю. Являясь личностью яркой, одаренной и неординарной, она существенно расширила рамки этих амплуа. Ее героинь не спутаешь ни с кем. Особенно полюбился театральной публике ее Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — миловидный, печальный и жутко одинокий, готовый отдать Карлсону «все сладости мира».

Не прошли мимо внимания зрителей ее тихая, хрупкая Сана в «Лице» и хитроумная, сыплющая скороговоркой, Туанета в «Мнимом больном», радостная Лучетта в «Самодурах» и трагичная Джульетта Мазина в «Ночах Кабирии». Незабываемые образы были созданы актрисой в спектаклях: «Карусель по г-ну Фрейду» (Сладкая девочка), «Собачье сердце» (Вяземская), «Добрый человек из Сычуани» (Шен Де — Шой Да), «Шутки Птушкиной» (Алла), «На бойком месте» (Аннушка), «Трехгрошовая опера» (Люси), «Когда спящий проснется» (Любанька), «Снежная королева» (Герда), «Западня» (Оттля), «Таланты и поклонники» (Смельская) и многих других. В последние годы Светлана Письмиченко занята в спектаклях: «Владимирская площадь», «Королева красоты», «Последняя жертва», «Приглашение в замок».

Помимо Театра им. Ленсовета актриса принимала участие в спектаклях Академического театра Комедии, театра «Приют комедиантов», «Белого театра» («Нора»), «Театра-Дом» («Двое других» и «Супница»), а также Театра «Русская антреприза им. А.Миронова» («Сенная лихорадка», «Сны в летнюю ночь» и «Пучина»).

Театр и фильмы

Светлана начала сниматься в кино в 1989 году, в основном в эпизодах. Вскоре Письмиченко родила, что на время оставило ее без работы. Но однажды артистка получила приглашение от молодого на тот момент режиссера Алексея Балабанова сыграть главную женскую роль в его новом фильме «Замок». Картина получилась философской, фантасмагорической и, как и все работы автора, социальной. Проект сразу же отметили кинокритики.

В 1997 году Светлане вновь посчастливилось играть в ленте Балабанова. Съемки ставшего позднее культовым «Брата» проходили с ограниченным финансированием, деньги были исключительно на пленку. Поэтому снимались актеры бесплатно, в собственной одежде. И работали практически без дублей, потому как пленка была дорогой.

Письмиченко оказалась причастна к выбору имени главного героя в фильме. Однажды артистка, гуляя с сыном, встретила Алексея Балабанова. Режиссер спросил, как зовут мальчика. Услышав имя, отметил, что оно красивое. Чуть позже в сценарии появился Данила Багров. На съемочной площадке «Брата» все сдружились, поэтому смерть Сергея Бодрова, а позже и Алексея Балабанова была воспринята Светланой как личная трагедия.

Светлана Письмиченко в фильме «Брат»

В 2005 году актриса участвовала в юмористическом проекте Дмитрия Нагиева «Осторожно, Задов!». Письмиченко сыграла спутницу главного героя, Настеньку, с огромной родинкой на лице, крысиными косичками и круглыми очками

Персонаж получился смешным и запоминающимся. На съемочной площадке «Задова» Светлана встретилась с Юрой Гальцевым, Людмилой Гурченко, Любовью Полищук. Как позже призналась актриса, эти съемки стали для нее настоящей отдушиной.

В 2006 году она снялась в фильме Марины Разбежкиной «Яр» (по повести Есенина), в котором сыграла нищенку. Несмотря на жуткий сюжет одной из сцен с ее участием, съемки проходили весело. Хотя, как рассказала сама Светлана, после того как эпизод был отснят, мистическим образом начала меняться погода – гром, молнии, ливень. Исполнительница в тот же вечер отправилась в церковь, чтобы «очиститься».

В 2008 году Балабанов снял «Морфий», где Письмиченко предстала в образе медсестры, Пелагеи Ивановны. Съемки были тяжелые, много эпизодов создавалось на морозе. Одной из главных была сцена под условным названием «Купание голых дев». Светлана Письмиченко и Ингеборга Дапкунайте «мылись» обнаженными в корыте. Актриса вспоминала, что в студии не оказалось горячей воды, ее пришлось греть кипятильниками.

К слову, сценарий был создан Сергеем Бодровым по мотивам рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и «Морфий». И Балабанов, прочитав его, сразу увидел Бодрова центральным героем, но этого не случилось по причине гибели актера в Кармадонском ущелье в 2002 году. В итоге доктора Полякова сыграл Леонид Бичевин.

Светлана Письмиченко и Сергей Бодров в фильме «Брат»

В последующие годы актриса регулярно снималась в фильмах и сериалах, в основном в ролях второго плана. Несмотря на это, женские персонажи, сыгранные Светланой Викторовной, получились яркими и колоритными. Среди проектов, в которых работала Письмиченко, были и драмы, и комедии. В 2020-м фильмография артистки пополнилась ролью в комедийно-фантастической ленте «Проект Анна Николаевна».

Параллельно с кино успешно складывалась и театральная карьера исполнительницы. По словам самой Светланы, в большей степени она состоялась на сцене, нежели на экране. Более 30 лет актриса работает в Театре Ленсовета. В 2003 году стала заслуженной артисткой России, а за роль в спектакле «Добрый человек из Сычуани» удостоилась премии «Золотой софит».

Помимо театра и кино талант Письмиченко проявился и в озвучивании мультфильмов. Голосом Светланы Викторовны говорит Нюша в мультсериале «Смешарики». Вместе с актрисой в этом проекте работали Антон Виноградов, подаривший голос Крошу и Лосяшу, Вадим Бочанов, говорящий за Бараша, и другие. Также артистка участвовала в озвучивании Пчеленка в анимационном фильме «Лунтик».

РАБОТА С ГЕНИЕМ

— Я читал две версии о том, как начиналась эта ваша работа с Алексеем Балабановым. Первая, что на роль Фриды был серьезный отбор, вторая — что вы чуть ли не случайно встретились в коридоре театра, и он, потупив взор, предложил вам сняться в его фильме.

— На самом деле проб особых не было. Шел 1992 год, у меня родился сын, я переосмысляла жизнь. Мне сказали, что молодой талантливый режиссер объявляет кастинг. Мы встретились, поговорили немного и начали работать. После съемок «Замка» мы съездили на «Кинотавр» и другие фестивали, фильм имел большой резонанс, а позже Лёша сказал, что пишет сценарий нового фильма «Брат» и одна из ролей пишется специально для меня. Это большая редкость для актера и большая честь!

— Звездной болезни не случилось?

— Так особой популярности ко мне и не пришло. Серёжа Бодров стал знаменит, но и то скорее после программы «Взгляд», чем после фильмов.

— Буквально на днях я наткнулся на дискуссию по поводу «Брата». Высказывались две противоположные точки зрения. Первая: фильмы «Брат» и «Брат-2» — это эпические произведения нашего времени, вторая — всё это лубок, неправда. А вы как считаете?

— Мне второй «Брат» нравится меньше: очень агрессивный, там много крови. А наш фильм, первый «Брат», хорошо передает атмосферу Петербурга. Когда смотришь, будто совершаешь путешествие в Петербург 1990-х. Да, фильм был и остается очень популярным.

Почему? Потому что тогда обесценилось всё. Не было никаких приоритетов, ориентиров. Все оказались сбиты с толку, никто ничего не понимал. А фильм рассказывает о герое, который защищает брата, борется с бандитами, убивает плохих, заступается за слабых. И это не Рэмбо, а паренек в обдерганном пальтишке и свитере толстой вязки. Наш человек. У Лёши Балабанова было чутье, он гений, при всех его минусах, он чувствовал, знал, понимал. Я когда прочитала сценарий, подумала о своей роли: чушь какая-то, почему она трамвай водит? Стала биографию придумывать. А Лёша мне и говорит: да нет никакой биографии, ей просто нравится трамвай водить. Он был немногословен, но в этой немногословности скрывалось много смысла. Ведь Лёша и сам много пережил. Прекрасно владевший английским языком, он учился в Лондоне, мог, будучи уже известным режиссером, уехать из страны, но он был большим патриотом своей Родины, любил Васильевский остров, носил тельняшку, был глубоко верующим человеком, особенно в конце жизни. У Лёши был свой духовник, и незадолго до смерти он обвенчался со своей женой Надей, с которой прожил долгие годы.

— Как думаете, в наше время возможен такой фильм, как «Брат»?

— Если найдется еще один Лёша Балабанов, то возможен. Но Лёши нет. Это был абсолютно бескомпромиссный человек, равнодушный к тому, что думают критики, чем его наградили.

— Говорят, что Алексей Балабанов не любил театр. Это правда?

— Терпеть не мог. Говорил, что мы как дураки кривляемся все. Поэтому в последние свои фильмы он приглашал уже не актеров, а просто интересных внешне персонажей. Олег Гаркуша вот снялся в последней ленте. Чем меньше театральности, тем для него было лучше. Он и грим в кино не признавал. Отслеживал, не красим ли мы ресницы, заставлял весь грим смывать. Лёша же начинал с документального кино на Свердловской киностудии. Жажда правды была в нем гипертрофирована.

— А вы сами никогда не чувствовали, что профессия артиста — «актеры кривляются» — противоречит вашим убеждениям?

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИСКУШЕНИЯ

— Вы никогда не думали, что можно поискать истину еще где-нибудь? Даже монахи рассказывают, что когда-то увлекались Рерихами, буддизмом, Блаватской…

— Нет, за собой я такого не припомню. Но вот здесь, в театре, у нас разные ситуации бывают, «колбасит» его. Ведь театр — это отражение нашего общества. Но мы стараемся все-таки не допускать совсем уже вопиющих вещей. И я иногда обличаю коллег, одергиваю их.

— Например?

— Если вижу непотребства всякие. Считаю, что каждый артист несет ответственность за то, что происходит на сцене. Нельзя допускать безвкусие, пошлость. Театр меняется, сегодня форма превалирует над содержанием, но этого хотелось бы по возможности избегать. Правда, я и сама у Лёши Балабанова в «Морфии» разделась, был за мной грех.

— Существует мнение, что современный зритель стал совсем невзыскателен и нетребователен.

— Мне кажется, что наоборот — он стал более образованным. Но, вместе с тем, зритель получает много информации, не имеющей отношения к искусству, о жизни актеров например, — кто женился, кто спился… У меня соседи больше разбираются в жизни нашего театра, чем я сама. Иногда приезжаешь в деревню, а соседи говорят: «А вот тот совершил то-то». А я и не в курсе. Но в целом интерес к театру сохраняется, и даже дети интересуются сценой. Раньше их приходилось за руку вести на спектакли, сегодня многие приходят сами.

Другие статьи из рубрики «По душам»

19 марта 2014
Главное, что у человека внутри
Как вжиться в роль монаха? А как сыграть святого? Что меняется в мировоззрении после съемок в картинах о Церкви? Петербургский актер Алексей Морозов — о себе, о своих ролях и о взглядах на жизнь.

3 декабря 2015
Силач, который не любит драться

Бодибилдинг и православие… Какое странное сочетание! Разве может быть что-то общее между «строительством тела» и стяжанием Духа? Вполне. Главное — не сделать культа из собственных мышц и не превратиться в самовлюбленного нарцисса. Об этом мы поговорили с российским бодибилдером Александром Фёдоровым, прозванным …

9 марта 2017
Лужский рубеж русского православия. Воспоминания протоиерея Николая Денисенко

Протоиерей Николай Денисенко служит в Луге уже много лет. Настоятелем он прошел времена застоя, когда гонения на Церковь были уже по преимуществу инициативой «активистов на местах». Пережил перестройку, ставшую временем религиозного ренессанса. Отец Николай и сейчас на своем посту. Священник поделился с нами …

5 декабря 2013
Гармошка задает, Бог ведет
Если вы спросите у кого-нибудь: «Ты знаешь Игоря Растеряева?», то чаще всего услышите в ответ: «А, это тот, деревенский, с гармошкой? Веселые у него песни». Подразумеваться будет песня «Комбайнеры», принесшая Растеряеву интернет-популярность. Но немногие знают, что этот «парень с гармошкой» — коренной петербуржец и еще актер театра и кино. …

19 января 2018
Писатель внутренней эмиграции
Борис Алмазов хорошо известен всем поколениям читателей. Многие дети, знакомившиеся в 1970-е с его книгами, впоследствии пришли в Церковь. И в этом нет ничего удивительного: писатель — человек православный, из семьи, сохранившей веру даже в советские годы.

Света — Светлана Письмиченко

Светлана Письмиченко была одной тех, кого Алексей Балабанов старался задействовать в каждом проекте. Она сыграла одного из центральных персонажей в его фильме «Замок»,

а роль в «Брате» и вовсе была написана специально под неё, поэтому героиню зовут как актрису. Более того, некоторые источники утверждают, что режиссёр решил назвать персонажа Сергея Бодрова-младшего Данилой, услышав, как Светлана на прогулке подзывает своего сына Даниила — он решил, что это хорошее, звучное имя. Для съёмок в «Брате» Письмиченко научилась управлять трамваем, ведь дублёра предусмотрено не было.

В конце девяностых Светлана родила второго сына, которого назвала Тимофеем

Она играла на сцене Театра имени Ленсовета, в труппу которого входит и по сей день, и снималась в сериалах — как процедурных драмах про служителей закона вроде «Улиц разбитых фонарей», так и в скетч-комедиях типа «Осторожно, Задов!»

В 2008 году Письмиченко сыграла в фильме Алексея Балабанова «Морфий», сценарий к которому писал Сергей Бодров-младший, взявший за основу творчество Михаила Булгакова.

Светлана Викторовна совмещает съёмки в сериалах, выступления на театральной сцене и работу преподавателя: она учит актёрскому мастерству школьников в созданной Константином Хабенским студии творческого развития «Оперение».

Даже самые юные наши читатели наверняка слышали голос Письмиченко, ведь она озвучивала свинку Нюшу в «Смешариках» и Пчелёнка в «Лунтике».

В 2018 году Светлана сыграла эпизодическую роль в третьем сезоне популярного остросюжетного сериала «Мажор».

Светлана Письмиченко сейчас

В 2021 году актриса продолжила работу в театре и кино. Поклонники увидели Светлану Викторовну в криминальном фильме «Печень, или История одного стартапа», отсылающем зрителей к «лихим 90-м». В картине Письмиченко появилась в образе матери Лехи, центрального персонажа. Вместе с артисткой в черной комедии снялись Сергей Маковецкий, Евгения Добровольская и другие.

Светлана Викторовна сыграла и в нескольких ярких спектаклях «Ленсовета». В частности, зрители оценили мастерскую работу исполнительницы в постановке «Земля Эльзы», где ей досталась роль Ольги, дочери главной героини истории.

НАЗАД НЕ РАСКРЕСТИТЬ

— Кстати о монастырях. Вы помните свою первую встречу с православием?

— Бабушка моя была уникальным человеком, верующей коммунисткой, православным членом КПСС. У меня не возникало вопросов, как такое можно совмещать. Мы переписывали от руки молитву «Живый в помощи Вышняго», до сих пор сохранилась эта бумажка. Поскольку тогда храмов не было, крестили меня бабушки самостоятельно. Они хорошо знали все обряды и молитвы, особенно старшая сестра моей бабушки, Татьяна. Я как родилась, сильно болела, мало весила,кило триста всего, почти неспособна была к жизни. И бабушки маме сказали, что это, мол, потому, что я некрещеная.

Так что всё детство я жила со знанием, что я крещеная, хотя мало что в этом понимала. Пасхи готовили, куличи пекли, яйца красили. Правда, этим всё и ограничивалось в то время. Уже потом, в Петербурге, будучи беременной первым ребенком, во Владимирском соборе я приняла Таинство Миропомазания, которое совершается обычно вместе с Крещением, если крестит священник. Я очень хотела ребенка, но всё не получалось, а еще и театр требовал свое, и карьерухотелось сделать.

Самые главные искушения посыпались потом. Пока мы сами по себе ходим, бес нас не дергает. А тут начались серьезные грехи, которые потом приходилось подолгу осмысливать. Слава Богу, родился второй сын. Жажда духовная еще больше усилилась.

«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», как говорит поэт. Хотелось чего-то большего. И тут один известный в Петербурге человек, музыкант и композитор, спасибо ему большое, повез меня по нашим северным святыням, в монастырь Александра Свирского. Была зима, вокруг искристый снег, солнце. На обратном пути мы проезжали через Введено-Оятскую обитель. Я подумала про себя: здесь пройдет моя старость. Захотелось даже постриг принятьв будущем.

— Сейчас так не думаете?

— Наверное, уже нет. Дел в театре еще много. Детская студия. Так что пока не имею права. Хотя иногда хочется сбежать куда-нибудь. Моя приятельница, Наталья Колесник, попечитель и благоустроитель Введено-Оятского монастыря, купила неподалеку от тех мест деревенский дом. А за ней и я.

Позже я побывала и на Святой земле, в Иерусалиме. Всё в жизни происходит как-то волнообразно, рвение сменяется затиханием, огонь неофитства угасает. Потом вновь разгорается. Но начинаются и искушения: «а что творитсяв Церкви?!», «что творится в православии вообще?!». У меня сейчас как раз такой этап. По-моему, в Церкви появилось много людей, которых вообще сложно назвать православными. Но тот фундамент, который заложен в меня еще с детства, уже никуда не денется, меня не раскрестить.

— А в театральной среде в целом отношение к Церкви менялось?

— В 1990-е годы, когда началось это безумие с бандитизмом, все бросились молиться, как ни странно. А сейчас… Очень много информации о жизни того или иного священника. Некоторые факты, конечно, вопиющие, если не сказать больше, людей это не может не смущать.

— Вас можно назвать прихожанкой какого-то храма?

— Я приняла Миропомазание во Владимирском соборе, так что родным считаю его. Но живу сейчас на Юго-Западе и чаще всего бываю в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Но вряд ли меня можно назвать его прихожанкой. Я вообще непостоянный человек. И Сергиеву пустынь посещаю, и Введено-Оятский монастырь, и Никольский скит в Яровщине. Исповедуюсь и причащаюсь тоже в разных местах. И духовного отца у меня до сих пор нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector