Вера пашенная — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
Покушение
Различные радикальные группировки неоднократно устраивали покушения на императорскую особу. Александр Второй, несмотря на ряд реформ, среди которых была отмена крепостного права, считался виновником всех бед народа. Для покушения на Александра был выбран его визит в Санкт-Петербург для участия в различных церемониях. «Народная воля» решила взорвать карету императора во время его проезда вдоль Екатерининского канала. Подготовка велась довольно долго. Заблаговременно революционеры купили лавку, из которой прорыли туннель под мост. Туда планировалась заложить бомбу.
Однако во время визита царя его маршрут изменился. Народовольцам пришлось срочно менять план. В итоге два революционера, Гриневицкий и Рысаков, получили на руки самодельные бомбы и заняли места на улице, по которой должен был проехать Александр. Когда императорская карета подъехала, Рысаков метнул бомбу, но ранил только охрану царя. После этого Александр вышел из кареты, чтобы посмотреть на раненых казаков. Именно в этот момент Гриневицкий взорвал свою бомбу, убив себя и царя.
Детство и юность
Пашенная Вера Николаевна появилась на свет 19 сентября 1887 года в Москве. Когда девочке не исполнилось еще 10 лет, ее родители расстались. Евгения – мать Веры — вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал мужчина по имени Николай Кончаловский, который оказывал ей поддержку в воспитании двух детей.
Пашенная Вера окончила обычную среднюю школу в Москве. Девушка решила посвятить жизнь врачебной практике. Однако незадолго до поступления в медицинскую гимназию сделала выбор в пользу актерской деятельности. Юная Вера Пашенная подала документы на поступление в Московское театральное училище, куда была успешно зачислена с первой попытки в 1904 году.
Тяжелая болезнь
В 1961 году на сцене Малого театра состоялась премьера постановки «Честность» по произведению писателя А. Сафронова. В пьесе Вере Николаевне достался образ пожилой коммунистки по фамилии Колесова. Спектакль ставился к памятной дате – открытию 22-го съезда КПСС. Поэтому неудивительно, что все артисты, которые готовились к участию в пьесе, находились в нервном состоянии. Однако больше всего репетиции негативно отражались на самочувствии Пашенной. Артистка постоянно ощущала себя усталой и больной. Вскоре коллеги по сценической площадке забили тревогу и, как оказалось, не понапрасну.
В один момент Вере Пашенной потребовалась врачебная помощь. В ходе репетиций к показу будущей пьесы в театр была вызвана карета скорой помощи. После целой череды обследований Вере Николаевне поставили неутешительный диагноз – рак. Вначале актриса согласилась пройти комплексное лечение. Однако после проведения нескольких дней на больничной койке решила выписаться из медицинского учреждения. Актрису угнетала тамошняя атмосфера. Пашенная не привыкла проводить день за днем бездельничая. Да и оставаться наедине со своей проблемой артистка также не желала.
Вернувшись к работе в театре, Вера Николаевна осознавала, что это станет для нее приговором. Но артистка продолжала выходить на сцену, играя своих сильных, непокорных героинь. В утреннее время Пашенная посещала больницу, где проходила процедуры по облучению рентгеном. Уже в обеденное время ее можно было лицезреть в полной бодрости духа на сценической площадке.
Дебют в театре
В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.
В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.
Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Пашенная Вера Николаевна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. Проверено 28 сентября 2015.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
- ↑ Рощин-Инсаров Николай Петрович — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- ↑ Толченова Н. П. Живая Пашенная. — 2-е изд., перераб. — М.: Советская Россия, 1987. — С. 4. — 126 с.
- ↑ «К 120-летию со дня рождения Веры Николаевны Пашенной» «Живая Пашенная». Малый театр (28 июня 2007).
- ↑ Полонская И. В. Вера Николаевна Пашенная. Статьи. Воспоминания. — М.: Искусство, 1971. — С. 242. — 304 с.
- ↑ Театр П. П. Струйского | Topography of Terror, Moscow
- ↑ В. А. Гапеенко. Авторский блог Валентины Гапеенко: «Вера Пашенная и театр её имени».
- ↑ «Присуждение учёных званий выдающимся мастерам театрального искусства». «Известия» № 87 (7463) от 13 апреля 1941 года
- ↑ Пашенная Вера Николаевна. Новодевичье кладбище.
- ↑ Толченова, с. 6.
- ↑ Пашенная Вера Николаевна. KM.ru.
- ↑ Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933)
- ↑ ГОМЕРОВСКОЕ РОДСТВО ПОЭТОВ. Часть 1-я
- ↑ Спектакль «Гроза» Архивировано 19 июня 2009 года., страница аудио архива театра
- ↑ Пашеная Вера Николаевна (1887—1962)
- ↑ О департаменте
Последняя роль
В январе 1962 года в Малом театре стартовала пьеса «Гроза» по сценарию Островского. Постановка пользовалась огромным успехом у столичных театралов. И это неудивительно, ведь одну из центральных ролей в спектакле исполняла Вера Пашенная. Как оказалось позже, это была последняя пьеса выдающейся артистки. На то время актриса находилась в довольно преклонном возрасте и регулярно болела. Однако ее выдержка продолжала поражать окружающих. Актриса не сдавалась, днями и ночами отрабатывая реплики с партнерами по постановке.
Когда показ спектакля «Гроза» завершился, творческой труппе наконец удалось уговорить Веру Николаевну отдохнуть. Актриса получила путевку в санаторий и отправилась загород. Казалось, что ее жизни на тот момент ничего не угрожает. Однако по возвращению в Москву пожилая артистка стала чувствовать себя хуже. У Веры Николаевны проявилось общее недомогание. Состояние актрисы ухудшалось с каждым днем. Ирина Витольдовна – дочь актрисы — решила перевезти больную раком мать в собственную квартиру. Но даже тщательный уход за Верой Николаевной со стороны близких людей не позволил избежать трагедии. 28 октября 1962-го знаменитая театральная и киноактриса ушла из жизни.
Провожать Веру Пашенную в последний путь собралось пол-Москвы. Прощание с актрисой состоялось у входа в Малый театр, перед которым был размещен гроб с телом артистки. Вокруг театра собралась огромная толпа поклонников творчества Веры Николаевны. На протяжении нескольких часов никто никуда не расходился. Мужчины толпились вокруг театра, сняв головные уборы и склонив головы, а женщины не могли остановить слезы.
Вскоре после смерти знаменитой артистки на доме по улице Газетный переулок, 1/12 в Москве появилась мемориальная доска с ее именем. Именно здесь в свое время проживала легендарная театральная актриса.
Детство
Юрий Соломин в детстве. / Фото: www.moi-goda.ru
Виталий появился на свет, когда его старшему брату было уже шесть. В детстве эта разница казалась просто огромной. В то время Юрий был для Виталия кумиром и примером для подражания. Он был статным, красивым и талантливым, пел в школьном хоре, занимался в кукольном театре при Дворце пионеров, позже перешёл в драматическую студию и готовился поступать в Щепкинское училище. Юрий лихо катал младшего брата на санках, всегда помогал с уроками и на нём же ставил свои первые режиссёрские опыты во время подготовки к поступлению в театральное училище.
Мама Зинаида Ананьевна до последнего надеялась: старший сын станет хирургом. Надежда эта поселилась в ней всего лишь из-за умения Юрия мастерски извлекать занозы. Но отец стремление сына стать актёром поддержал.
А вот в младшем сыне Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна с детских лет увидели будущего музыканта, тем более, что у Виталия был музыкальный слух. Родители будущих актёров оба были музыкальными педагогами, поэтому поначалу мама сама взялась за музыкальное образование Виталия.
Виталий Соломин (справа) с отцом и двоюродным братом. / Фото: www.7days.ru
Однако мальчик умудрялся спрятаться даже под фортепиано, дабы избежать занятий музыкой. Впрочем, учёба в музыкальной школе Виталию тоже не пришлась по душе. По осени он ещё ходил на занятия, а зимой, обнаружив, что дверь накрепко примёрзла, тут же вернулся домой и, сияя от радости, сообщил родителям о закрытии школы навсегда. Только став взрослым Виталий Мефодьевич пожалел об отсутствии музыкального образования и даже иногда упрекал маму в недостаточной настойчивости по этому поводу.
Виталий Соломин (справа) с родителями и родственниками. / Фото: www.1tv.ru
Между тем Юрий вырос, окончил Щепкинское училище, был принят в труппу Малого театра и даже преподавал в Щепкинском училище. Старший брат стал предметом гордости всей семьи. Виталий, как и его родители, считал Юрия красивее и талантливее, чем он сам. Младший Соломин был очень застенчив, но при этом страстно мечтал стать актёром.
Арест
Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении. Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков.
Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу. Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку. После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение.
Личная жизнь
Случайное знакомство в купе поезда с актером МХАТа Игорем Золотовицким переросло в бурный роман, а спустя несколько лет – в супружескую жизнь. В браке у пары родилось двое сыновей Алексей и Александр.
Оба молодых человека сейчас стараются идти по стопам родителей и осваивают актерскую профессию, а также увлекаются музыкой. А в далекое время перестройки уже знаменитой актрисе пришлось прервать свою карьеру по причине декретного отпуска, а потом и в связи с отсутствием предложений об участии в съемках. Все это время основным источником дохода семьи стала активно развивающаяся актерская профессия супруга, часто бывающего в заграничных поездках с популярными театральными спектаклями МХАТа.
Знаменитая фамилия
Юрий Соломин в юности. / Фото: www.fishki.net
На первом туре, на который преподаватели приехали прямо в Читу, Виталий бесславно провалился. Когда мама позвонила старшему сыну в Москву и рассказала об этом, Юрий велел взять младшему брату билет и ехать в столицу.
Поселился Виталий в комнате, где снимал угол Юрий с женой. Юрий Соломин никак не мог отвести брата в училище и мучился, не зная, как ему поступить. С одной стороны, Соломин-старший уже был преподавателем, а с другой не мог оставить брата без помощи, ведь тот совершенно не знал Москву. На выручку пришла жена Ольга. Она взяла Виталия за руку и отвела в приёмную комиссию.
Юрий и Ольга Соломины. / Фото: www.itexts.net
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Ольга – любимая женщина Юрия Соломина: Короткое счастье длиной в 65 лет >>
В приёмной комиссии была Вера Пашенная, которая когда-то взяла на себя ответственность и велела старшему Соломину оставаться в столице ещё до прохождения третьего тура и конкурса. Узнав у веснушчатого застенчивого абитуриента фамилию, легендарная актриса заинтересовалась, потом спросила, откуда приехал юноша, и какое отношение он имеет к Юрию Соломину. Узнав, что Виталий является младшим братом её бывшего ученика, Вера Пашенная сразу же вынесла вердикт: берём.
Вера Пашенная. / Фото: www.my-hit.org
Так Виталий Соломин был зачислен практически вне конкурса, однако ни разу ни Юрию Мефодьевичу, ни педагогам Щепкинского не пришлось краснеть за студента. Он оказался очень талантливым и старательным.
Смена ветра
После начала Февральской революции участвует в нескольких манифестациях. Однако активного участия не принимает. Всё больше времени уделяет проблемам бывших политзаключённых.
Временному правительству.
Октябрьскую революцию Вера Николаевна также не поддержала. После установления советской власти держалась вдали от политики. Революционерка прожила долгую жизнь. На дни рождения и юбилеи власти устраивали мероприятия в её честь. Несмотря на ее отстранённость от политики все в партии знали, кто такая Вера Фигнер. Мемуары революционерки несколько раз переиздавались. Умерла Вера Николаевна пятнадцатого июня 1942 года.
Биография[править | править код]
Вера Пашенная родилась в Москве в семье известного актёра Николая Петровича Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный), происходившего из помещичьей семьи. Мать — Евгения Николаевна Пашенная, в молодости играла в любительских театрах, но затем оставила сцену ради семьи. Вскоре родители расстались и мать вышла замуж за Николая Петровича Кончаловского, заменившего Вере отца.
В 1904—1907 годах училась у Александра Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища.
С 1907 года выступала на сцене Малого театра. Заменив в одном из спектаклей Марию Ермолову, быстро добилась признания и вскоре стала ведущей актрисой театра.
С 1914 года начала преподавать в драматических классах училища, впоследствии известного как Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.
В 1921 году играла в Театре Корша (3-й театр РСФСР. Комедия), с 1923 по 1924 год — в Замоскворецком театре Петра Струйского, в 1924 году — в Музыкальной студии при МХАТ под руководством Владимира Немировича-Данченко; в 1922—1923 годах по приглашению Константина Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа.
Всего на театральной сцене Пашенная сыграла более ста ролей.
В 1924 году вместе с Надеждой Смирновой организовала Театр-студию из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре и стала его директором.
В 1936 году, отправившись на гастроли в Игарку, основала там Народный театр.
С 1933 года руководила несколькими курсами Щепкинского училища, а в 1941 году ей было присвоено звание профессора. Руководитель кафедры актёрского мастерства училища с 1945 года.
В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей и сцен с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений Пушкина, Некрасова, Короленко, Горького, Полевого, Пановой в её исполнении.
Член КПСС с 1954 года.
Вера Пашенная скончалась 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья
- Отец — Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия Пашенный, 1861—1899), драматический артист.
- Мать — Евгения Николаевна Пашенная.
- Отчим — Николай Петрович Кончаловский.
- Сестра — Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (1883—1970), драматическая актриса. В 1919 году эмигрировала в Европу.
- Первый муж — Витольд Альфонсович Полонский (1879—1919), актёр.
- Дочь — Ирина.
- Второй муж — Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933), актёр.
Творчество
Роли в театре
На театральной сцене Вера Николаевна Пашенная сыграла более 100 ролей.
- 1907 — «Дельцы» И. И. Колышко — Вера
- 1907 — «Джентльмен» А. И. Сумбатова — Кэт
- 1908 — «Без вины виновные» А. Н. Островского — Аннушка
- 1908 — «На покое» А. И. Куприна и А. И. Свирского — Маша
- 1908 — «Франческа да Римини» Габриеле д’ Аннунцио — Франческа
- 1908 — «Казённая квартира» В. А. Рышкова — Таня Дедявкина
- 1908 — «В борьбе за мужчину» К. Фибих — Христиана Мюллер
- 1909 — «Белая ворона» Е. Н. Чирикова — Липа
- 1909 — «Жены» Д. Я. Айзмана — Наденька
- 1909 — «Бедная жена» А. Н. Островского — Марья Андреевна
- 1910 — «В старенькые годы» И. В. Шпажинского — Клавдия
- 1910 — «Старый обряд» А. Н. Будищева — Татьяна Кондарева
- 1926 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Любовь Яровая
- 1949 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Вениамин Цыганков — Анна Андреевна
- 1952 — «Васса Железнова» М. Горьковатого — Васса Борисовна Железнова
- 1957 — «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки — хозяйка Нискаувори
- 1960 — «Остров Афродиты» А. Парниса. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский — Ламбрини
- 1961 — «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: Вера Пашенная, М. Н. Гладков — Марфа Игнатьевна Кабанова
Фильмография
- 1912 — Бесприданница — Лариса
- 1912 — Гроза — Катерина
- 1912 — Потаенна дома № 5 — куртизанка Эльза
- 1919 — Поликушка — Акулина
- 1920 — Колченогий барин — Катенька Мордвинская
- 1952 — Горе от разума — Хлёстова
- 1952 — Волки и овцы — Мурзавецкая
- 1953 — Васса Железнова — Васса Борисовна Железнова
- 1956 — Дорога правды
- 1957 — Екатерина Воронина — бабушка Екатерины
- 1958 — Кретин — Генеральша Епанчина
- 1959 — Повесть о молодожёнах — Ольга Николаевна, директор детского дома
Работа в театре
Харыбина Вера Анатольевна со школьной скамьи мечтала об актерской профессии. Родители, профессора Московского авиационного института, не стали препятствовать дочери в исполнении мечты, и уже в 22-летнем возрасте Вера получает диплом об окончании театрального училища им. Щепкина.
В советские годы молодым выпускникам вузов и начинающим специалистам выдавалось распределение на работу. Именно по распределению Вера Харыбина была принята в состав Московского академического театра сатиры, которому посвятила 30 лет своей жизни.
Заядлые театралы могут вспомнить актрису в молодости по образу Пеппи в одноименном спектакле, в роли одной из принцесс в постановке о жизни короля Людовика XIV по роману А. Дюма. В возрасте 27 лет Вера Харыбина сумела сыграть непростую роль директора школы в спектакле «Роковая ошибка».
Всегда готова!
В семьдесят четвёртом году переезжает в Берн, где поступает в другой университет. Тут знакомится с активистами организации «Народная воля».
В семьдесят девятом полностью посвящает себя революционной деятельности. Переезжает в Санкт-Петербург для агитации среди местного студенчества и военных. Участвует в подготовке покушения на императора Александра Второго. Народовольцы считали, что именно убийство царя станет тем катализатором, отправной точкой, которая запустит революцию в России. Также имелась связь с польской интеллигенцией, которая стояла на позициях сепаратизма и обещала выступить в случае смерти царя.
Режиссерская работа
Спустя некоторое время Вера Харыбина заинтересовалась режиссерской работой и приняла решение продолжить свое образование на режиссерском факультете Всероссийского государственного института кинематографии. Руководителем курса, на котором актриса осваивала новую профессию, был признанный кинорежиссер, создатель не одного десятка кинолент, включая «Республику Шкид» и «Возвращение Броненосца», Геннадий Полока.
В 1997 году, став дипломированным режиссером, Вера Харыбина начала снимать сериалы. Многосерийные ленты «Маша Березина», «Грехи отцов», а также популярный фильм «Адъютанты любви» снимались при участии Харыбиной.
Во время поиска очередного проекта для съемок Вере Анатольевне поступает предложение о документальном кино. Так актриса открыла для себя новую спецификацию – режиссер документального кино.
В 2014 году на юбилейном кинофестивале «Кинотавр» был представлен необычный проект – фильм с элементами как документального, так и игрового кино «Спроси меня», режиссером и идейным вдохновителем которого выступила Вера Харыбина. Фото с красной дорожки Сочинского фестиваля бережно хранят у себя студенты МХАТа, ставшие главными действующими лицами полнометражной ленты.
Фильм «Спроси меня» получился достаточно необычным: с одной стороны – это полноценное документальное кино о жизни и судьбе восьми реальных персонажей с непохожими судьбами и жизнями, а с другой – участниками съемок стали студенты театральных вузов, примеряющие на себя чужой жизненный путь. Специфическое кино не стало призером кинофестиваля, зато было высоко оценено коллегами и критиками.