Борис бабочкин

Примечания

  1. Бабочкин Борис Андреевич // Большая советская энциклопедия:
  2. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  3. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  4. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл.
  5. Актёры Советского кино. М.: Искусство, 1964, 221 с.
  6. Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр

Личная жизнь

Семейная жизнь Бориса Бабочкина с одной-единственной женщиной оказалась счастливой. Супруга, балерина Екатерина Георгиева, происходила из знатного дворянского рода, по материнской линии состояла в дальнем родстве с Натальей Николаевной Гончаровой.

Борис Бабочкин и его жена Екатерина Георгиева

Екатерина до знакомства с Борисом жила благополучно в браке с режиссером, за которого вышла замуж в 16 лет и который был намного ее старше. Муж Катю сильно ревновал, запирал дома, но погасить вспыхнувшую страсть не смог.

По рассказам дочерей Татьяны и Натальи, мама не меняла фамилию на Бабочкину, поскольку не понимала, зачем это нужно при гражданской регистрации. Другое дело, если бы обвенчались. Говорила, что они с отцом муж и жена, пока любят друг друга.

Борис Бабочкин с дочерью Натальей

Единственное разногласие супругов заключалось в том, что Екатерина считала лучшей балериной Марину Семенову, а у Бориса на первый план всегда выдвигалась Галина Уланова. Различались супруги и во внешнем выражении чувств к детям. Мама, вспоминала дочь Татьяна, была сдержана и строга, а отец любил их обнимать и целовать.

Прямота и откровенность жены порой приводили Бориса в ужас. Однажды женщина не побоялась отвадить от дома Василия Сталина, когда заметила, что поздние застолья с сыном вождя народов начали мешать семейной жизни.

Чапаевым Бабочкин стал случайно…

Режиссеры Васильевы (их ошибочно считают братьями, хотя они просто однофамильцы), которым в 1933 году предложили снять фильм «Чапаев», пригласили Бориса Бабочкина на роль… Петьки. Он ее добросовестно разучил, и показался в ней актером на своем месте. Но он любил спорить с режиссерами, особенно в отношении роли Чапаева. И однажды не выдержал, убежал в гримерку и, вернувшись оттуда «комбригом», лихо закручивающим ус, решил показать Васильевым, как нужно играть Чапаева. Он так импульсивно изображал Василия Ивановича, что у режиссеров словно пелена с глаз спала. Они ясно увидели, кто есть кто.

За эту роль 30-летнему Бабочкину по личному указанию Сталина присвоили звание народного артиста республики. А ведь в то время «народных» можно было пересчитать по пальцам. Кстати, в первый же год проката (а в 1934 году возможности кинопроката были куда скромнее, чем тридцать лет спустя) фильм посмотрели более 30 миллионов человек.

А «тень Чапая» преследовала Бориса Андреевича всю оставшуюся жизнь. Давайте вспомним его наиболее яркие роли в кино. Рядом с Чапаевым и поставить, по большому счету, нечего…

Воспитание искусством

Борис Бабочкин.Он появился на свет в семье простого железнодорожника, супруга которого служила в школе и была очень увлечена искусством. Своим сыновьям Василию и Борису она передала не только любовь к театру, но и свой артистический дар. Борис Андреевич вспоминал, как в детстве мама учила с ним и братом стихи, а ещё ставила домашние спектакли, подсказывая детям, как нужно играть.Анна Маркеловна не стала актрисой, но могла перевоплотиться в любой персонаж. А ещё собирала информацию о талантливых провинциальных актёрах и очень интересно о них рассказывала сыновьям. В результате старший Василий и младший Борис твёрдо решили связать свою жизнь с театром. К сожалению, подававший большие надежды Василий умер от брюшного тифа в 1922 году.

Борис Бабочкин.Борис Бабочкин изначально поступил в студию при Саратовском драмтеатре, где учился когда-то и Василий, но вскоре он решил уехать в столицу. Он познавал основы актёрского мастерства в студии «Молодые мастера» и в скором времени дебютировал на театральной сцене Ивано-Вознесенска. А после служил в Воронеже и Москве, в Костроме и Самарканде. Успешно работал в разных образах, выступал в разных городах. И однажды на гастролях встретил ту, что стала его судьбой.

Борис Бабочкин: личная жизнь

Нашего героя нельзя назвать бабником и дамским угодником. Он был однолюбом. В 1927 году Борис женился на балерине Екатерине Георгиевой. Их глаза светились от счастья.

В 1929 году у супругов родился первенец – дочь Наташа. Молодой отец сам купал и пеленал кроху. Через несколько лет в семье Бабочкиных произошло очередное пополнение. На свет появилась их вторая дочка Таня. Супруги мечтали и о третьем ребенке (желательно мальчике). Но судьба распорядилась по-своему.

Екатерина и Борис прожили в браке чуть меньше 50 лет. Только смерть смогла их разлучить. Актер ушел из жизни первым – в 1975 году, а его любимой супруги не стало в 1988 году

Первые роли в фильмах

Кинодебют Бориса Бабочкина состоялся в 1928 году. В драме «Мятеж» он сыграл комбата Караваева. Режиссер Семен Тимошенко остался доволен сотрудничеством с ним. А вот нашему герою эта работа не принесла морального удовлетворения. Дело в том, что в немом кинематографе актеры выполняли роли марионеток. Режиссеры руководили каждым их действием. А Борис боролся за право на творческое самовыражение.

Затем последовали съемки в двух драмах – «Заговор мертвых» и «Возвращение Нейтана Беккера». В 1932 году, когда кино уже было со звуком, он получил от режиссера В. Корша-Саблина предложение сняться в его картине «Первый взвод». Актер внимательно изучил сценарий и ответил согласием. Бориса утвердили на роль Макара Бобрика. Персонаж получился ярким и правдоподобным.

Жена — всему голова?

Он был симпатичным молодым человеком, вскружил голову не одной красавице, пока, наконец, не остановил свой выбор на молодой балерине Кате Георгиевой. Она и стала спутницей жизни Бабочкина, сдерживая его горячие душевные порывы. Особенно по отношению к другим женщинам. В 1927 году супруги переехали в Ленинград. У них родились дочери Наталья и Татьяна.

Здесь и раскрылся талант Бориса, который одинаково правдоподобно играл любые роли. Причем, ему по большому счету, было все равно, кого играть — он органично вписывался и в роль дворянина, и человека из народа, и мещанина, словом, был своим среди «чужих». Кстати, именно с 1927 года он впервые начал сниматься в кино.

Письмо вручил с опозданием в 20 лет

Но театр взял свое. Борис поступил в драматическую студию, где учился его брат. Его взяли сразу же на старший курс. Но уже через год 16-летнему парню стало тесно в рамках «провинциальной» школы, он решил отправиться в Москву, изучать систему Станиславского. Один из преподавателей дал молодому человеку рекомендательное письмо к Владимиру Немировичу-Данченко.

Справедливости ради следует сказать, что Бабочкин постеснялся вручить письмо маститому режиссеру. И сделал это спустя 20 лет, когда стал уже заслуженным артистом. А до этого он поступил в частную студию Михаила Чехова, где за год значительно «прибавил» в освоении актерского мастерства. Во всяком случае, когда он вернулся в Саратов и предложил свои услуги родному драматическому театру, его приняли весьма охотно. Не без рекомендации Виталия. А потом брата не стало. Не в силах оставаться в театре, где все напоминало о нем, Борис снова вернулся в Москву.

Фильмы

С кино Бабочкин познакомился случайно. В 1926 году актер приехал из Харбина и перебивался в Москве временными заработками. Зашел на биржу труда, а там пригласили сняться в немом фильме «Крылья ввысь».

Борис Бабочкин в фильме «Мятеж» (слева)

В следующем году, когда Борис уже жил в Ленинграде, поступило приглашение на роль в картине «Мятеж». Актер глубоко прочувствовал кинематограф, по собственному признанию, только после драмы «Заговор мертвых» о генерале Николае Юдениче.

На киностудии Бабочкин познакомился с друзьями-однофамильцами Георгием и Сергеем Васильевыми, которых с легкой руки Виктора Шкловского называли братьями. У друзей была за плечами парочка фильмов, оставшихся незамеченными. Но Васильевы все же рискнули экранизировать роман Дмитрия Фурманова.

Борис Бабочкин в фильме «Чапаев»

Исполнитель главной роли рассказывал, что выстраивал образ героя из личных воспоминаний, когда в 1919-м попал в Первый Саратовский резервный полк и проходил обучение в ожидании нападения Деникина. В «Чапаеве» нет того, что в 21 веке называется простым, но емким словом action. Однако, как писал Марлен Хуциев:

«Чапаев» в какой-то момент стал спасением для семьи Бабочкиных. В годы репрессий почти вся труппа Большого драматического театра попала в жернова НКВД. Два сотрудника в открытую ходили по пятам артиста, а дома стоял приготовленный чемоданчик с вещами. Но все-таки что-то останавливало руководство карательных органов от ареста исполнителя такой знаковой роли.

Борис Бабочкин в фильме «Подруги»

Помимо образа знаменитого комдива, заметной работой стала роль Андрея в фильме «Подруги» с участием Зои Федоровой, Янины Жеймо, Василия Меркурьева. Оператором картины выступил второй муж Зои Алексеевны Владимир Рапопорт.

В 1938 году поклонники смогли увидеть Бабочкина в главной роли в военной драме «Друзья» о становлении советской власти на Кавказе. В основу повествования легли детали биографии революционера и первого секретаря Ленинградского горкома партии Сергея Кирова.

Борис Бабочкин в фильме «Актриса»

Во время войны, живя в эвакуации в родном Саратове, актер непрерывно снимался. На экраны вышли «Непобедимые» Сергея Герасимова и Михаила Калатозова, «Оборона Царицына» и «Фронт» братьев Васильевых, «Актриса» Леонида Трауберга.

В 1945-м Бабочкин закончил снимать и сниматься в картине «Родные поля». Актер считал этот фильм о ежедневном трудовом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны одной из самых больших удач в своей творческой биографии.

Борис Бабочкин в фильме «Фронт»

Спустя два года вышла очередная режиссерская работа Бориса Андреевича – «Повесть о «Неистовом». Это рассказ о миноносце Северного флота, который проводит через зону военных действий танкер с топливом и по пути вступает в бой с немецкой подводной лодкой.

В экранизации книги о легендарном летчике Алексее Маресьеве «Повесть о настоящем человеке» Бабочкину досталась небольшая роль командира полка.

Борис Бабочкин в фильме «Повесть о настоящем человеке»

Последней лентой в фильмографии блистательного артиста стал «Бегство мистера Мак-Кинли». Бабочкин сыграл богача, создавшего сеть подземных убежищ, в которых люди могли проспать не один десяток лет и проснуться в светлом будущем без войн и болезней.

Режиссер фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал настолько абсолютного подготовленного к съемкам актера, как Борис Андреевич. Бабочкин знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую артисту Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.

Старший брат до всемирной славы младшего не дожил…

Потом началась Первая мировая война, Борис вместе со своими товарищами выступал в госпиталях перед ранеными и еще больше укрепился в мысли стать актером после того, как старший брат Виталий твердо заявил, что когда вырастет — станет играть в театре. Забегая вперед, скажу, что эта мечта осуществилась: он пришел служить в театр в 1921 году. Старший из братьев Бабочкиных купил себе роскошный фрак, длинный черный плащ, женился на одной из самых красивых девушек Саратова. Но тут случилась беда: Виталий заболел тифом и скоропостижно скончался. Случилось это в 1922 году.

Но еще раньше, в 1919 году, в самый разгар Гражданской войны Борис поспешил записаться добровольцем в Красную Армию. Конечно, 15-летний мальчишка вряд ли мог принести какую-то ощутимую пользу в строевой части, но учитывая, что он был политически подкован, начитан, не лез за словом в карман, его талант решили использовать в агитационных целях. Бориса зачислили в состав политотдела 4-й армии Восточного фронта (в ее состав входила и знаменитая 25-я Чапаевская дивизия), а потом и рядовым красноармейцем 1-го Саратовского резервного полка.

Режиссер и педагог

Актерское искусство – не единственная сфера, в которой преуспел наш герой. Еще в 1936 году Борис Андреевич дебютировал в качестве режиссера. На сцене театра драмы им. А. Пушкина он осуществил постановку «Норы» (по пьесе Г. Ибсена).

В 1937 году Бабочкин сменил место работы. Он перешел в Большой драмтеатр им. М. Горького, где продолжил режиссерскую деятельность. Уже через год Борис стал худруком этого культурного учреждения. Он поставил ряд спектаклей, которые местная публика приняла на ура. А вот с «Царем Потапом» возникли сложности. Бабочкин считал этот спектакль своим лучшим режиссерским творением. Но худсовет театра не разделял его мнения. Расстроенный до слез Борис написал заявление об уходе и отправился в Москву. С 1940 по 1945 гг. он был актером и режиссером театра им. Вахтангова.

С конца 1930-х годов Б. А. Бабочкин преподавал в любимом городе Ленинграде, в театральной студии при БДТ им. Горького. Это еще не все. С 1944 года он читал лекции студентам ВГИКа.

Мать воспитала сыновей в своем духе…

Тогда еще никто и предположить не мог, какой насыщенной и трудной будет судьба младшего сына. Но первые годы получились относительно благополучными. Мама, Анна Маркеловна, очень любила литературу, театр, а потому охотно занималась с детьми, рассказывала им сказки, учила читать, устраивала маленькие спектакли. Дети очень любили листать альбом, в котором мама собирала фотографии провинциальных актеров. Она, кстати, о каждом могла рассказать интересно. И больше того — старалась выводить сыновей в люди, они охотно принимали участие в новогодних спектаклях, читали стихи, пели песенки. «Дебют» маленького Бориса состоялся накануне нового, 1908 года. В четырехлетнем возрасте.

Чуть позже, в реальном училище Саратова, Борис читал перед учащимися монологи из произведений Гоголя, Грибоедова, Некрасова, причем с каждым разом у него это получалось все лучше и лучше. Не в последнюю очередь из-за того, что мама часто водила детей в Саратовский драматический театр, где младшие Бабочкины знакомились с лучшими образцами искусства.

Детство и юность

Начало 20-го века ознаменовано революционными процессами, которые коренным образом изменили существующее мироустройство. Борис Андреевич Бабочкин оказался участником масштабных событий, которые разворачивались по всей территории России. В силу сложившихся обстоятельств, персонажи, которых актер представлял на сцене и на экране, становились народными героями. К числу таких легендарных личностей относится красный командир дивизии Василий Иванович Чапаев. В одноименном фильме Бабочкин исполнил заглавную роль.

Будущий народный артист Советского Союза появился на свет 18 января 1904 года в интеллигентной русской семье. Родители на тот момент проживали в знаменитом городе Саратове. Отец трудился инженером-путейцем на железной дороге. Мать преподавала русский язык и литературу в гимназии. Мальчик рос любознательным и подвижным. Уже в четыре года он декламировал стихи на детских праздниках и новогодних елках вместе со своим старшим братом Виталием. Когда Борису исполнилось восемь лет, его отдали на учебу в реальное училище.

Биография[ | код]

Борис Бабочкин родился в Саратове, в семье железнодорожника. В 1912—1919 годах учился в 1-м Саратовском Александро-Мариинском реальном училище. Участвовал в Гражданской войне. В пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.

Вернувшись к мирной жизни, поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре под руководством А. И. Канина. В августе 1920 года уехал в Москву, где поступил сразу в две театральные школы — в студию М. А. Чехова и в Государственную студию «Молодые мастера», где учился у И. Н. Певцова, и вскоре покинул студию М. А. Чехова.

После окончания театральной студии «Молодые мастеры», летом 1921 года в числе выпускников во главе с И. Н. Певцовым Бабочкин провёл свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.

В 1921 году, вернувшись в Москву, актёр ненадолго поступил в Московский драматический театр под руководством В. Г. Сахновского. В 1922—1923 годах — актёр Воронежского драматического театра (ныне Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова), в 1923—1925 годах — Театра имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета, в 1925—1926 годах — Костромского драматического театра им. А. Н. Островского, в 1926—1927 годах — Самаркандского драматического театра, в 1927—1928 годах — Театра Сатиры в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова), в 1928—1929 годах — Театра КВЖД в Харбине, в 1929—1932 годах — театра Народного дома в Ленинграде, в 1932—1936 годах — Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина (ныне Александринский театр). Работал также в театрах Могилёва, Бердичева, Пишпека.

В 1936—1940 годах Бабочкин был актёром, в 1937—1938 годах — главным режиссёром, а в 1938—1940 годах — художественным руководителем Большого драматического театра им. Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова) в Ленинграде.

Борис Бабочкин в роли Чапаева

В 1940—1945 годах — актёр и режиссёр Театра имени Е. Вахтангова в Москве, в 1941—1943 годах — актёр киностудии ЦОКС в Алма-Ате, в 1945—1949 годах — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра, в 1949—1951 годах — актёр и режиссёр Малого театра (оба в Москве).

В 1951—1952 годах — режиссёр Национального театра Софии (Болгария), участвовал в работе периферийных театров, преподавал в Театральной академии.

По возвращении в СССР, в 1952—1953 годах, был главным режиссёром Московского драматического театра им. А. Пушкина, а в 1954 году — актёром Киевского театра русской драмы имени Л. Украинки.

В 1955 году Бабочкин вернулся в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до конца жизни.

Крупнейшая режиссёрская работа — постановки пьесы М. Горького «Дачники», осуществлённые в 1939 году в Большом драматическом театре (играл роль Власа), в 1964 году в Малом театре, Бабочкин сыграл Суслова (в 1966 году спектакль был снят на киноплёнку).

В кинематографе Бабочкин-актёр дебютировал в 1928 году в фильме «Мятеж». Мировую известность принесла ему роль Чапаева, сыгранная в 1934 году в одноимённом фильме.

На протяжении многих лет Борис Бабочкин занимался педагогической деятельностью: с конца 1930-х годов преподавал в студии при Большом драматическом театре, с 1944 года — во ВГИКе (Москва), где руководил актёрской мастерской. В 1966 году получил звание профессора.

Автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», «Октябрь», газетах «Ленинградская правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.

Скончался Борис Бабочкин 17 июля 1975 года в Москве. По словам Сергея Гурзо: «Ехал на машине за рулём, остановился на красный свет, дали зелёный — и тут его хватил удар. Умер на месте. А за несколько часов до того он зарплату в театре получил. Но ни денег, ни вещей при нём не оказалось. Всё украли — обобрали мёртвого». Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Могила Б. А. Бабочкина на Новодевичьем кладбище в Москве

Семья | код

  • Жена — Екатерина Михайловна Бабочкина (1906—1988), балерина.
  • Дочь — Наталья Борисовна Бабочкина (род. 1929).
  • Дочь — Татьяна Борисовна Бабочкина.

Смерть

17 июля 1975 года Бабочкин сел за руль автомобиля и поехал в редакцию газеты «Известия», чтобы отвезти туда свою статью о прошедшем в Москве международном кинофестивале. На обратной дороге в Малый театр ему стало плохо. Актер нажал на педаль тормоза, но не успел вовремя принять сердечное лекарство. Кто-то из прохожих вызвал скорую помощь. Прибывшие на место происшествия медики были бессильны – Бабочкин скончался. Эта новость стала настоящим ударом для его родных, коллег и поклонников.

Последний приют известный артист обрел на Новодевичьем кладбище (г. Москва). Сегодня на его могиле установлен добротный памятник из черного и серого мрамора. За чистотой и порядком следят родственники Бориса Андреевича, а также сотрудники Гильдии актеров России.

Покорение Москвы

В театральной студии Боря проучился недолго. Руководитель учреждения А. Канин в течение месяца разглядел в нем природный талант и огромные творческие перспективы. Наш герой начал собираться в Москву. Канин вручил ему рекомендательное письмо, предназначенное для В. Немировича-Данченко.

Борис Бабочкин прибыл в столицу в солдатской шинели и сапогах. В этом огромном городе у него не было знакомых и друзей. На дворе стоял 1920-й год. Люди голодали. 16-летний Боря понимал, что нужно отправиться к Немировичу-Данченко и вручить письмо. Но он этого не сделал.

Уроженец Саратова решил попробовать свои силы. Ему удалось поступить в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастеры». Перед ним встал выбор. Борис отдал предпочтение второму варианту.

В 1921 году Бабочкин окончил студию «Молодые мастера». Вместе с руководителем И. Певцовым и однокурсниками он поехал в Иваново-Вознесенск, чтобы выступить в местном театре. Публика встретила их отлично.

Борис Бабочкин – «Чапаев»

О том, что такое всесоюзная известность и признание зрителей, актер узнал в 1934 году. Тогда на экраны вышла военно-драматическая лента «Чапаев», удостоенная Сталинской премии.

Борис Бабочкин не только блестяще вжился в образ командира-красноармейца, но и выступил в качестве соавтора фильма. Чапаев в его исполнении стал истинно народным героем. В дальнейшем о нем сложили немало легенд, притч и анекдотов.

Мало кто знает, что командира Красной армии должен был играть Баталов Николай. Но из-за туберкулеза ему пришлось отказаться от этой роли. Режиссер решил заменить его Василием Ваниным, который примерял образ Чапаева на театральной сцене. Но в итоге роль досталась Бабочкину. Благодаря стараниям гримеров и костюмеров образ получился максимально похожим на «оригинал».

Первыми, кто посмотрел ленту «Чапаев» (4 ноября 1934 года) были Молотов, Сталин, Ворошилов, а также Шумяцкий и Енукидзе. Иосиф Виссарионович одобрил картину. Он отметил, что фильм о командире-красноармейце имеет огромное воспитательное значение. После этого военная лента начала триумфальное шествие по Советскому Союзу.

Смысл жизни

Борис Бабочкин и Екатерина Георгиева.Они казались очень разными. Екатерина Михайловна была сдержана и строга, Борис Андреевич дома был нежным и ласковым. Это проявлялось даже в отношениях с дочками, Натальей и Татьяной. Мама занималась воспитанием девочек, но не любила объятия и поцелуи, скорее, она разрешала дочерям проявлять свои эмоции. Папа неизменно подхватывал девчонок на руки, с удовольствием обнимал их, постоянно гладил по голове и целовал в пухленькие щёчки.Реклама

Екатерина Георгиева с дочками, Татьяной (на руках) и Наташей.Борису Бабочкину неоднократно доводилось менять театры из-за своей прямолинейности, и далеко не всегда жена и дочери могли сопровождать его в поездках или следовать за ним к новому месту службы. Но актёр и режиссёр из всех своих поездок писал жене и дочкам подробные письма, в которых описывал свои впечатления от новых мест и признавался в любви супруге.

Борис Бабочкин с младшей дочерью.Они совершенно не умели ссориться, да и единственным предметом для их размолвок была неспособность определить, какая балерина является лучшей: Марина Семёнова, как считала Екатерина Михайловна, или же Галина Уланова, талантом которой восхищался Борис Андреевич.Екатерина Георгиева была очень смелым человеком, он не пасовала перед высокими чинами и известными именами. У неё хватило решимости высказать своё недовольство Василию Сталину, взявшему моду выпивать вместе с Борисом Андреевичем. Когда он пришёл к ним в дом, она вышла поговорить с ним и объяснила, что ночные посиделки со спиртным не способствуют укреплению семейных отношений. После этого сын Сталина перестал предлагать Бабочкину «посидеть» вместе.

Борис Бабочкин со старшей дочерью.Когда же в подъезде дома, где жили супруги, раздались крики о помощи, а все соседи бросились закрывать двери на засовы, Екатерина Михайловна выскочила в подъезд и спугнула грабителей, которые едва не раздели балерину, жившую по соседству. Она во всём была именно такой: решительной и бесстрашной.

Борис Бабочкин.Борис Бабочкин и Екатерина Георгиева не представляли жизни друг без друга. Когда жене предстояла серьёзная операция, актёру не говорили всей правды. Пришедшие навестить маму дочери увидели, как Борис Андреевич плачет, сидя на больничной койке жены, а Екатерина Михайловна утешает его, убеждая в своём хорошем самочувствии.

Борис Бабочкин и Екатерина Георгиева.Когда Борис Андреевич в июле 1975 года скончался от сердечного приступа в собственном автомобиле, она словно окаменела. Екатерина Михайловна занималась всеми необходимыми формальностями, прощалась с любимым человеком, и казалось со стороны, будто она ничего не чувствует. Лишь через месяц после похорон она пришла в себя и начала плакать. Горько и почти беспрестанно.

Екатерина Георгиева.А потом он стал ей сниться. Во сне они снова вели бесконечные разговоры о жизни, волновались за судьбы дочерей, обсуждали какие-то важные вопросы. Словно и не стояла между ними непреодолимая вечная разлука. Екатерина Михайловна очень любила дочерей и внучку, но с уходом Бориса Андреевича словно потеряла смысл жизни. Она прожила ещё 13 лет и ушла в 1988 году. Хочется верить, что в лучшем из миров они снова вместе…Борису Бабочкину всесоюзную популярность принесла роль Чапаева в одноимённом фильме, вошедшем в число ста лучших фильмов ХХ в. Образ, созданный актёром, вытеснил в массовом сознании реального исторического персонажа. Именно Бабочкин превратил Чапаева в народного любимца и героя анекдотов.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1974) — за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального и киноискусства и в связи с 70-летием
  • Народный артист РСФСР (1935)
  • Народный артист СССР (1963)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение главной роли в фильме «Чапаев»
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лаврова в фильме «Великая сила»
  • Государственная премия СССР (1977 — посмертно) — за исполнение роли Сэма Боулдера в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»
  • Три ордена Ленина (1939, 1967, 1974)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1950)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector