Юрий катин-ярцев
Содержание:
Последние статьи
-
Кто придумал McDonald’s: От небольшого ресторана для автомобилистов до империи фастфуда 11.12.2021, 22:04 -
Какой самый дорогой подарок получила дочь Филиппа Киркорова к 10-летнему юбилею 11.12.2021, 19:51 -
Чем мыли волосы советские женщины, и Какие секреты оставили нам модницы из СССР 11.12.2021, 18:24 -
Как перфекционизм погубил «величайшего кутюрье Запада»: Чарльз Джеймс 11.12.2021, 16:45 -
Как на юге Руси на ведьм: Инквизиция по-украински 11.12.2021, 14:38 -
Как складывается неэкранная жизнь актрисы, сыгравшей Катю в фильме «Бумер»: Яна Шивкова 11.12.2021, 12:54 -
Почему актриса, сыгравшая прекрасную принцессу Лею в «Звёздных войнах», не любила свою роль: Кэрри Фишер 11.12.2021, 11:45 -
О каких ошибках жалеет звезда сериалов Денис Матросов, и с кем он нашел свое счастье после двух разводов 11.12.2021, 10:29 -
Роман с Собчак, попадание в Книгу рекордов Гиннесса и другие факты о танцовщике Евгении Папунаишвили 11.12.2021, 09:05 -
Как Пикассо рисовал Дон Кихота, и Чем его герой отличался от канонического персонажа 10.12.2021, 22:21
Все статьи
Жизнь и дела семейные
В течение длительного времени личная жизнь исполнителя не складывалась удачно. В одиночестве он оставался довольно длительное время.
Женился актер в сорок четыре. В браке у него родился единственный ребенок, сын Михаил. Позднее он стал известным историком, специалистом по исследованиям в области генеалогии.
Известность Юрия Васильевича как педагога обеспечил его индивидуальный подход к каждому из студентов. Все ученики помнят мастера.
Они рассказывают, что на курс он брал всех, каждому подбирал роли и отличался предельными тактичностью и деликатностью. Так, по воспоминаниям Е. Симоновой, именно такой подход стал определяющим в ее будущей актерской карьере.
Огромное значение для педагога имело мастерство художественного чтения, он подолгу проводил репетиции мизансцен. Огромное значение Юрий Васильевич придавал чтению классики. Он активно участвовал в телеэкранизациях романов. Ученики помнят преподавателя как внимательного, отзывчивого и доброго педагога.
Знаменитый артист покинул мир в 1994. Зрителям запомнилось его творчество по небольшим ролям. Но именно Катин-Ярцев поднял искусство эпизода на уровень профессионального мастерства.
Благодаря изумительному характеру друзей у Юрия Михайловича было очень много. Потому и в брак, вероятно, он вступил столь поздно. Во многом поклонники информацией о знаменитом отце обязаны именно единственному сыну актера.
С детства умел зарабатывать
Кстати, в этом году у фильма тоже юбилей: 45 лет. Стало быть, во время съемок Катину-Ярцеву было 54 года. И именно «Приключения Буратино» сделали актера известным на всю страну. Полтора десятка прежних работ не могли принести ему такой славы, какую принес Сизый Нос — старый столяр, взявший в руки полено, чтобы сделать ножку для стола или еще что-нибудь…
Роль-то небольшая. Но запомнили Катина-Ярцева и взрослые, и дети. По крайней мере, в лицо его и сегодня знают многие из тех, кто был советским ребенком.
Стать артистом Юра готовился с детства: много читал, посещал две театральные студии. И в детстве же начал сам зарабатывать. За каждое написанное от его имени письмо дедушка давал мальчику пятачок. И Юра тратил его не на мороженое или газировку, а на очередную книгу. В 8 лет он остался без отца (Василий Нилович был потомком дворян Рязанской губернии, работал бухгалтером), который умер от тифа. Мать поднимала Юру одна. Так что баловать сына было особо не на что.
Статья по теме
Уникальный дуэт. Папанов и Миронов сыграли свои лучшие роли в паре
Любимец миллионов зрителей
Юрий Катин-Ярцев в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Его главной любовью был театр. Он не мечтал о кинематографе и долгое время отказывался сотрудничать с киностудиями. Свою первую кинороль Катин-Ярцев исполнил только в 33 года, и первое время играл только эпизодические роли и появлялся на экранах преимущественно в телеспектаклях, а потому широкому зрителю не был известен. Многие помнят его только в зрелом возрасте, ведь крупные роли он начал получать уже после 50-ти, а всесоюзная слава пришла к нему в 54, когда актер сыграл Джузеппе, друга папы Карло, в фильме «Приключения Буратино».
Кадр из фильма *Тот самый Мюнхгаузен*, 1979 | Фото: autogear.ru
Зрителям он также наверняка запомнился по ролям верного слуги барона Мюнхгаузена, гренадера из фильма «Трое в лодке, не считая собаки», преподавателя музучилища из «Визита к Минотавру», фотографа из «Приморского бульвара» и др. Сам же актер своей любимой киноработой называл роль Суворова в фильме «Багратион». Катин-Ярцев гордился и своим внешним, и внутренним сходством с великим полководцем. Хотя во время съемок его одолел недуг, он ездил верхом по горам и выдерживал серьезные физические нагрузки.
Юрий Катин-Ярцев в фильме *Багратион*, 1985 | Фото: kino-teatr.ru
Главные роли в кино ему доставались редко, но даже из эпизодической роли Катин-Ярцев умел сделать яркое представление, которое запоминалось миллионам зрителей. Режиссер Элем Климов, который снял актера в двух своих фильмах, после этого говорил о нем: «Я познакомился с актером, который сыграл и смерть, и любовь. Без единого слова». Хотя актер пришел в кинематограф достаточно поздно, он успел сыграть более 100 ролей. Он выходил на сцену и съемочную площадку до последних дней, даже тогда, когда медики прописывали ему постельный режим.
Юрий Катин-Ярцев и Михаил Ульянов | Фото: ekogradmoscow.ru
Он был не только человеком большого актерского дарования, но и обладателем редких личностных качеств: у него не было ни врагов, ни недоброжелателей, ведь актер никогда ни о ком не отзывался плохо. Михаил Ульянов, для которого Катин-Ярцев стал и наставником, и другом, о нем говорил: «Юрий Васильевич – человек уникальный и светлый, почти обожествленный. В нем было что-то от ангелов: лысая голова, огромные детские глаза и влюбленные взгляды на всех, кто его окружает, с кем он работал, дружил. Он был уникальной личностью, потому что, не занимая ведущих ролей ни в кино, ни в театре, он был светлый какой-то, ангельской души… Он был самым честным, самым порядочным, справедливым, мудрым, отзывчивым. Со своими бедами все шли к нему. Это вышло само собой, он к этому не стремился, но каждый понимал, что он ниже, хуже, «жиже» Юры
Кадр из фильма *Визит к Минотавру*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru
Преподавание и игра
Ученики же полагают, что более всего актер напоминает себя самого в образе дворецкого Томаса. Да и кинокартина о Мюнхгаузене принесла исполнителю и преподавателю подлинные известность и признание.
Чрезвычайно высоко оценивается работа Юрия Васильевича в экранизации произведения В. Распутина «Прощание с Матерой». Особенно хорошо удавались исполнителю персонажи людей наивных и простых. Но учениками отмечено, что образы под силу Катину-Ярцеву были самые разные, благодаря многогранности преподавателя-актера.
Особенно драматичным получился персонаж редактора Достоевского, простого служащего, искренне желающего помочь Федору Михайловичу. Небольшая роль особенно запомнилась актеру.
Юрий Васильевич был всегда занят. Он много играл в театре, снимался в кино, преподавал. В жизни своих студентов актер принимал живейшее участие. Жизнь Катина-Ярцева от театральной и училищной оказалась неотделимой.
В число наиболее знаковых киноработ актера вошли «Агония» и «Прощание». Он исполнил в первой ленте Пуришкевича, члена Государственной императорской думы, страстного, волевого и весьма властного человека.
Актерская игра сделала экранную личность незаурядной во всех отношениях: красноречивой и энергичной. В «Прощании» Катину-Ярцеву персонаж достался философский. Он сыграл пожилого и непростого человека.
Быть требовательным к себе и снисходительным к другим
Режиссеры любили работать с актером. Да и как было не любить: он был органичен в любой роли, хотя в основном ему предлагали эпизоды. Он просто знал, что делать и как. И выполнял свою работу безупречно. В конце концов, не он ли вырастил в своей мастерской плеяду «народных»? Гундарева, Райкин, Богатырев, Смехов, Симонова… Его ученики превосходили его по известности, регалиям, даже по любви зрителей. Они снимались много и в главных ролях. А он учил, воспитывал, был для них отцом, советчиком. И просто добрым человеком, к которому можно было подойти с любой проблемой, бедой. И который часто плакал из-за того, что обидели… кого-то из его учеников.
Со студентами Юрий Васильевич занимался до последнего. Даже когда уже не мог выходить из дома — ребята приходили к нему сами. Понимая, что такого учителя больше не будет. Попасть на курс Катина-Ярцева считалось большим везением.
Потомок дворянского рода
Актер в юности | Фото: kino-teatr.ru
Многие из тех, кто был лично знаком с Юрием Катиным-Ярцевым, обращали внимание на его врожденное благородство и аристократизм. Один из его учеников, Константин Райкин, говорил о нем: «Юрий Васильевич был человеком, который вокруг себя распространял ауру интеллигентности, порядочности
Понятие интеллигентности в русском понимании – это обязательно порядочность, это не просто интеллектуальный человек интеллектуального труда, но еще и особые какие-то качества морали. Мне кажется, он был высочайше порядочный человек.
Вообще, тогда Щукинское театральное училище в своем педагогическом составе имело несколько людей уникальных не только по дарованию, но и по своим человеческим качествам. Это были лучшие люди театрального мира, такие аристократы духа». И в этом не было ничего удивительного – по линии отца он был потомком древнего рода дворян Катиных-Ярцевых из Рязанской губернии, первое упоминание о которых датируется 1594-м годом. Когда Юрию было 8 лет, жизнь отца забрал тиф, и мать больше не выходила замуж, посвятив себя воспитанию единственного ребенка.
Детские и юношеские годы
На свет будущий артист появился в 1912 году в Москве. По происхождению он потомственный дворянин из-под Рязани.
Юрий в семье оказался единственным ребенком. Мальчик много читал, сильно увлекался театром. С удовольствием Юрий посещал автозаводскую театральную и студию при дворце самодеятельности.
После окончания школы без особых усилий вчерашний школьник поступил в Щукинское училище. Но спустя месяц актер ушел сражаться на фронт, где стал, отличившись, орденоносцем.
Даже на войне Катин-Ярцев не бросил занятий театром. Он сам ставил любительские спектакли, читал своим сослуживцам, приобретая навыки актерского мастерства.
К учебе молодой человек вернулся лишь после завершения сражений. Он закончил выбранное ранее училище.
Юноша застал произведший на него сильное впечатление курс Е. Вахтангова. Бывшему фронтовику удалось найти общий язык со всеми.
Получивший диплом выпускник стал преподавать и поступил на службу в театр на Малой Бронной. Катин-Ярцев впоследствии заслужил славу одного из самых лучших педагогов.
Театр и фильмы
Творческая биография Юрия Васильевича началась в 1950-х, он поступил в Театр на Малой Бронной, который искренне полюбил. На киноэкранах актер появился в советском фильме «Школа мужества», органично вписавшись в компанию признанных творческих светил.
В последующие пару десятилетий Катин-Ярцев живыми выступлениями радовал тысячи людей. В спектаклях, поставленных на сцене талантливыми московскими режиссерами, одаренный выпускник «Щуки» сыграл десятки главных ролей.
В зрелом возрасте, наступившем в середине 1970-х, Юрий вернулся в кинематограф и появился в картине о старине. В драме Элема Климова «Агония» партнерами театрального профессионала стали Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих и Велта Лине.
В тот же период шла работа над советским сериалом о разведке, который сценарист Юлиан Семенов назвал «Семнадцать мгновений весны». Воссоздавая образ ученого Рунге, оказавшегося в застенках гестапо, мастер мгновенного перевоплощения достиг поразительной глубины.
Слава постучалась в дверь актера после фильма «Приключения Буратино», друга папы Карло Джузеппе полюбили взрослые и малыши. Было заметно, что в характер светлого, обаятельного персонажа выдающийся гражданин Страны Советов вложил частицу широкой души.
В дальнейшем в фильмографии Катина-Ярцева появились блестящие эпизоды, сделавшие классические картины признанными шедеврами кино. В «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» актер сыграл роль библиотекаря, а в «Петровке, 38» — неприметного приятеля Арно.
Несомненным успехом Юрия Васильевича стала комедия «Тот самый Мюнхгаузен», за эту работу съемочная группа удостоилась ряда международных призов. Не меньшей популярностью пользовалась кинолента «Трое в лодке, не считая собаки», показанная по телевизору в конце 1970-х годов.
В редких беседах с журналистами, опубликованными в газетах, артист с любовью и вдохновением говорил о маленьких ролях. Он вспоминал выдающиеся проекты «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», «Незваный друг», «Каникулы Кроша» и «На гранатовых остовах».
Юрий Катин-Ярцев в роли Джузеппе в фильме «Приключения Буратино
В 80-х, разрываясь между театром и кинематографом, Катин-Ярцев сыграл Александра Суворова в исторической драме «Багратион». После этого в актерском портфолио появились такие фильмы, как «Отче наш», «Визит к Минотавру», «Приморский бульвар» и «Казенный дом».
В наиболее плодотворный период Юрий Васильевич стал преподавателем, он воспитал и представил зрителям десяток талантливых учеников. Константин Райкин, Наталья Гундарева, Леонид Ярмольник и Яна Поплавская благодаря наставнику присоединились к элите из творческих кругов.
Являясь непревзойденным мастером литературного художественного слова, мужчина ставил моноспектакли с участием известных коллег. Чтецы Юрий Мышкин, Яков Смоленский, Павел Любимцев и Вадим Маратов считали, что исполнитель роли Джузеппе — талантливый уникальный человек.
Катин-Ярцев ходил на работу, пока позволяло здоровье. Он не отказывал режиссерам, предлагавшим роли в кино. Последний фильм «Возвращение “Броненосца”», законченный в середине 1990-х, актеру, отдавшему жизнь искусству, увидеть было не суждено.