Движение под действием силы тяжести
Содержание:
- Содержание фильма «Движение вверх»
- Содержание/сюжет
- «Мы возвысили победу»
- Награды и премии
- Судьба героев
- Гаранжин на экране – антипод реального Кондрашина
- Отличная картина
- Задачи на Свободное падение с решениями
- Нравится
- Модестас Паулаускас не был антисоветчиком и не планировал побег
- Кинематические характеристики
- О фильме
- Реальный Александр Белов не был смертельно болен в 1972 году
- Движение вверх
- 2020
- Залог успеха
- Интересные факты о фильме «Движение вверх»
Содержание фильма «Движение вверх»
События фильма начинаются в 1970-м году. В сборной СССР по баскетболу меняют главного тренера. Новым наставником команды становится Владимир Гаранжин. Ранее он работал тренером ленинградского «Спартака». Как только Гаранжин вступает в должность, он меняет состав команды. Ранее в него входили преимущественно игроки клуба «ЦСКА», однако Гаранжин берет много игроков из других клубов.
Первым серьезным испытанием для команды Гаранжина становится Чемпионат Европы 1971 года. Сборная СССР становится победителем этого чемпионата. Но тренер замахивается на куда более высокие цели. Во время пресс-конференции он неожиданно для всех заявляет, что впереди Олимпийские игры в Мюнхене и на них сборная СССР собирается обыграть сборную США. Это заявление сильно пугает спортивных чиновников. В год 50-летия СССР они просто не могут допустить, чтобы команда провалилась на соревнованиях, так как от этого зависит – сохранят они свои должности или нет. А в возможную победу над сборной США никто не верит.
После столь амбициозного заявления Гаранжин в корне меняет подход к физическим тренировкам. Он начинает применять продвинутые западные методики. Но главная работа заключается не только в физической подготовке, ему нужно провести большую психологическую работу над командой, чтобы сами игроки поверили в то, что они смогут обыграть команду американцев, которые на тот момент обыгрывали всех своих соперников. Чтобы у сборной СССР появилась возможность попрактиковаться с серьезными соперниками, Гаранжин добивается того, чтобы для его команды устроили ряд товарищеский матчей за рубежом.
Возвращаясь на родину после одного из таких матчей, часть игроков сборной попадается на провозе контрабанды. Гаранжину четко дают понять, что если его команда проиграет, то по этому делу могут начать серьезное разбирательство. Также одной из проблем становится литовский баскетболист Модестас Паулаускас, который постоянно поднимает различные антисоветские темы в коллективе.
Во время серии товарищеский игр в США у Александра Белова случается приступ, и он просто падает на пол во время игры. В местной больнице сообщают, что Белову нужно длительное и серьезное лечение. Его дальнейшее участие в играх сборной становится под вопросом. Гаранжин все это время откладывает деньги на операцию для своего сына инвалида, которую ему надо сделать за рубежом, так как в СССР таких операций не делают. Однако, оценив всю ситуацию с Беловым, он жертвует все свои деньги на лечение игрока. Гаранжин продолжает тренировать команду и пытается внушить им мысль, что он смогут победить.
И вот наступает волнительный момент – в Мюнхене начинаются Олимпийские игры. Сборные СССР и США уверенно обыгрывают своих соперников и продвигаются к финалу. Четвертого сентября 1972 года в Мюнхене происходит теракт. Советские чиновники думают, что надо использовать этот момент как предлог, чтобы отказаться от дальнейшего участия в играх и таким образом избежать позора с поражением от сборной США. Жертвами теракта становятся 11 членов израильской олимпийской сборной. После траура председатель федерации баскетбола СССР делает публичное заявление о том, что сборная будет играть дальше.
Содержание/сюжет
1970 год. У мужской сборной СССР по баскетболу меняется главный тренер. Новый наставник Владимир Гаранжин, до этого возглавлявший ленинградский «Спартак», ставит условие обновления команды. В команде не должен преобладать ЦСКА, но будут представлены игроки из других спортивных клубов республик СССР. Первый большой старт — чемпионат Европы 1971 года — проходит успешно. Однако Гаранжин вынашивает более амбициозные планы: он сообщает на пресс-конференции, что на предстоящих Олимпийских играх в Мюнхене собирается обыграть сборную США. Заявления тренера пугают спортивных чиновников, для которых главное — достойно выступить на крупнейших соревнованиях в год пятидесятилетия СССР и сохранить свои посты.
Гаранжин начинает тренировки по новой методике, он изменяет подход к физической подготовке. Однако главное для него — он должен вдохновить команду и убедить подопечных в том, что они смогут обыграть непобедимых до того момента американцев. Гаранжин добивается большего количества товарищеских матчей за рубежом.
Между тем внутри самой сборной СССР много проблем. Во время прохождения таможни часть игроков поймана при попытке провезти контрабанду; в Спорткомитете намекают, что в случае проигрыша делу может быть дан ход. Капитан сборной литовец Модестас Паулаускас постоянно разлагает коллектив антисоветскими разговорами, а во время серии товарищеских матчей в США Александр Белов падает после игры на пол от непонятного приступа. Ему предписана длительная госпитализация, и его участие в сборной становится под вопросом. Самому Гаранжину необходимо провести операцию своему прикованному к инвалидной коляске сыну Шурке, которую не делают в СССР. Несмотря на это, Гаранжин продолжает тренировки, настраивая игроков только на победу.
Начинаются Олимпийские игры в Мюнхене. Сборные СССР и США уверенно двигаются к финалу. 4 сентября в Мюнхене происходит теракт. После перерыва и траура проведение спортивных состязаний продолжается. Чиновники обсуждают возможность отказаться от дальнейших игр, но Председатель федерации баскетбола СССР решает, что сборной необходимо играть дальше. В ночь с 9 на 10 сентября страна у телевизоров наблюдает финал баскетбольного турнира.
В начале игры советские баскетболисты добиваются преимущества: они постоянно ведут до 10 очков. Ближе к концовке подопечные Генри Айба собираются и берут противника в жёсткий прессинг. Игроки сборной СССР начинают нервничать и ошибаться. За 6 секунд до сирены, когда советские баскетболисты ведут с разницей в одно очко, Александр Белов отдаёт пас, который перехватывает противник. Зураб Саканделидзе вынужден сфолить. Игрок сборной США Дуглас Коллинз успешно пробивает оба штрафных броска, и американцы впервые ведут в счёте. За три секунды до конца наступает драматическая развязка. Мяч введён и звучит сирена. Казалось, матч проигран, американцы начинают праздновать успех, но Моисеев замечает проблему с таймером, на котором вместо трёх секунд осталась одна, а затем таймер вообще показывает 50 секунд до конца матча. Порядок восстанавливается, и мяч возвращается сборной СССР. Пасом через всю площадку Иван Едешко передаёт мяч Александру Белову, и тот забрасывает его в корзину. Победа сборной СССР со счетом 51:50.
В раздевалке, ожидая решения судей, все игроки сборной СССР отдают свои премиальные за финал Гаранжину на операцию сыну.
«Мы возвысили победу»
— Баскетбол — не самый популярный вид спорта. Почему вы взялись за экранизацию этой истории?
— Если честно, с самого начала к идее отнёсся скептически, подумал, что это точный повтор «Легенды №17». Лишь после того, как появился первый вариант сценария, я посмотрел саму игру, увлёкся судьбами игроков и понял, что это нужно сделать. Интуитивно почувствовал, что если хотя бы частично передать энергетику того матча на экране, то это произведёт эффект разорвавшейся бомбы. Так что за дело было необходимо браться.
— На ваш взгляд, эмоции удалось передать?
— Думаю, да. То, что видят и переживают зрители, очень похоже на то, что чувствовали непосредственные свидетели того исторического события. Возможно в каких-то местах мы даже возвысили победу
Экран широкий, акценты расставлены ярко, таким образом, в реальную историю удалось внедрить драматургические ходы, которые держат внимание зрителя на протяжении всей картины
— Вы сами с головой погрузились в атмосферу Олимпиады-1972, а как передавали её актёрам? Ведь многие из них тогда ещё даже не родились.
— Такова актёрская работа. Главный секрет успеха и заключается в детальном погружении в разные эпохи и мизансцены. Что касается Олимпиады-1972, то это действительно было очень интересно. На мой взгляд, все ребята отлично поймали и прочувствовали дух тех дней и удачно передали его на экране.
— Была ли для вас важна историческая достоверность в фильме? Ведь вы много работали именно с историческими картинами и циклами телепередач.
— Да, я действительно очень долго проработал на телевидении, но никогда не мог допустить, что этот опыт так пригодится мне в художественном кино. Понимаете, телевидение даёт чёткое понимание того, что правда, а что ложь. Телевизионщики всегда видят, где постановка и всё шито белыми нитками. Поэтому при работе над фильмом я вспоминал этот опыт, стараясь максимально приблизить кадры к реальности.
Режиссёр фильма «Движение вверх» о его создании, идее и успехе
Награды и премии
- 6 января 2018 года фильм получил кинонаграду «Золотой четвертак» сайта независимого журнала о кино «25-й кадр» в номинации «Лучший отечественный фильм» 2017 года.
- 15 февраля 2018 года на церемонии вручения премии «Чартова дюжина» создатели и актёры фильма «Движение вверх» получили награду в спецноминации «Движение вверх» из рук Героя России космонавта Сергея Рязанского[источник не указан 1389 дней].
- 27 января 2019 года фильм стал лауреатом премии «Золотой орёл» за 2018 год в номинациях «Лучшая мужская роль в кино» (Владимир Машков), «Лучшая мужская роль второго плана» (Кирилл Зайцев), «Лучшая операторская работа» (Игорь Гринякин), «Лучший монтаж фильма» (Пётр Зеленов, Антон Мегердичев, Вазген Каграманян), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Алексей Самоделко), «Лучшие визуальные эффекты» (Студия CGF).
Судьба героев
Из всех игроков той сборной меньше всего повезло Александру Белову. В 26 лет он скончался от неизлечимой болезни сердца, но до этого переживал непростые времена отстранения от спорта.
После того победоносного матча Белова уличили в контрабанде икон, хотя выдвигали гипотезы о подрыве репутации и ослаблении команды за счет наговоров. В любом случае, был огромный скандал со всеми вытекающими – отстранение от участия в играх, лишение наград. Белова восстановили в 1978 году, но уже было поздно – болезнь подкосила буквально через пару дней после новости, и он уже не встал. С женой они прожили в браке всего год, детей не было.
Сергей Белов после ухода из большого спорта сделал успешную карьеру тренера, принося России награды и призовые места. Он скончался в 2013 году.
Из всей команды в живых сейчас Иван Едешко, Модестас Паулаускас и Анатолий Поливода. Последний в фильме не упоминается. Сейчас он живет на Украине.
А вот и видео с той знаковой игры.
На этом у нас все. Мы постарались рассказать про все исторические факты и вымысел в фильме, как было на самом деле, какой была судьба героев, где правда и мифы, и где реальная история. Как видите, несоответствия есть, и они существенные, но теперь вы знаете, на каких событиях основан фильм. Кстати, вы его уже смотрели? Что думаете?
Гаранжин на экране – антипод реального Кондрашина
На экране зрители видят тренера по фамилии Гаранжин, а не Кондрашин. Связано это с тем, что сценаристы так и не нашли общего языка с вдовой тренера Владимира Кондрашина. «Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово. Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью – победа в Мюнхене. Всё остальное – не то», — заявила журналистам вдова наставника сборной СССР. В интервью СМИ Евгения Кондрашина сказала: «Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней». Похожее мнение у многих, кто работал под руководством Владимира Кондрашина и хорошо знал его – человек на экране к наставнику отношения не имеет, это скорее некий антипод реального тренера.
Отличная картина
5
Подробные оценки
Рекомендую
Игра актеров Декорации Интерес Сюжет
Достоинства: Интересный сюжет, подлинная история, хороший актерский состав.
Недостатки: Не обнаружила.
Отзыв: В последнее время выпускается много интересных фильмов разного жанра. Афиши пестрят новыми объявлениями, транслируются динамичные трейлеры. Современный зритель стал очень привередлив в вопросе выбора фильма и этому послужило также то, что сейчас часто снимаются фильмы, основанные на реальных событиях. И зритель хочет видеть подлинную историю, реконструкцию настоящих событий. Считаю, это хорошей тенденцией не только потому, что лучше показывать правду, чем выдумывать. Но и потому, что люди забы… Читать далее
Задачи на Свободное падение с решениями
Формулы, используемые в 9 классе на уроках
«Задачи на Свободное падение тел».
Название величины | Обозначение | Единица измерения | Формула |
Время | с | ||
Проекция начальной скорости | м/с | ||
Проекция мгновенной скорости | м/с | ||
Проекция ускорения | м/с2 | ||
Проекция перемещения | м | ||
Координата | м |
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Задача № 1.
С балкона 8-го этажа здания вертикально вниз бросили тело, которое упало на землю через 2 с и при падении имело скорость 25 м/с. Какова была начальная скорость тела?
Задача № 2.
Какой высоты достигнет мяч, брошенный вертикально вверх со скоростью 20 м/с? Сколько времени для этого ему понадобится?
Задача № 3.
Мяч бросили вертикально вверх со скоростью 15 м/с. Через какое время он будет находиться на высоте 10 м?
Задача № 4.
Через сколько секунд мяч будет на высоте 25 м, если его бросить вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с?Ответ: через 1 с и через 5 с.
Задача № 5.
Лифт начинает подниматься с ускорением а = 2,2 м/с2. Когда его скорость достигла v = 2,4 м/с, с потолка кабины лифта оторвался болт. Чему равны время t падения болта и перемещение болта относительно Земли за это время? Высота кабины лифта Н = 2,5 м.
Ответ: 0,645 с; болт перемещается относительно Земли на 0,49 м вниз.
Задача № 6. (повышенной сложности)
Одно тело свободно падает с высоты h1; одновременно с ним другое тело начинает движение с большей высоты h2. Какой должна быть начальная скорость v второго тела, чтобы оба тела упали одновременно?
Задача № 7. (олимпиадного уровня)
Из окна, расположенного на высоте 30 м, начинает падать без начальной скорости тяжелый цветочный горшок. В этот момент точно под окном проезжает велосипедист. При какой скорости движения велосипедиста расстояние между ним и горшком будет все время увеличиваться?
Ответ: v > 17 м/с.
Задача № 8.
ЕГЭ
С воздушного шара, поднимающегося со скоростью v = 1 м/с, падает камень и достигает земли спустя t = 16 с. На какой высоте h находился шар в момент сбрасывания камня? С какой скоростью v камень упал на землю?
Задача № 9.
На какой высоте скорость тела, брошенного вертикально вверх с начальной скоростью v, уменьшится в 4 раза?
Дано: Vo, V = Vo/4.
Найти: h — ?Решение:
Если принять, что g ≈ 10 м/с2 , то h = 15 • Vo^2 / 320 ≈ 0,047 • Vo^2.
Ответ: h = (15 • Vo^2) / (32 • g) ≈ 0,047 • Vo^2.
Краткое пояснение для решения ЗАДАЧИ на Свободное падение тел.
Свободное падение — это движение тела под действием силы тяжести (другие силы — сила сопротивления, выталкивающая сила — отсутствуют либо ими пренебрегают).
Так как сила тяжести направлена вниз, то ускорение, которое она сообщает телу, тоже направлено вниз. Свободное падение — это равноускоренное движение. Ускорение, сообщаемое телу силой тяжести, называют ускорением свободного падения. Оно одинаково для всех тел вблизи поверхности Земли и имеет значение 9,8 м/с2. При решении задач в большинстве случаев это число округляется до 10 м/с2.
При решении задач применяются формулы равноускоренного движения. Для нахождения проекций векторов координатную ось обычно обозначают буквой у, так как движение происходит по вертикали. Направляют ее вверх или вниз — как удобней при решении конкретной задачи. Скорость свободно падающего тела возрастает.
Движение тела, брошенного вертикально вверх — частный случай свободного падения. Только скорость тела уменьшается, так как оно движется против силы тяжести, и вектор начальной скорости и вектор ускорения противоположно направлены. Достигая некоторой точки (наивысшей точки подъема), тело на мгновение останавливается (в это время его скорость равна нулю), а затем начинает падать. Так как движение вверх и вниз происходит с одинаковым ускорением, то время подъема и время падения тела равны.
Если координатную ось направить вверх, то проекция ускорения будет отрицательна, если вниз — положительна. Но при любом направлении оси для падающего тела векторы ускорения и скорости сонаправлены, а для тела, брошенного вверх — противоположно направлены.
Это конспект по теме «ЗАДАЧИ на Свободное падение тел с решениями». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к теме: ЗАДАЧИ на применение Законов Ньютона
- Посмотреть конспект по теме КИНЕМАТИКА: вся теория для ОГЭ (шпаргалка)
- Вернуться к списку конспектов по Физике.
- Проверить свои знания по Физике.
Нравится
5
Подробные оценки
Рекомендую
Игра актеров Декорации Интерес Сюжет
Достоинства: Нравится фильм.
Недостатки: Нету.
Отзыв: После выхода успешной картины Легенда 17, наши деятели кино вдруг подумали, что успешен фильм, потому что он про хоккей. И начали клепать сериалы и кино, которые почему-то провалились. (ведь легенда 17 была принято хорошо не из-за сценария с отступлениями ради динамики и напряжения, не из-за великолепной актерский игры, отличной режиссуры, операторский работы и прочих киношных штук).
Вновь спекулируя на наших прошлых победах, Михаоков и телеканал Россия выпускают спортивную драму, но уже про… Читать далее
Модестас Паулаускас не был антисоветчиком и не планировал побег
Еще один человек, чью судьбу на экране полностью переписали создатели фильма «Движение вверх» — литовец Модестас Паулаускас. Баскетболист из фильма люто ненавидит Советскую власть, русских и готовит побег за границу, от которого отказывается в самый последний момент.
Реальный Паулаускас никаким диссидентом и антисоветчиком не был. Больше того, на протяжении пяти лет он был капитаном сборной СССР. Когда в 1976 году Паулаускас заканчивал карьеру, на его прощальный матч в Каунас приехала сборная Советского Союза – такие почести «неблагонадежному элементу» в СССР не оказывали.
В 2008 году Паулаускас дал интервью «Российской газеты». Журналистам стало интересно – зачем титулованный спортсмен и тренер два раза в неделю приезжает из Литвы в небольшой российский город Краснознаменск, где занимается с местными мальчишками? «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам», — сказал Модестас Паулаускас. Судите сами, насколько литовский баскетболист в жизни похож на того, которого показали создатели «Движения вверх».
Кинематические характеристики
Модуль мгновенной скорости в момент времени t можно вычислить по теореме Пифагора:
Минимальной скорости тело достигает в верхней точке траектории. Она выражается формулой:
vmin = vcosα = vh
Максимальной скоростью тело обладает в момент начала движения и в момент падения на землю. Начальная и конечная скорости движения тела равны:
vmax = vo = v
Время подъема — время, которое требуется телу, чтобы достигнуть верхней точки траектории. В этой точке проекция скорости на ось ОУ равна нулю: vy = 0. Время подъема определяется следующей формулой:
Полное время — это время всего полета тела от момента бросания до момента приземления. Так как время падения равно времени подъема, формула для определения полного времени полета принимает вид:
Дальность полета — перемещение тела относительно ОХ. Обозначается буквой l. Так как относительно ОХ тело движется с постоянной скоростью, для вычисления дальности полета можно использовать формулу перемещения при равномерном прямолинейном движении:
l = sx = v0x tполн = vcosα tполн
Подставляя в выражение формулу полного времени полета, получаем:
Горизонтальное смещение тела — смещение тела вдоль оси ОХ. Вычислить горизонтальное смещение тела в любой момент времени t можно по формуле координаты x:
Учитывая, что x = 0, и проекция ускорения свободного падения на ось ОХ тоже равна нулю, а проекция начальной скорости на эту ось равна vcosα, данная формула принимает вид:
x = vcosα t
Мгновенная высота — высота, на которой находится тело в выбранный момент времени t. Она вычисляется по формуле координаты y:
Учитывая, что начальная координата равна 0, проекция начальной скорости на ось ОУ равна vsinα, а проекция ускорения свободного падения на эту ось равна –g, эта формула принимает вид:
Наибольшая высота подъема — расстояние от земли до верхней точки траектории. Наибольшая высота подъема обозначается h и вычисляется по формуле:
Пример №1. Небольшой камень бросили с ровной горизонтальной поверхности под углом к горизонту. На какую максимальную высоту поднялся камень, если ровно через 1 с после броска его скорость была направлена горизонтально?
Скорость направляется горизонтально в верхней точке полета. Значит, время подъема равно 1 с. Из формулы времени подъема выразим произведение начальной скорости на синус угла, под которым было брошено тело:
vsinα = gtпод
Подставим полученное выражение в формулу для определения наибольшей высоты подъема и сделаем вычисления:
О фильме
В основу фильма частично легла автобиографическая книга советского баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх» (2011), посвящённая тридцатилетию летней Олимпиады 1980 года в Москве.
В картине также затронута трагедия, произошедшая с 5 по 6 сентября 1972 года на Олимпиаде в Мюнхене, когда палестинскими террористами были расстреляны 11 членов олимпийской сборной Израиля и обстановка в городе была накалена до предела, что наложило отпечаток на атмосферу Олимпиады. После трёхдневной неопределённости в связи с терактом существовал риск прекращения XX летних Олимпийских игр и отмены ещё не завершившихся соревнований, что для рвавшихся к победе и осознававших собственную силу спортсменов стало бы страшным разочарованием. Несмотря на возобновление стартов, настроение у всех было подавленным, а напряжение вокруг финальной игры — крайне высоким.
Реальный Александр Белов не был смертельно болен в 1972 году
Имя баскетболиста Александра Белова создатели фильма изменять не стали, а вот биографию ему поменяли очень серьезно. Реальный Белов действительно ушел из жизни от редкой болезни сердца в возрасте 26 лет, но произошло это через шесть лет после Олимпиады в Мюнхене. А перед Играми-1972 ни о каком смертельном заболевании Белова и речи ни шло. Соответственно, личную драму Белова сценаристы также придумали от начала до конца. «Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять!.. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно… Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется…», – рассказала журналистам вдова Белова Александра Овчинникова.
Движение вверх
Рассмотрим рисунок 1. В левой части рисунка — 1а) изображено движение мяча вверх, а в правой – 1б) – движение вниз. Сплошным кружком обозначено начальное положение мяча, а пунктирным – конечное. Красными стрелками обозначена скорость мяча на различных высотах.
Рис. 1. Свободное движение мяча вверх и вниз под действием силы тяжести
При движении вверх скорость тела уменьшается, так как вектор ускорения и вектор скорости направлены в противоположные стороны (рис. 1а). Движение вверх .
Выражение для скорости при движении мяча вверх:
\
Вертикальное перемещение мяча при его движении вверх выражается такой формулой:
\
В верхней точке траектории скорость мяча будет равна нулю. Эта точка для движения вверх будет конечной, а для движения вниз – начальной.
Поэтому, для движения вверх нулю равна конечная скорость мяча \(v_{y}=0\), а для движения вниз – его начальная скорость \(v_{0y}=0\).
2020
14 декабря
Константин Хабенский и майор Гром против законов природы в финальном трейлере экшен-драмы «Огонь»
22 августа
Составлен рейтинг самых успешных российских продюсеров последних 10 лет
31 июля
Константин Хабенский и Иван Янковский разыграют легендарный матч в драме «Чемпион мира»
4 апреля
Прошлый год стал самым прибыльным для российского кино за рубежом за последние 20 лет
4 февраля
«Холоп» одолел «Движение вверх» и стал самым кассовым российским фильмом в истории
2 февраля
«Холоп» преодолел отметку в 3 миллиарда и остановился в шаге от «Движения вверх»
27 января
Фурор «Холопа» в США — прокатчики вводят дополнительные сеансы
14 января
«Холоп» превосходит результаты «Аватара» и «Движения вверх»
9 января
Сборы «Холопа» перевалили за 2 миллиарда рублей
7 января
«Холоп» побил рекорд «Движения вверх» и продолжает погоню за вторым миллиардом
4 января
«Холоп» устанавливает новые рекорды отечественного проката
3 января
Интервью с продюсерами «Вторжения» — о сиквелах, зрительском отклике, любимых режиссёрах и не только
Залог успеха
«Мы закончили фильм «Легенда №17» — и его успех безоговорочно показал, что зрителей интересует национальная история с большой победой», — рассказал RT генеральный директор кинокомпании «Студия ТРИТЭ», продюсер фильмов «Движение вверх» и «Легенда №17» Леонид Верещагин.
Тогда же продюсеры «Студии ТРИТЭ» заинтересовались автобиографической книгой «Движение вверх» легендарного советского баскетболиста Сергея Белова и руководителя Ассоциации студенческого баскетбола России Александра Коновалова. Она легла в основу оригинального сценария о событиях того времени, о сборной СССР по баскетболу 1972 года и об одной из ярчайших побед в истории мирового спорта.
Кроме того, по словам продюсера, в картине должен присутствовать понятный зрителю, вызывающий симпатию герой. В данном случае это Владимир Машков, сыгравший тренера команды. Сегодня в конкуренции на киноэкране существенную роль играет визуальная составляющая фильма, масштаб съёмки, масштаб и качество компьютерной графики.
«А самое главное — близкая сердцу зрителя история, которая вызывает гордость за наше прошлое и, следовательно, говорит о том, что есть надежда на будущее. Также, видимо, фильм попал в резонанс последних событий: нашим спортсменам сейчас будет очень тяжело на Олимпиаде, и, возможно, фильм придаст им силы и укрепит веру в победу. И это всё вместе, скорее всего, и дало потрясающий эффект народной любви», — объясняет продюсер.
Интересные факты о фильме «Движение вверх»
В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх».
Золото Олимпиады-72 – первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов.
Баскетбол в последний раз привлекал внимание отечественных кинематографистов в 1975 году, когда на экраны вышла лента «Центровой из поднебесья».
Финальная версия сценария «Движения вверх» была 22-й.
Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.
Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года.
Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек.
CG Factory («Экипаж», «Он – дракон», «Метро») под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности.
Подавляющее большинство баскетболистов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова.
В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом
Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».
Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов.
На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х-начала1970-х годов.
Для главных героев было создано по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.
Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.
Для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.
На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм).
Баскетбол снимали шесть операторских команд на шесть камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take.
Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.
Съемки финальной игры продолжались месяц.
Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.
Первый показ «Движения вверх» для профессионалов состоялся 27 ноября 2017 года в рамках 104-го Российского кинорынка в Москве. Фильм встретили овацией.