Биография, карьера и личная жизнь татьяны пельтцер

Рождение и семья

Татьяна появилась на свет в Москве 6 июня 1904 года. Предки по папиной линии были немцами. Основателя династии Пельтцер звали Наполеоном, ему было всего девятнадцать лет, когда пешком из Рейнланда (историческая область в Германии по среднему течению реки Рейн) он добрался в Россию. Здесь Наполеон обосновал портняжную мастерскую, начал шить шубы, которые в народе назывались «пельтцы», отсюда и взяла начало фамилия.

Отца Татьяны по-настоящему звали Иоганн Робертович, но он предпочитал русский вариант своего имени – Иван Романович. Родился Пельтцер в 1871 году, он прервал наследственное швейное занятие, потому что очень увлекался искусством, окончил в Москве театральное училище, после чего работал в театре Корша. Начал сниматься в кино накануне Октябрьской революции в 1916 году. В период Великой Отечественной войны служил в театре имени Моссовета. На его счету десятки киноролей, самые известные из которых в картинах «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Человек в футляре», «Приключения Корзинкиной», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Иван Романович имел потрясающее чувство юмора и невероятное жизнелюбие.

Предки по линии матери были евреями, дедушка в Киеве служил главным раввином. До замужества маму звали Ройзен Эсфирь Боруховна, после бракосочетания она поменяла не только фамилию, но и имя на Евгению Сергеевну Пельтцер.

В 1906 году у Татьяны появился младший брат Александр, который в будущем стал известным конструктором в области автомобилестроения. Он работал главным инженером на заводе имени Лихачёва, в послевоенное время занимался разработкой гоночных автомобилей.

Фильмы

Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль артистка получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пропылилась на полках 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.

Татьяна Пельтцер (кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»)

Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее.

Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в сказке «Морозко» и комедии «Укротительница тигров», бабушек в «Карантине», «Раз, два — горе не беда!», преподавателя в киноповести «Это мы не проходили», медсестру в «Медовом месяце», Бабу-Ягу в «Там, на неведомых дорожках».

Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги (кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках…»)

Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. В мелодраме «Вам и не снилось» у нее не совсем положительный образ: героиня читает чужие письма, придумывает всевозможные отговорки, только бы любимый внук не связывался с одноклассницей.

Не одно поколение зрителей выросло на сюжетах «Ералаша» с участием Пельтцер, на мультфильмах и радиопостановках, в которых звучит голос Татьяны Ивановны. Например, «Три толстяка», «Волк и семеро козлят», «Приключения домовёнка», «Ёжик плюс черепаха».

Театральная сцена

Актерскую карьеру на театральной сцене Татьяна начала в 16 лет (1920 год). Она стала сотрудницей в Передвижном театре Политуправления. Но долго девушка здесь не проработала. Татьяна меняла места работы практически каждый год. А из Театра Моссовета Пельтцер уволили за профнепригодность. Чтобы зарабатывать на жизнь, девушка была вынуждена работать машинисткой.

В Москве Татьяна вращалась в кругах немецкой элиты, где познакомилась с Тейблером Гансом, молодым философом и коммунистом из Германии. Молодых людей связывали романтические отношения, результатом которых стала свадьба в 1927 году. Через пару лет семейная пара перебирается в Берлин. В Германии Таня устроилась в торговое представительство СССР машинисткой. О несостоявшейся у себя на родине актрисе из Советского Союза узнал немецкий режиссер Пискатор Эрвин и предложил ей принять участие в своей постановке под названием «Инга».

Несмотря на то, что девушка прекрасно знала немецкий язык и была хорошо знакома с нравами в Германии, она тосковала по родине. В связи с этим крепкие семейные отношения дали трещину. Развод не заставил себя долго ждать. Татьяна вернулась в Москву, вернула себе фамилию отца. Дружеские отношения с бывшим мужем Пельтцер поддерживала еще много лет.

Татьяна Ивановна по возвращении на родину снова пытается заняться актерским мастерством и устраивается в Театр им. Моссовета. И снова неудача, уволившись с театра, в 1934г. приступает к работе на завод АМО в качестве машинистки. На этом же заводе работал брат Татьяны Александр главным инженером.

После нескольких неудачных попыток закрепиться на театральной сцене в Москве Пельтцер решает переехать в город на Волге Ярославль. Здесь она была принята в один из старейших театров России. Через 2 года Татьяна снова покинула театр, на этот раз по собственному желанию. Снова вверх взяла тоска по родному городу Москва. Возвращение девушки в Москву совпало с открытием нового Театра Миниатюр.

Именно в этом театре молодая актриса проработала довольно длительный срок – около 7 лет. Татьяна играла пролетарские роли, людей рабочего класса: гардеробщица, банщица, продавщица, молочница. Для потомственной аристократки и девушки с высокой самооценкой такие роли были недостаточно серьезными. Но девушка не отклонила, ни одного предложения об участии в постановках, так как действительно любила актерское искусство. В связи с отсутствием должного образования, карьера Пельтцер продвигалась крайне медленно. Несмотря на это, через 2-3 месяца регулярных выступлений, у девушки уже появились поклонники актерского таланта.

Настоящий подъем актерской популярности Татьяны Ивановны, когда она работала в академическом театре сатиры (с 1947 года). Выступления настолько увлекли Пельтцер, что театральная атмосфера стала для нее как второй дом. Каждую роль актриса пропускала через себя и полностью проникалась характером персонажа. Не удивительно, что за короткое время Татьяна получила долгожданную всесоюзную известность. Знаменитой актриса стала после исполнения роли персонажа Лукерьи пьесе «Свадьба с приданым». А так как спектакль был заснят на кинематографическую пленку, то Татьяна одновременно стала и киноактрисой – спектакль показывали во всех кинотеатрах страны.

70-е годы стали пиком популярности в карьере Пельтцер. Наиболее запоминающимися ролями были:

  • Марселина – «Женитьба Фигаро»;
  • тетя Тоня – «Проснись и пой»;
  • Прасковья – «Старая дева».

Почетное звание Народной артистки СССР Татьяна Ивановна получила в 1972г. не последнюю роль в получении звания сыграл Захаров Марк, который утверждал актрису на главные роли Академическом театре Москвы. Но после того, как Захаров перешел в Ленком, с новым руководством Пельтцер не нашла общий язык. Татьяна Ивановна принимает решение тоже перевестись в Ленком, чтобы возобновить карьеру в уже преклонном возрасте.

Театр «Ленком»

В 1977 году в театре Сатиры у актрисы начались разногласия с режиссёром Валентином Плучеком. Татьяна Ивановна перешла в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выходила на сцену в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер вошла в театр как «комедийная старуха» и стала в нём царицей. Бенефисом была роль старушки Фёдоровны в постановке произведения Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порою шли только на эту актрису.

Последним спектаклем в её жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна уже плохо передвигалась, забывала текст, но Марк Захаров всё равно сделал эту постановку, специально под неё. Персонаж старой еврейки Берты придумал для Пельтцер Григорий Горин. Роль её сына играл Александр Абдулов. Он настолько бережно водил Татьяну Ивановну по сцене, будто она была фарфоровой кружечкой тонкой ручной работы. Именно такой хрупкой драгоценностью её считали все актёры театра Ленком.

А зрители на этом спектакле улыбались и плакали. Улыбка была от счастья, что им выпала честь видеть на сцене великую актрису. А слёзы от того, что все понимали – они прощались с Татьяной Ивановной Пельтцер.

Личная жизнь

Первая любовь настигла Татьяну, когда она была юной девушкой семнадцати лет. В 1921 году с труппой передвижного театра Таня работала в разных городах. В Ейске произошло её знакомство с белокурым красавцем, статным и высоким актёром Александром Яковлевым. Он был старше Тани на четыре года, имел героическое прошлое – воевал в Гражданской войне в конной армии Семёна Будённого. Жизненного опыта в отношениях с женщинами у Яковлева было гораздо больше, чем сценического, ухаживать он умел красиво и настойчиво. Татьяна потеряла голову от такого кавалера. Однако их роман оказался бурным, но не долгим.

Был период, когда она подрабатывала в драматическом кружке на Московской карандашной фабрике. Там многие парни пытались завязать с Таней отношения. Но она не находила общего языка с фабричными работягами, ей нужен был муж с глубоким внутренним миром.

Со своим будущим супругом – немецким коммунистом Гансом Тейблером – Пельтцер познакомилась в 1926 году на демонстрации 7 ноября. Он тогда находился на обучении в московской школе Коминтерна. Его готовили для нелегальной работы, но Тане Ганс сначала сказал, что он – философ, занимается изучением марксизма. Всю правду она узнала лишь накануне свадьбы.

Спустя год после знакомства, 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции, Таня и Ганс расписались. Они уехали в Берлин, где Тейблер помог молодой жене устроиться в советское торговое представительство машинисткой. Так как работа была связана с секретными бумагами, обстановка с каждым днём становилась всё напряжённей – постоянная бдительность, подозрения друг на друга, обыски охраны.

Работа не приносила ей радости, к тому же не всё удачно складывалось и в семейной жизни. С супругом они недопонимали друг друга и стали отдаляться. Да ещё и немецкие врачи, на которых Пельтцер очень надеялась, подтвердили диагноз московских коллег – Татьяна бесплодна и никогда не сможет иметь детей. Всё это в итоге привело к разводу и возвращению Тани в СССР.

Впоследствии Ганс часто приезжал по работе в Москву, каждый раз звонил Татьяне, приглашал в ресторан на встречу. Она тяготилась этим, но уклоняться считала невежливым. Единственное коротенькое замужество оставило в душе актрисы глубокий след.

Во время войны Пельтцер была эвакуирована в Киргизию. Там она познакомилась с инструктором авиационной школы Андреем Мельником. Между ними завязались романтические отношения. После ранения в Испании в 1937 году у Андрея были неподвижными пальцы левой руки, но майор постоянно их разрабатывал и просился на фронт. В 1943 году его просьбу удовлетворили, но вскоре он погиб.

Ещё один роман был у Татьяны уже после войны, когда она устроилась работать в театр Сатиры. Отношения между Пельтцер и её женатым коллегой актёром Иваном Бодровым длились почти десять лет. Расстались они друзьями, и после этого в жизни актрисы бывали лишь совсем короткие курортные интрижки.

Так что замужем актриса больше не была, детей и внуков у неё нет. Долгое время проживала вместе с отцом, который много раз женился, потом оставлял жилплощадь молодым жёнам, уходил ни с чем в комнатку к любимой дочери. В 1959 году отец Татьяны ушёл из жизни, и актриса осталась совсем одна.

История появления семьи Пельтцер в России

Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.

Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.

Татьяна Пельтцер Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.

Замуж Пельтцер вышла только раз за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого и зачем-то призналась в этом мужу. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер

Биографы так и не нашли ответа на вопрос, как женщине, по некоторым сведениям, получившей немецкое гражданство, удалось уцелеть в период репрессий, вернуть прежнюю фамилию и остаться жить в Москве.

Выдвигались предположения, что Пельтцер согласилась сотрудничать с НКВД, впрочем, не получившие подтверждения. Да и от депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зелёная, Борис Андреев и Мария Миронова. Они пошли в Министерство культуры и убедили чиновников в благонадежности артистки.

Татьяна Пельтцер в последние годы Семьей актрисы стали отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в 1975-м.

Актриса была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она выглядела простоватой растеряхой, а в жизни оказалась педантом и аккуратисткой. Никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с Пельтцер, по отзывам коллег, было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

Личная жизнь

Брак с немцем Гансом стал для Татьяны Пельтцер единственным. Как сама вспоминала актриса, их роман был очень бурный. Но, прожив чуть менее пяти лет, супруги развелись по инициативе актрисы, которая признавалась, что полюбила другого.

Расстались они друзьями. Будучи проездом в Москве, бывший муж не раз захаживал в гости к Татьяне Ивановне, да и его сын мог навестить актрису.

Больше замуж она не выходила, детей не было. Хотя именно роли чьих-то мамаш и бабушек удавались Пельтцер лучше всего.

От отсутствия семьи Татьяна Ивановна не страдала. Она была окружена весёлыми коллегами, с которыми любила поиграть в преферанс.

К тому же на плечи Татьяны Ивановны легла забота о престарелом отце и брате, ставшем инвалидом посте аварии.

Коллеги вспоминают об артистке, как об очень аккуратной и собранной. Она всегда завораживала мощной харизмой, подавляла своим бешеным темпераментом, поэтому работать с ней было непросто.

Пельтцер всегда старалась выглядеть презентабельно. До глубокой старости делала зарядку, выходила на пробежки, наряжалась и делала прически.

Единственным недостатком актрисы было курение и любовь к крепкому кофе. В остальном она следила за питанием и на гастролях всегда готовила себе сама.

Вас никто не любит… кроме народа!

Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду»

Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер

В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»

Театр и фильмы

В конце сороковых годов Татьяна Пельтцер представляла собой уже немолодую и довольно неудачливую актрису. Она была зачислена в труппу театра Сатиры. Но в то время актриса и представить не могла, что эта сцена принесет ей славу. Благодаря фильму «Свадьба с приданым» о Пельтцер узнала вся страна. Актрисе на момент выхода картины в прокат было сорок семь лет. В этом фильме она сыграла неблагополучную и изрядно пьющую старуху. А с выходом на экран «Солдата Ивана Бровкина» к Татьяне пришла настоящая всенародная любовь.


Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной. В жизни актриса мало общего имела со своими экранными персонажами. У актрисы был безупречный вкус в одежде. Свободное от работы время она предпочитала проводить в ресторанах. К тому же, Татьяна Пельтцер была заядлой курильщицей, и избавиться от вредной привычки не смогла до последних лет жизни. Будучи уже немолодой и, не отличаясь красотой, она давала повод слухам о многочисленных романах. Однако подробности личной жизни актриса скрывала даже от близких подруг.


Театр стал домом для Татьяны Пельтцер. Она проводила здесь большую часть времени. А обстоятельства личной жизни лишали ее последней надеждой на счастье. Отец актрисы тяжело болел. После спектакля и оваций она торопилась домой. Днем нанимала сиделку. Но как бы тяжело не было немолодой актрисе разрываться между театром и домом, после смерти отца она познала горечь настоящего одиночества.

А спустя год попал в аварию брат. После катастрофы Александр Пельтцер стал инвалидом. Жена и дети от него отказались, и единственным человеком, который взял на себя заботу о человеке, прикованном к инвалидной коляске, стала сестра. Татьяна Пельтцер снова спешила из театра домой.

В театре Сатиры Татьяна Пельтцер проработала тридцать лет. Но после грандиозного скандала с главным режиссером она покинула и эту сцену. Вскоре актрису пригласили в свой театр Марк Захаров. В «Ленкоме» Татьяна Пельтцер провела последние годы. Она выходила на сцену даже тогда, когда память стала ей отказывать.

Кино

Никто не помнит Татьяну Пельтцер на экране молодой. Кинематограф вошёл в ее жизнь поздно, а фильмы, в которых актриса исполнила свои дебютные роли, многие годы пролежали на полках.

В одночасье стать популярной и получить негласное звание «матери русского солдата в кино», Татьяне Ивановне помогли роли в фильмах об Иване Бровкине и Максиме Перепелице.

Татьяна Пельтцер и Леонид Харитонов в фильме «Иван Бровкин на целине», 1958 год

Дорвавшись до кино, актриса не щадила себя. Она боялась, что не успеет ярко показаться и ее забудут. Потому фильмы с участие Пельтцер выходили практически каждый год. «Укротительница тигров», «Анискин», «Морозко», «Медовый месяц», «Вам и ее снилось»… В самых разных фильмах режиссеры всегда находили место для «счастливой комической старухи», как называла себя сама Татьяна Ивановна.

Детство и юность

Биография народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Татьяны Пельтцер началась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил Таню живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.

Татьяна Пельтцер в детстве с отцом Иоганном Робертовичем Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.

Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерству она не училась — отсутствие образования мешало карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло поздно — почти в 50 лет.

Первый сценический опыт

Татьяна по темпераменту очень была похожа на отца – решительная, резкая, упорная, поэтому не удивительно, что маленькая девочка уже с детских лет мечтала о сцене. Иван Романович стал для дочери первым и единственным преподавателем актёрского мастерства. Он был не только одним из первых Заслуженных артистов РСФСР и лауреатов Сталинской премии, но и замечательным учителем, ещё до революции организовал небольшую театральную школу. Отец научил Таню видеть мир живым, а саму жизнь воспринимать всегда необычно и неожиданно.

Свою первую роль Пельтцер сыграла в девятилетнем возрасте. Причём это был не какой-нибудь детский утренник, а настоящий взрослый спектакль по произведению польского писателя Генриха Сенкевича «Камо грядеши»

Важное событие в жизни ребёнка случилось в 1913 году в Екатеринославле в театральной труппе режиссёра Н. Н

Синельникова. Таня играла Авгия – брата главной героини Литтии. Она хорошо запомнила, какое настроение праздничности охватило её, когда впервые вышла на сцену перед зрителями.

Её следующей работой стала постановка романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», за этот спектакль в 1914 году Татьяна уже получила небольшой гонорар. В одиннадцать лет в частной антрепризной постановке «Анны Карениной» Пельтцер отлично справилась с ролью Серёжи – сына главной героини. Она так хорошо сыграла сцену прощания мальчика со своей матерью, что особенно впечатлительные дамы теряли в зале сознание от нахлынувших чувств.

В сезоне 1915-1916 годов её отец организовал в Харькове театр миниатюр. Дела шли не совсем благополучно, и, чтобы поднять сборы, Иван Романович поставил «Красную Шапочку» и «Белоснежку». Таня была задействована в этих спектаклях, будучи ученицей гимназии.

Многие предлагали ей продолжить обучение актёрскому мастерству на курсах или в училище, но подобные советы Татьяна воспринимала как оскорбление. Она считала, что её отец – замечательный актёр и способен научить дочь всему, что нужно для этой профессии.

ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР

Татьяна Пельтцер в молодости и с мужем Гансом Тейблером

Татьяна Пельтцер была немкой только наполовину. Её мать Эсфирь Ройзен была чистокровной еврейкой, дочерью киевского раввина, после замужества стала Еленой Сергеевной Пельтцер.

Тем не менее, зов немецкой крови, видимо, оказался сильнее. Единственной настоящей любовью в жизни Татьяны был немецкий коммунист Ганс Тейблер. Встретились они в Москве, где он проходил обучение. Поженились и через несколько лет уехали в Германию. Вскоре Татьяна вернулась назад…

Причины назывались разные. По официальной версии (которая ее, возможно, и спасла от репрессий) Татьяна вернулась по политическим причинам. Тогда партия Гитлера набирала обороты, Пельтцер была свидетельницей его выступлений и глубоко все это не поддерживала.

По другой, которую сама и озвучивала уже потом, она мужу изменила. Татьяна не отличалась особой внешней красотой, но всегда была яркой, харизматичной женщиной. Даже там в Германии она была душой компании, в нее влюблялись.

Есть еще одна версия — «не сошлись характерами». Муж мечтал посадить Татьяну дома, а она хотела продолжать играть на сцене. Поскольку официально развод в Германии было получить сложно, то супруги историю с изменой выдумали. В любом случае, о распавшейся семье с Гансом Пельтцер потом жалела всю жизнь. Впоследствии они дружили, он приезжал с детьми от другого брака к ней на выступления в СССР.

Татьяна Пельтцер в фильмах «Простые люди» (1944) — одна из первых ролей и «Князь Удача Андреевич» (1989) — последняя роль

По возвращении на родину актерского триумфа у Татьяны не получилось, ее даже уволили из театра за профнепригодность. По факту же из-за ее «немецкого» прошлого. Лишь отец бесконечно верил в ее талант, после войны буквально за руку отвел ее в Театр сатиры, где она прослужила 30 лет.

Снимать в кино Пельтцер начали в 40 лет. Она еще могла играть молодых героинь, но амплуа ей этого не позволяло — режиссеры видели в ней только тетушек, а потом и вовсе бабушек. Знаменитой Татьяна стала только ближе к 50 годам после выхода фильма «Свадьба с приданым».

Не стало Татьяны Пельтцер в 1992 году, когда никого из прямых родственников уже давно не было на свете. Зато ее считали матерью и бабушкой десятки актеров, с которыми они играла, и миллионы зрителей нашей страны.

Личная жизнь

В тридцатые годы молодая актриса познакомилась со своим будущим мужем. По иронии судьбы избранник Татьяны Пельтцер был немцем. Философ и убежденный коммунист увез свою молодую жену на историческую родину, где она прожила всего четыре года. Ее актерская карьера не сложилась в Германии. Пельцер была приглашена в берлинский театр, но вскоре уволена. Да и личная жизнь не удалась. Пельтцер больше не выходила замуж. Но дружеских отношений со своим первым и последним супругом актриса не прекращала до самой старости. Он несколько раз посещал Татьяну в Москве. Как утверждают очевидцы, спустя десять минут с момента встречи, бывшие возлюбленные начинали громкой выяснять отношения и искать причину разрыва. Возвращаясь домой, Татьяна Пельтцер возлагала большие надежды на столичную сцену. Шел 1931 год. На случай расспросов актриса придумала легенду относительно причины распада брака с немцем. Долгие годы она утверждала, что рассталась с мужем исключительно из-за политических разногласий. Много лет спустя Пельтцер признается, что причина заключалась в ее измене. И о том, что всю жизнь жалела о своем поступке.

В Советском Союзе гражданам с немецким происхождением жилось не сладко. Все же, ни Татьяна Пельтцер, ни ее отец не пострадали. Однако судьба брата актрисы оказалась трагической. Еще до войны он был арестован по пресловутой пятьдесят восьмой статье. Затем освобожден. Александр Пельтцер окончил техникум, и даже смог реализовать себя на профессиональном поприще. Но должность старшего конструктора ему пришлось оставить в 1936 году.

Александр уехал в далекий провинциальный город, спасаясь от репрессий. Татьяна же в то время трудилась машинисткой: непростой характер и неблагонадежное происхождение вынудили Пельтцер уйти из театра. Впереди были годы скитаний, неустроенной личной жизни, одиночества и потери любимого брата. Попытаться снова устроиться в театр ее убедил отец. Иоганн Пельтцер никогда не сомневался в таланте своей дочери.

Личность

Два капитана (1955)

Впрочем, и сама актриса ангелом не была. Рано пристрастилась к курению, любила собрать актерскую братию за преферансом. У себя угощала особыми «квадратиками» — что-то вроде печенья, которое пекла ее домработница. К ним подавалась красная икра и кофе.

Еще со времен жизни в Германии Татьяна Ивановна имела особое пристрастие к хорошему костюму и еде. Для первого у нее была своя модистка, а еще она никогда не питалась в столовых, а готовила сама. У плиты стояла вместе с домработницей, к которой относилась как к дочери. Та не раз давала теплые сердечные интервью уже после смерти актрисы.

Пельтцер никогда не покупала молотый кофе — только сырые зерна, который сама обжаривала и молола. Уже в пожилом возрасте актриса сдружилась с Ольгой Аросевой. Та вспоминает, как Татьяна Ивановна звонила ей по утрам и властно приказывала не завтракать, а срочно бежать к ней — уже все готово. Вместе они кофейничали с теми самыми «квадратиками» с икрой, а потом отправлялись на службу.

Последние годы и печальный уход

Проводив в последний путь отца и брата, и оставшись совсем одна, актриса начала быстро сдавать. Ее настигла возрастная болезнь — Альцгеймер. И только благодаря заботливым коллегам и лояльному режиссеру, она ещё продолжала выходить на сцену.

Но вскоре, актриса начала забывать практически все и ей пришлось лечь в больницу. Там Татьяна Ивановна упала и сломала шейку бедра.

Больше на ноги ей встать не удалось. А в лежачем полузабытом состоянии Пельтцер прожила недолго. Она ушла на 88 году жизни. Инфаркт случился во сне.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Закат звезды

Татьяна Ивановна до последних дней была в твердой памяти, сама себя обслуживала и следила за своим внешним видом. Ежедневно Пельтцер делала утреннюю зарядку, укладывала волосы и одевалась по последней моде. Актриса была кофеманкой и часто баловала себя сигареткой. Предпочитала сигареты марки Marlboro. Естественно, врачи не приветствовали употребление женщиной в преклонном возрасте большого количества кофе и табакокурение, но это не останавливало Татьяну Ивановну от маленьких радостей.

На закате жизни у Пельтцер Татьяны Ивановны диагностировали болезнь Альцгеймера, шизофрению, из-за нервного срыва она попала в больницу. В госпитале женщина получила травму – перелом шейки бедра. В возрасте 88 лет такая травма является катастрофой. В 1992 году 16 июня после длительной болезни Татьяна Ивановна умерла. Перед смертью актриса попросила сигарету любимой марки и с удовольствием ее выкурила.

Биография

Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков, но основу фильмографии артистки составляют картины, в которых она мать, бабушка, няня.

Актриса Татьяна Пельтцер Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта. К слову, точного количества кинолент с участием Татьяны Ивановны никто не знает.

Смерть

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов. Отношения у этой пары были особые. Пельтцер ценила в молодом коллеге талант и открытость, а он осыпал ее только им двоим понятными комплиментами.

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов Со временем «любимой бабушке страны» пришлось лечиться в психиатрической клинике. В 1992-м Пельтцер снова попала в больницу с нервным перенапряжением. Там актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причина смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.

Могила Татьяны Пельтцер Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив — театру «Ленком». Памяти любимицы миллионов телеканал культура посвятил документальный фильм «Родное лицо».

Существует легенда, что незадолго до смерти к актрисе обратились с просьбой использовать ее фото в рекламе сигарет. Татьяна Пельтцер заметила:

Юношеские годы

Родилась звезда советского театра и кино летом 1904 года шестого июня в Москве. Предки Татьяны Ивановны были именитыми евреями со стороны матери. Дедушка был киевским раввином. А по отцу корни актрисы уходят в Германию. Вплоть до начала ІІ мировой войны в семье придерживались немецких обычаев и культурных ценностей, а также разговаривали между собой на немецком языке.

Глава семьи Пельтцер был режиссером и актером. Он также выступал и на театральной сцене. Татьяна очень любила отца, именно благодаря его влиянию девочка выбрала свой жизненный путь. Иван Пельцер привил дочери оптимистический взгляд на жизнь, многогранное восприятие жизни.

Получить профильное образование Татьяне Ивановне не довелось. Отсутствие диплома создавало некоторые сложности в карьере талантливой актрисы. Чаще ее воспринимали не серьезно. Истинную любовь зрителя, одобрение критиков и признание культурной элиты Пельтцер получила, когда ей было уже за 50. До этого момента актриса сменила множество театров из-за того, что коллектив не признавал ее врожденный актерский талант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector