Александр мартынов. почему красавец-актёр вдруг стал затворником
Содержание:
Театр и звездная роль
Пару лет выступал на сцене Московского ТЮЗа. Все шло хорошо до того момента, когда Мартынову предложили роль младшего командира Васкова в х/ф «…А зори здесь тихие». Популярность молодого актера многим не давала покоя. Не захотев видеть косых, завистливых взглядов, решил перейти в драм. театр на Малой Бронной.
За девять лет достаточно расширил свой репертуар. Участвовал в постановках: «Дорога» (по произведению Н. Гоголя «Мертвые души», Чичиков), «Дни Турбиных», «Визит дамы», «Дон Жуан», «Варвары», «Женитьба» и др.
Андрей Мартынов с коллегами на сцене
Наверное, каждый актер хотел бы начать свою карьеру с ведущей роли в киношедевре. И судьба предоставила такую возможность Андрею Леонидовичу. С. Ростоцкий искал главного героя в военную драму «…А зори здесь тихие» (по повести Б. Васильева).
Сначала пригласил Георгия Юматова. Тот с радостью согласился, однако после проб стало понятно – утонченность, мешает актеру достоверно сыграть мужика из народа. Не подходил по образу и Вячеслав Тихонов. К тому же был занят на съемках х/ф «Семнадцать мгновений весны».
Вспомнила об Мартынове второй режиссер Зоя Курдюмова. Ростоцкий сомневался, сможет ли 26-летний москвич перевоплотиться в 32-летнего «деревенского лапотника». Категорически не принял вчерашнего студента и Васильев.
Андрей Мартынов, Ирина Шевчук и Ольга Остроумова (справа) в фильме «…А зори здесь тихие», 1972 год
Сам же актер очень хотел сыграть Васкова. Приложил для этого максимум усилий и все свое мастерство. Через две недели никто не сомневался, что перед ними настоящий старшина. В первый же год картину посмотрело более 60 миллионов зрителей. Её номинировали на «Оскар», но экранизация уступила иностранной ленте «Скромное обаяние буржуазии».
Фильмография
Фильмы с участием Андрея Мартынова:
1972 — А зори здесь тихие
1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи
Несчастный случай
1973 — Вечный зов
1973 — Топчанская республика
1976 — Город с утра до полуночи
1977 — Белый Бим Чёрное ухо
1978 — Последний шанс
1978 — Капитанская дочка
1978 — Исчезновение
1981 — Крепыш
1981 — Гори гори ясно
1981 — Через Гоби и Хинган
1981 — Факты минувшего дня
1981 — Синдикат-2
1982 — Василий Буслаев
1982 — Владивосток, год 1918
1982 — Мы жили по соседству
1982 — Безумный день инженера Баркасова
1983 — Здесь твой фронт
1984 — Через все годы
1984 — Сильная личность из 2 «А»
1984 — Без права на провал
1985 — Битва за Москву
1985 — Внимание! Всем постам…
1985 — Секунда на подвиг
1988 — Гулящие люди
1990 — Николай Вавилов
1991 — Непредвиденные визиты
1991 — Царь Иван Грозный
1992 — Удачи вам, господа!
1997 — Волшебный портрет
1997 — Царевич Алексей
1998 — Му-му
1999 — Президент и его внучка
2002 — Ледниковый период
2003 — На углу, у Патриарших-3
2003 — Не привыкайте к чудесам
2003 — Чёрная метка
2004 — Богатство
2010 — Сонька. Продолжение легенды
Детство и юность
Будущий актер Сергей Мартынов родился 25.01.1952 года в населенном пункте в Ростовской области, село Александровка. Тут молодой человек провел основную часть своего детства и юношества. Здесь же посещал общеобразовательную школу.
По рассказам Мартынова, он был весьма успевающим учеником. Получал хорошие оценки по всем предметам. Отличался отличным поведением. Доходило до того, что его ставили в пример другим школьникам.
На момент раннего возраста Мартынов не планировал становиться актером. Кем были родители Сергея точно не известно. Дело в том, что мужчина отличается закрытостью.
Он не откровенничает перед камерой и вообще очень редко дает интервью. А когда соглашается побеседовать, почти не рассказывает о своем детстве.
Сергей Мартынов в молодости
Доподлинно известно только одно. В юные годы он заинтересовался театром и кино. Начал посещать любительский драматический кружок при школе, где ему нравилось рассказывать стихи и принимать участие в простых постановках.
Как только Сергей Мартынов окончил общеобразовательную школу, он отправился штурмовать столицу. Выбор молодого человека остановился на ВГИКе. Всесоюзном театральном институте.
Будущий артист отличался не только приятными и необычными для советского человека внешними данными, но и природным талантом.
Благодаря обаянию и умению показать себя, Мартынов без проблем стал студентом ВГИКа, сдал вступительные экзамены с первого раза и без особых трудностей.
В течение 4-х лет Сергей учился и осваивал ремесло. После чего начал профессиональную деятельность.
Первое прослушивание
Актер Мартынов Андрей Леонидович в подростковом возрасте не был уверен в своем таланте, хоть и мечтал о сцене и поклонниках. Случай испытать свои силы ему представился в 16 лет. Тогда в родной город юноши прибыли на гастроли звезды МХАТ. Решив рискнуть, парень узнал телефон гостиницы, в которой остановился Алексей Грибов, и уговорил знаменитость организовать ему прослушивание.
Судьбоносная встреча состоялась на следующий день в гостинице. Монолог Мартынов отрепетировал заблаговременно, однако Грибов быстро прервал его выступление неожиданным вопросом. Он осведомился у Андрея, понимает ли он текст, который декламирует. А затем устроил ему мастер-класс, прочитав небольшой отрывок из выбранного Мартыновым монолога. Как позже рассказал «старшина Васков» журналистам, он был поражен талантом Алексея.
Кинематограф
Дебют Мартынова как артиста большого экрана состоялся еще раньше, в 1967-м. Свою первую работу он получил в годы учебы в МГУ. В тот момент молодой человек не был профессиональным артистом. Шанс выдался благодаря его настойчивости и интересному типажу.
Александра утвердили на роль Зернова в картине «Татьянин день». Историческая драма была посвящена зарождению революционного движения в среде молодежи.
Александр Мартынов в картине «Татьянин день»
Всего через год Мартынова пригласили на одну из ролей в детской детективной ленте «Пассажир с Экватора».
В 1969-м на экраны вышла драматическая картина «Трое». Режиссером выступил Исидор Анненский, который заметил талант молодого человека и помог ему попасть на съемочную площадку, сделать первые шаги в большом кино.
Александр Мартынов в фильме «Трое»
Несмотря на довольно активное, успешное начало профессиональной карьеры, артист не стал популярен в одночасье. Три дебютные картины не принесли ему большой славы или известности. Но начало было положено.
После окончания театрального института в 1972-м, карьера молодого человека пошла в гору. Первым серьезным успехом начинающего артиста стала спортивная картина Валерия Кремнева «Право на прыжок» по мотивам биографии реальной личности.
Александр Мартынов в картине «Право на прыжок»
Александр Мартынов получил главную роль. Коллегами по съемочной площадке стали известные артисты советского кино: Юрий Соломин, Татьяна Васильева и другие. Этот момент стал переломным в биографии актера.
Всего через 2 года на экраны вышла детективная лента «Совесть». История оказалась масштабной, повествование было разделено на 5 эпизодов. Александр Мартынов вновь получил центральную роль, сыграл следователя Ковецкого.
Александр Мартынов в фильме «Совесть»
Вот уже второй раз молодому, не столь опытному артисту довелось поработать с настоящими профессионалами, заслуженными мэтрами большого кино. В их числе можно назвать Всеволода Сафонова, Анатолия Ромашина.
Следующая заметная работа с участием артиста вышла в 1976-м. Мартынов вновь снялся в спортивной драме. Картина получила название «Такая она, игра».
Александр Мартынов в картине «Такая она, игра»
Всего через год актер снимался в телевизионном спектакле «Чао!». Постановщиком выступил А. Ширвиндт.
В 1979-м на большие экраны вышла производственная драма «Пробивной человек». Александру Мартынову вновь доверили главную роль. На сей раз он сыграл старшего инженера автобазы Сергея Петухова.
Александр Мартынов в фильме «Пробивной человек»
На 80-е годы приходится новая веха карьеры артиста. Он продолжал много и активно сниматься. Начало десятилетия ознаменовалось картиной «Расследование». В детективной ленте Мартынову досталась центральная роль.
В тот же период на экраны вышел фильм «Миллионы Ферфакса». Здесь артист воплотил образ второстепенного персонажа.
Александр Мартынов в картине «Миллионы Ферфакса»
В 1983-м году Александр снялся в картине «Военно-полевой роман». Фильм удачно сочетал элементы исторической драмы и романтики. Зрители приняли его очень тепло.
В 1985 силами нескольких стран на свет появилась военная картина, эпопея «Битва за Москву» с участием Мартынова. Фильм состоял из 4-х эпизодов. Александру досталась роль майора Ивана Копца.
Этот образ оказался одним из наиболее ярких в биографии артиста и самым удачным за все десятилетие. Картина получила хорошие отзывы. Ее показывали в Берлине.
Александр Мартынов в фильме «Битва за Москву»
В тот же году Мартынов появился в картине «Дикий хмель», вновь получил центральную роль. А следом принял участие в ставшей культовой ленте «Кин-Дза-Дза!». Правда, всего лишь в эпизоде.
90-е годы ознаменовались началом масштабного кризиса в советском искусстве в целом и в кинематографе в частности. Очень многие творческие люди оказались за бортом. К несчастью, Мартынов был среди них.
Серьезных ролей в новом десятилетии талантливый артист практически не получал. Среди наиболее ярких работ того периода можно назвать фильмы «Темные аллеи» и «Убийство на Ждановской».
Александр Мартынов в фильме «Убийство на Ждановской» (1992)
В 1994 году мужчина решил уйти из кинематографа. Это стало неожиданностью для поклонников артиста.
В 2008 Мартынов принял участие в сериале «Псевдоним Албанец 2», после чего окончательно перестал появляться на публике.
Александр Мартынов в сериале «Псевдоним — Албанец 2»
Важные даты
Много побед одержал Евгений Мартынов. Биография, полная творчества и музыки, содержит такие важные в его жизни даты:
1973 – Мартынов лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни. Конкурс проходил в Минске.
1973 – в Берлине проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мартынов стал лауреатом.
1975 — на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» завоевал гран-при, что стало знаменательным событием для СССР, так как за столько лет Евгений первым из россиян одержал победу.
1976 – в Болгарии Евгений завоевал серебряную медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей».
1978 – Мартынов Евгений, биография которого очень интересует публику, женится и создает семью вместе с девушкой Эвелиной. В браке рождается сын Сергей. Свое имя Сергей получил в честь двух выдающихся людей — Рахманинова и Есенина. После смерти Евгения семья перебирается в Испанию.
1987 – Евгений получил Премию Ленинского комсомола за эстетическое воспитание молодежи и разработку произведений для детей.
Деятельность в последние годы
Сейчас Мартынову 73 года. Он живет в Москве. В кино в последнее время больше не снимается. Однако на телевидении регулярно выходят передачи, посвященные его творчеству.
Например, в 2021 году он стал главным героем проекта Бориса Корчевникова «Судьба человека». Он подробно рассказывал, как сложилась его судьба, какие испытания пришлось перенести.
Сейчас он живет один. Это непросто, если возникают какие-то проблемы со здоровьем, то приходится соглашаться на госпитализацию, так как ухаживать за актером просто некому.
Герой нашей статьи признается, что опасается охотников за наследством. Поэтому не желает связывать себя никакими отношениями.
Творческая карьера
История Мартынова как самобытного артиста начинается не с театра и не с кино.
Сразу после выпуска молодой человек не получил серьезных предложений от творческих объединений или маститых режиссеров. Зато был задействован в дубляже нескольких популярных лент того времени.
Например, фильма «Папаши». Или проектов «Фаворит», «Жизнь прекрасна». Таким образом, прежде чем увидеть актера в живую, советские люди познакомились с его голосом.
В качестве полноценного актера, творческая биография Сергея Мартынова началась на заре 70-х годов. Первой серьезной работой артиста становится криминальный фильм с элементами триллера и приключения «Абитуриентка».
Сергей Мартынов и Ирина Шевчук в фильме «Абитуриентка»
Сюжет повествовал о захвате пассажиров самолета группой преступников. Здесь мужчине досталась роль штурмана.
Партнершей молодого человека по съемочной площадке оказалась актриса Ирина Шевчук, которая по сценарию погибала, пожертвовав своей жизнью.
Сергей Мартынов в фильме «Абитуриентка» в роли штурмана
Далее, после успешного проекта, актер получил еще несколько предложений. Он участвовал в фильмах «Следую своим курсом», «Всегда начеку!».
Несмотря на приглашения, роли все же были эпизодическими. Большой всенародной известности они принести не смогли. Зато благодаря работе с режиссерами, актер наработал профессиональный творческий опыт, который очень пригодился ему в будущем.
Переломный момент случился в 1974 г., когда молодому человеку предложили одну из главных ролей в сказке «Царевич Проша».
Сергей Мартынов в фильме «Царевич Проша»
Здесь пока малоизвестному артисту посчастливилось работать с корифеями советского кино и театральных подмостков. В их числе были Валерий Золотухин, Татьяна Пельтцер, Валерий Носик и Георгий Вицин.
Фильм стал популярным среди советского зрителя. А самого Сергея Мартынова запомнили и полюбили многочисленные фанаты.
Новая работа также была довольно успешной. В картине «Концерт для двух скрипок» артист перевоплотился в честолюбивого музыканта, который боролся за свой успех. Партнерами актера по съемочной площадке были Елена Шанина и Елена Соловей.
Концерт для двух скрипок (1975)
С этого момента артист получает порцию заслуженной славы. Его знают и любят.
К концу 70-х годов он снимается в картине «Отец и сын». Далее следуют сложные и многогранные образы в фильмах «Товарищ Иннокентий» и «Братья Рико». Они окончательно закрепляют за артистом славу талантливого профессионала, который может воплотить на экране любой образ.
Сергей Мартынов в фильме «Братья Рико»
В 1981 году выходит лента «Ларец Марии Медичи». Этот проект вновь становится успешным и популярным. Сам же Сергей Мартынов окончательно закрепляется в статусе звезды советского кино и любимца миллионов поклонников. Всего за время показа фильм посмотрело почти 25 млн. человек.
Сергей Мартынов в фильме «Ларец Марии Медичи»
Сергей Федорович был поистине многогранным и разноплановым артистом. Ему приходилось примерять на себя самые разные образы. В картине «Нежданно-негаданно» мужчина перевоплотился в вороватого и нечистого на руку художника. В кино «Срочно… Секретно… Губечка» — разведчика. А в проекте «Любовью за любовь» — аристократа.
В середине 80-х годов актера начинают приглашать на съемки за рубеж. Он работал в Чехословакии, Венгрии, Польше. Наиболее ярким проектом стал фильм «Звезда шерифа».
Сергей Мартынов в фильме «Звезда Шерифа»
Помимо активной актерской деятельности, мужчина занимался дубляжом. И на этом поприще был едва ли не более известен, чем на лоне актерского искусства в традиционном его понимании.
Конец большой карьеры Мартынова приходится на 1991. Однако, у истории есть и продолжение.
Актер, уже в зрелый период, вернулся в кинематограф 10-ю годами позже. В 2000-2001 выходит фильм «Лиса Алиса», а также лента «Солнечный удар». Однако дать актеру и его творческой биографии второго дыхания они не смогли.
Сергей Мартынов в фильме «Лиса Алиса»
В этот же момент мужчина пробует себя в режиссерском кресле. Его дебютным проектом становится многосерийная мультипликационная лента «Немного о Страшилке».
За годы профессиональной деятельности актер Сергей Мартынов успел сняться в нескольких десятках лент. И это не считая проектов, где он выступал специалистом дубляжа.
Образы, которые мужчина создавал на экране, как один были яркими и творчески сильными. Даже, если актеру доставалась эпизодическая роль, он отыгрывал ее на все сто процентов, придавая образу глубины и сложности.
Начало жизненного пути
Малая родина мэтра российского кинематографа – город Иваново. Третий сын в семье Мартыновых родился в победном 1945 году. Послевоенная обстановка, когда государство еще не оправилось от причиненных войной разрушений и не восстановило экономику, не предполагала особого достатка в советских семьях. Длинные очереди за продуктами на всю жизнь остались в памяти актера.
Родители будущей звезды занимались педагогической деятельностью. Папа Леонид Николаевич Мартынов – слабовидящий, инвалид по зрению. Однако проблемы со здоровьем не мешали активному, общительному человеку трудиться во Всесоюзном Обществе слепых и участвовать в работе любительского драматического театра. Сын смотрел все спектакли с участием главы семейства, и был до глубины души очарован необычной, праздничной атмосферой театра.
Однажды мальчик побывал на представлении гастролирующего кукольного театра, и загорелся идеей создать у себя дома такой же. Он смастерил кукол и декорации, и показывал родным и друзьям спектакли по пьесам собственного сочинения. Увлечение драматическим искусством постепенно набирало обороты. В школьные годы Андрей был активным участником всех праздничных концертов и творческих конкурсов. После того, как юный артист потрясающе выступил с инсценировкой по рассказу Чехова «Канитель», учителя заговорили о явном таланте, и настоятельно рекомендовали развивать способности на профессиональном уровне.
В 1961 году в Иваново на гастроли приехал МХАТ. Шестнадцатилетний юноша набрался смелости, и напросился к мэтрам сцены Алексею Грибову и Николаю Алексееву на слушания. Выразительное чтение монолога произвело впечатление на профессионалов, и они посоветовали молодому человеку сдать экзамены в Школу-студию МХАТ. Ободренный хвалебными отзывами, Андрей поехал в Москву. Однако поступить в театральное училище с первого раза не удалось.
Андрей Мартынов в юности
Юноша вернулся в родной город, год проработал каменщиком, а затем повторил попытку. Документы он подал в ГИТИС, с успехом прошел отборочный конкурс, и был зачислен на курс Павла Хомского. После второго семестра Андрею пришлось прервать учебу – юношу призвали в армию. Службу молодой боец проходил сначала в Воронеже, а затем – в воинской части, дислоцирующейся в Узбекистане. После демобилизации вернулся к учебе, и в 1970 году получил диплом о высшем образовании.
Зачастую карьера начинающего исполнителя берет старт с незначительных ролей, не оставляющих особой памяти. Андрею Леонидовичу посчастливилось начать свою творческую биографию с подлинного шедевра – экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий изначально в главной роли видел Юматова. Однако в ходе проб стало ясно, что артист с утонченной внешностью и интеллигентной подачей не вписывается в сюжетные рамки. Нужен был особый типаж – русский мужик, крепкого телосложения, неяркой внешности, с незамысловатыми манерами и простой речью.
В фильме «А зори здесь тихие» (1972)
С подачи помощника режиссера позвали на пробы Мартынова. Несмотря на то, что начинающий актер был немного робок на сценической площадке, режиссер увидел в нем потенциал, и утвердил на роль старшины Васкова. Бонусом выданное молодому исполнителю доверие, он с лихвой оправдал. Мартынов создал практически гениальный образ, в достоверности которого не возникает ни тени сомнения
Зрители видят на экране настоящего русского воина, прекрасного и отважного человека, действия которого вызывает уважение и гордость соотечественников
В 1972 году картина вышла на экраны страны, и имела оглушительный успех. У миллионов зрителей появился новый кумир, за творческой судьбой которого они стали наблюдать с большим интересом. Долго ждать новых блестящих работ не пришлось. Через год актер предстал в роли Кирьяна в картине «Вечный зов». Герой Мартынова, согласно сценарию, не был главным действующим лицом, но благодаря таланту исполнителя, стал ключевым и любимым зрителями персонажем.
В сериале «Вечный зов»
Детство и юность
Андрей Мартынов родился 24 октября 1945 года в городе Иваново. Герой нашей статьи рос в небогатой семье. Денег постоянно не хватало, так как отец был инвалидом первой группы. Из-за проблем со зрением его не призвали служить во время Великой Отечественной войны.
При этом он, как и мать Андрея Мартынова, работал в школе преподавателям. В семье воспитывались еще два брата – Юрий и Рудольф. Хоть отец будущего актера и очень плохо видел, но страстно любил театр, постарался передать это увлечение своим сыновьям. Отец Андрея даже ходил в специальный драматический кружок для актеров с плохим зрением. Спектакли, в которых он играл, стали для героя нашей статьи знакомством со сценой.
Огромное впечатление на Андрея Мартынова произвел кукольный театр, который однажды приехал давать представление в детский сад, в который ходил герой нашей статьи. Простая и откровенно незамысловатая постановка настолько его поразила, что он решил устроить собственный театр. Для этого малыш начал мастерить кукол своими руками, делать декорации, а после показал придуманный спектакль в кругу родных и близких.
Когда Мартынов начал учиться в школе, он не оставил увлечение театральным искусством. Многие его одноклассники запомнили выступление на школьном конкурсе с инсценировкой рассказа Чехова «Канитель». Выступление оказалось настолько удачным, что учителя с тех пор постоянно твердили Андрею, что его ждет будущее большого актера.
Детство и юность
Андрей Мартынов родился 24 октября 1945 года в Иваново в простой и небогатой семье. Отец Андрея был инвалидом первой группы из-за проблем со зрением и благодаря этому во время Великой Отечественной войны не был призван в ряды Красной армии. Оба родителя трудились преподавателями, в семье воспитывались еще два старших брата – Рудольф и Юрий.
Андрей Мартынов в молодости
Несмотря на крайне плохое зрение, Мартынов-старший был страстным поклонником театрального искусства. Он даже посещал специальный драматический кружок для актеров со слепотой. Спектакли, в создании которых участвовал отец, стали для Андрея Мартынова первым знакомством с артистическим миром и настоящим вдохновением.
Еще одно неизгладимое впечатление на мальчика произвел кукольный театр, который однажды дал выступление в его детском саду. Незамысловатая постановка поразила Андрея, и он решил открыть собственный театр. Ребенок смастерил кукол, декорации, после чего продемонстрировал узкому кругу близких людей постановку собственной пьесы.
Молодой актер Андрей Мартынов
В школьную пору Андрей Мартынов продолжал увлекаться театральным искусством и чувствовал непреодолимую тягу к нему. На одном школьном конкурсе он выступил с инсценировкой рассказа «Канитель», написанного Антоном Павловичем Чеховым. Это событие могло затеряться в череде других школьных дел и не попасть в биографию актера. Но инсценировка была настолько удачной, а талант Мартынова проявлялся в ней столь явно, что учителя юного артиста начали с уверенностью утверждать, что мальчика ждет большое будущее на сцене.
Однажды с гастролями в Иваново прибыли актеры именитого МХАТа во главе с Алексеем Грибовым. Мартынову тогда было шестнадцать лет, однако смелости ему было не занимать. Андрей лично позвонил Грибову в гостиницу и попросил, чтобы тот провел прослушивание. Опытный актер не отказал дерзкому мальчишке в его просьбе.
Андрей Мартынов
Подготовив монолог, Мартынов в назначенный час явился в гостиницу и начал зачитывать материал Алексею Грибову. Последний даже не стал дослушивать выступление молодого артиста, а сразу же спросил, понимает ли тот смысл прочитанного отрывка. Естественно, парень принялся уверять Алексея Николаевича, что глубоко прочувствовал смысл выбранного произведения, однако Грибова не убедил.
Именитый актер показал Мартынову, как по-настоящему нужно было прочитать выбранный им этюд, и поделился с молодым человеком профессиональными секретами. Впоследствии Андрей Леонидович с теплотой вспоминал эту встречу, признаваясь, что такое познавательное общение с профессионалом его просто поразило.
Андрей Мартынов в фильме-спектакле «До новых встреч!»
На Алексея Грибова эта встреча также произвела хорошее впечатление. В тот же день он с удовольствием познакомил молодого артиста с Николаем Алексеевым – еще одним талантливым актером МХАТа. А вскоре после того, как труппа уехала из Иваново, Николай Алексеев прислал Мартынову телеграмму и пригласил его попробовать силы на экзаменах.
Во второй половине двадцатого века, как и сейчас, многие молодые люди с амбициями будущих известных актеров отправлялись искать свое счастье в Москву. Андрей Мартынов исключением из этого правила не стал: после завершения школьного обучения он также поехал в столицу, надеясь «выбиться в люди».
Актер Андрей Мартынов
После получения письма от Алексеева Андрей Леонидович, окрыленный покровительством именитых артистов, на всех парах помчался в Москву сдавать экзамены для поступления в МХАТ. Но жизнь несколько охладила его пыл: на экзаменах парень с треском провалился, а потом такая же неудача постигла его и при попытке поступить в Щукинское училище.
В течение года после этого Мартынов работал на стройке, а во время следующих вступительных экзаменов решил снова попробовать свои силы. На этот раз судьба была к актеру более благосклонна: он был успешно зачислен на первый курс ГИТИСа к Павлу Хомскому. Три года после второго курса будущий артист отдал службе в войсках ПВО. Сначала Мартынов был призван в Воронежскую область, затем солдата перевели в Среднюю Азию, в Узбекистан. Военный лагерь располагался в степи, где раньше был двор Тамерлана, недалеко находилась гробница военачальника.
По прошествии срока службы Мартынов вернулся в ГИТИС, где в 1970 году завершил учебу.
Кинематограф и дубляж
Всего в творческой биографии актера более пятидесяти ролей. Одна из самых ярких – Кирьян Инютин в исторической многосерийной ленте «Вечный зов». Режиссерам В. Краснопольскому и В. Ускову удалось собрать великолепный актерский ансамбль: Вадим Спиридонов, Валерий Хлевинский, Перт Вельяминов, Ада Роговцева, Владлен Бирюков, Владимир Борисов, Тамара Семина и др.
Также хочется отметить участие в детективе «Следствие ведут знатоки» (Каталин), драме «Белый Бим Черное ухо» (старшина милиции), мелодраме «Капитанская дочка» (Максимыч), киноповести «Ватага «Семь ветров» (Каштанов), экранизации «Синдикат-2» (Федоров), водевиле «Безумный день инженера Баркасова» (Слоняев), мелодраме «Гори, гори ясно…», военных лентах «Здесь твой фронт» (Петрович), «Без права на провал» (Лозовой) и «Битва за Москву» (командир москвичей-ополченцев), детективе «Внимание! Всем постам…» (старшина Тихоня), исторических картинах «Василий Буслаев» (Окулов), «Секунда на подвиг» (Новиченко), «Царь Иван Грозный» (Малюта Скуратов) и «Гулящие люди» (землевладелец Зюзин), биографической ленте «Николай Вавилов» (С. Вавилов) и др
Андрей Мартынов. Слева в фильме «Вечный зов», 1973-1983 гг.
Кроме этого, Мартынов подарил свой голос многим иностранным актерам: Филиппу Науре, Оскару Шиндлеру, Энтони Хопкинсу, Рольфу Хоппе и др. Принимал участие в озвучивании более сотни картин («Крестный отец», «Дикая роза», «Взлом», «Пришельцы», «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе» и др.).
Дебют на большом экране
Для актера Андрея Мартынова первая же роль в кино оказалась звездной. За год до его выпуска из театрального вуза в журнале «Юность» появилась повесть Бориса Васильева под названием «…А зори здесь тихие».
Это была чувственная и пронзительная повесть, рассказывавшая о трагической судьбе женского отряда зенитчиц во главе со своим старшиной. Когда Мартынов читал это произведение, он был еще студентом ГИТИСа. Примерно через год он узнал о планах режиссера Станислава Ростоцкого экранизировать это произведение.
На главные женские роли было решено пригласить начинающих, но талантливых актрис. Из них только Ольга Остроумова к тому моменту была уже достаточно известной и популярной. А вот на роль старшины Ростоцкий планировал пригласить Георгия Юматова. Тот был не против, но в ходе проб выяснилось, что у него совершенно иной типаж.
Требовался актер, который сможет перевоплотиться в незамысловатого и крепкого вологодского мужика. Юматов же был явно городским. Другим претендентом считался Вячеслав Тихонов, но тому пришлось отказаться, так как начались съемки в «Семнадцати мгновениях весны» у Татьяны Лиозновой.
Об актере Андрее Мартынове внезапно вспомнила помощница режиссера Зоя Курдюмова. Интересно, что первоначально его кандидатуру не одобрил Васильев, которого пригласили к участию в проекте, прислушивались к его мнению. И сам режиссер Ростоцкий настороженно относился к вчерашнему выпускнику ГИТИСа. Андрей был слишком моложавым, ему же требовался герой, который был бы на порядок старше.
Его все-таки пригласили на пробы. Мартынов так мечтал получить эту роль, что долго боролся с психологическим барьером, перед камерой поначалу был слишком зажатым и скованным. Однако создатели картины согласились на то, что ему нужно дать второй шанс. Через две недели после повторных проб художественный совет утвердил героя нашей статьи на главную роль.
Сами съемки начались только в 1971 году. Планировалось, что картина будет состоять из двух серий, но несмотря на это, все съемки было решено закончить за одно лето. Те, кто участвовал в рабочем процессе, вспоминают, что это была изнурительная работа. Трудиться приходилось по 18-20 часов в сутки, чтобы успеть все, что было запланировано.
В результате работа была проделана успешно. По кинематографической традиции премьерный показ картины состоялся в селе Сяргилахта, расположенном неподалеку от тех мест, где были сняты практически все сцены. Затем фильм показали в Петрозаводске, так как снимали его на территории Карелии, только после этого — в советской столице. В 1972 году военная драма вышла на экраны кинотеатров СССР. Ее посмотрели 132 миллиона человек.
«Битва за Москву»
Следующим фильмом Андрея Мартынова, который сыграл важную роль в его карьере, является драматическая киноэпопея Юрия Озерова «Битва за Москву».
Вместе с Мартыновым в этой работе участвуют главные советские звезды кинематографа того времени – Михаил Ульянов, Юозас Будрайтис, Эммануил Виторган, Яков Трипольский. Сам герой нашей статьи играет командира отряда москвичей-ополченцев.
Это масштабный проект Озерова, в котором со скрупулезностью воссоздаются ключевые сражения Великой Отечественной войны в районе советской столицы, первое крупное поражение гитлеровских войск под Москвой.
После этой работы последовало еще несколько ярких ролей: старшины Павла Егоровича Тихони в детективе Игоря Вознесенского «Внимание! Всем постам…»; Якова Новиченко в военной драме Ом Гиль Сона и Эльдора Уразбаева «Секунда на подвиг»; боярина Зюзина в исторической киноповести Ильи Гурина «Гуляющие люди», Сергея Вавилова в биографической драме Александра Прошкина «Николай Вавилов»