Юрий вяземский — биография, новости, личная жизнь

Биография

Юрий Павлович Вяземский (Симонов) – яркий представителей современной российской интеллигенции. Большинству из зрителей он знаком как телеведущий передачи «Умники и умницы». Помимо этого, Юрий Павлович – писатель, философ и заведующий кафедрой мировой литературы в МГИМО. А еще – эрудит и полиглот, свободно владеющий пятью языками.

Юрий Симонов родился в Ленинграде в начале лета 1951 года. История семьи такова, что на ее основании можно написать увлекательный и трагичный роман. Дед по отцу, носивший фамилию Станкевич, в сталинские времена был осужден по делу Михаила Тухачевского и расстрелян. Вскоре расстреляли и бабушку. Осиротевшего мальчика Павла Станкевича усыновил скульптор Василий Симонов, который и дал ребенку свою фамилию. Так отец телеведущего стал Павлом Симоновым, впоследствии биофизиком, психологом и академиком.


Писатель, философ и телеведущий Юрий Вяземский

Известным человеком оказался и второй дед телеведущего – Сергей Вяземский, историк и создатель богатейшего архива истории Санкт-Петербурга, дворянин по происхождению.

Павел Симонов и Ольга Вяземская поженились, и в этом браке на свет родились двое детей – Юрий Симонов (позже взявший фамилию матери в качестве творческого псевдонима) и актриса Евгения Симонова. Так как Юрий в детстве часто болел, на семейном совете было принято решение оставить ребенка в Ленинграде с бабушкой и дедушкой. Родители с дочерью отправились в Москву. Это время для Юрия не прошло даром, так как ему посчастливилось поучиться в музыкальной десятилетке при Ленинградской консерватории. В 9 лет мальчик переехал в столицу.


Юрий Вяземский с сестрой Евгенией Симоновой

В столице Юрий Вяземский учился в спецшколе с углубленным изучением иностранных языков, после окончания которой поступил в МГИМО, выбрав факультет международной журналистики.

После получения диплома МГИМО Симонов-Вяземский одно время трудился в журнале «Международная жизнь». А когда сестра Евгения Симонова поступила в Щукинское театральное училище, поспорил с ее однокурсниками Юрием Васильевым и Леонидом Ярмольником, что тоже поступит в «Щуку». И выиграл спор. Но в училище проучился только полгода, вовремя поняв, что ошибся.

https://youtube.com/watch?v=ejjnPHGwac8

https://youtube.com/watch?v=EgdJA4oSfxA

Работа на телевидении

Тогда же, в 1989 году, герой нашей статьи начал работать на Центральном телевидении. Сначала он вел молодежную программу «Образ», построенную в форме викторины по литературе. Впоследствии, в связи с новыми политическими веяниями, этот проект был закрыт. Тогда Юрий Вяземский, биография которого очень насыщенна, поступил на работу в «Останкино» на телеканал ОРТ. Здесь он создал программу просветительского направления «Умники и умницы». Этот проект не имеет аналогов ни на одном телеканале мира. Интеллектуальное шоу для школьников, победа в котором обеспечивала семерым участником поступление в МГИМО, быстро стало популярным. Ему трижды присуждалась премия «Тэффи», а в 2003 году программа вышла в финал Телевизионного фестиваля, проводившегося в Нью-Йорке. Ведущий «Умники и умницы» Юрий Вяземский показал себя блестящим шоуменом, великолепным артистом, умеющим создать интригу в академическом интеллектуальном шоу. Работать над программой ему помогала вторая жена – Татьяна Смирнова. В прошлом она трудилась преподавателем французского языка, а затем стала шеф-редактором проекта и исполнительным директором созданной Юрием Павловичем телестудии «ТВ-образ». Никто, в том числе и создатель, не мог и подумать, что «Умники и умницы» продержатся на телевидении 22 года. Вяземский до сих пор не считает себя прежде всего писателем, а не известной медийной персоной.


Смотреть галерею

Поприще писателя

Непростые размышления о судьбе актера сподвигли Юрия Павловича сесть за перо. Спустя некоторое время он напишет свое первое литературное произведение, посвященное тяжелым будням, которые проводят лицедеи в храме Мельпомены. Его постепенно увлекает нива писательства, где он и сценарист, и режиссер, и директор в одном лице. Спустя некоторое время на суд читателя выходит первая повесть Вяземского под названием «Пушки привезли». Это произведение, в котором автор поднимает извечную проблему поиска своего «я» в этом мире, маэстро посвятил сестре Евгении Симоновой.

В 1982 году издается дебютная книга Юрия Павловича, состоящая из нескольких рассказов и повести «Шут», в которой обыкновенный школьник Валя Тряпичников поднимает глубокие проблемы нравственности. В настоящее время библиография писателя насчитывает более 20 литературных работ.

Детство и семья Юрия Вяземского

Юрий Вяземский (урожденный Симонов) родился в июне 1951 года в Ленинграде. Его многовековое генеалогическое древо уходит корнями в историю. По отцовской линии Юра должен был унаследовать фамилию Станкевич. Однако после расстрела деда и бабушки, его папа остался сиротой и был усыновлен скульптором Василием Симоновым. Дав Павлу фамилию и достойное образование, приемный отец обеспечил пареньку будущее, связанное с науками. Вяземские – это фамилия предков Юрия Павловича по материнской линии, идущая из дворянства. Скорее всего именно дед Вяземский наделил будущего внука интересом к истории и философии. А мама Юры Ольга Сергеевна по образованию лингвист.

Юра Симонов-Вяземский в детстве

В семье Юрия Вяземского, помимо двух великих дедов и папы-академика, есть еще одна знаменитость – известная актриса театра и кино Евгения Симонова. Юрий же в качестве псевдонима для своей творческой биографии взял фамилию матери.

Юрий Вяземский и Евгения Симонова: родные брат и сестра

Родители Юрия Вяземского, поженившись, жили душа в душу. Семейное счастье омрачала лишь странная болезнь сына: мальчик без потери сознания терял координацию движений и понимание, где находится. Так он запросто мог оказаться под колесами транспорта на дороге или упасть с моста.

Юрий Вяземский с отцом и сестрой

Скрепя сердце, родители с младшей дочерью уехали в Москву, оставив Юрия на попечение бабушки и деда. Зато у паренька была возможность несколько лет посещать музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Болезнь вскоре отступила, и родители забрали Юрия в столицу. Среднее образование Симонов-Вяземский получил в школе с углубленным изучением иностранных языков (к слову, на сегодняшний день Юрий Павлович владеет пятью языками!), а получив «аттестат зрелости», поступил на факультет журналистики престижного МГИМО.

Юрий Вяземский в молодости

После окончания какое-то время в профессиональной биографии Юрия числилась строчка «журналист» издания «Международная жизнь». Потом было поступление «на спор» в Щукинское училище. Поняв, что лицедейство – совершенно не его стезя, молодой человек начал писать. Выпущенная в 1982 повесть «Шут» впоследствии стала сценарием для фильма режиссера Андрея Эшпая. Дальнейшие работы Вяземского стали носить более философский характер.

В начале 90-х Вяземский открыл новую страницу своей профессиональной деятельности в качестве телеведущего канала ОРТ.

Тогда свет увидел грандиозный интеллектуальный проект «Умники и умницы», мгновенно взлетевший по рейтинговой шкале до топов. Ежегодно 7 победителей-эрудитов получают возможность учиться в МГИМО. Это шоу для умных, изначально задуманное как развлечение, было отмечено ТЭФИ и получило признание за рубежом.

«Умники и умницы» с Юрием Вяземским

В 1993 Юрий Павлович был назначен завкафедрой мировой литературы родного Института международных отношений, здесь интеллигент трудится и по сей день. Студенты и коллеги отзываются о нем как о высоконравственном, всестронне образованном и глубоко религиозном человеке, прирожденном педагоге и грамотном руководителе.

ТЭФИ для Вяземского

Дружба с А. С. Пушкиным

С Александром Сергеевичем Вяземский познакомился, когда тот был ещё ребёнком. Князь Петр был частым гостем в доме дядюшки поэта, Василия Львовича Пушкина. Вместе с Жуковским он навещал одаренного юношу в царскосельском лицее. Так невзначай завязалась самая важная, самая долгая дружба в жизни Вяземского. Петр Андреевич одним из первых оценил необыкновенный литературный талант пылкого лицеиста: «Его «Воспоминания» вскружили нам голову с Жуковским. Какая сила, точность в выражениях, какая твердая и мастерская кисть в картинах. Дай Бог ему здоровья и учения, и в нём будет прок и горе нам. Задавит каналья!»

Их притянуло друг к другу будто магнитом: горячего, порой нетерпимого Пушкина и сдержанного, благовоспитанного Вяземского. Вместе друзья шутили, кутили, ссорились и спорили до хрипоты, а их переписка – настоящий роман о политической и светской жизни той эпохи.

Когда князь Петр получил при дворе должность камергера, Пушкин прислал другу шутливое стихотворное поздравление:

Петр Андреевич вел издательские дела Пушкина, при любой возможности хлопотал за него перед влиятельными людьми. Тот в свою очередь самолично правил некоторые стихи друга, брал строки Вяземского эпиграфами к своим произведениям («Кавказский пленник», «Медный всадник», «Станционный смотритель») и даже ввел князя как действующее лицо в IV главу «Евгения Онегина»:

Дружба двух литераторов продолжалась до самой смерти А. С. Пушкина. После злосчастной дуэли у Чёрной речки Петр Андреевич с женой безотлучно дежурили в квартире тяжело раненного поэта. Провожая друга в последний путь, Вяземский положил в гроб свою перчатку и почти всю церемонию отпевания горько прорыдал на ступенях Конюшенной церкви. Без Пушкина свет для него померк…

Родословная

Уже ответ на вопрос о том, кем были предки известного ныне литератора и телеведущего, содержит в себе интригу. Ранее на «Первом канале» транслировалась передача, посвященная родословной Вяземских. Как оказалось, Юрий Павлович оказался представителем знатного рода, который связан кровными узами с самими Рюриковичами. А начало родословной ведется от князя Афанасия Ивановича Вяземского, который был правой рукой царя Ивана Грозного. Предок писателя и телеведущего поддерживал политику опричнины и собственноручно исполнял приказы государя в отношении тех, кто был признан «государевым преступником». Однако спустя некоторое время Афанасий Иванович сам попал в немилость царя, после чего его обвинили в измене. Сам князь скончался от жестоких пыток, а всех его родственников сослали в глухие края, лишив привилегий и титулов.

Дед по отцовской линии (фамилия – Станкевич) имел литовские и польские корни. Во второй половине 30-х он стал фигурантом «дела маршала Тухочевского» и был арестован чекистами. Советский суд установил вину Станкевича, после чего его расстреляли. Бабушка, испугавшись, что такая же участь может постигнуть и ее, и сына Павла, незамедлительно выходит замуж за человека невысокого чина.

Но чекисты потом узнали, что мать Павла происходила из дворянского рода, и казнили ее. Малолетний сын стал воспитываться в приемной семье скульптора Василия Симонова, который и дал пасынку свое отчество и фамилию.

Что касается деда по материнской линии, то он профессионально занимался исторической наукой. Ему удалось собрать гигантский архив, который содержал бесценную информацию о прошлом города на Неве. Дед тоже происходил из дворян, но по понятным причинам старался скрывать свою родословную.

Отец писателя и телеведущего занимался врачеванием и был экспертом в области физиологии, а мать преподавала учащимся иностранные языки.

Щукинское

Но занимаясь журналистикой, Юрий Павлович часто вспоминает о свое детской мечте – стать театральным актером. Однажды он поспорил с приятелем, что ему вполне по силам поступить в театральное училище им. Щукина. И Вяземскому действительно это удалось. Однако, проучившись всего семестр, Юрий Павлович вынужден был ретироваться. Дело в том, что появилась острая нужда заботиться о хлебе насущном, поскольку выпускник МГИМО стал женатым человеком, а в его семье родился ребенок. К тому же он вдруг понял, что актерская профессия – это тяжелая ноша, с которой, возможно, ему не справиться. Вяземского тяготил тот факт, что режиссер может месяцами, а то и годами, обделять актера ролями.

Первые литературные опыты

Далее Вяземский Юрий направил свои творческие устремления в область литературы. В качестве псевдонима он избрал девичью фамилию мамы и отныне сделался для широкой публики не Симоновым, а Вяземским. Талантливый писатель написал несколько произведений. Среди них – повесть «Пушки привезли», героем которой сделался актер. В 1982 году увидела свет первая книга Юрия Павловича. В ней были опубликованы рассказы и психологическая повесть «Шут», в которой одаренный подросток жестоко мстит своим обидчикам. Повесть приобрела большую популярность, на нее была опубликована одобрительная рецензия в «Литературной газете». В 1988 году «Шут» была экранизирован. Сценарий написал сам Вяземский. Фильм посмотрело семь миллионов человек. Несмотря на шумный успех, Юрий Павлович сменил творческое направление и стал склоняться к философии. В результате в 1989 году вышло фундаментальное исследование под названием «О происхождении духовности. Его Вяземский Юрий написал совместно со своим отцом – Павлом Симоновым.


Смотреть галерею

Детские годы

Все это время папа и мама мальчика вместе с младшей сестрой жили в Москве. Отец будущего телеведущего поступил на службу в госпиталь им. Бурденко, который находился в столице. Выздоровев, Юра покинул бабушку с дедушкой и переехал к родителям. Мальчик посещал музыкальную школу при Ленинградской консерватории, учился играть на скрипке.

В школе будущая знаменитость училась неважно. Мальчик с трудом осваивал точные науки, чувствовал себя гуманитарием и к окончательному выбору своей профессии пришел не сразу

В детстве Вяземский Юрий бредил сценой – мечтал о карьере танцора или оперного певца. По окончании музыкальной школы он попросил маму давать ему уроки английского языка. На этом поприще его ждал успех – мальчик постиг базовую программу всего за полгода и перешел на обучение в английскую спецшколу. Сейчас Юрий Павлович в разной степени владеет пятью языками — французским, немецким, английским, шведским и испанским.


Смотреть галерею

Личная жизнь

Вступал в брак дважды Юрий Вяземский. Жена первая – одноклассница Ирина – была школьной любовью телеведущего. Он вспоминает, что ему удалось заинтересовать девушку только после девятого класса, когда он, съездив в Свердловск, научился выпивать, курить и исполнять под гитару песни Высоцкого. Расписались влюбленные в девятнадцать лет. В этом браке появились две девочки: Ксения и Настя. Старшая дочь Вяземского окончила Литинститут и стала переводчиком, младшая пошла по стопам отца и завершила обучение в МГИМО. Обе женщины живут за границей. Младшая (Ксения) – в Лондоне, у нее есть сын Джордж и дочь Ольга. А старшая (Настя) трижды выходила замуж, и в каждом из этих браков родила ребенка: в Швейцарии, в Голландии и в Иране. Таким образом, у Юрия Павловича имеется пять внуков от первого брака. Вторично телеведущий женился на Татьяне Александровне Смирновой. В этом браке у него родных детей нет, однако он воспитал пасынка Сергея.

Дети Юрия Вяземского редко встречаются со своим знаменитым отцом. Он с грустью отмечает, что его чаще видится со своими умниками и умницами, чем с близкими родственниками.

…И вдруг она говорит:«Меня смущает ваша гордыня»

— Недавно в одном интервью Вы назвали современную молодежь «поколением селфи» и сказали о том, что Вам эта черта очень не нравится. Разве это не то же самое проявление эгоизма, свойственное всем поколениям во все времена?

— Конечно, это эгоизм. Просто я однажды был в Казани, и как-то рано утром во время пробежки я видел девушку, которая ехала на велосипеде — и прямо во время езды, вся сияя, делала селфи. У нее все для этого было предусмотрено — селфи-палка, все как надо. Мне в какой-то момент даже стало страшно, не упадет ли она. Это действительно ехал яркий представитель селфи-поколения. Она просто снимала, как она едет, как ей хорошо: вот я, а потом Казань, а потом все остальное

И с этого момента я стал обращать внимание на эти селфи. Потом как-то мы с женой пришли в Большой театр, и я увидел, сколько людей перед началом балета ходили по рядам и делали селфи: вот я в Большом театре! И даже возникло ощущение, что сам балет-то им и не нужен, что самое главное они уже сделали и уже готовы идти домой

Но я расскажу одну историю о себе. Недавно я посетил один замечательный монастырь, и матушка игуменья там на меня так задумчиво смотрела, что я подошел к ней и спросил: «Вас что-то смущает?» — имея в виду, что она, наверное, мучается, где же могла видеть мое лицо. И я уже хотел ей подсказать, что в программе «Умницы и умники». Но она, продолжая так же пристально на меня смотреть, вдруг сказала с грустью: «Да, меня смущает ваша гордыня». И меня это поразило! Поэтому можно сколько угодно рассуждать о молодежи в моем возрасте — и про «селфи», и про «пепси», но матушка игуменья хорошо меня разглядела. Она увидела, что у меня не одна, как в селфи, но что семь камер на мою гордыню направлены!

Но, возвращаясь к современным студентам, через год после того, как я увидел это селфи в Казани, я узнал о мощнейшем движении, которое сейчас набирает силу, и я очень рассчитываю на то, что оно не потеряется. Это движение волонтеров, причем в различных областях — в организации мероприятий, в помощи детским домам, интернатам, домам престарелых… Я увидел эти горящие глаза, эти объединенные сердца и вдруг поду­мал, что это обратный эффект от поколения селфи. Достаточно одной кнопки в телефоне, чтобы развернуть камеру от себя — на другого человека. И уже не «я, такой хороший, еду по солнечной дорожке», а «я вижу боль, вижу необходимость помочь, и я весь устремляюсь туда».

Фото Александра Гаврилова

Путешествие во времени

— Юрий Павлович, миллионы людей знают вас как телеведущего. Но ведь вы еще и преподаете в МГИМО, и пишете романы…

— Да, и писатель у меня на первом плане. Я уже много лет член Союза писателей, и у меня вышло уже довольно много книг, в том числе и четыре романа. Последний называется «Бесов нос». А один из предыдущих был «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник». И Эдуард Успенский признался мне, что прочел его дважды. Я его спросил: «Эдуард Николаевич, почему вы дважды читали? Зачем?» На что он мне ответил: «У меня возникло полное ощущение, что вы в Древнем Риме жили, и мне это стало любопытно». Почему я вам об этом говорю? Вся моя жизнь, в том числе и творческая, связана напрямую с писательством и косвенно с телевидением. Из этого вытекает моя программа «Умницы и умники», мое преподавание в институте, и все это органически соединено. Но не потому, что я тут «потянул одеяло на себя». Нет. Я прекрасно понимаю, что как у автора и ведущего программы у меня миллионы поклонников и миллионы телезрителей. Некоторые из них уже 10 или 15 лет меня не смотрят, но они когда-то смотрели и благодарны мне за это. Они меня знают, и они — мои благодарные телезрители. И на встречах с читателями я прекрасно понимаю, что из них подавляющее большинство приходит для того, чтобы получить автограф от автора и ведущего программы «Умницы и умники»…

— Какой смысл вкладываете в свои книги?

— Этого я не могу вам сказать. Считаю, что смысл должны вкладывать вы — читатели. Ну как, скажите, Толстому ответить на вопрос, какой смысл он вложил в «Войну и мир»? Или этот же вопрос адресовать Достоевскому? Или возьмите не роман, а даже маленький рассказ — к примеру, Чехова или Тургенева… Вы думаете, они ответили бы? Да никогда! Они на подобные вопросы всегда говорили: «Прочтите!»

Жизнь, полная открытий

— Юрий Павлович, говорят, что настоящий писатель всегда открывает что-то новое. Вы можете так сказать о себе? И какие открытия для себя сделали?

— Открытий много: я открываю целые миры! Если взять исторические романы, то я, отправляясь в Древний Рим, знакомлюсь с ним настолько близко, что вот даже у Успенского сложилось впечатление, что я там жил. Никто толком не может сказать, как на самом деле жили римские легионеры, как проходили у них походы или сражения. Я с этими вопросами обращался к специалистам, но и они не смогли помочь, и мне самому пришлось туда входить. Как? С помощью различных исторических сочинений и своего воображения. И каково же было мое удивление, когда один специалист, прочтя мой роман «Детство Понтия Пилата», сказал: «Юрий Павлович, простите, но для меня вот что загадка. Вы этот роман написали три года назад. И у вас описано место сражения в Тевтобургском лесу, случившееся между германцами и римской армией. И вы там описываете место, которое было открыто только полгода назад… То есть, вы три года назад «увидели» то место, которое позже раскопали археологи!» Вот это и есть художественное творчество: что иногда, сам того не желая — делаешь открытия, а ученые потом тебя догоняют! (Смеется.) И все это — с помощью воображения и интуиции. Для писателя это великое счастье: ведь ты уходишь в другой мир. Я помню, как моя жена, когда после работы я приходил домой и садился за стол ужинать, обиженно на меня смотрела и говорила: «Юра, ты не в Риме. Я твоя жена Таня. Мы в Москве. Я приготовила тебе ужин. Возвращайся!»

Творчество

Взяв фамилию матери в качестве псевдонима, Юрий Павлович направил силы на литературную деятельность. В 1982 году Вяземский выпустил первую книгу, в которую вошли рассказы и повесть «Шут». Высокая оценка этому произведению была дана в рецензии, которую разместила влиятельная «Литературная газета».

В повести Вяземский раскрывал тему нравственного воспитания молодежи. Главный герой произведения молодого писателя – юноша, наделенный интеллектуальными способностями, который из чувства обиды начинает мстить окружающим. В 1988 году по мотивам повести режиссером Андреем Эшпаем был снят одноименный фильм. Для написания сценария был привлечен автор произведения.

Но писатель не стал углубляться в публицистику, а пошел другим путем. Через год Юрий Вяземский выпустил философский труд «О происхождении духовности», который написал вместе со своим отцом Павлом Симоновым. Затем последовали научные публикации «И на земле мир» (1993), «Открытое письмо Ивану Карамазову» (1994), «Вооружение Одиссея» (2003).

Писатель и телеведущий Юрий Вяземский

В 1993 году биография Юрия Вяземского обогатилась еще одной главой: Юрия Павловича назначили заведующим кафедрой мировой литературы МГИМО. Он и сегодня здесь работает: читает лекции на русском и английском языках по нескольким дисциплинам культурной и религиозной направленности. Юрий Вяземский по праву считается культовым преподавателем МГИМО. По словам коллег, студенты относятся к нему как к родному отцу. На совместных фото, которые попадают в прессу, по горящим глазам учеников Вяземского можно судить о правоте этого суждения.

В начале 1990-х Юрий Вяземский начал работать на канале ОРТ. Писатель придумал и создал уникальную просветительскую программу для детей и подростков «Умники и умницы», аналогов которой на тот момент не было нигде в мире. Интеллектуальная олимпиада для подростков сразу же набрала высокие рейтинги. Каждый год 7 победителей телешоу получают право учиться в МГИМО.

Юрий Вяземский в программе «Умники и умницы»

Участникам каждого выпуска для подготовки материала на заданную тему дается месяц. Задача программы — подготовить эрудитов для поступления в престижный вуз страны и познакомить публику со страницами мировой истории и культуры. Как утверждает Юрий Вяземский, создавал он эту программу ради своего развлечения.

Программа Вяземского трижды награждалась премией «ТЭФИ». В 2003 году получила признание за рубежом. На телевизионном фестивале в Нью-Йорке «Умники и умницы» вошла в финал конкурса.

С 2010 года Юрий Павлович выпускает серию книг, которая основана на материале, используемом в передачах. Это сборники вопросов и ответов в разных областях науки. Одним из популярных изданий этой серии стала книга «От Данте Алигьери до Астрид Эриксон», выпущенная в 2014 году.

Кроме того, в это же время Юрий Вяземский принялся работать над произведениями евангельской тематики «Бедный попугай или юность Пилата» (2012), «Великий любовник или юность Понтия Пилата» (2013). Произведения представляют собой жанровое смешение художественного, исторического и философского взглядов. Первой книгой этой серии стало произведение «Детство Понтия Пилата: трудный вторник», написанное в форме романа-автобиографии.

Юрий Вяземский глубоко религиозный человек, его статьи часто печатаются в православном журнале «Фома». Труды Юрия Павловича высоко ценит российский церковный и общественный деятель Владимир Романович Легойда.

Юрий Вяземский

На собрании Совета Федерации, которое состоялось в марте 2018 года, Юрий Вяземский выступил с предложением по открытию филиалов образовательного центра «Сириус» по всей России. Основным кредо образовательной программы, предложенной профессором МГИМО, стали два понятия: самообразование и трудолюбие.

Свое слово Вяземский произнес в пользу разрабатываемых ФГОСов. Юрий Вяземский считает, что должны быть единые стандарты образования. Основная программа будет занимать 70 % учебного времени, тогда как на дополнительные занятия будет отведено 30 %.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector