Тамара макарова: яркие роли, измены мужа-гения и бездетность в судьбе первой леди советского кино

Биография

Ефим Копелян родился в Речице Минской губернии (ныне — Гомельской области Белоруссии), одним из шестерых сыновей в еврейской семье лесозаготовителя и бракёра по сортировке пород деревьев Залмана Давидовича Копеляна (1874—1956) и Маши Мордуховны Копелян (урождённой Френкель; 1878—1954). Его деду по материнской линии, лесопромышленнику и одному из самых состоятельных людей города Мордуху Френкелю, принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину для мостов военного ведомства. У него были братья Михаил (1900—1984), Абрам (1902—1945, погиб на фронте под Ленинградом), Евгений (1908—1945, погиб на фронте в Польше), Исаак (1909—2000) и Григорий (1914—1936).

После окончания школы в 1929 году приехал в Ленинград и некоторое время работал токарем на заводе «Красный Путиловец», а затем поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где ранее обучались его два брата. Ради заработка участвовал в массовках в спектаклях Большого драматического театра и в конце концов поступил в студию при театре, где его наставником был Константин Тверской (в то время главный режиссёр БДТ); ещё студийцем сыграл лорда Грея в спектакле Тверского «Жизнь и смерть короля Ричарда III». По окончании студии (в 1935 году) был принят в труппу театра, в котором работал до конца жизни. С приходом в 1956 году Г. А. Товстоногова на пост главного режиссёра стал одним из ведущих актёров БДТ.

В годы Великой Отечественной войны Ефим Копелян был актёром фронтового Театра народного ополчения (1941—1943).

Как режиссёр поставил несколько спектаклей на Лениградском телевидении.

Одновременно много снимался в кино, исполнил множество ярких характерных ролей в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Даурия», «Вечный зов», «Соломенная шляпка». Одна из наиболее известных работ — авторский текст в телесериале «Семнадцать мгновений весны».

Умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Семья

  • брат — художник, график и книжный иллюстратор Исаак Залманович Копелян (1909—2001). Его сын (племянник Е. З. Копеляна) — художник и литератор Григорий Исаакович Капелян (род. 1940).
  • жена (с 1941 года) — актриса Людмила Иосифовна Макарова (род. 1921), народная артистка СССР (1977).

Адреса в Речице

1912—1929 — ул. К. Маркса, 25.

Адреса в Ленинграде

1962 — 6 марта 1975 — Бассейная улица, 47.

Начало творческого пути

В 1927 г. в кинотеатрах страны состоялся премьерный показ комедии «Чужой пиджак», которая положила начало кинематографической биографии Тамары Макаровой. На съемки картины студентка театральной студии попала случайно. Режиссер по работе с актерами, увидев на улице грациозную девушку, предложил ей прийти на кинопробы.

Тамара успешно прошла кастинг и была назначена на роль машинистки Дудиной

Советские режиссеры оценили игру молодой актрисы. Ей начали поступать новые предложения. Художественные руководители доверяли Макаровой роли соблазнительниц, шпионок или роковых красавиц. Многие сравнивали ее с Гретой Гарбо – артистка была невероятно обаятельна и талантлива.

В 1930 г. Тамара Федоровна окончила Техникум сценических искусств, продолжила сниматься в кино, но пока в эпизодических ролях. Признание к актрисе пришло после выхода картины С. Герасимова «Люблю ли тебя?».

Блестяще исполненная роль врача Жени Охрименко в приключенческой ленте «Семеро смелых» закрепила за Макаровой звание лучшей советской актрисы. Съемки проходили на севере. После выхода фильма артисты, задействованные в картине, проснулись знаменитыми. На Всемирной Парижской выставке фильм был отмечен почетным дипломом.

Личная жизнь

Тамара Федоровна всю жизнь прожила с одним мужем — Сергеем Апполинариевичем. Она была его музой, он — ее творцом и божеством.

Актриса знала о похождениях супруга (мучительной любви к Н. Мордюковой, ухаживаниях за С. Светличной, романе с Л. Виролайнен, длившийся почти шесть лет и о многом другом), но всегда, что называется, «держала марку». Никогда из семьи не выносили сор, никаких скандалов и прочей грязи никто из супругов не допускал.

Они были не только мужем и женой, но и партнёрами, четким творческим союзом. И таковыми оставались до конца.

Детей актерам бог не дал, поэтому Тамара Федоровна по-матерински опекала своих студентов. А также воспитывала племянника Артура. Юноша получил отчество Герасимова и фамилию тетки.

Парень продолжил творческую династию, став сценаристом и писателем. По его работам сняли: «Золотую мину», «Колье Шарлотты», несколько картин о приключениях «неуловимых мстителей».

Личная жизнь

Супруги казались образцовой парой — знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за образцово-показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной супругов об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов

Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.

Тамара Макарова и Артур Макаров

Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына – племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе популярные картины «Новые приключения Неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.

Личная жизнь

Супруги казались образцовой парой — знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за образцово-показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной супругов об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.


Тамара Макарова и Сергей Герасимов

Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.


Тамара Макарова и Артур Макаров

Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына – племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе популярные картины «Новые приключения Неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.

«Молодая гвардия»

Картина, в которой режиссер задействовал добрую половину своих учеников из ВГИКа. Герасимов и Макарова руководили общей мастерской в Институте кинематографии и вывели на большой экран тогда еще студентов Инну Макарову, Нонну Мордюкову, Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова и Клару Лучко. Съемочный процесс стал производственной практикой для впоследствии знаменитых режиссеров Юрия Егорова и Татьяны Лиозновой. Макарова в картине сыграла мать Олега Кошевого.

Репетировали «Молодую гвардию» во ВГИКе. Фадеев, друживший с Герасимовым, приносил черновики, которые тут же пускали в работу. Практически одновременно с выходом романа в Студии киноактера с большим успехом шел спектакль.

Герасимов и Макарова были для своих учеников больше чем наставниками: заботились, подкармливали на репетициях, помогали деньгами и работой. Если не находилось ролей в своем фильме, Герасимов пристраивал их к другим режиссерам. А Тамара Федоровна опекала девочек и зачастую помогала и выбрать наряд, и оплачивала этот выбор на кассе.

Личная жизнь

Тамара Федоровна всю жизнь прожила с одним мужем — Сергеем Апполинариевичем. Она была его музой, он — ее творцом и божеством.

Актриса знала о похождениях супруга (мучительной любви к Н. Мордюковой, ухаживаниях за С. Светличной, романе с Л. Виролайнен, длившийся почти шесть лет и о многом другом), но всегда, что называется, «держала марку». Никогда из семьи не выносили сор, никаких скандалов и прочей грязи никто из супругов не допускал.

Они были не только мужем и женой, но и партнёрами, четким творческим союзом. И таковыми оставались до конца.

Детей актерам бог не дал, поэтому Тамара Федоровна по-матерински опекала своих студентов. А также воспитывала племянника Артура. Юноша получил отчество Герасимова и фамилию тетки.

Парень продолжил творческую династию, став сценаристом и писателем. По его работам сняли: «Золотую мину», «Колье Шарлотты», несколько картин о приключениях «неуловимых мстителей».

«Семеро смелых»

Настоящий творческий успех ждал чету именно на общей съемочной площадке — после выхода картины о стойкости и смелости молодых полярников, искавших олово на Крайнем Севере. Сценарий написал тогда еще кинодебютант Юрий Герман. На главные роли Сергей Герасимов пригласил Петра Алейникова, Олега Жакова и Тамару Макарову. Для создания нужной атмосферы съемочной группе пришлось отправиться в экспедицию: подниматься на Эльбрус, жить на островах в Баренцевом море.

Премьера имела оглушительный успех. Фильм получил Почетный диплом на конкурсе кинофильмов Всемирной Парижской выставки 1937 года и принес всенародную любовь исполнителям главных ролей, а Тамаре Макаровой еще и череду новых образов в фильмах мужа. История о строительстве нового города на берегах Амура в картине «Комсомольск», киноповесть «Учитель», за роль в которой Тамара Макарова получила Сталинскую премию. А картина «Маскарад», открыла для актрисы новый жанр: «Я и не подозревала, что способна играть трагедию». Работая над ролью о защитниках Ленинграда — «Непобедимые», Тамара Федоровна еще и дежурила в госпитале. Это был 1942 год.

Лишь спустя год супруги уехали в эвакуацию — в Ташкент. В Узбекистане семья пополнилась, усыновили племянника актрисы. Сестра была репрессирована, и мальчику предстояло отправиться в детский дом. Артур Макаров стал впоследствии писателем и кинодраматургом.

Детство и начало славы

Родилась будущая звезда кино в Санкт-Петербурге. В семье было трое детей: старшая Тамара, а также младшие брат и сестра.

Отец был военным врачом. Служил в Царском селе среди гренадеров. Круг общения мужчины был представлен аристократией.

Тамара с раннего детства отличалась любовью к творчеству. Она играла в домашних спектаклях и ходила в балетную школу. Девушка планировала посвятить себя танцам. Для этого она поступила в студию хореографии при Мариинском театре, но биография знаменитости сложилась иначе.

Интересно: Биография братьев Ананьевых: где банкиры сейчас

В 1917-м, когда будущей актрисе было 10 лет, ее отец пропал без вести. Девочка все равно находила силы на учебу и продолжала посещать студию балета.


Тамара Макарова в молодости

Благодаря танцам она выработала должный стан. Это хорошо видно на фото Тамары Макаровой в молодости.

Спустя 5 лет, будучи подростком, Тома сама создала театральную труппу, собрав соседских детей. Ребята играли спектакли прямо на улице — для местных жителей. Позже об их объединении узнал отдел народного образования. Труппу зарегистрировали официально, и юные артисты стали получать небольшой доход в виде хлебного пайка.

Окончив среднюю школу, Тома поступила в Мастфор (актерскую мастерскую, основанную Н. М. Фореггером). Это было в 1924-м. Там же она познакомилась со своим будущим мужем — Сергеем Герасимовым.

В мир кино девушка попала случайно. Дебютом стала роль машинистки в фильме «Чужой пиджак», который вышел в 1927-м. На съемочную площадку ее привел один из ассистентов режиссера Григория Козинцева.


Супруг Тамары Макаровой — Сергей Герасимов

Здесь она вновь встретила Сергея Герасимова. Он тоже играл в фильме. По его совету девушка поступила в Техникум сценических искусств на отделение кино. Окончила его в 1930 году.

Дальнейшая карьера Тамары Макаровой будет связана с мужем. У них множество общих кинокартин:

  • «Люблю ли тебя?»;
  • «Семеро смелых»;
  • «Комсомольск»;
  • «Учитель»;
  • «Маскарад»;
  • «Непобедимые»;
  • «Большая земля».


В роли Хозяйки медной горы
Успех и известность обоим актерам принес фильм «Семеро смелых». Однако самой знаменитой картиной Тамары стала лента «Хозяйка медной горы».

Другие фильмы с участием Тамары Макаровой

С окончанием войны стал угасать и «кинороман» Герасимова и его супруги. Дело в том, что Макарова старела и уже не годилась на роли молодых героинь, о которых снимал картины ее супруг.


И хотя она отлично сыграла в «Каменном цветке» Александра Птушко, а за «Клятву» Михаила Чиаурели была вновь награждена Сталинской премией, в культовой киноленте Герасимова «Молодая гвардия» актрисе досталась лишь второстепенная роль матери Олега Кошевого.

Несмотря на то что супруг стал брать на главные роли других, более молодых актрис, Тамара Федоровна не отчаивалась. В картине «Три встречи» она отлично сыграла Олимпиаду Самосееву, благодаря чему супруг пригласил ее на главную роль в новой ленте «Сельский врач». После этой работы почти десятилетие Макарова и Герасимов не работали вместе на съемочной площадке.

В эти годы актриса практически не появляется на киноэкране, сосредоточившись на преподавании. А в это время ее муж снимает «Тихий Дон» с Элиной Быстрицкой в главной роли. Самое печальное, что идея экранизировать фундаментальный роман Михаила Шолохова возникла у Герасимова еще в конце тридцатых годов. В то время он планировал пригласить жену на роль роковой казачки Аксиньи. Однако война воспрепятствовала тогда осуществлению этого замысла, а в шестидесятых Макарова, несмотря на отличную форму, уже по возрасту не подходила для роли возлюбленной Григория Мелехова.

В 1962 г. Сергей Герасимов снимает довольно спорную на то время кинокартину «Люди и звери». Его жена не только сыграла в этом проекте, но и стала автором либретто к нему.

После этой картины, за исключением ленты «У озера» с Василием Шукшиным и Натальей Белохвостиковой, а также «Красного и черного» с Сергеем Еременко-младшим, во всех остальных кинофильмах Сергея Герасимова снималась Тамара Макарова.

Последней совместной работой Герасимова и Макаровой стала лента 1984 г. — «Лев Толстой», в которой они сыграли супругов Льва Николаевича и Софью Андреевну. Вскоре после этого Сергей Герасимов был госпитализирован и умер от проблем с сердцем.

Общественно-политическая деятельность

Долгие годы Герасимов активно занимался вопросами социальной направленности. Он решал проблемы, которые возникали на киностудии. Евгений Владимирович помогал актерам, у которых возникали жилищные проблемы или проблемы со здоровьем. Он привлекал спонсоров, искал пути выхода из различных ситуаций. Окружение посоветовало ему переключиться на политическую деятельность. Так как у Евгения был большой опыт работы с людьми, то он принял решение стать депутатом Мосгордумы и заниматься социальными вопросами.


В 2001 году Евгений стал депутатом Мосгордумы от партии «Единая Россия»

Главный режиссер… дворового театра

Первые шаги в актерской профессии Тамара Макарова сделала в родном Ленинграде. И сразу — с размахом. Собрала из окрестных ребят театральную труппу. О самодеятельном коллективе узнали в отделе народного образования, и молодые актеры стали получать гонорары хлебным пайком.

Окончив трудовую школу второй ступени, Тамара Макарова поступила в мастерскую Николая Фореггера. Творческие задания затруднений не вызывали. Имея за плечами балетную школу, отчего бы не представить в пластическом этюде трансмиссию, а на экзамене не изогнуть соболиную бровь, изобразив «гордость и презрение»

А чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтер» привлек к молодой актрисе внимание будущего мужа — Сергея Герасимова. Это была первая встреча одной из самых именитых пар советского кино

Личная жизнь Артура Макарова

Со своей законной супругой Людмилой Артур познакомился в 1960 году возле памятника Юрию Долгорукому. Артуру было 29 лет, а Людмиле только-только исполнилось 18.

У них был очень красивый, бурный роман, хорошая совместная жизнь, но в 1980 году Артур познакомился с актрисой Жанной Прохоренко, в которую влюбился без памяти.

Он просто переехал от жены к Жанне, при этом не спеша с разводом. Все считают, что Людмила не хотела разводиться и не устраивала супругу скандалов, так как всю свою сознательную жизнь жила за его счет.

Жанна тоже на разводе не настаивала, ей не нужен был штамп в паспорте, главное – любимый был рядом.

Преподавательская деятельность

С переездом в столицу СССР первая леди советского кино попробовала себя в новой роли – преподавательницы. Вместе с супругом она стала обучать молодых артистов ВГИКа.

Поскольку своих детей у актрисы не было (о чем она впоследствии очень жалела), всю свою нерастраченную материнскую любовь женщина отдала своим студентам. Тамара Макарова не только стала для них отличным преподавателем, но и финансово поддерживала многих из них в тяжелое послевоенное время.

Все во ВГИКе знали, что счастливчики, попавшие в мастерскую Макаровой и Герасимова, будут обеспечены работой всегда. Ведь даже после окончания учебы звездные супруги заботились о карьере своих любимых учеников.

Наиболее известные ВГИКовские «дети» Тамары Макаровой и Сергея Герасимова – это Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Белохвостикова, Николай Еременко–младший и многие-многие другие. Все они с искренней теплотой и благодарностью вспоминают свою преподавательницу, которая была для них не только строгим педагогом, способным говорить всю правду в лицо, но и примером для подражания.

Московская жизнь и столичные друзья

После завершения учебы Макаров Артур переезжает в Москву. Там он приобретает настоящих друзей среди знаменитых и талантливых людей. Он заводит близкие приятельские отношения с Василием Шукшиным.

Макаров Артур Сергеевич близко дружил с советским писателем Александром Твардовским, который искренне восхищался таким рассказом Макарова, как «Накануне прощания». Некоторое время в московской квартире Артура Сергеевича жил только приехавший в столицу и известный на то время лишь в узких кругах художник Илья Глазунов.

Макаров Артур Сергеевич в Москве также был известен как действительно близкий друг легендарного Высоцкого. Сам артист еще при жизни очень тепло отзывался о Макарове. После смерти Высоцкого Артур Сергеевич поддерживал отношения с вдовой друга, Мариной Влади. Говорят даже о том, что Макаров Артур после смерти Высоцкого стал одним из немногих, кто помогал выплачивать его долги.

Детство и юность

Марина Макарова появилась на свет 30 сентября 1974 года в российском городе Костроме. Родители работали на заводе и делали все, чтобы дать достойную жизнь единственной дочери. Когда Марина решила податься в другой город, чтобы получить актерское образование, мать временно устроилась в столовую и отправляла наследнице курицу и котлеты.

Марина Макарова в молодости

В театральную среду Макарова попала случайно — подростком влюбилась в парня, который занимался в студии «Друзья театра». Правда, к тому моменту, когда девочка пришла в группу, объект воздыхания уже ушел в армию, а она сама вскоре влюбилась в сцену, что стало началом новой страницы в ее биографии.

В студии артистка тоже долго не задержалась, перешла в училище культуры, а затем поехала поступать в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне РГИСИ), где училась под руководством Юрия Томошевского.

Союз Тамары Макаровой и Сергея Герасимова

Настоящий прорыв в карьере актрисы произошел благодаря ее мужу — известному советскому кинорежиссеру и преподавателю Сергею Герасимову.


Знакомство с ним произошло еще во время учебы, но поначалу парень ей не понравился, тем более на то время у ее уже был кавалер. Однако на Герасимова красотка Тамара Макарова произвела ошеломляющее впечатление, и он приложил все усилия, чтобы покорить ее гордое сердце.

Бытует легенда, что на одном из свиданий актриса подговорила своих знакомых хулиганов испытать ухажера на смелость. Сергей Аполлинариевич достойно прошел проверку, и в 1928 г. влюбленные поженились.

Этот союз оказал огромное влияние на советское кино, ведь, по признанию самого Герасимова, именно супруга поддержала его стремление переквалифицироваться из артиста в режиссера. В свою очередь муж Тамары Макаровой настоял, чтобы она развивала свой талант и поступила в Техникум сценических искусств.

В первые годы совместной жизни супруги практически не снимали кино вместе, каждый сосредоточился на своей карьере. Вот только настоящего успеха они смогли добиться лишь тогда, когда стали работать вместе.

Дебютной совместной работой для влюбленных стала немая кинолента «Люблю ли тебя?» В ней Герасимов впервые снял свою жену в главной роли. Однако эта лента не стала особым событием в мире советского кино и даже не сохранилась в архивах. Зато следующая совместная работа супругов прославила их на весь СССР.

Преподавательская деятельность

С переездом в столицу СССР первая леди советского кино попробовала себя в новой роли – преподавательницы. Вместе с супругом она стала обучать молодых артистов ВГИКа.

Поскольку своих детей у актрисы не было (о чем она впоследствии очень жалела), всю свою нерастраченную материнскую любовь женщина отдала своим студентам. Тамара Макарова не только стала для них отличным преподавателем, но и финансово поддерживала многих из них в тяжелое послевоенное время.

Все во ВГИКе знали, что счастливчики, попавшие в мастерскую Макаровой и Герасимова, будут обеспечены работой всегда. Ведь даже после окончания учебы звездные супруги заботились о карьере своих любимых учеников.

Наиболее известные ВГИКовские «дети» Тамары Макаровой и Сергея Герасимова – это Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Белохвостикова, Николай Еременко–младший и многие-многие другие. Все они с искренней теплотой и благодарностью вспоминают свою преподавательницу, которая была для них не только строгим педагогом, способным говорить всю правду в лицо, но и примером для подражания.

Начало творческого пути

В 1927 г. в кинотеатрах страны состоялся премьерный показ комедии «Чужой пиджак», которая положила начало кинематографической биографии Тамары Макаровой. На съемки картины студентка театральной студии попала случайно. Режиссер по работе с актерами, увидев на улице грациозную девушку, предложил ей прийти на кинопробы.


Тамара успешно прошла кастинг и была назначена на роль машинистки Дудиной

Советские режиссеры оценили игру молодой актрисы. Ей начали поступать новые предложения. Художественные руководители доверяли Макаровой роли соблазнительниц, шпионок или роковых красавиц. Многие сравнивали ее с Гретой Гарбо – артистка была невероятно обаятельна и талантлива.

В 1930 г. Тамара Федоровна окончила Техникум сценических искусств, продолжила сниматься в кино, но пока в эпизодических ролях. Признание к актрисе пришло после выхода картины С. Герасимова «Люблю ли тебя?».

Блестяще исполненная роль врача Жени Охрименко в приключенческой ленте «Семеро смелых» закрепила за Макаровой звание лучшей советской актрисы. Съемки проходили на севере. После выхода фильма артисты, задействованные в картине, проснулись знаменитыми. На Всемирной Парижской выставке фильм был отмечен почетным дипломом.

Учеба и первые роли

Окончив в семнадцать лет школу, Тамара Макарова поступила на учебу в актерскую мастерскую Николая Фоггера (Мастфор). Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем, однако в то время красавица-студентка, которую осаждали толпы поклонников, не обратила на невзрачного юношу, донашивающего чужой пиджак, никакого внимания.

Первую роль в кино молодая актриса Макарова Тамара получила совсем случайно. Будучи заядлой модницей, девушка всегда стремилась одевать с шиком, несмотря на трудное время. Благо фигура у нее была отличная. А умение держать осанку, которое она приобрела, занимаясь в детстве балетом, позволяло начинающей актрисе выглядеть королевой даже в самом простом наряде. Однажды, когда она прогуливалась по улице, наряженная по последней моде того времени, ее заприметила ассистентка из ФЭКСа (Фабрика эксцентрического актера). Она пригласила красотку сыграть в кинокартине «Чужой пиджак». И хотя роль Дудкиной, которую поручили очаровательной Томе, была совсем крохотной, Макарова сыграла ее великолепно. Однако из-за этого за актрисой на несколько лет закрепилось амплуа роковой женщины, и ей поручали играть только иностранок или шпионок.

Первой серьезной работой в кино, которая досталась Тамаре Федоровне Макаровой, стала кинокартина Ивана Пырьева «Конвейер смерти», в которой актриса сыграла Анну. Однако эта лента долго лежала на полке и, утратив актуальность, прохладно была встречена зрителями. Поэтому картина особой популярности актрисе не принесла, зато помогла доказать ей, что она способна играть не только легкомысленных барышень, но и женщин с богатым внутренним миром.

Начало актерской деятельности

Женя Герасимов родился в обычной московской рабочей семье в феврале тысяча девятьсот пятьдесят первого года. Его папа работал закройщиком, а мама вела домашнее хозяйство. Как вспоминает сам Герасимов, ему кажется, что актером он был всегда. В школьные годы он уже начал сниматься в кино. Четырнадцатилетний паренек, как и сотни его сверстников, прошел кинопробы в 1965 году в киноленту «Они не пройдут». Мальчик исполнил роль Саньки Лымарева, который переживает личную трагедию – в их дом приходит инженер Ганс Мюллер, в которого влюбляется его мать. Он эмигрировал в СССР из Австрии.

Еще через год Евгений снялся в фильме «Человек, которого я люблю». Он великолепно исполнил главную роль подростка Родьки. Казалось бы, Евгений Герасимов, биография которого была уже предопределена, не будет испытывать сложностей с выбором профессии. Однако проблема все-таки возникла. Надо отметить, что Евгений хорошо учился в математической школе. Окончив ее в 1968, он планировал подавать документы в технический ВУЗ. Но все–таки перевесила любовь к кино. Поэтому Евгений Герасимов стал студентом Щукинского театрального училища, актерского факультета. Он попал в мастерскую большого мастера – А. Борисова.

Жизнь на личном фронте

Однажды в театр, где работала Апанщик, пришел видный молодой человек, который быстро влюбился в Галину. По профессии он был военным, актрисе пришлось бросить театр и уехать с ним в 1939 году на Кольский полуостров, о чем она ничуть не жалела. Там Галя стала Макаровой, и у семейной пары родился сын Эдик.

После начала войны муж артистки ушел на фронт, а Галина Макарова с ребенком переехали сначала в Яранск, затем в Москву. В столице актриса успешно прошла пробы в театр Вахтангова. На фронте супруг Иван нашел другую женщину, что стало для актрисы непосильным ударом. После развода в 1944 году она переехала в столицу Белоруссии и добилась на сцене немалых успехов.

Бывший муж очень удивился, узнав о достижениях жены. Впоследствии он часто обижался, когда знаменитая артистка, бывая в Москве, не звонила ему. В принципе, они периодически общались, и после смерти Ивана у актрисы случился сердечный приступ. Вторым браком Галина сочеталась с актером Павлом Пекуром, который работал в театре Купаловского. У пары родилась дочь Татьяна. Несмотря на то, что второго супруга очень ценила и уважала Галина Макарова, актриса по-настоящему любила только первого мужа.

Послевоенные годы

Актриса активно снималась в картинах других режиссеров. В роли Хозяйки Медной горы артистка была неподражаема. После выхода в прокат картину посмотрело 23 млн зрителей. Макарова сопровождала ленту на Каннский кинофестиваль, где киносказка была отмечена премией.

Там Тамару заметили западные режиссеры и пригласили принять участие в экранизации романа «Анна Каренина». Но советские власти не разрешили артистке сниматься за границей. 1948 г. оказался плодотворным. В этом году состоялось сразу 4 премьеры фильмов, в которых снялась актриса:

  • «Молодая гвардия»;
  • «Первоклассница»;
  • «Повесть о настоящем человеке»;
  • «Три встречи».

В 50-х Макарова стала реже появляться на съемочной площадке, посвятив себя обучению студентов. Позже актриса получила профессорскую степень. К наиболее ярким работам позднего периода относят фильмы «Память сердца», «Дорога правды», «Сельский врач». В 70-80 гг. Макарова снимается исключительно в картинах мужа. Заметные проекты:

  • «Люди и звери»;
  • «Журналист»;
  • «Дочки-Матери»;
  • «В начале славных дел»;
  • «Юность Петра».

Завершающей работой в кино стала роль супруги Льва Толстого в историческом фильме «Лев Толстой». Лента повествует о последних днях жизни российского писателя. В Карловых Варах картина взяла главный приз.

«Молодая гвардия»

Картина, в которой режиссер задействовал добрую половину своих учеников из ВГИКа. Герасимов и Макарова руководили общей мастерской в Институте кинематографии и вывели на большой экран тогда еще студентов Инну Макарову, Нонну Мордюкову, Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова и Клару Лучко. Съемочный процесс стал производственной практикой для впоследствии знаменитых режиссеров Юрия Егорова и Татьяны Лиозновой. Макарова в картине сыграла мать Олега Кошевого.

Репетировали «Молодую гвардию» во ВГИКе. Фадеев, друживший с Герасимовым, приносил черновики, которые тут же пускали в работу. Практически одновременно с выходом романа в Студии киноактера с большим успехом шел спектакль.

Герасимов и Макарова были для своих учеников больше чем наставниками: заботились, подкармливали на репетициях, помогали деньгами и работой. Если не находилось ролей в своем фильме, Герасимов пристраивал их к другим режиссерам. А Тамара Федоровна опекала девочек и зачастую помогала и выбрать наряд, и оплачивала этот выбор на кассе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector