Фильм «тот самый мюнхгаузен»: актеры и судьба

Содержание фильма «Тот самый Мюнхгаузен»:

Мюнхгаузен хочет жениться на любимой им Марте, но их не хотят обвенчать, так как имеется живая жена…

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» — повествует об удивительном человеке, бароне Карле Мюнхгаузене. Люди считают его выдумщиком и практически сумасшедшим, но его фантазии имеют свойство сбываться.

Серия 1

Барон — человек честный, не умеющий лгать. В своем замке он живет с Мартой, чудесной девушкой, но они не могут пожениться, потому что у барона уже есть официальная жена Якобина.

Вместе со своим любовником Генрихом Рамкопфом и взрослым, но инфантильным сыном Феофилом, Якобина всячески препятствует разводу и пытается выставить Мюнхгаузена сумасшедшим, чтобы завладеть его имуществом.

Однажды герцог все-таки подписывает прошение о разводе, но на заседании суда, Мюнхгаузен пишет в графе «число» 32 мая — по его расчётам, в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Суд отказывает в разводе, от барона требуют признать его истории выдумкой. Друзья, слуги и Марта уговаривают барона подчиниться, он сдается, подписывает отречение от самого себя, сжигает все свои рукописи и удаляется в комнату с пистолетом. Раздаётся выстрел.

Серия 2

Спустя 3 года после смерти барона, он вдруг стал знаменитостью, «великим человеком», ему открывают памятник, о нем слагают песни и рисуют его портреты. Бывшая жена с любовником и сыном переезжают в замок барона, водят по замку экскурсии. Феофил безуспешно пытается повторять подвиги отца.

Вдруг бывший слуга Мюнхгаузена и его верный друг, Томас, зайдя за цветами в магазинчик Мюллера, узнаёт в цветочнике своего бывшего хозяина. Оказывается он инсценировал самоубийство и, став Мюллером, женился на Марте. Но, живя обычной жизнью, барон утратил возможность творить и веселиться и стал угрюм. Марта не выдержала перемен в характере любимого и ушла от него.

Барон решает вернуть любимую, но для этого нужно вернуть себя, но городу не нужен живой Мюнхгаузен. Бургомистр, когда-то — близкий друг барона, узнает об этом и ради сохранения общественного спокойствия объявляет его самозванцем. Барон отправляется в тюрьму. На суде, который должен установить личность барона, знакомые, родственники и друзья барона намеренно отказываются признавать его. Находясь под давлением и пытаясь спасти жизнь барона даже Марта отказывается признать в бароне его самого.

Барону предлагают признать себя Мюллером или повторить полёт на пушечном ядре на Луну. В пушку подкладывают сырой порох, чтобы уберечь барона от смерти и признать его Мюллером, но Марта не выдерживает и признается любимому. Томас приносит сухой порох, но участники этого «спектакля» переживают, они не хотят убивать барона. Герцог признает личность барона и даже признает его второе путешествие на Луну состоявшимся, хотя оно еще не произошло. Но барон — правдолюб, и эта идея ему претит.

Производство [ править ]

Фильм снимался в социалистической Восточной Германии (настоящий Мюнхгаузен жил в городе Боденвердер недалеко от Ганновера , в капиталистической Западной Германии). Организовать съемки фильма в ГДР было намного проще, поэтому локацией стали улицы Вернигероде, имевшие «аутентичный» вид, и город практически не пострадал во время Второй мировой войны .

Немецкие актеры и граждане принимали участие в массовых сценах и эпизодических ролях. Например, в самой первой сцене все, кроме Янковского и Катин-Ярцева, — немцы. Отчасти это видно потому, что немецкая артикуляция не соответствует русскому дубляжу. Захаров не привык снимать на натуре ; у него были проблемы с координацией немецких актеров и съемками в ненастную погоду.

В отличие от других работ Захарова, фильм относительно легко прошел цензурные барьеры. Вырезана всего одна сцена, на которой охотники изучают произведения барона Мюнхгаузена. Сцена посчитали слишком смелой, потому что вся страна в то время изучала произведения Леонида Брежнева .

Позже, в 1990-х годах диалог между Мюнхгаузеном и пастором был сокращен. Эти строки были вырезаны: «Я читал … вашу книгу … Что за чушь вы придумываете!». Барон ответил: «Я читал твою — и она ничуть не лучше». Пастор: «Что?» Барон, «Библия».

Хиппующая фрау Марта

В фильме совсем мало женских персонажей. По сути они ограничиваются возлюбленной Мюнхгаузена Мартой, роль которой досталась Елене Кореневой, и его формальной женой Якобиной Мюнхгаузен, которую блестяще сыграла Инна Чурикова. Сложись все немного иначе, Мартой, скорее всего, стала бы Татьяна Догилева, именно ее хотел снимать Захаров. Но худсовет отклонил кандидатуру Татьяны Анатольевны. Помимо Догилевой, на эту роль претендовали Ирина Мазуркевич, Галина Золотарева, Елена Коренева. Актрису выбрали по фото, притом что Коренева в то время носила стрижку «под мальчика».

10 фактов о фильме «Мы из джаза»

Беременная Долина и «неудачная» смерть Брежнева

Для Кореневой это была уже не первая заметная роль. Еще на втором курсе института она сыграла главную роль в картине «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского. Тогда у молодой актрисы и режиссера случился роман, который продлился несколько лет. Съемки «Мюнхгаузена» в основном проходили в Германии, Инна Чурикова появлялась наездами, и большую часть времени Коренева проводила в мужском коллективе, испытывая на себе полушутливый натиск мужчин, то предлагающих руку и сердце, как было с Ярмольником, то уговаривающих на дерзкие розыгрыши. «Когда шутки с пивом и эксперименты с немецким языком исчерпали себя, наступила пора маеты романтическо-сексуального свойства», – писала актриса.

Иногда к ухаживаниям подключался Янковский. Говорят, что как-то раз он подошел к молодой актрисе и томным голосом начал: «Смогу ли я когда-нибудь гордиться, что имел честь притронуться… испытать… прочувствовать…». Тут же двое ассистентов подхватили Елену на руки, занесли в комнату Янковского и водрузили на его кровать. Но дальше шуток дело не зашло.

Звездные роли в кино

1968 год стал знаковым для Олега Ивановича. Его пригласили принять участие сразу в две картины. Причем в одной он играл немецкого офицера (Генрих Шварцкопф – “Щит и меч”), а в другой красноармейца-кинооператора (Андрей Некрасов – “Служили два товарища”).

Обе ленты имели успех и прославили талантливого актера на весь Советский Союз. Его партнерами стали: С. Любшин, А. Демидова, Л. Чурсина, В. Басов (он же режиссер картины “Щит и меч”), Р. Быков, В. Высоцкий, И. Саввина, А. Папанов, Р. Ткачук.

В одном интервью Янковский сказал, что ему посчастливилось работать с Андреем Тарковским и Марком Захаровым. В экранизации “Зеркало” сыграл отца главного героя, в глубокой психологической драме “Ностальгия” – русского писателя, в музыкальной ленте “Обыкновенное чудо” – Волшебника, приключенческой комедии “Тот самый Мюнхгаузен” – барона Карла Мюнхгаузена.

Олег Янковский. Слева в фильме «Тот самый барон Мюнхгаузен», 1979 год. Справа с Галиной Беляевой в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», 1978 год

Всего в кинокопилке великолепного актера около 90 разножанровых картин: драма “Жди меня, Анна”, детектив “Сержант милиции”, мелодрама “Сладкая женщина”, экранизация “Мой ласковый и нежный зверь”, лента “Мы, нижеподписавшиеся”, детектив “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, комедия “Влюблен по собственному желанию”, картина “Дом, который  построил Свифт”, драма “Полеты во сне и наяву”, историческая лента “Два гусара”, драма “Храни меня мой талисман”, экранизация “Убить дракона”, историческая лента “Цареубийца”, мелодрама “Приходи на меня посмотреть”, картина “Любовник”, драма “Анна Каренина”, историческая лента “Царь” (последняя роль, 2009 год).

Приключения барона Мюнхгаузена

Частенько забавные ситуации происходят с мужчиной во время охоты. Барон не тратит время на подготовку к походу, поэтому регулярно забывает пополнить запас пуль. Однажды герой вышел к пруду, населенному утками, а оружие было непригодно к стрельбе. Птиц герой ловил на кусочек сала и привязывал дичь друг к другу. Когда утки взмыли в небо, то с легкостью подняли барона и донесли мужчину до дома.

Барон Мюнхгаузен летит на утках

Во время путешествия по России барон увидел странного зверя. В лесу на охоте Мюнхгаузену попался восьминогий заяц. Герой трое суток гонял зверька по окрестностям, пока не подстрелил животное. Заяц имел по четыре ноги на спине и животе, поэтому долго не уставал. Зверь просто переворачивался на другие лапы и продолжал бег.

Друзьям барона известно, что Мюнхгаузен побывал во всех уголках Земли и даже посетил спутник планеты. Полет на Луну состоялся во время турецкого плена. Случайно зашвырнув на поверхность Луны топорик, герой взобрался на стебель турецкого гороха и нашел пропажу в стоге сена. Спуститься обратно было сложнее — стебель гороха завял на солнце. Но опасный подвиг закончился очередной победой барона.

Барон Мюнхгаузен на ядре

Перед возвращением на родину мужчина подвергся нападению медведя. Мюнхгаузен сжал косолапого руками и продержал животное три дня. Стальные объятия мужчины стали причиной перелома лап. Медведь умер от голода, так как ему нечего было сосать. С этого момента все местные медведи обходят борона стороной.

Мюнхгаузена повсюду преследовали невероятные приключения. Причем сам герой прекрасно понимал причину этого явления:

В чём смысл фильма Тот самый Мюнхгаузен

Смысл фильма в том, что барон отличается от других людей. Благодаря фантазиям жизнь его интересна.

Самый правдивый

Барон верит в свои истории, верит в них и его верный слуга. Мюнхгаузен действительно уверен в своей правдивости. В своих фантазиях барон свободен. Он может летать на ядре, выращивать вишневый сад на голове оленя, ходить на охоту без ружья и даже разговаривать с Сократом.

Другой

Мюнхгаузен не похож на жителей города, он необычный человек, сделать его обычным — значит, убить его. А горожане хотели, чтобы барон стал таким, как все. Великий фантазёр предпочёл умереть. Городу нужна лишь слава барона, память о нём, а живой Мюнхгаузен не нужен им. Людям нужна легенда.

Жестокий мир

Ещё одна важная проблема затронута — проблема отношений человека и общества. Жестокие люди вынуждают барона отказаться от своей яркой индивидуальности. Общество при жизни не принимало барона, зато готово восхищаться им после смерти.

Автор считает, что непримиримость к меньшей части общества должна исчезнуть, уникальных людей нужно беречь, иначе жизнь будет скучна и бесцветна.

Надёжно спрятана в фильме о великом фантазёре и ещё одна мысль. Люди не ценят близких при жизни и начинают делать это только после смерти.

Сила любви

В фильме барон раскрывает силу истинной любви. Тот, кто действительно любит, способен на любой подвиг. Для Мюнхгаузена любовь — теорема, которую нужно доказывать каждый день. Не нужно избитых признаний в любви, не нужно чувства в традиционном земном понимании. Отдать жизнь за подвиг любви — смысл жизни великого фантазёра.

Живая душа

Главная мысль фильма в том что важно сохранить живую, яркую душу, свободную, как сам барон Мюнхгаузен. Её нельзя запереть в клетке, её не сдержат оковы

Душа должна радоваться жизни и свободе, а без этого жизнь не может быть яркой и интересной.

Жители города и семья барона сожалеют о смерти Мюнхгаузена

Они потеряли нечто важное с его смертью. И теперь пытаются подражать знаменитому соотечественнику

Например, пробуют вытянуть себя за волосы. Их души тоже требуют свободы и радости.

Философское начало

Не обошлось в фильме и без философии. Барон относится к жизни легко, он принимает её такой, какая она есть. Он не переделывает жизнь, он только раскрашивает её в яркие краски своей неудержимой фантазии.

Мюнхгаузен стирает грань между реальностью и выдумкой, и это хорошо. Иначе жизнь будет очень скучной.

Смысл финала

В конце фильма о великом фантазёре барон Мюнхгаузен советует всем не делать серьёзных лиц и чаще улыбаться. Ведь все глупости в мире совершаются с серьёзным лицом.

И совет великого выдумщика актуален во все времена. Невозможно прожить без улыбки, без неё жизнь скучна и неинтересна. Барон взбирается вверх по бесконечно длинной лестнице, которая символизирует такую же бесконечную память истории о великом фантазёре, придумавшем 32 мая — еще один весенний день.

Экранизации

Первый фильм о похождениях бесстрашного барона вышел во Франции в 1911 году. Картина под названием «Галлюцинации барона Мюнхгаузена» длится 10,5 минут.

Барон Мюнхгаузен в советском мультфильме

Из-за неординарности и колоритности персонаж пришелся по душе советским кинематографистам и мультипликаторам. На экраны вышло четыре мультфильма о бароне, но большую любовь у зрителей снискал сериал 1973 года. Мультик состоит из 5 серий, в основу которых заложена книга Рудольфа Распе. Цитаты из мультсериала до сих пор в ходу.

Олег Янковский в роли барона Мюнхгаузена

В 1979 году вышла кинокартина «Тот самый Мюнхгаузен». Фильм повествует о разводе барона с первой женой и попытках связать себя узами брака с давней возлюбленной. Главные герои отличаются от книжных прототипов, фильм является свободной трактовкой оригинального произведения. Образ барона воплотил в жизнь актер Олег Янковский, возлюбленную Марту сыграла актриса Елена Коренева.

Ян Йозеф Лиферс в роли барона Мюнхгаузена

Киноленты о подвигах военного, путешественника, охотника и покорителя Луны снимали также в Германии, Чехословакии и Великобритании. К примеру, в 2012 году вышел двухсерийный фильм «Барон Мюнгхаузен». Главная роль досталась актеру Яну Йозефу Лиферсу.

Олень безрогий и другие звери

Один из самых запоминающихся моментов приключений барона Мюнхгаузена – история про оленя с цветущим вишневым деревом вместо рогов. Когда съемки дошли до эпизода с оленем, выяснилось, что настал сезон, когда эти животные уже сбросили свои рога, поэтому бутафорию крепить просто не к чему. Вот тут команде пришлось поломать голову.

Но это было еще полдела. На биостанции МГУ достали ствол вишни, к которому прикрепили искусственные цветы. Затем балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем.

Еще одна техническая сложность возникла в эпизоде, когда слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак. Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. «По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры, а чтобы они летели в другую сторону – ни одного, – отмечал Якубович. – Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

Семья потомственных дворян

Родные места харизматичного актера – Казахстан. Именно там, в поселке Карсакпай (Карагадинская обл.) в феврале 1944 года на свет появился Олег Иванович. На тот момент его семья, по приказу правительства, пребывала в ссылке.

Ивана Янковского (отца) в тридцатых годах несколько раз арестовывали за дружбу с “врагом народа” М.Н. Тухачевским. Кроме этого, главе семейства не могли простить дворянское происхождение и участие в Первой Мировой войне в составе Семеновского полка.

Янковские, чтобы их и далее не преследовали, избавились от семейного архива. Единственное, что сохранили, уникальную библиотеку, которую собирали долгое время. Иван Павлович трудился на плавильном комбинате в Джезказгане (где некоторое время проживала семья). Позже в закрытом комбинате в Худжанде (в прошлом Ленинабад).

Мама, Марина Ивановна, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей: Ростислава, Николая и Олега (младшего сына). В начале 50-х родители решили переехать в Саратов. Через пару лет семья осталась без кормильца.

Овдовевшей Марии Ивановне пришлось устроиться на работу бухгалтером. Несмотря на это, денег катастрофически не хватало. Вскоре Ростислав начал служить в Ленинабатском театре. Далее получил приглашение влиться в коллектив Минского театра. Чтобы матери было легче, забрал к себе младшего брата.

Олег Янковский в юности и молодости

Биография

Барон Мюнхгаузен вырос в большой титулованной семье. О родителях мужчины почти ничего не известно. Мать занималась воспитанием отпрысков, отец имел высокий воинский чин. В юношестве барон оставил родной дом и отправился на поиски приключений.

Барон Мюнхгаузен

Молодой человек принял на себя обязанности пажа при немецком герцоге. В составе свиты именитого вельможи Фридрих попал в Россию. Уже на пути в Петербург молодого человека ожидали всевозможные неурядицы.

Зимняя поездка барона затянусь, уже надвигалась ночь. Все было покрыто снегом и селений вблизи не наблюдалось. Молодой человек привязал лошадь к пеньку, а утром обнаружил себя посреди городской площади. Лошадь же висела, привязанная к кресту местной церквушки. Впрочем, с верным конем барона регулярно случались неприятности.

Барон Мюнхгаузен на крыше церкви

Послужив при российском дворе, привлекательный дворянин отправился на Русско-Турецкую войну. Чтобы разузнать о планах неприятеля и пересчитать пушки, барон совершил знаменитый полет верхом на ядре. Снаряд оказался не самым удобным средством передвижения и упал вместе с героем в болото. Барон не привык ждать помощи, поэтому вытащил себя за волосы.

Бесстрашный Мюнгхаузен сражался с врагами, не жалея сил, но все равно попал в плен. Заточение продлилось недолго. После освобождение мужчина отправился в путешествие по миру. Герой побывал в Индии, Италии, Америке и Англии.

Свадьба барона Мюнхгаузена

В Литве барон познакомился с девушкой по имени Якобина. Прелестница очаровала бравого солдата. Молодые люди поженились и вернулись на родину Мюнхгаузена. Теперь мужчина проводит свободное время в собственном имении, посвящая много времени охоте и посиделкам у горящего камина, и с удовольствием рассказывает желающим о своих проделках.

В главных ролях

Олег Янковский

Янковский, сыгравший Мюнгхаузена, безупречно воплотил на экране образ своего героя. Но Захарову пришлось долго уговаривать худсовет студии в том, что именно этот актер подходит на роль Мюнгхаузена, человека, наполненного внутренней свободой и доброй иронией, верой в чудо и в людей.

Янковский родился в Казахстане в 1944 году, в семье с польскими и белорусскими корнями. Родители любили искусство, обладали огромной библиотекой и смогли передать своим трем сыновьям увлечение классическим театром, литературой, живописью. Олег закончил Саратовское театральное училище и стал выступать в местном драматическом театре. В кино попал случайно – режиссер знаменитого киноромана «Щит и меч» искал актеров для своего фильма и случайно заметил Олега, молодого театрала с «типично арийской внешностью»в ресторане Львова, где обедала приехавшая на гастроли труппа Саратовского театра.

За этим последовала насыщенная и яркая карьера Янковского, известного деятеля российской культуры. В 2008 году актер серьезно заболел и спустя год скончался. Был похоронен в Москве 20 мая 2009 года. Проститься с любимым актером пришли тысячи людей.

Елена Коренева

На роль Марты долго не могли подобрать подходящую актрису. На роль пробовались настоящие звезды: Ирина Мазуркевич, Татьяна Догилева, но все они категорически не устраивали Захарова. Коренева оказалась в съемочной группе почти случайно и после довольно долгих поисков.

Елена родилась в Москве 1953 года у родителей, которые долгие годы проработали в «Мосфильме». Разумеется, свое будущее она связывала исключительно с волшебным миром кинематографа. Окончила Высшее театральное училище, трудилась в театре, дебютировала на экране уже в 16 лет, в комедийном фильме отца. На счету Кореневой более 60-ти работ в кино, несколько книг и огромный вклад в российское искусство.

Елена активно занимается общественной деятельностью, благотворительностью, поддерживает оппозицию, в том числе Навального, осуждает «аннексию Крыма», выступает на антивоенных и политических митингах. У нее масса театральных и литературных наград, кинопремий, но государственных наград ее не удостоили.

Инна Чурикова

Чурикова – заслуженная актриса, народная и знаменитая, полный кавалер ордена «За Заслуги перед Отечеством». Ей потрясающе удалась роль Якобины Мюнгхаузен, властной, жадной, циничной и капризной женщины, умело манипулирующей окружающими.

Родилась Чурикова в Башкирии осенью 1943 года в семье «научников». Отец преподавал в аграрном университете, а мать была доктором сельскохозяйственных наук. Дочь не пошла по стопам родителей, выбрав для себя творческую карьеру. После школы Инна закончила Высшее театральное училище с красным дипломом и работала в московских театрах. В кино дебютировала еще студенткой, снявшись в антирелигиозном фильме 1960 года «Тучи над Борском».

Актриса работает и сегодня. В последнее время появлялась в современных комедиях и многосерийных проектах, заодно выступая и на театральных подмостках. У нее масса государственных и театральных наград.

«Вам и не снилось» (1980)

История этого фильма началась с того, что Галина Щербакова написала повесть под названием «Роман и Юлька». Имена были выбраны не случайно — ведь писательница создала современную интерпретацию Шекспировской пьесы о Ромео и Джульетте, которой, как известно, «печальней нет на свете». Щербакова отослала повесть в издательство журнала «Юность». Но публикация затянулась, и писательница послала копию ещё и на «Мосфильм».

Скан, обложка диска

Там среагировали быстрее — материал приглянулся режиссёру Илье Фрэзу. Правда, по непонятным причинам, он переименовал Юлю в Катю, хотя и сохранил отсылку на Шекспира (в фильме герои идут в театр на «Вестсайдскую историю» — ещё одну адаптацию классического сюжета).

Если роль Ромы исполнил настоящий 16-летний школьник, то Катю сыграла 23-летняя замужняя Татьяна Аксюта — правда, настолько субтильная, что разницы в возрасте никто и не заметил.

Музыку к этому фильму Алексей Рыбников поначалу задумывал как чисто инструментальную. Однако в дело вмешался почти мистический случай.

Ещё с 1970 года в творческих запасниках композитора хранилась одна красивая светлая мелодия. И вот однажды рука Рыбникова неожиданно потянулась к одному из томиков собрания сочинений индийского писателя и лауреата Нобелевской премии 1913 г. — Рабиндраната Тагора. Книга раскрылась на финале романа «Последняя поэма» (1929). Роман повествовал о юноше Омито и девушке Лабонно, которые влюблены друг в друга, но лишены возможности соединиться в этом мире. Поэтому в прощальном письме-стихотворении Лабонно пишет Омито о том, что, несмотря ни на что, между ними останется духовная связь, неподвластная времени и пространству.

Правда, это стихотворение в переводе Аделины Адалис в оригинале было очень философским и длинным, поэтому в песню попали лишь отдельные и немного обработанные строфы. Так куплет «Я уплываю, — и время несет меня…» потерял первую — чисто индусскую — строчку: «В древний поток изменений заброшена…». А вот лишь некоторые не вошедшие отрывки из оригинального текста:

Кадры из к/ф «Вам и не снилось»

Полностью песня, так и названная «Последняя поэма», звучит только в начальных титрах, но её мелодия постоянно сопровождает фильм, внося в него жизнеутверждающую ноту. Вот и режиссёр отказался от трагического финала повести и пощадил Ромку, сорвавшегося с подоконника.

В фильме «Последнюю поэму» исполнила Ирина Отиева и Вера Соколова. Годом позже на телеконкурсе «Песня года — 1981» песню уже исполнил узбекский ансамбль ЯЛЛА, добавив в оригинал восточный колорит. Ну, а журнал «Советский экран» назвал «Вам и не снилось» лучшим фильмом года.

«Последняя поэма» пророчески стала последней из широко известных киноработ Алексея Рыбникова. Далее в творчестве композитора последовала драматическая история постановки знаменитой оперы «Юнона и Авось»

Сегодня Алексей Львович занимается своим театром и созданием серьёзных симфонических произведений. А вот для кино пока работать не планирует.

Музыку, как всегда, можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.

https://youtube.com/watch?v=rbuqo8NEkbU

Предыдущие статьи цикла о киномузыке А. Рыбникова:

Реальный персонаж

Реальное историческое лицо — барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен — превратилось в литературный персонаж. Многие и по сей день думают, что это вымышленное лицо. На самом деле древний саксонский род Мюнхгаузенов ведет свою родословную с 1183 года. Прототип героя книги Распе родился в Боденвердере в мае 1720 года. Дом, где прошло детство барона Мюнхгаузена, сохранился до сих пор.

Среди представителей древнего рода были монахи и рыцари, основатель Геттингенского университета и премьер-министр. Рыцарь Хейно — основатель рода — жил в монастыре. Покинул обитель, начал новую жизнь и взял фамилию Мюнхгаузен — “Дом монаха”. На всех гербах этого рода изображен монах с посохом и книгой.

Успехи в литературе

Имя Распе находилось в каталоге 500 лучших писателей Великобритании, к нему относились уважительно и называли “чтимым чужеземцем”. Один из первых он заинтересовался древними временами Германии и написал первый рыцарский роман

Он досконально исследовал “Песни Оссиана”, подчеркивая важность такой литературы

В 1785 году он опубликовал первые истории о бароне Мюнхгаузене, лейтмотив которых — наказание за ложь, а все события в книге связаны с морем. Имя Распе занимает почетное место в немецкой литературе, но, несмотря на все его заслуги в памяти потомков, он останется автором Мюнхгаузена.

В эпизодах

В небольшом эпизоде фильма, роль одного из придворных в свите герцога, сыграл сам Григорий Горин. Так как картина снималась большей частью в Германии, в кадрах массовки участвуют коренные жители тех мест, одетые в соответствующие костюмы. Более полный список актеров и их ролей с соответствующими фото можно увидеть в википедии.

«Тот самый Мюнгхаузен» – фильм, вошедший в классику российского кино, шедевр юмора, образности и драматической игры актеров, гармония декораций, костюмов и движений, идеальное сочетание скрупулезно проработанных деталей, глубокой эмоциональности и профессионально отточенного артистизма. Фильм, построенный, как историческая реконструкция, не смущает анахронизмами и точно доставит удовольствие даже современному избалованному зрителю.

История создания

Автор первых рассказов о приключениях барона Мюнхгаузена — сам барон Мюнхгаузен. Мало кому известно, что дворянин существовал в действительности. Карл Фридрих родился в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. В 15 лет молодой человек отправился на военную службу, а выйдя на пенсию, проводил вечера за рассказами небылиц:

Мужчина собирал в собственном доме соседей и друзей, усаживался перед пылающим камином и в лицах разыгрывал сцены из пережитых приключений. Иногда барон добавлял к правдоподобным рассказам небольшие детали, чтобы заинтересовать слушателей.

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен

Позже парочку таких небылиц анонимно опубликовали в сборниках «Der Sonderling» («Дурак») и «Vademecum fur lustige Leute» («Путеводитель веселых людей»). Рассказы подписаны инициалами Мюнхгаузена, но мужчина не подтверждал собственного авторства. Слава среди местных жителей росла. Теперь любимым местом для бесед со слушателями стала гостиница «Король Пруссии». Именно там байки веселого барона услышал писатель Рудольф Эрих Распе.

Портрет Рудольфа Эриха Распе

В 1786 году свет увидела книга «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Чтобы добавить остроты, Распе вставил в первоначальные рассказы барона больше несуразицы. Произведение вышло на английском языке.

В том же году Готфрид Бюргер — немецкий переводчик — опубликовал свою версию подвигов барона, добавив в переведенное повествование больше сатиры. Главная мысль книги кардинально изменилась. Теперь приключения Мюнхгаузена перестали быть просто небылицами, а приобрели яркий сатирическо-политический оттенок.

Памятник Готфриду Бюргеру

Хотя творение Бюргера «Удивительные путешествия барона фон Мюнхгаузена на воде и на суше, походы и веселые приключения, как он обычно рассказывал о них за бутылкой вина в кругу своих друзей» вышло анонимно, реальный барон догадался, кто прославил его имя:

От Сац до Геббельса

Если говорить по справедливости, то Захаров — далеко не первый, кто решил вывести на экран этого полулегендарного героя. Первый фильм о бароне Мюнхгаузене — «Видения барона Мюнхгаузена» — сняли французы в 1911 году. И барон в нём — вовсе не отчаянно смелый романтик, умеющий говорить правду в глаза, умело переплетая ее с байками, а, выражаясь современным языком, фрик, который к тому же болтается по временам и эпохам. То он телепортируется во дворец фараона, дальше — в античную Элладу, где на него нападают грации-оборотни. В общем, в отличие от барона-Янковского, в этого зрительницы и не думали влюбляться.

Экранизировали эту историю и на родине барона — в Германии — в 1943 году, к 25-летию главной киностудии страны UFA. Заказчиком фильма выступало Министерство пропаганды, а курировал съёмки сам Геббельс.

Да и в Советском Союзе приключениями Мюнхгаузена тоже интересовались: в 1929 году появился чёрно-белый мультфильм, ещё без звука, с титрами, зато сценарий к нему написала знаменитая Наталья Сац, основательница детского театра.

Статья по теме

«Ты жизнь мою сыграл!». Что напророчил себе Олег Янковский

Но Захаров все эти первоисточники отмёл, ведь у него был давний проверенный соавтор, сатирик и драматург Григорий Горин. Поэтому за основу своего фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Захаров взял горинскую пьесу «Самый правдивый», написанную по заказу Театра Советской армии в 1974 году. Роль Мюнхгаузена в той постановке досталась Владимиру Зельдину. Автором музыки выступил композитор Алексей Рыбников, хороший друг Горина. Захаров, прослышав о новом спектакле, при встрече с Рыбниковым в «Ленкоме» (тогда шла подготовка к рок-опере «Юнона и Авось») попросил наиграть ему главную музыкальную тему.

А после премьеры спектакля в Театре Советской армии Марк Анатольевич понял, что про такого Мюнхгаузена нужно снимать кино, и попросил Григория Горина переработать пьесу в сценарий. В принципе, актёры для фильма уже были готовы, они отлично знали рисунки своих ролей: бери и снимай. Тем более что у Зельдина был немалый опыт работы в кино. Так что мы могли бы получить совершенно иного Мюнхгаузена: изящного брюнета с плавными движениями. Но у Захарова были свои принципы: режиссёр «Ленкома» обожал труппу своего театра, и костяк всех его фильмов составляли именно его актёры. Так было и в случае с кинолентой «Тот самый Мюнхгаузен».

Семен Фарада, Олег Янковский, Леонид Броневой. Кадр из фильма

Игорь Кваша (1933 — 2012)

Игорь Кваша — тогда и в последние годы| cloudarticles.info, forumodua.com

Артист Игорь Кваша сыграл в картине Захарова роль бургомистра, которая помогла ему прославиться и запомниться зрителю. Играть в театре Игорь Владимирович начал раньше, чем сниматься в кино, на его счету более 50 спектаклей. Фильмография Кваши насчитывает такие работы, как “Соломенная шляпка”, “Сыщик”, “Акселератка”, “Человек с бульвара Капуцинов”, “Ребро Адама”, “Московская сага”, “Белая гвардия” и др.

30 августа 2012 года Игорь Кваша скончался от легочного сердца, вызванного гнойным бронхитом на фоне болезни легких. Похоронили артиста на Троекуровском кладбище.

Внешние ссылки [ править ]

В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Тот самый Мюнхгаузен
  • Тот самый Мюнхгаузен (ТВ) на IMDb
  • Бесплатная трансляция «Тот самый Мюнхгаузен» насайте Мосфильма
  • Сюжет доступен на Lib.ru
vтеБарон мюнхгаузен
Авторы
  • Рудольф Эрих Распе
  • Готфрид Август Бюргер
Фильмы
  • Сон барона Мюнхгаузена (1911)
  • Знакомьтесь, барон (1933)
  • Барон Прашил (1940)
  • Мюнхгаузен (1943)
  • Сказочный барон Мюнхгаузен (1961)
  • Тот самый Мюнхгаузен (1979)
  • Тайна селенитов (1984)
  • Приключения барона Мюнхгаузена (1988)
Связанный
  • Необыкновенные приключения барона Мюнхгаузена (игра)
  • Синдром Мюнхаузена
  • Синдром Мюнхгаузена по доверенности
  • Мюнхгаузен через Интернет
  • Трилемма Мюнхгаузена
  • Число Мюнхгаузена
  • 14014 Münchhausen
vтеФильмы Марка Захарова
  • Проснись и пой (1974)
  • Захватывающая звезда счастья (1975)
  • Двенадцать стульев (1976)
  • Обыкновенное чудо (1978)
  • Тот самый Мюнхгаузен (1979)
  • Дом, который построил Свифт (1983)
  • Юнона и Авось (1983)
  • Формула любви (1984)
  • Убить дракона (1988)
  • Балакирев-шут (2002)

Янковский вместо Миронова

«Семнадцать мгновений весны» длятся 46 лет

Как снимали фильм

Изначально Захаров думал отдать эту роль Андрею Миронову, игравшему в его «Двенадцати стульях» и «Обыкновенном чуде». Миронов оказался занят, и режиссер остановился на кандидатуре Олега Янковского, с которым тоже работал уже не первый раз. Кроме Захарова мало кто поверил в этот выбор с самого начала. Дело в том, что у Янковского сложилось свое актерское амплуа, и совсем не комедийное – он играл суровых, жестких, бескомпромиссных людей, а тут – фантазер и сказочник. К тому же, если театральному «Мюнхгаузену» Владимиру Зельдину на момент постановки спектакля было около 60 лет, что соответствует литературному источнику, то Янковскому было 35. Однако режиссер отстоял перед худсоветом его кандидатуру, ну а актер доказал многогранность своего таланта.

Сам Янковский называл эту роль одной из самых любимых: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы».

Фото: Коньков Александр/ТАСС

Образование и карьера

В родном городе Рудольф получил начальное образование, и в 1755 году поступил на факультет права в Геттингенский университет. Через пять лет получил степень бакалавра по филологии. Семь лет спустя вернулся в Ганновер. Первое время работал писарем, а затем — секретарем в библиотеке. В 1767 он получил профессорскую должность в Каролинуме.

Автору “Барона Мюнхгаузена” Рудольфу Распе принадлежат многочисленные исследования в области геологии, минералогии, литературы. В известных журналах он публикует рецензии, и это открывает перед ним двери научных сообщество Лондона и Геттингена. В поисках старинных манускриптов Распе дважды путешествовал по Вестфалии.

Из-за недостатка средств Распе выкрал часть монет из коллекции ландграфа, у которого работал смотрителем антикварного кабинета. Хозяин выдал ордер на его арест, но Рудольфу удалось беспрепятственно добраться до Лондона. К этому времени он был уже известен как литератор и специалист-геолог. Несмотря на скандальную славу, Распе приглашают в различные проекты. В 1794 году он планирует заложить шахту в Ирландии, но не успевает — в конце года писатель умер от сыпного тифа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector