Алиса фрейндлих

Новый виток

Встреча Алисы Бруновны с режиссером Игорем Петровичем Владимировым произошла в театре. Позже он ушел в другой театр, за ним последовала и Алиса Фрейндлих. Фильмография Алисы Бруновны понесла урон. Эльдар Рязанов был очарован её талантом, но роль в «Гусарской балладе» отдел другой актрисе, посчитав Фрейндлих слишком женственной.

Алиса Бруновна с головой ушла в театр. Игорь Петрович весь репертуар, характеры всех героинь строил с учетом индивидуальности Фрейндлих. С уважением и огромной благодарностью вспоминает Владимирова Алиса Фрейндлих. Спектакли один за другим делали её известной и любимой зрителями.

То время стало вершиной театральной карьеры актрисы. Но не только профессиональному росту Алисы Бруновны способствовал Игорь Петрович, он также подарил ей простое женское счастье. Они поженились, у них появилась дочь.

Съемок в то время у неё практически не было, вышла лишь одна картина – «Похождение зубного врача». На съемках актриса познакомилась с Андреем Мягковым, с которым в будущем им предстоял «Служебный роман». Сыграть в «Зигзаге удачи» роль, писавшуюся для неё, не удалось из-за беременности.

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Дети и внуки Алисы Фрейндлих

Оказавшись в театре им. Ленсовета, Алиса Бруновна быстро стала его ведущей актрисой и музой главного режиссера Игоря Владимирова, ставшего впоследствии ее супругом. В этом союзе родилась дочь актрисы Варвара, и, возможно, детей Алисы Бруновны было бы больше, но в те годы ни на что кроме творчества у нее не оставалось времени – они с Игорем Петровичем днем и ночью пропадали в театре, и на воспитание даже одного ребенка у них не хватало времени.

Алиса Фрейндлих с дочерью Варварой

Варвара — поздний ребенок, и это тоже можно объяснить тем, что актриса была полностью поглощена работой. По словам Фрейндлих, в молодости думать о детях было некогда, потом она долго не могла забеременеть, и лишь после длительного лечения смогла стать матерью, и благодарна за это судьбе.

Актриса с внуками

Сначала Варю воспитывала мама Алисы Бруновны Ксения Федоровна, но когда внучке было три года, она умерла. Причиной смерти стал внезапный инсульт. После похорон мамы Фрейндлих по-прежнему была почти все время занята на работе, она наняла няню, сидевшую с Варварой, пока той не исполнилось десять лет.

Недостаток материнского внимания сказалось на том, что Варя плохо училась в школе, не успевала по большинству предметов. После школы дочь Алисы Бруновны решила продолжить дело родителей и стала актрисой – на вопрос о том, кем она хочет стать, юная Варвара неизменно отвечала, что все равно кем, лишь бы находиться в театре. И это не удивительно, ведь, сколько она себя помнит, в театре она провела немало времени, когда была ребенком, и всегда находила в нем массу всего интересного.

Свое детство дочь актрисы называет самым счастливым временем – сослуживцы Алисы Бруновны относились к Варваре очень тепло. Немало талантливых людей побывало и у них дома. В пятнадцать лет состоялся ее творческий дебют в музыкальном спектакле, поставленном ее отцом, «Лишний билет».

Актриса с внучкой Анной

Варвара закончила заочное отделение ЛГИТМиКа, снялась в нескольких картинах, а сейчас участвует в спектаклях вместе со своей матерью. Ее карьера складывалась непросто – после окончания вуза Варвара Игоревна пришла на телевидение, была помощником режиссера, работала секретарем, снималась, а в какой-то момент решила отказаться от карьеры и посвятить себя семье, но через несколько лет вернулась в профессию, став телеведущей.

В ее трудовой биографии были даже попытки заняться собственным бизнесом, и тогда она вместе с подругой открыла студию маникюра. Она была замужем за вице-губернатором Санкт-Петербурга Сергеем Тарасовым, но осталась вдовой — супруг погиб при взрыве «Невского экспресса» десять лет назад. Варвара Владимирова – мама сына Никиты и дочери Анны. Внуки Алисы Фрейндлих тоже выбрали творческие профессии – оба стали продюсерами, при этом Никита взял фамилию своего знаменитого дедушки — Владимиров.

В прошлом году на сцене Большого драматического театра, в котором служит его бабушка, состоялась премьера его спектакля «Волнение», главная роль в котором изначально писалась автором, драматургом Иваном Вырыпаевым, специально для Алисы Бруновны Фрейндлих. Актриса блистательно сыграла свою героиню, воплотив замысел режиссера. Этой ролью актриса отметила тридцатипятилетие своей деятельности в БДТ.

На фото: Фрейндлих в спектакле «Волнение»

Сегодня Никита и Анна достаточно занятые люди и видеться с бабушкой внукам удается не часто. В свое время, когда погиб супруг Варвары, Алиса Бруновна стала для семьи дочери главной поддержкой – она всегда заботилась о внуках, старалась участвовать во всех событиях их жизни. А сегодня она уже и прабабушка – внучка Алисы Фрейндлих в прошлом году родила дочку Соню, правнучку прославленной актрисы. Анна замужем за актером Алексеем Мышинским, познакомилась с которым в годы учебы.

Детство и юность

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в декабре 1934 года в Ленинграде под знаком зодиака Стрелец. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.

Семья отца Фрейндлих переехала в Россию еще при правлении императрицы Екатерины II Великой. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.

Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Поработав там какое-то время, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.

Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать малютку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской по национальности.

Еще в детстве будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было 3 года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и ее супруга. Родственники оканчивали консерваторию. Это зрелище сильно повлияло на маленькую девочку, она 3 дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.

Алиса Фрейндлих в молодости

До начала Второй мировой войны отец будущей звезды экранов уехал с театром на гастроли в Ташкент. Родители Фрейндлих решили расстаться. Алиса осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.

В 1941-м Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период как сaмый тяжелый,но, между тем и самый яркий. Актриса отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Выжить удалось благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.

Здоровье Алисы и мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны мать с дочкой переехали в Таллин.

В Эстонии Алиса прожила с мамой 3 года и окончила 5-й класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и будущая артистка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминала звезда кино, мама была не против общения дочери с родным папой, но новая жена Бруно запрещала родным людям встречаться. Более того, сводная сестра от второго брака даже не догадывалась о существовании Алисы.

В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Педагог поверила в талант юной подопечной и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где без труда получила профильное образование.

«Жестокий романс», 1984 год (12+)

«И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь»

Экранизация масштабной русской классики — всегда дело неблагодарное. То самое известное блюдо, набившее оскомину своей известностью, а потому даже не претендующее на оригинальность в визуальном воплощении. Единственный выход — рискнуть и создать собственную формулу успеха, что и сделал Эльдар Рязанов. На главную роль он взял молоденькую, безумно красивую и неопытную студентку и окружил её звёздами такого масштаба, что сама Галактика позавидует. Неопытность оттенила масштаб — и в итоге все герои Островского стали настоящими, полностью оживив свои книжные прототипы. Харита Игнатьевна в исполнении Алисы Бруновны — не злодейка, готовая на всё ради денег, а несчастная женщина, которая хочет для дочерей другой жизни. Ради этого она готова на всё,  иначе в жестоком мире мужчин и не пробиться.

Творчество

Роли в театре

Большой драматический театр им. М. Горького

  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смитт
  • 1948 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Сергей Сергеевич Паратов

Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина

  • 1950 — «Победители ночи» И. В. Штока — Луи Денейруз
  • 1950 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Судебный следователь
  • 1951 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Шут иМальволио
  • 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Иван Александрович Хлестаков
  • 1954 — «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет
  • 1954 — «Они знали Маяковского» В. Катаняна —
  • 1956 — «На дне» М. Горького — Барон
  • 1956 — «Игрок» по Ф. М. Достоевскому — мистер Астлей
  • 1959 — «Всё остаётся людям» С. И. Алешина — отец Серафим
  • 1961 — «Взрыв» И. Дворецкого —
  • 1965 — «На диком бреге» по роману Б. Н. Полевого — Надточиев
  • 1971 — «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова — Фёдор Кузьмич Балясников
  • 1972 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Леонид Андреевич Гаев
  • 1974 — «Элегия» П. И. Павловского — И. С. Тургенев
  • 1974 — «Приглашение к жизни» по роману Л. М. Леонова «Русский лес» — Грацианский
  • 1979 — «Пер Гюнт» Г. Ибсена — Пер Гюнт
  • 1982 — «Отец Горио» по О. де Бальзаку — отец Горио
  • «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому — Павел Корчагин
  • «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов

Фильмография

  1. 1947 — Возвращение к жизни — Сергей Костров
  2. 1949 — Александр Попов — Г. Маркони
  3. 1950 — Мусоргский — Цезарь Антонович Кюи
  4. 1951 — Белинский — профессор Щепловидов
  5. 1952 — Римский-Корсаков — Раменский
  6. 1954 — Кортик — Никитский
  7. 1954 — Герои Шипки — Дьюла Андраши
  8. 1955 — Два капитана — Иван Павлович Кораблёв
  9. 1955 — Двенадцатая ночь — шут Фесте
  10. 1956 — Разные судьбы — Игорь Степанович Рощин
  11. 1956 — Софья Ковалевская — Клаус фон Шведлиц
  12. 1957 — Дон Кихот — герцог
  13. 1958 — Отцы и дети — Павел Петрович Кирсанов
  14. 1958 — В дни Октября — полковник Г. П. Полковников
  15. 1963 — Каин XVIII — начальник Тайной полиции
  16. 1963 — Пока жив человек — Александр Степанович
  17. 1964 — Государственный преступник — Доре/ Виктор Федорович Куликов
  18. 1964 — Поезд милосердия — профессор Скутаревский
  19. 1965 — Залп «Авроры» — командир «Авроры»
  20. 1966 — Два билета на дневной сеанс — Блинов
  21. 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни — учёный
  22. 1967 — Конец «Сатурна» — адмирал Канарис
  23. 1968 — Гроза над Белой — адмирал А. В. Колчак
  24. 1968 — Мёртвый сезон — Валерий Петрович
  25. 1968 — Наши знакомые — работник службы занятости
  26. 1969 — Чайковский — И. С. Тургенев
  27. 1970 — Бег — главнокомандующий Белой армией барон Врангель
  28. 1971 — Город под липами — доктор Балодис
  29. 1972 — Дела давно минувших дней… — Савельев
  30. 1972 — Звезда в ночи — Струве
  31. 1973 — Опознание — Хольц
  32. 1973 — Цемент — Герман Германович Клейст
  33. 1976 — Меня это не касается… — Кливенский
  34. 1977 — Тимур и его команда — Фёдор Григорьевич Колокольчиков
  35. 1977 — Объяснение в любви — Филиппок
  36. 1978 — Жизнь Бетховена — Йозеф Гайдн
  37. 1978 — Дом строится — Александр Степанович
  38. 1980 — Я — актриса — Владимир Николаевич Давыдов
  39. 1981 — Россия молодая — адмирал Патрик Гордон
  40. 1982 — Две главы из семейной хроники — Манфред
  41. 1984 — Иван Павлов. Поиски истины — И. С. Тургенев
  42. 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — Пул
  43. 1985 — Битва за Москву — Борис Михайлович Шапошников
  44. 1987 — Время летать — Максим Петрович, пассажир
  45. 1989 — Орган, баян и фантазия — композитор Бах
  46. 1989 — Сталинград — Борис Михайлович Шапошников

Телеспектакли

  • 1952 — Живой труп — судебный следователь
  • 1955 — Они знали Маяковского — Иннокентий Хромов
  • 1960 — Эзоп — Ксанф
  • 1969 — Моя жизнь (рассказ провинциала) — отец Мисаила
  • 1971 — Маленькие трагедии — Барон
  • 1973 — Сказки Старого Арбата — Фёдор Кузьмич Балясников
  • 1974 — Болдинская осень (Скупой рыцарь) — барон
  • 1981 — Предел возможного — Куликов

Озвучивание

  • 1955 — Дай руку, жизнь моя — Эммануэль Шиканедер (роль Э. Кунца)
  • 1959 — Живые герои (киноальманах) (новелла «Соловушка») — Ганс (роль Г. Паулюкайтиса)
  • 1960 — Макбет — закадровый комментарий
  • 1960 — Семья Мяннард — Меспак (роль О. Эсколы)
  • 1962 — День без вечера — Эгле (роль А. Видениекса)
  • 1966 — Ночи без ночлега — Ила (роль Ю. Мильтиниса)
  • 1969 — Да будет жизнь! — Цезарис (роль В. Паукште)
  • 1990 — Дом Бенуа (документальный) — читает текст
  • 1991 — Княгиня Наталья Петровна (документальный) — читает текст
  • 1994 — Жил-был великий писатель (документальный) — чтение дневника Л. Н. Толстого
  • 1957 — Наш театр (документальный)
  • 1970 — Николай Симонов (документальный)
  • 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)
  • 1980 — Вспоминая Менделеева (документальный) — профессор А.Н.Бекетов

Военное детство и любовь к театру

Любовь к театру у девочки, казалось, родилась вместе с ней. И это неудивительно, когда вся семья актеры, ребенку трудно представить себе другую жизнь. Еще до войны, будучи совсем ребенком, Фрейндлих попала на выпускной спектакль своей тети. Девочку так поразило это мероприятие, что она еще долго напевала мелодии и представляла себя актрисой.

Первый класс девочки совпал с началом Ленинградской блокады. Позже известная актриса Алиса Фрейндлих всегда с сожалением будет говорить, что главные её воспоминания из детства: война, блокада, голод и отсутствие улыбок.

Всем пришлось тяжело в то страшное время, но жизнь девочки и её мамы осложнялась еще тем, что Алиса наполовину немка.

Пережить блокаду девочке и её матери помогла бабушкина организованность, строгость и пунктуальность. Бабушка выдавала небольшие кусочки хлеба строго по часам. Непреклонность бабушки помогла не умереть семье с голоду.

Карьера в кино

В 60-х годах Фрейндлих смогла себя хорошо зарекомендовать как многогранная театральная актриса, однако с работой в кино ей катастрофически не везло. Она никак не могла получить сколько-нибудь заметную роль, которая бы принесла ей популярность.

В дебютной киноленте «Неоконченная повесть» имя актрисы даже не значилось в титрах – настолько крошечной и малозначимой оказалась ее роль. Фрейндлих играла в эпизодах таких картин как «Полосатый рейс», «12 стульев», «Бессмертная песня» и многих других, однако мало кому она смогла запомниться. Ситуация изменилась лишь в 1974 году, когда актриса снялась сразу в нескольких картинах, ставших впоследствии очень популярными:

  • «Соломенная шляпка»;
  • «Принцесса на горошине»;
  • «Агония».

Однако всенародную любовь Алиса Фрейндлих приобрела после выхода комедии «Служебный роман». Эльдар Рязанов видел в роли строго деспотичного директора только Алису Бруновну, и ему пришлось долго уговаривать театрального режиссера Игоря Владимирова разрешить актрисе приступить к съемкам в его проекте.

Чтобы не пострадала работа в театре, Фрейндлих была вынуждена разучивать новую роль по ночам. Однако ее старания многократно окупились: буквально на следующий день после выхода картины актриса проснулась знаменитой на весь Советский Союз.

Над образом Людмилы Кулагиной Алиса Брунова работала самостоятельно.

Она переманила походку и жестикуляцию деловых женщин своего времени, нашла подходящий костюм. Результат оказался столь ошеломляющим, что в течение многих лет ее героиня была олицетворением «серой мышки», зацикленной на работе и с проблемами в личной жизни.

Следующая работы Фрейндлих также стала очень удачной. В популярной экранизации А. Дюма «Три мушкетера» ей досталась роль королевы Анны, с которой актриса справилась просто блестяще.

В 80-х годах прошлого столетия в творческой биографии выдающейся актрисы произошли существенные перемены. В 1981 году ей присудили звание Народной артистки СССР. Спустя пару лет она перешла в Большой драмтеатр им. М. Горького, в котором ей довелось сыграть немало значимых ролей.

После распада Союза в карьере Алисы Бруновны, как и у большинства ее коллег, наступил период застоя. В 1993 году на экраны вышло продолжение полюбившейся многим истории про мушкетеров, однако оно оказалось гораздо менее популярным, чем первая часть.

В этом же году актриса снялась в картине Тодоровского «Подмосковные вечера», которая принесла ей кинопремию «Ника».

Зрители смогли вновь полюбоваться игрой талантливой актрисы лишь в 2004 году, когда в прокат вышел фильм «На Верхней Масловке». Образ престарелой скульпторши настолько хорошо удался Анне Бруновне, что принес ей вторую «Нику». Спустя несколько лет Фрейндлих сыграла в картинах:

  • «Марево»;
  • «Васильевский остров»;
  • «Полторы комнаты.

В 2014 году в прокат вышла очень трогательная кинолента, в которой Алиса Бруновна сыграла одну из центральных ролей. В «Линии Марты» показана история, которая произошла еще в блокадном Ленинграде, и продолжает развиваться в современном Санкт-Петербурге.

Последующие пару лет в творческой биографии актрисы вновь наступило затишье, которое уступило место громкому триумфальному возвращению. В 2017 году актриса блистательно сыграла роль престарелой балерины, преподавательницы классической хореографии в картине «Большой», посвященному непростой балетной жизни.

За все годы творческой деятельности Фрейндлих сыграла более сотни ролей в театре и кино. При этом диапазон ее амплуа впечатляет: актриса в равной степени талантливо изображала мальчиков-подростков, домохозяек и роковых женщин. На счету выдающейся российской актрисы 16 различных премий, как государственных, так и национальных, также в ее «копилке» находится и пять орденов.

Алиса Бруновна считает себя театральной актрисой. Ею было сыграно много знаковых ролей в замечательных постановках, однако ее мечта сыграть булгаковскую Маргариту так и осталась неосуществленной. Жалеет актриса и о том, что недостаточно много играла в постановках произведений столь любимого ею Достоевского.

Помимо работы в театре и кино, Алиса Бруновна известна своим проникновенным чтением поэзии.

Особенно ею любимы произведения Цветаевой и Ахматовой, а самой большой популярностью у поклонников ее таланта является декламация произведения Роберта Рождественского «Монолог женщины».

Успех (1985)

Драма, Советский фильм

Режиссер: Константин Худяков

В ролях: Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев

Реформаторов в России всегда недолюбливали. Вроде бы частная история молодого амбициозного режиссера, который покинул столицу, чтобы на сцене периферийного театра с дерзостью поставить чеховскую «Чайку» и добиться успеха любой ценой. Всякий общественный организм — и театральный в особенности — со временем оказывается подверженным косности и застою, а типичный «человек со стороны», желающий изменить сложившийся порядок вещей, вольно или невольно выступает как ниспровергатель и почти революционер, как новатор, противостоящий заплесневевшим традициям.

Фильмы

Если в шестидесятых годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли актрису почти не приглашали. В своей дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Актриса сыграла школьницу в «Бессмертной песни», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-Людоедку в фильме «12 стульев» и множество других эпизодических ролей. Исключением была комедия «Похождение зубного врача».

Алиса Фрейндлих в фильме “Полосатый рейс”

Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих лишь в 1974, она снялась в целой серии достаточно популярных кинофильмов: «Анна и Командор», «Агония», «Соломенная шляпа» и «Принцесса на горошине».

Но всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной её сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в фильме, так как, по его мнению, от этого могла пострадать ее работа в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и долго уговаривать режиссера, чтобы он согласился.

Алиса Фрейндлих в фильме “Служебный роман”

Актриса учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Артистка сама нашла подходящий костюм для своей героини, походку она скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в фильме Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале фильма и цветущую женщину после преображения Кулагиной.

Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной Анатолия Новосельцева исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркую роль секретарши Верочки, ответственной за перевоплощение своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Кулагиной стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.

После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла ещё одну выдающуюся роль – Королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, какой должна быть её героиня.

Затем Алиса сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» — классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.

Алиса Фрейндлих в роли королевы Анны

В 1981 году в жизни Фрейндлих произошло много ключевых событий, которые повлияли на её дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание Народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала ещё два года.

В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в ключевых ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и многие другие.

Алиса Фрейндлих в спектакле «Коварство и любовь»

Параллельно актриса снималась в кино: «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Бесприданница» и других.

После распада СССР в карьере Фрейндлих наблюдается застой. В 1993 она снялась в продолжении «Мушкетеров», но оно не было столь популярным как первая часть. Однако стоит отметить фильм Тодоровского «Подмосковные вечера» 1993 года, он принес актрисе её первую премию «Ника» за главную женскую роль.

Театр, кинематограф и несыгранные роли

После окончания учебы молодую актрису пригласили в театр им. В. Комиссаржевской. Педагоги в институте ей говорили, чтобы она не надеялась на лирико-драматические роли. Выпускали как травести, ведь Алиса Бруновна была маленького роста (153 см), хрупкая, худенькая.

Первое время ей действительно довелось перевоплощаться в мальчиков и хулиганов. А всех красавиц играли другие актрисы. Фрейндлих очень переживала поэтому поводу. Всё изменилось, когда в театр пришел Игорь Владимиров. Позже она перешла в театр им. Ленсовета, который возглавил Владимиров. Этим подмосткам Алиса Бруновна отдала 20 лет своей жизни, сыграла лучшие свои роли. Но так сложились обстоятельства (семейные и творческие), что ей пришлось уйти из родного театра в БДТ.

До 70-х годов замечательная актриса играла эпизоды и крохотные роли в художественных фильмах. О Фрейндлих критики начали говорить, после премьеры трагикомедии «Похождения зубного врача».

Первой блистательной ролью стала главная героиня в художественной картине «Анна и Командор», где экранного возлюбленного Фрейндлих сыграл Василий Лановой. Потом была обворожительная баронесса в комедийной экранизации «Соломенная шляпка», любовница Григория Распутина в ленте «Агония», Королева-мать в фильме-сказке «Принцесса на горошине», Таня Ильина в драме «Всегда со мною…».

А в 1977-м году Алиса Бруновна обрела всесоюзную популярность и стала нашей любимой «мымрой». В первый же год комедию «Служебный роман» посмотрело почти 60 миллионов зрителей. Актрисе приходило огромное количеств писем. В них женщины признавались, что поверили в себя, изменили прически, пошили такие же платья, привели себя в порядок…

С Эльдаром Рязановым актриса была давно знакома (даже есть информация, что режиссер был в неё влюблен). Фрейндлих могла бы сыграть смелого корнета Азарова в легендарной картине «Гусарская баллада», Алевтину в комедии «Зигзаг удачи» и даже Надю в знаменитом новогоднем шедевре «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Но, как-то не сложилось.

Всего же в творческой биографии талантливой актрисы более 80 разножанровых картин. Зрители их любят и пересматривают десятки раз: приключения «Д’Артаньян и три мушкетера», фантастика «Сталкер», экранизация «Опасный возраст», кинолента «Клетка для канареек», мелодрама «Жестокий романс», сказка «Тайна Снежной Королевы», художественная картина «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» и др.

В новом тысячелетии советская и российская актриса, хотя и редко, но снималась в кино. Последний раз приняла участие в съемках притчи «Карп отмороженный», роль Людмилы Барановой.

Алиса Фрейндлих сейчас

В 2004 году Алиса Фрейндлих сыграла в кинокартине «На Верхней Масловке», за эту роль она получила свою вторую премию «Ника». Первую она получила еще в 1993 году за роль в фильме «Подмосковные вечера».

В 2009 году Фрейндлих сыграла в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященном Иосифу Бродскому, его произведениям и биографии. Знаменитая актриса исполнила в этой картине мать Бродского, по ее словам, она была счастлива получить эту роль, потому что любит стихотворения выдающегося поэта.

Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»

В 2014 году Алиса Фрейндлих оказывается героиней телепрограммы «Вечерний Ургант», где она делится со зрителями воспоминаниями о любимых спектаклях и просто весело проводит время. Удивленные зрители, слыша новомодные слова «селфи» и «запостим» из уст уже немолодой актрисы, громко аплодируют.

Следующие годы Алиса Фрейндлих посветила себе и своей семье, чтобы затем, в 2017 году принять участие в съемках фильма «Большой», посвященного Большому театру.

Алиса Фрейндлих в фильме «Большой», посвященного Большому театру

В прошлом году Алисе Фрейндлих исполнилось 83 года. Одним из первых с днем рождения великую актрису поздравил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Несмотря на то, что актриса подвержена вредной привычке (она курит более 45 лет), выглядит Алиса Фрейндлих роскошно. По ее словам, в этом ей отчасти помогла инъекция ботокса, хотя из-за нее лицо несколько потеряло прежнюю подвижность.

В уже наступившем году Фрейндлих дает интервью, где признается, что современное кино ее уже не вдохновляет, поскольку в нем слишком много «криминала».

Алиса Фрейндлих

Алису Фрейндлих знают и любят не только за роли в театре и в кино, но и благодаря ее выразительному, артистичному чтению стихов. Стихотворения Анны Ахматовой, произведения Марины Цветаевой и потрясающий «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих полюбились многим.

Алиса Фрейндлих получила 5 почетных Орденов за вклад в искусство и свыше пятнадцати различных государственных премий, а также многочисленные награды кино- и театральных конкурсов и фестивалей.

Алиса Фрейндлих на премии «Ника»

Все эти награды не имели бы такого большого значения для биографии актрисы, если бы ее личная жизнь сложилась иначе – однако каждому, кто взглянет на фото неподражаемой Алисы Фрейндлих, становится ясно: это человек огромной души, таланта и любви к жизни.

 Загрузка …

Что

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector