Варпаховская, анна леонидовна

«Считаю, что у отца украли жизнь»

Для себя вы отыскали причину, почему спектакль был запрещен в Украине. И кто-то из этой «группы писателей» позже объяснился, если не перед вашим папой, то перед вами?

Нет, не припомню что-то.

Вы знаете, для меня это была совершенно непонятная история, потому что тогда в Москве спектакль «Дни Трубиных» уже много лет шел с огромным успехом. А ведь это была одна страна и власть курировала все. И почему власть центральная эту пьесу разрешала, а власть в Украине эту пьесу запретила? Папа обращался в Москву, но ему сказали: «нет-нет, пусть они свои дела решают сами». Есть такое предположение, не очень лестное для людей, закрывших спектакль, что они просто рядом с собой не могли видеть талант Булгакова. Ведь очень много было плохой драматургии. Я сама «лила болванки», играя советскую труженицу на металлургическом заводе, или выступала со сцены на партсобраниях.

Вот эта «обязательная» драматургия и была причиной, почему отец не хотел руководить театром. Попытался, но с его мягким характером это оказалось трудным, невозможным. Он говорил: «Не могу никого уволить, не могу и не хочу ставить то, что нужно властям. У меня отобрали 17 лет. Я буду ставить то, что мне дорого, в чем я могу проявиться как художник, как гражданин»…  Отец вообще прожил недолгую жизнь – в 67 лет ушел. Он много ставил в разных театрах, но своего театра не имел. Может поэтому о нем вспоминают не так часто, как он того заслуживает. Я считаю, что у моего отца украли жизнь.

Он ведь хотел работать в Москве, эти события помогли ему реализовать мечту.

Наверное… Во-первых, он поставил «Дни Трубиных» во МХАТе. В той же тайной тетрадке он сам ставил себе отметки по пятибалльной системе: киевский спектакль он оценил намного выше московского. Жена Булгакова Елена Сергеевна, с которой у отца были доверительные дружеские отношения, придерживалась того же мнения: мхатовский спектакль ей нравился меньше. Помню, отец очень переживал из-за этого.

В 2018 году в Киеве вышла большая книга «Анна Варпаховская. История семьи». Ее автор Яна Иваницкая с вашею помощью собрала множество фактов и документов. Тема ГУЛАГа, в котором познакомились ваши родители и на свет появились вы, занимает значительную часть книги. В колымской истории вашего отца часто всплывает донос, написанный на вашего отца его наставником Всеволодом Мейерхольдом. В своих интервью вы никогда не сказали ничего плохого об этом режиссере, актере и педагоге, всегда находили какое-то оправдание его поступку. Отец тоже простил его?

Более того, всю жизнь пропагандировал имя Мейерхольда, считал его своим учителем и делал все возможное для восстановления его памяти. Во-первых, я не очень уверена, что донос сыграл особую роль, так как в деле отца, с которым я ознакомилась на Лубянке, этот документ отсутствует. Во-вторых, Мейерхольд, как мне рассказывал отец, человек был непростой с очень трудным характером. Он мог приблизить к себе человека, а потом с легкостью выкинуть его из своей жизни. Отец смог объяснить себе поступок учителя. Папа считал, что в то время люди были поставлены в такие условия, что просто вынуждены были идти на неблаговидные и омерзительные поступки. Может быть, если бы не совершались подобные вещи, всей этой системы ГУЛАГов и репрессий не было бы. Но… вся страна жила в этом кошмаре доносов и страха.

Вопреки всем несчастиям именно на Колыме познакомились ваши родители и появились вы.

В том то и дело: жизнь продолжалась, и какие-то хорошие вещи происходили даже там.

Детство и юность

В 1937 году знаменитого театрального режиссера Леонида Варпаховского приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей за контрреволюционную агитацию. Он отбывал наказание в БАМлаге, а через 3 года был этапирован на Колыму, на золотые прииски.

В нечеловеческих условиях деятель искусств смог организовать драмкружок, и в 1943-м его назначили худруком культбригады города Магадана, куда перевели и Иду Зискину (в девичестве Гекдишман). Оперная певица попала сюда как жена изменника родины: работника Союзкульторга Давида Зискина в 1937-м арестовали по обвинению в связи с фашистами Харбина и расстреляли.

Пара поставила множество спектаклей, в том числе «Травиату», что помогло автору сократить срок на полгода. Но в 1947-м Варпаховского, успевшего побывать на воле только 5 месяцев, еще почти на год заключили в одиночную камеру по доносу.

Анна Варпаховская в молодости

После тесное сотрудничество с Идой переросло в крепкую семью, в которой 11 июня 1949 года родилась единственная дочь Аня. Супруги уехали с Колымы, когда ребенку не исполнилось и четырех лет:

Дальше путь семьи лежал в Грузию и Украину, а оттуда, уже после смерти Иосифа Сталина, — в Москву. Здесь Анна, знакомая с Леонидом Утесовым и Фаиной Раневской, «поперла как танк, расталкивая локтями абитуриентов» в Щукинское училище, окончив его с отличием в 1971-м.

Вспоминая детство, актриса, росшая в окружении трех братьев: Григория Зискина (от первого брака матери), Федора Варпаховского (от первого брака отца) и кузена Андрея Варпаховского, рассказывала о новогодней елке, для которой отец украл из клуба единственный шар, а уголовник Коля Пересечный — целый ящик.

Детство и родители

Наша героиня родилась летом 1949 года на Колыме, в том самом месте, где ее родители отбывали тюремный срок. Отец, Леонид Викторович, был популярным театральным режиссером, мать, Ида Самуиловна Зискина – певицей.

О том, как родители актрисы повстречали друг друга можно снять целую мелодраму.

Ида была взята под арест после расстрела супруга Давида Зискина. В то время это было обычной практикой. У супругов только появился на свет сын Григорий, но несмотря на это, женщина все равно была отправлена на Колыму как член семьи изменника родины. Мальчишку забрала на воспитание родственница Зискиной, свою мать он смог увидеть только в шестнадцатилетнем возрасте, когда она возвратилась обратно из заключения вместе со своим вторым супругом Леонидом Викторовичем Варпаховским и дочуркой Анечкой.

Отец нашей героини находился в заключении семнадцать лет. Первый раз получил срок в 1936-м – за то, что находился рядом при разговоре шурина с дядей своей первой супруги, который принадлежал к троцкистам. Спустя два года Леонид Викторович получил повторный арест. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Сам же режиссер отказывался признавать свою вину по данному делу.

В 1945-м в Магадане был дан приказ создать театр для заключенных. С теми, кому в нем выступать, проблем не было: на тот момент в разных зонах ГУЛАГа отбывали свой срок Лидия Андреевна Русланова, Татьяна Кирилловна Окуневская, Вадим Алексеевич Козин, Евдокия Юрьевна Урусова и др. Режиссером этого театра был назначен отец Анны.

Однажды к Леониду Варпаховскому подошла главная по культмассовой работе и познакомила его с певицей Идой Зискиной, шепнув, что за ней нужен глаз да глаз, уж очень она кокетливо ведет себя с мужчинами. Режиссер так и сделал. Он пристально следил за Идой, а спустя какое-то время понял, что влюбился. Так между родителями нашей героини разгорелся роман.

Иду Зыскину освободили раньше Леонида Варпаховского. Но благородная женщина не оставила своего возлюбленного. Она поселилась рядом и носила ему передачи.

В 1947-м отца Анны Варпаховской освободили. Перед Леонидом Викторовичем и Идой Самуиловной встал вопрос, куда ехать. На тот момент им было запрещено находиться почти в 40 городах Советского Союза. Родители Анны решили на какое-то время остаться пожить на Колыме. Через несколько лет родилась маленькая Анечка Варпаховская. В 1953 году Леонид Викторович и Ида Самуиловна с маленькой дочерью на руках покинули Колыму.

Кинематограф

Варпаховскую неохотно приглашали на съемки. Сама актриса объясняет это тем, что никогда не могла пробивать себе роли. Кроме того Анна считает, что существовал некий запрет на ее съемки из-за ее происхождения. Отец хоть и был реабилитирован, но режиссеры опасались брать дочь человека, осужденного по политической статье. Думается, Анна Леонидовна здесь несколько преувеличивает. К сожалению, размах репрессий в 30-х – 50-х годах был столь велик, что многие известные впоследствии люди были потомками “врагов народа”. Среди них и множество актеров: Ольга Аросева, Татьяна Окуневская, Леонид Броневой, Александр Збруев, Олег Янковский, Евгений Весник, Владимир Этуш – все они имели репрессированных родителей, что, к счастью, не помешало их блестящей карьере в кино.

Что же касается Анны Варпаховской, то впервые зрители увидели ее в известной комедии “Суета сует”. Начинающая в то время режиссер Алла Сурикова пригласила никому неизвестную тогда актрису на роль Лизы, экранной любовницы героя Фрунзика Мкртчяна.

Анна Варпаховская и Фрунзик Мкртчян. “Суета сует” 1978 г

Несмотря на то, что дебют Анны можно было признать успешным, ее все также нечасто приглашали на съемки. Из значимых ее ролей можно лишь припомнить роль курортницы у той же Суриковой в картине “Будьте моим мужем” (“Мы, женщины, должны быть здесь, на юге, непокобелимы!”) и роль пассажирки-американки в знаменитом “Экипаже”.

Анна Варпаховская в Канаде

В новой стране чуть ранее обосновался единоутробный брат Анны Григорий Зискин. Как и отчим, он стал театральным режиссером. В Монреале брат с сестрой создали русский театр-антрепризу, названный именем Леонида Варпаховского. Театр с успехом гастролирует по городам Северной Америки, выступая пред русскоязычной публикой.

Анна Вархаповская и Евгения Лоза. “Восток-Запад- 2” 2018 г.

Кроме того Анну часто приглашают в Киев, где она принимает участие в постановках Театра имени Леси Украинки. Так что в последние годы актриса живет на две страны.

Ее дети не продолжили актерскую традицию. Сын Леонид участвует в бизнесе отца. Дочь, искусствовед, работает дизайнером интерьера в Монреале.

«Режиссеры допускают такие «находки», о которых авторы пьес даже не подозревали»

Вы следите за последними трендами в театральной жизни Москвы? Богомолов, СеребренниковПри случае посещаете спектакли?

Обязательно. Что-то восхищает, хорошо придумано. Что-то вызывает отторжение.

Вы знаете, я запомнила телефонный разговор папы с гениальным советским режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом. Они были хорошо знакомы и много общались. Эфрос пригласил папу на свои «Три сестры» Чехова. На следующий день отец обсуждал с ним спектакль: «Толя, я сам из дома Прозоровых. Ну, не валялись у нас так женщины на полу».

–  Леонид Викторович, я как раз вчера был на вечеринке, так там все валялись на полу.

– Толя, поставьте пьесу про эту вечеринку, причем тут «Три сестры»?

Но это спорный вопрос, как вы понимаете. Каждый режиссер имеет право на свое видение. Просто часто режиссеры допускают такие «находки», о которых авторы пьес даже не подозревали. Однажды я посмотрела в канадском театре «Чайку», где Аркадина прямо на полу вместе со свои сыном Треплевым предавалась любовным утехам. Могу вам с уверенностью сказать: не писал об этом Чехов.

Вам очень часто задают вопросы про кино, о том, что недолюбило оно вас. И всегда в таких разговорах всплывает ваш дует с Фрунзиком Мкртычаном. Но комедия «Суета сует» 1979 года – это не вся ваша фильмография.

У меня 26 картин, по-моему.  Еще несколько фильмов были в Канаде.

Вот из этих остальных, кроме «Суеты сует», на что вы бы посоветовали обратить внимание. Не знаю, хвалят мою Беллу, еврейскую писательницу эротических романов из фильма «Чудо по расписанию»

Я получила огромное удовольствие от работы с Денисом Елеонским над сериалом «Восточные сладости». Чуткий режиссер, талантливый, интеллигентный. Сейчас снимаюсь в сериале «Вещдок», причем отнюдь не считаю это какой-то знаковой для себя работой, поэтому очень удивилась, получив большое письмо от зрителей из Запорожья: «Куда вы делись, без вас мы смотреть не будем!». Из-за карантина я не могла сниматься пять месяцев, программа выходила без меня

Не знаю, хвалят мою Беллу, еврейскую писательницу эротических романов из фильма «Чудо по расписанию». Я получила огромное удовольствие от работы с Денисом Елеонским над сериалом «Восточные сладости». Чуткий режиссер, талантливый, интеллигентный. Сейчас снимаюсь в сериале «Вещдок», причем отнюдь не считаю это какой-то знаковой для себя работой, поэтому очень удивилась, получив большое письмо от зрителей из Запорожья: «Куда вы делись, без вас мы смотреть не будем!». Из-за карантина я не могла сниматься пять месяцев, программа выходила без меня.

Когда вы получаете предложение сняться, что для вас является главным критерием?

Мне не нравятся такие предложения: первая серия – «Тапочки дать?», вторая серия – «Чай будешь?», третья серия – «Котлетку разогреть?» …

Я соглашаюсь, когда чувствую, что психологически мне этот персонаж интересен. Что я могу сыграть женщину с судьбой. Если я ничего про эту героиню не понимаю, кто она, из какой среды, что у нее за прошлое, я отказываюсь.

Когда вы длительное время в Киеве, вы посещаете театры как простой зритель?

Когда не было эпидемии – да. Я очень люблю концерты. Люблю ходить в Национальную оперу. Но сейчас время ужасное – стараюсь меньше бывать в общественных местах.

Хотя вы новости не смотрите, за событиями в Украине как-то следите?

Новости я не смотрю. За событиями в Украине? Знаете, я очень хорошо вакцинирована ГУЛАГом, на генетическом уровне. К тому же я понимаю, что от меня ничего не зависит, и правды мне все равно не найти. Я лучше хороший фильм посмотрю или книжку интересную прочитаю.

И все же, вы понимаете, что сейчас мы в такой ситуации находимся, что «актриса из России» — это звучит вызывающе.

Мне кажется, зрителей это не волнует. К тому же я не только из России, но и из Канады. Могу смело сказать, что уже и из Украины. Так что можно воспринимать меня, как кому нравится.

Последний вопрос. Театр и пандемия.

Это – кошмар!

Как оно, играть при полупустом зале?

Тяжело. Понимаете, люди, когда заполняют весь зал, у них другое настроение – настроение праздника. А когда они сидят два через два, да еще в шахматном порядке и в масках, то это такое счастье, что они еще как-то реагируют. Конечно, тяжело.

Но я понимаю, что театр сейчас нужен. Он всегда был необходим людям, особенно в самые тяжелые времена.

Микола Підвезяний, «Главком»

Читайте також це інтерв’ю українською

Творчество[править | править код]

Роли в театре

Театр драмы имени Станиславского

  • Милица, «Мелодия для павлина» Заградника
  • Луиза Миллер, «Коварство и любовь» Шиллера
  • Таня, «Прощание в июне» Вампилова
  • Глафира, «Волки и овцы» Островского (премия за женскую роль, 1976 год)
  • Елена, «Перевозчик» Шанявского
  • Лизавета, «Новоселье в старом доме» Кравцова
  • Ванда, «Мамочка Анета» Кирицеску
  • Эльза, «Чёрт» Мольнара
  • Саша, «Живой труп» Льва Толстого
  • Ирена, «Брысь, костлявая, брысь» С. Шальтяниса
  • Гена, «Радуга зимой» Рощина
  • Добрая волшебница, «Вставай, красавица, проснись» Соколовой
  • Некто, «Женский стол в охотничьем зале» Мережко
  • Людмила, «Постояльцы» Горького
  • Фрейлен Бюрстнер и Лени, «Процесс» Кафки
  • Горбушина, «Уважаемые граждане» Зощенко
  • Смельская, «Таланты и поклонники» А. Островского
  • Элеонора, «Танго» Мрожека (премия за женскую роль на Четвёртом Фестивале польской драматургии в СССР

Русский театр имени Варпаховского

  • Наталья Степановна, «Предложение» Чехова
  • Попова, «Медведь» Чехова
  • Москалёва «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского
  • Вера, «Скамейка» Гельмана
  • Она, «Прелести измены» Красногорова
  • Наталья Павловна, «Граф Нулин» Пушкина
  • Мурзавецкая, «Волки и овцы» А.Островского
  • Матильда, «Если всё не так» Брикера и Ласега
  • Миссис Брокелес, «Последняя Любовь» Мухарьямова по одноимённому рассказу Зингера
  • Кристина, «Четыре довода в пользу брака» Баэра
  • Люси, «Миллиард для наследников» Шено
  • Сюзетта, «Семейный ужин» Камолетти
  • Элеонора, «Антипьеса для антипублики» Жамиака
  • Люсиль, Бабье лето

Совместные постановки Русского театра имени Варпаховского с театром русской драмы имени Леси Украинки

  • Люсиль, «Бабье лето» Менчелла
  • Москалёва, «Дядюшкин сон» Достоевского
  • Сюзетта «Семейный ужин» Камолетти
  • Эдда «Прощальное танго» Альдо Николаи
  • Марго «Спасибо, Марго!» Мухарьямова
  • Циля «Наша кухня» Аси Котляр
  • Ольга «Игрушка для мамы» Альдо Николаи

Фильмография

  • 1977 — Хождение по мукам — Ладникова
  • 1978 — Суета сует — Лиза
  • 1979 — Экипаж — пассажирка-американка
  • 1981 — Шутка?! — Галина Дмитриевна
  • 1981 — Будьте моим мужем — курортница-соседка
  • 1981 — Брелок с секретом — эпизод
  • 1983 — Витя Глушаков — друг апачей — Ирина Васильевна
  • 1984 — Осиное гнездо (фильм-спектакль) — Ванда
  • 1988 — Новоселье в старом доме (фильм-спектакль) — Лизавета
  • 1991 — Чернобыль: Последнее предупреждение (телефильм, США, СССР) — переводчица М. С. Горбачёва
  • 2001 — Идеальная пара — 7-ая серия — Алла Терентьевна
  • 2014 — Ветреная женщина (Россия, Украина) — Марья Владимировна Суркова
  • 2014 — Чудо по расписанию (Украина) — Бэлла Давидовна Гольдман
  • 2016 — Восток—Запад (Россия, Украина, Турция) — Ольга Павловна
  • 2018 — Восток—Запад-2 (Россия, Украина, Турция) — Ольга Павловна
  • 2018 — Человек без сердца (Украина) — София
  • 2019 — Вещдок (Украина) — Алла Матвеевна

Личная жизнь

Борис Сморчков оказался очарован однокурсницей Анной Варпаховской с первого взгляда, однако счастье поженившихся влюбленных было недолгим. Женщина все время рвалась в Канаду, а муж категорически отказывался покидать родину — в итоге личная жизнь дала трещину, и пара распалась.

Но участник оскароносного фильма «Москва слезам не верит» не раз говорил в интервью, что рад, что у бывшей жены все получилось в Канаде, и называл ее своей единственной страстью.

Анна Варпаховская и ее бывший муж Борис Сморчков

В эмиграцию в 1994-м голубоглазая красавица уехала не одна, а со вторым избранником, предпринимателем Владимиром Колеровым, за которого вышла замуж 28 мая 1977 года. В 1979-м у пары родился первенец Леонид, названный в честь дедушки, а в 1985-м — дочь Мария.

Сама актриса признавалась, что ее актерская карьера сложилась не так удачно, как хотелось бы, но считала себя счастливым человеком, потому что смогла создать крепкую семью и прожить в браке, длящемся не одно десятилетие, с одним человеком.

Карантин, введенный из-за бушующей пандемии коронавирусной инфекции в 2020-м, артистка провела с сыном, окончившим Bishop’s College School и Concordia University, невесткой и внучкой Ниной. На самоизоляции Анна Леонидовна знакомилась с передачами об искусстве, чтецкими программами, сериалами и книгами. В 2021-м единственная дочь подарила матери внука Андрея, чье фото найдется в персональном аккаунте знаменитости в «Фейсбуке».

«Переезд в Канаду мне дал очень много»

В начале разговора вы обронили фразу «мы ничего не имеем за свою профессию». И все же, актеры должны зарабатывать на жизнь. А вы постоянно вкладываете: перелеты, квартира… Окупить все это, работая при государственном театре в Киеве, просто невозможно. Вы всегда говорите слова благодарности мужу, который поддерживает вас. Расскажите нам об этом золотом человеке.

Мой Володя – человек надежный, умный и с невероятным чувством юмора. Когда мы поженились, он произнес незабываемую фразу: «я тебя выдержу, если ты полгода будешь ездить по гастролям». Вот я и стараюсь. Наш театр в Канаде, конечно, зарабатывал и сам, но все-таки в спонсорстве нуждался. Когда Володю спрашивали: «Владимир Сергеевич, вам не жалко вкладывать деньги в театр, ведь это же не может вернуться?» Он отвечал: «Знаете, я все просчитал и понял: развод с моей женой мне будет стоить дороже». Я очень дорожу тем, что он не пропустил ни одной моей премьеры, где бы она не состоялась.

Чем занимается муж?

Володя по образованию химик, кандидат наук. Он, даже когда мы уехали в Канаду, не прекращал работать в своей фирме в Москве… У него большая компания по созданию пластмасс, химическое производство. Я не очень в это вхожу, так как ничего в этом не смыслю. Так что муж совсем далек от театра. Хотя очень его любит, понимает актерскую профессию. Когда-то в юности сам выступал в составе знаменитой команды КВН Менделеевского института. Мы женаты уже 43 года. У нас двое хороших детей. Это мой настоящий друг и очень родной человек.

Сын работает с отцом?

Да.

Дом в Канаде вы тоже продали?

Дом я продала потому, что один раз вернулась из Киева – все плавало. В доме надо жить, иначе то трубу прорвет, то еще что-нибудь случится. Когда был театр, этот дом был живым, в нем кипела жизнь. В доме жили приехавшие актеры. Весь подвал был организован под репетиционное помещение. Там были грим-уборные, костюмерные… Содержать большой дом, в котором месяцами никто не живет, бессмысленно.

Теперь в Канаду только отдыхать езжу. Я там очень мало времени провожу. У меня есть своя небольшая квартира в доме на берегу реки Святого Лаврентия, в которой я останавливаюсь и расслабляюсь.

А ваш брат по маме Григорий Зискин, режиссер-постановщик всех ваших спектаклей, продолжает жить в Канаде?

В Монреале.

Вы не жалеете о том решении переехать в 90-х?

Нет! Этот переезд дал мне очень много. Я стала совершенно другим человеком. И актрисой другой. Получила много новых ощущений и впечатлений от жизни. Актер – это не просто человек, который произносит текст на сцене. Актер интересен, когда у него большой жизненный багаж, когда у него есть человеческая и гражданская позиция. В Канаде я училась руководить проектами, говорить по-английски и по-французски. Снималась в канадских фильмах, работала с французскими актерами, научилась ездить на машине, быть деловой женщиной. Научилась быть просто сильной… Понимаете, надо было выстоять, я не имела права на ошибку. Мы не могли показать неинтересный спектакль, плохо сыграть. В следующий раз к нам бы просто никто не пришел. Я рада, что так сложилась моя жизнь. Если б я оставалась в театре Станиславского, я бы сейчас ходила в странном костюме и гриме, в маске, была бы функцией в новомодных театральных поисках.

То есть вопрос об отношении к современному театру можно уже не задавать. Когда в спектаклях по Чехову герои валяются на сцене, вам это уже не нравится?

Нет, не нравится. Я считаю, что это ничего не добавляет к восприятию спектакля. Не люблю матерные слова на сцене. Я выросла в интеллигентной семье, где все это было не принято. Первые некрасивые слова услышала в театральном училище. В школе в то время не ругались. Приходила домой и спрашивала: «Папа, что это слово означает?». У папы краснели уши, и он говорил: «Иди к маме, она лучше знает».

Кино

В биографии Анны Варпаховской нашлось место и кинематографу. Свою первую роль в кино актриса получила в 1977 году, в многосерийном фильме режиссера Василия Ордынского «Хождение по мукам». В данной картине Анне Варпаховской досталась роль Зои Ладниковой. Вместе с нашей героиней в фильме снимались небезызвестные Зиновий Гердт, Юрий Николаев, Лев Дуров, Александр Пашутин, Георгий Бурков, Ирина Алферова, Юрий Соломин и др.

На следующий год, после выхода картины «Хождение по мукам», Анну Леонидовну Варпаховскую вновь приглашают на съемки в кино, причем ей будет подарена одна из главных ролей. Она сыграет Лизу в знаменитой картине «Суета сует».

За всю свою кинокарьеру, нашей героине удалось сняться в четырнадцати картинах, среди них: «Идеальная пара», «Восток-Запад», «Витя Глушаков», «Чудо по расписанию», «Экипаж», «Новоселье в старом доме» и т. д.

«Киев приютил меня»

Вот и расскажите, что для вас Киев вчера, сегодня и какие планы у вас с ним на будущее?

Вчера – это киевское детство, когда здесь работал папа. Вообще Киев очень благоприятную роль играет в судьбе нашей семьи: он приютил папу после лагерей, и хоть отец начинал (после ссылки на Колыму – «Главком») в Тбилиси, но там ему было не так комфортно. В Киеве он расцвел. Я хоть и очень маленькая была, но многое помню из того времени. Теперь Киев приютил меня.

Недавно руководитель Национального театра российской драмы им. Леси Украинки Михаил Юрьевич Резникович рассказал мне, что, когда он пришел в театр, все только и говорили о Варпаховском. «Я знаю режиссеров, которых боятся, которых уважают, но, чтобы такая общая бесконечная любовь была к человеку, это я встретил в первый и последний раз», – сказал он.

Действительно отца очень любили актеры, он создал в Леси Украинке много прекрасных спектаклей. Мы были здесь счастливы. Но этот период закончился грустно. Папе на выпуске закрыли спектакль. Спектакль был грандиозный, его мало кто видел, но некоторые все же проникли и делились потом самыми восторженными впечатлениями.

Мы говорим о постановке «Дней Турбиных» Булгакова, которой так и не увидел зритель…

Видный московский критик Борис Поюровский много писал об этом спектакле, ему удалось попасть на генеральную репетицию. Но, в принципе, на закрытый показ не пустили даже исполнителей второго состава, актеров, занятых в этой постановке…

После этой истории папа забрал меня с мамой и уехал в Москву.

У него была тайная тетрадка, в которую он записывал свои желания. «Вернуться в Москву» – было одно из них. Он, коренной москвич, мечтал занять в столице видное положение. Эта история с запретом спектакля совпала с его желанием. Если бы всего этого не случилось, мы продолжали бы жить в Киеве. Отец тогда только получил квартиру на улице Шота Руставели.

Это был конец 50-х.

56-57 годы. Я в школу пошла здесь, проучилась несколько месяцев в первом классе, и мы уехал. Так начался наш большой московский период, который оборвался для меня эмиграцией в Канаду в 1994 году.

Судьбу киевского спектакля Варпаховского решил групповой донос.

Была группа людей, так называемые «украинские письменники».

На самом деле фамилии большинства из них мало что скажут современному читателю. Это украинские советские литераторы, наиболее известным среди которых оказался писатель и театральный критик Юрий Смолич. На финальной стадии к ним присоединился также Мыкола Бажан.

Весь папин архив, в том числе документы и переписку о тех событиях в Киеве, я передала в московский театральный музей имени Бахрушина. Сначала я все отвезла в Канаду, а потом поняла: архив лежит там мертвым грузом, начинает желтеть, распадаться. Поэтому отправила все в Москву, там много людей, интересующихся театром, театральным делом. И это будет полезнее, чем оставаться архиву в Монреале.

«Хочется сыграть Раневскую»

Незабвенные Марго, Люсиль из «Бабьего лета», Эдда из «Прощального танго», Сюзетта из «Семейного ужина», Ольга из «Игрушки для мамы»… – эти ваши образы уже хорошо знакомы киевским театралам. Какие сюрпризы вы готовите им в следующем году?

Есть одна мечта.В Москве я увидела спектакль, который мне показался интересным. Я попросила у авторов пьесу, но мне отказали. Я удивилась, объяснила, что не буду составлять им конкуренцию, буду играть только в Киеве, в другой стране. Но они были непреклонны. Я пожаловалась моему другу Яне Иваницкой, автору книги про мою семью «Анна Варпаховская. История семьи».  Неожиданно Яна предложила: «Давай я попробую написать, конкретно для тебя, хорошо зная тебя как актрису». И она написала пьесу, которая мне очень нравится. Называется «Фаина».

То есть это история про Раневскую?

Про Раневскую.

Знаете, меня часто сравнивают с Фаиной Георгиевной. Не в плане того, что я такая же замечательная актриса, как она. Я такую смелость взять на себя не могу. Просто у нас, наверное, какое-то похожее ощущение юмора. Кстати, я ее лично знала, видела, как она работает, бывала на репетициях «Странной миссис Сэвидж» в Москве. Этот спектакль в театре имени «Моссовета» ставил мой отец.

В общем Яна Иваницкая написала интересную пьесу про Раневскую, не только собрав ее смешные афоризмы, которых немало в тексте, но и рассказав о ее переживаниях, о непростой судьбе актрисы,  мало востребованной, многого не сыгравшей, что хотела и на что имела право.

Это моноспектакль?

Нет, это большая двухактная пьеса с шестью персонажами. Материал мне очень нравится. К тому же скоро будет 125 лет со дня рождения Раневской. В пьесе много юмора, много грусти, а я обожаю этот жанр – смех сквозь слезы.

Почему завершилось ваше сотрудничество с муниципальным театром «Актер»? Там сменилось руководство и вас что-то не устроило?

Да! Меня не устроило отношение нового руководства к Татьяне Сергеевне Шестопаловой. (Татьяна Шестопалова – жена покойного актера Валентина Шестопалова, возглавляла театр, основанный мужем – «Главком»). Понимаете, человека, который вместе с мужем создал этот театр, который после его смерти продолжал его дело и содержал это все, просто взяли и выбросили из театра! Такая непорядочность не укладывалась в голове, поэтому мы все ушли. Но вы знаете, я не пострадала. Все, что там было создано, все обрело вторую жизнь. Кстати, Татьяна Сергеевна с нами, ведет и следит за спектаклями.

Театр имени Варпаховского в Канаде вы закрыли. В связи с чем?

Закрыла года два назад. Первая причина – большая занятость в Киеве. Вторая — очень изменился зритель в Канаде. Во-первых, то поколение, ради которого мы создавали наши спектакли, воспитанное на прекрасном русском театре 60-х, 70-х, исчезло: люди состарились, многие ушли из жизни. Сейчас появилась новая эмиграция, которая летает туда-сюда, может смотреть спектакли в любой стране мира. В Канаде огромное количество русских каналов телевидения. Людей не оторвать от сериалов, интернета. Вряд ли они поедут вечером по хайвэю в театр что-то смотреть. То есть просто исчез зритель, ради которого стоило это все продолжать. Я вспоминаю, сколько уходило сил и средств на содержание театра в эмиграции, какого требовало дикого напряжения. Мы же не могли играть в Монреале постоянно, не так много русских живет в городе. Поэтому играли во всех городах Америки и Канады. 16-17 тысяч километров каждый тур. Сейчас даже не верится, что мы все это выдерживали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector