Артемий троицкий

Музыкальные предпочтения

Многим интересно, что думает Артемий Троицкий о музыке. Критик отрицательно относится к поп-исполнителям, в особенности к Стасу Михайлову. По мнению Троицкого, «у Стаса нет ничего», и он искренне не понимает, что дало ему такую известность и славу народного любимца.

Место одного из любимых музыкантов в его сердце по-прежнему занимает Виктор Цой. Лидер группы «Кино», безвременно ушедший в 1990 году, был другом журналиста еще со времен советского андеграунда. Троицкий отмечает, что в Викторе сочетались две натуры — бойца и романтика, а его песни были и остаются лучом света, особенно при нынешней политической обстановке. Песни группы «Кино» актуальны что 20 лет назад, что сейчас.

Известный журналист и культуролог Липницкий вспоминает, что сам Троицкий пытался попробовать себя в музыке и даже спел вместе с коллективом «Центр» в рок-опере под названием «Артюр Рэмбо»”, но, по словам Артемия, несмотря на то что в юности он играл в группе «Звуки Му», добиться известности как музыкант он никогда не хотел. «Возможно, что музыкальные критики и журналисты — это неудавшиеся музыканты. Но ко мне это никак не относится», — подчеркивает Троицкий.

Биография

Отец и мама будущего журналиста трудились в научных заведениях. Папа, Кива Львович Майданик, историк, политический аналитик, состоял в штате периодического издания. В детстве Артемий оказался в Праге, куда отправили в командировку отца для работы в издательстве «Проблемы мира и социализма». Сын подрастал умным и способным, в школе не имел проблем ни с одним предметом. После успешного окончания школы он поступил в экономический институт в Москве, там же начал увлекаться музыкой. Многие сокурсники помнят диск-жокея Артемия, который вел дискотеки для студентов в кафе «Ю-4» и главном корпусе вуза. В 1977-м успешно сдал выпускные экзамены, защитил диплом и устроился в Институт истории, где пытался защитить диссертационную работу, связанную с поп-музыкой.

Но в 1983 году Троицкого уволили, и парень от огорчения отказался от идеи дописать диссертацию. Артемий Троицкий еще в 1967 году написал критический очерк на диск ливерпульской четверки «Битлз» под названием «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Но в те времена рок-музыка была под давлением, а писать о зарубежных исполнителях можно было только в подпольных журналах. Но все же работы Троицкого помнят многие поклонники данного жанра. Не каждому удавалось в те годы прослушать пластинки легендарных исполнителей, но благодаря работе и командировкам отца, наш герой мог похвастаться очередной новинкой из-за рубежа. В 1975 году молодой критик начал печатать свои статьи в журнале «Ровесник». Благодаря «оттепели» он смог открыто высказать свое мнение о знаменитом рок-ансамбле Deer Purple. Здесь также стоит отметить, что работа в издании стала возможной за счет стараний влиятельного отца, Майданика. Артемий мог посещать концерты рок-вокалистов в странах соцлагеря, и с тех пор он стал ярым поклонником новых течений в европейской музыке. Набравшись опыта, в 1981 году Троицкий перешел работать в журнал «Зеркало». Здесь молодой критик не сдерживал своих эмоций и вовсю рассказывал о «застое» советской эстрады и беспрестанно хвалил западную. После нескольких таких работ критика уволили, запретили вообще писать в отечественной прессе. Понимая, что с идеологами Союза каши не сваришь, Троицкий на время отказался от журналистской работы и стал сотрудничать с музыкантами. Еще в 70-х годах Троицкий был знаком с подпольными музыкантами. Накопив в начале 80-х определенные средства, он стал главным организатором концертов музыкального андеграунда Союза. Благодаря его стараниям публика познакомилась с творчеством потрясающих групп «Динамик», «Машина времени», «Кино». Исполнители собирали целые стадионы, Троицкий организовывал фестивали, после которых легенды советского рока начали открыто выступать для зрителей. Но среди них для Артемия Троицкого самой главной была группа «Центр». Выступления ансамбля он организовывал многократно и до сих пор поддерживает с ребятами дружеские отношения. Дальше – больше. Артемий Троицкий мечтал во что бы то ни стало познакомить с советскими рокерами зарубежную публику и постепенно начал устраивать концерты в Европе для таких групп, как «Браво», «Телевизор», «Звуки Му» и т. д. В результате с ним начали сотрудничать зарубежные музыканты, и в Союз смогли приехать группы «Суицид», «Де Фазз», «Стереототал» и т. д. На музыкальных площадках стали проводиться международные фестивали рок- и этно-музыки. Кроме того, журналист и организатор концертов пытался заняться музыкой, но так и не стал кумиром миллионов. Мало кто из слушателей помнит композиции «Снег с ее волос», «Агент 008», но все знают Троицкого как талантливого менеджера и организатора. После распада Союза Артемий вернулся в журналистику, в 1995 году стал руководителем российской версии издания «Плейбой». С 1995 по 1996 год работал на телевидении, вел передачу «Кафе Обломов». Вместе с тем его заметки печатались в изданиях «Мoskow Times», «Новая газета», «Диверсант Daily». Сейчас талантливый публицист и журналист является частым гостем теле- и радиоэфиров, с его мнением считаются корифеи отечественной рок- и поп-музыки.

Все фото
6

Артемий Троицкий и Музыка

Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта Советское порно. Первой записью был кавер на Аллу Пугачеву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма «Down House».
Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника посвященного памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». Четвертая вещь «Агент 008» была записана совместно с Мишей Вивисектором (The Vivisectors) и стала как бы своеобразным новогодним обращением к народу Артемия Троицкого.

Жизненная позиция

Уже на протяжении долгих лет Артемий Троицкий критикует Владимира Путина и его сторонников, присутствовал на митинге «За честные выборы» в 2012 году на Болотной площади. Как заявил опальный критик в одном из интервью: «Путин мешает жить практически всем».

Где живет Артемий Троицкий сейчас и чем он занимается? Журналист с семьей уехал из Москвы несколько лет назад после того, как его уволили с факультета музыкальной журналистики МГУ, где он на протяжении тринадцати лет читал лекции студентам. Троицкий говорит, что все это время он находился в Москве только лишь из-за работы, потому как город он не любит и никогда не питал к нему теплых чувств. Его стали реже приглашать для интервью, публикации стали нерегулярными. Внезапно представилась возможность жить и работать в Эстонии, журналист, разумеется, согласился.

Сейчас общественный деятель и журналист читает лекции в местном университете и ведет передачу на эстонском телевидении. Основная цель программы — противостояние официальной российской пропаганде на территории Восточной Европы. В одном из эфиров он признался, что во многом разделяет взгляды Алексея Навального, и если бояться и идти на поводу у власти, не получится стать настоящим политиком. Троицкий считает абсурдным то, что движение «Русские» подверглось критике из-за своей позиции по поводу войны на Украине. По мнению опального журналиста, Кремль создал свои националистические партии, подобные «Антимайдану», и всеми силами старается искоренить другие движения, чьи цели и мысли отличаются от кремлевских.

Журналистика

Дебют Артемия Троицкого в роли музыкального критика состоялся в 1967 году. Он написал очерк на альбом группы The Beatles. Отзыв разместили в подпольном журнале, доступном для чтения немногим. Также в то время журналист создавал обзоры на рок-музыку в издании «Ровесник», притом что такой стиль не одобрялся представителями власти. Впервые публикацию для широкой аудитории Артемий выпустил в 1975 году, написав о коллективе Deep Purple. Благодаря отцу он получил возможность побывать на концертах многих легендарных рок-групп и вокалистов в странах соцлагеря. Поэтому молодой музыкальный критик писал со знанием дела и довольно профессионально. Троицкий стал поклонником новейших течений европейской музыки.

В 1977 году парень успешно защитил диплом и устроился на работу в столичный Институт истории. Здесь он попытался защитить диссертацию на любимую тему — поп и рок-музыка. Но время для таких «смелых» тем еще не подошло. Артемию ничего не оставалось, как смириться и попробовать свои силы в другом занятии. Он начал организовывать концерты коллективов, чье творчество относилось к андеграунду. Так соотечественники смогли познакомиться с песнями «Машины времени», «Кино», «Динамика» и «Центра». Последняя рок-группа для Артемия имела особенное значение, так как он тесно общался с музыкантами.

Артемий Троицкий и Александр Башлачев

Журналист мечтал познакомить с новыми российскими группами, течениями и стилями не только соотечественников, но и зарубежных слушателей. И он начал организовывать концерты вышеназванных коллективов, а также появившихся групп «Браво», «Звуки Му», «Телевизор» и других за рубежом. В 1981 году критика приняли на работу в издание «Зеркало».

На страницах этого журнала Артемий бичевал советскую эстраду и, не сдерживая эмоций, рассказывал о застое в современном музыкальном сегменте культуры СССР. В 1983-м молодого сотрудника уволили, запретив публикацию его очерков и статей в советских изданиях. Ограничения отменили только в 1985 году.

Вскоре времена поменялись. С приходом оттепели рамки дозволенного постепенно расширялись. После развала СССР Артемий Троицкий смог вернуться к работе музыкального критика и получить роли в нескольких фильмах. В 1995 году журналист был назначен руководителем российской версии Playboy. Мужчина попросил об этом сам, и американское руководство доверило ему такую должность. Артемий уверен, что он был лучшим кандидатом, несмотря на полное отсутствие подобного опыта работы. Троицкому предоставили полную свободу. Начальники из Америки выставили только несколько требований, в основном журналист не имел ограничений. Его попросили держаться подальше от политики, но тот все равно публиковал интервью с представителями власти. Мужчина покинул пост в 1999 году. Также критик попробовал себя и в роли телеведущего — в 1995 году на протяжении года вел программу «Кафе “Обломов”».

Артемий Троицкий, Виктор Цой и Юрий Каспарян в молодости

В 2018 году внимание музыкальных журналистов и Артемия в том числе оказалось привлечено к скандальной картине режиссера Кирилла Серебренникова о Викторе Цое. Фильм получил название «Лето» и еще до выхода стал называться социальным феноменом

Режиссер снимал кинокартину в условиях домашнего ареста и социальной истерики, а критики бросились анализировать картину еще до выхода. Очень быстро Артемий подхватил волну и также высказался, выразив сильные сомнения по поводу сюжетных линий картины. Критик акцентировал внимание на любовном треугольнике с участием Виктора Цоя. Он подчеркнул, что как исследователь рок-сцены и андеграундной музыки тех времен даже не слышал о таком романе, который лег в основу фильма.

С 2015 года мужчина сотрудничает с «Радио “Свобода”», где ведет программу «Музыка на “Свободе”». В 2018-м главными героями авторского блога стали музыканты группы «Сейф».

В том же году в интервью Артемий Кивович высказал мнение, что социальные сети и платформа «Ютьюб» уже давно заменили телевидение

Отдельное внимание он уделил Юрию Дудю. Журналист подчеркнул, что не видел ни одной его программы, но слышал много положительных отзывов о работе блогера

Жизнь в Эстонии

Сам журналист бывал в Эстонии многократно, еще ребенком частенько приезжал на каникулы к бабушке. Сравнивая Эстонию и Россию, Троицкий отмечает, что в Эстонии отсутствует бюрократия, на улицах городов чисто и комфортно, а Таллин даже чем-то похож на родной Ярославль. Младшая дочка Лидия с детства растет билингвом: когда только они переехали в Эстонию, ее определили в двуязычный детский сад, где преподаватели разговаривали и на эстонском, и на русском. Журналист также доволен местными русскими школами. По его словам, они оборудованы по последнему слову техники, и уровень образования высокий.

Интересные факты из жизни критика и общественного деятеля

  • Его работа, которую за границей знают, как «Назад в СССР», написанная в 1987 году и изданная в Англии, допущена была к публикации только после распада СССР, в 1991-м, и является первым в мире изданием, посвященным русскоязычному року. Эта книга также издавалась в Европе, США и Японии.
  • Критикует президента России за внешнюю политику и «Крымский референдум». Несмотря на успех его участия в программе «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы», был отстранен из-за конфликта с руководством.
  • Ведет передачу «Разноцветные новости» на эстонском телевидении.
  • Артемий входит в круг самых близких друзей Виктора Цоя. В 2002 году самостоятельно организовал концерт в одном из спорткомплексов Петербурга, посвященный 40-летию лидера «Кино», пригласил всех метров русского рока и выступил в роли ведущего на этом мероприятии.

Культ и безнаказанность

Аресты за картинки и мемы часто сравнивают с 1937 годом, а культ личности Путина — с брежневским. Сколько, по-вашему, на самом деле есть в современной России от СССР?

— В современной России от СССР довольно много, и этих черт становится все больше. Культ Путина действительно все больше и больше напоминает культ Брежнева, да и сам Путин все больше напоминает Брежнева. Я недавно в одной своей статье сравнил сегодняшнюю Россию со сталинским СССР, но при этом не образца 1937–1938 года, когда вовсю шел террор, — у нас, конечно, этого нет, и глупо говорить, что это так. Но в сталинизме были другие годы, допустим, 1950-й: тогда массового террора не было, но был культ вождя, цензура, была вся эта патриотическая, милитаристская пропаганда, это похоже. И главное, что неотличимо, — это безнаказанность власти. И если будет сохраняться статус-кво, то будет только хуже. Санкции будут усиливаться, будут нарастать скандалы, которые идут один за одним. Нужны радикальные перемены, но я пока не вижу у властей желания к переменам, а у оппозиции не вижу сил на это.

Краткая биография

Артемия Троицкого называют первым агитатором «за рок-музыку». Знаменитый эксперт и музыкальный критик появился на свет 16 июля 1955 года в интеллигентной семье. Родители занимались политологией и проживали в Ярославле. Через несколько лет отца перевели на работу в редакцию журнала «Проблемы мира и социализма», которая располагалась в столице Чехословакии городе Праге. Благодаря этому детские годы Артемия прошли на земле чешского государства. Когда ребенку подошел возраст отправляться в школу, семейство воротилось к родным пенатам. 

В школе мальчик учился хорошо. Рано начал проявлять интерес к музыке. Интересовался, насколько это было возможным, джазом и другими модными течениями, которые рождались на Западе. Отец привозил ему диски из заграничных командировок, и Артемий узнавал о новинках один из первых в Москве. В 1972 году Троицкий получил среднее образование. После некоторых раздумий поступил в экономико-статистический институт. Уже в студенческие годы он хорошо знал, как живет музыкальная тусовка столицы.  

Артемий Троицкий на телевидении, в кино

До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видео-ритмы» на латвийском телевидении.
В 1980-х — 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард». Телекритиками широко обсуждался тот факт, что человек с выраженной патологией коммуникации (Артемий с детства сильно заикается) выступает на ТВ не просто в качестве гостя, а как ведущий. С 1991 по начало 1994 года работал главным редактором музыкальной редакции Российского Телевидения. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А». С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов». В 1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР». В 2004 году вел передачу на Ren-TV «Признаки жизни» совместно с Владиславом Мамышевым-Монро.

Последним на сей день (2006) местом деятельности Троицкого на телевидении стала программа Культтовары на телеканале «Культура».
Первой заметной ролью в кино стала роль Тоцкого в фильме Романа Качанова «Даун Хаус».

Рок-н-ролл и протест

В СССР весь рок носил протестный характер по умолчанию — он был запрещен. Имеет ли смысл протестовать сегодня, если ничего не запрещают?

— В нулевые годы цензуры не было, войны не шли, потому и протеста не было. Сейчас страна в явном кризисе, экономическом и политическом, люди протестуют, идут войны более чем сомнительного толка, правящей партии никто не верит. Митинги разгоняют полицейские. На антивоенных фестивалях иногда проходят облавы. Цензура появилась. За репосты начали сажать. Идет интересная политическая жизнь. Есть против чего протестовать, потому протест существует.

Насколько сегодня авторитетно для общества мнение музыкантов?

— Мне трудно ответить на этот вопрос. Я думаю, что, конечно, музыканты не являются реальными авторитетами в области политики, как и в области экономики. Во-вторых, у нас сейчас нет музыкантов, которые настолько же популярны в стране, как были, например, Высоцкий и Цой. Если бы был новый Высоцкий, которого бы все слушали и любили, и он бы высказался на какую-то тему, он мог бы некоторое количество людей за собой повести. А сейчас кто может это сделать? Шнуров, что ли? Ну это смешно.

Может быть, такие люди появятся.

— Высоцкий — великий человек. Технически появление такого человека возможно, но реально гении рождаются не так часто, к сожалению.

Сейчас в России есть запрещенные (экстремистские) песни и даже целые группы. Не вернемся ли мы обратно к подпольным квартирникам?

— Стало меньше свободы, чем было раньше, в девяностые и нулевые годы. Тем не менее я бы не отождествлял сегодняшнюю ситуацию с СССР в 1970-е, начале 1980-х. Во-первых, есть интернет, который, слава богу, не прикрыли. Если говорить о музыке, есть огромная сеть маленьких клубов, которая в каком-то смысле напоминает квартирники, но все-таки это публичные места, в которые люди могут купить билет. Насколько мне известно, никакой цензуры для выступления в маленьких клубах музыканты не проходят.

Несколько групп в этом году отказались выступать на фестивале «Нашествие» из-за присутствия там военной техники. Это уже посерьезнее?

— Я думаю, да, это было серьезное выступление, и я, как человек пацифистских настроений, это поддерживаю. Считаю, что ребята молодцы, они адекватно отреагировали на определенное лицемерие организаторов фестиваля, которые пообещали, что военщины на фестивале не будет, а потом пошли на спонсорство Минобороны. Я разговаривал недавно с людьми из «Нашего радио», и их единственным аргументом было: «Ну да, были там эти танки, но они же были далеко, их никто не видел». Но танки были. Как говорил Карл Маркс, «нельзя быть немножечко беременным. Нельзя поставить на рок-фестивале немножко танков и сильно в стороне.

«Нашествие» стало политизированным фестивалем?

— Я не могу такого сказать, хотя я слышал, что Noize MC там выступил с очень яркой, открытой антивоенной программой. Тем не менее я бы сказал так: если даже такие абсолютно аполитичные, пьяные, пивные фестивали начинают приобретать политическую окраску, это свидетельствует о том, что протестные настроения в обществе явно растут.

Детство и юность

Артемий Троицкий родился 16 июня 1955 года в Ярославле, по знаку зодиака Близнец. Его отец Кива Львович Майданик был политологом и историком, специализирующимся на латиноамериканских странах. Мама Руфина Николаевна Троицкая занималась воспитанием сына. Детство Артемия прошло в Праге, где родители были сотрудниками издания «Проблемы мира и социализма».

После возвращения в Москву будущий журналист пошел в школу. Мальчик учился очень хорошо, в его способностях не сомневались даже самые строгие учителя. В старших классах Троицкий увлекся зарубежной рок-музыкой. Раздобыть пластинки в СССР было сложно, но Артемию повезло: его отец привозил вожделенные диски из-за рубежа. Поэтому парень, в отличие от большинства ровесников, неплохо разбирался в музыкальных течениях и стилях. После получения аттестата он поступил в Московский экономико-статистический институт, где получил образование математика-экономиста.

В студенческие годы все полученные знания были очень полезными. Тогда Артемию удалось стать местным диджеем: он проводил дискотеки в МГУ в столовой Б-4.

Личная жизнь журналиста

Троицкий впервые женился уже в зрелом возрасте. Про первую любовь критика мало что известно.

Второй супругой Троицкого была искусствовед Светлана Куницына, которая также работала на одном из центральных каналов и в изданиях, выпускавших статьи о моде и стиле.

Третья жена, Марианна, тоже журналист, была заместителем главного редактора журнала о вкусной пище «Гастрономъ», кроме этого, работала в газете «Известия» и модном издании «Космополитан».

У Артемия четверо детей от разных жен. Старшая дочь уже учится в университете, она унаследовала писательский талант от папы: пишет рассказы, неплохо рисует. Остальные дети еще учатся в школе.

Артемий был женат четыре раза. Вера Троицкая, жена Артемия Троицкого, четвертая по счету, имеет эстонские корни.

О «протестном шевелении» в Ярославле

Почему вы уехали из России?

— Я не эмигрировал, я остаюсь российским гражданином. Семья живет за границей. Я часто езжу в Россию, я ее люблю и не представляю, как без нее жить. А уехал, потому что там появилось больше возможностей для самореализации. Здесь мне из-за моих взглядов перекрыли кислород. А у меня двое детей и жена, как можно бросать их на произвол? Надо было соглашаться на некоторые предложения из-за рубежа.

В Ярославле сейчас много протестных выступлений. Следите за тем, что тут делается?

— Я люблю этот город и рад, что тут происходит какое-то протестное шевеление. Но почему же ярославцы голосовали за «Единую Россию? Что это такое? Это не ярославский характер — поддерживать каких-то … .

Местные интернет-газеты я не читаю, но часто ярославские мусорные бунты достигают центральной прессы, и тогда я думаю: «Молодцы, ребята!»

Артемию Троицкому 63 года. Родился в Ярославле. Сейчас живет в Эстонии. Один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, один из самых известных музыкальных обозревателей России. Ведет политический видеоблог «Хижина дяди Тёма» на ARU.TV, передачу «Музыка на Свободе» на «Радио Свобода». Его официальный аккаунт в ведут помощники.

* Радио Свобода выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.

Журналисткая деятельность Артемия Троицкого

Дебют Троицкого как рок-журналиста состоялся в 1967 году, им была написана рецензия на альбом The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», опубликованная в школьном самодельном журнале. Писал о рок-музыке статьи в журнале «Ровесник» в то время, когда рок-музыка была в немилости у властей СССР. Первой такой публикацией стала статья о группе Deep Purple «Пятёрка тёмно-лиловых» стр.1, стр.2 в 1975 году.
В 1979 году Артемий Троицкий посетил концерты Элтона Джона в Москве для того, чтобы лично почувствовать разницу выступлений этого исполнителя в Европе и в нашей стране (по его словам незадолго до того он побывал на концерте Элтона Джона в Австрии).
В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.

В 1995 году Артемий Троицкий основал и стал первым главным редактором русской версии журнала Playboy. Одновременно сотрудничал с другими изданиями, в том числе с «Новой газетой» (с 1997 года, ведущий рубрики еженедельника «Новая газета. Понедельник», член редакции и автор музыкального приложения «Московский бит»). Музыкальный обозреватель газеты «Moscow Times». В 2000 году начал редактировать колонку «Диверсантъ-Daily» на портале estart.ru, выросшую в отдельный интернет-проект Троицкого «Диверсант-Daily» (в настоящий момент не поддерживается).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector