Вия артмане биография личная жизнь дети

В театр через драматическую студию

В студии девушка взяла себе новое имя — Вия. Ей казалось, что оно более привлекательное. Но самое главное, что девушка трудилась не покладая рук над каждой новой ролью: возвращаться на хутор ей не очень-то хотелось. Надо отдать должное и ее наставникам — они тоже старались доказать, что Бог их талантом не обделил.

Свой первый спектакль в 1949 году Вия отыграла почти в полуобморочном состоянии — так волновалась. Но ее поддержали, особенно основатель этой знаменитой труппы (театра им. Райниса) Эдуард Смильгис. Он учил девушку жить на сцене, забывая о том, что где-то есть зрители, помогал находить правильные интонации и движения. Но Бога не бывает без чёрта — его гражданская жена делала все возможное, чтобы молодой актрисе доставались лишь второстепенные роли.

В самом начале своей карьеры Артмане и не мечтала о киноролях. Ей с лихвой хватало и театра. Но в середине 50-х годов спрос на актеров и актрис прибалтийского происхождения заметно возрос, не в последнюю очередь из-за того, что у них все-таки был какой-то европейский стиль. Вия дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма», но полюбили ее кинозрители после выхода на экран фильма «Родная кровь», где она сыграла главную героиню Соню, паромщицу, мать троих детей. Причем сумела донести то внутреннее достоинство, которое есть у героини, чем сразу же полюбилась миллионам советских женщин. Правда, после этого все заговорили о романе Евгения Матвеева и Вии Артмане…

Символы и знаки

Знак, который олицетворяет Вия – «Всевидящее Око», что вполне логично – даже несмотря на то, что глаза Вия завешены большими веками и ресницами – от них не скрыться.

Оберег «Всевидящее Око» выглядит так: две окружности друг в друге. По краям окружностей есть небольшие выступы, которые обозначают неприкосновенность. Это говорит о скрытой силе и власти Вия, а также подчёркивает его работу – быть Пастухом душ.

Такой талисман:

  • может уберечь владельца от плохого настроения, недобрых мыслей, обмана;
  • помогает развивать интуицию, восстановливать утраченные связи, учит доверять и аналитически мыслить.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Славянские корни Вия

Нельзя сказать о том, что именно заграничные мифы и легенды рассказывают нам о похожих на Вия божествах и демонах. Подобные персонажи встретить можно и в славянских легендах. Например, в сказке об Иване Быковиче мужу ведьмы, который обладал огромной силой, глаза открыть могли только вилами. А в сказании о Святом Касьяне точно указано, что глаза открыть герой может только в високосный год 29 февраля, то есть раз в четыре года. Ресницы Касьяна отросли до колен, а живет он в темном подземелье. Глаза герой открывать самостоятельно не спешит, ведь знает, что под его взглядом все погибает.

Обладал особой силой, схожей с Вием, и хан половцев Буняк, присутствующий в сказаниях украинской Волыни. Ему также поднимают веки вилами или лопатами, а взглядом он может испепелить все вокруг себя в прямом смысле этого слова.

Города взглядом мог уничтожить и Солодивый Буньо, персонаж сказаний центральной и западной Украины. Поднять веки самостоятельно этот герой также не мог.

Название же «Вий» взять Гоголь мог от украинского слова «вія», что в переводе означает «ресница». Женщину с огромными веками и длинными ресницами, к слову, в Полесье считали настоящим ликом смерти. Таким образом, солянка знаний о персонажах сказок и былин действительно могла помочь Гоголю придумать единого персонажа, символизирующего сбор всей существующей нечисти.

Мистические факты

За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.

  • Спустя два года после смерти Александра Птушко скончался оператор Федор Проворов, он, как и Птушко, не дожил до своего дня рождения месяц.
  • В 1973 году скончался не только Птушко, но и Степан Шкурат. Роль Явтуха в «Вие» для него стала последней.
  • Актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, скончался в 1971 году в возрасте 48 лет от остановки сердца.
  • Съемки фильма проходили в Илецком монастыре в Чернигове, в поселке Седнев. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла.
  • На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину – все актрисы отказывались еще на стадии проб из-за суеверия. Поэтому Ведьму сыграл актер Николай Кутузов. Во время съемок Кутузов начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого он даже не выпивал. Свою тягу к спиртному он объяснял страхом перед нечистой силой и «дьявольской ролью».

Бог Вий в северной традиции гадания и магии

Реза Бога Вия – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Всевидящее Око.

Номер резы – 9

Гадание. Вопрошание Бога.

Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь

Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.

Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.

Магия. Когда приглашают Бога Вия.

В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса!

Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел» называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Вий встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

Особенности внешнего облика

Значение имени Вия показывает, насколько артистична натура ее обладательницы. Это обстоятельство требует от девушки идеального внешнего вида. Поэтому она тщательно выбирает наряды, любит украшения в виде броских драгоценностей и необычных аксессуаров. Вия старается создать собственный стиль и самозабвенно следовать ему. Иногда она не соблюдает меры и стирает грань между ярким и вульгарным. Поэтому девушке желательно чаще смотреть на себя со стороны и учитывать, по какому поводу подбирать тот или иной наряд.

Изучая характеристику и значение имени Вия, важно сказать, что этот человек «закрыт» от окружающих. Девушка не выставляет свои проблемы на всеобщее обозрение

Вия склонна доверять своей интуиции, а не советоваться с окружающими. Поэтому она все более отдаляется от общества.

Но есть ситуации, которые Вия может решить только с помощью посторонних. Поэтому время от времени она выбирается из своего душевного уединения и общается с внешним миром.

Несмотря на то что девушка обладает мощным интеллектом и богатыми знаниями, она не слишком умело общается с людьми из своего окружения.

Дело в манерах

Природа наделила Артмане не только красотой и талантом, но еще и непритворным благородством манер и поведения. Ей столько раз приходилось перевоплощаться в аристократок и королев на сцене, что среди поклонников ширилась легенда о ее дворянском происхождении. Никому и в голову не приходило, что на самом деле Алида Артмане — именно так звучит настоящее имя звезды — родом из бедной крестьянской семьи…

После школы она поступила в драматическую студию при Театре имени Я. Райниса, нынешнем театре «Дайлес». Здесь талантливую студентку заприметил основатель труппы Эдуард Смильгис, которого называют иконой латышского театрального искусства. Именно Смильгис, любивший повторять: «Самые счастливые актеры — те, которые знают настоящую жизнь, самые несчастные — те, кто всю жизнь сидел в мягких креслах», стал ее главным наставником. В 19 лет юная Вия — это имя она взяла себе в качестве сценического псевдонима — уже блистала на сцене в ролях Джульетты, Офелии, английской королевы Елизаветы…

Положил глаз на дебютантку и самый популярный актер театра, любимец публики Артур Димитерс; впрочем, его интерес был не только профессионального свойства. Димитерс был старше Вии на четырнадцать лет и женат на известной художнице, что не мешало ему слыть среди рижской богемы отъявленным сердцеедом. Но ради Артмане он выбросил из головы прочие увлечения, развелся с женой и сделал девушке предложение — которое та со всем уважением приняла. В 1957-м у них родился сын Каспарс.

Вообще, по признанию самой Вии Фрицевны, как раз на уважении их 27-летний брак и держался — да еще на безграничной любви обоих к театру. На сцене супруги составляли идеальный дуэт: например, в пьесе «Елизавета Английская» они играли вместе до самой смерти Димитерса в 1986-м.

После «Родной крови» молва немедленно «поженила» Артмане с Матвеевым. Фото: Public domain

Неполная фильмография

  •  : Вступление в жизни ( Вступление, Vstouplenie ) от Игоря Talankine  : сосед
  •  : Никто не хотел умирать ( Niekas nenorėjo mirti ), Витаутас Жалакявичюс  : Она
  •  : Purva bridējs по Лейманис  : Kristine
  •  : Туманность Андромеды ( Туманность Андромеды ) Евгения Черстобитова  (ru)  : Veda Kong
  •  : Время геодезистов ( Mērnieku laiki ) Волдемара Пуце  : Лиене
  •  : Театр ( Театрис ) Яниса Стрейча  : Юлия Ламберт
  •  : Les Farces d’Emil ( Эмила Недарби ), Варис Брасла,  менеджер хостела
  • 1 987  : Моонзундский  (RU) ( Моонзунд ) от Aleksandre Муратов  (рус)  : владелец книжного магазина
  •  : Только для сумасшедших людей из Арво Iho
  •  : Любовь из Валерия Тодоровского

Знаменитые веки Вия

Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?

Хочу заметить, что вопрос имени Вия волнует многих исследователей. В древней мифологии иранцев и индийских преданиях есть рассказы о боге Вайю. Не сомневаюсь, вы заметили некоторое сходство в произношении имён двух богов. На родство с Вием у Вайю указывает и его сфера деятельности. Он считался безжалостным повелителем ураганов, нёс смерть и разрушения, а значит, вполне мог «трансформироваться» в повелителя подземного царства и мертвецов.

Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.

Вия Фрицевна Артмане

Семья:

  • муж — Артур Димитерс (1915-1986), актер театра;
  • сын — Каспар Димитерс (1957), музыкант;
  • дочь — Кристиана Димитере (1965), художник.

Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь

К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым.

Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.

Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.

Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».

Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.

Евгений Матвеев

Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым.

Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.

Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме «Родная кровь»

О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.

С дочерью Кристианой

В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились — рушить свои семьи они не станут, она — ради сына, а он — ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.

Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.

Дети Вии Артмане

Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере

Жизнь королевы

С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.

Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.

Но  она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.

Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино.

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем ЕлизаветаВыходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

Вия Артмане: биография (видео)

Вий — мудрец с пламенным взором

Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.

Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.

Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.

Настоящая причина смерти паночки

После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.

Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?

Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.

Кадр из фильма «Вий»

Мифология

Вий — это один из самых известных персонажей украинской демонологии, который чаще всего предстает в образе старика с густыми и длинными бровями и ресницами, через которые он ничего не видит. Его взгляд может быть смертельным для живых существ. У него пагубная, разрушительная силу, благодаря которой он способен провалить целый дом, а то и городок под землю, а на его месте создать водоем. Однако от этой магической силы спасает то, что Вий вокруг себя ничего не видит из-за своих чрезвычайно густых и длинных бровей и ресниц. В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда всё гибнет или портится.

В русских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, как ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами.

Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда. Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен.

Николай Гоголь

Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя.

По данным Елены Левкиевской, в славянском фольклоре вообще не встречается персонаж со всеми признаками присущими гоголевскому Вию (при наличии персонажей с отдельными аналогичными чертами), поэтому образ Вия можно считать созданным непосредственно Гоголем.

«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.»
— Примечание Н. В. Гоголя

Известна литературная обработка предания о Вие, сделанная Николаем Васильевичем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко, а также, возможно, укр. вий — вой.

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха.

Счастливый конец и неприятные впечатления

Но конец типа счастливый. Паисия пришибло крестом и он бесследно пропал. После этого веревки, связывающие крест с Настусей и лодку, ослабли и она выплыла, да еще и голос обрела. Сотник наконец смог похоронить дочь, Хома Брут стал священником местного прихода. Ну а Джонатан Грин снова отправился в путь на Москву, где мы и встретимся с ним во втором фильме. Да, отец его зазнобы, почитав письма к дочери, изменил мнение о своем пока еще не зяте.

Кино смотрела с большим раздражением. Актеры реально выбешивали, такое ощущение, что их персонажей просто выдернули из современных фильмов и поместили сюда. Совершенно неестественная и местами очень фальшивая игра. Изрядно поднадоело и то, что казаков выставили какой-то пьянью, которая за монеты готова продать дружбу. С некоторых пор у меня вообще большие сомнения в том, что пьянство это исконная черта всего русского народа. Как по мне, этот образ нам тоже навязали.

Кадр из фильма «Вий»

Александр Птушко

Мастера сказочного жанра в кино и главного режиссера «Вия» Александра Птушко проклятие фильма также не обошло стороной. Сценарий для первого советского ужастика он писал в перерывах между съемками своих сказок. Правда, снимать его сам он не собирался и доверил это дело старшекурсникам режиссерского факультета Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако студенты не справились, и за дело пришлось браться самому. Птушко создал фантастическую «нечисть»: пригласил артистов цирка, спортсменов и карликов. Им красили в синюшный и серый оттенок, приделывали дополнительные носы, подбородки и уши, замазывали лица.

После «Вия» режиссер снял «Руслана и Людмилу», мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве». По последнему он даже написал сценарий, но из-за болезни задуманному не суждено было сбыться. В последние годы жизни режиссер страдал тяжелой болезнью почек. Но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя и работал до последних дней свой жизни.

Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве в возрасте 72 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector