Елена санаева

Елена Санаева сейчас

Елена Всеволодовна говорит, что сейчас работа, востребованность стимулируют жить. Oна с нетерпением ожидает выхода комедийной мелодрамы «Дневник новой русской», в основной актерский состав которой вошли Елена Подкаминская, Кирилл Кяро, Светлана Колпакова и Анна Ардова.

С 2009 года актриса служит в театре Иосифа Райхельгауза «Школа сoвременной пьесы», играет в спектаклях «Последний ацтек» и «Монологи городов», в импровизации Евгения Гришковца «Пока наливается пиво». Oн же в соавторстве с Анной Матисон написал специально для театра пьесу «Дом».

Елена Санаева сейчас «Русское варенье» по произведению Людмилы Улицкой с участием Санаевой, Вадима Колганова и Татьяны Васильевой удостоено приза Международного фестиваля в Тегеране и премии Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица».

В 2019-м, после шестилетнего ремонта, скрывшего следы пожара, «Школа» вернулась в прежнее здание. По этому случаю труппа дала гала-представление «Труба зовет!». Друзья-артисты из других театров подготовили веселые капустники. А Леонид Якубович выступил ведущим аукциона, на котором выставили детали кинокостюмов Любови Полищук и Альберта Филозова.

Начало карьеры писателя Павла Санаева

В 1995-ом Санаев трудился над официальными переводами многих известных фильмов, среди которых «Властелин колец» по мотивам книг Джон, «Очень страшное кино», «Остин Пауэрс» и многие, многие другие. Такая работа как никакая другая подходила для будущего режиссёра и сценариста. Уже в 2002-ом он написал сценарий к фильму «Последний Уик-Энд», ставший режиссёрским дебютом Санаева. Через десять лет книга, написанная когда-то с подачи Ролана Антоновича, стала настоящим бестселлером, сделавшим Санаева одним из самых известных писателей современной России. Автор назвал её «Похороните меня за плинтусом». ВГИК он окончил в 1992-ом, а книга вышла в 2003-ем.

Рекламы не было, но «сарафанное радио» сделало своё дело, и тираж 20 тысяч экземпляров разошёлся очень быстро. Общий же тираж уже перевалил за пятьсот тысяч экземпляров. Произведение и сегодня пользуется немалой популярностью, оно переведено на французский и немецкий.

По книге снят фильм, многие театры поставили спектакли. Менее всего Автор доволен фильмом, так как, по его мнению, он очень далёк от настроения, переданного в книге.

Павел Санаев: Люди живут ложными воспоминаниями Недавно вышло новое подарочное издание, в котором появилось сорок иллюстраций и три не публиковавшихся ранее главы. Эти главы были изначально написаны Санаевым, но в книгу не вошли. После того, как появилась идея подарочного издания с иллюстрациями, он переработал эти главы и ввёл их отдельно в конце произведения.

Павел считает, что Ролан Антонович похвалил бы его за вышедшую книгу. Если бы в своё время он не заставил Павла прекратить заниматься видеокассетами, скорее всего, эта книга никогда бы не появилась.

Часто у Санаева спрашивают, всё ли в книге правда, так ли было в его детстве, как описано. Автор не раз повторял и повторяет вновь, что это всего лишь литературное произведение и забывать об этом не стоит. В книге, безусловно, присутствуют некоторые элементы автобиографии, но по большей части это вымысел автора.

Павел попробовал себя и в короткометражном кино. Дебют состоялся в Литве, получасовой фильм с названием «Каунасский Блюз» был снят для литовского телевидения.

Через год на экраны вышла кинолента «Последний Уик-Энд», ещё через два года – «Нулевой километр», а в 2009-ом появился нашумевший фильм «На игре». Эта работа вызвала много толков о том, считать её жестокой или нет. Уже в 2010-ом последовала вторая часть истории с названием «На игре 2».


Писатель Павел Санаев с женой

Санаев сожалел, что о роли в его жизни Быкова, о его мудром воспитании, в его произведении «Похороните меня за плинтусом» ничего не написано. Чтобы отдать Ролану Антоновичу своего рода долг, он написал «Хроники Раздолбая». Кто-то из читателей считает, что это продолжение первого романа, а кто-то – что это отдельное произведение. Автор убедительно попросил читателей это произведение не считать его автобиографией.

Театральные работы[ | ]

МХАТ

  • «Горячее сердце» А. Н. Островского (сезон 1937—1943)
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова (сезон 1937—1943)
  • «Гроза» А. Н. Островского (сезон 1937—1943)
  • «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1937)
  • «Фронт» А. Е. Корнейчука (1937)
  • «Трудовой хлеб» А. Н. Островского (1940)
  • «Воскресение» Л. Н. Толстого (сезон 1952—1956)
  • «Поздняя любовь» (сезон 1952—1956)
  • «Последняя жертва» А. Н. Островского (сезон 1952—1956)
  • «На дне» М. Горького (сезон 1952—1956)
  • «Дачники» М. Горького (сезон 1952—1956)
  • «Горячее сердце» А. Н. Островского (сезон 1952—1956)

Театр им. Моссовета

  • «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. А. Каца (1943)
  • «Нашествие» Л. М. Леонова (1943)
  • «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре (1944)
  • «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1946)

Театр-студия киноактёра

  • «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву
  • «Софья Ковалевская» братьев Тур
  • «Мандат» Н. Р. Эрдмана
  • «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева
  • «Бедность не порок» А. Н. Островского

Карьера

В детстве Санаев снялся с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело» и мелодраме Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных». Окончив в 1992 году ВГИК, молодой человек предпочел не продолжать актерскую карьеру, а заниматься тем, что приносило бы стабильный доход. Таким делом стали авторские переводы американских кинокартин, зачастую нелегальных.

Эта работа навела Павла на мысль о создании собственного кино. Фильм «Каунасский блюз» становится его дебютом в качестве режиссера и сценариста. В 2007 году вышла лента «Нулевой километр» о друзьях, которые переезжают из провинции в российскую столицу. В съемках поучаствовали Светлана Ходченкова, Александр Лымарев, Константин Крюков, Иван Жидков.

Прожившая непростую жизнь, познавшая смерть первенца и ужасы войны, Лидия Санаева отличалась характером сильным, склонным к деспотизму и домашнему насилию. Писатель не раз вспоминал, что чувствовал любовь бабушки, но проявления теплоты и заботы были похожи на ненависть. В этом и состоит фабула повести «Похороните меня за плинтусом»: человек многогранен, хочет дарить любовь близким, но под действием жизненных коллизий его характер сломлен, а благие намерения приобретают уродливые оттенки.

Все персонажи взяты писателем из реальной жизни, однако он настаивает на том, что не следует путать литературных героев с реальными людьми. Книгу напечатали в 2003 году, никакой специальной рекламной кампании не было, но она стала бестселлером. Сюжет перенесен на театральные подмостки, а в 2009-м осуществлена экранизация.

В произведении, переведенном на ряд европейских языков, не раскрыта роль Быкова. Желая исправить упущение, Санаев выпустил в 2013 году первую часть романа «Хроники раздолбая», воспринимаемую как продолжение повести. Сам автор ставит эту работу в отдельный ряд и не исключает, что и по ней снимет фильм.

Павел Санаев с дочерью

В 2014-м Павел за 2 недели придумал сценарий для комедии «Полное превращение» о риелторе, которому в руки попадает некое устройство, помогающее менять личность. На первом фестивале, где фильм был представлен, он получил приз зрительских симпатий. Санаев к тому же впервые выступил продюсером. Снимать должны были фантастический триллер, но спонсоры в последний момент отказались выделить средства. Ему ничего не оставалось, как спасать ситуацию.

Боевики «На игре» и «На игре – 2. Новый уровень» поставлены режиссером по собственным сценариям, базирующимся на трудах Александра Чубарьяна. Здесь Павла интересует та грань экранного насилия, за которой зритель осознает, что герои переступили некую условную черту и перестали отличать живых людей от графических моделей в играх.

В 2017 году на официальном сайте писатель сообщил, что готовит «Хроники раздолбая – 2: Спор на балу Воланда». Это продолжение истории о человеке, раздираемом противоречиями, который пытается найти свое место в жизни, поймать удачу и выйти победителем из жизненных передряг.

Возвращение к серьезному кино

Актриса долго не могла отделаться от комедийного амплуа, однако ей помог Ролан Быков – это известный режиссер, актер и сценарист. Он помог выбраться девушке из несерьезного кино.

Ролан Быков утвердил нашу красавицу Елену на подростково-социальную драму под названием «Чучело». В фильме актриса должна была сыграть классную руководительницу неспокойного класса и передать все эмоции главной героини, а также показать характер.

В социальной драме «Чучело» снялся и известный комедийный актер советского кинематографа Юрий Никулин, который также долго не мог отделаться от амплуа веселого и беззаботного человека. Участие в фильме также приняла еще молодая Кристина Орбакайте.

Во время съемок кинокартины «Чучело» актрису начали приглашать на другие проекты. Например, ей предложили участвовать в детективе по роману Агаты Кристи «Тайна «Черных дроздов».

Детство и юность

Всеволод Васильевич Санаев родился в России (тогда Российская империя) 25 февраля 1912 года в небогатой многодетной семье рабочих (12 детей в семье). Мальчик рос на окраине промышленного города Тулы. Учеба в школе давалась Всеволоду с трудом, да и учился он нехотя. По этой причине Василий Санаев забрал сына из школы и отправил осваивать рабочую профессию на фабрику, производившую гармони.


Актер Всеволод Санаев

Так будущий актер стал подмастерьем на предприятии, где работал и его отец. В обязанности юноши входила сборка и настройка музыкальных инструментов. В 16 лет Всеволод уже сам обучал профессии двоих подмастерьев. Во время работы на фабрике юношу не покидала мысль о том, что он занимается не тем, к чему лежит душа.

Еще в детстве Всеволод с матерью ходил в театр, где гастролирующий Московский Художественный театр показывал спектакль по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Мальчик очень был впечатлен игрой актеров, атмосферой театра, но даже мечтать о театральной карьере не смел. Однако Всеволод стал с удовольствием посещать в качестве слушателя любительский театр в Туле «Серп и молот». Достигнув положительных результатов в актерской игре, молодой человек хоть и не с первого раза, но поступил в драматическую студию.


Всеволод Санаев в юности

Уже в 1930 году Санаев стал актером дублирующего состава театра, работавшего при ОАО «Тульский патронный завод». Карьера его стремительно шла вверх. Через год Всеволод уже работал актером в Тульском государственном академическом театре драмы имени М. Горького. Для дальнейшего профессионального развития молодому человеку необходимо было получить профильное образование.

Старший наставник в театре готовил Всеволода к вступительным экзаменам на театральный рабочий факультет в Москве. Несмотря на порицание семьи (родители рабочих специальностей не воспринимали всерьез увлечений взрослого сына), Санаев уехал в столицу учиться.


Всеволод Санаев в молодости

Окончив рабфак, Всеволод повышал профессионализм в театральном техникуме под руководством Николая Плотникова. Учитывая острый недостаток финансов, вечерами молодому человеку приходилось напряженно работать. Усердие Всеволода помогло ему по окончании техникума поступить в Государственный институт театрального искусства, где наставником будущего актера стал талантливый режиссер Михаил Тарханов.

С 1943 года Всеволод сменил еще несколько театров, на сцене которых выступал. В 1943 году он работал в Государственном ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академическом театре имени Моссовета, а в 1946 – в Государственном театре киноактёра. В 1952 году Санаев хотел перейти во МХАТ, но предложенные роли его не устроили: жена актера тяжело заболела, и семья остро нуждалась в деньгах.

Кинематографическая карьера

Несмотря на то что известный актер Санаев после окончания института работал в столичном художественном театре, работы было немного. Поэтому Всеволод Васильевич решил попробовать себя и в кинематографе. Первым фильмом, где снялся Всеволод Санаев, личная жизнь которого интересна общественности, стала кинолента «Частная жизнь Петра Виноградова» режиссера Александра Мачерета. Эта кинокартина вышла на экраны в 1934 году, и талантливый актер играет небольшую и эпизодическую роль красноармейца.

Успех и популярность приходит к Всеволоду Васильевичу после того, как он снялся в киноленте «Волга, Волга» режиссера Григория Александрова. В этом фильме, который вышел на экраны в 1938 году, он сыграл сразу две небольшие роли. По сюжету фильма он играет сначала музыканта из оркестра, а затем еще и лесоруба. В этой киноленте его заметили и вскоре последовали предложения о работе.

Так, в 1940 году сыграл свою первую главную мужскую роль к киноленте «Любимая девушка» режиссера Ивана Пырьева. По сюжету фильма известный токарь Василий Добряков, который работает в столичном автозаводе, получает квартиру и приглашает Варю, которая ждет от него ребенка, переехать к нему жить. Но уже в первый день совместной жизни они ссорятся. Молодые люди не расписаны, а слова, брошенные Василием, сильно ранят Варю. И она тут же убегает к себе домой.

Когда же у Вари рождается малыш, то она скрывает ото всех, кто же отец ее ребенка. Но родственники и друзья, заботясь о ребенке и Варе, стараются помирить поссорившихся влюбленных. В кинематографической копилке известного актера Всеволода Васильевича Санаева насчитывается около 90 ролей.

В радости и в горе

Всеволод Санаев, кадр из фильма «Алмазы». / Фото: www.kino-teatr.ru

Всеволод Васильевич старался, как мог, разрядить домашнюю атмосферу. Пытался сгладить постоянное недовольство жены, придирки её переводил в шутки. Он появлялся в доме и словно зажигался небольшой источник света и тепла. Но иногда заканчивалось и его терпение.

Однажды он даже сказал своей матери, приехавшей к ним в гости, что хочет расстаться с Лидией, сил нет терпеть. Но мать строго покачала головой, погладила сына по руке и сказала: «Санаевы так не поступают». Они ещё долго о чём-то говорили, сидя на кухне. Но когда коллеги предлагали актёру развестись с супругой, теперь уже Санаев качал головой, поясняя: не может он оставить ту женщину, которая родила ему двоих детей и подарила свою молодость.

Всеволод Санаев с дочерью. / Фото: www.fishki.net

Больше никогда вопросы о разводе не поднимались. Актёр просто помогал своей супруге не расклеиться совсем: шутил, водил на прогулки, когда у него было на это время, кормил. Правда, когда ему приходилось уезжать на съёмки, Лидия Антоновна плакала и уговаривала остаться, она боялась умереть без него. При этом с посторонними людьми жена актёра была сдержана и добра, её любили все соседи за теплоту и участие. А близкие часто страдали от перепадов её настроения.

Всеволод Санаев с внуком Павлом. / Фото: www.24smi.org

Когда Елена родила сына Пашу, ей часто приходилось просить маму о помощи. Она с радостью занималась сыном, но при этом обвиняла дочь в том, что она едет на съёмки вместо того, чтобы заниматься ребёнком. Паша часто оставался с родителями Лены, а позже ей стоило немалых трудов отвоевать сына у собственных родителей. Просто они очень его любили, хоть и были достаточно строги с мальчиком.

К счастью, когда Елена вышла замуж за Ролана Быкова, он сумел каким-то немыслимым образом объединить всю семью. Поначалу Всеволод и Лидия Санаевы встретили его в штыки, но позже поддались обаянию зятя. С тех пор прекратились всякие распри в отношении Павла.

Всеволод Санаев. / Фото: www.ytimg.com

Лидии Антоновне поставили диагноз «склероз мозга» и она медленно угасала. Дочь терпеливо ухаживала за ней и мысленно просила прощения за все обиды, которые когда-то нанесла маме. Лидия Санаева ушла из жизни в 1995 году, а через 10 месяцев покинул этот мир Всеволод Санаев. Они прошли вместе через все испытания, долгое время жили под гнётом болезни жены. Всеволод Васильевич готов был носить её на руках и кормить с ложечки. Только бы его Лидия была жива. Он так и не смог смириться с утратой.

Дочь Всеволода и Лидии Санаевых пошла по стопам своего отца, как и другие известные актрисы. Они росли в творческой среде, часто бывали на репетициях в театре и на съёмочной площадке, видели, с какими трудностями приходится сталкиваться актёру. Однако ничто не могло заставить их отказаться от мечты. Отец, сам того не зная, передавал дочери свою тягу к актёрской профессии. Наши знаменитые актрисы были настоящими папиными дочками, унаследовав и отцовский талант, и тягу к сцене.

Диалог длиною в жизнь

По словам Елены Всеволодовны, ей приходилось всю свою жизнь «распределять» между мужем и сыном. Как-то она обмолвилась, что во многом именно из-за этого у них не было общих детей: всю себя она и так отдавала двум главным мужчинам в своей жизни. В быту Ролан Быков был большим ребенком, на ее плечах было все — от ведения домашнего хозяйства до строительства дачи. Она ездила с супругом практически на все съемки, параллельно еще и успевала сниматься в своих картинах.

Они прожили вместе 25 лет. Санаева называла эти годы «жизнью на вулкане». «То он огнем меня палил, то пеплом осыпал», — вспоминала она. Супруги прошли через многое – были в их жизни и непростые семь лет, когда Ролана Антоновича лишили возможности работать, он начал пить, а верная жена спасала его. Всеми силами Елена Всеволодовна боролась за мужа и тогда, когда стало известно, что Ролан Быков серьезно болен.

То, что у режиссера рак, выяснилось случайно, в 1996 году, когда он лег в больницу подлечить сердце. В том году на семью обрушились сразу несколько ударов: вначале умерла Лидия Антоновна, отец Елены, Всеволод Васильевич, пережил жену на несколько месяцев. Скончалась и мама Ролана Быкова. Самого режиссера успешно прооперировали, но через два года обнаружились метастазы в легких.

Быков ушел из жизни 6 октября 1998 года. Первые три года после его смерти Елена Всеволодовна вспоминает как самые тяжелые: она пыталась найти новый смысл жизни, не знала, куда себя деть. Сын на тот момент уже стал взрослым, у него была своя жизнь. Близких подруг у вдовы не было — долгие годы эпицентром ее жизни была семья. После смерти супруга Елена Санаева и сама начала снимать кино, выпустила несколько картин.

Елена Санаева с сыном Павлом Санаевым на церемонии вручения кинопремии «Злотой орел», 2011 год. Фото: Лариса Кудрявцева/Архив «ЕГ»

Как говорит вдова режиссера, этой профессии она выучилась, так как очень хотела доделать незаконченный документальный фильм Ролана Быкова «Портрет неизвестного солдата». Любовь, продлившаяся четверть века, жива в ее сердце до сих пор. Однажды Елена Всеволодовна рассказала: незадолго до смерти муж признался, что он не успел с ней «наговориться». Для нее их «диалог» продолжается и спустя годы после его ухода.

Личная жизнь

На сегодняшний день Елена Санаева является вдовой. Первым супругом актрисы был инженер Владимир Конузин. Мужчина получил высшее образование в Авиационно-технологическом институте. К кино Владимир никакого отношения не имел. Поженились они в 1967 году на день рождения общей знакомой.

Елена с сыном Павлом

На тот период Елена три года была неудачно влюблена в другого мужчину, но так как посчитала Владимира неплохой партией, вышла за него замуж без любви. В браке молодых людей родился сын, которого назвали Павлом (1969 года рождения). Через два с половиной года супруги расстались. После развода Владимир не принимал участия в воспитании сына и не встречался с ним.

Второй раз и последний Елена Санаева вышла замуж за известного кинорежиссёра и Народного артиста СССР Ролана Быкова. Творческие личности познакомились в 1972 году во время съёмок картины режиссёра Юрия Рогова «Докер», который снимался в Кишинёве. Ролан с первого взгляда влюбился в актрису, несмотря на то, что у него была масса поклонниц его таланта.

На тот момент Елене было 29 лет, а Ролану – 42 года. К тому же режиссёр ростом был на голову ниже актрисы, но творческую пару это никак не смущало. С первых дней знакомства режиссёр настойчиво звал актрису замуж. Уже через год в ресторане «Лидо» в Таллине Ролан сделал предложение руки и сердца Елене.

После школы Павел учился во ВГИКе на сценарном факультете и стал озвучивать фильмы зарубежного производства. Также стал отличным российским переводчиком. На сегодняшний день сын актрисы является популярным писателем.

Павел рано стал жить самостоятельно, с 20 лет. Сегодня он женат на Алёне Фониной и имеет дочку Веронику (внучка Елены). В свободное время актриса любит проводить время с любимой внучкой, часто водит её на разные кружки (пение, рисование).

Рост артистки составляет 168 см. Елена не любит летать самолётами, предпочитает передвигаться между городами на поезде. Несмотря на то, что у Ролана был тяжёлый характер, жили супруги счастливо до 1998 года до смерти кинорежиссёра. Жили они в кирпичном доме на Пятницкой. Во время съёмок фильма «Чучело» Ролан получил инфаркт, который привёл к плачевным последствиям со здоровьем.

К тому же режиссёр много курил, постоянно нервничал на работе. В итоге, через два года у Ролана были обнаружены метастазы в лёгких. Прожили супруги вместе 25 лет. У артистов была дача, на которой они периодически любили проводить время.

После потери супруга актриса выпустила «Стихи Ролана Быкова» (2010 год) и его дневники «Я побит, начну сначала» (2010 год). Также Елена сняла как режиссёр-документалист киноработу о жизни Ролана «Жизнь на вырост» и выпустила сказку Быкова «Заколдованная Принцесса» и его уникальный фотоальбом. Также Елена сняла автобиографические картины о жизни Юрия Германа, Юрия Роста.

Елена Санаева активно принимает участие в общественной деятельности. Является создателем Детского фонда имени Ролана Быкова.

Близких подруг у Елены нет. Москву актриса называет городом разлук, так как она разъединяет людей. Именно когда актриса смирилась с одиночеством, её стали активно приглашать на различные светские и творческие встречи, а также фестивали. По характеру Елена оптимист и называет жизнь большим счастьем. Считает свою жизнь очень интересной. Артистка не стесняется своего возраста.

Павел Санаев сейчас

Автор популярных романов не уверен, что будет и дальше пополнять собственную библиографию, когда 2-я часть «Раздолбая» дойдет до читателя. Павел считает, что писательство, занятие для интровертов, не подходит ему по психотипу. Куда интереснее съёмочный процесс, где «необходимо организовывать связи, делать командное дело, разруливать и творческие моменты на площадке, и сложные социальные конфликты».

На гонорар от книги Санаев хотел бы снять фильм в жанре экшен или триллер. Вот с антиутопией «Послезавтра умирает вчера» сценаристу не повезло. Из запланированного бюджета в $ 6 млн Министерство культуры выделило половину, оставшуюся никто не проспонсировал.

Павел Санаев в 2019 году

Летом 2019-го на экспертном совете ведомства, по результатам которого принимается решение о софинансировании государством новых кинопроектов, Павел представил картину «Шоу перед Рождеством». В актерском ансамбле — Гоша Куценко, Анастасия Уколова, Иван Жвакин и Дмитрий Нагиев. Увы, съемочной группе придется обходиться собственными силами и искать деньги на стороне. Мистический рассказ о противостоянии сверхъестественных сил не получил господдержку и не попал в так называемый резерв.

Пат и Паташон

Санаевой — 30, Быкову — 43. Она хороша собой, на 10 см выше его, замужем второй раз, растит малыша Пашку от первого мужа. В то время как Ролан, расставшись с актрисой Лидией Князевой, не пропускает ни одной юбки. «Король уходяльщиков», — говорили о нем.

Статья по теме «Человек-якорь». Елена Санаева о своем отце, актере Всеволоде Санаеве

«Леля, вы не монтируетесь вместе», — «припечатал» дочь Всеволод Санаев, увидев ее на «Ленфильме» с Быковым. «Того не буде нiколи!» — отрезал отец Ролана. И добавил лаконично: «Пат и Паташон!».

Бывшая жена Быкова звонила родителям Елены: «Он сломает ей жизнь! У меня антресоли завалены письмами женщин…». Впрочем, «доброжелателей», предупреждавших Санаевых о «чудовище Быкове», и без нее хватало.

А Елене хватило ума, терпения и выдержки не обращать внимания на сплетни и не слушать доводов матери: «он тебя высосет и выбросит». Быстро смирилась Елена и с быковскими «ТТХ» — он ничуть не смущался, что едва достает ей до плеча, нежно звал журавликом — за длинные ноги. И только разница в возрасте сильно бросалась в глаза. «Какая у вас чудесная дочка!», — говорили Ролану Антоновичу. Тот шипел на Лену: «Купи наконец солидную одежду. Не будь девочкой!». Хотя сам же за эту ее «девочковость» и полюбил…


Лиса Алиса для своего Базилио. История любви Елены Санаевой Подробнее

«Тебя Бог выдумал…»

Вскоре Быков и Санаева начали жить вместе, хотя расписались они только через десять с лишним лет. Елена выглядела значительно моложе своего возраста. Быкова, который, наоборот, выглядел старше своих лет, очень выводило из себя, когда малознакомые люди называли актрису его дочкой. Ради него она изменила прическу, чтобы выглядеть взрослее, пошла против родителей — это были далеко не единственные жертвы со стороны актрисы, но она никогда ни о чем не жалела. Бывшая жена Ролана Быкова рассказывала ее родителям о любвеобильности экс-супруга и мешках писем от поклонниц. Санаевы были против этих отношений, но чувства оказались сильнее их увещеваний. А потом сила этой любви заставила их переменить свое мнение в отношении режиссера, правда для этого потребовались годы.

Быков признавался, что на момент их встречи уже не верил, что может полюбить. «Тебя Бог выдумал и послал мне», — говорил он жене. Соединивший их судьбы фильм режиссер и актер терпеть не мог, роль в «Докере» называл чуть ли не единственной, которой стыдился, но какое это имело значение, когда благодаря ей судьба подарила ему главную женщину в его жизни!

Поначалу супруги жили с мамой Ролана Антоновича. Сын Елены Всеволодовны остался с ее родителями: в том, что ему будет с ними лучше, актрису настойчиво убеждали и свекровь, и, особенно, мама, властная женщина, любившая внука самоотверженной, тиранической любовью.

Елена Санаева оказалась между двух огней. С одной стороны — свекровь, ревнующая ее к сыну, с другой — собственная мама Лидия Антоновна, страдавшая из-за того, что у нее не получилось оградить дочь от мужчины, который может сломать ей жизнь, и прикладывавшая все усилия к тому, чтобы уберечь внука. Эту драматическую историю Павел Санаев потом описал в своей книге «Похороните меня за плинтусом», по которой впоследствии был снят фильм. Он вспоминал, что Лидия Антоновна любила близких с такой «тиранической неистовостью», что ее любовь «превращалась в оружие массового поражения».

Без сына Елена Санаева страдала страшно, виделась с ним постоянно — благо жили они рядом, но все попытки изменить ситуацию оказывались безуспешными. До 11 лет Павел оставался с бабушкой и дедушкой. Когда он, наконец, начал жить с мамой и ее новым мужем, первое время мальчик был настроен (не без стараний Лидии Антоновны) против Быкова. Но постепенно их отношения наладились. У знаменитого режиссера было огромное чувство ответственности за близких — и он чувствовал ответственность за Павла, как за собственного ребенка. Со временем потеплели и отношения Ролана Быкова с тещей, Лидия Санаева наконец поняла, что зять всей душой любит ее дочь и внука, и приняла его.

Детские годы и семья Елены Санаевой. Начало творческой биографии

Будущая знаменитость появилась на свет в конце октября 1942 года. Родной город Елены — Самара (прежнее название — Куйбышев).

Елена в детстве с мамой

Отец девочки, популярный актер кино Всеволод Васильевич Санаев  редко бывал дома, много времени проводил на работе. Мать Елены Санаевой занималась домашним хозяйством, а в свободное время любила бывать рядом с мужем на съемочной площадке. Маленькую дочку женщина брала с собой.

Родители девочки души не чаяли друг в друге и в ребенке. В семье Елены Санаевой царила атмосфера любви и тепла. Несмотря на слабое здоровье и частые нервные расстройства, мать Елены Санаевой с удовольствием заботилась о близких и уделяла им много внимания.

Девочка боготворила отца, стремилась быть во всем на него похожей. С детства она мечтала стать актрисой, поэтому после школы поступила в театральный институт. Вскоре симпатичную девушку с выразительными темными глазами пригласили на съемки фильма о генерале Рахимове, а затем и в другие проекты.

Елена Санаева в молодости

Ее дальнейшая карьера в кинематографе складывалась на редкость успешно. Талант Санаевой оценили многие именитые режиссеры страны, в том числе Василий Шукшин. Он предложил Елене интересные роли в нескольких своих картинах. Так начиналась творческая биография актрисы.

Встреча с прекрасным

Всеволод Санаев. / Фото: www.liveinternet.ru

Всеволод Санаев родился в семье рабочего, где практически один за другим родилось 12 ребятишек. Правда, половина малышей скончалась в раннем возрасте. Всеволод особыми успехами в учёбе не блистал и после шестого класса уже трудился на Тульской гармонной фабрике. Но мечты его всегда были далеко. Паренёк из рабочей семьи, увидев на сцене тульского театра МХАТовскую постановку «Дядя Ваня», просто заболел театром.

Новым потрясением для него стала новость о том, что один из руководителей фабрики, где он трудился, посещает драмкружок. Всеволод стал приходить на репетиции, но втягивался сложно. Зато по вечерам после работы он спешил теперь в Тульский драмтеатр, где хватался за любую работу. Проворного юношу заметили, и он даже пару раз появился на сцене с коротенькими репликами. А потом кто-то из актёров посоветовал Всеволоду учиться.

Всеволод Санаев. / Фото: www.movieroom.net

И он поехал учиться в Москву. Родители его были категорически против, однако удержать Всеволода Санаева не смогли ни уговоры, ни материнские слёзы. Сначала он учился на рабфаке, после поступил в театральный техникум, потом – в ГИТИС. После окончания ГИТИСа Всеволод Санаев был принят в труппу МХАТа.

Жизнь и работа с Роланом Быковым

В 1972 году Режиссер Юрий Рогов пригласил 29-летнюю Елену Санаеву на роль Варвары в социальной драме «Докер». Ее мужа в этом фильме должен был играть Ролан Антонович Быков. В свои 43 года он уже давно состоялся как актер и режиссер, 15 лет прожил в браке с актрисой Лидией Николаевной Князевой.

Съемки «Докера» проходили в Молдавии, в городе Кишинев. Санаева, которая боялась летать на самолетах, поехала на поезде и опоздала к началу съемок. Быков сердился, предлагал заменить незнакомую ему артистку на Майю Булгакову или Люсьену Овчинникову. Но когда приехала Санаева и заявила, что раз она здесь – значит снимать должны именно ее, Ролан Анатольевич мгновенно влюбился в девушку с крутым характером и стал проявлять знаки внимания. Вопреки сценарию, в первый же съемочный день он поцеловал ее прямо в кадре.

Быков был невысоким – на голову ниже Санаевой и не блистал красотой, но при этом слыл покорителем женских сердец. Перед его обаянием и харизмой не устояла и Елена, и через год после встречи они стали жить вместе, а вскоре – и работать.

В 1975 году супруги снялись в одном из самых ярких хитов детского кинематографа – сказке «Приключения Буратино» режиссера Леонида Нечаева.

С Роланом Быковым в сказке «Приключения Буратино» (1975)

Парочка Лиса Алиса и Кот Базилио прославилась на всю страну и за ее пределами. Но комедийный образ Алисы повлиял на кинокарьеру Санаевой: режиссеры перестали предлагать ей роли лирических героинь и стали воспринимать ее как характерную актрису. Санаева в большом количестве играла второстепенных персонажей – подруг, соседок, попутчиц, матерей и т.д.

Вместе с мужем Елена Всеволодовна снялась еще в нескольких фильмах:

  • В 1975 году в военной драме «На ясный огонь» Санаева и Быков сыграли семью Дубасовых – генерала Льва Пантелеймоновича и его жену Нину Викторовну.
  • В 1976 году в сказке «Деревня Утка» Санаева играла маму восьмилетней девочки Оли, а Быков – доброго сказочного персонажа Шишка, живущего за печкой в деревенском доме бабушки.
  • В 1977 году супруги сыграли мужа и жену в 1-й и 2-й сериях трехсерийного фильма «Дни хирурга Мишкина».
  • в 1979 году в комедии «Жил-был настройщик», соавтором сценария которого был Быков, исполнили главные роли настройщика Ивана Ивановича и его возлюбленной Лены. В этом же году Санаева и Быков вместе снялись еще в двух фильмах – комедии «Пена» и сказке «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», где Ролан играл предводителя разбойников, а Елена – духа пещеры Сим-Сим.
  • В 1985 году в трагикомедии Аллы Суриковой «Искренне Ваш…» супруги изобразили ведущую актрису театра Нину и главного режиссера Постникова. В детективе «Подсудимый» того же года Елена играла председателя суда Ирину Андреевну, а Ролан – адвоката.
  • В 1989 году Санаева и Быков снимались вместе в трагикомедии Сергея Овчарова «Оно» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Как режиссер Ролан Быков не очень охотно снимал жену в своих фильмах. Главных ролей он ей не предлагал, выбирая других актрис. Тем не менее, Елена Всеволодовна снялась в нескольких картинах своего супруга:

  • В 1977 году сыграла роль дочери штаб-офицерши Подточиной в фильме «Нос» по повести Н.В. Гоголя, сам Быков перевоплотился в коллежского асессора Ковалева.
  • В 1982 году в лирической комедии «Свадебный подарок» Санаева и Быков сыграли друзей хозяина квартиры Ольгу и Яшу.
  • В 1983 году в драме «Чучело» Санаева играла учительницу Маргариту Ивановну Кузьмину. Быков, кроме режиссуры, воплотил образ дирижера оркестра в Суворовском училище. В этом же фильме в роли Васильева – одноклассника Лены Бессольцевой – снялся сын Елены Всеволодовны Павел Санаев.
  • В 1995 году в детском приключенческом фильме «Русский паровоз» Елена сыграла мадам Шапшикину – секретаря «американского бизнесмена» Джона Сильвера в исполнении Ролана Быкова.

В тех фильмах, где Санаева не работала вместе с мужем, она часто снималась вместе с отцом Всеволодом Санаевым, как правило оба – в эпизодических ролях: «Частная жизнь» (1982), «Тайна «Черных дроздов»» (1983) и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector