Фильмы андрея тарковского

Влияние[править]

https://youtube.com/watch?v=JGa2uyIsGBo%3F

()

Визуальные отсылки на Тарковского в «Выжившем».

Советский режиссёр оказал огромное влияние на многих творцов, которые так или иначе копируют его, или вдохновляются им. Вплоть до того, что в 80-е «тарковщина» стала на какое-то время бичом советского кинематографа (особенно перестроечного кино): куча молодых режиссёров мнила себя новым Тарковским и пыталась снимать как можно медленнее, мрачнее и непонятнее.

  • Константин Лопушанский (когда-то ассистент Тарковского) тоже любил игру со светофильтром и религию (и даже слишком — в «Посетителе музея» доведено до абсурда), безысходность и философские монологи.
    • Его «Письма мёртвого человека» — как и «Сталкер», сняты при участии Стругацких. Однако «Письма» — ни разу не эпигонство, а кино, в котором от стилистики Тарковского взяты лишь некоторые внешние приёмы, а вместо абстрактных раздумий о Духовности и её отсутствии — страшная конкретика ядерной войны и ответственности человечества за будущее своих детей.
    • Абстрактные раздумья о Духовности и её отсутствии начинаются у Лопушанского с «Посетителя музея» (где очень чётко показано, что бездуховные люди довели планету до ручки, а спасение — только в вере и покаянии) и продолжаются в дальнейшем (так, в «Гадких лебедях» школа мокрецов из прогрессорства превратилась скорее в семинарию, где дети ходят в рясах и записывают монологи про греховность и гибель мира). Стилистика «медленно, мрачно, на руинах и со светофильтрами» всё та же.
  • «Лунная радуга» — неудачная попытка молодого режиссёра-мажора Ермаша снять свой «Солярис» с недосказанностью, светофильтрами, символизмом и долгими философскими разговорами. Внешние атрибуты скопированы, но таланта это не заменяет. Разгромлена критикой даже в те годы.
  • Алехандро Гонсалес Иньярриту в своем «Выжившем» делал оммаж на «Иваново детство» (была процитирована сцена, где Иван оставил еду старику в уничтоженной деревне);
  • В «Иди и смотри» также поднимается тема войны, калечащей детскую душу;
  • В одной серии из первого сезона «Настоящего детектива» есть визуальная отсылка на «Иваново детство»;
  • «Трудно быть богом» Алексея Германа — мало напоминает экранизацию Стругацких и выглядит, как более мерзкая, чернушная и гиперболизированная версия «Андрея Рублёва». Впрочем, Герман куда сильнее косил под «На серебряной планете» Жулавского. От Тарковского здесь скорее сама манера обхождения с первоисточником, когда популярное произведение режиссёр превращает в авторское высказывание «не для всех» (и чуть ли не для себя самого), полностью заменяя заложенный в оригинале посыл собственными спорными взглядами;
  • «Кино про Алексеева» Михаила Сегала — главный герой оказывается на съёмках «Андрея Рублёва»;
  • Российский режиссёр Андрей Звягинцев так вообще нагло косит под Арсеньевича, в особенности «Изгнание», своим антуражем явно напоминает «Солярис» и «Жертвоприношение»;
  • Стивен Содерберг снял именно ремейк «Соляриса» Тарковского, а не очередную экранизацию романа Лема (к слову, писатель был разочарован и этой постановкой, только ещё больше);
  • Ларс фон Триер сделал свой провокационный «Антихрист» эдакой отзеркаленной версией «Зеркала»;
  • «Интерстеллар» — имеет общие мотивы с «Солярисом»: планета, покрытая водой; сопоставление космоса и отчего дома; стихи и философские монологи, читаемые за кадром;
  • «Древо жизни» — явно копирует структуру и стилистику «Зеркала», даже образ матери главного героя списан с Маргариты Тереховой;
  • Фантастический ужастик «Аннигиляция» — имеет закос под «Сталкера»;
  • «Я тоже хочу» Алексея Балабанова — своеобразный ремейк «Сталкера»;
  • Вим Вендерс посвятил «Небо над Берлином» памяти Тарковского;
  • Коллега и друг Тарковского Сергей Параджанов также посвятил ему свой фильм «Ашик-Кериб».

Об отсутствии работы

Андрей Тарковский. Начало 1970-х годов

Пожалуй, наиболее точно определила творческую судьбу Тарковского кино­критик Майя Туровская, назвавшая свою книгу о нем «7 ½». Несмотря на доста­точно долгую режиссерскую карьеру (1956­–1986), Тарковский снял три коротко­метражных фильма (будучи студентом ВГИКа) и семь полнометраж­ных. Выход каждого из них был событием как для советского зрителя, так и для европейских кинофестивалей. При этом все они встречали тотальное сопротивление в советских бюрократических кинокругах. «Иваново детство», имевшее большой успех и получившее множество международных наград (в том числе «Золотого льва»), было закончено в 1962 году. Снятый в 1966 году «Андрей Рублев» четыре года пролежал на полке — до 1971-го, пока его не вы­пу­стили с купюрами в ограниченный прокат  Широкая премьера восстановленного фильма состоялась в 1987 году.. Тарковский остро нуждался в деньгах и очень нервничал. В СССР его ограничивали чиновники, на Западе — условия рынка. Последний фильм, «Жертвоприношение», уже после монтажа продюсеры требовали сократить на 20 минут. Съемки проходили в Швеции, поэтому Тарковский просил устроить показ для Ингмара Бергмана, чтобы доказать обоснованность выбранной им хронологии. В итоге ему пошли на уступки, но режиссер так и не смог привыкнуть к тому, что на Западе даже авторское кино сильно зависит от материальной составляющей.

Детство и юность

Андрей Тарковский родился в маленьком селе Завражье Костромской области, где семья гостила у родственников матери Марии Ивановны. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу 30-х годов уже состоявшийся и известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934-м у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.

Андрей Тарковский с сестрой Мариной

Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось 4 года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна в одиночку тянула двоих детей. Сестра режиссёра в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь. Сам Андрей рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то, что поэт старался не забывать о первой семье.

Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро Тарковские вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано.

Андрей Тарковский в детстве

В молодости он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.

Едва закончив 1-й курс, Андрей забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости покатилась под откос. Из этой ситуации парня спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота.

Андрей Тарковский в молодости

В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где год провёл в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.

Метафильм и философия

Каждый из фильмов Тарковского тесно переплетен с остальными его работами. Картины режиссера являются идеологически связанными историями о мироустройстве. Это, к слову, даже отражено на его надгробии – небольшой памятник на могиле Андрея Тарковского символизирует Голгофу, а в основании креста высечены семь ступеней по числу его фильмов (тот самый философский цикл).

Начиная с «Иванова детства» (1962), все фильмы автора представляют из себя одно большое произведение о познании мира. Первый фильм – история о мальчике, которому пришлось быстро повзрослеть в условиях войны. Открывающая сцена с матерью героя смонтирована с резким временным скачком. Весь последующий фильм будет построен как субъективная оценка реальности маленького Ивана, зараженного желанием мстить, Только сны возвращают мальчику его детство. В понимании Тарковского, мир с прописными истинами для всех является полностью невозможным для отдельной личности.

«Андрей Рублев» (1969) более углубляется в эту точку зрения – здесь объективный мир по разному влияет на его персонажей. Так тяжелые времена, которые переживает Русь, толкнули Рублева к созданию абсолютно чистого и возвышенного произведения, а Феофана Грека болезни родины лишь заставили отчаяться и сдаться. На споре между Андреем и Феофаном держится вся лента. К слову, позже Кшиштоф Занусси сказал, что Тарковский совершил невозможное в кино – придал форму тому, что по сути своей невидимо и недоступно человеческим ощущениям – запечатлел облик Духа.

ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

После «Сталкера» Тарковский под различными предлогами отказывался от работы на «Мосфильме». Он давно был знаком с Тонино Гуэррой и хотел снять фильм в Италии. Начались предварительные переговоры «Совэкспортфильма» с РАИ — итальянским телевидением. В марте 1981 года контракт с итальянцами о съемках фильма «Ностальгия» был подписан, и вскоре Тарковский уехал. Сын Андрей остался вместе с бабушкой в Москве.

Рим встретил Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера. А мэр Флоренции предоставил ему дом. Вначале был снят документальный очерк «Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра — время путешествия».

Героем «Ностальгии» должен был стать русский крепостной композитор (прототип — Бортнянский), отправленный на учебу в Италию. Но довольно быстро от этой идеи отказались, и место композитора занял современный писатель Горчаков (Янковский).

«Я хотел рассказать о русской ностальгии, — отмечал Тарковский, — том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины».

Три года длился подготовительный период и три месяца шли съемки. Для Тарковского эта работа была этапной. «Лишь в «Ностальгии» я почувствовал, что кинематограф способен в очень большой степени выразить душевное состояние автора, — говорил он в интервью. — Раньше я не предполагал, что это возможно».

Италия выставила «Ностальгию» на Каннский фестиваль 1983 года с расчетом на Гран-при. И тут разгорелся скандал. Тарковский был возмущен распределением наград, по его мнению, несправедливым, и обвинил Сергея Бондарчука, входившего в жюри, в том, что тот якобы выступил против присуждения «Ностальгии» главного приза.

Тарковский должен был вернуться в Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали переоформить визу, но сначала предлагалось обсудить его творческие планы. Режиссер требовал приезда к нему сына и тещи и продления заграничной командировки еще на три года.

Тарковский страшно нервничал. Не получив от советских официальных органов ответа на свои просьбы, он заявил на пресс-конференции в Милане, что вместе с женой остается на Западе. С этого момента Тарковский начал бояться, что его либо убьют, либо украдут и увезут в Советский Союз.

Для режиссера началась новая нелегкая жизнь. Денег на новую картину не было. Друзья выхлопотали ему стипендию Берлинской академии искусств — тысячу долларов в месяц в течение года. Пришлось жить в Берлине, искать средства на постановку «Гофманианы», предлагать другие проекты.

Тарковский с радостью взялся за постановку оперы «Борис Годунов» в лондонском Ковент-Гарден. Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Дирижером был знаменитый Клаудио Аббадо. Спектакль прошел с успехом.

Летом 1985 года на острове Готланд в Швеции Тарковский начал съемки фильма «Жертвоприношение» по собственному сценарию. В его основе — известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра (Эрланд Юсефсон). Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. «Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).

В декабре 1985 года Андрей проходит медицинское обследование, и ему, как это принято на Западе, сообщают диагноз — рак легких. Болезнь Тарковского потрясла многих. Президент Франции Ф. Миттеран направил телеграмму М. Горбачеву с просьбой разрешить выезд сыну и теще режиссера. Через несколько дней они прилетели в Париж.

Но медицина была бессильна. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался 29 декабря 1986 года и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в чужую могилу. Потом был перезахоронен. Надгробие появилось лишь в 1994 году.

Великий швед Ингмар Бергман писал:

Правило 5: ценить красоту

«Красота — символ правды… Истина, выраженная красотой, загадочна, она не может быть ни расшифрована, ни объяснена словами. Но когда личность… сталкивается с этой красотой, она ощущает её присутствие, хотя бы по мурашкам, которые пробегают по спине».— интервью «Фигаро-магазин» (1986)

Речь не идёт о «красивости» — эстетические категории мало интересовали режиссера. Это прослеживается во всём его творчестве: «Сталкера» или «Ностальгию» нельзя назвать «приятными глазу», они выглядят тускло, если не мрачно. Но в каждом кадре Тарковский создаёт чувство невероятной целостности, воплощённой гармонии замысла и образа.

Визуальные образы — по сути единственный «язык», доступный режиссеру, а потому он скрупулёзно прорабатывал все эпизоды фильма. Тарковский чётко видел свою задачу — не развлечь зрителя, а создать пространство, в котором живёт время. Пространство, которое зритель (если захочет) сможет не просто наблюдать, но, по выражению Славоя Жижека, «обжить и исследовать». Чтобы найти в нём ту единственную «истину» о жизни, в которую верил сам режиссер.

«Жизнь настолько трудна, что иногда, кажется, очень жаль, что ты родился на свет. Но иногда она дарит тебя такими удивительными вещами, ради которых и стоит жить».

Фото: Gueorgui Pinkhassov/Magnum Photos

Вода, яблоки и перфекционизм

В своих работах Тарковский очень часто показывал сакральное за счет вполне буквальных вещей, так что в фильмографии режиссера можно выделить целый ряд повторяющихся символов. Более того, целость почти бессюжетных фильмов режиссера достаточно тяжело восстановить без вникания в символику.

К примеру, дом в понимании Тарковского – основа миропорядка. Деревянный домик в «Зеркале» воссоздает жилище в селе Завражье, где поселились в годы войны Андрей, его сестра Марина и мама режиссера. В «Солярисе» Крис Кельвин, находясь на космической станции, понимает, что для него центром вселенной остается родной дом на берегу озера. В «Ностальгии» дом окутанный туманом сниться эмигранту Горчакову, а в «Жертвоприношении», опять таки, дом сгорает как жертва, принесенная протагонистом Богу чтобы тот не допустил конца света.

Правило 4: сохранять спокойную уверенность в себе

«Я вижу вернейшее проявление гениальности в том, что художник следует своей концепции, своей идее, своему принципу так последовательно, что никогда не теряет контроль этой своей концепции… даже ради собственного наслаждения во время работы».— «Запечатлённое время», журнал «Искусство кино» (1967)

По воспоминаниям киноведа Ольги Сурковой, во время съемок «Соляриса» произошла небольшая размолвка между оператором и режиссёром по поводу одного эпизода. Андрей Арсеньевич закончил обсуждение спокойно, но строго: «Когда я говорю, нужно выполнять точно». Можно не соглашаться с подобным бескомпромиссным подходом в работе, но сомнения в себе не приносили пользы ещё ни одному художнику, и с этим не поспоришь.

А вот излишней экспрессивности, так свойственной многим творческим натурам, Тарковский избегал. Правило «сохранять спокойствие» было одним из основополагающих жизненных кредо режиссера. Не только в общении с другими людьми, но и в подходе к работе — он отказался от эффектных приёмов и прочих «подкидываний камеры в воздух». По его словам, только превратив взволнованность предметом в «олимпийское спокойствие формы», автор может рассказать о важных вещах именно так, как они того заслуживают.

Короткометражные фильмы

Его первая значимая работа, открывающая серию короткометражных фильмов, появляется еще в студенческие годы.

Убийцы (1956)

https://youtube.com/watch?v=__xrvVuyAGA%3F

За один вечер жизнь маленького провинциального городка наполняется разговорами на много дней. Это связано с прибытием сюда непрошеных гостей с опасными намерениями. Два подозрительных парня, заходя в местный бар, уже знали, что их жертва скоро придет в это место. Наемные убийцы получили заказ. Сегодня их цель боксер Оле Андерсон. Спортсмена предупреждаю про готовящееся покушение, но это не меняет его судьбу. Для спасения жизни он ничего не делает. Облегчая задачу своим убийцам он встречает смерть в их лице.

Сегодня увольнения не будет (1958)

https://youtube.com/watch?v=RG_HOS3o4OI%3F

Спустя 15 лет после окончания войны в городах восстанавливается мирная жизнь. Вспомнить трагические события людей заставляет срочная эвакуация. 30 тонн взрывчатки немецкие захватчики спрятали в земле. Этот ужасающий клад находит рядовая коммунальная бригада, во время запланированных земляных работ

Одно неосторожное движение и взрыв снесет жилой район. Спасти город от катастрофы поручают группе из 7 человек

Их руководитель капитан Галыч понимает, что в этом котловане он берет ответственность за жизнь всех. Сегодня у него нет права на ошибку.

Каток и скрипка (1960)

https://youtube.com/watch?v=QaZv0qBHFk0%3F

Семилетний скрипач по имени Саша регулярно ходит на музыкальные уроки. Он маленький талант, который старательно отстаивает свою любовь к музыке среди сверстников. В очередной раз на улице он попадается злобным хулиганам. К нему на помощь приходит рабочий со двора по имени Сергей. Заступившись за ребенка, мужчина, который годится Саше в отцы, начинает вести с ним непринужденную беседу. Между представителями разных поколений завязывается интересный диалог. За короткое время оба откроют из жизни для себя много нового.

Полнометражные фильмы Андрея Тарковского

Юные работы Андрея Тарковского позволяют ему хорошо прочувствовать направление своего творчества и укорениться в профессии. Он готов продолжать представлять свое видение личности человека в мире. Хорошая база дает старт для первого полноэкранного проекта, который 30-летнему режиссеру принес славу мирового масштаба. Множество наград и сегодня не позволяют картине “Иваново детство” быть забытой. За ней следует целая серия чудесных полноэкранных работ.

Иваново детство (1962)

Тяжелое бремя войны легло на плечи людей. Не пощадило оно и главного героя картины. Ивану всего 12 лет, но он уже успел возненавидеть немецких захватчиков. Мама вместе с младшей сестрой была приговорена к расстрелу. Ребенок намерен отомстить за гибель близких, поэтому без страха вступает в ряды разведчиков. Месть управляет его сознанием, толкая на безрассудные поступки. Смелость и отвага здесь не причем, ведь парнем движет горе утраты. Его прошлое наполнено болью, а будущее затуманено войной.

Андрей Рублёв (1966/1971)

На судьбу великих творцов искусства порой выпадают сложные испытания. Не обходит стороной тяжелое бремя жизни монаха Андрея Рублева. Он желает служить Богу, выражая свою преданность написанием икон. Восемь эпизодов фильма демонстрируют разные периоды истории начала XV века на Руси, когда люди стояли на распутье двух верований. В каждом из них главный герой получает урок, закрепляющий его веру. Он видит жестокость правителей, безграмотность и греховность простых людей, беспомощность слабых, но все равно находит в себе силы веровать.

Солярис (1972)

Научное изучение других планет обычная реальность в будущем, которым занимается наука соляристика. Главный герой картины Крис Кельвин отправляется в космическое путешествие. Он психолог и должен внести ясность в события, которые происходят с учеными астронавтами. Изучая новую планету, они столкнулись с внеземным разумом и теперь непонятно кто в данной ситуации, выступает исследователем, а кто подопытным. Задача Криса понять причину психологического сдвига в поведения людей, но для этого ему самому необходимо сохранить себя.

Зеркало (1974)

Сюжет фильма завязан на жизни Алексея и проходит три временных отрезка связанных с Великой Отечественной войной. Главный герой местами выступает в роли стороннего зрителя и непосредственного участника событий. Показаны его детские внутренние переживания, связанные с родителями, тяжелые лишения в период после войны и взрослые размышления о прожитой жизни. В фильме присутствуют важные исторические и документальные кадры. Все события, происходящие в стране и дома за кухонным столом, влияют на личность и жизненную философию Алексея.

Сталкер (1980)

Район падения метеорита за двадцать лет обретает такую популярность, что его начинают охранять военные. Загадочные исчезновения людей и слухи о таинственной комнате, где исполняются желания, настораживают правительство. Тем временем главный герой картины по прозвищу Сталкер получает выгодное предложение от Писателя и Профессора. Он бывший заключенный, который хорошо зарабатывает организацией экскурсий в запрещенную зону. Несмотря на протесты жены, мужчина не видит другой возможности прокормить семью, но в этот раз у него необычные спутники.

Ностальгия (1983)

Поездка в Италию становится тяжелым бременем для Андрея Горчакова. В чужой стране он неоднократно будет скучать по родине и столкнется с внутренней борьбой и непониманием себя и окружающих. Все начинается с истории жизни композитора Павла Сосновского. Для ее изучения из России приезжает главный герой картины вместе с помощницей. Их отношения сразу не заладились, но он не придает этому большого значения

Все его внимание переключается на Доменико. Назойливая идея этого сумасшедшего передается Андрею, которому суждено пройти его путь с негаснущей свечкой до конца

Жертвоприношение (1986)

Александр живет размеренно с женой и детьми в большом загородном доме. В семье царит атмосфера покоя и понимания. Единственное, что огорчает взрослых это неудачная операция младшего сына, которая лишила малыша возможности разговаривать. Все заботы оставлены на потом, ведь у Александра сегодня день рождения. В гости с поздравлениями приезжает семейный доктор и старый друг Виктор. За праздничным обедом он замечает странное поведение служанки, которую подозревают в колдовстве. Когда по телевизору объявляют о начале ядерной войны, Александр понимает, что ему придется принести жертву ради спасения человечества.

Что смотреть дальше

1 / 2

Кадр из фильма «Иваново детство». Режиссер Андрей Тарковский. 1962 год Киностудия «Мосфильм»

2 / 2

Кадр из фильма «Андрей Рублев». Режиссер Андрей Тарковский. 1966 год Киностудия «Мосфильм»

После фантастического «Соляриса» можно вернуться на десять лет назад и посмотреть два исторических фильма. «Иваново детство» (1962) — полнометражный дебют режиссера, посвященный войне и удостоен­ный «Золотого льва Святого Марка», главной награды Венециа­нского кинофес­тиваля. «Андрей Рублев» (1966), рассказывающий об отноше­ниях художника и власти в средне­вековой Руси, получил приз Между­народной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ в Кан­нах. В обеих картинах уже отчетливо слышен голос Тарковского, но еще нет сложности и многознач­ности, характерных для его фильмов 1970-х. 

Кадр из фильма «Сталкер». Режиссер Андрей Тарковский. 1979 год

Среди них «Сталкер» (1979), в котором режиссер снова заходит на территорию научной фантас­тики. В отличие от «Соляри­са», где сюжет романа Лема хоть и пере­осмыслен, но все-таки сохранен, здесь от «Пик­ника на обочине» братьев Стругац­ких остались только общие очертания. Все элементы сюжета нагру­жены философ­скими и религиозными символами, апокалипти­ческими и мизантропи­ческими мотивами. Тарковский говорит со зрителем загадками, ключи к которым имеет смысл искать не столько в фильме, сколько внутри себя. 

Кадр из фильма «Зеркало». Режиссер Андрей Тарковский. 1974 год

Еще более сложную форму Тарков­ский выбирает для своего главного фильма — исповедального «Зеркала» (1974). Здесь он не просто говорит загадками, но наме­ренно запутывает зрителя: Маргарита Терехова играет и жену героя, и мать в его воспоми­наниях; Игнат Данильцев — сына героя и самого героя в тех же воспомина­ниях; бабушка, роль которой досталась матери режис­сера Марии Ивановне, почему-то не узнает внука; внук при этом разговаривает с несуществу­ющими жиль­цами квартиры. Логика в этих несостыков­ках появляется, когда понимаешь, что фильм воспроизводит работу памяти — с ее обры­воч­ностью, искажениями, подме­нами и белыми пятнами. Именно из-за сложней­шей работы с изображением психической реаль­ности «Зеркало» входит в списки самых значимых фильмов в истории мирового кино, а имя Тарковского ставят в один ряд с Феллини, Антониони и Бергманом.

Правило 2: не оглядываться по сторонам

«Настоящее искусство не заботит, какое впечатление оно произведет на зрителя».— «Уроки режиссуры» (1993)

Работать без оглядки на чужое мнение — важнейший урок творчества от Тарковского, усвоить который полезно каждому, пусть даже ваша работа не связана с искусством. Всё дело в том, что Тарковский просто-напросто не верил в возможность «всеми адекватно воспринимаемого» фильма

При этом он не раз подчёркивал, как важно знать законы монтажа или правила оформления мизансцены. Но не для того, чтобы строго соблюдать их, а для того, чтобы вовремя их отбросить

Если же фильм сделан по шаблонам и образцам, которых с лихвой хватает в кинематографическом арсенале, это, конечно, проще и для самого художника, и для его зрителя. Но вот вопрос: где здесь искусство? Стремление понравиться всем, по мнению Андрея Арсеньевича, недостойная задача для настоящего художника. «Там, где речь идёт о преднамеренной установке ”на зрителя”, там речь идёт об индустрии развлечения, о зрелище и массах — о чём угодно, но только не об искусстве», — писал режиссёр в своём эссе «Запечатлённое время».


Андрей Тарковский (1962) / Александр Макаров/РИА Новости

С чего начать

Кадр из фильма «Солярис». Режиссер Андрей Тарковский. 1972 год

Первое знакомство лучше начинать с фильма «Солярис» (1972) по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Тарковский не лю­бил развлекатель­ное, так называемое жанро­вое кино, но именно в этом фильме, пожа­луй, ближе всего подошел к жанровому канону. Он не только работает с элементами научной фантастики, но и выводит сайфай в кино на философский, экзистен­циальный уровень. 

Все фирменные черты его стиля здесь явлены в полной мере: тягучее повест­вование и длинные кадры, метафизические мотивы и этические проблемы, образы природы (фильм начинается с легендарного кадра колышущихся водорослей) и отсылки к мировому искусству (Венера Милос­ская, Рублев,Брейгель  Имеется в виду Питер Брейгель Старший, самый известный и значительный из носив­ших эту фамилию художников., Рембрандт, Бах). Как всегда у Тарковского, образы, которыми наполнен фильм — дождь, потоки воды, дорога, лошади, яблоки, дым, — не означают что-то конкретное. Это не аллегории с однозначным толкованием (лиса — хитрость, заяц — трусость), а символы с множеством значений.

При всей этой сложности у фильма есть вполне понятный сюжет: космический психолог Крис (Донатас Банионис) отправ­ляется на загадоч­ную планету Солярис, где расположе­на орбитальная научная станция, чтобы принять решение, продол­жать ли исследования. Помимо своих коллег (Юри Ярвет и Анатолий Солоницын), он обнаружи­вает на станции еще нескольких человек. Выясняется, что это не люди, а так назы­ваемые «гости». Разумная плазма, покры­вающая планету, создает точные копии тех, перед кем космонавты испытывают нестер­пимое чувство вины. Той же ночью появля­ется Хари (Наталья Бондарчук), выглядящая как жена Криса, погибшая на Земле несколь­ко лет назад. 

Для Тарковского научно-фантасти­ческий сюжет становится поводом к разговору о природе человека, универсальных катего­риях человечес­кого сознания — муках совести, побеге от себя, постыдных воспо­минаниях и попытках исправить то, что исправить уже нельзя.

Длинные планы и дизайн звука

Медитативность фильмов Тарковского неразрывно связана с длинными планами, которые мастерски освоил режиссер. В этом ему помог его постоянный оператор Вадим Юсов, с которым автор работал начиная со времен дипломного фильма «Каток и скрипка» и вплоть до «Соляриса». Между тем, даже после того, как друзья рассорились во время работы над «Солярисом», следующие два фильма Тарковский снимал, оставляю операторам установку «как у Юсова».

К тому же Юсов придумал много новаторских техник съемки: для открывающей сцены «Иванова детства», где камера плывет вверх по столбу ели, оператор фактически разработал первый прототип небольшого скайлифта. В сцене поцелуя над пропастью Юсов сделал люльку под площадкой крана, чтобы камера могла сначала находиться над землей, а потом сразу опускаться как будто под землю.

Длинные планы в «Солярисе» режиссер часто объяснял прагматично — ленту снимали на дефицитную пленку Kodak, поэтому сцены старались запечатлеть только после тщательной подготовки с одного дубля. Иногда эта подготовка затягивалась настолько, что за день могли снять всего два кадра.

Эстетику длинных планов у Тарковского заимствуют до сих пор — оператор Роджер Дикинс освоил безмонтажную плавную съемку и переходы на крупные планы в «Старикам здесь не место» и «Сикарио», а Эммануэль Любецки перенял у Юсупова метод субъективной камеры (когда оператор не держит в фокусе главного героя и может отвлечься на бекграунд) для фильмов «Дитя человеческое», и«Легенда Хью Гласса».

Для своих картин Тарковский редко когда хотел традиционное звуковое оформление. Режиссер видел саундтрек как набор звуков и шумов, промежуточных между минималистичной музыкой. Иногда звуку отводилась и вовсе определяющая роль. Например, присутствие Океана в «Солярисе» мы осознаем именно благодаря шумовому решению. Звуки ветра символизируют тревогу в «Сталкере», а вот легкий ветерок в совокупности с пением птиц дает чувство спокойствия в «Зеркале».

Звук струящейся воды очень часто была символом смерти или же потустороннего («Иваново детство», «Ностальгия»). Не говоря об удивительной по своему дизайну финальной сцене в «Сталкере» со звуками движущейся посуды. Кстати, электронная музыка, как ни странно, тоже повлияла на музыку в фильмах Тарковского — саундтреки к «Солярису» и «Зеркалу» писал композитор Эдуард Артемьев, известный в то время своими экспериментами с электро-тональностями.

Документальный фильм

Документальный фильм Андрея Тарковского “Время путешествия” очень точно показывает главное творческое направление, этой гениальной личности. Он всецело отдает себя культу человека, его личности, надежд, чувств и испытаний. Во время работы его мало волнует общая картина местности, природа климат и время года, если они не имеют непосредственного влияние на главного героя картины.

Время путешествия (1982)

https://youtube.com/watch?v=NhAlOSlX3c0%3F

Чтобы продемонстрировать зрителю чувство ностальгии, которое охватывает человека далеко от родины, Андрей Тарковский вместе с Гуэрром отправляется в путешествие. Съемочная группа побывала в разнообразных местах, прежде чем он смог найти нужные ракурсы, куда мысленно уже переместил своего главного героя картины «Ностальгия». Правильно показать Италию глазами русского эмигранта Андрею удается благодаря полученному опыту. Он пристально и внимательно осматривает все возможные варианты, стараясь на фоне красот страны не затмить своего персонажа.

Правило 3: помнить о духовном развитии

«Мне кажется, человек зашел в тупик от того, что захотел решать свои проблемы материальным способом. Это не решение проблемы. До тех пор, пока человек не будет развиваться гармонически, пока он не будет развиваться внутренне, духовно, он не будет развиваться вообще, и судьба его будет трагической».— «Исповедь Андрея Тарковского», журнал «Континент» (№42, 1984)

Детство Тарковского было тяжёлым и голодным: его с сестрой мать воспитывала в одиночку, денег отчаянно не хватало. Так что о бедности великий режиссер знал не понаслышке. И всё же был уверен, что такие суровые условия учат человека состраданию и человечности. В то время, как богатство делает нас зависимыми, несвободными.

Сын Андрея Арсеньевича, Андрей Тарковский-младший, подчёркивает, что его отец никогда не был материалистом: «Его фильмы были не целью, а способом познания мира, способом понять какие-то определённые вещи в этой жизни». Да и сам режиссер в своих текстах не раз подчеркивал, что не стремится делать кассовое кино, что фильмы никогда не были для него способом заработка, но реализацией души. «В некотором роде творчество — есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа» (из интервью “Фигаро-магазин”, 1986).


Андрей Тарковский на съёмках фильма «Сталкер» (1979) / Gueorgui Pinkhassov/Magnum Photos

Личная жизнь

С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, будущий режиссёр познакомился на первом курсе ВГИКа. Роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства Андрей начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце 3-го курса пара сыграла свадьбу, в семье родился сын Арсений.

Андрей Тарковский и его первая жена Ирма Рауш

Супруги разошлись меньше чем через 10 лет. Старший отпрыск гения кино живет в Венеции, стал хирургом, своего сына назвал Андреем. К сожалению, фото наследников по этой линии не публикуются.

Лариса Кизилова и Андрей Тарковский

Второй женой режиссёра стала Лариса Кизилова, коллега Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, удочерив дочь Ольгу. В браке у них появился общий сын Андрей. Ребенок и не дал ему уйти из семьи к Наталье Бондарчук, исполнительнице роли неземного существа Хари в «Солярисе».

Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис»

По слухам, Лариса, знавшая о влюбчивости мужа, пригрозила, что Тарковский не увидит мальчика. Сейчас Андрей живет во Флоренции, занимает пост президента Международного института искусств, носящего имя отца. Ольга замужем за итальянцем, но местом жительства выбрала Париж.

Еще одна страница из личной жизни кинорежиссера – роман с Валентиной Малявиной. Отношения с актрисой завязались после того, как она сыграла главную роль в «Ивановом детстве», и дальше платонических не пошли.

Валентина Малявина и Андрей Тарковский

Валя была замужем за Александром Збруевым, Тарковский был женат. Влюбленный мужчина сделал предложение, но Малявина ответила отказом:

Магнетизм Андрея почувствовала художник по костюмам Ингер Персон из Норвегии, работавшая со съемочной группой фильма «Жертвоприношение». Сына Александра, родившегося от этого романа, знаменитый отец ни разу не видел.

О детях и чести

Съемки фильма «Зеркало». 1975 год

Идея связи будущего с настоящим так или иначе проходит через все фильмы Тарковского. Например, в «Зеркале» Тарковский представил три этапа жизни и три поколения собственной семьи. Интересно, что в некоторых эпизодах представителей различных поколений играл один и тот же актер: таким обра­зом режиссер, с одной стороны, намекал на схожесть судеб разных поколений, с другой — на то, что одно поколение перенимает идеи другого. В реальной жизни режиссер имел трех сыновей: двух от разных браков и еще одного, который родился в Швеции незадолго до смерти отца.

о «зеркале» и других фильмах подробно

Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы

Разбираемся в фильмографии великого режиссера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector